Чуксин Николай Яковлевич : другие произведения.

Фотогалерея. Комментарии. Монастыри ч.3

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Продолжение комментариев о монастырях, представленных в фотогалерее на сервере моего друга Андрея Косорукова. Соловецкий - Крыпецкий - Николо-Пешношский монастыри. Есть новые фото. Поставил активные ссылки.


   Фотогалерея. Комментарии. Монастыри ч.3
  
(продолжение. Начало смотрите Фотогалерея.Комментарии. Монастыри ч.1 )
   В этой части я привожу известную, в общем-то, информацию о Соловецких островах и Соловецком Зосимо-Савватиевском Спасо-Преображенском монастыре, об Иоанно-Богословском Крыпецком монастыре, расположенном в Псковской области, а также о подмосковном Николо-Пешношском Мефодиеве монастыре. Во всех этих монастырях мне посчастливилось бывать, в некоторых не однажды.
  
   Соловецкие острова - архипелаг, находящийся в Белом море, между Онежской и Двинской губой, но ближе к Онежской в трехстах километрах от Архангельска, в восьмидесяти километрах от Кеми и в ста с небольшим километрах от Пертоминска . Архипелаг состоит из шести больших: Соловецкий, Анзерский, Большой и Малый Муксалмский, Большой и Малый Заяцкий, а также из сотни мелких островов и островков. Самый большой - Соловецкий остров - имеет размер в двадцать пять километров с севера на юг и шестнадцать - с запада на восток. На этом малом, в общем-то, пространстве насчитывается около 400 озер, большинство из которых соединено живописными протоками, выкопанными монахами в годы расцвета монастыря. Из космоса Соловецкий остров напоминает Африку с островами Муксалма на месте Мадагаскара, а еще кусок Луны, испещренный кратерами-озерами. Нет, я не был в космосе, но у меня есть превосходный космический снимок Соловков.
  
   Всего сто лет назад было целых три пути на Соловецкие острова (из книги "Православныя русския обители", 1910 год). Первый путь: из Москвы через Ярославль по железной дороге в Вологду, из Вологды по рекам Сухоне и Двине на пароходах до Архангельска, из Архангельска же до обители и обратно все навигационное время ходили монастырские пароходы. Второй путь: из Петербурга до Петрозаводска, от Петрозаводска до Повенца на срочных пароходах, от Повенца до Сумского Посада почтовая дорога 180 верст, а от Сумского Посада монастырь перевозил на своих пароходах. Третий путь: от города Каргополя вниз по Онеге до города Онеги, из Онеги морем на монастырском же пароходе. Очень легко и удобно. Где-то с середины мая до начала июля. Потом пароходы по рекам просто не ходят - межень, а значит, Соловецкие острова так же далеки от Большой Земли, как, скажем, остров Врангеля или Новая Земля.
  
   Сейчас - не лучше. Я летел на Соловки из Архангельска игрушечным пассажирским самолетиком Л-410. Тамошняя взлетно-посадочная полоса, построена чуть ли не в Великую Отечественную войну для посадки "Харрикейнов", она выполнена из перфорированных металлических листов и маленькие самолеты еще принимает. Теплоходы из Кеми пока, говорят, ходят, из Архангельска очень и очень редко.
  
   Соловецкий монастырь венчает путь развития православных монастырей Руси Московской, который начинается в подмосковном Радонеже, в Свято-Троице-Сергиевой Лавре, идет далее на север к Кирилло-Белозерскому Успенскому монастырю и завершается на Соловках. На этом стержне держатся сотни и сотни других монастырей, тоже знаменитых, тоже прославленных великими подвижниками, святыми и чудотворцами, но эти три - Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский и Соловецкий обозначают и направление развития русского православия на Руси, и ось вращения всей нашей жизни, ее духовную вертикаль.
  
