Соколов Артём Александрович : другие произведения.

Повесть о "настоящем" инженере

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 5.42*8  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Небольшой рассказик о моём инженере. Будет и следующая честь

Повесть о настоящем инженере

 

... Рождённый ползать - Уйди со взлётной полосы.........

Шапкина

 

Введение

 

Вроде и немного времени прошло с того замечательного момента, когда он появился у нас в Компании... но для меня это уже вечность.

О ком это я, спросите вы? О главном герое данного повествования, инженере Позорове Вове.

Появился он у нас неожиданно. Руководство попросило рассмотреть его в качестве кандидатуры на должность инженера с дальнейшим ростом.

Ну надо, так надо. Опыт обучения сотрудников с нуля  у меня имелся, и немалый, достаточно хорошо подготовил инженера по курсу ICND,   базовым знаниям по всяким сетевым устройствам, так что, на первый взгляд, проблем никаких не должно было быть.

Никакой опасности со стороны в Вове заметить было нельзя, обычный среднестатистический студент - но о нём чуть позже.

Немножко о том, чем занимаемся мы. А занимаемся мы предоставлением услуг передачи данных и телематических служб. Для многих это знакомо, для некоторых нет. У нас есть довольно большая сеть передачи данных.. каналы.. клиенты. Всё это сведено в схемы, таблицы, учётные карточки клиентов и прочую документацию, с которой я обычно и начинаю знакомить новых сотрудников.

Конечно, знать всю сеть - здорово, но не менее полезным являются и базовые знания по теории построения сетей - принципы, протоколы и технологии, поэтому вторым базовым документам является учебник В.Г.Олифер, Н.А.Олифер "Компьютерные сети", в котором всё расписано весьма прозрачно.

 

Основная часть

 

Итак, я пригласил Вову на собеседование - в том, что результат этого собеседования не будет влиять ровным счетом ни на что, я не сомневался.

В ходе первого знакомства выяснилось, что Вова знает из всех сетевых устройств - компьютер, подключенный в сеть и разветвитель... Позже я выяснил, что разветвитель это хаб, разницы между хабом и свичём мы не знали. Ну и ладно, подумал я, когда я в 2000 году приехал на собеседование к специалистам компании "Демос-Интернет", я тоже не ощущал особой разницы, поэтому я нисколько не смутился а продолжил опрос.

Результат меня ни разу не порадовал, поэтому ему была поставлена совершенно простая задача: изучить теорию и разобраться с коммутаторами, концентраторами, маршрутизаторами, моделью OSI и набраться знаний об общем понятии сетей.

Чтобы мальчик втянулся, я решил его не напрягать, и дал сроку - 2 дня. Ему был предоставлен компутер с доступом в Интернет.. на всякий случай без админских прав. Ещё ему были предоставлены все материалы... схемы.. картинки... даже инженеры для консультаций. Казалось бы, что ещё нужно - хватай всё и изучай... и ещё получай за это деньги.

Периодически проходил мимо его стола, спрашивал - всё понятно, вопросы есть? На что мне каждый раз говорилось, что всё понятно, да это же всё просто, проще не бывает... Конечно, я понимал, что человеку, далёкому от телекоммуникаций, всё понятно быть не может.. но кто знает - может, он  вундеркинд и мне очень повезло.

Пришло время отчитываться. Посадил я его перед собой на стул и начал диалог:

- Какие ты знаешь сетевые устройства?

- Хаб... маршрутизатор... кум..кум... коммутатор.. этоткакего... концентратор... (пауза минуты на две)... компьютер.. с этой... ну ты понимаешь...

- Ладно... Как работает в общих словах концентратор, коммутатор и маршрутизатор, и каковы отличия?

- Ну тут совсем всё просто: Концентратор - концентрирует... коммутатор - коммутирует, а маршрутизатор... отправляет пакеты... в целом, друг от друга они не сильно отличаются...

- На минуту в помещении воцаряется тишина... все внимательно прислушиваются. Дабы не шокировать Вову, я рассказываю основные отличия.. принципы работы... - Понятно? - Ну разумеется, я же это почти и сказал...

- Разговариваем дальше... С моделью OSI познакомился?

- Конечно

- Какие по ней есть вопросы?

- Ну вобщем, там ничего сложного

(На самом деле, там конечно нет ничего сложного)

- Сколько уровней содержит модель OSI?

.... Серьёзная пауза.... Народу начинает нравиться

- Повторяю вопрос: Сколько уровней содержит семиуровневая модель OSI?

- Ну... семь.... (вопросительные глаза)

- Правильно, а как ты это узнал?

