Федоров Олег М. : другие произведения.

Тетрадь двадцать пятая Дневник Тринадцатого Императора

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В России, начали создание основных мест базирования "Северного флота" и строительство авианесущего корабля "Иван Грозный". За рубежом продолжаем операцию "Плацдарм".


   Тетрадь двадцать пятая Дневник Тринадцатого императора
  
   (Начало 1868 года и опять несколько листиков, с записями из 66 года).
  
  
   Историческая справка
  
   Лев Макарович Мациевич (укр. Левко Макарович Мацiєвич; 1 (13) мая 1877 -- 24 сентября (7 октября) 1910) -- российский авиатор украинского происхождения, капитан.
   Лев Макарович Мациевич родился в Киевской губернии в мещанской семье. В 1901 году окончил Харьковский технологический институт, в 1906 году -- Николаевскую морскую академию.
   В 1908 году начал служить в Морском техническом комитете, с 1909 года -- в отделе воздухоплавания. Он составил докладную записку 6 ноября 1909 г. в адрес начальника Морского генерального штаба, а примерно через месяц аналогичный документ поступил главному инспектору кораблестроения профессору А.Н. Крылову.
   Проанализировав достигнутый уровень развития авиации, Мациевич пришел к выводу, что самолеты способны вести разведку над морем, осуществлять связь, размещаясь на корабле. И он предлагал построить такой корабль, рассчитанный на базирование 25 самолетов. "Не представляет затруднений, -- писал Мациевич, -- устроить на судне специального типа навесную палубу, на которой бы находились аэропланы и на которую они садились бы". Во второй записке Мациевич несколько уточнил технику старта: "Подъем аэроплана с палубы мог бы быть произведен с помощью электрической лебедки, выстреливающей аппарат с нужной скоростью. Длина рельс необходима не более 35 футов, а сила электромотора не более 20 л.с". Что же касается посадки, то Мациевич предлагал приспособить для торможения самолета "особые сети, простираемые над частью палубы".
  
   Конокотин Михаил Михайлович 1872 года рождения.
   В 1894 г. закончил Учебно-стрелковую команду. В заграничном плавании на крейсере I ранга "Генерал-Адмирал" (1895-1897). Позже заведовал складом мин...... ...
   30 июля 1910 г. обратился с докладной запиской в Морской генеральный штаб, смысл его предложения заключался в использовании для ведения разведки самолетами "Блерио" и "Антуанетт" (в поплавковом варианте) со специального судна. В качестве авианесущего судна Конокотин предлагал использовать старый трехбашенный фрегат "Адмирал Лазарев" водоизмещением 3498 т постройки 1867--1868 гг. при соответствующем переоборудовании палубы, установке приспособления для подъема самолетов с воды и разгонных устройств для взлета. В переоборудованном виде "Адмирал Лазарев" должен был представлять собой "авиаматку 1-го отряда морских воздушных разведчиков" с полетной палубой без надстроек и дымовых труб, а под ней -- открытый ангар на 10 самолетов, подаваемых двумя самолетоподъемниками.
   Этот проект получил в морском ведомстве одобрение, но дальше этого дело не двинулось.
  
   Эпоха железного судостроения ознаменовалась спуском на воду в январе 1858 г, в Англии наиболее выдающегося судна XIX в. - пароxoда "Грейт Истерн" (при проектировании "Левиафан"). Этот колосс из железа спроектировали и построили англичане ученый Джон Рассел и изобретатель Изомбард Брюнель. Длина судна достигала 210,4 м, a проектное водоизмещение е грузом - 27,4 тыс. т, фактическое водоизмещение - 32,7 тыс. т.
   Основные элементы и характеристики колесного парусновинтового судна "Грейт Истерн" были следующими: длина, 210,4 м (длина между перпендикулярами 207,2 м), ширина 25,1 м (c кожухами гребных колес 34,8 м), высота борта 17,7 м, средняя осадка 7,8 м (наибольшая 9,1 м), чистая грузоподъемность 6 тыс. т, максимальный запас топлива - 12 тыс. т, численность пассажиров 4000, a экипажа и обслуживающего персонала - 550 человек.
  
   0x01 graphic
  
  
   Владимир Григорьевич Басаргин 17 июня 1838 -- российский флотоводец, географ, вице-адмирал. Родился в семье морского офицера из древнего дворянского рода Басаргиных.
   Послужной список
   13 сентября 1853 -- Поступил гардемарином в Морской кадетский корпус.
   1854 -- Участвовал в обороне Кронштадта от английско-французской эскадры.
   4 мая 1855 -- Мичман. Служил в Балтийском Флоте.
   1858--1860 -- Плавание из Кронштадта на Дальний Восток и обратно на корвете "Рында".
   17 октября 1860 -- За отличную службу произведен в лейтенанты.
   1861 -- В должности старшего офицера корвета "Новик" вторично перешел на Тихий океан.
   12 августа -- 15 октября 1862 -- Гидрографические работы в северо-западной части залива Петра Великого (экспедиция Бабкина).
   21 ноября 1862 -- Исполняющий должность командира корвета "Рында".
   1863 -- В Сан-Франциско вошел в состав Тихоокеанской эскадры контр-адмирала А. А. Попова для крейсирования у западного побережья Северной Америки. По пути посетил Новоархангельск и выполнил опись реки Стикин в проливе Фредерик.
   15 марта -- 25 октября 1864 -- Возвращение в Ревель.
   1 января 1865 -- Произведен в капитан-лейтенанты с назначением на Балтийский флот.
   1867--1877 -- Командир фрегата "Князь Пожарский".
  
  
   Сто сорок седьмая запись в дневнике ЕИВ Николая второго
  
   Срочная шифровка. Открываю папку, читаю: "Приобрели указанной цене". Отлично молодцы, теперь уточнить, когда конкретно будет готова к работе, новая не совсем обычная судоверфь на Котлине. Глубоководный канал к Путиловской верфи ещё не готов.
   Всё это я поручу дяде. Пусть поработает над "Джокером". Сейчас мы ему позвоним.
   - Володя, пожалуйста, соедините с Генерал-адмиралом.
   Не успел я произнести фразу до конца, как адъютант подаёт мне трубку. Оказывается, дядя меня опередил.
  
