Рублев Анатолий Дмитриевич : другие произведения.

Усадьба Марфино. История и современность. Часть I (1497-1831 г.г.)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В данной части работы рассматривается исторический период с 1497 по 1831 г.г. Перечень использованной литературы - в конце третьей части работы.


   От автора
  
   Совсем недавно автору этих строк посчастливилось быть в знаменитой старинной усадьбе "Марфино", что располагается примерно в 40 км. к северу от Москвы. Дело в том, что в Марфино располагается известный в России Цетральный военный клинический санаторий, куда мне было предписано явиться для отдыха и лечения. Уже активно пригревало солнышко, снег начинал таять и по-весеннему весело бежали ручейки. На дворе был конец апреля. И все бы было ничего, если бы местные врачи не запретили принимать предписанные процедуры, ограничив пребывание в санатории прогулками по свежему воздуху, рыбалкой и ознакомлением с историческим наследием, которое не могло не радовать глаз своим великолепием. Впрочем, это обстоятельство никак не повлияло на мое весеннее настроение, поскольку скучать не пришлось, и я с превеликим удовольствием воспользовался предоставленной возможностью изучить местные достопримечательности.
   Побродив дня два по окрестностям территории, на которой располагался санаторий, пришел к выводу, что просто так самостоятельно, наскоком, изучить историю этих мест не удастся - слишком много впечатлений, эмоций от красивейших исторических зданий и ни одного экскурсовода, кто бы мог провести экскурсию и разъяснить, как все здесь начиналось столетия назад, благодаря кому мы стали свидетелями изумительных по красоте строений, что здесь расположены.
   За ответами на поставленные вопросы отправился в санаторную библиотеку, при которой был оборудован музей усадьбы Марфино и музей самого санатория.
   Долго бродил я по этому музею, рассматривал старинные фотографии, по возможности, фотографировал, читал. В библиотеке нашлись две замечательных книжки, которые и открыли для меня мир, в котором жили хозяева этой усадьбы многие десятилетия тому назад. Авторами книг являются: Нэлли Константиновна Квятковская, альбом "Марфино", изданный в 1985 году издательством "Советская Россия"; Ю.З. Михеев, А.А. Коваль. "Марфино - жемчужина Подмосковья". Издательство МСХА им. К.А. Тимирязева. М,1999 г. Помимо этих книг, использовал и другие источники, которые удалось отыскать, в том числе и в Интернете. Честно сказать, мало, очень мало информации об этом замечательном уголке нашей страны, расположенном практически рядом с Москвой.
   Обе книжки выпущены ограниченным тиражом более четверти века тому назад и в санаторной библиотеке имеются в единственном экземпляре.
   Для удобства чтения пользователям Интернета, вся работа разбита на три, примерно равные части. Так по порядочку и публикуются на странице автора со ссылками на каждую последующую или предыдущую часть.
   Приятного прочтения, уважаемые коллеги и дорогие читатели.
  
   Усадьба "Марфино." Часть I (1497-1831 г.г.)
  
    []
   Фото 1. Стихи об усадьбе Марфино. А. Львов. 1840 г. Музей усадьбы.
  
   Усадьба "Марфино" является памятником русской архитектуры XVIII - XIX веков и составляет одну из замечательных страниц истории русского зодчества.
  
    []
   Фото 2. Марфино. Панорама усадьбы. Художник - В. Якунин. 2008 г. Музей усадьбы.
  
