Чуксин Николай Яковлевич : другие произведения.

Гнилая вертикаль

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 5.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Государственная власть России в книге Юрия Соломонова "Ядерная вертикаль"


"Я не собираюсь сгущать краски, но, на мой взгляд, самой подходящей, отражающей существо момента, является фраза "Родина в опасности" (...) Речь идет о самой возможности изготовления в оборонной промышленности современных стратегических вооружений"

Ю. Соломонов "Ядерная вертикаль", стр. 306

  

Гнилая вертикаль

   Государственная власть России в книге Юрия Соломонова "Ядерная вертикаль" (Изд. "Интервестник", Москва, 2010, ISBN 978-5-9900745-8-3, 334 стр.). Буду благодарен, если кто даст ссылку на электронную копию книги. Я пока не нашел.
  
Книга
  
   Краткая справка:
   Юрий Семенович Соломонов - директор Московского института теплотехники (МИТ), академик Российской Академии наук, доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР. За скромным названием "Институт теплотехники" скрывается мощная фирма военно-промышленного комплекса, создатель подвижных грунтовых стратегических ракетных комплексов на твердотопливных ракетах РТ-2ПМ, известных как "Тополь", а также универсальных ракет РТ-2ПМ2, используемых как в подвижных, так и в шахтных ракетных комплексах. Из оставшихся у России на сегодня 367 ракет стратегического назначения 174 ракеты - это ракеты "Тополь", мобильные и шахтные, несущие по одному ядерному боевому блоку и стоящие на вооружении в ракетных дивизиях под Тейково в Ивановской области (54-я рд), под Йошкар-Олой (14-я рд), под Нижним Тагилом (42-я рд), под Новосибирском (39-я рд), под Иркутском (29-я рд), под Барнаулом (35-я рд), под Бологое (7-я рд) и под Саратовом (60-я рд).
  
   По некоторым данным около 80% ракет, стоящих на вооружении в РВСН РФ давно превысили установленные сроки службы. Основные наши тяжелые ракеты, а это 59 оставшихся в наследство от СССР ракет Р36 двух модификаций, известные на Западе как "Сатана", в 13-й рд под Оренбургом и 62-й рд под Красноярском, несущие по 10 боеголовок индивидуального наведения каждая, изготовлены на Украине. Остальные семьдесят советских же ракет типа УР-100Н УТТХ с шестью боевыми блоками каждая, размещенные в 28-й рд под Козельском, практически расформированной, и в 60-й рд под Саратовом, созданы в НПО "Машиностроения" в подмосковном Реутове.
  
   МИТ является головной организацией по разработке и производству ракет "Булава", предназначенных для вооружения атомных подводных лодок проекта 955 "Борей", заложенных около двадцати лет назад, но так и не принятых на вооружение. Первая лодка этого проекта, "Юрий Долгорукий", таки была спущена на воду в 2007 году, но вот уже три года мирно ржавеет у стенки из-за проблем с ракетой "Булава". Все остальные наши АПЛ, носители морского компонента ядерной триады России, спущены на воду еще при советской власти, а почти половина из находящихся в строю - даже задолго до Горбачева, при живом еще Брежневе, в 1978-81гг. (К-496, К-506, К-211, К-180, К-433). Неудачные запуски "Булавы" послужили причиной отставки Юрия Соломонова с поста директора МИТ в 2009 году.
  
   Официальная реакция на выход книги опубликована в "Российской газете":
   http://www.rg.ru/2010/03/04/solomonov.html
  
   В литературном плане книгу "Ядерная вертикаль" можно отнести к жанру мемуаров, и как все мемуары она построена по принципу "я хороший, а все остальные бяки". Поэтому оценивать степень вины каждого участника можно лишь после появления таких же мемуаров остальных упомянутых в ней лиц, причастных к деградации отечественной промышленности вообще и ракетостроения, в частности, на что вряд ли можно рассчитывать в ближайшие десятилетия. Тем не менее, общая картина деградации промышленности и деградации власти России, представленная в книге хорошо информированного автора, по моим представлениям полностью отвечает нашей убогой реальности.
  
