Чуксин Николай Яковлевич : другие произведения.

Номенклатурные механизмы по Павлу Чернову

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Комментарии к монографии П.В.Чернова "Новый геополитический передел мира: что будет с Россией". Конспект некоторых глав находится здесь


   Номенклатурные механизмы по Павлу Чернову
  
   В книге Павла Владимировича Чернова "Новый геополитический передел мира: что будет с Россией?", вышедшей в конце 2003 года в издательстве "Восточная литература" Российской Академии наук, разбирается несколько вопросов, ответы на которые, безусловно, актуальны для всех, кого волнует судьба России. В книге ставятся, например, такие вопросы:
  
   - Роль России в новом миропорядке.
   - Методика внешнего воздействия на геополитические образования.
   - Некоторые номенклатурные механизмы управления мировыми процессами, а также процессами, происходящими внутри стран.
   - Основные закономерности современного миропорядка
   - "Мировая финансовая власть" и ее влияние на социально-политическую жизнь различных государств.
   - Конфликтогенная модель мира и система межгосударственных отношений.
  
   Ранее я конспектировал монографию П.В.Чернова (Россия: этногеополитические основы государственности) и делал краткий разбор этой работы (находится здесь). В методическом плане новая монография мало отличается от предыдущей: тот же избыток псевдонаучности, то же отсутствие стройности и ясности изложения, то же недостаточно полное раскрытие заявленных тем. И все-таки считаю необходимым коротко остановиться на некоторых вопросах, затронутых Черновым. В его новой книге, как и в предыдущей, содержится много умных и достаточно новых мыслей, хотя главная задача автора: "показать, как цепочка личность - общество - государство складывается, как создается некий живой организм, который мы называем государством", - по-моему, так до конца и не решена в этой работе.
  
   Роль России в новом миропорядке.
   Я пропускаю главу "Роль СССР/России в новом миропорядке". В ней автор показывает, что "ни одна из форм российской государственности никогда не представляла собой колониальную дихотомию": колония - метрополия. Далее он разоблачает некоторые мифы, связанные с глобализмом - антиглобализмом, в частности, уверяет, что понятие "многополярный мир" "существует как пропагандистское прикрытие глобализма", что вряд ли верно. После этого идут разумные рассуждения о сокращении геополитического пространства России и возможности её дальнейшего распада, а также об особой опасности для России ее восточного соседа - Китая. Чернов считает, что "стратегия Запада в отношении КНР выстроена достаточно грамотно: сначала стимулируется экономический подъем, в том числе военно-промышленного комплекса. И вся эта сила может быть направлена в одном единственно возможном направлении - на север (на Россию).
  
   Затем П.В. Чернов анализирует некоторые события в мире, происходившие в последние десятилетия (вытеснение СССР из Египта, исламскую революцию 1979 г. в Иране, гражданскую войну в Алжире, блокаду Ливии и др.). Он трактует их как геополитические операции глобального масштаба, проводимые геополитическими центрами на периферии своих конкурентов. Коротко коснувшись положения в республиках бывшего СССР, Чернов подходит к выводу о том, что происходящие там события являются следствием целенаправленной политики по созданию вокруг России квазигосударств, зон этноконфессиональной и социальной нестабильности.
  
   Говоря о "стратегическом партнерстве" России и США, Чернов отмечает, что оно предполагает полное подчинение России интересам США. В любой момент США заявят, что больше не рассматривают Россию в качестве стратегического партнера. Таких односторонних действий США в истории наших отношений больше, чем достаточно. При нормальной геоэкономической модели мира нефтеэкспортирующие государства должны быть естественными союзникам потребляющих стран. Однако сейчас потребляющие государства явно стремятся взять под контроль всю эту цепочку - от добычи до потребления. В этом глубинная суть глобализации. Это определяет и место России в новом миропорядке.
  
