Шурыгин Александр : другие произведения.

Старо-Голутвин монастырь, близ Коломны (фотоочерк)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Фотоочерк о Богоявленском Старо-Голутвине мужском монастыре под Коломной

БОГОЯВЛЕНСКИЙ СТАРО-ГОЛУТВИН МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
(фотоочерк)

Впервые я увидел этот монастырь из окна поезда, шедшего из Москвы через Рязань на юг. Когда поезд, только что миновав подмосковную Коломну, по высокой насыпи приближался к мосту через Оку, за которой начинаются земли Рязанщины, за окном слева по ходу поезда открылась вдруг впечатляющая и навсегда оставшаяся в памяти картина - церковные купола и окружающий их ансамбль зданий, окруженный со всех сторон стеной из красного кирпича, украшенный многочисленными башнями и башенками. Мне тогда эти купола и стена с башнями, то уносящимися ввысь в виде пирамидальных свечей, то более приземистыми, показались чем-то похожими на миниатюрный московский кремль во всём его архитектурном великолепии.
С тех пор я каждый раз, уезжая поездом из Москвы с Казанского вокзала, подолгу простаиваю у вагонного окна, чтобы ещё раз увидеть эту незабываемую картину, открывая в ней всё новые и новые детали, любуясь окружающими видами и красавицей Окой, зная, что где-то здесь, в нескольких сотнях метров ниже по её течению в неё впадает Москва-река. И всё это время, с того момента, когда я впервые увидел издали это чудо, во мне теплилась надежда, что когда-нибудь я побываю здесь, увижу воочию храмы и монастырскую стену с её удивительно красивыми башнями, и выйду к месту слияния двух знаменитых русских рек, в сотне-другой метров от которого и был в своё время основан Голутвин монастырь.

***

И вот моя давняя надежда сбылась. Я приехал в Голутвин - дорога от Москвы сюда на электропоезде-экспрессе заняла всего около двух часов. Две остановки на автобусе от вокзала (вернее, от расположенного рядом с ним современного удобного автовокзала), ещё около 5-10 минут пешком - и я уже у монастырской калитки.
Но прежде, чем поведать об увиденном, о своих впечатлениях и показать фотографии, постараюсь очень коротко привести здесь некоторые сведения из истории Старо-Голутвина монастыря, одного из самых старых монастырей московской епархии, являвшегося в течение многих лет одним из центров духовной и просветительской деятельности Коломны и Московского княжества.
Основан монастырь был в 1385 году близ границы московских и рязанских земель по изволению московского князя Дмитрия Донского в честь примирения его с князем Олегом Рязанским - события весьма важного в истории молодого московского государства. В примирении этом ведущую роль сыграл св. Сергий Радонежский. Он же по просьбе Дмитрия Донского подобрал место для строительства новой обители - на опушке леса, невдалеке от места слияния рек Оки и Москвы, и принял участие в закладке первого монастырского Богоявленского собора, который уже в те далёкие от нас годы решено было построить белокаменным.
Первое здание собора просуществовало до конца XVII века, до его перестройки. Новый собор, превосходящий первый по размерам, но сохранивший его формы, был сооружен из кирпича и освящен в 1700 году. С тех пор храм уже не перестраивался и дошёл до нас практически в том же виде, каким был и тогда (в подклете современного здания Богоявленского собора сохранилась часть каменного фундамента первого, заложенного с участием Сергия Радонежского храма - её теперь называют "сергиевыми камушками").
Рядом с Богоявленским собором (ещё до его перестройки) в середине XV века был заложен зимний тёплый храм, который по окончании строительства был освящён во имя Сергия Радонежского (Сергиевский храм). Между Богоявленским собором и Сергиевским храмом была возведена колокольня (позднее, в XVIII веке, она была разобрана при строительстве кирпичной монастырской стены и новой колокольни с Введенской надвратной церковью, существующей и в наши дни).
На первом снимке этого фотоочерка - вид на Богоявленский собор и Сергиевский храм, открывающийся непосредственно от входных ворот, сооруженных в северной монастырской стене.

 [А.Шурыгин]

Следующая фотография - вид на Богоявленский и Сергиевский храмы и на колокольню с противоположной, южной части монастырской территории.