   О проблемах с ракетой "Булава"
   Как известно, АПЛ проекта 955 "Борей" предполагалось вооружать ракетой Р-39 УТТХ "Барк" разработки конструкторского бюро имени Макеева в Миассе. До спуска на воду "Бореев" этой же ракетой предполагалось перевооружить в 1994-2000 году шесть новейших тяжелых ракетных крейсеров проекта 941 "Акула", до сих по не имеющих аналогов в мире и способных запускать ракеты из-подо льда толщиной до 2,5 метров. В 1997 году после третьего неудачного испытательного запуска "Барка" Ельциным было принято решение прекратить дальнейшую работу над готовым на 70 с лишним процентов комплексом и передать создание нового комплекса Московскому институту теплотехники, который до этого вообще не занимался разработкой морских межконтинентальных ракет. Так родился проект "Булава", которую знатоки окрестили "Булавка". В итоге по состоянию на 2010 год из шести тяжелых крейсеров "Акула" плавает один "Дмитрий Донской" (как испытательный стенд для "Булавы"), "Булавы" как не было, так и нет, а АПЛ проекта 667 БДРМ, слава Богу, с грехом пополам перевооружили на модернизированные жидкостные ракеты "Синева" того же бюро имени Макеева, которое ранее лишили возможности продолжать работу над "Барком". Шекспир отдыхает!
  
   В своей книге Юрий Соломонов приводит следующие главные причины неудач с "Булавой":
   - Изношенность станочного парка основных заводов, занимающихся производством стратегического вооружения.
   - Утрата уникальных технологий, освоенных оборонной промышленностью в советское время, прежде всего, в области материаловедения.
   - Серьезнейший кадровый вопрос в оборонной промышленности.
   - Саботаж со стороны министерства финансов
   (стр.244-245)
  
   Собственно, об этом же директор института и генеральный конструктор говорил и ранее:
   "Главными причинами неудачных запусков перспективной межконтинентальной баллистической ракеты "Булава" являются некачественные материалы, нарушение технологии производства и ненадлежащий контроль за качеством. (...) Для успешного производства того или иного вида ракет необходимо около 50 наименований материалов, которых в стране нет. "Мы судорожно ищем заменители, но чтобы ввести их в конструкцию, нужно провести весь комплекс испытаний. В том числе огневые стендовые для двигателей. Это деньги. А их не выделяют", - посетовал Соломонов, отметив, что "никакие обращения к руководству военного ведомства и даже к председателю правительства последствий не имеют".
   http://www.i-mash.ru/news/nov_otrasl/8173-otsutstvie-tekhnologijj-i-kachestvennykh.html
  
   То есть, дело не в "Барке" или в "Булаве", дело не в том, кто именно разрабатывал новый комплекс - имеющее колоссальный опыт ОКБ Макеева или новичок в морских ракетах МИТ. Дело в общей деградации российской промышленности вследствие демократических реформ. Рынок, который должен был "всё расставить на свои места", решил свою задачу успешно и в срок: Россия перестала быть фактором геополитического порядка. Что, собственно, и требовалось в соответствии с главным замыслом кукловодов наших так называемых "реформаторов".
  
   Однако, меня интересует не столько мнение Юрия Соломонова о причинах неудач при запусках "Булавы" - эти причины общеизвестны и типичны для России далеко за пределами морского ракетостроения. Меня интересует его мнение как наиболее осведомленного лица о нынешнем положении в структурах государственной власти, причастных к принятию стратегических решений, которые определяют облик сегодняшней и будущей России. В книге приводится много примеров деятельности, точнее, бездеятельности или деятельности в ущерб государственным интересам самого правительства России, Минобороны, Минфина, Генштаба и других высших органов государственной власти.
  