   Усадьба расположена в красивой местности. Ее рельеф во многом обусловил композицию ее генерального плана. Русло реки Учи и овраги были использованы для создания живописных прудов, их ожерелье охватывает серебристым кольцом усадебный холм, и вся территория оказалась как бы вставленной в зеркальную раму [13]
   Марфино овеяно преданиями, начиная с XVI века. Оно связано с известными на Руси именами видных государственных деятелей Б. Голицына, П. и И. Салтыковых, Паниных, представителей русской культуры Н. Карамзина, Ф. Вигеля и многих других.
   Творцами всего марфинского ансамбля принято считать талантливых крепостных мастеров В. Белозерова, Ф. Тугарова и выдающегося русского зодчего М.Быковского.
   Откуда пошло название самой усадьбы - историки не дают точного ответа. Принято считать, что название "Марфино" усадьба получила в начале XVIII столетия при Б.А. Голицыне по имени его жены Марфы. Вместе с тем, согласно Писцовым книгам Московского государства N 257 и 685 усадьба эта уже в начале XVII века носила название "Марфино, Щибрино тож", т.е. задолго до Б.А. Голицына. Да и жену Б.А. Голицына, как показывает изучение рода князей Голицыных, звали не Марфа, а Мария Федоровна Хворостина. Есть еще одно утверждение историков: при Б.А. Голицыне Марфино вообще называлось Богородским. [1]
   Вот и пойми, откуда ноги растут у этого замечательного названия "Марфино" и откуда тут "Щибрино тож" появилось. Давайте разбираться. История этих мест на самом деле берет свое начало с середины XV века, когда Великое Княжество Московское стало успешно развиваться и расширять свои границы. Появилась потребность в законодательном оформлении государственных устоев и в 1497 году издается Судебник, именуемый Сборником законов Великого Княжества Московского, способствующий дальнейшей централизации Русского государства. В работе над этим Судебником участвовали Эммануил Рале, как вероятный знаток Римского права и Щибрин, знавший русское обычное право, имевший тесные связи с церковью.
   В этом же году авторы Судебника получили большие земельные наделы на богатой Дмитровской дороге. Щибрин получил на правом берегу реки Учи селение в 10 - 15 дворов с небольшой деревянной церковью. По имени владельца оно стало именоваться "Щибрино", а вскоре - "Марфино, Щибрино, тож" и впервые в 1497 году было упомянуто в исторических документах.
   С Щибрино стало все понятно, а с Марфино? Есть предположение, что название "Марфино" селение получило по церковной рекомендации по имени одной из двух евангельских сестер Марфы и Марии. Марфа стала святой покровительницей селения. А почему двойное название? Считается, что одно название дано по святому покровителю или покровительнице, второе - по фамилии владельца селения.
   В середине XVI века владельцем селения стал боярин Василий Петрович Головин, служивший при Иване Грозном воеводой и происходившего от старинного рода Степана Васильевича Ховры - потомка греческого князя Стефана, владетеля городов Суржа, Балаклавы и др. [16]
   Вот он-то и отказался от двойного названия селения и оставил только одно - Марфино. Практически ничего не известно о Марфино в этот период. Известно лишь о существовании деревянной клетской церкви во имя Николая Чудотворца с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы, упоминаемой в исторических трудах В.и Г. Холмогоровых. Церковь была снесена за ветхостью и на ее месте построена деревянная Троицкая церковь. [2,13]
   В XVI веке Марфино часто меняло своих владельцев. Холмогоровы сообщают, что уже в 1585 году село Марфино принадлежало дьяку Василию Яковлевичу Щелкалову - дипломату, крупному государственному деятелю, заведовавшему Посольским приказом, позднее ставшим окольничим, печатником - хранителем государственной печати. Это тот самый Василий, который "кричал" на царство Бориса Годунова при возведении его на престол. В 1601 году он попал в опалу, отошел от политической деятельности, умер в 1610 году.
   До В.Я. Щелкалова селом владел Фома Батурлин, один из представителей известной в русской истории дворянской фамилии Батурлиных, купивший его у В.П. Головина. О постройках того времени данных тоже нет. Однако известно, что В.Я. Щелканов выстроил здесь новую деревянную церковь.
   В Марфине в 1646 году имелись двор вотчинника (владельца) и 12 дворов крестьянских. [13]
   В начале XVII века Марфиным вновь владели Головины - Семен Васильевич и его двоюродный брат Иван Никитович, которые в 1650 году продали его думному дьяку, начальнику Разрядного Приказа Семену Заборовскому, представителю старинного русского дворянского рода. Свою известность Семен Иванович Заборовский получил в годы воссоединения Украины с Россией. Через его руки проходили документы о финансовой и военной помощи Богдану Хмельницкому. При Заборовском в Марфине значились уже две деревянные церкви (одна из них - церковь во имя Рождества Богородицы), боярский двор, в котором жили старосты, двор приказчика, скотный двор, "да девять дворов крестьянских, в них 53 человека". [2] Тогда же была построена плотина, перекрывшая реку Учу и образовавшая три пруда, которые в последующем сыграли исключительную роль в композиции марфинского ансамбля.
   После смерти С.И. Заборского предположительно в 1683 году в связи с отсутствием наследников Марфино было отписано в дворцовое ведомство, став царской собственностью.
   По другим сведениям Марфино перешло по наследству двоюродному брату Заборовского Сергею Матвеевичу и племянникам Еремею и Ивану Васильевым. У Васильевых в 1698 году Марфино приобрел дядька-воспитатель наследника престола Петра Алексеевича Романова, будущего императора Петра I, а в последующем его сподвижник князь Борис Алексеевич Голицын. Возможно, Марфино могло быть пожаловано Б.А. Голицыну за заслуги перед царем во время стрелецкого мятежа 1698 г. [3]
   Голицын Борис Алексеевич (1654-1714 г.г.), князь, государственный деятель, комнатный стольник (1676), боярин (с 1690). Предками Голицыных был Великий князь Литовский Гедиминас. Его потомок в среднем колене - Михаил Иванович Булгаков по прозвищу Голица (кожаная рукавица) стал родоначальником князей Голицыных.
   Сблизившись с Л.К. Нарышкиным был инициатором провозглашения Петра I первым царем в 1682 году. Возглавлял приказ Казанского дворца (1683-1713) и Иноземский приказ (1683-1700). Будучи воспитателем и приближенным Петра I, способствовал его приходу к власти в 1689 году. Вместе с Л.К. Нарышкиным управлял внутренними делами государства. С Петром I ездил на Белое море (1693-1694), в чине капитана стольничьей роты участвовал в Кожуховском походе (1694).
   Во время великого посольства 1697-1698 г.г. возглавлял правительство в Москве вместе с Нарышкиным и князем П.Н. Прозоровским. В 1698 году участвовал в "розыске над мятежными стрельцами".
   Управляя Поволжьем (начало XVIII века), попал в немилость в связи с нерапорядительностью во время Астраханского восстания 1705-1706. Умер в монашестве.
  
