Смоленцев Алексей Иванович : другие произведения.

Иван. И. Твердовский: "собери людей, куда они поразбрелись!" (о фильме "конференция" - "заметки сгоряча"... на скорую руку)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Фильм Ивана И. Твердовского "Конференция", - посвященный трагедии "Норд-Оста" (23 - 26 октября 2002 года), - явлен на свет... вышел к зрителю... И - тишина... молчание... Вспоминается горький, и почти одновременный (год - 2004) вопрос Валентина Распутина: да, онемели мы что ли!? Да... мы онемели... мы немы... Только ради этого и пишу. Необходимо поддержать настоящего русского художника - таким я вижу Ивана И. Твердовского, вижу, вглядываясь в его фильм, в смыслы, явленные в его фильме и в смыслы современного бытия России.

  Посмотрите фильм Ивана И. Твердовского "Конференция", - говорю с позиций старшего поколения, а обращаюсь, в первую очередь к молодому жителю России, - только ради этого пишу... посмотрите... если начнет саднить внутри... если душа начнет саднить как рана... значит вы - пока еще, или вы - уже... вы человек, русский человек...житель Русской земли... настоящий житель Русской земли... и значит, и для вас лично и для России - не все потеряно... не все....
  Фильм Ивана И. Твердовского "Конференция", - посвященный трагедии "Норд-Оста" (23 - 26 октября 2002 года), - явлен на свет... вышел к зрителю... И - тишина... молчание... Вспоминается горький, и почти одновременный (год - 2004) вопрос Валентина Распутина: да, онемели мы что ли!?
  Да... мы онемели... мы немы...
  Только ради этого и пишу. Необходимо поддержать настоящего русского художника - таким я вижу Ивана И. Твердовского, вижу, вглядываясь в его фильм, в смыслы, явленные в его фильме и в смыслы современного бытия России.
  (я не знаю, кто Иван И. Твердовский по национальности... и это не важно... у него (это явственно в фильме) мировоззрение русского человека... коренного жителя Русской земли (см. Энциклопедию "Слова о полку Игореве") ... русский это не вопрос кровной принадлежности... русский - это вопрос принадлежности к Почве... и от почвы - к миросозерцанию... к естественному миросозерцанию жителя Русской земли, которое в основном составе совпадает с составом Православного взгляда на мир... не зависимо от вероисповедания и национальности... миросозерцание - основано на вере и национальности, но более на Почве... миросозерцание не религиозная категория... а - философская - жизненный состав человеческой личности).
  Да, труд Твердовского, наше отношение к нему, выявляет смыслы современного бытия России.
  Самый главный смысл: Россия - жива, а, значит, неуничтожима... Твердовскому, чуть больше тридцати лет... его миропонимание, - а это для художника важнейшая личностная категория, - формировалось в условиях для становления души - страшных, когда опорные человеческой души понятия - Родина, Почва, Народ... подвергались во внешней общественной жизни - осмеянию, оплеванию, заушению...
  Художник не может быть явлен миру вне Почвы - Родины и Народа... Иван И. Твердовский - (Иван И. - как не вспомнить здесь, вновь, Валентина Распутина, с его, почти одновременной той трагедии, повестью "Дочь Ивана, мать Ивана" (2003), повестью, которая также тогда заставила меня заговорить в интернете (...) ... Распутин там свидетельствует о неуничтожимости России) - своим фильмом "Конференция" заявляет себя как настоящий русский художник... Значит, и, правда, есть незримые токи, питающие русскую жизнь, воспитывающие (от "питать) русскую душу, даже среди внешнего оголтелого одичания общественной жизни... это как у Аркадия Гайдара - Мальчиш-Кибальчиш и Военная Тайна России... русский человек и незримые токи воспитывающие его личность и душу - вот, военная тайна России...
  Но о фильме... -
  Эта Уборщица... в самом начале фильма... как долго... как долго... а это, ведь, тот самый зал... те самые ряды... и как долго!... как тщательно чистит она... вычищает... зачищает... как бездушно гудит пылесос...
  Уборщица... как долго!... а я, смотрю и смотрю, и думаю и думаю, - а им там - не долго было?!... им там было недолго?... трое суток в зале начиненном взрывчаткой... задумайтесь... - пока есть время... пока Уборщица чистит - там, ведь было много семей, детей... трое суток... каждую секунду ждать взрыва... а, ведь, не взрыва... смерти... просто Смерти... Достоевский, сколько там Минут, простоял он: от приказа на Казнь... до Мгновения Вести о помиловании?... сколько Минут... эти минуты перевернули его миросозерцание... дали России - художника, писателя... но Минуты Достоевского и Часы... Сутки заложников "Норд-Оста"... чувствовали ли мы так... задумывались ли об этом... Твердовский первыми Минутами фильма заставляет нас думать об этом - о том, как это не возможно долго длилось... и ладно собственная Смерть... но, если дети рядом... невозможности спасти близких... трое суток прожить с этим... выжить или нет... но - прожить... да, может ли быть более страшное испытание?
  Но - Уборщица - это еще и История и Время... и, да, - Пространство, которое, так или иначе - зачищают...так побелили Рейхстаг... так, вновь, "крутят кино", в том самом зале, где не просто погибли люди, но там, где они прожили три дня нечеловеческих страданий и испытаний... это "как бы" в концлагере сделать "театральный центр" и продавать билеты по 500 руб. на представления... не сопоставимо?... - сопоставимо - просто масштаб другой... есть океан... есть и капля... но в капле - все свойства океана... и вся - боль...