- Это же стандартная модель... она из семи уровней и состоит.

(с трудом сдерживаю улыбку)

- Давай-ка перечисли мне все эти уровни

Всё... на этом первое предметное общение было закончено.

Поставлены новые задачи... новые сроки - снова 2 дня.

 

Теория и практика... Камни преткновения

 

Тут как раз приходит время его сессии... Вова ещё учится, как выяснилось - учится хреновенько, имеет хвосты за прошлые семестры - просит иногда отпустить его подготовиться.

Понимая, что в такой ситуации он и в институте всё завалит, и здесь никакой пользы не будет... и принимая во внимание, что его порекомендовали взять - соглашаюсь,... периодически тестируя его...

Результаты также оставляют желать лучшего.

Решаю зайти с другого направления - пусть разберётся с практикой, а потом подведём под эту практику теорию, может что-то и будет лучше.

Сказано - сделано. Вове предоставлены схемы, проект сети передачи данных, и понятие типового канала передачи данных. Два дня он разбирается, морщит лоб. Я ему даже записную книжку большую подарил, чтобы выписывать все непонятные вопросы, зарисовывать схемки и т.д., но т.к. ему же всё понятно, он ничего не записывает и не зарисовывает.

Подошло время контрольной проверки. На этот раз я решил выяснить, как он усвоил понятие типового канала передачи данных и как он, зная это, может рассказать по боевой схеме - что тут изображено.

Сажаю его перед собой, даю лист, ручку, говорю: "Рисуй"

- Ну тут есть модем

- Рисуй

- (с неохотой рисует кривой прямоугольничек) Вот.

- Что дальше?

- Дальше Циска!!! (гордо)

- (немного улыбнувшись) Рисуй, где она

- (рисует кривой овал) Вот тут она

- Дальше...

(надолго задумывается) Я напоминаю ему, что не далее как вчера я рисовал этот типовой канал, и детально рассказывал, что и где. Отправляю на 10 минут подумать. Приходит довольный и говорит

- Тут ещё должен быть второй модем !

- Правильно! Рисуй!

- (старательно выводит схему: модем-Циска-модем) - Вот типовой канал.

- Я на всякий случай уточняю - это всё?

- Да, конечно, чё тут непонятного.

- Тактично интересуюсь - а как, собственно, связаны модем и Циска

- (гордо) Проводом

- Каким

- Ну обычным проводом (смотрит на меня, как будто я таких простых вещей не понимаю)

- Выношу ему Cisco 1721, Wic-2a/s, 2 модема с V.35 интерфейсами - собери макет твоей схемы... и сам ухожу в auto.ru. Минут через 40-50 Вова говорит мне: - В Циске не хватает дырок. Ладно, в очередной раз объясняю ему что, да как...

- Ну чё.. я, в общем, именно то и нарисовал.

Ладно.. проехали...

Придумываю перечень контрольных вопросов, дабы он изучил или хотя бы зазубрил...Думаю, мож я такой супер-умный.. мож супер-умные вопросы задаю. Приглашаю на побеседовать зама генерального и исполнительного директора, который к технике вобщем-то близок также, как я, допустим, к балету...

Начинаем общение.

Первый вопрос - сколько у нас узлов. Через 20 минут подсчитываем, выясняем. Второй вопрос - на скольких из них предоставляется коммутируемый доступ... 15 минут, и мы радостно все узнаём правильную цифру.  

Сразу попутный вопрос: чем отличается коммутируемый доступ от некоммутируемого - взгляд как на дебилов:

- Тем что в коммутируемом - коммутируется

- Что?

- Компьютеры

- Как?

- Очень просто, через модемы.

- А на выделенной линии нет модемов?

Вопрос ставит Вову в тупик...Через некоторое время выясняем, что коммутируются телефонные каналы.

Всем уже реально весело... Все ждут очередного ответа...

Очередной вопрос:

- Что это (показывая на мультиплексор, где изображены 2 канала, объединённых в один, под ним надпись "Мультиплексор")

(снова суровый взгляд)

- Мультиплексор!

- Для чего он используется? (хотел получить ответ: для того, чтобы объединить 2 канала в один)

(Вова задумался...начал изображать что-то руками)... Исполнительный директор не выдержал и подсказал - для объединения

- Для объединения!

- Чего с чем?

(ответа не последовало... в глазах ничего не прочитывалось)...

 

Витая пара, Windows 98 и как со всем этим бороться

 

После данного обследования мы все понимаем, что у Вовы явно чего-то не хватает - и я пытаюсь применить его в несколько другой области.