    []
   Фото 3. Портрет князя Б. А. Голицына. 1654-1714 г.г. Музей усадьбы.
  
   Б.А. Голицын был для своего времени образованным человеком, владел иностранными языками, но при этом удивлял своей грубостью, жестокостью, мздоимством. Он нажил огромное состояние, владел тысячами десятин земли.
   В 1690-е годы в Марфино часто наведывался сам Петр Алексеевич специально для решения государственных дел. Здесь же он встречался с Гордоном, своим учителем и сподвижником, русским генералом и адмиралом, шотландцем по национальности.
   Б.А. Голицын возводит в Марфино новые хоромы и разбивает здесь парк на "французский манир", а в 1701- 1707 годах на месте обветшавшей деревянной церкви во имя Рождества Богородицы строит летнюю каменную церковь, по которой село Марфино и усадьба были переименованы в Богородское. Но название это не прижилось и в последующем, при переходе усадьбы к новым владельцам Салтыковым, имение вновь стало называться Марфино.
   Рождественская церковь сохранилась до наших дней. Она построена по проекту талантливого крепостного зодчего Владимира Ивановича Белозерова (1649- 1708 г.г.). Он обучался пять лет во Франции, куда был направлен Б.А. Голицыным, усмотревшим в своем крепостном большой талант. Сложенное из большемерного кирпича здание поставлено на высокий цоколь, облицованный профилированными белокаменными блоками.
  
    []
   Фото 4. Церковь Рождества Богородицы.
  
   Центрическое, крестообразное в плане, с закругленными углами алтарной части, оно увенчано высоким световым барабаном, перекрытым куполом, несущим небольшую главку.
  
    []
   Фото 5. Церковь Рождества Богородицы.
  
   Необычно решено Белозеровым внутреннее пространство храма. В центре по кругу он поставил четыре монументальных пилона, поддерживающих световой барабан, которые не имеют аналогий. Венчает пилоны многоступенчатый сложнопрофильный антаблемент, служащий основанием для подпружных арок, несущих световой барабан.
  
    []
   Фото 6. Церковь Рождества Богородицы.
  
   В качестве украшения пилонов и арок Белозеров использовал спаренные плоские пилястры. С внешней стороны пилоны имеют ниши, завершенными лепными раковинами (на фото 4 хорошо просматриваются), которые, вероятнее всего, были предназначены для скульптур. Позже ниши были закрыты иконами (после реставрации ниши свободны).
  
    []
   Фото 7 . Церковь Рождества Богородицы.
  
   С историей строительства церкви Рождества Богородицы связана мрачная легенда. Церковь строили 6 лет крепостные строители, а когда она была уже практически готова, Белозерову приснился сон, будто бы построенная им церковь рухнула. Белозеров пришел к княгине Марии Федоровне Голицыной (князь был в Астрахани), рассказал про сон и испросил позволения достроить в церкви четыре внутренних столба-пилона. Княгиня разрешила Белозерову делать все, что он найдет нужным, не жалея денег и труда. Закипела работа. Вернувшийся князь Б.А. Голицын постройкой остался недоволен, так как пилоны уменьшали внутреннее пространство церкви. Он усмотрел в этом дерзость, непослушание и приказал высечь розгами крепостного архитектора (по другой версии - высечь В.И. Белозерова кнутом на конюшне). После первых же ударов приведенный в страшное душевное волнение, так как не чувствовал за собой вины, Белозеров умер от разрыва сердца. [16]
   Белозеров похоронен возле построенной им церкви. Сохранилась надгробная плита с надписью на церковно-славянском языке на большом белокаменном блоке в виде саркофага: "1708 года ноября в 30 день на память святого и всех вернаго апостола Андрея Первозванного преставились раб божий человек боярина и князя Бориса Алексеева сына Голицына человек ево Владимир Иванов сын Белозеров. Жил 59 лет". [4]
  
    []
   Фото 8. Надгробная плита на могиле В.И. Белозерова.
  
