Шурыгин Александр : другие произведения.

Иоанно-Предтеченский женский монастырь (фотоочерк)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Интересна, порой драматична судьба этого монастыря. В ней немало трагичных или таинственных событий истории государства Российского. Здесь провела многие годы в заточении известная своей бесчеловечной жестокостью помещица Салтычиха. Здесь же завершилась жизнь инокини Досифеи, более известной нам под именем княжны Таракановой...


ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(фотоочерк)

  
   В самом центре Москвы, по соседству с шумными и многолюдными Солянкой и Маросейкой, в уединённом и тихом Малом Ивановском переулке в 2000 году была возрождена монашеская жизнь в обители, которую в просторечии называют Ивановским монастырём.
   Это один из не столь многих монастырей, судьба которого была связана не только с трагичными и драматическими, но порой и таинственными страницами истории государства Российского.
   Согласно одному из преданий, основание этой обители было связано с рождением Ивана Грозного, появившегося на свет в канун праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи, и в честь этой даты наречённого именем Иоанн.
   Местность, где был основан монастырь, с давних пор принадлежала московскому великокняжескому дому. Здесь, на высоком холме, в начале XV века князь Василий I, сын Дмитрия Донского, построил загородный (хотя и находился он всего в полутора-двух километрах от Кремля) дворец с бревенчатой домовой церковью.
   Позднее, в 1514 году, рядом с дворцовой усадьбой Алевиз Фрязин воздвиг каменную церковь во имя св. Владимира, первокрестителя Руси.
   К началу XVI века усадьба запустела, и через непродолжительное время вблизи от неё, напротив Владимирской церкви была устроена Ивановская девичья обитель.
   Если отвлечься ненадолго от основной темы очерка и вернуться к истории церкви св. Владимира, то следует упомянуть, что во второй половине XVII века заметно обветшавшее к тому времени здание её было перестроено, при этом часть старой алевизовой кладки разобрали и возвели заново с изменениями. В дальнейшем храм перестраивался ещё не раз, и до наших дней он дошел вот в таком виде (на первом из снимков, сделанных в 2010 году - вид с М.Ивановского переулка, на втором - со стороны Хохловского переулка)

 [А.Шурыгин]

 [А.Шурыгин]

  
   Отсюда, с церковного двора сейчас открывается один из современных видов на Ивановский монастырь, находящийся несколько ниже церкви, на склоне Ивановского холма.

 [А.Шурыгин]

  
   Ну, а теперь вернёмся вновь к кратким заметкам из истории монастыря. В давнее время обитель содержалась в основном на средства царского дома. Часто посещали и щедро одаривали его родоначальники династии Романовых - цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович. Царица Евдокия, многодетная жена Михаила Фёдоровича, регулярно навещала жившую в монастыре блаженную схимонахиню Марфу, известную своей особой способностью помогать роженицам (после своей кончины Марфа была прославлена как местночтимая святая).
   Большинство инокинь обители имели родовитое происхождение и светское образование, многие из них переводили древние духовные книги на русский язык. Но были среди них и опальные лица из царской семьи, а позднее в монастырь присылали женщин, упорствующих в ереси или совершивших тяжкие преступления (ведь невдалеке от обители находилась государева пыточная канцелярия). Затворницами монастыря, в частности, стали жена царевича Иоанна (старшего сына Ивана Грозного) и супруга царя Василия Шуйского.
   Одно из наиболее известных событий в жизни монастыря - пребывание в нём таинственной инокини Досифеи, доставленной сюда под строжайшей охраной в 1785 году во время царствования Екатерины II, и умершей в 1810 году. О затворничестве Досифеи сейчас существует только одна версия - это была Августа (в крещении Дорофея), более известная под именем княжны Таракановой, возможная претендентка на престол Российский, дочь императрицы Елизаветы Петровны и графа Разумовского. Несмотря на своё происхождение (Елизавета и граф находились в морганатическом браке), она имела гораздо бОльшие права на российскую корону, чем Екатерина II.
   История жизни, заточения и смерти княжны Таракановой, а также история авантюристки и самозванки, которая долгое время выдавала себя за дочь императрицы, сами по себе чрезвычайно интересны, но в этом очерке невозможно о них рассказать даже вкратце. Здесь следует упомянуть лишь о том, что похоронена была Досифея с большими почестями (в присутствии епископа и командующего московским гарнизоном) в Новоспасском монастыре, в котором находится усыпальница рода Романовых. Правда, могила её находится не в этой усыпальнице, а невдалеке от монастырской стены (фотографию надгробия можно посмотреть в фотоочерке "Новоспасский монастырь"). Ну, а хорошо знакомая нам авантюристка-самозванка, выдававшая себя за дочь Елизаветы Петровны (она известна нам как "княжна Тараканова" благодаря роману Г.П.Данилевского и живописной картине К.Флавицкого), погибла в заточении в Петропавловской крепости.
   Ещё одна известная затворница обители - помещённая сюда по решению Сыскного приказа на пожизненное покаяние помещица-изуверка, столбовая дворянка Дарья Салтыкова (Салтычиха), загубившая сто тридцать девять своих крепостных. Её одиннадцать лет содержали в тёмном склепе под соборной церковью, а затем в специальной клетке на виду у всех прихожан.
   Непростой была судьба монастыря. В "смутное время" его разграбили польские интервенты. В 1664 году чума унесла жизни большей части монахинь. В 1748 году страшный пожар разорил обитель, в огне погибли все его насельники, и монастырь на тринадцать лет прекратил своё существование.
   Восстановлен он был лишь в 1761 году по указу Елизаветы Петровны, которая своими щедротами предназначала монастырь "для призрения вдов и сирот заслуженных людей". Ведь не ведала она в то время, что вскоре в воссозданной ею обители окажется в заточении её собственная дочь.
   И вновь в 1812 году Ивановский монастырь был разорён французской армией и московским пожаром, что привело к его упразднению теперь уже более, чем на полвека.
   Новое возрождение обители было осуществлено по завещанию богатой вдовы Е.А.Макаровой-Зубачёвой. Император Александр II в 1859 году лично утвердил основы возрождения обители, после чего монастырь был восстановлен по проекту академика М.Быковского, создавшего архитектурный ансамбль с отдельными элементами классицизма, а также романского и готического стилей в центре Москвы.
   Вот какой вид имел монастырь, восстановленный по проекту Быковского (копия гравюры с фотографии того времени)