   Троице-Сергиева Лавра была первым действующим монастырем, который я увидел, приехав в 1967 году из своей Тамбовской области застенчивым деревенским юношей. В Кирилло-Белозерский монастырь я уже привез своего сына, только что поступившего в Ленинградский тогда еще кораблестроительный институт. На Соловки же я попал впервые несколько лет назад, в 1998 году, успев к этому времени объехать полмира, посетить почти сотню наших монастырей, изучить немного историю Православия и историю России. Это были двадцатые числа июня, самый пик белых ночей - от Соловков до Полярного круга всего около сотни километров. К этому времени я уже знал, что такое сорокаградусные архангельские морозы, что такое зимние ветра в полярную ночь в Мурманске, вжимающие снег в вертикальные поверхности фасадов домов так, что он долго потом свисает с них гигантскими белыми наростами и не думает падать вниз. Я уже чувствовал неодолимую тягу Севера.
  
   Я понимаю, почему так притягателен Север - а он на самом деле тянет, зовет к себе с огромной силой, которой и не хочется сопротивляться. Дело не только в северном небе - особенном, бледно-голубом днем и роскошном, со звездами небывалой величины, ночью, не только в чувстве первобытного одиночества и удаленности от всего, что является для нас земным. Нет, причина - материальна, хотя действует она через сложный и пока не понятный мне механизм. Дело в том, что земля - круглая, и что она вращается. Ближе к полюсам суммарное механическое воздействие скоростей, ускорений, моментов силы этого вращения значительно уменьшается, и та наша внутренняя сила, которая тратилась на преодоление этого воздействия, вдруг высвобождается. Возникает ощущение полета, ощущение прилива сил, ощущение своих возможностей, которые раньше и не замечались. Это Север. Это его магия. Это его эйфория. Это его мистика.
  
   Наверное, именно эта магия и влекла на север великих подвижников, именно она привела на Соловки первооснователей монастыря - преподобных Германа, Савватия и Зосиму Соловецких. Думаю, будет нелишним рассказать немного о каждом из них. Если кто заинтересуется, более подробную информацию можно найти в издании "Соловецкий Патерик", Москва, Синодальная библиотека, 1991г.
  
   Преподобный Герман, соловецкий чудотворец, родился на севере, на берегах великой реки Сухоны, в городе Тотьма - я был там и что-то пишу о Тотьме в очерке Север . Там же есть несколько фото из Тотьмы. Примерно в 1428 году Герман, будучи иноком, попал вместе с рыбаками на Соловецкие острова, о которых был наслышан, но зимовать там не остался, а вернулся на материк и поселился в часовне у реки Выг на давно освоенном поморском берегу Белого моря. Да и сами Соловецкие острова были издавна знакомы поморам - здесь они ловили рыбу, здесь добывали морского зверя, но долговременных поселений здесь вряд ли было - слишком далеко от материка и слишком суровы здесь зимы.
  
   На Выге Герман и встретился с Савватием, иноком Кирилло-Белозерского монастыря, который сначала попытался обрести душевный покой на Ладоге, в тамошнем, тоже суровом, Валаамском монастыре, но не прижился и подался дальше на Север. Герман и Савватий вместе поплыли на Соловки, погрузив в лодку все, что было необходимо для обустройства в пустынном месте. Они высадились неподалеку от горы Секирной, и водрузили там крест, выбрав это место для поселения. Этот год - 1429-й - и считается годом основания Соловецкого монастыря. Прожили Герман и Савватий на острове шесть лет. В 1435 году Герман отлучился на материк за припасами, Савватий занемог, убоялся умереть без причастия и тоже уплыл на материк, где и скончался 27 сентября ст.ст. 1435 года.
  