   Эта надпись опровергает легенду датой смерти В. Белозерова - 30 ноября 1708 года - спустя год после освещения храма (5 сентября 1707 г по старому стилю). Легенда так и остается легендой, передаваемая из поколения в поколение, а действительность смерти В. Белозерова, вероятно, иная. Кто ж теперь разберет.
   Церковь действовала до 1937 года. Последним священником был отец Павел Васильевич Восторгов. Часть иконостаса находится в Дмитровском краеведческом музее.
   В 1714 году, находясь в немилости у царя, Б. А. Голицын постригся в монахи во Фролищевой пустыне на Владимирщине. В том же году он умер.
   После смерти Б.А. Голицына Марфино перешло к его младшему сыну Сергею (умер в 1758 г.), единственному из четырех сыновей, пережившему своего отца. А всего у Б.А. Голицыно было десять детей.
   В 1728 году, спустя 14 лет владения, князь Сергей Борисович Голицын продал Марфино Владимиру Семеновичу Салтыкову за 3 тысячи 350 рублей "для своих нужд и расплаты долгов", который в 1729 году продал его родному брату Петру Семеновичу Салтыкову за 7 тысяч рублей. [5]
   Салтыков Петр Семенович (1698-1772 г.г.), русский полководец, генерал-фельдмаршал (1759), граф (1773). Сын Семена Андреевича Салтыкова, первого генерал-фельдмаршала в роду Салтыковых, родственника императрицы Анны Иоановны. В 1714 году поступил солдатом в гвардию и был отправлен для обучения мореходному делу во Францию, где пробыл до начала 30-х годов.
   В 1734 году участвовал в походе в Польшу против С. Лещинского, а затем в русско-шведской войне 1741-1743 годов.
   В 1740 году генерал-адъютант. Во время Семилетней войны 1756-1763 годов был главнокомандующим русской армией и одержал блестящие победы над прусской армией при Пальциге и Кунерсдорфе. Эти победы прославили Россию, принесли славу и звание генерал-фельдмаршала (1759 г.) П.С. Салтыкову. По указу императрицы Елизаветы Петровны были выбиты рубли с изображением П.С. Салтыкова, которые выдавались наиболее отличившимся солдатам. После окончания Семилетней войны П.С. Салтыков назначен сенатором.
   В 1764-1771 годах - главноначальствующий и генерал-губернатор Москвы. Был обвинен в нераспорядительности во время эпидемии чумы в Москве в 1771 году и уволен в отставку.
  
    []
   Фото 9. Портрет графа П.С. Салтыкова. 1698-1772 г.г. Музей усадьбы
  
   При Салтыковых в Марфино был создан великолепный архитектурно-парковый ансамбль. Строительные работы велись в два периода - с 1763 по 1770 год и с конца 1770-х до конца 1780-х годов. И это не случайно. П.С. Салтыков, имея значительные средства, мало занимался обустройством своих вотчин, так как постоянно находился в военных походах или жил за границей. Только после назначения его Екатериной II московским генерал-губернатором начались большие строительные работы по возведению дворцово-паркового ансамбля в Марфино.
   На месте обветшавших голицынских построек возвели новый двухэтажный каменный дворец с двумя флигелями. Дворец выглядит средневековым замком, стоящим на вершине холма. Имя архитектора, строившего дворец и флигели, так и осталось неизвестным.
   В основу проекта была положена традиционная для того времени трехчастная усадебная композиция, в которой доминировал дворец, поставленный на главной оси симметрии. От дворца к нижнему пруду террасами спускается широкая каменная лестница, заканчивающаяся пристанью в украшении парными белокаменными грифонами, сохранившимися до наших дней.
  
    []
   Фото 10. Дворец, каменная лестница к пруду, фонтан и грифоны на пристани.
  
   По обе стороны дворца были сооружены два флигеля, одинаковые с ним по высоте. Поставленные в одну линию с дворцом и соединенные колоннадой, они зрительно увеличивали его размеры.
  
    []
   Фото 11. Флигели.
  
   В парадных залах первого этажа дворца размещалась коллекция живописи - фамильные портреты Салтыковых. Здесь можно было видеть работы известных мастеров XVIII века П. Ротари, А. Рослена, Э. Виже-Лебрен, Ж. Греза, Ф. Друэмладшего и других.
   На втором этаже в своеобразном музее, который назывался "Оружейной", хранились редчайшая коллекция старинного оружия и воинских доспехов предков Салтыковых, а также вышедшие из употребления предметы быта, в том числе платья и посуда: серебряная и фарфоровая.
   К востоку от дворца был разбит небольшой, в 13 десятин, регулярный парк (одна десятина в то время составляла 1,45 га). В парке преобладала липа, к ней были искусно добавлены породы других деревьев, отличающиеся оттенками листвы, формой крон, цветом стволов.
  
    []
   Фото 12. Регулярный парк. Прогулочные лестницы.
  
    []
   Фото 13.Регулярный парк. Аллея парка.
  
   В 1770 году через реку Уча был построен огромный мост с бойницами, выложенный из красного кирпича. Это и есть парадный въезд в усадьбу.
  
    []
   Фото 14. Мост из красного кирпича через реку Уча. Парадный въезд.
  
   За мостом видна старинная церковь Петра и Павла (Петропавловская).
  
    []
   Фото 15. Церковь Петра и Павла (Петропавловская).
  