   Остановлюсь на главных, на мой взгляд, моментах этого положения, отраженных в книге. Их несколько:
   1. Нежелание и неспособность власти решать задачу эффективного реформирования оборонно-промышленного комплекса.
   2. Реформаторский зуд и кадровая чехарда.
   3. Некомпетентность на всех уровнях государственного управления лиц, принимающих решение.
   4. Полное отсутствие дисциплины, дезинформация, а зачастую и прямой саботаж принятых решений, включая решения Президента страны.
   5. Заинтересованность представителей власти в вопросах распределения и перераспределения собственности.
   6. Утрата технологий управления сложными организационными процессами.
   7. Общая нацеленность руководства страны не на решение вопросов государственной важности, а на пиар и самопиар.
  
   1. Нежелание и неспособность власти решать задачу эффективного реформирования оборонно-промышленного комплекса
   Об этом в книге Юрия Соломонова говорится прямо и недвусмысленно. На конкретных примерах организации работ по созданию, испытанию и принятию на вооружение мобильного стратегического ракетного комплекса "Тополь-М", Юрий Семенович убедительно показывает всю степень деградации государственного аппарата России в условиях второго десятка лет господства в стране идеологии либеральной демократии американского разлива.
  
   Вот о рассмотрении правительством положения дел в оборонно-промышленном комплексе:
   "Властные структуры в очередной раз после длительной осады сдались, проявили любознательность: а как обстоят дела в оборонно-промышленном комплексе? Ряд демонстрационных мероприятий под руководством правительства в очередной раз доказавшего, что для него важнее - форма или содержание, прошло под несмолкаемую трескотню ангажированных средств массовой информации с эффективностью, близкой к нулю. Сложилась парадоксальная ситуация: исполнительная власть, должностной и святой обязанностью которой является создание условий для безусловного выполнения принимаемых ею же решений, превратилась в стороннего наблюдателя, доказывая неспособность вертикали власти". (Стр. 304)
  
   Вот о рассмотрении того же вопроса у Председателя Совета Федерации:
   "Повторилась ситуация четырехлетней давности. Совещание под руководством спикера нижней палаты парламента России, собранного по тому же поводу и вынесшего недвусмысленный вердикт, оказалось несостоятельным по причине нежелания и неспособности власти решать задачу эффективного реформирования оборонно-промышленного комплекса". (Стр. 307)
  
   Вот о совещании у президента страны, всенародно избранного преемника бывшего всенародно избранного царя, государя-батюшки, отца родного:
   "Время начала мероприятия прошло, а президент все не появлялся. Наконец, со значительной задержкой двери кабинета открылись, и вошел его хозяин. (...) В воздухе витало раздражение. Довольно резкое вступительное слово, очевидная нервозность председательствующего, высказанное пожелание поскорее закончить обсуждение в целом очень важных вопросов свидетельствовали либо о его чрезмерной усталости, либо о том значении, которое придавалось встрече с руководством правительства, аппарата президента и директорами корпораций". (Стр.313)
  
   Выше некуда.
  
   2. Реформаторский зуд и кадровая чехарда
   Здесь Юрий Соломонов не стесняется в выражениях.
   "Необоснованное, абсолютно надуманное реформирование системы государственного управления применительно к оборонно-промышленному комплексу создавало атмосферу безответственности за состояние его здоровья и, как следствие, продолжающуюся, порой уже необратимую деградацию". (Стр. 260)
   "Сказанное осложнялось зудом бесконечных реформ в структурах военно-промышленного комплекса, смысл которых в силу их закрытости и непоследовательности понять самим участникам процесса реформирования было просто невозможно" (Стр. 263)
   "Процесс реформирования оборонной промышленности России совершал очередную фигуру высшего пилотажа. (...) Непродуманные, поверхностные управленческие решения, всякий раз изменяя форму, не затрагивали содержательную часть реформирования, приводили к ожидаемым (негативным - Н.Ч.) результатам, отягощаемым становлением новой общественно-экономической формации...". (Стр. 314)
   "Новое руководство Минобороны в очередной раз подтверждающее неоднозначность действия руководства страны, оправдывало народную мудрость: "Новая метла по-новому метет". Новизна, однако, имела явно выраженный авторитарно-волюнтаристский характер. Последствия не заставили себя ждать: система военного управления, и без того имевшая множество недостатков, в том числе, из-за непродуманных реформ предыдущих лет, все чаще давала сбои". (Стр.296)
  
