Шурыгин Александр : другие произведения.

Неупиваемая чаша

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Рассказ о поездке в Серпухов и о чудотворной иконе Божией Матери "Неупиваемая чаша", которая находится в Высоцком монастыре. Во Владычном монастыре этого старинного подмосковного города - список со старой фотографии утерянного первообраза иконы "Неупиваемая чаша"

"НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША"

Серпухов. Солнечное летнее утро. Я приехал сюда, чтобы воочию увидеть памятники истории, архитектуры и другие достопримечательности этого старинного подмосковного города, и сделать на память о них несколько фотоснимков.
Побывал я на Красной горе - живописном холме, на котором ещё столетие назад красовался белокаменный ансамбль серпуховского кремля. К нашему времени остались от него только здание Троицкого собора (в нём теперь филиал историко-краеведческого музея), да два фрагмента бывшей кремлёвской стены).
Отсюда, с Красной горы, открывается чудесный вид на бывший околокремлёвский посад с его Успенской, Троицкой и Ильинской церквями, и на всю историческую часть города, раскинувшегося по левому берегу Нары.
Познакомился я также с кафедральным собором Николы Белого - замечательным творением серпуховских зодчих, был в старинном ухоженном Владычном монастыре на противоположном берегу реки (с фотографиями, сделанными в этот день, и комментариями к ним можно ознакомиться в фотоочерке "Старый Серпухов").

***

Только во второй половине дня добрался я до Высоцкого монастыря, поражающего свежестью и красотой недавно отреставрированных или находящихся ещё в стадии обновления храмов и других монастырских зданий.
Не так уж много времени потребовалось на ознакомление с внешним видом прекрасного монастырского ансамбля. А вот для того, чтобы попасть в один из храмов - Покровскую церковь (именно в ней находится чудотворная икона Божией Матери "Неупиваемая чаша"), пришлось подождать около полутора часов, то есть до тех пор, пока двери церкви будут открыты для паломников и верующих перед началом вечерней службы.
Этого времени вместе со мной ожидали ещё несколько десятков человек. Большинство из них небольшими группами или поодиночке расположились вне монастырских стен, в сквере у надвратной башни. Отсюда, с высокого холма на отдалённой городской окраине (новый Серпухов разросся далеко вглубь и выше от берега Нары, оставив позади себя во многом нетронутые временем уголки старого города) открывались живописная пойма реки и заречье с сияющими куполами храмов Владычного монастыря. По эту сторону реки, направо, над речной поймой несколькими рядами тянулись улицы и улочки старого Серпухова, над которыми вдалеке словно бы парили в воздухе белоснежные стены и золотые купола Николы Белого, а ещё дальше, на Красном холме, сиял такой же белизной Троицкий собор бывшего кремля.
Наверное, благодаря этим живописным картинам, сочетавшимся с красотой монастырского ансамбля, а также благодаря яркому ласковому солнцу и воздуху, наполненному ароматами пойменной зелени, полтора часа пролетели незаметно, и вот уже все мы потянулись через надвратные ворота к Покровской церкви.
Но ещё раньше я почему-то обратил внимание на одного из паломников - большого грузного мужчину, который прикорнул в сквере на траве в тени дерева. Не знаю, дремал ли он, или размышлял о чём-то бренном, или просто отдыхал от мирских забот, но за всё это время он ни разу не проявил интереса к окружающему его миру звуков и движений, словно он не чувствовал их, или не воспринимал их как что-то важное или достойное его внимания.
Я вошёл в церковь одним из последних. Не сразу, но через несколько минут после первого беглого знакомства с интерьером церкви, я приблизился к иконе Божией Матери "Неупиваемая чаша" и вновь обратил внимание на этого мужчину. Он опустился на колени перед иконой и, наверное, неслышно рассказывал ей что-то о своих бедах и молил о помощи. И снова он был как бы отрешён от внешнего мира, полностью погружен в эту молчаливую беседу с Богоматерью. Повидимому, он внутренне взывал к ней с просьбой об избавлении от пагубной страсти. Я не знаю, конечно, была ли это его личная беда, или он молил о помощи кому-то из своих близких, сыну ли, дочери или другим родным ему по духу или по крови людям. Но видел я и точно знаю одно - его вера в чудотворную силу иконы была воистину безмерной и безграничной, и была, наверное, его последней надеждой.
И я верю, что это чудо избавления случилось, случилось в силу этой безмерной всепоглощающей веры в него и благодаря многократно подтверждённой чудотворной силе иконы.