   Мировая власть и мировая номенклатура
  
   Говоря о мировом заговоре, Чернов, вероятно, имел в виду, что не существует некоторого центра, подобного тель-авивскому офису "Де Бирс", в котором кучка злодеев, вождей мировой власти, денно и нощно плетёт интриги, направляя по нужному им пути финансовые, кадровые и идеологические потоки и не оставляя при этом видимых следов. Он близко подходит к мысли о том, что мировая власть представляет собой динамическую систему, являющуюся результатом взаимодействия множества игроков, обладающих экономическими, финансовыми, политическими, военными и другими интересами и ресурсами мирового масштаба. Эта система имеет во многом надгосударственный характер, и законы ее функционирования включают в себя существующие элементы международного права, но ими не ограничиваются, особенно в тех случаях, когда рамки международного права сами ограничивают важнейшие интересы ведущих игроков.
  
   В биполярном мире, который существовал до развала Советского Союза, на каждом из его полюсов было несколько направлений векторов интересов двух систем, одна из которых, кстати, была гораздо менее динамической и более жестко структурированной. Динамическая система Запада имела следующие векторы мировых интересов:
   - Устранение с мировой арены своего главного соперника - Советского Союза.
   - Сдерживание советской экспансии и завоевание позиций на периферии советского блока.
   - Обеспечение для себя благоприятных военно-стратегических позиций и поддержание военного превосходства над СССР.
   - Обеспечение стабильных и дешевых источников сырья и развитие рынка сбыта собственной продукции.
   - Обеспечение и развитие сфер приложения финансового капитала.
   - Продвижение либеральных и демократических ценностей как наиболее способствующих обеспечению экономических и финансовых интересов системы.
  
   Эти векторы интересов и лежали в основе тех действий Запада, которые внешне казались управляемыми из одного центра. Дело здесь не в наличии центра, хотя ряд организаций и призван был выполнять как раз координирующую роль. Дело в совпадении важнейших интересов для всех (или для подавляющего большинства) основных мировых игроков.
  
   Векторы мировых интересов жесткой советской системы имели гораздо меньше направлений:
   - Обеспечение внешних условий для собственного существования и развития.
   - Неограниченная экспансия идеологии марксизма-ленинизма.
  
   В военно-стратегической области Советский Союз тоже предпринимал ограниченные попытки улучшить свои собственные позиции, однако речь о достижении превосходства никогда не шла: военно-промышленный комплекс СССР по всем видам стратегических вооружений находился в положении догоняющего с разрывом в 5-10 лет. Государство напрягало последние силы, чтобы обеспечить хотя бы видимость паритета в этой области. Это делалось, в первую очередь, за счет крайне низкого уровня жизни населения и неразвитости бытовой инфраструктуры.
  
   Мирное сосуществование двух систем базировалось на совпадении следующих их интересов.
   Со стороны Запада - обеспечение стабильных и дешевых источников сырья и развитие рынка сбыта собственной продукции, а также сфер приложения финансового капитала. Со стороны Советского Союза - обеспечение внешних условий для собственного существования и развития. Отсюда и торговый оборот, и кредиты, и нахождение компромиссов в ситуациях, многие из которых были достаточно острыми. До шестидесятых годов интересы Китая в этом плане мало отличались от интересов СССР, а после почти на два десятилетия Китай занимался почти исключительно улаживанием проблем внутреннего характера.
  
   Развал Советского Союза не только снял главную задачу, стоявшую перед Западом. Он полностью изменил и абсолютную величину, и направление многих векторов мировых интересов. Задача сдерживания советской экспансии резко сократилась. В то же время сильно возросла роль завоевания позиций на периферии бывшего советского блока. Если еще в конце семидесятых эта периферия включала в себя страны Африки, Азии и Латинской Америки, идущие по так называемому социалистическому пути развития, то уже в восьмидесятых годах в эту периферию вошли государства Варшавского договора, а чуть позже - республики бывшего СССР.
  
   Также была снята задача поддержания военного превосходства над тем, что осталось от СССР. Активные мероприятия по развалу военно-промышленного комплекса России, а также по контролю над её стратегическими ядерными средствами сделали эту задачу легко решаемой. Размещение на площадках вблизи границ России систем ПРО, позволяющих перехватить российские ракеты на фазе старта и разгона, когда они представляют собой гигантские и легко уязвимые мишени, приведет к полному снятию этой задачи на ближайшие десятилетия.
  