   Можно приводить и другие цитаты, но смысл ясен и без этого: не имея общей идеологии, дающей представление о том облике новой России, которую мы собираемся строить, опираясь не на здравый смысл, а на либеральные догмы, значительная часть которых в принципе не применима к нынешней России, не располагая кадровым потенциалом, уровень которого соответствовал бы уровню стоящих перед страной задач, ни одна власть не способна на конструктивное решение вопросов развития страны. У нас же
   "...шло планомерное уничтожение самих основ системы управления народным хозяйством, предлагая взамен карикатурные схемы, позаимствованные путем слепого копирования западных образцов". (Стр.138)
  
   3. Некомпетентность лиц, принимающих решение, на всех уровнях государственного управления
   Собственно, об этом вся книга "Ядерная вертикаль". Интеллектуальный потенциал правящей элиты окрашен у нас в серые тона (стр.222). Правда, для некоторых представителей властной вертикали Юрий Соломонов делает исключения. Они узнаваемы (Путин, Грызлов, Миронов, Фрадков и др.), хотя автор не называет их имена. Остальные же - или люди, случайно вынесенные наверх, или прошедшие аппаратную закалку, но не способные ни к творческому мышлению, ни к принятию ответственных решений в принципе.
  
   Вот о временах господства ельциноидов и кучки абрамовичей:
   "Промышленность страны продолжала деградировать. Единственным спасением оставался огромный запас прочности, созданный советской экономикой, и природные ресурсы государства. Пришедшие к управлению экономикой младореформаторы, не имеющие элементарных навыков и практических знаний, ускоряли процесс развала". (Стр.152)
  
   Я хорошо помню то время. Новые правители страны разбирались в делах так, как разбирается в гинекологии человек, лишь однажды видевший голую женщину. И это было нормой, а не исключением.
   Вот времена более близкие, уже XXI век:
   "Сколько же может продолжаться ситуация, когда абсолютно случайные люди оказываются у руля принятия важнейших для государства решений? Эти люди, очень часто востребованные, как ни странно, обществом, благодаря своей приспособляемости, мимикрированию, имитации деятельности, наносят невосполнимый ущерб стране, оставаясь все время на плаву и образуя целый пласт непотопляемых" (Стр.177).
  
   Наивный человек, Юрий Семенович! "Востребованные, как ни странно...". Что тут странного? Именно такое общество и возникает, если внедряется чужая и чуждая идеология, идеология подлости и потреблятства, идеология моральной деградации и вседозволенности. Если на свободу одновременно и в одно пространство выпустить гиен, шакалов и зайчиков, то заполнят это пространство отнюдь не зайчики, что, собственно, и произошло.
  
