Сфинкский : другие произведения.

Тривиальная онтология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Одной из "веселящих" мозги философских идей сегодня является идея плоских онтологий (новолат. ontologia от др.-греч. ὄν, род. п. ὄντος - сущее, то, что существует + λόγος - учение, учение о сущем). "Плоская онтология" - это философский термин, введённый впервые Мануэлем ДеЛанда для обозначения подхода, в котором все объекты рассматриваются как онтологически однопорядковые. Однопорядковость относится к единственному порядку расположение чего-либо. Но ведь мы знаем, что на квантовом уровне этот порядок дополняется новым порядком. Если рассматривать сущность вещей, то тоже.
  
  В философии по этой причине есть даже разделение понятий - ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ И ОНТИЧЕСКИЙ порядки. ОНТИЧЕСКИЙ - в философии М. Хайдеггера относящийся к порядку сущего в отличие от "онтологического" как относящегося к порядку бытия. Если сущее (Seiendes) - это предметно-чувственный мир, то бытие (Sein) - это условие возможности сущего, предельная смысловая возможность всякого вопрошания.
  
  Так вот... "Весилит", например, мысль о том, что если онтологически, на уровне бытия все объекты равнозначны, то онтически, на уровне сущего, они все же различны. Так, планета просто не заметит встречи с микробом, кораблем или галактикой ввиду разницы размеров. А справедливость, не имеет никакого отношения к благу.
  
  При этом справедливость - это пример плоской онтологии, а благо...
  
  Вообще, различает три типа онтологий: плоские, отсортированные и упорядоченные.
  
  Плоские онтологии - плоские, потому что каждая плоская онтология может быть представлен набором, содержащим все сущности, которой онтология привязана. Конечно, все объекты разные (ведь каждый объект создает свою собственную вертикаль) и тем не менее они равны - равны в той мере, в какой существуют.
  
  ...Так вот, благо, как вы понимаете, у каждого может быть своё. Пример - "Крым (а теперь и Донбас) - наш". Благо несёт постмодернистическую многозначность. А она как дифракционная картина, возникающая благодаря явлению, которое проявляет себя как отклонение от законов геометрической оптики при распространении волн. Можно сравнить, кстати, с многозначной квантовой логикой.
  
  Если вспомнить, исторически начало логических исследований структур квантовой теории связывают с монографией И. фон Неймана "Математические основы квантовой механики" (1932). А в 1936 фон Нейман и Г.Биргкоф создали математический формализм в виде ортомодулярной решетки замкнутых подпространств Гильбертова пространства, вполне соответствующий известному эксперименту с прохождением электрона через две щели экрана, в результате которого вместо точечного следа на мишени получалась дифракционная картина.
  
  Итак что же мы видим?
  
  По большому счету - предельное искажение плоских онтологий.
  
  Специфика плоских онтологий, в отличие от множества других концептуальных рамок, заключается в том, что они не только представляют удобный язык описания, через призму которого могут быть рассмотрены практически любые объекты и явления, но и концептуально переопределяют базовые принципы функционирования научных дисциплин и сфер творческой (производственной) деятельности, задают новое понимание их объектов.
  
  И потому плоская онтология даёт новый, четвертый тип ответа на вопрос "Что же существует на самом деле?". Долгое время в философской традиции доминировали два наиболее общих ответа на этот вопрос: либо на самом деле существует то, что все охватывает (то есть то, что превыше всего, некое предельное недостижимое единство а ля Бог), либо существует то, что лежит во всеобщем основании (вроде демокритовских атомов, из которых складывается мироздание).
  