***

О чудотворной силе иконы Божией Матери "Неупиваемая чаша" я, конечно же, слышал ранее, а вот познакомиться подробнее с ней и с историей обретения иконы захотелось после этой поездки в Серпухов.
Предание об обретении в 1878 году первообраза этой иконы хорошо известно. Согласно ему, один из крестьян Ефремовского уезда Тульской губернии, бывший николаевский солдат, был настолько одержим пагубной страстью пьянства, что полностью обнищал, к тому же у него отнялись ноги. Однажды ему явился образ старца, настойчиво посоветовавшего ему идти в Серпухов, во Владычный монастырь, и отслужить молебен перед иконой Божией Матери "Неупиваемая чаша". Этот образ являлся ему ещё дважды, после чего отставной солдат внял его голосу, и решил, что хотя бы ползком, но он должен добраться до монастыря (а расстояние это было немалое - около 200 километров).
В этом трудном и долгом пути к обители, на одной из остановок, приютившая его на ночлег старушка растёрла ему ноги снадобьем и напоила целебным отваром. И вот утром он с трудом уже смог встать на ноги и попробовал передвигаться с помощью палок. Это ему удалось. Так и добрался он до Владычного под Серпуховом и рассказал одной из послушниц о явлении ему старца и его наказе. Икону такую в монастыре не помнили, но всё же нашли её в проходе из Георгиевского храма к колокольне. А в изображении св. Валаама, основателя обители, которое находилось у его раки, отставной солдат узнал того старца, что явился ему и велел идти в Серпухов.
После поклонения иконе и совершения молебна у бывшего солдата наступило полное выздоровление и исцеление от пьянства. Икона вскоре после этого была перенесена в монастырский соборный храм, а весть о её чудодейственной исцеляющей силе быстро распространилась далеко за пределы обители. Владычный монастырь постепенно стал местом паломничества для страждущих излечиться от пьянства, а также для их родных и близких, молящихся об исцелении поражённых этой пагубной страстью и другими болезнями. Сейчас этой иконе поклоняются и те, кто хочет и надеется излечиться от наркомании.
Икона Божией Матери "Неупиваемая чаша" (её первоначальный образ был древнего письма) относится к иконописному типу Оранта и во многом схожа с иконой "Знамение Божией Матери", только младенец на ней изображён стоящим в чаше и благословляющим обеими руками.
Во Владычном монастыре первоначальный образ иконы находился до 1919 года, т.е. до закрытия этой обители. Затем его перенесли в кафедральный серпуховский собор Николы Белого. Здесь с благословения серпуховского митрополита Мануила было сделано несколько копий иконы. Но в 1929 году собор Николы Белого был также закрыт, а все его святыни уничтожены или исчезли.
В 1991 году вновь начал действовать Высоцкий монастырь (тоже закрытый ранее), и в 1992 году иконописец Александр Соколов написал для него ныне известную всем нам икону Божией Матери "Неупиваемая чаша", которая тогда же была освящена и находится в Покровской церкви монастыря.

 []

Список cо старой фотографии первообраза иконы, написанный в 1995 году, в 1996 году был освящен в серпуховском Владычном женском монастыре.
Многих больных и страждущих выздоровления от алкоголизма, наркомании и других пагубных страстей и болезней исцелило поклонение этой иконе. Об этом - многочисленные свидетельства, с которыми можно познакомиться при посещении Высоцкого и Владычного монастырей в Серпухове, или на сайтах этих монастырей в Интернете.

P.S. Посмотрите также фотоочерки "Марфо-Мариинская обитель милосердия","Сретенский монастырь вчера и сегодня", "Воскресный день в Переделкино", "Пафнутьев-Боровский монастырь", "Казанский Богородицкий монастырь", "Донской монастырь", Храм Христа Спасителя.Фотозарисовки", "Иосифо-Волоцкий монастырь", "Покровский женский монастырь в Москве", "Святыни Залесской Руси (Переславль-Залесский и Ростов Великий)", "Данилов монастырь", "Оптина пустынь", "Николо-Угрешский монастырь", "Иоанно-Предтеченский женский монастырь", "Крутицкое подворье", "Спасо-Андроников, у Рогожской заставы", "Давидова пустынь", "Троице-Сергиева лавра", "Новый Иерусалим в Подмосковье", "Новодевичий монастырь", "В Саввино-Сторожевском, близ Звенигорода", "Второ-Афонский, на Пятигорье", "Четыре времени года", "Старо-Голутвин монастырь, близ Коломны", "Новоспасский монастырь", "Высоко-Петровский монастырь в Москве", "Свято-Георгиевский женский монастырь на горе Дубровка", "Троице-Серафимовский женский монастырь в Кабардино-Балкарии",



Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"