   "... принцип профессиональности в подборе кадров заменяется назначением "удобных" людей, отчего преобладающей цветовой гаммой этих кадров с очень редкими инородными вкраплениями становятся серые пастельные тона. (...) В важнейшем звене армейского управления все чаще и чаще тон задавали не знающие офицеры, а приспособленцы...". (Стр. 251)
   "Безграмотность и бездарность одерживали очередную победу над здравомыслием. Система продолжала порождать себе подобных". (Стр. 254)
   "Недавно назначенный зампред правительства, курирующий, в том числе, и оборонно-промышленный комплекс, оказался в составе кабинета, благодаря методу ударной возгонки. Еще недавно, будучи заместителем руководителя одного из научно-исследовательских институтов, он прошел свои университеты в министерстве, был востребован, благодаря покладистости и неконфликтности характера и имел какой-то багаж управленца среднего уровня, более чем достаточный, чтобы производить впечатление многоопытного менеджера по довольно специальным вопросам оборонной тематики. При безусловно поверхностном знании предмета это было не самым худшим выбором в сравнении с его предшественником..." (Стр. 268)
  
   4. Полное отсутствие дисциплины, дезинформация, а зачастую и прямой саботаж принятых решений, включая решения Президента страны
   И здесь можно было бы цитировать почти всю книгу. Ограничусь лишь несколькими примерами.
   "Требовались поистине титанические усилия для преодоления откровенно оголтелого, порой переходящего границы здравого смысла сопротивления, использовавшего все мыслимые и немыслимые аргументы в отстаивании своих позиций: от интриг и передергивания фактов до откровенной дезинформации федеральных органов исполнительной власти..." (Стр. 192)
   "Оборонно-промышленный комплекс продолжал деградировать. Складывалась парадоксальная ситуация. В силу многоплановости проблемы составить полноценную картину о реальном состоянии дел было практически невозможно. Вырывая же из контекста отдельные положительные фрагменты, ответственные в правительстве за оборонную промышленность чиновники умело создавали у руководства страны представление о ней как о здоровом, живородящем организме..." (Стр. 215)
   "В результате подобного рода действий утрачиваются уникальные технологии. Процесс ускоряется из-за блокирования Минфином программ подготовки серийного производства, благодаря которым происходит, пусть очень медленное, хоть какое-то обновление производственного оборудования". (Стр. 217)
   "...отдельные чиновники самого высокого уровня, включая заместителя председателя правительства, и высокопоставленные руководители Министерства обороны своими действиями не просто затрудняли процесс разработки, а в ряде случаев просто его блокировали". (Стр. 221)
   "Два года министр финансов занимается откровенным саботажем, игнорируя под разными предлогами согласование Программы (развития вооружений - Н.Ч.)" (Стр. 245)
   "Решения председателя правительства, принятые два месяца назад, в очередной раз не выполнялись. Более того, ситуация достигла апогея - министерства, не исполнив документально зафиксированных поручений, отчитывались о них, как о выполненных, что превращало многоплановую, сложнейшую работу правительства в фарс". (Стр. 312)
   "Президент страны на совещании в Ново-Огареве еще два года назад дал поручение ответственным должностным лицам (...) и ничего не сделано" (Стр. 230)
   "Властная вертикаль в очередной раз давала сбой. Прямое указание президента страны игнорировалось, с полным основанием можно было констатировать, что во властных структурах складывалась круговая порука безответственности". (Стр. 243)
  
   А что тут удивительного? Властная вертикаль, если вспомним, строилась вокруг закромов Родины. Главная цель и смысл существования чиновничества, как мне кажется,- доступ к этим закромам, а отнюдь не развитие страны.
  
   5. Заинтересованность представителей власти в вопросах распределения и перераспределения собственности
   В силу особой деликатности этого вопроса Юрий Семенович не очень акцентирует на нем внимание, но полностью обойти его он, конечно, не мог.
   "И без того непростая задача осложнялась непрекращающимися нападками со стороны приближенных к власти на производственные мощности, обеспечивающие изготовление не имеющих аналогов ракетоносцев. Бескомпромиссная борьба за предприятия давно вышла на уровень правительства и протекала с переменным успехом". (Стр. 259)
   "Казалось очевидным, что естественно опорой в этой сложнейшей ситуации должно было стать Минобороны. Однако этого не происходило. Более того, обремененное собственными проблемами реформирования, вовлеченное в перераспределение собственности и поставившее себе целью через имущественные процессы более активно влиять на промышленную политику в интересах обороны страны, руководство ведомства "выплескивало вместе с водой и ребенка. Не понимая из-за отсутствия какого-либо опыта реальных механизмов функционирования оборонки, действуя авторитарными способами (...) оно, в конечном счете противопоставляло себя интересам государства". (Стр. 261)
  