   - Никса, почему я должен узнавать о сенсационных флотских приобретениях из газет? Ну, мы же с тобой договаривались.
   В голосе дяди детская обида.
   - Дорогой Константин Николаевич, видит Бог, что мне шифровку принесли, видимо позже, чем вам газеты.
   - Я сейчас звонил, но вы опередили меня на какие-то секунды.
   - Предлагаю завтра встретиться на Котлине!
   - Зачем же завтра, давай сегодня после обеда, чай твой катер ещё раз нас выдержит?
   - Он и Попова выдержит, если вы его захватите. Гигантомания это как раз для него!
   - Так и договорились, до встречи.
  
   Здесь я немного слукавил. Андрей Александрович, уже более года с доверенными специалистами из Бюро Адмиралтейских верфей обдумывал и обсчитывал проект невиданного судна. Достаточно часто к нему наведывался и Александр Фёдорович со своими инженерами.....
  
   Несколько сумасшедшая идея начала обретать плоть. Пока идём по основному варианту, есть ещё конечно и запасной, но трансформация "Грейт Истерн", мне более подходит, совсем по другим причинам, ни к авиации, ни к флоту отношения не имеющим.
  
   Вот мы уже осматриваем новый док. Правда если глянуть более внимательно, то это новый кораблестроительный завод, в составе которого док находится. 300 метров на 36 и высотой 12 метров, это сооружение снабжено двумя козловыми кранами, способными на траверсе перемещать груз массой 200 тон.
   Обручев Владимир Николаевич (младший брат Обручева Н.Н.) определён главным строителем всего этого заводища.
  
   - Ваше Императорское Величество, через неделю, как третий генератор запустим, будем полностью готовы к приёмке оговоренного судна.
   - Работы по его отдельным узлам уже ведутся.
   - Ждём оборудование от Афанасьева и Шпаковского.
   - На втором плазе уже выкройки для примерки броневых листов полётной палубы производятся.
  
   Потом пошли осматривать "Дворец моряков", с большими и малыми просмотровыми кинозалами, это тоже моё нововведение. Здесь я опять схитрил, над его отделкой студенты академии художеств "колдуют". Ишь ведь хитрецы что удумали и как только прознали? Предложили использовать демонтируемые интерьеры купленного левиафана. Слабо у нас с тайнами дело обстоит, хотя впрочем, тайны тут особой не было.
   На какой-то встрече я посетовал, что на Парижской выставке простаивает в качестве гостиницы чудо пароход. Ну, вот тогда всё и закрутилось...
  
   Хотя наверно немного раньше.
  
   В той истории "Грейт Истерн", ещё долго в качестве кабелеукладчика использовали, хотя особой нужды в таком огромном судне не было. Одно дело через Атлантику телеграфный кабель тянуть, другое дело, через группу островов в Средиземном море. На коротких дистанциях, экономичность судна укладчика весьма ценится. Тогда-то я и поручил Бенардаки прицениться к нему и ежели владельцы не запросят запредельных денег, купить. В той истории оно лет десять, пятнадцать на приколе стояло, а потом его за 20.000 фунтов на металл продали.
  
   Вот, почему мне шифровка пришла, а в газетах сенсационные статьи появились, которые дяде на глаза попались. Еще, наверное, сыграла свою роль маленькая заметка (из того времени) в архиве журнала "Крылья Родины", где было написано, что безвестный механик на останках сгоревшего аэроплана капитана Мациевича, обнаружил в бензобаке комок шлака, очень похожий на раствор сахара в бензине.
  
   Возможно, что окончательно решение было принято, когда я пытался выяснить, почему после положительного заключения "Морского ведомства" о переоборудовании старого трехбашенного фрегата "Адмирал Лазарев", в опытовое авианесущее судно для самолетов разведчиков. Главного инициатора проекта, вдруг перевели в Амурскую флотилию, а дело закрыли с дурацкой формулировкой. Конечно, мне было известно о двух царственных ловеласах, великих князьях Алексее Александровиче и Сергее Михайловиче, но думаю, что увлечённые Элоизой Балетты и Матильдой Кшесинской, они просто не заметили чужих людей в своем ведомстве. В их откровенное предательство верить не хотелось, а служба СБ тогда была не такая совершенная.
  
   Так или иначе, но до событий 1910 года ещё далеко, потому будем исходить из реалий 1868 года. Во вверенной мне империи для создания авианесущего корабля есть всё необходимое, а потому надо сделать так, чтобы к 1870 году он был введён в состав Северного флота.
  
   Написал, а базу для него, для Северного флота, ты построил?
   Нет ещё, но дожидаться визита Сергея Витте в Екатерининскую гавань и спать, нельзя.
   Регулярное сообщение с Архангельском уже налажено, здесь Сидоров Михаил Константинович спать никому не даст, в Поморске уже с полсотни домов выстроены, на Грумант суда ходят, уголёк доставляют и людей перевозят. (Надо будет подумать, посоветоваться, не назначить ли его губернатором Муромским, попозже конечно.)
  
   Как только "Ермак" в строй войдёт надо экспедицию на Север организовать, очень мне название "Земля Франца-Иосифа" не импонирует. Будет она после той экспедиции по-другому называться.
   Железку тянуть начали, да те места, что в 1854 году британский корвет "Миранда" в Крымскую войну пожёг, древнюю Колу и жильё восстановили.
  
   Качалов Николай Александрович, - архангельский губернатор организовал "интересное строительство" домов для Мурманска (на карте его ещё нет и его спутников то же). В Архангельске срубы собирают, затем маркируют каждое бревно, после разбирают и грузят на морскую баржу, которую буксируют по назначению.
  
   Значит быстрее строить надо, работы, что там ведутся интенсифицировать. Деньги есть, переселенцев достаточно, надо укреп район создавать и строить Мурманск, Североморск и Полярный одновременно, пока не зажали и "кислород не перекрыли". Всё это я сейчас дяде изложу и новую задачу поставлю.......
  
  
   0x01 graphic
  
   Возможно, так будет выглядеть полётная палуба "Ивана Грозного", после полной реконструкции. Здесь я ничего не выдумывал, просто взял копию из блокнота сделанную с авианосца "Дуайт Эйзенхауэр" и использовал, как задание на проектирование. Меня, однако, сюрприз ожидал, через несколько месяцев проектировщики заявили, что размерения перестраиваемого судна не оптимальные, его надо удлинить на двадцать три метра. На заводе сейчас уже новую кормовую оконечность ваяют для авианесущего корабля.
  
   Спросите, что за аэропланы с этого корабля взлетать будут? Отвечу и на этот вопрос. Всё те же на базе Г-30м, который в борт Номер Один перепроектировали, только вместо кресел диванов и прочего у него там новое изделие Александровского закреплено будет. Называться они естественно по-другому будут, в ближайшее время нарекут их торпедоносцами.
  