   В то же время интенсивно продолжался захват Западом, в первую очередь, США, благоприятных военно-стратегических позиций на Балканах, в Восточной Европе, в Центральной Азии, на Ближнем Востоке. Началось приближение к границам другого возможного мирового соперника - Китая. Всё это сопровождалось беспрецедентной пропагандистской кампанией под лозунгами общечеловеческих ценностей, прав человека, свобод, борьбы с терроризмом, который вовремя подвернулся под руку. Под этот шумок решались всегда бывшие важными, но теперь ставшие первостепенными задачи обеспечения стабильных и дешевых источников сырья, развитие рынка сбыта собственной продукции, обеспечение и развитие сфер приложения финансового капитала.
  
   Россия же всё более и более превращалась в сырьевую колонию мировой власти. Одновременно была загублена собственная российская промышленная база, окончательно добито и без того хилое сельское хозяйство, и всё пространство России превратилось в гигантский рынок сбыта залежалых материальных и духовных продуктов Запада. Как нельзя кстати, Россия была посажена на финансовую иглу МВФ, с которой, кажется, никому ещё не удавалось соскочить, а громадный внутренний дефицит бюджета США стал регулярно подпитываться капиталом, создаваемым в России и нелегально вывозимым за её пределы. Впрочем, были созданы все условия и для их легального или полулегального вывоза. Фактически были созданы условия для внешнего финансирования иракской и афганской авантюры США, в том числе, за счет свалившегося нам с неба огромного (свыше ста миллиардов долларов!) золотовалютного резерва, который мы вряд ли случайно держим в США.
  
   Однако, гигантский геополитический вакуум, образовавшийся на том месте, которое занимал Советский Союз, привёл к возникновению, возрождению и резкому усилению векторов усилий тех источников, которые формально пока не контролируются мировой властью Запада. Одновременно по-настоящему большой скачок в собственном развитии сделал Китай. Соответственно, поменялись и векторы мировых усилий Запада.
  
   Таким образом, мировая власть существует, более того, в последние десятилетия она живет и процветает, но в её основе не "жидо-масонский" заговор, а совпадение интересов основных игроков мирового масштаба. Совпадение, надо сказать, временное. Мы уже видели, как сузился сам круг интересов мировой власти. Когда объединяющими останутся лишь интересы по сырью, сбыту и финансам, ситуация вернется к началу XX века, когда идеологическая конгруэнтность не помешала начать длительную, жестокую и кровавую Первую мировую войну. Такая вот спираль развития. Такая вот диалектика. Гегель отдыхает!
  
   Основные центры мировой власти и мировая номенклатура
  
   Павел Владимирович Чернов различает, как мы помним, три круга "мировой номенклатуры". Ядро "мировой номенклатуры" составляют лица - организаторы и активные участники мировых международных форумов. Далее идет "страновая номенклатура" стратегического назначения - это номенклатура генеративно-политических центров. Эти лица подбирают и назначают "страновую номенклатуру разового использования", а также "страновую номенклатуру" стран-трансфертов. Третий круг составляет мировая и региональная бюрократия (НАТО, ООН, ОБСЕ, ПАСЕ, Еврокомиссия, Международный суд в Гааге и др.). Эта высокооплачиваемая и потерявшая связь с родиной масса чиновников численностью в десятки тысяч человек составляет опору будущего "мирового правительства".
  
   В принципе, всё это существует. Но как представляется, мировая власть является более сложной и состоит из большего числа элементов, а те элементы, которые указаны Черновым, имеют несколько другое значение. Начнем с векторов интересов - мировая власть ситуативно формируется именно вокруг каждого из таких векторов.
  
   В первую очередь необходимо упомянуть транснациональные корпорации. Мощные, грамотно выстроенные, встроенные в политическую власть мало-мальски значимых геополитических образований, они являются главными заказчиками мировых событий, они ставят задачи перед политиками, они принадлежат к тем, кто финансирует всё более дорогостоящий механизм гигантского спектакля выборов, обеспечивая свои позиции независимо от их исхода. Да, они конкурируют между собой. Но в тех вопросах, о которых мы говорили выше, их усилия вполне совпадают. Именно в их интересах работают те "советники советников", о которых говорит Чернов, именно здесь они получают свои немалые гонорары, именно отсюда черпают они средства для прямого и косвенного подкупа. Всё это возвращается сторицей. За наш счёт, в конечном итоге.
  
