Багазеев Иван Викторович : другие произведения.

Село Могильное

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Иван Викторович Багазеев - cпециально для сайта ЮУРО АГЛ города Челябинска http://www.uralgenealogy.ru/

Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей

  
Багазеев Иван Викторович из г. Томска.
    []
  
  
  
  
  
  
  
   О себе:
   "Случайно наткнулся на Ваш сайт.
Несколько лет интересовался историей своей семьи, связанной с селом
Могильным (сейчас Глубокое) Шадринского района. Работал в ШФ ГАКО, ГАСО, получил ответы из РГАДа. В прошлом году у меня вышло
    []
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   небольшое печатное исследование, где я обобщил результаты поисков.

Подумал, вдруг что-то из этих материалов пригодится в Вашей работе (хотя я и интересовался исключительно своей семьей, но, конечно, в поиске невольно "задевал" и другие фамилии), поэтому позвольте подарить Вам экземпляр моей книжки.
Если кому-то из Ваших коллег потребуются сведения из
Томского архива, буду рад оказать посильную помощь.

С уважением,
Багазеев Иван".
   (Не возражаю против размещения моих материалов на сайте ЮУРО АГЛ города Челябинска: http://www.uralgenealogy.ru/
  
  
  
   Село Могильное
  

И.В. Багазеев

   Село Могильное
   (до начала 20 века)
  