   Почему новое? Расскажу. Белавенец с Давыдовым оказались давними знакомцами (так и в той истории было), я этого не учёл. Наши торпеды стали почти на тысячу рублей дороже за штуку, но обзавелись магнитным взрывателем, это позволяет фактор заглубления не так строго учитывать, кроме того, рулевая машинка торпеду на курсе теперь по данным гироскопа удерживает. Тут ещё у всех очень много работы будет, но то по торпедам с аэропланов сбрасываемых. В задание на проектирование пока самые простые изделия включены, но и их сделать, испытать, научить правильно, использовать надо. Работы всем хватает.
  
   Григорий Иванович, лично перепроверял графики перевооружения всех торпедонесущих кораблей по нашему с дядей указанию. Он не обижался и даже доволен, как мне показалось, был, ещё бы не быть довольным, не один флотоводец таких изделий на вооружении пока не имеет!
  

0x01 graphic

   В памяти моей старая картинка из "морского сборника" задержалась, там биплан времён первой мировой войны торпеду на цель сбрасывает, скоро и нас такое оружие будет, но только комплексное и более ужасное, да ещё с возможностью доставки в самые удалённые уголки мира.
   Дядя, Константин Николаевич аэропланы "джокером" назвал, интересно, как он обзовёт сочетание авианесущего корабля и торпедоносцев?!
  
   Вечером, когда все вопросы, казалось, уже были обсуждены и оговорены, вспомнили, что на новое судно капитана назначить надо, человек должен быть думающий и предрассудками не отягощенный. Нашли такого, причём без особых затруднений. Владимир Григорьевич Басаргин, командир фрегата "Князь Пожарский".
   Его и группу молодых офицеров генерал-адмирал готовит отрядить за новым судном в Британию. По условиям продажи его английская команда к нам перегнать должна, (только после этого будет зафиксирован акт оплаты) вот к ним в помощь и определены будущие наши командиры. Пусть смотрят и учатся, скоро самостоятельно управлять придётся.
  
   Кандидатура командующего подразделением морской авиации у меня уже подобрана. Более того, в глухих, потаённых местах Оренбуржья на озере Шолкар тренажёр для них устроен. В той истории в близи города Саки, для этих целей был выстроен тренажёр "Нитка". Там и в этой истории несколько позже будет аэродром со всем необходимым хозяйством, но пока тренировки летуны Александра Фёдоровича проходят на первой площадке.
   Озеро то и для гидропланов используется, там пока их испытания производятся. Как решат наши орлы, что мучить машины достаточно, так и начнут они работать, пока естественно на внутренних линиях.
  
  
   Историческая справка
  
   Эдуард Джордж Дже?фри Смит-Стэ?нли, 14-й граф Дерби (англ. Edward George Geoffrey Smith-Stanley, 14th Earl of Derby, 29 марта 1799 -- 23 октября 1869) -- британский государственный деятель, 33-й, 36-й и 39-й премьер-министр Великобритании в 1852 году, с 1858 по 1859 год и с 1866 по 1868 год. До настоящего времени остаётся человеком дольше всех возглавлявшим консервативную партию Великобритании (с 1848 по 1868 год).
   Будущий лидер консерваторов родился в семье Эдуарда Смит-Стэнли, 13-го графа Дерби, и Шарлотты Маргарет Торнби. Образование Эдуард Стэнли начал в Итонском колледже, затем он окончил оксфордский колледж Крайст Чёрч. Политическую карьеру он начинал в партии вигов и был выбран от неё членом Палаты общин в 1820 году.
   1858 год дал Дерби шанс сформировать очередное правительство меньшинства вновь с Дизраэли в качестве Канцлера. Ключевым событием этого срока стало установление прямого контроля Великобритании над индийскими колониями, вследствие передачи государству всех прав Британской Ост-Индской компании. Однако и этот кабинет просуществовал чуть более года.
   В 1866 году граф Дерби формирует свое третье и последнее правительство, основным результатом деятельности которого был Акт 1867 года, значительно расширивший избирательные права подданных Великобритании. В начале 1868 года Эдуард Смит-Стэнли удалился от дел, оставив в качестве преемника Дизраэли.
  
   Бенджамин Дизраэли (с 1876 года граф Би?консфильд; англ. Benjamin Disraeli, 1st Earl of Beaconsfield,; 21 декабря 1804, Лондон -- 19 апреля 1881, там же) -- английский государственный деятель Консервативной партии Великобритании, 40-й и 42-й премьер-министр Великобритании в 1868, и с 1874 по 1880 гг., член палаты лордов с 1876 года, писатель, один из представителей "социального романа".
   Его отец Исаак получил образование преимущественно в Лейдене, Нидерланды. Он посвятил себя литературной деятельности и написал несколько книг об английских писателях, а также три романа, последний из которых назывался "Падение иезуитов" (The Fall of the Jesuits). В 35 лет он женился на Марии Басеви, принадлежавшей к старой еврейской семье, бежавшей в Англию от инквизиции. У них было пятеро детей, девочка и четыре мальчика, старшим из которых был Бенджамин.
   После четырёх неудачных попыток пройти в парламент (сначала как либерал, опираясь на О'Коннеля) Дизраэли меняет программу и в 1837, наконец, избирается от партии тори. В парламенте произносит нашумевшие в своё время речи за чартистов, группирует вокруг себя земельную аристократию, являясь душой партии "Молодая Англия"; затем -- лидер оппозиции, в 1852 -- министр, в 1868 -- премьер.
  
