Шурыгин Александр : другие произведения.

Высоко-Петровский монастырь в Москве (фотоочерк)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:



Высоко-Петровский монастырь в Москве
(фотоочерк)

История этого мужского монастыря, как и других монастырей, находящихся в наши дни в центре Москвы, восходит к далёкому прошлому.
По преданию, он был основан в 1326 году князем Иваном Калитой и митрополитом Киевским, Московским и Всея Руси Петром, а первым его строением была небольшая деревянная церковь, сооружённая в честь первосвятителей Петра и Павла, по имени которой обитель стала в то время называться Петропавловской.
Однако, после кончины митрополита Петра, принявшего в 1325 году предложение Калиты о переносе митрополичьей кафедры в Москву и посмертно причисленного в 1337 году Константинопольским Вселенским собором к лику святых, Иван Калита принял решение о переосвящении церкви Петра и Павла в церковь святителя Петра митрополита, после чего и монастырь стал именоваться Петровским, Петровским на Высоком или Высоко-Петровским (с учётом места его расположения близ слободы Высокой, находившейся невдалеке от Китай-города).
Московская улица Петровка, на которой находится монастырь, богата своими историческими и архитектурными памятниками. Среди них известные всем Большой театр и здание ЦУМ"а (бывшего магазина фирмы "Мюр и Мерилиз", перестроенного в 1908 году по проекту Р.И Клейна) - именно они открывают перспективу этой улицы, начинающейся от Театральной площади. Ну, а далее - бывшие дома Хомяковых и французского виноторговца Депре у перекрёстка Петровки с Кузнецким мостом, и не менее известное, чем ЦУМ, здание Петровского пассажа. Ещё далее - бывшие усадьбы Воронцовых-Раевских и купца Кирьякова (конец XVIII века). Ближе к бульварному кольцу, с левой стороны улицы находится красивое строение, построенное в XVIII веке в неоклассическом стиле по проекту М.Ф.Казакова и известное как "дом Губина" (в нём сейчас размещается музей современного искусства).
Вот здесь, у пересечения Петровки с Бульварным кольцом, напротив дома Губина, и расположен выделяющийся своими устремлёнными в небо церковными куполами ансамбль зданий Высоко-Петровского монастыря.
На улицу Петровка обитель выходит своей западной частью, и с этой стороны роль ограды монастыря выполняет наружная стена здания монастырских братских келий, более известного здесь как Нарышкины палаты (подробнее о них - в дальнейшей части очерка).
На первом снимке - вид на Нарышкины палаты и монастырскую колокольню с улицы Петровка.

 []

При входе на территорию монастыря взор останавливается прежде всего на старейшем его каменном храме с совершенно необычной для русских церквей архитектурой - соборе Петра митрополита (на втором снимке показана его нижняя часть).

 [А.Шурыгин]

 [А.Шурыгин]

Этот собор был сооружён в 1514-1517г.г. в оригинальном столпообразном стиле итальянским зодчим Алевизом Фрязином Новым, которого для строительства каменных зданий в конце XV века пригласил в Москву великий князь Василий III (по проекту этого архитектора были сооружены также в числе прочих Архангельский собор в Кремле и собор в честь Смоленской иконы Божией Матери в Новодевичьем монастыре). Главной святыней собора являются мощи святителя Петра митрополита.

На следующем снимке - восстановленный недавно алтарь собора Петра Митрополита.

 [А.Шурыгин]

Невдалеке от собора Петра митрополита - Боголюбская церковь.

 [А.Шурыгин]

Эта церковь - второй по времени сооружения каменный храм Высоко-Петровского монастыря. Её строительство в 1684-1685г.г., как и строительство некоторых других монастырских зданий, связано с именем бояр Нарышкиных, предков Петра I по материнской линии. Усадьба Нарышкиных находилась рядом с монастырем, и Петровская обитель являлась постоянным местом молений боярской семьи, в том числе матери Петра, Натальи Нарышкиной. Позднее территория этой усадьбы вошла в монастырский комплекс, а Нарышкины стали покровителями обители. Народное предание не исключает того, что имя Петру I дано было его матерью в честь святого Петра митрополита, первого святого Северо-Восточной Руси.
Боголюбская церковь, названная так во имя Боголюбской иконы Божией Матери, стала усыпальницей рода Нарышкиных. Рядом с ней - небольшое здание часовни-усыпальницы Кирилла Полуэктовича Нарышкина, отца Натальи Нарышкиной.

Здесь же, поблизости от собора Петра митрополита и Боголюбской церкви находится величественное двухэтажное здание трапезной церкви, освященное во имя преподобного Сергия Радонежского. На очередном снимке - вид на этот храм, с крыльца и паперти которого Пётр I, по словам его современников, любил наблюдать монастырские крестные ходы.

 [А.Шурыгин]

Историю возведения этого храма связывают с тем, что в 1682 и 1689 г.г. во время стрелецких бунтов Пётр I укрывался в Троице-Сергиевой лавре. После возвращения в Москву он решил построить здесь, в Петровской обители, храм во имя Сергия, своего духовного покровителя, и в память о своём спасении во время бунтов. Строительство храма было осуществлено в 1690-1694г.г.
Святынями этого храма являются частицы мощей Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Спиридона Тримифунтского (последние хранятся в алтарной части церкви), а также Киево-Печерских святых.
Следующий снимок - вид интерьера храма Сергия Радонежского.