 [А.Шурыгин]

Современный вид Сергиевского храма, который мы видим на этом снимке, сохранился с 1829 года - именно в это время его первоначальное здание, сооруженное в XV веке как пристройка к монастырской трапезной, было капитально реконструировано и стало двухэтажным - на втором этаже разместился храм, а на первом - трапезная и поварня.

И ещё несколько снимков этих святынь - на первых двух из них Благовещенский собор и Сергиевский храм сняты в иных ракурсах, на других показаны часть иконостаса и некоторые фрагменты интерьера Благовещенского собора.

 [А.Шурыгин]

 [А.Шурыгин]

 [А.Шурыгин]

 [А.Шурыгин]

 [А.Шурыгин]

Монастырские стены с башнями, окружающие обитель со всех сторон, ещё не успели подвергнуться современному обновлению. Может быть, поэтому их вид сейчас, как нельзя лучше, свидетельствует о тех трудностях, которые пришлось пережить монастырю в годы запустения, до его возрождения в 1993 году. Вот как они выглядят сегодня.

 [А.Шурыгин]

 [А.Шурыгин]

 [А.Шурыгин]

Башни монастырских стен впечатлили меня по-прежнему, как и в тот раз, когда я впервые увидел их из окна поезда. Однако теперь, при взгляде на них с близкого расстояния, они напомнили мне уже не московский кремль, а башни стен Брусенского монастыря в Коломне. И это впечатление, оказывается, имеет свои предпосылки, но они требуют вновь, хотя бы очень кратко, вернуться к истории голутвиной обители.
Как и большинство других монастырей, Голутвин за все годы его существования не раз испытал времена упадка и очередного расцвета. Ко времени воцарения Петра I он был богатым монастырём со множеством приписных земельных угодий и деревень, со своими подворьями (в том числе в Москве), с богатой библиотекой, в которой хранились в том числе и древние пергаментные книги.
Однако, во время петровско-екатерининских церковных реформ он испытал не лучшую свою судьбу, лишившись практически всех земельных наделов.
Но вот в 1775 году Коломну посетила Екатерина II. Побывала она и в Голутвином монастыре, а также на стрелке у слияния рек Москвы и Оки. Монастырь ей понравился, и она подарила ему прилегающий участок земли за южной стеной обители, где был разбит потом фруктовый сад (позднее этот участок был обнесён дополнительной стеной с башнями).
А вот Коломна и её центральная часть - Кремль императрице не понравились. Поэтому она прислала сюда позднее великолепного архитектора М.Ф.Казакова, который по-новому спланировал кремлёвскую территорию. По его чертежам были построены здесь архиерейское подворье и ограда Брусенского монастыря, а в заключение он спроектировал кирпичную стену-ограду с шестью башнями для Голутвина монастыря. Из этих работ Казакова и проистекает заметное архитектурное сходство башен Брусенского и Голутвина монастырей.
Вот, к примеру, один из снимков Крестовоздвиженского собора Брусенского монастыря с одной их угловых башен, подтверждающих такое сходство. Этот снимок я сделал ранее для фотоочерка о Коломне (см. фотоочерк "Коломна. Фотозарисовки старого города").

 [А.Шурыгин]

И ещё совсем немного о монастырской истории. К концу XVIII века жизнь в обители вновь стала клониться к упадку, количество братии сократилось до десяти человек. А когда в 1799 году по указу Павла I была ликвидирована коломенская епархия и в связи с этим в городе, в его кремлёвской части, освободилось архиерейское подворье, в него было решено переселить братию из Голутвиной обители. Так образовался Свято-Троицкий Ново-Голутвин мужской монастырь (ныне это женская обитель).
Но уже в 1800 году усилиями митрополита московского Платона Голутвин монастырь вновь обрёл свою жизнь. В это время к нему приписали и находившийся от него в пяти верстах Бобренёв монастырь, и он стал называться Бобренёво-Голутвиным с центром в Голутвине. И вновь последовал период возрождения, обновления и нового строительства.
В 1861 году указом императора Александра II Голутвина обитель была отделена от Бобренёвой и стала она называться Старо-Голутвиным монастырём.
В 1929 году все монастырские здания были отобраны у церкви, и не принадлежали ей вплоть до 1993 года.
Ну, а теперь, по окончании исторической части очерка, несколько фотографий с другими видами территории монастыря. На них запечатлены, в частности, примыкающий к колокольне Введенский (Восточный) и Западный корпуса (о них мы вспомним ещё раз в заключительной части очерка), а также часть настоятельского корпуса (на последнем из этих снимков в левой его части).