   Уильям Ю?арт Гладстон (англ. William Ewart Gladstone, 29 декабря 1809 -- 19 мая 1898) -- английский государственный деятель и писатель. Четыре раза был премьер-министром Великобритании
   Родился в Ливерпуле в семье шотландского происхождения. Он был пятым ребёнком из шести детей сэра Джона Гладстона (1764--1851), богатого негоцианта, человека хорошо образованного и принимавшего деятельное участие в общественной жизни; в 1819--1827 годах был членом Парламента, а в 1846 году стал баронетом. Мать Анна Маккензи Робертсон вселила в Уильяма глубокое религиозное чувство и развила в нём любовь к поэзии. С ранних лет он проявил выдающиеся способности, на развитии которых сильно сказалось влияние родителей.
   Первоначальное образование Гладстон получил дома, в 1821 году был помещён в Итонскую школу, в которой оставался до 1828 года, а затем поступил в Оксфордский университет, курс которого окончил весною 1832 года. Школа и Университет ещё более способствовали тому, что Гладстон вступил в жизнь сторонником консервативного направления.
   В июне 1859 года, при образовании кабинета лорда Палмерстона, Гладстон вошёл в его состав опять в качестве канцлера казначейства. Вступление Гладстона в это министерство вигов было понято в смысле окончательного присоединения его к либеральной партии, и в Оксфорде сложилась значительная оппозиция его переизбранию; тем не менее он был снова избран.
   На ближайших общих выборах, в июле 1865 г., Гладстон был забаллотирован в Оксфорде и явился депутатом от южного Ланкашира. В октябре 1865 г. умер лорд Палмерстон и во главе кабинета стал граф Рассел. Гладстон, сохранив пост канцлера казначейства, впервые явился лидером либеральной партии в палате общин и в этом качестве внес, в марте 1866 г., билль о парламентской реформе, отвергнутый палатой.
   Образование нового министерства (от либеральной партии) было поручено Гладстону (в декабре 1868 г.), который впервые явился премьером. Этот первый кабинет Гладстона просуществовал до февраля 1874 года; важнейшие его меры: отмена государственной церкви в Ирландии в 1869 г., ирландский земельный акт 1870 г., коренная реформа в области элементарного народного образования 1870 г., отмена системы продажи должностей в армии 1871 г., введение тайной подачи голосов на выборах в 1872 г.
  
  
   Сто сорок восьмая запись в дневнике ЕИВ Николая второго
  
   (Запись восстановлена после пожара, потому страничка эта опять не на своём месте).
  
   Поздно вечером в конце 1866 года на встрече в замке у Эдуарда Джорджа Дже?фри Смита-Стэ?нли, 14-го графа Дерби, и премьер-министра соединенного королевства, было решено для ускорения выхода промышленности Британии из состояния спячки, обеспечить ей больший объём заказов.
  
   Обычно для этих целей использовалась война, только вот беда, сейчас её не было. Затевать большую войну сложно и дорого. Нужен небольшой конфликт примерно на три - четыре миллиона фунтов стерлингов. Так как даже эти затраты трудно будет провести через парламент, то специальная комиссия оценит их ориентировочно в два миллиона. Позже, смотря по результатам, эту цифру всегда можно будет подправить, сославшись на некие форс-мажорные обстоятельства.
  
   Протеже престарелого графа и возможный его преемник Бенджамин Дизраэли кратко проанализировав ситуацию в мире и, остановившись на строительстве Суэцкого канала, предложил выбрать для очередного конфликта Абиссинию.
  
   В министерстве иностранных дел уже несколько лет "валяется" письмо императора этой страны, документ можно использовать так, как нам будет удобно. В столице Абиссинии проживают несколько европейцев, большая часть из Пруссии и Австрии, можно так повернуть дело, что разгневанный дикарь их упрячет в темницу. Потому действия нашего экспедиционного корпуса будут рассматриваться в Европе как освобождение соотечественников.
   Страна более чем отсталая, власть императора там распространяется только на несколько провинций, очень сильны местные князья и племенные отношения. При дворе Теодроса II имеются несколько наших осведомителей, которые однозначно предрекают его падение в будущем. Если мы несколько ускорим сей факт, то получим подконтрольную территорию и порт, вблизи Баб-Эль-Мандебского пролива, что позволит надёжно контролировать новый путь в Британскую Индию!
  
   Задумавшись, затем, что-то пробурчав про себя 14-й граф Дерби произнёс вслух несколько мало литературных звуков, которые, впрочем, сам же и перевёл на общедоступный язык. Фраза могла выглядеть примерно так: "Хорошо, что я вовремя изъял вас из лагеря вигов, теперь у тори есть достойный лидер, который при необходимости не постесняется передёрнуть колоду...".
  
   - Бенджамин, подготовьте законопроект о выделении необходимой суммы для освобождения британских подданных захваченных Абиссинским тираном.
   - Поручите, вы знаете кому, необходимые статьи в прессе, чтобы подогреть общественное мнение.
   - Заодно, думаю, стоит заблаговременно купить акции тех компаний, которым мы поручим обеспечение проекта, они скоро пойдут в гору.
  
   Пробурчав ещё что-то про себя, граф произнёс:
   - Всё надо делать более чем аккуратно, дорогой Бенджамин. Если Гладстон или кто-то из его компании пронюхают, о чём мы тут с вами договариваемся, они устроят жуткий вой и в парламенте и в прессе.
   - Их газетчики ни в чём не уступают нашим. Если кому-то станут известны даже мельчайшие факты, то от плана компании не останется камня на камне.
  
   .............................................................................................
  
  
   Примерно так выглядел сценарий по устранению императора Абиссинии и взятию под надзор нужного куска побережья в Северо-Восточной Африке, обеспечивающего в ближайшем будущем контроль нового пути в Британскую Индию!
  
  
   Сто сорок девятая запись в дневнике ЕИВ Николая второго
  
  
   Раннее, раннее утро просматриваю план работ на сегодня, заботливо составленный Сабуровым накануне. Утром встречи по принятию системы Государственных стандартов России и созданию аппарата по их разработке и поддержании. Три года занял этот кусок работы, но без стандартов никуда, очень надеюсь сегодня поставить жирную точку, и пусть дальше машина едет сама. Люди там надёжные и проверенные, финансирование в бюджете выделено.
  
   В середине дня ещё одна встреча. Министр народного образования со своим проектом целевой подготовки специалистов за счёт купцов-заказчиков. Мысль нужная и полезная, позволит существенно сократить расходы, но требует пересмотра учебных программ. Профессура против а Бизнесмены за?!
   Буду их сегодня мирить и компромисс предложу искать.
  
   Головнин получив для своего ведомства надлежащее финансирование, увеличил набор студентов по всем высшим учебным заведениям империи, но пора подумать и об открытии новых. Старые здания они, к сожалению не резиновые, нужно ещё корпуса строить. Наряду с чисто техническими ВУЗами нужны и университеты. В районе Сибири и на Волге огромные пятна территорий, на которых вообще ещё нет необходимых учебных заведений, хотя нужда в них огромная. Подскажу ему сегодня, пусть обратит внимание на Томск и на Самару, как первоочередных кандидатов. Пусть заказывает проекты (деньги на 69 год в бюджете будут) и преподавательские кадры готовит!
  
   На конец дня запланирована встреча с военными. Здесь задача определить условия окончания войны в Средней Азии. Блокнот показал, как этот вопрос в том времени решился. Тогда в мае 68 года основные операции были завершены. Думаю, что и на сей раз тех же условий придерживаться надо. После доклада полководцев, примем окончательное решение.
  
