Чернова Галина Михайловна : другие произведения.

Первый русский царь Иван Васильевич ,который Грозным стал

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  В недавней публикации о нём в "Русской семёрке" (Интернет) говорится о злодеяниях его в Новгороде и Пскове,ссылаясь при этом на неких немецких
  историков-Штадена Генриха и Шлихтинга Альберта.Довольно занятные люди.С ними стоит познакомиться.
  Штаден Генрих(1542-?),немецкий авантюрист,служил в России опричником в 1564-76г.г.и стал автором записок,"О Москве Ивана Грозного".
  В конце 70-80гг разрабатывал планы немецкой и шведской интервенции в Россию.
  Другим свидетелем злодеяний Ивана Грозного оказался немецкий дворянин Шлихтинг Альберт,который с 1564г находился в русском плену.В 1576г бежал в Литак,
  где написал два сочинения о России в период опричнины.
  Чтобы понять такое явление как опричнина и характер самого И вана Васильевича стоило бы прочесть замечательную драматическую повесть Алексея Толстого,
  написанную на основе обширного исторического материала.
  Помимо трудов дореволюционных историков Карамзина Н.М.,КЛЮЧЕВСКОГО в.о.,Виппера Р.Ю.и Платонова С.Ф.,ПИСАТЕЛЬ ШИРОКО привлекал произведения самого Грозного
  и его современников,мемуары,записки,письма,летописные и фольклорные памятники эпохи.А.ТОЛСТОЙ ИСПОЛЬЗОВАЛ ПЕРЕПИску Грозного с Курбским,Послание Грозного в
  Кирилло-Белозерский монастырь 1573г,труды вышеупомянутых Штадена и Шлихтинга,"О государстве русском" Джильса Флетчера,"Псковские летописи",Степенную книгу",
  "Домострой",сочинения Ивана Пересветова и Ермолая Еразма и такие,более поздние трактаты,как"Юродство о Христе и Христа ради,юродивые Восточной и русской церкви"
  ключаря собора Василия Блаженного Иоанна Ковалевского.В драматической повести нашли отражение и фольклорные материалы взятые драматургом из сборников П.Симони,
  Кирши Данилова,АЮГригорьева.Ончукова и др.
  Для того
  чтобы вспомнить человека и царя Ивана Васильевича приведу несколько монологов из этого произведения.
  Из разговора царя с опричником Малютой Скуратовым.Царь Иван Грозный:
  "Тебе откроюсь:
  Тому 500 лет,как прородитель наш великий князь объехал на коне великие границы русской земли.Нерадивы были правнуки его,измельчали землю,забыли правду.Один род
  Ивана Калиты ревновал о былом величии.Ныне на меня легла вся тяга русской земли.Её собрать и вместо скудости богатство размыслить.Мы не беднее царя индийского
   бог нас талантами не обидел...А я,убогий и сирый, мечусь в этой келье...
  Мне мудрость змия,лисы лукавство...Магистр Фюрстенберг гордо сказал:русских одними копейными древками погоним в дремы лесные да степи песчаные вранам на съедение...
  Так они хотят,чтобы с нами было,хотят на неметчине,и в Литве.Так не будет...Казань и Астрахань-начало...Коней наших поить будем в Варяжском море,где я захочу...
  Малюта,не мешкая надо везти пушечное зелье,свинец,солонину и сухари в Новгород и Псков,ставить ратные запасы близ украин литовской и польской...
  Новгородским кузнецам-ковать ядра для великих стенобитных пушек..."
  В разговоре с Филиппом(игумен Соловецкого монастыря,затем митрополит московский):
  "В Москвк,знаешь,как живут бояре?Ни бога ни царя не боятся.В мыслях-вероломство,измена,клятвопреступление...Угодие плоти и содомский грех,обжорство да пьянство...
  В храме стоят,пальцами четки перебирают,ан по четкам-то они срамными словами бранятся.ЕЙ-ЕЙ,САМ СЛЫШАЛ."
  Из РАЗГОВОРА ЦАРЯ С Марьей Темрюковной,черкесской княжной,затем царицей.