Мы начинаем учиться обжимать кабели UTP-5. После использования 5 разъемов... мы получаем вполне сносный кабель... Однако повторение практики через два дня приводит к краху...

В то же время Вова охотно трындит по телефону на какие-то совершенно отвлечённые темы и регулярно подбегает ко мне с вопросами типа: "А если мне на машине стёкла в хлам затонировать, круто будет?"

Приходит время попытки применить его на самостоятельной работе. Задача: проложить 17 метров кабеля UTP-5, обжать с обоих концов и подключить компутер клиента к свичу.

Вова радостно хватает блокнот, портфель с бутербродами и на служебной машине уносится... Через час приезжает водитель... За инструментами.

Ну ладно, растерялся мальчонка... с кем не бывает.

Провод проложен... обжат. Лампочки не горят. Провод 2-3 раза пережат - лампочки загорелись...Вова садится за ноут клиента и каким-то образом рушит систему Windows 98 с помощью дискетки с драйверами... На втором компе рушит 1С... Клиент в ужасе...Приезжает наш адвансед инженер... исправляет...извиняецца...

 

Техподдержка и мужик

 

Ээх... я задумался... Где бы попробовать применить его ещё в нашей компании. Пока нетронутой была ниша техподдержки. Т.к. мониторинг у нас уже наладился, я подумал - ну почему бы не попробовать его использовать тут.

Знакомим его со всеми основами, что, куда, где смотреть. Рисую для него супер-подробный алгоритм, в котором предусматриваю практически все нештатные ситуации.. Из совсем непонятных ситуаций рисую стрелочку - позвонить мне. Проводим учения. Результат удручающий, на любую ситуацию ответ - "надо перезапустить Циску", причём неважно, есть ли она там или нет.

- Упал канал для клиента Х, твои действия

- Звоню и перезепускаю Циску

- Куда звонишь и какую Циску перезапускаешь?

- Клиенту звоню

- Где ты видишь на схеме у клиента Циску??? (там нарисован езернет-модем)

- ... (думает)... Тут не нарисовали Циску.

(Зачёт!!!) Снова объясняю, рассказываю, показываю.

- Понятно?

- Понятно.

Вроде прошлись по всем каналам, изучили, зазубрили. Не один раз объяснили, как представляться, ОБЯЗАТЕЛЬНО уточнять - кто звонит, по какому вопросу, контактный телефон. Он долго сидел рядом с нашими адвансед инженерами.. вникал.. впитывал...

Первый опыт общения с клиентами поразил...

- Беда!!! Мужик какой-то звонит... Запарил уже, я ему сказал, чтобы у себя всё смотрел.. умный очень!!!

- Что за мужик?

- Так хрен его знает? Но достал - умный ахрененно.

После чего звонят уже конкретно нам... Оказываецца - "мужик" - директор по эксплуатации сети России одной из уважаемых Компаний. Джоппа... Объясняем, договариваемся... успокаиваем, что "лишим невинности" того, кто себе такое позволяет... Внушали-внушали... И по сей день периодически проскакивает - то тётка какая-то звонила, то мужик. Конечно, меньше, но это, похоже, неискоренимо.

В связи с этим приняли решение, что если Вове и доверять ведение техподдержки, то только дайлапных пользователей... Да, и если он чего-то не знает, тут же переключать на "старших товарищей".

 

Вова в бухгалтерии

 

Вовино присутствие стало веселить уже всех... Мне даже начали высказывать - Ты его неправильно учишь! Хотя я учил его как всех до этого (5 человек, справляются). Посему мне сообщили - вот раз ты идёшь в отпуск, мы Вову у тебя заберём в бухгалтерию.

Я, конечно, БЕЗУМНО обрадовался, но уточнил, не ослышался ли я. Оказалось - нет. Оказалось, что главный бухгалтер не напрягаясь сделает из него суперработника, исполнительного, трудолюбивого и т.д. и т.п. Супер.. это просто суперклассно.

Вернувшись после 2-х недельного отпуска, я услышал: - Этот ваш Позоров!!! Раздолбай!!! Лентяй!!!

Блин... ну этож надо!??!?! И то, что я предупреждал о возможностях Вовы, никто уже не рассматривал. Таким образом, применить в бухгалтерии мы тоже его не смогли.

 

Инвентаризация

 

Мы все совсем потерялись.. где же ещё можно применить таланты Вовы. Самое безобидное, с первого взгляда, это провести инвентаризацию оборудования.  Вроде бы тут-то ничего не должно быть сложного.