   А это, что такое?
  
   Поперёк второй страницы, детским округлым почерком императрицы сделана надпись: "Вечером едем в театр, не забудь, пожалуйста"!
  
   Проехали. Придётся разбор писем на пост театральное время переносить. Почему интересно в сутках, только 24 часа?
   Уже и самовар посвистывает, сейчас чаю выпью и за работу.
  
   ................................................................................................
  
   Вот ещё несколько тетрадных листов в конверте, записи датированы 66 годом, рука Венюкова.........
  
   .................................................................................................
  
   После простого, без изысков обеда продолжилась моя беседа с негусом. То ли на него обед так благотворно повлиял, то ли он по природе отходчив, но больше смертных приговоров для британских шпионов в его глазах я не увидел. Это хорошо! Излишняя кровожадность не нужна, хотя мои (наши) предложения тоже пацифистскими назвать трудно.
  
   - Я готов продолжить слушать, предложения твоего императора.
  
   Произнёс Фёдор II и затем, что-то прошептал своему слуге, стоящему справа, тот бросился выполнять поручение. Сведущее поручение было дано слуге слева, когда и он удалился повелитель Абиссинии, довольный своей проделкой, повернулся ко мне и произнёс:
  
   - Я давно подозревал, что Кесет понимает французский.
   - Теперь говори ты купец. Нас больше никто не подслушает.
  
   В дальнейшем разговоре мне предстояло затронуть несколько важных тем, которые могли вызвать неоднозначную реакцию у моего собеседника, и я решил очень осторожно его продолжить.
  
   - По нашим сведениям в феврале 1868 года в правительстве Её величества произойдут изменения. Вместо Эдварда Смита-Стэнли, должность премьер министра займёт Бенджамин Дизраэли.
   - Этот человек станет лидером партии тори, он голосовал в парламенте за выделение значительных сумм на войну в Абиссинии, а значит с его приходом к власти, средств у сэра Нейпира на ведение боевых действий, будет значительно больше.
   - Расчёты показывают, что уже сейчас стоимость транспортных и военных операций, грозит значительно превзойти рамки отведённого бюджета в два миллиона фунтов стерлингов.
   - Наши дальнейшие предложения построены на том, что недостаток ресурсов, заставит британцев убраться из этих краёв, даже если полная победа не будет достигнута.
   - Если удастся надолго затянуть боевые действия, используя тактику и методы партизанской войны, стараясь не вступать в открытое боевое столкновение, то на этом война и закончится.
   - От побережья Красного моря до этих мест не менее 150 льё, чтобы поддерживать коммуникации такой протяжённости, потребуются огромные ресурсы, за которые надо платить.
   - В парламенте возникнет законный вопрос, а что Британия получит взамен затраченных средств, на это никто ответить не сможет, а без денег война начнёт затухать.
  
   Здесь император Абиссинии, произнёс фразу, которая говорила, что он внимательно следит за темой разговора и она ему весьма понятна.
  
   - Да. Если деньги войскам не платить они разбегаются. Хуже того, они могут и к противнику уйти.
  
   - Ваше Величество на это, безусловно, рассчитывать не стоит, но если нанести противнику максимальный материальный урон, что при такой большой удалённости от его основных источников снабжения весьма возможно, то мы окажемся в выигрыше.
  
   - Очень важно лишить противника "глаз", не дать ему возможности собирать сведения о расположении ваших воинов и их возможных планов действий.
   Фёдор второй поморщился и произнёс
   - Да, на побережьи и в прилегающих областях до плато Тигре, много небольших независимых племён шохасов, которые вышли из Аравии и поселились в Абиссинии незадолго до завоевания Магометом западной Азии, всех их перебить очень не простая задача.
  
   - Их и не надо убивать. Есть другие методы.
   - Давайте, используем британскую методику. Если нельзя устранить, надо постараться подкупить. Пообещать вождям племён по сто талеров в месяц с тем, что бы они и их соплеменники давали неверные сведения соглядатаям сэра Нейпира. Думаю, что они обязательно согласятся.
  
   Абиссинец странно улыбнулся улыбкой более похожей на оскал тигра и сказал:
   - Они и за пятьдесят талеров врать будут не хуже, чем за сто. Хватит с них и пятидесяти.
   - Что ещё сказал твой император купец?
   - Надо обезопасить тылы и очистить дорогу через Уолло от войск княгини Уоркит.
   - Эту ведьму подкупить не получится, её давно убить надо было, и всё её семя под корень извести.
   - Сейчас это не просто сделать! Войск у неё, почти столько же, как и у меня.
   - Для этого у нас в караване есть очень хорошие приспособления, изделия французского мастера Шасспо.
   - Необходимо только научить ваших людей их правильно использовать, тогда войска княгини рассеять будет не сложно, но надо в тех землях своего надёжного человека во главе поставить.
   - Если княгини род пресечётся, они по кровному родству мне присягнуть должны.
   После небольшой заминки, император продолжил:
  
   - О какой учёбе ты говорил купец? Наши мужчины умеют с рождения оружием пользоваться.
  
   Такого вопроса, при планировании разговора мы ожидали, и оттого, что его задали почти сразу, я почувствовал, что наши расчеты верны и это вселило в меня ещё большую уверенность!
  
   - Ваше Величество, выстрелить и стрелять это не одно и то же.
   - Позвольте это показать на примере.
   - Показывай купец, я и сам люблю это занятие.
  
   В ста пятидесяти ярдах от нашей беседки я попросил воткнуть в землю аршинный прут олеандровой ветви толщиной полтора-два дюйма, со снятой с него корой. На фоне бурой скалы он выглядел, как едва заметная светлая полоска. Затем, попросив разрешения у Фёдора второго, я взял свою пристрелянную винтовку, произнёс про себя заветные слова и, тщательно прицелившись с помощью зрительной трубки, выстрелил. Верхняя часть прута упала. Я ещё три раза повторил выстрел всё с тем же неизменным успехом, пока от ветки не остался небольшой обрубок.
  
   - Ваше Величество, после обучения большинство ваших воинов будут стрелять так же.
   - Научить этому относительно не сложно, гораздо сложнее определить тех, кого надо учить.
   - И здесь ты снова прав купец. Это должны быть преданные бойцы.
   - В моём роду, найдётся не менее пяти раз по десяти сотен тех, кому я могу доверить такое оружие.
  