   При П.С. Салтыкове в Марфине построили зверинец и оранжереи, где выращивали персики апельсины, сливки, лимоны и многие другие растения южных стран.
   П.С. Салтыков не завершил строительные работы в усадьбе. В 1771 году он был отстранен от службы Екатериной II.
   Причиной отставки П.С. Салтыкова послужила чума, разразившаяся в это время в Москве. Фельдмаршал, будучи московским генерал-губернатором, подал прошение императрице об отлучении из Москвы: "Болезнь так умножилась, что никакого способа не остается оную прекратить...мрет в Москве за сутки до 835 человек, включая тех, коих тайно хоронят. У меня в канцелярии тоже заразились. Приемлю смелость просить мне дозволить на сие злое время отлучиться".
   Отправив донесение, он в тот же день выехал в Марфино, чтобы хоть на время не быть свидетелем тех ужасов, которые видел в течение шести месяцев. В Москве же разразился бунт и императрица Екатерина II, не смотря на скорое возвращение П.С. Салтыкова в Москву, обвинила его в нераспорядительности, освободила от должности и отправила в отставку: "снисходя на прошение, уволить его соизволила от всех дел".
   В 1772 году (по другим данным, в 1773 году), не выдержав опалы, П.С. Салтыков скончался.
   Разгневанная Екатерина не хотела воздать ему посмертных почестей, но его ученик, граф, генерал-аншеф Петр Иванович Панин демонстративно приехал при всех орденах и регалиях и в парадной форме с обнаженной саблей встал в почетный караул к гробу, заявив: "Буду стоять до тех пор на часах, пока не пришлют караул для смены". Не желая обострения отношений с дворянством и военными, Екатерина была вынуждена, отправить в Марфино роту лейб-гвардии Преображенского полка, в котором П.С. Салтыков начинал свою службу рядовым солдатом, и с почетным эскортом граф был перевезен в Москву.
   Не знал, не ведал граф Петр Иванович Панин, стоя у гроба своего учителя и командира, что через 60 лет в Марфине будут жить его потомки и владеть усадьбой на протяжении 85 лет.
   Похоронен фельдмаршал в родовом имении Ярославской губернии. [14]
   После кончины П.С. Салтыкова Марфино перешло во владение его сына Ивана Петровича Салтыкова, который впоследствии тоже стал фельдмаршалом (третьим в роду Салтыковых) и с 1797 года занимал пост московского генерал-губернатора.
   Салтыков Иван Петрович (1730-1805 г.г.) рано поступил на военную службу. В 1761 году был произведен в генерал-майоры, получил от императора Петра III орден Святой Анны, а от Екатерины II в день коронования Александровскую ленту. За победу в Кагульской битве награжден алмазными знаками ордена святого Александра Невского.
   В 1773 году произведен в генерал-аншефы, в 1775 году награжден орденом Святого Георгия II класса и золотой шпагой, украшенной алмазами.
   В 1784 году произведен в генерал-адьютанты и назначен генерал-губернатором Владимирского и Костромского наместничества.
   За занятие крепости Хотина И.П. Салтыков получил орден Святого Владимира I степени. За боевые заслуги в войне со шведами был награжден шпагой с алмазами и алмазными знаками ордена Святого Апостола Андрея Первозванного. В 1776 году произведен в генерал-фельдмаршалы. В конце 1797 года Павел I перевел И.П. Салтыкова военным губернатором в Москву и в 1800 году определил его главнокомандующим русской армии. Назначение это не состоялось из-за смерти Павла I.
  
    []
   Фото 16. Портрет графа И.П. Салтыкова. 1730-1805 г.г. Музей усадьбы.
  
    []
   Фото 17. Орден Святой Анны IV степени на колодке. Музей усадьбы.
  
    []
   Фото 18. Звезда ордена Святого Апостола Андрея первозванного. Музей усадьбы.
  
   И.П. Салтыков, отдавая дань моде, возводит в Марфино ряд построек в стиле классицизма - зимнюю церковь, павильоны и беседки в парке, дома для псарей - "псарни", конный двор и каретный сарай. Планировка ансамбля приобретает законченную форму и характеризуется сочетанием осевой и свободной композиций.
   В свободное от службы время И.П. Салтыков занимался охотой, имел в Марфине до 100 псарей, 1200 дворовых, в его поместьях трудились до 1600 крепостных крестьян. Охоты в Марфине чередовались с пышными обедами, балами, на которые съезжалось множество гостей. В торжественные дни стреляли из пушек, вдоль дорог выстраивались музыканты и певчие, приветствовавшие подъезжающих гостей. [13]
   Среди сохранившихся до наших дней зданий, построенных при И.П. Салтыкове, - зимняя церковь святых апостолов Петра и Павла (Петропавловская), возведенная в 1777 году и принадлежавшая к редкому для конца XVIII столетия типу церкви "под звоном". Эта церковь находится напротив церкви Рождества Богородицы, через дорогу.
  
    []
   Фото 19. Церковь Петропавловская. Неизвестный архитектор. 1770-е г.г. Музей усадьбы.
  
   Центральнную часть церкви составляет двухсветный ротондальный объем с небольшими выступами алтаря и притвора. Венчает ротонду восьмигранный, перекрытый кополом барабан, служивший помещением для колоколов. Боковые входы в храм выделены ризалитами. Интерьер церкви выполнен в стиле классицизма. Росписи стен утрачены.
  