 [А.Шурыгин]

 [А.Шурыгин]

***

Побывал я также на стрелке у слияния Москвы-реки и Оки, т.е. там же, где в своё время любовалась этим местом Екатерина II. Сейчас стрелка выглядит довольно неприглядно благодаря своей обжитости рыбаками и прочими "любителями" природы, а также потому, что практически здесь же экскаваторы черпают речной песок и грузят его в самосвалы. Поэтому, снимая место слияния рек, я "спрятал" стрелку за ближайшими кустами. Слева на этом снимке - последние метры низовья Москвы-реки, а справа из-за кустов вытекает Ока и уходит далее влево и вверх, унося в себе московские воды.

 [А.Шурыгин]

***

По разводному понтонному мосту через Москву-реку, сооруженному вблизи монастыря, я перешел на другую сторону реки. Здесь, в прибрежных ракитниках, в эти майские дни - настоящий соловьиный рай. Отсюда я сделал несколько снимков с видами монастыря. Вот два из них.

 [А.Шурыгин]

 [А.Шурыгин]

А вот фото понтонного моста через Москву-реку. К моменту съёмки он был разведён, чтобы пропустить в сторону столицы буксир с баржей, нагруженной окским песком.

 [А.Шурыгин]

Этот мост можно считать своего рода достопримечательностью - ведь он самый нижний на всём протяжении Москвы-реки, до Оки от него остаётся всего 300-500 метров.
На этой же фотографии, на которой открывается вид с моста на обитель, на территории монастыря виден башенный подъёмный кран со стрелой (при съёмке всех ранее показанных снимков я старался избежать того, чтобы кран попадал в кадр, оставляя рассказ о нём и о ведущейся здесь стройке для последующей части очерка).

***

В этой части я хочу поведать о том, что в 1995 году в монастырь было переведено Московское духовное училище, преобразованное вскоре в духовную семинарию. Семинаристам в настоящее время отданы Западный (учебный) и Введенский (Восточный) корпуса - в последнем обустроены общежитие и актовый зал. Им отданы также Введенская надвратная церковь и здание на месте бывшей кузницы, где располагаются семинарская трапезная и библиотека.
Сейчас в монастыре, в его южной части, на территории, некогда подаренной обители Екатериной II, для духовной семинарии строится новый комплекс зданий с храмом. Здесь-то и работает башенный кран. Стройка ведётся интенсивно, возведено уже около половины комплекса.
Я сделал снимок со схемы-рисунка этого будущего архитектурного ансамбля. Думаю, что этот рисунок говорит о себе сам, и каких-либо комментариев, по существу, к нему не требуется.

 [А.Шурыгин]

И ещё я думаю, что после завершения этого строительства (а оно не за горами) внешний вид и внутренняя жизнь монастыря будут ещё более интересными и насыщенными.

***

В заключение ещё один снимок, сделанный через несколько лет после публикации этого очерка. Так выглядит монастырь после завершения строительства семинарии и проведенной за эти годы реставрации

 []

А.Шурыгин, май 2010г., дополн. 2018г.

P.S. Посмотрите также фотоочерки "Марфо-Мариинская обитель милосердия","Сретенский монастырь вчера и сегодня", "Воскресный день в Переделкино", "Пафнутьев-Боровский монастырь", "Казанский Богородицкий монастырь", "Донской монастырь", Храм Христа Спасителя.Фотозарисовки", "Иосифо-Волоцкий монастырь", "Покровский женский монастырь в Москве", "Святыни Залесской Руси (Переславль-Залесский и Ростов Великий)", "Данилов монастырь", "Оптина пустынь", "Новый Иерусалим в Подмосковье", "Иоанно-Предтеченский женский монастырь", "Крутицкое подворье", "Давидова пустынь", "В Саввино-Сторожевском, близ Звенигорода", "Неупиваемая чаша", "Троице-Сергиева лавра", "Новодевичий монастырь", "Спасо-Андроников, у Рогожской заставы", "Второ-Афонский, в Пятигорье", "Четыре времени года", "Николо-Угрешский монастырь", "Новоспасский монастырь", "Высоко-Петровский монастырь в Москве", "Свято-Георгиевский женский монастырь на горе Дубровка", "Троице-Серафимовский женский монастырь в Кабардино-Балкарии",

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"