   Несколько позднее я изложил и другие детали обучения императорских воинов. Особенно понравились негусу операции с устройством засад в ущельях по пути следования британских войск и элементы того, что в теории называется информационной войной.
  
   Были написаны письма, Менелику владетелю Шоа он мог выставить до 30.000 воинов и Гобэзэ наследственному владетелю Ласты, который мог собрать до 50.000 воинов. Письма различались незначительно основное, что было в них написано, касалось экспедиции Нейпира, но с нужными акцентами.
   Выглядело это примерно так.
  
   Мятежные братья мои по крови. Не верьте общим врагам нашим! Коварные британцы в своих прокламациях сообщат всем удельным князьям, что их войска направляются только против меня императора Абиссинии Фёдора II. Вам, сделают подарки и успокоят обещаниями о дружбе, а потом постараются уничтожить каждого порознь.
   Не сопротивляйтесь им явно, притворитесь, что верите их лживым словам и обещаниям, требуйте с них денег в качестве доказательств. Для британцев, деньги имеют огромную важность и власть, когда же их войны уйдут дальше на Юг, уничтожайте их строения, скот, продовольственные склады, рвите и прячьте металлическую проволоку, которую они будут тянуть вслед за войсками.
  
   Такая манера поведения была обычным делом для правителей больших мятежных областей, поэтому оба письма не призывали ни к объединению, ни к борьбе с захватчиками, но именно такое обращение было, по мнению негуса наиболее доходчиво до местных князьков.
  
   В результате нашей беседы, был подготовлен большой хорошо вооружённый отряд-караван, чтобы забрать весь груз с судна в районе Джибути, одновременно это служило сигналом об отправке наших инструкторов, через район строительства канала. Там было очень много европейцев, что по мнению СБ делало этот маршрут оптимальным для переброски военспецов к месту проведения занятий.
  
   Суда с сюрпризом из Борнео должны были прийти практически одновременно, а возможно и несколько ранее, поскольку в это время года ветры попутные.
  
   С караваном были отправлены в Обок все иностранцы не внушающие доверия и находившиеся на территориях ещё подконтрольных опальному императору. Операция "Плацдарм" началась!
  
  
   Историческая справка
  
  
   Ближайший пункт, от Массавы (Массауа) которым владеют англичане, Аден; но недостаток воды и продовольственных средств, незначительность пространства, занимаемого этим владением, делали его непригодным для сбора и организации войск.
   Министерство решило избрать Бомбай базисом предполагаемой экспедиции. Действительно, город этот, занимающий первенствующее место в торговле на восточных морях и представляющий собою главную морскую станцию в Британской Индии, наиболее соответствовал такому назначению.
  
   Анеслейский залив представлял ту важную выгоду, что здесь нагорье на весьма незначительное расстояние отстоит от моря, вследствие чего и было решено остановиться на этом пункте, если горные пути, ведущие во внутренность страны, окажутся удобопроходимыми.
  
   В августе 1867 года было решено составить абиссинский корпус из 4,000 английских и 8,000 индийских войск;
  
   Полковник Мириуэзер, который, между тем, также успел вернуться к своему посту, давно сознавая неминуемость решения дела силою оружия, еще в феврале и марте того же 67 года отправил в министерство депешу, с представлениями в этом смысле. Он успел уже основательно ознакомиться с характером и политическим положением страны, в которую предстояло вступить английским войскам, и решился, не теряя времени, тотчас же приступить вместе с Мунцингером к исследованию доступов к абиссинскому нагорью.
   Для более точного исследования этого пути, было предпринято Мунцигером опасное и трудное путешествие; в июне, в самый страшный зной, он, через солончаковую пустыню, проник в абиссинское нагорье и в июле вернулся в Массаву.
  
   К числу важных приготовительных работ следует отнести также первоначальную рекогносцировку, производство которой, по предложению сэра Роберта Непира, было возложено бомбайским правительством на особую комиссию, состоявшую, под председательством генерала Мириуэзера, из следующих членов:
   Полковника Файра (Phayre), генерал-квартирмейстера бомбайской армии, предназначенного к занятью той же должности в штабе экспедиционного корпуса; подполковника С. Клер-Уилькинса (St. Claire Wilkins), начальника инженеров; штаб-доктора Лумсдена (Lumsdaine) и старшего из находившихся на эскадре в Анеслейском заливе морских офицеров.
   Комисии было поручено: определить наиболее соответствующую цели гавань и место высадки для корпуса; отыскать лучший проход для следования войск с прибрежья на нагорье; завязать дружеские сношения с туземными, враждебными Феодору, вождями; собрать точные и подробные сведения о продовольственных и перевозочных средствах края; составить точную смету материалам и предметам, потребным на производство необходимых построек на месте высадки, также на устройство пристаней, молов, колодцев и прочего; представить обзор и оценку, в военной точки зрения, местности около пункта избранного для высадки и далее по [41] направлению предполагаемого движения экспедиционного корпуса, на сколько это по времени и обстоятельствам окажется возможным.
  
   Первоначальное прикрытие комиссии состояло из одной роты флотского батальона и одной роты бомбайского саперного и минерного корпуса, 8 человек саперов и 40 всадников бомбайского легко-кавалерийского полка; сверх того, при комиссии находились: 5 гидов, 3 писаря, 264 человека разного рода нестроевых чинов и 149 мулов.
   Комисия отплыла из Бомбая 16-го сентября 1867 года.
  
   Правительство озаботилось также отправкою походных электрических телеграфов и аппаратов для производства оптических сигналов. Железные трубы, длина которых в сложности превышала много верст, были отправлены для устройства водопроводов, также значительное число разного рода насосов и приборов для устройства колодцев.
  
   Морская ракетная бригада (Royal Naval Racket Brigade) состояла, как уже было упомянуто, из двенадцати ракетных станков; личный состав бригады был сформирован из людей, взятых с находящейся в Анеслейском заливе эскадры великобританского флота 2.
   Мысль сформировать такую бригаду принадлежит самому главнокомандующему, который хотел и моряков сделать непосредственными участниками славной экспедиции. С восторгом был встречен, в конце февраля, приказ Нейпира о сформировании бригады, и, в первых числах марта эта часть была уже в состоянии выступить в поход.
   Бригада состояла под начальством командора Феллоуса (Fellowes) и в ней числилось: два лейтенанта (командиры батарей), два мичмана, бригадный доктор и квартирмейстер (он же адъютант и казначей).
  