  В какой стране мы живем... отгрохан огромный и дорогущий "Ельцин-Центр"... а здесь - на этом Зале "Норд-Оста" - мы экономим... пусть приносит прибыль... пусть даже бывший заложник за возможность войти в этот зал платит 500 рублей... но зато, ему продадут билет на тот же самый ряд и на тоже самое место... где он - страдал... - это все есть в фильме Твердовского... смысл этот есть...
  Это "как бы" на Крест и к Распятию... продавать билеты... по 500 рублей...
  Но, ведь, и те, кто потом стал Заложниками, они вошли в зал по билетам... купили их... И... Те Же Самые Три Дня... - Гефсимания, Синедреон, Крест... только у них - все Три Дня - на Кресте...здесь, само Бытие Твердовским затронуто... хотя он, может, об этом и не думал...
  Почему фильм Твердовского - это работа русского художника? - Православие...
  Только, через Православие и можно было решить "эту тему"... Твердовский владеет "тактом действительности... Инстинктом Истины" (Белинский)... он возвращается в Зал, через Православный храм, через поминовение убиенных... только так и можно было вернуться...
  Твердовский сумел вернуться сам, как художник, сумел вернуть нас в этот Зал... мы там и не были никогда... а он нас туда вернул...
  Зачем? - в этом Зале необходимое наше... то, о чем, надо знать и помнить и поминать убиенных... - я раньше не думал об этом, этот смысл открыл мне Твердовский...
  "Курск", "Норд-Ост", гибель пенсионера на Дворцовой площади (кто нынче помнит его фамилию?), выступавшего против отмены льгот, пожар в "Манеже" в день выборов... - все это наша история... новейшая история... мы пока не в силах понять события и смысл их и связь их... мала дистанция... но мы должны - хранить, помнить, поминать...
  Работа Твердовского - это художество... настоящее художество... страшный не бытовой, а бытийный конфликт: мать, сбежавшая от своих детей... она, героиня фильма Твердовского, не из "Норд-Оста" сбежала, не из Зала, она "сбежала" от своих детей.... Она не спаслась... она погибла в тот момент... погибла, а надо с этим жить... как с этим жить... как жить - мертвой?... - Монастырь - это единственный ответ и единственный выход из ситуации... и Твердовский точно его обозначает...
  (Вслед за Гоголем - "Монастырь наш - Россия!" - точнейшее, обозначает Твердовский)
  Ученики Христа в Гефсимианском саду... бегут от Него... бегут и отрекаются... а обещали душу положить... но отрекаются и бегут...
  (Как у Шукшина... не помню в каком рассказе (но, ведь, разгар социализма!), герой рассказа читает Евангелие... удивляется этому бегству...)
  Но есть Иуда... а есть Петр... героиня Твердовского, сбежав от детей - "погибает", но это не самоубийство, нет... это путь Петра - отречение и покаяние... путь героини Твердовского - покаяние и память... это она собирает Конференцию... это она - заставляет - именно так, - заставляет: Помнить...
  Страшная правда Твердовского: Опыта Смерти - не существует... это невозможно учесть, как опыт... не возможно не повторить "ошибку"... страшен финал фильма... - героиня вновь бежит от дочери... бежит в тот миг, когда она ей, наконец-то!, необходима...
  Она бежит... а вслед ей голос дочери: Мама, мама... это наши дети зовут нас... вообще просто в этой жизни... в этом земном бытии... наши дети зовут нас... а мы - мы бежим от них...
  При всем нашем "монашестве"... при всем нашем "православии"... и Россия зовет нас... и мы бежим и от нее... как и от наших детей...
  И это - Твердовский! - молодой русский режиссер... о смыслах человеческого бытия!...
  И... молчит критика... молчит зритель... молчит... о Твердовском...
  Поэтому пришлось мне заговорить, молчать - нельзя... фильм должны посмотреть в России... должны задуматься... канву моей мысли я показал сейчас...
  Значение слова "Конференция" - есть у В.И. Даля (мы не знаем и не понимаем русский язык, значения русских слов в их существе, - не понимаем... поэтому Словарь Даля - всегда под рукой): КОНФЕРЕНЦИЯ ж. лат. собрание членов и председателя, для каких-либо рассуждений, собрание, заседание вроде комитета. ... СОБРАНИЕ, собратель и пр. см. собирать. СБИРАТЬ или собирать, собрать, сбирывать что, сносить, свозить или созывать в одно место; отыскивать и соединять, совокуплять, приобщать одно к одному; скоплять. ... Собери людей, куда они поразбрелись! ... Соборно, соборне нареч. вообще, сообща, общими силами, содействием, согласием". -
  Все эти смыслы "Конференции" обозначены Далем.... Эти же смыслы свидетельствует "Конференция" Ивана И. Твердовского... он пытается собрать нас, Россию, в одно место... и это место не "Норд-Ост"... это место душа каждого из нас... через боль "Норд-Оста" надо обратиться к своей душе... - "душа болит!" (В.М. Шукшин) найти в ней себя самого... найти в ней чувство - общее, соборное с народом... в этом будет урок и опыт "Норд-Оста"... тогда, "Норд-Ост" был недаром...
  Это как у Валентина Распутина "Дочь Ивана, Мать Ивана" (а, ведь, повесть Распутина вышла через год после "Норд-Оста"... я тогда не задумывался об этом... а сейчас понимаю: Валентин Григорьевич говорил и об этом... будучи весь - воплощенная совесть, Распутин не мог об этом не думать) - "всем оставшимся народом" - начать осознавать себя... понимать себя... слышать свою душу... голос Совести в душе... и побеждать Страх... и не убегать, не бежать... ни от своих детей, ни от России.
  Иван. И. Твердовский, - спасибо Вам... настоящее творчество - это всегда Поступок... в России по крайне мере... Ваша "Конференция" - это - поступок, это гражданское мужество... теперь бы еще - людей собрать, куда они все поразбрелись! - ?
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"