   6. Утрата технологий управления сложными организационными процессами
   Управление производством, управление отраслью, управление программой, управление страной требует не только безусловной исполнительской дисциплины, которая у нас отсутствует, но и масштабности мышления руководителей, которая отсутствует тоже.
   "Самое главное, что по окончании (совещания у президента - Н.Ч.) не было дано никаких поручений о подготовке протокола совещания - непременного атрибута подобных мероприятий, который и становился инструментом осуществления на практике поручений руководства страны. Вся энергия многочасового разговора ушла в свисток, но получалось, что это всех устраивало". (Стр. 218)
   "Выступления носили предметный характер, но им не хватало обобщающего начала, которое позволило бы систематизировать информацию и помочь тем самым премьеру представить себе в целом всю картину взаимоотношений "государство - производитель" со всеми недостатками, требующими его личного вмешательства". (Стр.244)
   "...в результате отсутствия как таковой государственной промышленной политики, меры государственного регулирования, включая финансовую поддержку оборонно-промышленного комплекса, носят бессистемный характер и не обеспечивают выхода из кризиса, который не только не преодолен, но еще более углубляется". (Стр. 275)
  
   О какой промышленной политике может идти речь, если основная догма, вбитая в подкорку ельциноидам: "рынок всё расставит на свои места", - с приходом к власти группировки Путина осталась такой же незыблемой, как и былое "Марксистско-ленинское учение всесильно, потому что оно верно"?
  
   7. Общая нацеленность руководства страны не на решение вопросов государственной важности, а на пиар и самопиар
   "Но время шло, а обещание министра так и оставалось невыполненным, подтверждая тем самым то, что стало нормой поведения власти: заслуживает внимания лишь то, что может приносить пропагандистские сиюминутные дивиденды" (Стр. 228)
   "Каждое посещение завода высокопоставленными руководителями - это шоу во главе с первыми лицами визита, окруженными многочисленной свитой, бесконечной вереницей автомобилей с непрекращающимся воем сирен, поверхностным осмотром техники, , ничего не значащими и ни к чему не обязывающими рекомендациями, с заключительным банкетом или без него - в зависимости от продолжительности пребывания. Бестолковость таких мероприятий очевидна всем, и, тем не менее, ничего не меняется". (Стр. 240)
  
   Книга оставляет тягостное впечатление безнадежности тупика, в которую завели Россию горе-реформаторы. Единственный проблеск надежды дает вот это замечание Юрия Семеновича Соломонова:
   "Россия, по Гоголю, известна не только своими дорогами и дураками, хотя этого не отнять. Здесь очень много талантливых, целеустремленных и энергичных людей, способных с поразительным упорством и настойчивостью преодолевать глупость и нелепость".
  
   Последняя надежда.
   И, конечно, этим людям очень нужна новая идеология взамен провалившихся у нас на практике идеологии исторического материализма и внедренной, где силой, где обманом, идеологии либеральной демократии американского разлива, губительность которой для России еще раз подтверждена книгой Юрия Соломонова "Ядерная вертикаль".
  
   Увидите книгу на прилавке магазина - обязательно купите!
  
  
Пусковая установка  комплекса
  
   7 сентября 2010 года
   Москва
  
   На снимке мобильная система "Курьер" разработки МИТ (в книге названа "Скороход") - межконтинентальная моноблочная ракета 15Ж59 небольших размеров (стартовый вес 15 тонн против 45 тонн у "Тополя"), которую можно было размещать в грузовых автофургонах. На вооружение не принята.
  
  

Оценка: 5.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"