   Нижних чинов состояло: 2 фейерверкера при бригадном штабе, 2 в батареях, 2 при запасных снарядах и проч., 2 плотника и 1 оружейник, 72 матроса, по 36 на батарею или по 6 на каждый ракетный станок, 11 матросов запасных, на случай убыли; всего 93 человека, при 7 офицерах.
   Для переноски станков, ракет, разного рода шанцевого и другого инструмента, в бригаде было 90 мулов, в том числе 14 заводных, для ухода и присмотра за которыми было прикомандировано необходимое число погонщиков.
  
   Англичане действовали во время экспедиции ракетами Уильяма Гейла (William Hale), весом 73 фунта Hale W. British Patent N 1008, Jan. 11, 1844; British Patent N 2497, Nov. 8, 1858; British Patent N 1220, Apr. 20, 1862; British Patent N 1103, Apr. 20, 1865.
   Эти новые ещё весьма секретные разработки дали весьма удовлетворительные результаты. Ракеты состояли из железной цилиндрической гильзы, в 16,2 дюйма длины, которая оканчивалась коническим сплошным снарядом. Гильза снаряжалась обыкновенным ракетным составом; в заднем конце ее находится винтообразный вращательный прибор, в котором были сделаны три отверстия для выхода газов.

0x01 graphic

  
  
  
   Сто пятидесятая запись в дневнике ЕИВ Николая второго
  
  
   В конце сентябре на берегу Красного моря по нашим меркам ещё "бархатный сезон". Несколько человек, которые с невысокого песчаного холма уже второй день осматривали в бинокль лагерь высадки сил специальной комиссии, британского экспедиционного корпуса на жару не жаловались. Они смотрели, считали, записывали и запоминали.
   О бомбайской саперной роте было достаточно хорошо известно, а что представляла собой рота флотского батальона, разведчики надеялись выяснить, наблюдая за их действиями на высадке. Особо отмечались места, куда перетаскивали большие деревянные ящики, видимо весьма тяжёлые, потому что их очень осторожно перемещали сразу четыре человека, которые держали ящики за боковые ручки.
  
   - Похоже, что в ящике не менее четырёх изделий.
   Тихонько шепнул один из наблюдателей другому.
  
   - Да, если это ракеты Гейла, то каждая из них весит 73 фунта, вот бы подпалить эти штучки.
   - Фейерверк получится великолепный.
   - Не фантазируй, нам наблюдать приказано, а подпалить подпалим. Когда срок придёт.
   - Стащить бы несколько ящиков, да запустить их на голову британцам.
   - Не фантазируй. Будет приказ, и стащим и запустим. Нам сейчас разведка важнее всего.
   - Понимаю, не маленький.
   - Только уж очень хочется посмотреть, на что их штучки способны, вдруг они лучше наших.
   - Привезём парочку домой, там спецы их рассмотрят и скажут какие они.
   - Не фантазируй. Смотри лучше за тем рыжим, его взять живым просили.
  
   Сосредоточенное наблюдение продолжалось, отдельно отмечались возможные места нахождения офицеров, особенно стратегических "разведчиков-резидентов", хотя официально в табели о ранге таковых ещё не было. В ближайшее время ожидалось их выдвижение в глубь страны.
  
   Анеслейский залив образуется скалистым полуостровом Бури и имеет до 50 верст длины и около 14 верст в ширину. Якорная стояка одна из лучших, так как залив открыт только с северной стороны, но неудобство заключается в том, что залив около западного берега крайне мелководен, так что даже небольшие лодки не могут приставать к самому берегу. К числу неудобств следует также отнести недостаток воды, фуража и вообще продовольствия. [42]
  
   Полковник Файр с взводом из состава сапёрной роты, выдвинулся из временного лагеря для исследования прохода Комайло, проход оказался чрезвычайно трудным, но, тем не менее, было очевидно, что его можно было приспособить для движения войск и тяжестей. Более того, у самого подножия гор, на расстоянии 25 верст от Зуллы, нашли воду. Основная задача группы была выполнена, завтра поутру можно возвращаться обратно.
   Приказав лейтенанту ещё раз проверить посты охранения, уставший за день ветеран британских сапёров, направился в свою палатку. Чудом переживший восстание Сипаев он не хотел рисковать и уделял безопасности повышенное внимание.
   - Чёрт их знает этих чёрномазых. Вроде бы улыбаются, а отвернешься, нож в спину всадят.
  
   Такая предосторожность позволила ему, участнику многих карательных акций в колониях и уничтожения русских укреплений в Балаклаве дослужиться до полковника и если миссия в Абиссинию будет успешной, то можно будет думать и о генеральских погонах.
   Эта мысль приятно убаюкивала и расслабляла. Хлебнув из небольшой фляжки отвратительного джина (можжевеловая самогонка) с хинной водой, первейшего средства для профилактики малярии, полковник быстро уснул.
  
   Почему так жарко, что-то больно обожгло руку, Файр проснулся от боли и какого-то странного шума. Полог палатки тлел, хотя местами уже начинали пробиваться язычки пламени.
   - Сейчас вспыхнет, надо поскорее выбираться отсюда.
  
   Навыки старого солдата дали о себе знать. Быстро схватив флягу с водой, он плеснул её на тлеющий полог и выбрался наружу.
  
   Зрелище, представшее перед глазами, было ужасное. Два ряда аккуратных палаток образующих лагерь пылали. Стреноженные животные, основной транспорт экспедиции, напуганные огнём, мычали и рвались убежать. Более всего полковника поразило, что всё это происходило в относительной тишине. Ни выстрелов, ни грохота битвы, только хрипы умирающих и колеблющееся пламя от догорающей амуниции, да ещё тёмные тени с блестящими полосками длинных ножей.
  
   Всё виденное промелькнуло в какое-то мгновение, в следующий миг старый солдат пригнулся и сгруппировался, собираясь, ринуться в спасительную тень, под прикрытие скалистого выступа прохода.
   В этот момент, что-то очень сильно ударило полковника в затылок, брызнули осколки черепа и ещё чего-то мягкого. Свет от пожара навсегда померк в его глазах.
  
   ........................................................................................
  
   Два известных "путешественника" доктор Крапф и капитан Спиди (Speedy) с группой проводников из племени шохосов, с отделением бомбайской пехоты пробирались в ущелье реки Хаддаса.
   Спиди оставив в 1862 году службу в английских войсках, приехал в Абиссинию, где он пользовался, значительным доверием при дворе Феодора II, это дало возможность (опытному разведчику) ближе ознакомиться с внутренним положением страны и основательно изучить язык.
  