   Через год Герман привозит на Соловки еще одного будущего чудотворца - преподобного Зосиму. Они селятся на этот раз в версте от нынешнего монастыря. Зосима тоже северянин, он родился в селе Толвуй на берегах Онежского озера. Иерархия трех первых соловецких иноков, соблюдаемая церковью такова: Савватий считается Соловецким первоначальником, первым иноком, продолжительное время жившим на островах; Зосима считается основателем Соловецкой обители и ее устроителем. Герман же, указавший дорогу на Соловки обоим чудотворцам, деливший вместе с ними все тяготы монашества в суровых условиях острова, переживший и Савватия, и Зосиму, как-то отодвигается в тень, если упоминается, то вскользь. Даже наша церковь в Гольяново, колокола которой я слышу почти каждое утро, называется церковью Зосимы и Савватия. О Германе - ни слова. Если я правильно понимаю, то Герман является местно чтимым святым, и то с 1692 года, в отличие от Зосимы и Савватия, почитаемых всей церковью аж с 1547 года.
  
   Осмелюсь предложить свою версию случившейся несправедливости. Дело, возможно, в том, что, как пишет "Соловецкий Патерик", Герман был неграмотным монахом, но он понимал значения подвигов первоначальников и диктовал клирикам записки о жизни Зосимы и Савватия. На основе этих записок Досифей, ученик преподобного Германа, и составил первое житие Зосимы и Савватия. Составить житие самого Германа Досифей почему-то не догадался, а может, и догадался, но оно не сохранилось, а если и сохранилось, то не дошло вовремя до Новгорода, где находился тогда митрополит, которому подчинялся Соловецкий монастырь.
  
   Преподобный Герман пережил Зосиму на семь лет и скончался в 1485 году в Новгороде, где был по делам монастыря. Его тело повезли на Соловки, но из-за распутицы оставили у деревни Хавроньино неподалеку от Подпорожья и нынешнего Алекcандро-Свирского монастыря. В 1547 году московский митрополит Макарий, бывший до того архиепископом Новгородским, наставник молодого еще Ивана Грозного, на которого он имел большое влияние, добивается канонизации русских святых и дает указание предоставить их жития, а также свидетельства чудес, сотворенных ими. Церковники подсуетились, предоставили то, что было под рукой, и Зосима с Савватием вошли в число общерусских святых. Германа позабыли до 1692 года. Его мощи потом все-таки перевезли на Соловки, устроили над ними часовню, а в 1860 году и церковь в его имя.
  
   А в родной Тотьме преподобный Герман явился в видении пресвитеру Григорию, о чем тот составил в 1602 году тропарь Преподобному, а также заказал икону, на которой Герман был изображен вместе с Зосимой и Савватием. Икона эта вскоре стала чудотворной. Однако Германа так и не канонизировали в качестве святого, чтимого всей церковью. У меня есть редкая и плохо сохранившаяся икона, купленная по случаю в Архангельске, такой мини- Деисус с Иисусом Христом, архангелами Михаилом и Гавриилом, Богородицей, Иоанном Крестителем, первоверховными апостолами Петром и Павлом. На ней к ногам предстоящих склонились в земном поклоне преподобные Зосима и Савватий. Германа на иконе нет.
  
   Но - вернемся к Соловецкому монастырю. При Зосиме к соловецким отшельникам стали приходить иноки из других мест, была построена деревянная церковь Преображения Господня. Для ее освящения потребовался антиминс. По церковным правилам святой престол в алтаре должен освящаться архиепископом. Но - в каждую церковь архиепископ не наездится. Поэтому престолом считается и шелковый или льняной плат, его покрывающий. Именно он чаще всего освящается архиепископом при освящении церкви. За антиминсом послали к архиепископу Ионе в Новгород. Иона же прислал на Соловки и первого игумена - Феодосия. Начались тяжбы за земли на острове, на которые претендовали и жители Карельского побережья, и новгородские бояре. Стараниями старца Зосимы, который смог убедить и архиепископа Иону, и, особенно, всесильную и богатую новгородскую посадницу Марфу Борецкую, монастырь получил грамоты на владение землей и рыбными ловами. На обеде у Борецкой Зосиме было видение: он увидел шестерых ее самых близких бояр обезглавленными. Так вскоре и случилось: Иван III предпринял карательный поход против новгородской боярской вольницы, в точности исполнив предсказанное Зосимой.
  