  "...Слушай Марья....Я ЕЩЁ МЛАДЕНЦЕМ БЫЛ мою мать Елену отравили бояре.В этиж палатах,тогда они ещё голые были,меня держали пленником.По ночам не сплю,
  голову поднимешь с подушки и ждёшь:вот придут задушат.Бедного,бывало,за сутки один раз покормят,а то просвирочку съем.Тем и сыт.Что передумал я в эти годы!
  Не по годам я возрос,и сердце моё ожесточилось.А был я горяч и к людям добр.великое добро искал в книгах,-едва слова-то складывать научился.
  Ночью свечечку зажгу,книгу раскрою и будто я и участник и судья всем царствам,кои были,прошумели и рушились.Вот и вся моя забава и отрада.Гляжу на огонёк,босые ноги стынут,
  голова горит и вопрошаю:нет более Рима,отшумела слава Византии под турецкими саблями.В камни бездушные,в прах и пепел обратились две великие правды.
  Остались книжные листы,кои точит червь.да суета сует народов многих"...
  Иван Грозный и бояре.
  Бояре:В думу,в думу,ГОВОРИТЬ ХОТИМ::
  Иван Васильевич:Нож у тебя,князь Оболенский-Овчина!Нож у тебя князь Масальский!Кольчугу зачем надел князь Трубецкой!Изменники!Наверх ко мне с ножами пришли!псы!
  Холопы!Царёнком меня не задушили,теперь поздно!В руке моей держава русская,сие-власть.Советов мне ваших малоумных не слушать.. Неистовый обычай старины,что я-
  равный вам,забудьте со страхом...Русская земля-моя единая вотчина.Я-царь,и шапка Мономахова на мне выше облака.Ступайте прочь от меня!Малюта возьми фонарь-проводи Рюриковичей
  чёрным крыльцом..."
  Москва.Красная площадь.Лобное место.Иван Грозный:Прощайте,прощайте,прощайте,
  Жития нам в Москве более не стало..Сколь ни грозил я и не вразумлял,враги мои,недоброхоты людские-князья и бояре мои,и окольничии,и все приказные люди,а с ними вкупе
  епископы и попы,держа за собой поместья и вотчины великия да жалованье государское получая к тому же,обо мне государе о государстве нашем,обо всём православном христианстве радеть не захотели...
  От недругоа государство защищать не хотят..Ищут расхищения казны.Попирают благочестие душ своих ради сребролюбия,ради сладости мира сего,мимотекущего...А захочу я кого казнить-милые мои!
  Да крика-та,да шума-та!Епископы да попы,сложась с боярами да князьями,начнут печаловаться о вере-то.Уж я для них-лев-кровоядец,я- для них дьявол злопыхающий.Твердыня адова-им
  самодержавное государство наше...Хотят жить по-старому,-каждому сидеть на своей вотчине с войском своим как при татарском иге,да оттягивать друг у друга уезды.Государству нашему враги суть,
  ибо,согласись мы жить по старине,и Литва,и Польша,и немцы орденские,и крымские татары,и султан кинулись бы на нас черезо все украины ,разорвали бы тело наше,души наши погубили...
  Того хотят князья и бояре,тобы погибло царство русское...Увы!Рассвирепела совесть моя.С князьями и боярами и наперсниками их жить в согласии более не можем.С великой жалостью сердца надумали мы
  оставить Москву и поехать куда-нибудь поселиться опричь.Не люб я вам.Хочу рубища вашего или ещё чего худого?!Припала мне охота есть вас,кровь вашу пить?Так,что ли?прощайте.
  А,КАК ВАМ КНЯЗЬЯМ И БОЯРАМ,без царя жить немочно,жалую вам царя.Жалую тебя,государь Симеон Бекбулатович ,князьями и боярами моими,уделами и уездами ихними и градом Москвой.
  Отходите от меня изменщики в земщину.А мы идем опричь,не щадя отца и матери,брата и сестры.не щадя рода своего,этой метлой мести изменников и лиходеев с земли русской.
  Беседа короля польского Сигизмунда 2 Августа с рыцарями,МАГИСТРОМ ЛИВОНСКОГО ОРДЕНА КЕТЛЕРОМ,литовским послом Константином Воропаем и перебежчиком от русских Козловым.
