Странник Стелла : другие произведения.

Эссе первой группы: взлеты мысли и красота слога

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор работ первой группы в номинации "Эссе" конкурса "Моя Планета-2017".

  Сегодня поставила перед собой такую задачу: посмотреть на эссе конкурсантов с трех ракурсов. Первый - раскрытие темы, элементы новизны, если они есть, или новаторские подходы, информационность, читабельность. Второй - чистота текста, его стилистика, использование выразительных средств языка. Третий - а что бы сделала я на месте автора? Что бы добавила или, наоборот, убрала?
  
  Матлыгина Алёна: Черноисточинский пруд: настанет ли завтра?
  Актуально. Злободневно. С полнотой информации, подкрепленной ссылкой на видеоочерк. Автор поставила перед собой конкретную задачу - рассказать о том, как погибает пруд, снабжающий водой Нижний Тагил и отлично раскрыла тему, изучив до этого не только свежие факты, но и массу документального материала. Тема острая, социальная, тема - набат.
  Написано живо, эмоционально, проблема глубоко прочувствована, так сказать, пропущена через сердце. Без литературных "изысков", просто и понятно, по-журналистски.
  Я бы немного почистила текст, "причесала" бы его. Всего несколько штрихов - и будет новая прическа: не останется стилистических погрешностей и других шероховатостей, связанных с техникой подачи текста.
  Оценка достойная.
  
  Матлыгина Алёна: Ушковский канал
  Еще одно эссе с авторским видением актуальной на протяжении более полутора веков темы - о создании уникального гидротехнического объекта - Ушковского канала. Место действия - Урал, сердце России. В основе материала - всего один факт: в 1849 году крепостной Демидова Клементий Константинович Ушков совместно с мастеровыми людьми построил канал, который действует до сих пор. Факт настолько удивительный, что не требует дополнения. Это и есть то самое "золотое зернышко", которое находит в творческих поисках далеко не каждый пишущий. А вот автор его увидела.
  Написано в том же репортерском стиле, что и первое эссе, впрочем, другой задачи перед автором и не стояло.
  Как и в первом случае, я бы тоже чуть поработала над текстом. Чувствуется спешка в написании.
  Оценка не самая высокая, но тоже достойная.
  
  Антонов Виталий Александрович: Что такое дольмены?
  Заголовок отличный! Как говорится, "не в бровь, а в глаз"! И тема выбрана очень удачно: с одной стороны, она интересна многим читателям, ведь все мы видели где-то эти самые дольмены, а с другой - согласитесь, далеко не каждый может четко ответить на вопрос, поставленный в заголовке эссе. Автор не давит на читателей своим мнением, он высказывает все возможные версии и только потом склоняется к одной из них: дольмены - это "древние племенные амбары-кладовые и хозяйственные сараи"...
  Язык живой и доступный. Эссе довольно компактное по объему, не утяжеленное фактами, достаточно аргументированное. Оно легко читается... И читалось бы еще легче, если бы автор не нагромоздил бы перед нашими глазами дополнительные препятствия в виде маленьких щетинистых существ - запятых. Вот и цепляется за них глаз, вместо того, чтобы скользить по тексту. Если бы я была автором, я бы убрала из этого текста не меньше двадцати таких закорючек. Кстати, у слова "запятая" не случайно, видимо, есть второй смысл - "препятствие, затруднение".
  Оценка достаточно высокая.
  
  Антонов Виталий Александрович: Остолопы умирают стоя
  Признаюсь, поначалу заголовок шокировал. Какие остолопы? И почему они должны умирать? Если возникают вопросы у читателя, то он непременно попытается найти на них ответы. Значит, автор хорошо поработал, чтобы привлечь наше внимание к своему тексту и даже создал интригу.
  Поначалу, когда автор завел разговор о значении слова "остолоп", показалось, что тема эссе выбивается из рамок конкурса. Однако... Чем дальше я читала текст, тем больше понимала: соответствие конкурсной тематике полное, и это бесспорно! Что еще может быть ближе к понятию "Моя планета", чем символ непокорности страшной силе, символ крепкой связи с родной землей?
  Стиль эссе перекликается с предыдущим. Он сдержан и лаконичен, а также легок для восприятия. Такие тексты читатель проглотит вмиг и не поперхнется. Даже некоторая стилизация ("смахнув тамалкой сор с загнетки, вытаскивали чепелой ароматную драчену, нечистую силу именовали шешками, а обидчиков оглаумливали кулаком в сопатку") не создает препятствий для восприятия. И только болезнь "закорючек" продолжает оставаться хронической и сокращает скорость чтения.
  Оценка тоже достойная.
  