   Начиная с Ивана Грозного, Соловецкий монастырь пользовался особым покровительством московских государей, рос и расцветал . Каменное строительство в монастыре, дошедшее до наших дней, началось при игумене Филиппе Колычеве, ставшем потом знаменитым митрополитом московским, который смел перечить самому Ивану Грозному, правда, поплатился за это не только кафедрой, но и жизнью: он был задушен Малютой Скуратовым в тверском Отроче монастыре в 1569 году. Царь Алексей Михайлович по представлению новгородского архиепископа Никона, тоже будущего митрополита московского, учредил в Соловецком монастыре архимандрию и даровал тамошним архимандритам преимущества и привилегии, которые позже подтвердил Петр Первый при своем визите в монастырь в 1702 году. В 1764 году все владения монастыря были отобраны в казну.
  
   Нынешние массивные стены и внушительные башни монастыря построены в 1584-1594 гг. под руководством мастера Трифона. Главный собор - Спасо-Преображенский заложен в 1556 году и освящен в 1566 году при игумене Филиппе.
  
   В 1920 году монастырь был закрыт большевиками и преобразован в совхоз. В 1923-1936 году в монастыре располагался Соловецкий лагерь особого назначения, в 1936-39 гг. - тюрьма особого назначения. Здесь вместе с другими узниками томились в заключении десятки и сотни священнослужителей, в том числе, иерархов Церкви. С 1939 по 1956 год в монастыре располагался учебный отряд ВМФ, а в 1942-45 гг. знаменитая Соловецкая школа юнг. В 1974 году Соловецкие острова были объявлены заповедником, и началось восстановление и реставрация монастыря. Церковная община на островах зарегистрирована в 1988 году, а в 1990 году был возрожден и монастырь. В 1992 году из Санкт-Петербурга в монастырь вернулись мощи соловецких чудотворцев Зосимы, Савватия и Германа. Связь времен была восстановлена.
  
   О Крыпецком Иоанно-Богословском монастыре я знал давно - попалась мне небольшая такая желтая книжечка, ужасно изданная, с плохо читаемым шрифтом, но полная информации, которую при историческом материализме найти было очень и очень трудно. Это была скорее брошюрка в четверть машинописной страницы, в мягкой обложке, ценой в шестьдесят пять копеек. Она называлась "Псковская земля" и вышла в издательстве "Искусство" в 1986 году. Ее автор - великая подвижница Елена Николаевна Морозкина, поэт, архитектор, искусствовед, большой знаток истории и архитектуры Псковщины, Великую Отечественную войну была рядовой в Отдельном зенитно-артиллерийском дивизионе. Она долго занималась изучением Крыпецкого монастыря и много сделала для его сохранения. Вот как она описывает дорогу к Крыпецкому монастырю:
  
   "Километра за три до монастыря, где некогда стояли "Святые ворота", лес становится еще гуще, дорога еще сырее. А за полкилометра приходится перебираться через канаву и обходить дорогу по кочкам между сосенками. Кочки поскрипывают, под ногами выдавливается вода. (...) Даже в очень сухое лето, когда к монастырю свободно может подойти трактор, вся дорога трясется под его гусеницами и ходит ходуном".
  
   Поэтому, когда я в прошлом году путешествовал по Псковской земле и случайно узнал, что к Крыпецкому монастырю есть дорога, по которой можно проехать на моей боевой "девятке", я, не колеблясь, отправился туда - и не пожалел! Хотя бы потому, что монастырь основан сербом Саввой, но не святым Саввой Сербским, который для любого серба, пожалуй, больше, чем для нас Сергий Радонежский, а простым монахом из Хиландарского монастыря на Афоне в далекой Халкидике, который сразу после взятия турками Константинополя в 1453 году ушел в русскую землю, к своим русским братьям. Какое-то время он пробыл у святого Ефросина, основателя знаменитейшего Спасо-Елеазарова монастыря, но потом удалился в пустынное место и в сорока километрах от Пскова, в Крыпецах, в 1487 году основал монастырь. Храм Иоанна Богослова построен в монастыре в 1557, уже после смерти Саввы, последовавшей в 1495 году.
  