  Сигизмунд:...судя по вашему виду у вас больше желаний,чем золотых успехов...Не беда,вы молоды,за стол,рыцари!Набивайте желудки ветчиной и колбасами,заливайте вином адский огонь
  в кишеках...Рассказывайте,СКОЛЬКИХ КУПЦОВ вы ободрали ночью на лесных перекрёсткахъ,сколько раз вас собирались повесить?Пью за ваши волчьи зубы!
  МАГИСТР ЛИВОНСКОГО ОРДЕНА КЕТЛЕР:
  ТЫ ПОСМЕЯЛСЯ НАД НИМИ,ВСПОМНИВ должно быть о несчастном рыцаре Генрихе фон Штадене,ставшем опричником у царя Ивана.Король,вот письмо от Штадена.Он предлагает нам помощь.Будучи приближенным к царю,
  он узнал все входы и выходы-как пройти через леса и болота к Мооскве и как всего проще побить мскосковское войско.Для завоевания Московского царства понадобится не более десяти тысяч рыцарей хорошо закованных в броню.
  Штаден пишет о сказочных сокровищах царя Ивана,которыми мы можем завладеть...
  Литовский посол Константин Воропай:
  Царь Иван Васильевич умён и просвещен как никто другой.Его ум-особенный,русский,трудный для нашего понимания.Царь готов без сна за книгой всю ночь при тоненькой свечке провести,и даже
  соколиная охота не часто прельщает его...Царь стал полновластным хозяином неизмеримых земель бывших вотчинных княжеств,которые он взял в опричный удел.Ему принадлежат два завоёванных татарских царства...
  Все мытные сборы,солеварни,торговля пенькой,дёгтем и корабельным лесом,ВЫВОЗ ИКРЫ В КАТОЛИЧЕСКИЕ СТРАНЫ-всё идет в его казну...Сам же он часто довольствуется в обед звеном печеной рыбы,несолёным хлебом и ковшиком кваса...
  Он завершает дело,завещанное отцом и дедом:собрать и укрепить русскую землю.Он раздвинул границы московские от Урала до Варяжского моря;он создал новое войско из служилых людей-опричников и окружил
   себя преданными псами...Он возвысил царскую власть,уподобляясь византийским императорам,и на пути к самовластию его не останавливают ни родственные связи,ни святость старины.
  Одна мечта владеет его разгоряченным умом...
  Он верит,что Московское царство должно стать источником добродетели и справедливости.Он неимоверно горд тем,что он-русский царь...Царь Иван-умный и опасный враг,
  великодушный и верный друг...
  Сигизмунд предателю земли русской Козлову:
  "В Москве перед самовластием царя Ивана все покорно склонились?Так ли?
  Козлов:"Нет всемилостивейший король...Господь уже занёс руку.в Москве и Новгороде и Пскове дюди на площадях кричат:"У опричников -де собачьи головы у седла,то
  слуги антихристовы..."Князья сабли наточили,готовясь к мятежу.Мы ждём только знака,знаменья твоего..."
  Сигизмунд:Юрий Всеволодович,и я ждал обещанного знамения да и ждать перестал...
  Козлов:"Прости...Казни...Был я близко от него-лишь руку протянуть..И нож зажал..Не смерти испугался,не лютых пыток...Из очей его вышел свет столь ужасный,как будто передо мной предстал Егорий Храбрый!
  Святой Юрка.Так русские зовут Георгия Победоносца...
  Царь Иван и Борис Годунов.
  Годунов:Государь,с ханом нам не справиться...
  Царь Иван:Худо,стыдно говорят мои опричники..(Указывая на зарево)Видишь...Возлюблена богом Москва,возлюблена земля русская..В муках бытие её,ибо суров господь к тем,
  кого возлюбил...Начала её не запомнят, нет ей скончания,ибо русскому и невозможное возможно...
  Так надо отвечать стоя передо мной в страхе...А ханов на нас много наезжало..."
  Алексей Толстой утверждал,чтоо Иван Грозный!справедливо считается создателем русского государства"Многолетняя победная вначале борьба Ивана Грозного окончилась военной неудачей,но русское государство было создано
  создано Время правления Ивана Грозного возникло и широко раскинулось от Каспия и до Байкала......Земля стала единой и отечество единым.