 [А.Шурыгин]

  
   Согласно авторскому проекту, в центре обители располагался монументальный собор, освященный во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи, завершённый огромным гранёным куполом, до сих пор господствующим над застройкой этого района города. По сторонам от Святых ворот - две вынесенные вперед башни-колокольни. К востоку от собора - больничный корпус с церковью Елизаветы Чудотворицы - небесной покровительницы Елизаветы Алексеевны Макаровой-Зубачёвой (ведь монастырь воссоздавался как дом призрения "заслуженных людей жён во вдовстве, и дочерей в сиротстве и бедности, покровительства и пропитания не имеющих"). В северо-западном углу ранее находился келейно-трапезный корпус. Все здания соединялись между собой галереями.
   Время окончания строительства совпало с началом русско-турецкой войны 1877-1878 г.г., поэтому в эти годы здесь размещён был лазарет для раненых и духовная библиотека. Торжественное освящение монастыря состоялось только осенью 1879 года.
   В XX веке, после закрытия обители в 1918 году, храмы её до 1926 года продолжали действовать как приходские церкви. Потом, в разное время здания монастыря были переданы в ведение различным государственным структурам. Со временем они обветшали, были частично перестроены, но в основном сохранились и сейчас в значительной своей части восстановлены в том виде, в каком их замыслил М.Быковский.

***

   Ну, а теперь несколько современных фотографий монастыря в дополнение к тому снимку, который был показан в начале этого очерка, и на котором изображён вид монастыря, открывающийся со двора находящейся напротив него Владимирской церкви.
   Вот как выглядят бывшие монастырские Святые ворота со стороны Старосадского переулка

 [А.Шурыгин]

  
   А сейчас очень скромный вход на монастырскую территорию (надеюсь, что это лишь временное явление) выглядит вот так (вид со стороны М.Ивановского переулка)

 [А.Шурыгин]

  
   Отсюда, с М.Ивановского переулка, можно войти в часовню св. Иоанна Предтечи

 [А.Шурыгин]

  
   В часовне ныне находится список с одной из монастырских святынь - образа св. Иоанна Предтечи. С иконой металлической цепочкой соединён обруч, который, по преданию, при надевании на голову с молитвой к св. Иоанну являет чудеса исцеления.
  

 []

   Бывшее больничное здание с Елизаветинской церковью в наши дни - сестринский корпус. У входа в него сейчас сооружена небольшая звонница.
  

 [А.Шурыгин]

 [А.Шурыгин]

   На следующем снимке - гранёный купол монастырского собора. По своей конструкции он очень напоминает купол знаменитого собора Санта Мария дель Фиоре во Флоренции.

 [А.Шурыгин]

***

   Вот таким увидел я этот монастырь летом 2010 года.
   Сейчас здесь тесно, монастырь владеет лишь небольшой частью бывшей своей территории. На ней расположены собор, бывший больничный корпус (ныне, как уже говорилось, это сестринский корпус) и часть монастырской стены со встроенной в неё часовней Иоанна Предтечи.
   Остальная часть территории внутри старых монастырских стен (она отделена от действующей обители некапитальной оградой) находится в ведении МВД вместе с расположенными на ней учебными и другими зданиями этого ведомства. Здесь ранее на несколько этажей был надстроен старый монастырский келейно-трапезный корпус. Сейчас это здание, выходящее фасадом на улицу Забелина, внешне выглядит довольно ветхим - осыпалась штукатурка и часть внешней кирпичной кладки на верхних этажах, накренилась в сторону улицы часть монастырской стены. Возможно, здание это будет восстановлено нынешним владельцем, но не исключена возможность его сноса и передачи земельного участка монастырю, и тогда он сможет возродиться в прежнем виде - в том, каким задумал его талантливый архитектор Михаил Быковский.
  
   А.Шурыгин, 2011 г.

P.S. Приглашаю посмотреть также фотоочерки о других духовных обителях России: "Марфо-Мариинская обитель милосердия","Сретенский монастырь вчера и сегодня", "Воскресный день в Переделкино", "Пафнутьев-Боровский монастырь", "Казанский Богородицкий монастырь", "Донской монастырь", Храм Христа Спасителя.Фотозарисовки", "Иосифо-Волоцкий монастырь", "Покровский женский монастырь в Москве", 'Святыни Залесcкой Руси (Переславль-Залесский и Ростов Великий)', "Данилов монастырь", "Оптина пустынь", "Николо-Угрешский монастырь", "Новый Иерусалим в Подмосковье", "Крутицкое подворье", "В Саввино-Сторожевском, близ Звенигорода", "Второ-Афонский, на Пятигорье", "Троице-Сергиева лавра", "Спасо-Андроников, у Рогожской заставы", "Новодевичий монастырь.Фотографии", "Неупиваемая чаша", "Четыре времени года", "Старо-Голутвин монастырь, близ Коломны", "Новоспасский монастырь", "Высоко-Петровский монастырь в Москве", "Давидова пустынь", "Свято-Георгиевский женский монастырь на горе Дубровка", "Троице-Серафимовский женский монастырь в Кабардино-Балкарии",
  
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"