   От самого Саввы остался копанный по преданию им самим пруд, копанец , который исцеляет от многих болезней. Я погружался в воду этого пруда, получив предварительно благословение от архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия: его стараниями монастырь восстанавливается, и он часто наезжает туда в своей скромной "Волге".
  
   В Крыпецком монастыре принимал постриг Нил Столбенский, основатель Ниловой пустыни на озере Селигер. Здесь под скромным именем монаха Антония жил крупнейший государственный деятель Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, возглавлявший Посольский Приказ, тогдашний МИД России. Он готовил перемирие со Швецией, Андрусовский мир с Польшей, много сделал для освобождения греков, молдаван и валахов. В монастыре с 1816 по1822 год живет архиепископ Псковский, Лифляндский и Курляндский Евгений, более известный образованному миру как Евгений Болховитинов, автор многочисленных работ, в том числе "Истории Российской иерархии".
  
   Николо-Пешношский Мефодиев, монастырь мы открыли в начале девяностых годов, когда путешествовали по Подмосковью от церкви к церкви и от монастыря к монастырю, руководствуясь книгой Михаила Андреевича Ильина "Подмосковье". Такая же крохотная, но в твердой обложке и хорошо иллюстрированная, она вышла в 1966 году в издательстве "Искусство" небольшим по тем временам и сказочным сейчас тиражом в 75 тысяч экземпляров. Книгу мне подарила Ирина Аверкина, изумительная женщина, с которой мы работали вместе в Техмашимпорте, а потом и в Агрохимэкспорте. В книге описано большинство знаменитых подмосковных архитектурных памятников - усадеб, церквей, монастырей.
  
   В монастырь мы попали из Медведевой Пустыни на реке Сестре недалеко от Дмитрова. Там разрушался храм, являвшийся точной копией собора Рождества Богородицы из Ферапонтова монастыря, только не расписанный. Храм был построен в 1556 году по указу Ивана Грозного, который плыл по Сестре, направляясь в Ферапонтово с благодарственной молитвой за ниспослание наследника. Место там действительно пустынное, асфальтовой дороги не было, и мы наслаждались одиночеством, купаясь в чистой реке и слушая перекличку малиновых чечевиц, живущих там в неимоверном количестве.
  
   Николо-Пешношский монастырь был основан в 1361 году учеником Сергия Радонежского преподобным Мефодием у впадения реки Пешноши в реку Яхрому, это всего в двенадцати километрах от Медведевой Пустыни, на границе Московской, Тверской и Ярославской областей. В монастыре бывал Иван Грозный. Говорят, именно здесь ему запали в душу слова лукавого Вассиана, бывшего епископа Коломенского, пребывавшего здесь на покое: "Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя". После этого участь мудрых советников царя - Сильвестра и Адашева - была решена. Боярская камарилья стала успешно подталкивать царя к введению кровавой опричнины.
  
   В монастыре была найдена икона Иоанна Предтечи, которая по всей вероятности написана Андреем Рублевым. Сейчас она хранится в музее Андрея Рублева в Москве в Спас-Андронниковом монастыре. Стены и башни Николо-Пешношского монастыря построены в конце XVII века.
До последнего времени в монастыре размещалась психиатрическая лечебница.
  
   (В очерке использованы материалы упомянутых в нем книг, "Словарь исторический о русских святых", "Закон Божий", Энциклопедический справочник "Русская Православная Церковь. Монастыри", а также издание Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря "Крыпецкая обитель").
  
   Продолжение следует
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"