Цодикова Ада : другие произведения.

Театр музкомедии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Начиная с 70-ых годов 19 века театральные спектакли с каждым годом все больше и больше завоевывали популярность у населения Баку. В этой обстановке у известного бакинского миллионера Гаджи Зейналабдин Тагиева возникла идея дать Баку "настоящее театральное здание".

  Моей ведущей по жизни (так уж получилось!) была моя подруга в школе им. Бюль-Бюля при консерватории Зема Зохраббекова. Мы учились в паралельных классах. Она в девятом А, а я в девятом Б на разных этажах. Но обе мы учились по классу скрипки, хотя и у разных педагогов. Как мы встретились и подружились теперь уже и не вспомню. Было нам тогда по пятнадцать-четырнадцать лет... Обе черноволосые, худощавые, наверно талантливые... Зема побойчее меня, настоящий лидер, не то что я, закомплексованный подросток...
  И вот, однажды, (кажется, это был 1965 год) Зема объявила мне, что поведёт меня устраиваться в оркестр театра музыкальной комедии, и пришла я в театр на прослушивание. Помнится, дали мне прочесть с листа романс из новой, недавно написанной замечательным азербайджанским композитором Рауфом Гаджиевым оперетты "Куба - любовь моя". Музыкальный текст показался мне лёгким и я в хорошем темпе и с настроением сыграла красивую музыку. Меня тут же приняли в оркестр. Так, впервые, я оказалась в оркестровой яме. Любители оперы и балеты хорошо знают, как она выглядит. Впереди сцены, сразу после суфлёрской будки, но на пару метров ниже, располагается эта оркестровая яма. Если задрать голову (при условии, что у музыканта в этот момент пауза и он не играет), то можно увидеть артистов на сцене. А так как в оперетте, в отличии от оперы, артисты не только поют, но и разговаривают, то работать в таком оркестре любо-дорого! И спектакль посмотришь, и ещё и денежки получишь за свою непыльную работу.
  Много оперетт мне довелось там переиграть за несколько месяцев моей работы в театре. (Суровый педагог специальной музыкальной школы при консерватории, в которую я с большим трудом поступила, решительно потребовал, чтобы я прекратила работать и больше времени отдавала своим музыкальным занятиям. Со вздохом пришлось подчиниться...)
  Навсегда запомнилась мне первая репетиция и то, что мы тогда играли: увертюру к "Летучей мыши" Штрауса. Запомнила даже имя дирижёра - Ефим Бродский. Высокий, худощавый, с седой головой. (Было ему тогда, наверно, под пятьдесят) Очень суровый, как мне тогда показалось, дядечка. Не дай бог ошибиться! А увертюра начинается с разгона, в быстром темпе, технически трудная. А я впервые эти ноты вижу и в глазах мельтешат чёрные ноты скрипичных пассажей... Ух!...
  Потом были и "Весёлая вдова" Легара, и "Любовь такая" (отрывки из разных оперетт, а оркестр сидел на в яме, а на сцене!), "Сильва" и "Марица"... И конечно же азербайджанские оперетты" "Аршин мал алан" и "Не та, так эта" (Мешеди Ибад) Узеира Гаджибекова, "Волны" Арифа Меликова и др. В них царили блистательные актёры, любимцы всей страны легендарный Лютфалли Адбуллаев и не менее легендарная и любимая Насиба Зейналова. Лютфали Абдуллаева узнали и полюбили далеко за пределами Азербайджана за его роль слуги Велли в фильме "Аршин мал алан". Такого второго Велли уже не было ни до того, ни после! Его несравненный комический дар навсегда отпечатался в улыбке и движениях бодрого толстячка-слуги.
  Но не менее блистательным даром комика отличался и другой артист музкомедии Александр Аллегров. Настоящая его фамилия была Саркисян. Но все знали его по актёрскому псевдониму Аллегров, который как нельзя лучше подходил артисту за его фееричность движений и искромётный юмор. (Аллегро - музыкальный термин, обозначающий быстрое, живое исполнение музыки) Мне, конечно, несказанно повезло работать (пусть и недолго) с такими замечательными артистами, уникальными в своём роде. Хорошо помню и красавицу жену Аллегрова, с которой они вместе выступали, Сосновскую. Элегантного артиста Колина в роли Данило в оперетте "Весёлая вдова". Всех артистов, к сожалению, уже не помню... Но коллектив был дружный. Любили пошутить. И в жизни, и на сцене. Хорошо запомнилось, как в какой-то музыкальной комедии, Лютфали Абдуллаев сидел около самого края сцены и по ходу пьесы пил чай мяхмяри из крошечного стакана армуды. А потом, не допив, выливал его точным движением руки прямо в оркестровую яму. Хорошо, если музыкантам доставался уже остывший чай, а не кипяток на голову! Яркой комической актрисой была Насиба Зейналлова. Правда, я не понимала по азербайджански ни слова, но как в немом кино, слова были не нужны. Её мимика, жесты, всё её поведение на сцене во взаимоотношениях с героями мюзикла было понятно без слов. Зал умирал со смеха и я вместе с ним. В перерывах между музыкальными номерами, конечно!
  Музыканты наши и сами не прочь были пошутить друг с другом. Был такой у нас старейший музыкант, альтист, в прошлом духовик, Лазарь Берман. Седой высокий старик. Любил он сладости. И вот, как-то раз, купил он шоколадные конфеты и принёс на репетицию в кульке. А кулёк тот возьми да разорвись. И попадали конфеты на пол. Ну стал он их собирать, а несколько конфет не заметил. Зато их хорошо заметил другой музыкант, валторнист Рома, который сидел как раз сзади за Берманом. И утащил он их незаметно. А потом подкинул одну на пол, чтобы Берман заметил её. Нагнулся старый музыкант, поднимает конфету с пола, разворачивает фантик - а внутри пусто! Ну, ладно... И тут замечает ещё одну конфетку на полу. Чтобы снова не попасть впросак, шаркает по ней ногой, и раздавил конфету! А третью конфетку молодой шутник и вообще привязал за ниточку. Только потянулся за ней Берман, а она живенько от него убежала. Смеху было!...
  Этот эпизод я сама не видела, мне о нём рассказала моя подруга Земфира. Она-то прослужила в этом театре шесть лет и запомнила конечно же больше, чем я. Рассказала она мне, кто ещё из дирижёров тогда был. Сулейман Алескеров, композитор, чьи многочисленные оперетты шли в нашем театре, был главным дирижёром. ( Цветок любви (1945), Улдуз ("Звезда", 1948), Сами разберёмся (1962), Вдруг не так (1964), Нищий сын миллионера (1966, Гос. пр. Азерб. ССР, 1967), Где же ты, холостяцкая жизнь? (1968), Севиндик ищет невесту (1969), Гамиша-Ханум (1971).
   А ещё у нас были дирижёры Кямал Мамедов, Кямал Аббасов и Эльмар Абусалимов, недавний выпускник Азербайджанской консерватории, который потом выиграл на конкурсе Гран-при и уехал работать в Москву в театр оперетты.
  Вот так началась моя жизнь (а не только карьера) в оркестре. И Азербайджанский Государственный театр музыкальной комедии им.Шихали Курбанова стал моим первым домом, где я училась навыкам оркестрового музыканта.
  Театр этот имел свою давнюю и многотрудную историю.
  Начиная с 70-ых годов 19 века театральные спектакли с каждым годом все больше и больше завоевывали популярность у населения Баку. В этой обстановке у известного бакинского миллионера Гаджи Зейналабдин Тагиева возникла идея дать Баку "настоящее театральное здание".
  В 1882 году он представил на утверждение управы проект здания для постройки на собственном участке - на углу Горчаковской и Меркурьевской улиц. Тагиев возвел это здание на фундаменте своего зернового амбара. Театр был выстроен под наблюдением инженера-технолога Фердинанда Лемкуля. Автором проекта был архитектор Х.К. Васильев (он же автор проекта Тифлисского железнодорожного вокзала в Баку).
  Открытие театра состоялось 27 ноября 1883 года, в воскресенье, драмой Н.А.Потехина "Нищие духом". Публики на этот первый спектакль собралось столько, сколько мог вместить зрительный зал.
  
