Чернорицкая Ольга Леонидовна : другие произведения.

Как в романе Достоевского "Преступление и наказание" раскрывается тема нищеты

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  "Преступление и наказание" - не о преступлении и наказании, а, скорее, о счастье. Бедные не могут быть счастливы - самосознание себя как раба не позволяет думать о счастье, но лишь о мести и возвышении. В пьяной исповеди Мармеладова одно за другим приводится доказательство того, что бедность делает человека нечеловеком:
  Он лишается возможности быть здоровым - кашель Катерины Ивановны.
  Он лишается воли - Катерина Ивановна должна была выйти замуж за него, потому что некуда было идти.
  Он лишается чести - участь Сонечки.
  И плюс религиозной составляющей - первое искушение Христа - "преврати камни в хлебы", сначала накорми, а потом спрашивай нравственность.
  Он лишается образования - отец пытался учить Соню сам.
  Он лишается человеческого облика - скот во всех смыслах.
  Он лишается возможности вступиться за своих близких: Лебезяников бьет жену, а нужно притвориться пьяненьким.
  Ни над своей судьбой, ни над судьбой своих близких нищий не властен.
  Он лишается своего прошлого: медали Катерины Ивановны проданы.
  Он лишен правовой защиты: сшитые Соней рубашки не оплачиваются, и ничего нельзя с этим слделать.
  Так и думаешь, а почему ты, Мармеладов, старушонку не убил? Что в себе еще сохранить хочешь? Значит, есть что-то еще для счастья?
  И все слова Мармеладова о нищете-пороке рассыпаются перед образом Василия Блаженного и Диогена, живущего в бочке. Нищие, но у них весь мир.
  Они боролись прежде всего со своими потребностями. "Нищета оставляет для впавших в нее весь объем потребностей", - говорил Гегель. Уточним: если нет потребностей, нет нищеты. Сонечка- она ведь если не святая, то вечная, пошла по пути "преврати камни в хлебы", пресловутое достоевское "накорми, а потом спрашивай о нравственности".
  Раскольников - протестантов- гегелев - нечто маргинальное, каковой никогда бы не смогла стать "Феноменология духа" в Германии, но стала таковой в России. Предмет желания "твари дрожащей" - достоинство твари "право имеющей". Ее самосознание самодовольства и счастья беззаботного нерабского бытия. Мы видим теорию Гегеля и-з гегельянских кружков достоевской России - он всю ее отдал Раскольникову, пометив говорящую фамилию топором, к которому призывали иные гегельянцы.
  И вот иная Сонечка, Сонечка Ростова, племянница с точки зрения семьи, с ее собственнной точи зрения - дочь. Быть родной- ее потребность, так же как любить Николеньку- ее потребность. Но она нищая, ей никто этого не позволит. Но она упряма, и настойчиво добивается желаемого. Если Диоген И Василий Блаженный боролись со свими желаниями, то Сонечка воплощенное желание. Отказывая себе во всем, проявляет заботу о других, собирает подводы с вещами, готовит семью Ростовых к отъезду из Москвы, подводы, которые в единочасье будут отданы под раненых волей Наташи. Так что такое нищета? О, нищета - это такая трансляция.."Нам вот все представляется вечность как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное! Да почему же непременно огромное? И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность". Нищая вечность, почему она должна быть непременно богатой на земле с ограниченными ресурсами?
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"