Поручили, расписали... Составили график посещения всех точек, где установлено наше оборудование. Вова получил в бухгалтерии перечень оборудования, примерное место расположения... Зачем-то взял папку с накладными и гарантийными талонами... Папку до сих пор ищут все....

Итак, первый выезд в город Клин. Вроде бы всё замечательно, машина заправлена, допуска на узлы получены. Вова доехал до узла, всё замечательно, его там пропустили, и тут... Что я вижу...

Одновременно падают аж 3 канала... Таких случайностей не бывает... Звоню Вове на мобильный:

- Ну расскажи, что ты там поломал

- Ничего совершенно не делал

- Почему 3 канала не работают? Почему я не вижу локальных модемов?

- Как это не видишь - вот они, стоят! (цискари поймут)

- @#$%, проверяй всё

(через 40-50 минут)

- Всё.. всё работает.. это я розетками пошевелил.

Начинаю проверять.. вроде бы работает, в вроде и нет...

Я подумал (оно впоследствии так и получилось), что из-за скачка питания один девайс влетел в дефолтные настройки. Ставить задачу Вове, чтобы он открутил девайс со стойки и привёз в офис, я побоялся....

Также почему-то перестал работать один модем... для выделенной линии с интерфейсом V.35.. (сорри... в термины ушёл).

В результате: простой двух каналов - два дня, один поломанный модем. Починили. Восстановили... Проведение инвентаризации и в настоящий момент находится под угрозой.

 

Повторная и, видимо, финальная, попытка подключения по UTP

 

В связи с тем, что Вова уже был обучен обжиманию кабелей, знаком с коммуникациями, была предпринята очередная попытка направить его на подключение клиента по ethernet и заодно поменять switch.

Свич он поменял... после чего рухнул важнейший канал, который на свич не идёт.... Вова умудрился воткнуть поток G.703 в езернет, т.к. "у них же разъемы одинаковые, значит и всё одинаковое".

Из-за того, что закладные между этажами там были уже забиты насмерть, было принято решение располовинить кабелёк, т.е. две пары из четырёх пустить на одного, а две - на другого клиента. Много где такое делали - везде работает.

Нарисовали ему детальнейшую схему - что, как, какие провода обжать. - Всё понятно? - Всё, естественно, понятно.

Сидим.. работает. Звонит:

- Я кабель нашёл

- Очень рады за тебя

- Только я его надрезал, а там внутри провода другого цвета

(я офигел)

- Это не тот кабель

- Не, не может это быть не тот кабель, это стопудово тот кабель, он видимо внутри цвет чтоль меняет или ещё чего-то такое.

(я уже нервно посмеиваюсь.. и охреневаю от Вовы)

Дальше идёт непереводимая игра слов, закончившаяся тем, что он поищет другой кабель.

Проходит около 3х часов.

Перезванивает:

- А напомни IP адрес?

(я ему специально крупными буквами написал всё на бумажке.. и лицо контактное.. и адреса... и т.д.)

- Я же тебе всё написал.

- А я бумажку потерял!

- @#$%@#$!!!

- Ну я же не специально!.

Проходит ещё некоторое время...

Докладывает - Всё готово.

Уточняю - Всё работает? - Ага, всё работает

Вроде клиенты на жалуются, значит работает всё.

Требую с него объяснительную №1

На следующий день звонит мне клиент и говорит "У нас тут 3 дня электричества не было, а теперь канал не работает". Начинаю разбираться... и выпадаю в осадок. Вова, пользуясь тем, что клиент не работает, забирает его провод под подключение другого клиента и думает, что никто этого не заметит. Ход мыслей просто улётный... В офисе все уже ржут в голос... Начинаю рассказывать о Вове знакомым, которые теперь постоянно интересуются, что ещё Вова сотворил.

C утра Вова не появляется - как выясняется, сдаёт экзамен по физический химии. Приходит намного позже обещанного "после обеда", и я его оправляю чинить что он там наваял....

Долго он там ковырялся... чинился... доложил - канал работает (причём доложил, откусывая булку, на ходу, с мобилы... хотя у него есть чёткое указание - звонить от клиента)

- Как выяснил?

- Повода прозвонил

- Чем?

- Тестером, у них там концентратор стоит, наверное, он сгорел (на самом деле там установлен D-Link-овский рутер с езернет-портом)

- А ты пробовал в компутер провод воткнуть?

- Не, там провод короткий.

- А ума не хватило компутер к проводу поднести?

- Блин.. не подумал... как-то не подумал....

Объяснительная №2

Занавес...

 

 

Эпилог.

При виде Вовы всем весело... ему тоже весело - Чего это вы все смеётесь?


Оценка: 5.42*8  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"