 [А.Шурыгин]

И ещё один снимок этого храма - его вид с противоположной, южной половины монастырского двора, куда можно пройти под аркой с мостом, соединяющим паперть этого храма со вторым ярусом Нарышкиных палат.

 [А.Шурыгин]

Очередной снимок - вид с паперти храма Сергия Радонежского на монастырскую колокольню со Святыми вратами и надвратной церковью Покрова Богородицы, а также на собор Петра митрополита и пятиглавую Боголюбскую церковь. Слева от колокольни видна небольшая церковь Толгской иконы Божией Матери.

 [А.Шурыгин]

Возведение церкви во имя Толгской иконы тоже связано с именем Петра I и его пребыванием в Троице-Сергиевой лавре во время стрелецких бунтов. Сооружена она была во время царствования дочери Петра, императрицы Елизаветы Петровны. Своё название церковь получила в связи со спасением Петра от стрелецкого бунта 8 августа 1689 года - в день, когда чествуется икона Толгской Богоматери (8 августа по старому стилю).
Вскоре (тоже во времена Елизаветы Петровны) в 1753-1755г.г. во внутреннем монастырском дворе, у южных его ворот, была построена ещё одна небольшая церковь. Сооружена была она на средства настоятеля монастыря архимандрита Пахомия и была освящена в честь его небесного покровителя Пахомия Великого, поэтому называлась она в то время Пахомиевской церковью.
В 1812 году монастырь сильно пострадал от пребывания в Москве французского войска, особому разрушению и надругательству при этом подверглась Пахомиевская церковь. Восстановлена она была лишь через столетие, в 1914 году и была вновь освящена как церковь святых Петра и Павла.
Вот как выглядит сегодня пока ещё не подвергшаяся современной реставрации эта церковь (снимок сделан из внутреннего монастырского двора).

 [А.Шурыгин]

Отсюда же, из южной части монастырского двора, открывается обзорный вид на двухярусное здание Нарышкиных палат, построенных как братский корпус для монастырских насельников. Часть этого здания, примыкающую к церкви Петра и Павла, можно увидеть на предыдущем снимке.
К помещениям второго яруса Нарышкиных палат можно пройти от паперти церкви Сергия Радонежского по мосту, перекинутому через арку, ведущую во внутренний двор обители. Отсюда, от моста, ведёт к палатам широкая галерея, придающая особую красоту архитектуре этого здания.
Очередной снимок с видом на эту галерею и Нарышкины палаты сделан с надарочного моста, с места, расположенного в шаге-другом от церкви Сергия Радонежского. На заднем плане снимка - церковь Петра и Павла.

 [А.Шурыгин]

Для монастырских колоколов, пока ещё не поднятых на колокольню, сооружена временная наземная звонница. Она-то и позволила поближе познакомиться с этими колоколами. На фотографиях - общий вид звонницы и некоторых из её колоколов.

 []

 [А.Шурыгин]

 [А.Шурыгин]

 [А.Шурыгин]

Эти снимки позволяют увидеть, насколько сложной и филигранной с художественной точки зрения была и остаётся техника русских мастеров, владеющих искусством отливки чудо-колоколов, каждый их которых (и так это было по всей Руси) является уникальным и неповторимым не только музыкальным, но и художественным творением.

***

Монашеская жизнь в Высоко-Петровском монастыре была прекращена в 1922 году (по другим данным - в 1918 году), тогда же был упразднён и сам монастырь. Некоторое время для прихожан ещё продолжали действовать его храмы, последний из которых, Боголюбский, был закрыт в 1929 году. Долгие годы монастырские здания и сооружения использовались для различных хозяйственных нужд.
Возвращен церкви монастырский комплекс был лишь в начале 1990-х. В 2009 году здесь возрождена монашеская жизнь. Реставрация монастыря ещё не закончена, и я надеюсь пополнить этот фотоочерк новыми снимками восстановленных зданий и интерьеров или обновить те из фотографий, которые к завершению реставрации в какой-то мере устареют.
Думаю, что произойдёт это в самом недалёком будущем.

P.S. Посмотрите также фотоочерки "Марфо-Мариинская обитель милосердия", "Сретенский монастырь вчера и сегодня", "Воскресный день в Переделкино", "Пафнутьев-Боровский монастырь", "Казанский Богородицкий монастырь", "Донской монастырь", Храм Христа Спасителя.Фотозарисовки", "Иосифо-Волоцкий монастырь", "Покровский женский монастырь в Москве", "Святыни Залесской Руси (Переславль-Залесский и Ростов Великий)", "Данилов монастырь", "Оптина пустынь", "Николо-Угрешский монастырь", "Иоанно-Предтеченский женский монастырь", "Новый Иерусалим в Подмосковье", "Троице-Сергиева лавра", "Крутицкое подворье", "Старо-Голутвин монастырь близ Коломны", "Давидова пустынь", "Неупиваемая чаша", "Новодевичий монастырь. Фотографии", "Новоспасский монастырь", "В Савино-Сторожевском, близ Звенигорода", "Второ-Афонский, на Пятигорье", "Спасо-Андроников, у Рогожской заставы", "Четыре времени года", "Свято-Георгиевский женский монастырь на горе Дубровка", "Троице-Серафимовский женский монастырь в Кабардино-Балкарии",

А.Шурыгин. Июнь 2010 г.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"