Лавкрафт Говард Филлипс : другие произведения.

Воскресший Мерлин

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Перевод эссе "Merlinus Redivivus" из сборника "Collected Essays. Vol. V"


Говард Филлипс Лавкрафт

ВОСКРЕСШИЙ МЕРЛИН

  
   Ничто так мощно не сдерживало вековую борьбу человечества за освобождение от позорных цепей суеверий, как национальное бедствие. Неизбежным результатом большой войны или социального кризиса является затемнение атмосферы для рационального восприятия; воспалённое воображение людей выходит за пределы спокойного анализа, возникает неограниченная свобода для ненадёжных впечатлений, поверхностных доктрин, устаревших заблуждений, искажённых совпадений, психопатических иллюзий; появляются безответственные мысли, отцами которых становятся только желания.
   Во всём разорённом войной мире сейчас зарождается более опасная и унизительная эпоха суеверий, чем та, которую история зафиксировала за многие предыдущие века. Возбуждённая диким желанием общаться с огромным количеством почитаемых покойников [1]; восстающая против мысли, что эти великолепные души полностью потеряны для мира, публика с иррациональностью глубокого горя обратилась к старым приёмам мошенников и заблуждениям более диких веков, и с готовностью стала внимать шарлатанам и эксцентрикам, чьи заявления о спиритических прозрениях обычно отвергаются с улыбкой.
   Среди необразованных людей подобный атавистический рецидив был вполне естественным. Мы не удивляемся легендам о битве на Марне, где тени наших древних, английских лучников, как говорят, пришли на помощь армии и спасли положение; или о битве за Монс, где ангелы, по преданию, сражались на стороне правых против германцев [2]. Этого, а также обычной медиумической чепухи и ношения амулетов невежественными людьми, следовало ожидать. Но мы удивляемся тому, насколько исказилась научная перспектива якобы более мудрых классов нашего общества.
   Приверженцами спиритизма сегодня являются многие бывшие учёные. Им бы следовало знать, что это откровенный отказ от суждений в пользу смутных субъективных впечатлений. Никто лучше трезвого психолога не знает, насколько яркими могут быть некоторые явно оккультные проявления для определённых типов людей; однако трезвомыслящий человек видит дальше, чем спиритуалист, и может анализировать явления, прослеживая их до материальной причины в сознании субъекта.
   Главным препятствием на пути к истине в этой борьбе является воля. Охваченные желанием верить в сверхъестественное, люди повсеместно игнорируют патентованные научные принципы и вторгаются в пограничные области, где доказательства сильно окрашены иллюзиями. Против здравого смысла выдвигается хлипкая масса вещих снов, над которыми в обычных условиях посмеялись бы в суде.
   Если бы материальная связь действительно была бы возможна, или мёртвые могли бы дать о себе знать живым, мы могли бы с уверенностью сказать, что мир стал бы совсем другим. Не существовало бы секретности, и смерть не являлась бы тайной. На самом деле, редкости и несерьёзности предполагаемых духовных посланий достаточно, чтобы осудить их как мошенничество или галлюцинации.
   Каким бы общим ни был рецидив средневекового легковерия в нашем мире, можно надеяться, что англосаксонское чувство и консерватизм избавят наше особенное государство от столь плачевного интеллектуального фиаско.
  
   ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКТОРА
   Первая публикация: "The Conservative" 4, N. 1 (июль, 1918): 4-5. Ещё одно поверхностное эссе, в котором оплакивается увеличение интереса к спиритизму после ужасов Первой Мировой войны.
  
   Примечания
   1. Возможно, ГФЛ имеет в виду физика Оливера Лоджа, который был настолько потрясён смертью своего сына на войне, что уверовал в установление духовной связи с ним. См. обсуждение Лавкрафтом книги Лоджа "Реймонд" (1916) в письме к Кляйкомоло (апрель, 1917); в "Письмах к Рейнхарту Кляйнеру" (Нью-Йорк: "Hippocampus Press", 2005), стр. 88.
   2. ГФЛ ссылается на рассказ Артура Мейчена "Лучники" (1914), который многие приняли за реальную историю об ангелах, пришедших на помощь осаждённым британским войскам. В то время ГФЛ не был знаком с другими произведениями Мейчена.
  
   Источник текста:
   H.P. Lovecraft
   Collected Essays. Volume 5: Philosophy; Autobiography and Miscellany
   Edited by S.T. Joshi
   Hippocampus Press, 2006
  
  

Перевод: Алексей Черепанов

28.06.2021

На поддержку автора:

Яндекс-кошелёк (Ю Money): 41001206384366

Карта Киви-банка (до 03/21): 4693 9575 5739 6657

  
  
  
  
  
  
  
  
  


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"