    []
   Фото 20. Церковь Петропавловская.
  
   Большой интерес представляют дома псарей - две классические служебные постройки, расположенные за прудом с северной стороны дворца. Главные фасады зданий украшены восьмиколонными портиками тосканского ордена, завершающимися треугольными фронтонами, характерными для большинства сооружений эпохи классицизма. Поставленные недалеко друг от друга, обращенные к главному усадебному дому, дома псарей замыкают перспективу, открывающуюся с парадного двора. Между домами псарей стояла небольшая башня, где хранились охотничье снаряжение, и был музей зверей и птиц.
  
    []
   Фото 21. Псарни.
  
    []
   Фото 22. Псарни.
  
   Со второй половины XVIII века сохранились также конный двор и каретный сарай. Конный двор, треугольный в плане, обнесен высокой кирпичной стеной. Образуемый замкнутый большой внутренний двор использовался в качестве манежа. Основную роль в композиции конного двора играют две проездные башни, в 1840-е годы декорированные зубчатым парапетом. Тогда же углы сооружений были завершены многоступенчатыми фронтонами.
  
    []
   Фото 23. Конный двор.
  
    []
   Фото 24. Проездная башня.
  
    []
   Фото 25. Еще одна проездная башня.
  
   Рядом с конным двором располагается каретный сарай (здание с желтой вывеской). Каретный сарай - кирпичное здание с большими арочными проемами+ рустовкой углов и оконных обрамлений.
  
    []
   Фото 26. Каретный сарай.
  
   При И.П. Салтыкове много внимания уделялось регулярному парку, который обслуживало большое количество садовников. Подстригая определенным образом деревья и кустарники, они превращали их в остроконечные пирамиды, шары, создавая целые стены - шпалеры. Уходящие в глубь парка перспективы таких аллей напоминали дворцовые анфилады, а весь парк представлял собой огромный торжественный зал под открытым небом. Особую нарядность аллеям придавали мраморные скульптуры. В зелени парка видны были павильоны, гроты, беседки.
   Марфинский парк и сегодня украшают две беседки, сохранившиеся с времен Салтыковых. Одна из них - музыкальный павильон в конце аллеи парка. Беседка имеет полуциркульную форму. Архитектор неизвестен.
  
    []
   Фото 27. Музыкальный павильон.
  
   Строгая тосканская колоннада из белого камня, поставленная полукругом, завершается полукупольным сводом. Внутри беседки была белокаменная скамейка, повторяющая форму павильона. К настоящему времени белокаменная скамейка не сохранилась.
  
    []
   Фото 28. Музыкальный павильон.
  
   Другая беседка - двухъярусная ротонда "Миловида" сооружена недалеко от музыкального павильона на крутом склоне холма перед спуском к большому нижнему пруду. Автором ее считают известного архитектора Н.А. Львова, члена Академии наук.
  
    []
   Фото 29. Ротонда "Миловида".
  
   Из беседки открывается прекрасный вид на окрестности усадьбы и, особенно, на большой пруд с островом. Восьмигранный нижний ярус беседки массивен. Стены яруса украшены рустовкой, прорезаны со всех сторон проемами входов. Сквозь проемы внутри беседки хорошо просматриваются колонны дорического ордера. Второй ярус - изящный восьмиколонный ионический павильон, увенчанный куполом. В 1950-е годы второй ярус беседки был украшен скульптурой Аполлона Бельведерского.
  
    []
   Фото 30. Ротонда "Миловида". Скульптура Аполлона Бельведерского.
  
   Марфинским прудам отводилась исключительная роль в композиции всего марфинского ансамбля. Расположенные на разных уровнях, они придавали ансамблю панорамность и глубину перспективы. Марфинские пруды копаны вручную крепостными графа Салтыкова. Были выкопаны три пруда: верхний - у деревни Лысково, нижний - напротив усадьбы и боковой - на рукаве.
   Выкопанный грунт из прудов был использован для устройства дорожек в три яруса в пейзажном парке по левому берегу от усадьбы вплоть до Монаховой горы. Глина использовалась для изготовления кирпича, для чего был построен собственный кирпичный заводик. Белый камень - известняк для возведения усадебных построек поставлялся из каменоломен у города Раменского, зимой - на санях, летом - на телегах.
   В прудах водилась разнообразная рыба, раки, используемые для стола господ, для чего содержали рыбака из крепостных. Жителям деревни запрещалось в прудах купаться, стирать белье, ловить рыбу и разводить птицу. За ослушание строго наказывали виновных. Для всех нужд населению была отведена "маленькая речка" ниже по течению между плотиной Монаховой горой.
   Для поддержания нужного уровня воды была построена новая деревянная плотина со сбросом излишней воды через затворы в русло реки ниже плотины. Плотину много раз смывало в половодье, пока уже в 1950 году не построили железобетонную.
  
    []
   Фото 31. Плотина на большом нижнем пруду.
  