   К этой же категории можно отнести военно-промышленные комплексы ведущих геополитических образований, в первую очередь, военно-промышленный комплекс США. "Боинг" и "Мак-Доннел Дуглас", "Рейтеон" и "Пратт и Уитни", сотни и тысячи предприятий, исследовательских центров и испытательных полигонов представляют собой мощный блок вполне определенных интересов, который ни одна власть не может игнорировать, и к мнению которого любая власть будет просто обязана прислушиваться.
  
   Далее идет финансовый капитал, может быть самый значимый в смысле мировой власти. Деньги на Западе означают всё. Власть денег сосредоточена во вполне определенных центрах, которые в свою очередь жестко координируются небольшим числом ключевых организаций. Именно сюда относятся упомянутые Черновым Международный Валютный Фонд, Всемирный Банк, мировые валютные биржи. Следует также учитывать, что значительный объем финансового капитала сосредоточен в руках лиц еврейской национальности, а работа в финансовых институтах в силу многовековых традиций считается для евреев наиболее престижной, что при наличии исторически сложившейся устойчивой мировой сети Евронета служит поводом особо озабоченным для идентификации мировой власти с мировым еврейством.
  
   Анализом ситуации на глобальном уровне, выработкой прогнозов и конкретных рекомендаций, продвижением либеральных и демократических ценностей как наиболее способствующих обеспечению экономических и финансовых интересов системы занимаются сотни крупных исследовательских центров. "Рэнд Корпорэйшн", Институт Джона Гопкинса, Институт Маршалла, Национальный Демократический Институт имени Мадлен Олбрайт, Институт Свободных избирательных систем, центры и лаборатории Агентства Национальной Безопасности, Фонда Сороса, Фонда Форда, Фонда Карнеги и им подобные являются мозгом мирового правительства, обеспечивают получение, анализ и переработку огромных объемов информации. Эта информация ложится в основу согласованных и выверенных рекомендаций для последующих активных практических действий.
  
   Поэтому указанные Черновым форумы "Большой Семерки", закрытые клубы, в том числе, Бильдербегский и другие, конечно, являются элементами мирового правительства, но относятся, скорее, к надводной части айсберга, подводная часть которого гораздо масштабнее и мощнее. Поэтому Клинтон, Буш, Керри не обязательно должны быть гигантами мысли или обладать собственным видением ситуации и собственным методом решения вопросов глобального порядка. Лучше будет, если такие качества у них будут вообще отсутствовать - достаточно умения улыбаться в камеру и пожимать руки избирателям. В этом смысле для мирового правительства нет никакой особой разницы в том, кто выиграет выборы и кто именно станет Президентом США: любой человек на этом посту вынужден будет считаться с интересами реальных хозяев мира и следовать рекомендациям, подготовленным их аналитическими центрами. Разница будет не в действиях, а в оттенках пропагандистской риторики операций обеспечения и прикрытия тех же самых действий.
  
   Мировая бюрократия вроде НАТО, ООН, ОБСЕ. ПАСЕ и пр., которая по Чернову составляет "третий круг" мирового правительства, вряд ли вообще является элементом этого правительства. Скорее всего, она представляет собой очень удобный, хотя зачастую и неуклюжий инструмент, обеспечивающий прекрасное прикрытие для проведения в жизнь исторических решений партии и правительства глобального уровня.
  
   Таким же инструментом мирового правительства являются региональные отделения всех этих внешне неправительственных и некоммерческих организаций, институтов и фондов, которые опутывают своей паутиной все мало-мальски значимые учреждения тех стран, куда направлено острие соответствующего вектора мировых интересов. Тотальный сбор информации, фильтрация, отбор и подготовка соответствующих местных кадров, внедрение агентуры влияния, выращивание и подкормка оппозиции, содействие ее организационному становлению и идеологической ориентации, обеспечение доминирования в элитарных кругах и средствах массовой информации.
  
