Шатов Геннадий Сергеевич : другие произведения.

Удивительное Счастье

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  18.04.2002 Г. Шатов
  
  УДИВИТЕЛЬНОЕ СЧАСТЬЕ.
  
  
  Счастье можно разделить на две основные части: духовную и материальную.
  С духовной все проще. Чувства, любовь, дружба, привязанность, преданность, спокойствие - одинаковы у всех людей, и у царя, и у пастуха. Оно возможно, как факт, вне зависимости от социального положения человека.
  
  Сложнее с материальной, которая, пожалуй, занимает большую, чем духовная часть.
  
  По сути дела, что есть материальная составляющая счастья? Это ни в коем случае не абсолютное количество денег, дело в другом. В каждом обществе существует определенная иерархическая лестница и любой ее ступеньке соответствует материальное положение. Вполне естественно, что человек пытается взобраться по этой лестнице как можно выше.
  
  Тут есть одна особенность, которую я хотел бы отметить.
  Каждый из нас хотел бы занимать материальное место в материальной иерархической лестнице совершенно ОПРЕДЕЛЕННОГО общества. (Не какого-нибудь абстрактно). То есть, находиться на самой вершине иерархической лестницы, но в каком-нибудь племени мумба-юмба, которые добывают огонь трением, наверняка захотел бы редкий человек.
  Значит, для получения материального счастья необходимы две вещи:
  1. желаемое вами общество
  2. желаемое вами место в этом обществе.
  
  Картина меняется в духовной части. Пастух не имеет желания стать более любимым своей женщиной, чем владелец стада своей. А владелец стада не станет соревноваться в силе чувств с правителем города. Людям абсолютно всё-равно, какими чувствами обладают их соплеменники. Это является достоянием их внутреннего мира, и ни чьего больше. Не существует никакой иерархии чувств. Соперничество в объеме духовного богатства - приоритет самой личности.
  
  Ситуация диаметрально противоположна с материальной частью. Вот тут-то от полного безразличия к обладанию твоим соседом большой любви или дружбы, мы переходим к жуткой зависти. Мы, люди, страстно начинаем желать МАТЕРИАЛЬНОГО. Более того, хотим преобладать этим в большей степени, чем окружающие.
  
  Объективно, что люди по природе своей более материальны, чем духовны. Следовательно, материальное счастье - большая часть, чем духовная. Но в любом случае счастье невозможно без обоих составляющих. И не важно, что одна из них имеет большую величину, чем другая. Важна сама необходимость присутствия обеих частей.
  
  Вот тут и возникает законный вопрос...
  Если для счастья столь необходимы две половины - материальная и духовная. И в большей его части, материальной, присутствует жесткое соперничество.
  
  То (и это удивительно) куда оно девается в эфемерной части. В духовной составляющей счастья совершенно нет места той конкуренции, которая присутствует (не просто присутствует, но имеет очень ожесточенную форму) в материальной части.
  
  Сосуществование личных амбиций каждого индивидуума в духовном мире принимает наиболее миролюбивую форму. Не существует самого стремления к конкуренции в количестве эмоций. В нем царит атмосфера терпимости и отсутствия негативных ощущений. В духовном мире нет ЗАВИСТИ в той степени, которая свойственна материальному миру.
  
  
  Таким образом парадокс сформирован:
  1) Составляющими счастья являются материальная и духовная части.
  2) При удовлетворении обеих частей человек ведет себя по разному:
  а) Материальная ведет к радости в чужих неудачах (злорадство), т.к. оно вас возвышает в обществе. И наоборот к огорчению в случае чужого успеха (зависть), т.к. оно вас принижает. К соперничеству, неравенству и по сути к страданиям.
  б) Духовная, напротив, ведет к равнодушию в чужих душевных радостях (в хорошем смысле этого слова, т.е. отсутствие зависти), т.к. у вас нет корысти от наличия или отсутствия положительных эмоций у человека рядом. К участию в состраданиях (сочувствие), т.к. вам это ничего не стоит.
  
  
  Вывод:
  Удовлетворение обеих, необходимых для счастья частей ведет к различному результату.
  В одном к отрицательному (материальный вариант) и в другом к положительному (духовный вариант).
  
  А если человечество движется от отрицательного к положительному, (и врядли возможно иное мнение), то возможно предположить, что путь от материального к духовному есть искомое направление любой эволюции разума...
  
  Не одна ли это из форм гармонии, к которой стремится человечество? Не тот ли шаг, с которого начинается путь в нирвану?
  
  Развивая эту мысль можно предположить что на определенном этапе развития разума, как самостоятельной субстанции, возможна минимальная зависимость духовного начала от материального. Более того, скорее всего, возможен и полный переход от одной формы существования (духовная+материальная) к только духовному содержанию разума, не имеющему никакой зависимости от материи...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"