  Большой интерес представляет тоже драматическая повесть написанная почти на 100лет ранее,чем драма Алексея Толстого а именно в 1849г русским поэтом и драматургом Львом Александровичем Меем .
  Л.А.Мей начал свою драму в 1849г,но в условиях цензурного террора конца 40-50-х годов выводить на сцену царствующих особ и в частности Ивана Грозного было запрещено.Драма была закончена в 1859г
  Не всеми она была принята однозначноТак Н.Г.Чернышевский ,как и современные либералы,считал,что царство Ивана Грозного принесло беды народным массам,хотя сами народные массы думали далеко не так.
  Напечатав в 1860г пьесу в "Драматическои сборнике"Мей сопроводил её пространственными примечаниями,не менее интересными,чем само произведение(с выписками из псковской и новгородской летописей,
  из пискм Ивана Грозного Курбскому,изложением ряда исторических фактов и гипотез.
  В этих примечаниях Мей писал:
  "Царь Иван Грозный прежде всего был политиком.Разгромляя Новгород,он хладнокровно рассчитывал,как и кем поселит он его сожжённые концы и урочища,кто и как приурочит этот вольный город к
  Московскому великому княжеству...Да ещё и не так,не к великому княжеству московскому,-к царству...И населили,по царскому его государеву слову,великий Новгород-ярославцы,калужане,рязанцы,
  москвичи;а новгородские семьи переселены в Вологду,в Пермь,в Архангельск,под Сибирский камень и к Белому морю...Всё,что было в Новегороде живого и стародавнего,всё или вырвано с корнем вон,
  или выселено и замещено другими стихиями.Словом покончил царь Иван Васильевич с Новым городом,да уж кстати хотел и со Псковым покончить и вдруг...передумал.Отчего же?
  Неужели для Иоанна,не устрашившегося ни святыни собора,ни митры московского святителя были так важны слова печорского отшельника?Неужели поверил он чистосердечно коленопреклонённым
  воздаяниям рус псковичей и возгласам их,и молениям,и повинной их голове,и хлебу-соли наместника своего?
  Положительно можно отвечать:нет!..Зачем же,при ясном желании сокрушить Псков,пощадил царь Иван свою отчину?Уж во-первых потому,что досталась она ему от крестоприимной Ольги.
  Потому во-вторых,что со Псковым прежде его управился его родитель .великий князь Василий Иванович...Потому ещё пощадил царь Иван Васильевич Псков Великий,что,добиваясь своей отчины Лифляндов,попросту сказать-Балтийского моря
  царь при всей опале на своеволие и неурядицы,очень хорошо помнил,что Новгород и Псков были ганзейскими городами и что в них,всеми балтийскими заливами,входила европейская жизнь
  на шведских и норвежских шкунах,на голландских и английскихъ судах и наоборот-новгородские и псковские ладьи передавали Европе могучими веслами могучую русскую жизнь.И наконец потомучто бил ему осударь
   великий Псков челом и просил его,великого осударя, печаловаться о его,осударевой отчине...Ну как было устоять царю Ивану против этих ,так называемых политических доводов?
  Убеждён был царь Иван,что противников его и супостатов поглотит сама земля...
  Да и как же не убедиться было в этом царю всея Руси,тому,про кого весь православный народ сложил песню:
  Зачиналася каменна Москва-
  Зачинался в ней и грозный царь,
  Грозный царь Иван Васильевич:
  Он Казань-город походом взял:
  Мимоходом город Астрахань,
  Полонил царство Сибирское;
  Выводил измену из Новгорода,
  Выводил измену из Пскова...
  Он и комету 1584г считал провозвестницей своей судьбы-и не ошибся.18марта скатилась звезда его с поднебесья.
  Кажется,из приведённых мною летописных отрывков,из народных песен,из личной исповеди Иоанна на ухо князю Курбскому-ясно видно-что за мощь,что за светтлая мысль таилась под Мономаховой шапкой,,
  на челе царя Ивана? Вот мой ответ на все грядущие возражения против моей "Псковитянки""...и против Ивана Грозного."
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"