   На прудах было устроено четыре насыпных острова с романтическими названиями: "Остров ожидания", "Остров встречи", Остров любви", "Остров расставания".
   Особенно красив был большой нижний пруд с островом посередине, находящийся перед дворцом. На пруду имелась лодочная пристань (имеется и сейчас), хозяева усадьбы и их гости любили кататься на лодках с музыкантами и песенниками.
  
    []
   Фото 32. Большой нижний пруд с островком посередине и лодочной пристанью.
  
   Большой нижний пруд соединен арками моста с двумя другими нижними прудами, являющимися его продолжением.
  
    []
   Фото 33. Арками каменного моста нижние пруду связаны между собой.
  
   Средний нижний пруд тоже красив по-своему. Поскольку через каменный мост движение в настоящее время закрыто, жители села с одного берега пруда на другой передвигаются по временному мосту, сооруженному рядом.
  
    []
   Фото 34. Средний нижний пруд с временным мостом через него.
  
   Малый (боковой) нижний пруд образован в овраге, где протекает река Уча. На одной стороне оврага находится главный дом и флигели, на другой - две церкви и хозяйственные постройки.
  
    []
   Фото 35. Церковь Рождества Богородицы по ту сторону малого нижнего пруда.
  
    []
   Фото 36. Хозяйственные постройки на берегу малого нижнего пруда.
  
   У границы регулярного парка в окружении вековых ив расположен "таинственный", не видимый издалека верхний пруд, имеющий правильную круглую форму, на берегу которого когда-то стояли оранжереи (К сожалению, автору не удалось сделать снимок этого пруда, но видел его и оценил - действительно красив А.Д.). Были в усадьбе еще два пруда - второй верхний и средний, но сейчас их уже нет, спущены. Но каналы, соединяющие некогда пруды, сохранились, их сейчас окультурили и привели в порядок. Смотрятся очень красиво.
   Перед северным фасадом дворца пруд сохранился. К нему от дворца также спускается каменная лестница. В настоящее время пруд приведен в хорошее состояние, вокруг него оборудованы прогулочные дорожки.
  
    []
   Фото 37. Пруд перед северным фасадом дворца.
  
   В период владения усадьбой И.П. Салтыкова, она превратилась в сосредоточение культурной и духовной жизни дворянского общества. Здесь часто бывали многие любители искусства, давались органные концерты, выступали известные европейские артисты и музыканты, приезжавшие на гастроли в Москву.
   В летние праздники в Марфине устраивались не только катания на лодках, но и литературные забавы с каруселями, на которые съезжалось до 300 человек. Гости были не только зрителями, но и активными участниками. Привлекались и крестьяне. Русские народные песни, пляски, и игры крепостных были любимыми забавами И.П. Салтыкова.
   С общим праздником в усадьбе сливались и театральные представления. В Марфине было два театра: один - деревянный в регулярном парке около дворца, а другой - воздушный, в двух верстах от господского дома - в Дарьиной роще, названной в честь жены И.П. Салтыкова - Дарьи Петровны. Сцена театра находилась в центре поляны между двумя отлогими склонами, которые служили зрительным залом. Декорациями были деревья и кустарники. Здесь ставились отрывки из балетов, пасторали, водевили. Более сложные спектакли проходили в закрытом театре.
   В 1799 году известный русский историк Н.М. Карамзин (1766-1826 г.г.) ко дню именин И.П. Салтыкова написал куплеты, которые исполнялись в честь хозяина его друзьями:
  
   "Кто не только на войне,
   Но и в мирной тишине
   Был согражданам полезен,
   Тот Отечеству любезен,
   Тот есть верный патриот,
   Кто покой Москвы блюдя,
   Любит в рощах прохлаждаться
   И с друзьями забавляться,
   Тот имеет нежный вкус". [13]
  
    []
   Фото 38. Историк Н.М. Карамзин. 1766-1826 г.г.
  
   Известны также куплеты, написанные Н.М. Карамзиным жене И.П. Салтыкова Дарье Петровне, исполнявшиеся в Дарьиной роще:
  
   Как приятны те места,
   Где натуры красота,
   В простоте своей сияет,
   Где любовь изображает,
   Имя милое твое!
   Прежде именем богинь
   Украшался мрак пустынь.
   Имя матери святее,
   Имя Дарьино милее
   Всех Гомеровых имен.
  