   История семьи Багазеевых неразрывно связана с селом  Могильным и деревней Раевой, расположенных в 15 километрах на северо-восток от г.Шадринска  Курганской области, на восточном берегу большого озера, ранее известного под названием Могильского.
   Между деревней Раева (в некоторых документах Раевая) и селом Могильным (часто - Могильское) всего 500 метров. После начала в 1862 году строительства  каменной церкви границы между деревнями стираются, и после революции название Раева исчезает. В 1964 году село Могильное переименуют в Глубокое, также изменят  название озера.
   Первое известное мне упоминание о Могильном встречается в переписной книге  Тобольского уезда Льва Поскочина 189 (1680/81), 190 (1681/82), 191 (1682/83) гг: Деревня Могилева на речке Ичкине . В переписи 1710 года  встречаются: Деревня у Могильного озера и  деревня Могильская над озером, относящиеся к слободе Масленской Тобольского уезда. В более поздних переписях (1744 г., 1757 г.) встречается деревня Могильская Масленского острогу, в документах от 1759 года встречается Масленского острогу деревня Могиленка.
   Известными мне первопоселенцами и старожилами деревни Могильной были фамилии:
   Дымшаковы  - Во дворе Сергушка Григорьив сын Дымшаков. Сказал: родился де он в Чордынского уезду в Починской волости, жил за великими князем во крестьянах. В Сибирь пришол и живет в Шадринской слободе со 172 году. У него дети Захарко 18 лет, Першка 10 лет, Якунка 5 лет.
   Тюшняковы - Во дворе Ивашко Андреив сын Тушняков.  Сказал: родился де он в Кунгурском уезде в подгородной деревне Токтареве, жил за великим государем во крестьянех. В Сибирь пришол и живет в Шадринской слободе со 175-го году. У него сын Ивашко 10 лет.
   Дедюхины: Во дворе Сенка Иванов сын Дедюкин. Сказал: родился де он Вологоцкого уезду Троицкого приходу Вожегоцкие волости в деревне Ехинскои, жил за дворянином за Давыдом Жердевым во крестьянех. В Сибирь пришол и живет в Шадринской слободе со 182-го году. У него сын Гришка 4 лет. У него ж брат Оска 20 лет.
   В конце 19 века самыми многочисленными фамилиями в селе Могильном были Дымшаковы, Поникаровы (Поникаровских), Назаровы, Быковы, Лавовы,  в деревне Раева - Тюшняковы, Багазеевы, Матеровы.
   Долгое время полагал, что название деревни Раевая, ставшей впоследствии частью Могильского села, означает  "с краю, краевая". Но позднее у Фасмера нашел более интересную версию о том,  что "Рай" во многих русских говорах означает "эхо, отзвук, гул", и селения эти получили названия благодаря звонкому эху, раздававшемуся в них или близ них. Это вполне возможно, поскольку деревня Раевая  - та часть села Могильского, которая ближе к селу Ичкинскому, в котором находился храм во имя преподобного Сергия. Жители деревень Могильской и Раевой до 1867 года были прихожанами именно этой Сергиевской церкви.
   Однопрестольный, каменный храм в селе Могильском был заложен в 1862 году, освящен в 1867 году, построен на средства прихожан. Указом святейшего синода 1874 года церковь села Могильное стала самостоятельной, и поскольку она построена во имя Владимирской иконы божьей матери, то и стала называться Владимиро-Богородицкой.
   В книге, данной протоиереем Градо-Шадринского Преображенского собора Михаилом Кузовниковым "для записи денег в расход на постройку церкви крестьянину Александру Александровичу Поникаровскому 26 июня 1862 года", расписано поименно, кто принимал участие в строительстве:  Поникаровский Василий Петрович - кирпичная кладка; Малышев Алексей Иванович - кирпичная кладка; Паньков Логантий - заготовка дров; Дымшаков Ефим Савельевич - заготовка дров, железо; Дымшаков Семен Яковлевич - поставка железных свай; Дымшаков Дмитрий - вывозка кирпича; Дымшаков Николай - дрова для обжига кирпича; Ногин Кондрат  - брус для окон; Назаров Иван - распиловка дров; Парилов Филипп Иванович - гербовая печать и бумага; Багазеев Иван Никитич (д. Раева) - позолота крестов.
   Несмотря на то, что в конце 19 века село Могильное и деревня Раевая были фактически единым целым, административно они относились к разным волостям: Могильное к Иванищевской волости, Раевая к Водениковской. В 1873 году в Иванищевскую волость входило три села: Иванищево, Сосновское, Кривское, а также десять деревень: Агапина, Беркут, Могильное (после 1874 года - село),  Медвежье, Ерзовка, Потанино, Спицино, Дрянново, Першино, Атяж. В Водениковскую волость входило три села: Водениково, Ичкино, Неонилово и пятнадцать деревень: Сапожникова, Кукольникова, Раева, Грибанова, Тюшнякова, Шаньгина, Песчаная, Уткина, Елесина, Титова, Широкова, Копнина, Борчанинова, Тюленева, Шушарина. Отнесение Раевой к Водениковской волости объяснялось тем, что земли, отведенные в пользование крестьянам этой деревни, были расположены в районе Водениковской волости.
   По ведомости сельских обществ крестьян по состоянию на 1873 год в деревне Могильное было 122 двора с численностью душ - 318 человек, в деревне Раевой - 37 дворов с численностью душ - 124 человека мужского пола.
   Расцвет села Могильного и деревни Раевой связан с широким развитием пимокатного промысла. Зауральский этнограф и фольклорист А.Н. Зырянов записал в 1864 году песню, в которой есть слова "Кому шерстку бить - медвеженцам, а шляпы катать - могиленцам".
   В материалах исследовательской группы петербургских ученых статистиков о торгово-промышленной деятельности Шадринского района 1909 года  в разделе "Валяная обувь" указано, что пимокатное дело - одно из главнейших производств Шадринского района:
   "Для характеристики положения пимокатного производства в районе речки Ичкино может служить село Могильное, Иванищевской волости. Население которого, почти поголовно занято пимокатством. Центральной фигурой этого селения является Дымшаков. В его заведениях работают около 100 человек рабочих, среди которых есть мастера татары, выписанные из казанской губернии. Кроме того Дымшаков раздает шерсть пимокатам на дом сдельно. Всего на него работают около 300 семей. Всего в годовую операцию он выпускает не менее 50 тысяч пар пимов. Пимокаты сел Могильное и Медвежье, катают пимы на заведение Багазеева , изготовляя в год до 10 тысяч пар пимов. Село Могильное является центром, тут находятся наиболее крупные пимокатные мастерские, тут же проживают и главные пимокаты-скупщики, ведущие свои операции со всей Сибирью".
   С развитием пимокатного производства в конце 19 века село Могильное стало активно перестраиваться. Появились полукаменные дома, были построены обширные каменные кустарные мастерские.
   .....
  
   Каждый раз, планируя поездку в село Глубокое, настраивался на то, что почувствую трепет паломника, приехавшего к святым для него местам. Но, увы, по приезде меня посещала лишь горечь и грусть, и, бессильная злость об утраченном некогда былом величии.  Подобно обломкам  исчезнувшей цивилизации в селе сохранились останки прекрасных домов конца 19 века. Но это не памятники архитектуры, а именно руины, разграбленные, поруганные людьми.   Остановившись перед стенами крупной красной кирпичной кладки, я вспомнил о том, как безразлично легко мне было разглядывать развалины Колизея в Риме. Но в Глубоком я отчетливо понимал, что это все не просто часть истории. Это часть моей собственной прошлой жизни, вернуть которую мне уже не удастся никогда.
  
   Источники:
      -- Перунова А.Н. Село Глубокое. Историко-биографические очерки. г. Шадринск, ПО "Исеть", 2000.
      -- Багазеев И.В. Выставка экспонатов семейного назначения. Томск. Изд-во Томского университета, 2008.
  
   Фото:- развалины Владимиро-Богородицкой церкви в селе Могильном.

 []

  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"