  Первый доминирует в религиозных картинах мира, а также в новом спиритуализме в духе нью-эйдж, второй представляет собой классическую научную картину мира. Философия уже давно заклеймила такие подходы как метафизические, предложив третий тип ответа на этот вопрос: на самом деле существует не верхний предел, из которого все охватывается, и не нижний предел, лежащий в основании всего, на самом деле существует лишь середина, из которой эти верх и низ полагаются. Этой серединой, конечно же, стал человек. Плоская же онтология возникла за счет отказа от тех допущений, которые лежали в основе первых трех онтологических схематизмов (парменидовского восхождения, демокритовского нисхождения и кантовской середины, из которой полагается верх и низ), и она заявляет: таких центров бесчисленное множество и человек - лишь один из них. Отказ от трёх типов ответа и появление нового стал причиной того, что в новой онтологии осталась только горизонталь. Нет вертикали. Поверхность вращения. Сфера.
  
  Простейший способ объяснить топологическое устройство сферы - это при помощи одноточечной компактификации. Поясню эту конструкцию сначала на простых примерах. Возьмем обычную бесконечную прямую (одномерный аналог пространства) и добавим к ней одну "бесконечно удаленную" точку, считая, что при движении по прямой вправо или влево мы в конце концов попадаем в эту точку. С топологической точки зрения нет разницы между бесконечной прямой и ограниченным открытым отрезком (без концевых точек). Такой отрезок можно непрерывно изогнуть в виде дуги, свести поближе концы и вклеить в место стыка недостающую точку. Мы получим, очевидно, окружность - одномерный аналог сферы. Подобным же образом, если я возьму бесконечную плоскость и добавлю одну точку на бесконечности, к которой стремятся все прямые исходной плоскости, проходимые в любом направлении, то мы получим двумерную (обычную) сферу.
  
  А теперь вернемся к БЛАГУ и СПРАВЕДЛИВОСТИ. По сути БЛАГО получается, если взять СПРАВЕДЛИВОСТЬ и добавить еще одну точку на бесконечности (БЛАГО ВЕДЬ у каждого своё), считая, что в конечном итоге БЛАГО это СПРАВЕДЛИВО. Теперь всю эту конструкцию можно изогнуть в виде дуги, свести поближе концы и вклеить в место стыка недостающую точку. А вот какую? Что же существует между БЛАГОМ и СПРАВЕДЛИВОСТЬЮ?
  
  Ответ - нейтральное двустороннее сущее-бытие. В философии еще нет такого понятия. И я его ввожу - тривиальная онтология. Её суть - нейтральный элемент бинарной операции - элемент, который оставляет любой другой элемент неизменным при применении этой бинарной операции к этим двум элементам. С точки зрения теории категорий, тривиальный объект является терминальным, а иногда (в зависимости от определения морфизма) нулевым (то есть одновременно терминальным и начальным) объектом - Альфа и Омега (напоминает место склеивание ленты Мёбиуса). Такой обьект (нейтральную единицу) философы и теологи найдут (если поищут хорошо) в алгебре Кэли.
  
  Алгебра Кэли - система гиперкомплексных чисел, 8-мерная алгебра над полем вещественных чисел, единственная 8-мерной вещественной альтернативной алгеброй без делителей нуля. Число Кэли - это линейная комбинация элементов: 1,i,j,k,l,il,jl,kl, где 1- нейтральная единица (нулевой обьект), i,j,k,l - вещественные числа, предназначеные для измерения непрерывных величин.
  
  Вообще, процедура Кэли - Диксона (процедура удвоения) - это итеративная процедура построения алгебр над полем (или над кольцом) с удвоением размерности на каждом шаге. Эта процедура позволяет построить из действительных чисел последовательно их расширения: комплексные числа, кватернионы, октонионы, седенионы и т. д. Количество симметрий поля уменьшается при каждом применении процедуры Кэли - Диксона: сначала исчезает упорядоченность, затем коммутативность умножения, потом ассоциативность умножения и в итоге - альтернативность умножения. Но при этом все алгебры сохраняют степенную ассоциативность умножения, а также по определению являются унитальными и их умножение дистрибутивно относительно сложения.
  
  Процедуру удвоения наглядно можно представить как добавление петли обратной связи.
  
  Петля обратной связи - совокупность взаимосвязанных логических причинно-следственных отношений, которые вызывают усиление (положительная) или ослабление (отрицательная) условий или поведения в рамках системы.
  