   После окончания спектаклей дворец, парк и пруды Марфина иллюминировались тысячами разноцветных огней, в честь гостей устраивался салют из двенадцати пушек, во время гуляний играл оркестр из ста двадцати крепостных музыкантов и пел хор из восьмидесяти человек.
   Подкрепившись за обильным столом, гости выезжали на охоту. Шестьдесят псарей выводили из псарен до тысячи гончих собак. После охоты опять садились за столы, а для музыкантов, певчих, псарей выкатывались бочки вина.
   В начале XIX века праздная жизнь в Марфино стала затихать. В 1804 году И.П. Салтыков уволился с военной службы по состоянию здоровья. В следующем году он умер и был похоронен рядом с отцом. В 1805 году после смерти И.П. Салтыкова усадьба отошла к сыну Салтыковых графу Петру Ивановичу Салтыкову, служившему в Петербурге при императорском дворе камергером.
   Салтыков Петр Иванович, граф, служил действительным камергером при дворце, затем был поручиком лейб-гвардии гусарского полка; награжден за храбрость в битвах против французов военным орденом Святого Георгия IV класса, тяжело был ранен под Аустерлицем 20.11.(2.12) 1805 года и не имел времени для посещения усадьбы.
   В связи с началом Отечественной войны 1812 года Петр Иванович на собственные деньги сформировал Московский гусарский полк, известный как Салтыковский, возглавил его и воевал с французами.
   На войне проявил незаурядную храбрость, в одном из боев был тяжело ранен и в 1813 году умер (По другим данным Петр Иванович скончался в 1812 году, заразившись горячкою от солдат, которых ежедневно посещал в лазаретах).
   Граф оставил завещание, по которому всех своих крестьян, в числе 20 тысяч, отпускал на волю с предварительным выполнением ряда обязательств.
   Дом в Марфине назначался для юношей всех сословий, потерявших отцов на поле брани. Дома, поместья, заводы должны были быть проданы, а деньги от продажи поступили на содержание воспитательного дома в Марфине. Завещание его не было выполнено.
   В 1812 году усадьба серьезно пострадала. В ней располагались французские солдаты, которые многие художественные ценности вывезли, а постройки сожгли или разрушили. Сохранились церкви, дома псарей и две беседки в парке.
   После кончины графа его состояние было разделено между сестрами, поскольку Петр Иванович не был женат. Марфино стало принадлежать одной из его сестер - графине Анне Ивановне Орловой.
  
    []
   Фото 39. Портрет графини А.И. Орловой. Автор - Ж. Дюн. 1819 г.
  
   А.И. Орлова была замужем за Григорием Владимировичем Орловым, сыном директора Российской Академии наук. Г.В. Орлов был известен как автор книг по истории живописи и музыки, исторических и литературных мемуаров, изданием басен И.А. Крылова на французском языке.
  
    []
   Фото 40. Портрет графа Г.В. Орлова. Ж. Дюн.1819 г. Музей усадьбы.
  
   Анна Ивановна начала восстановительные работы в усадьбе, не смотря на то, что супруги жили в Париже и достаточных средств для восстановления усадьбы не имели. Однако на усадьбе лежал большой долг и, стремясь сохранить Марфино за родом Орловых, в 1822 году Анна Ивановна продала усадьбу и близлежащие деревни своему свекру - графу Владимиру Григорьевичу Орлову "с переводом на покупщика и состоящего по сим имением долгу".
   Орлов Владимир Григорьевич (1742-1831г.г.), граф, директор Российской Академии наук, один из пяти знаменитых братьев, трое из которых - Григорий, Алексей, Федор - стояли во главе заговора 1762 года; Им Екатерина II обязана была короной. Находясь на посту директора Академии наук с 1766 по 1774 годы, организовал несколько научных экспедиций, покровительствовал талантливым молодым людям, уезжавшим учиться за границу, вел переговоры со многими учеными. Уйдя в отставку в чине генерал-поручика, занялся строительством в усадьбе Отрада, а позже и в Марфино. Любитель музыки, он имел свой оркестр, в котором служил капельмейстером Л.С. Гурилев, отец известного композитора А.Л. Гурилева.
  
    []
   Фото 41. Портрет графа В.Г. Орлова. 1743-1831 г.г.
  
   В.Г. Орлов продолжил начатые Анной Ивановной работы по возрождению дворцово-паркового ансамбля в стиле ампир. Строительство требовало много денег, поэтому граф Орлов В.Г. увеличивал оброк с крестьян своих имений, который вырос с 12 рублей 50 копеек до 25 рублей. Кроме того, из марфинских оранжерей в Москве продавали персики, сливы, вишни, апельсины, листья лаврового дерева, а также малину, клубнику и цветы. Чтобы увеличить доход, Граф строит в усадьбе новые оранжереи, развивает огородничество. [6]
   Кроме того, строятся столярная мастерская, небольшой кирпичный завод, кузница.
   Руководит всеми восстановительными работами Федор Тугаров, крепостной архитектор Орловых. В создании нового дворца и двух флигелей - "кухарного" и "гостиного" - принимали участие как крепостные, так и вольные мастера, среди них - каменщик - крепостной Вяземский Кирилл Никитин, штукатур - вольный Александр Михайлов, вольный Максим Алексеев, сложивший во дворце 14 печей и 4 камина. Плотницкие и столярные работы выполняли марфинские крестьяне. Одновременно поправлялись стены каменного моста, вокруг зимней церкви ставилась решетчатая ограда, строился птичник. Шесть садовников во главе с крепостным Ф.И. Матковым вели работы в парке - выстригали высокие зеленые стены - шпалеры.
  
  
  
   Вторую часть очерка Усадьба "Марфино". Часть II (1831-1843 г.г.) можно посмотреть "здесь"
  
  
   Третью часть очерка Усадьба "Марфино". Часть III (1844 г.-н/в) можно посмотреть "здесь"
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"