  В самом конце XIX - начале ХХ века театр был перестроен по проекту архитектора П.И.Когновицкого, совместно с И.В.Гославским.
  Это был первый городской театр, который за период своего существования неоднократно подвергался реконструкциям, горел и восстанавливался.
   С 1922 года в этом здании функционировал Академический национальный драматический театр.
  В советское время после того, как для театра Азербайджанской драмы построили новое здание, здесь "устроился" театр музкомедии. Произшло это знаменательное для театра событие в 1960 году. Но уже почти через тридцать лет, в 1988 году в связи с угрозой обрушения, старое здание было снесено и начато строительство нового здания.
   А до того театральным артистам музкомедии пришлось поскитаться по городу... В 43-46 годах (летняя эстрада) оперетты находилась в саду им Ордубады,на углу Гаджибекова и Кирова, где спустя годы прорыли метро и соорудили станцию 26 бакинских комиссаров. Это был уютный зелёный садик, в котором по воскресеньям вечерами играл оркестр Каспийской флотилии. Оперетта задержалась здесь до пятидесятых.
  Потом оперетта заняла отреставрированное здание старого ТЮЗа, что на Хагани, почти напротив русской драмы.
  Директором в те времена был Анатолий Владимирович Вышемирский.
  Прошло десять лет после сноса старого здания, и только в октябре 1998 года состоялось официальное открытие свежеотстроенного дома музкомедии. Но на этом перестроечные работы не закончились. В 2010 году, была осуществлена широкая реконструкция здания Азербайджанского государственного музыкального театра. В ходе работ особое внимание уделялось сохранению прежнего архитектурного стиля. Красивое трёхэтажное здание радует глаз не только бакинцев, но и приезжих гостей в столице Азербайджана.
  Со вздохом сожаления должна признаться, что после того, как покинула театр музкомедии в 1965 году, больше уже никогда туда не возвращалась... Учёба в консерватории, замужество, потом работа в оркестре Радио и Телевидения с последующей работой в Гос. симфоническом оркестре. Филармонии, полностью поглотили моё время.
  А потом мы уехали. Навсегда.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"