   То же самое можно сказать и о страновой номенклатуре. Если говорить о России, реальные ее хозяева сидят далеко не в Кремле. Более того, это не Березовский, не Абрамович, не Ходорковский и не Гусинский с Вайнштоком. Чаще всего те, кого мы называем олигархами, являются лишь номинальными владельцами тех гигантских состояний, которые консолидированы с их участием и на их имя в период разгула демократии и преступной приватизации по Чубайсу. Они является представителями, агентами, управляющими, не более того. Каждый из них, судя по всему, выдал в свое время небольшую расписочку о том, что обязуется по первому требованию уступить свои права. Причем, не реальному хозяину, а тому, кто будет являться новым доверенным лицом этого хозяина. Всё это мы недавно имели удовольствие лицезреть воочию.
  
   Но именно эти реальные хозяева, входящие или всеми силами стремящиеся войти в мировую номенклатуру, являются солидными заказчиками политики и практики тех стран, в которые устремлены векторы мировых интересов. Именно в их интересах осуществляется управление элитой этих государств, именно они являются фактическими хозяевами партий и спонсорами движений, дирижерами "спонтанных" акций молодежи, шахтеров или домохозяек. Это было в Сербии. Это было в России. Это происходит сейчас на Украине. Там же, где пока не существует таких хозяев, мировое правительство обрушивает всю мощь своего аппарата, чтобы обеспечить дестабилизацию, управляемый хаос, а затем восстановить закон и порядок. Вернее, установить свой закон и свой порядок. Это происходит вокруг Беларуси. Это происходит вокруг КНДР. Это происходит вокруг Ирана.
  
   Механизмы управления номенклатурой
  
   Конечно, механизмы управления нашей номенклатурой гораздо и гораздо более сложные, чем это представляет Чернов. В принципе, одному этому вопросу можно посвятить монографию, и не одну. Все они сводятся к культивированию номенклатуры как социальной категории, когда доминирующим мотивом поведения индивида, входящего в номенклатуру, является сохранение и упрочение в ней собственного места. Всё остальное - идеология, интересы государства, интересы народа или конкретного коллектива, совесть, честь и достоинство уходят на задний план или исчезают вообще. Отсюда массовая и мгновенная трансформация бывших секретарей провинциальных обкомов КПСС в самых ярых приверженцев демократии и прав человека. Отсюда типичность павлов крашенинниковых. Отсюда крысы, бегущие с того корабля, который даже еще не начал тонуть, а лишь немного накренился, что мы наблюдаем сейчас на Украине и, возможно, будет наблюдать у нас в массовом масштабе ближе к 2008 году.
  
   Работа механизма управления номенклатурой начинается задолго до того, как данный конкретный индивидуй займет в ней свое место. Она начинается с общественной морали, с идеологии общества (или с ее отсутствия). Именно поэтому мировое правительство так озабочено вопросами контроля над интеллектуальной элитой, над шоу-бизнесом, над средствами массовой информации. Неважно, кто именно будет мелькать на экранах телевизоров: Киркоров, Познер, Глюкоза или Петросян с Дубовицкой. Важно, чтобы в сознание каждого человека внедрялись стереотипы гедонизма, пошлости, распущенности, отсутствия моральных барьеров. Важно, чтобы шла подготовка будущих кадров.
  
   Огромное значение у нас ввиду особенностей нашего национального склада является сила примера. Одной из характерных черт номенклатуры является подражательство. Вы помните, сколько любителей тенниса у нас внезапно полюбили горные лыжи. Если бы только это. Вспомните Починка с его женами. Вспомните обложки глянцевых журналов с номенклатурными леди, увешанными бриллиантами, стоимость которых, возможно, тысячекратно превышает зарплату их сановного мужа. Вспомните провал наивной попытки молодого кандидата в наследники Бориса Немцова пересадить номенклатуру на отечественные "Волги". Не здесь ли причина его последующих провалов? "Товарищ не понимает...".
  
   Ну и главное - на каком-то этапе начинает срабатывать круговая порука. Все повязаны общими преступлениями, нередко кровью. Каждый держит каждого за горло, но не может этим воспользоваться. В итоге все идут в одном направлении, стараясь идти и медленно, и в ногу. Разорвать такие порочные круги сложно, но можно. Правда, никому еще не удавалось это сделать демократическими методами. Если же добавить к этому клановый, тейповый характер номенклатуры значительного числа субъектов нашей так называемой Федерации, то можно понять, в чем именно заключается настоящая трагедия Путина и любого другого человека, который отважится стать во главе России.
  
   (Продолжение следует)
  
   17 ноября 2004 года.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"