  Антонов Виталий Александрович: Откуда есть пошла земля Русская
  Третье эссе этого же автора. С размышлениями на тему, сконцентрированную в заголовке, с достаточной широтой ее освещения, с аргументацией, но не навязыванием личного мнения. (Автор дает ссылки на другие публикации, так что у читателей есть выбор). С гордостью о принадлежности к потомкам Рассеи, Руссии, России. И с болью о том, что кто-то забывает о достоянии предков и искажает произношение названия своей страны.
  Эссе-исследование имеет право на самостоятельное существование! Это я о том, что, читая комментарии, наткнулась на предложение объединить все три эссе в одно. Такая мысль вызывает по меньшей мере недоумение. Три эссе - как три пласта огромной глыбы материала. Здесь работы - непочатый край, и не одному автору! Так что перемешивать пласты - дело неблагодарное, да и бесполезное.
  И опять самое больное место - пунктуация, второе по значимости - орфография, особенно в написании наречий и частиц. Встречаются и стилистические погрешности. Эх, исправить бы все это!
  Оценка в меру высокая.
  
  Чуднова Ирина Викторовна: Ли Бо "Сы гусян"
  Актуальность темы всегда можно проверить по истечении определенного срока, когда материал хорошо "отлежится". Вот и здесь я обратила внимание на то, что эссе создано 13 лет назад, но... не устарело. Пишу "создано", потому что видно, что автор над ним отменно поработала. Тема врастания в культурную почву другой страны всегда была, есть и будет актуальной и она полностью соответствует тематике конкурса "Моя планета".
  Не потускнел и авторский стиль - индивидуальный, отточенный, выразительный, метафорический. Я давно обратила внимание на то, что авторы прозаики, владеющие поэтическим слогом, более требовательны и к прозаическому сложению текста. В нем они не ищут рифму, но всегда создают ритм и выделяют периоды (законченность речи), потому что поэты как музыканты, они слышат то, что пишут.
  Я бы ничего не стала в тексте убирать и ничего бы не добавила.
  Оценка наивысшая.
  
  Котлов Александр: Два силуэта
  Не часто встречаются на СИ, особенно в конкурсе "Моя планета" материалы о людях. Хотя... кто, как не люди, являются главными действующими лицами на Земле - создателями и разрушителями ценностей? Так что эссе с удачным заголовком "Два силуэта" об Олейникове и Стоянове, знакомыми нам по телепередаче "Городок", имеет право на жизнь, в том числе и на участие в конкурсе. Тему автор пропустил через свое сердце, видно, что она ему дорогА. И неплохо справился с той задачей, которую поставил перед собой: рассказать об этих людях как можно шире, выплеснуть свои чувства, заразить читателей интересом к этим людям.
  Стиль эссе витиеватый и многословный, пульсирующий, то есть не ровный и не гладкий. Текст словно разорван на две составляющих: одна - конкретно работает на раскрытие темы, а вторая отвлекает от нее внимание. И вот в этой второй составляющей такие фразы: "Наберусь некоторой благородной наглости, как бы сказать, и выражу...", "Теперь хочу написать несколько слов о том...", "Что же ещё рассказать вам?", Больше мне особо нечего сказать" и так далее.
  Я бы убрала все эти авторские отступления, которые, кстати, занимают очень много места. Думаю, что объем 29 k уменьшился бы до 15-18, но эссе при этом бы не потеряло своей широты и глубины, напротив, получило бы более четкие формы.
  Оценка очень далека от самой высокой.
  
  Шурыгин Александр: М.Ю.Лермонтов - знакомый и малознакомый
  Эссе состоит из двух частей, об этом и заявлено в заголовке. В первой автор быстро пробежался по тем фактам, которые общеизвестны, а во второй шокировал многих читателей (да-да, именно шокировал!) малоизвестными фактами о том, что Лермонтов владел четырьмя европейскими языками, играл на нескольких музыкальных инструментах, увлекался мировоззренческой философией и... был художником. Есть и авторское видение образа поэта, с одной стороны, очень талантливого, с другой, человека с "демоническими" чертами характера . Автор отлично изучил материал, подобрал прекрасную и очень большую галерею картин и рисунков поэта, а читателю остается только наслаждаться, просматривая ее.
  Две части эссе отличаются и по стилю: в первой он более сдержанный, академический, больше напоминающий статью или даже монографию, чем эссе. Во второй - более раскованный, живописный. И это оправдано. К стилистике и орфографии у меня нет замечаний.
  Что я бы изменила? Пожалуй, структуру текста оставила бы прежней. Навряд ли что-то нужно добавлять из фактуры, иначе конструкция станет неимоверно тяжелой. А вот внутри текста я бы вычистила "частоколы"! Что это такое? Их создают инициалы с точками, очень мешающие легкому восприятию текста. В 70-80-е годы местные газеты особенно грешили созданием таких "частоколов", но вот в 90-е годы мы их уже и не строили. Особенно бросается отголосок сухости и канцелярщины в заголовке, ведь он и есть визитная карточка...
  Оценка - очень-очень высокая.
  
  ***
  
  Я не стала подробно разбирать тексты на предмет стилистики и орфографии, чтобы не отвлекать внимание от главного. Но чтобы не быть голословной, все эти недочеты чуть позже выложу в лентах комментариев к авторским произведениям. Надеюсь, что это поможет им взлеты своих мыслей дополнить и красотой слога, от чего произведения заиграют новыми гранями.
  Успехов всем в конкурсе! И новых озарений!
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"