  Как работает петля обратной связи?
  
  Когда один человек что-то сообщает другому, то другой начинает что-то делать с полученной информацией. Он обрабатывает ее внутри себя, пропуская ее через фильтры восприятия, которые у каждого настроены индивидуально, учитывая личные критерии сортировки. Эти критерии вполне можно назвать нравственными понятиями, определяющими, что человек может себе позволить сделать, а что категорически не может. Пропустив полученную информацию через фильтр, человек отсеивает ту ее часть, которая не совпадает с его внутренними ценностями и установками.
  
  Оставшуюся часть информации человек подвергает интерпретации, чтобы адаптировать ее под свою внутреннюю картину мира и определить - на каких условиях он может согласиться эту часть выполнить. Все эти процессы сопровождаются различными по силе и внешней выраженности эмоциональными реакциями. И только после того как некие прямые и обратные значения информации будут последовательно максимизированы, миниманизированы и обнулены (i,j,k), да еще и обобщены (il,jl,kl) только тогда нейтральная единица (1) может обобщить начальный и терминальный обьект интерпритаций. При этом не меняя значений интерпритаций! Чтобы обобщить начальное и терминальное значение нужно просто изменить либо одно либо другое выворачиванием наизнанку обратным действием, что есть действие над собой.
  
  Точно тем же связано БЛАГО и СПРАВЕДЛИВОСТЬ. И это "веселит" еще больше, потому что доказывает очевидное: когда Крым (а теперь и Донбас и Луганск, а потом, видимо, и другие области Украины) станут "нашими", чьими-то они прекратят быть).
  
  Чтобы понять сущность тривиальных операций между тривиальными обьектами, нужно просто допустить, что БЛАГО и СПРАВЕДЛИВОСТЬ, как тривиальности не имеют определения, а могут быть выражены только через друг-друга: БЛАГО - не СПРАВЕДЛИВОСТЬ, а СПРАВЕДЛИВОСТЬ - не БЛАГО. А Отрицание - это философская категория, выражающая определённый тип отношения между двумя последовательными стадиями, состояниями развивающегося объекта, процесса. Отрицание является необходимым моментом процесса развития.
  
  А теперь, чтобы вы поняли, что такое отрицание. Это понятие тоже определяется через действие над собой. То есть - смех да и только - чтобы мы не делали, это всегда ведет к обратному результату, который обеспечивает алгебра Кэли. Это именно то, что утверждает йога - мы неправильно сидим, неправильно лежим, неправильно ходим, неправильно думаем, неправильно чувствуем. Это сказывается на различии краткосрочных и долгосрочных перспектив. И только если мы ничего не делаем, а допускаем "рулить НУЛЕВОМУ ОБЬЕКТУ, то после операции удвоения 8-ми мерной алгебры (сделав ее 16-мерной) можно от БЛАГА прийти к БЛАГУ, или от СПРАВЕДЛИВОСТИ к СПРАВЕДЛИВОСТИ. Но.... теперь самое "веселящее" - при этом теряется свойство альтернативности как минимум для одного элемента, то есть происходит альтерации наподобии утери функциональности клеток организма по мере сокращения длины теломер.
  
  Теломеры представляют собой "насадки" на концах хромосом, которые обеспечивают репликацию (удвоение) ДНК при делении клеток. А добавляет повторяющиеся последовательности ДНК фермент - теломераза. Один из ее компонентов теломеразы - hTERT. Он индуцирует запуск комплексных механизмов, сохраняющих стабильность самой теломеразы и ДНК клетки. Вот этот hTERT как раз и имеет 16-мерную алгебру. А в ней есть нейтральный элемент. Чего с ним можно делать во БЛАГО я уже сказал. Кто "услышал" воспользуйтесь. Особенно ученые.
   Что касается, всякой геополитики, то и в ней есть нулевые обьекты и нейтральные единицы. Некоторые назовут поиск их проблемами краткосрочной перспективы, но я называю это возможностями долгосрочной.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"