   - Как вы думаете доктор? У полковника такой же трудный маршрут в ущелье Камайло, как и у нас.
   - Возможно он ещё хуже, здесь хотя бы можно пройти и протащить тяжести.
   - Как обстоят дела у них, сказать не берусь.
   - Богом забытая страна! Ни мостов, ни дорог, да ещё ненормальный правитель, который возомнил себя равным королеве Британии.
   - Только за одну эту его крамольную мысль следовало бы всех этих ублюдков поджарить на их же кострах.
   - Не беспокойтесь капитан. Мы обязательно так и сделаем. Единственное, что хочу вам сказать, когда мы эти мероприятия проводили в Индии и Британском Сомали, то в течении нескольких месяцев стоял ужасный трупный запах.
   - Запасайтесь спиртным и в большом количестве.
   - Это свинячье пойло - джин, тот запах не перебивает.
   - Спасибо, док! Обязательно учту на будущее.
   - Смотрите вперёд и налево. Вам не кажется, что это удобное место для ночлега?
   - Пожалуй, вы правы.
   - Даем команду на привал?
   В этот момент и раздались первые выстрелы. Капитан по звуку легко распознавал винтовки любых систем, но эти "чавкающие" буу-х, были ему не знакомы.
   - Что это? Чёрт возьми!
   - Похоже, сикхов кто-то обстрелял и они держат оборону.
   Произнёс капитан, проверяя, как заряжен его револьвер.
  
   - Возьмите "Энфилд", док. Он нам может понадобиться. Надеюсь, вас не надо обучать?
   - Спасибо, это устройство уже несколько раз спасало мне жизнь.
  
   В этот момент командир отделения сикхов, выскочил из-за скалы и побежал к ним. Видимо, он был ранен, потому что бежал, припадая на ногу. Когда дистанция до белых сагибов сократилась до двадцати футов, он попытался что-то сказать. Но тут опять раздался незнакомый буу-х и старшина, ставший на полголовы короче, сделав шаг - другой, повалился на камни.
  
   Доктор, прислонившись к камню у стены ущелья и вскинув винтовку к плечу, внимательно осматривал вероятное место нахождения стрелка, над которым ещё курился дымок, готовый моментально выстрелить. Возможно, что это его и погубило. Со скалы, произведя лёгкий шелест, слетело копьё, которое вошло британцу под правую лопатку и вышло ниже ключицы, разворотив лёгкое и всю правую сторону.
  
   Когда капитан среагировал на хлюпающие звуки, исходившие с того места, где стоял его спутник, то увидел, как он медленно сползал по камню вниз в лужу собственной крови.
   Рядом просвистело ещё одно копьё, но Спиди недаром считался хорошим спортсменом, он был уже не менее чем в трёх шагах от прежнего места. Вот, наконец, и противники. Несколько чёрных воинов копошились над трупами несчастных сикхов, отрезая, даже скорее отрывая им головы.
   Тщательно прицелившись, капитан несколько раз выстрелил. Хорошо, двумя врагами стало меньше, третий куда-то убежал. Теперь предстояло выйти из-под скального навеса, который прикрывал его от неизвестных убийц, находившихся сверху. Дальше - бегом, к группе верховых животных, находящихся в пятидесяти ярдах у потока воды. Наездник он был хороший. Добраться до лошадей, в этом был его последний шанс.
   Бросок вперёд, кидая тело то вправо, то влево британец произвёл классически, лучше, чем делал это его наставник. Вот уже можно спрятаться за лошадиным крупом, теперь ведя в поводу двух коней шансы укрыться от вражеских пуль повышаются.
   Быстрее, только быстрее. Подальше из этого не гостеприимного ущелья. Ещё быстрее, сам себе дал мобилизующую команду Спиди, но в этот момент его нога попала на скользкий прибрежный камень, торчавший у воды. Раздался характерный хруст ломающейся кости и капитан, буквально взвыв от боли, потерял сознание.
  
   Возможно, что эта же боль и включила сознание, когда болевой шок от открытого перелома спал из-за воздействия ледяной воды горного ручья, который на картах назывался рекой.
   Попробовав пошевелиться, Спиди чувствовал, что не может этого сделать. Труп лошади, надёжно прикрыв его от пули дикарей, теперь лежал почти на нём, хотя значительная его часть опиралась на прибрежный валун.
   Повезло, если бы тысяча фунтов упала прямо, то даже очень холодная вода уже ничем не помогла бы раненому. Вторая лошадь спокойно стояла футах в тридцати. Надо выбираться. Взгляд задержался на куче рядом лежащего тряпья, которая оказалась ещё одним дикарём.
   Интересно кто его убил?
   Капитан, точно помнил, сколько раз он стрелял и с каким результатом.
   Рядом с трупом валялся музейный экспонат, до которого при желании можно дотянуться. Мушкет вероятно конец прошлого, начало нынешнего века. Из таких когда-то стреляли залпами по рыцарям, облачённым в броню. Чудовищный калибр около дюйма, пуля весом чуть ли не в восьмую часть фунта, но уже оснащённый колесцовым механизмом, видимо это он издавал тот необычный звук буу-х!
   Хватит рассуждать, надо выбираться от сюда.
   Опереться на ногу нельзя, она вывернута в другую сторону, видимо серьёзный перелом.
   Попробуем вытащить левую руку. Оперев правую руку в валун, Спиди начал вытаскивать из под лошади левую. Тело его при этом развернулось, стало значительно легче дышать. Теперь опираясь двумя руками надо выдернуть тело из под придавившего его груза. Так осторожно, сильно не дергайся, если откроется кровотечение остановить его будет не просто.
   Ещё несколько усилий и только левая нога удерживается трупом скакуна. Извернувшись и собрав все силы, капитан выбрался из ловушки. Он оказался лежащим прямо со своим бывшим противником, буквально лицом к лицу. В груди дикаря зияло отверстие размером с чайную чашку.
  
   Это очень хорошо, что ты точнее твое оружие здесь приземлилось, подумал британец, его-то мы и используем, как опору. Подобрав и опершись на модернизированный мушкет, капитан осторожно приподнялся.
   Примерно в ста ярдах от него шёл бой, хотя по британским меркам его было лучше назвать поножовщиной или дракой. Несколько чёрных тел нападали друг, на друга используя холодное оружие и стараясь испугать противника воинственными возгласами.
   Хорошо, что уже не так светло, увлечённые дележом добычи шохосы, его пока не замечали. Интересно где мой револьвер спохватился капитан, не обнаружив оружие в привычном месте. Стоп, я сделал два выстрела, затем упал, возможно, что он там и лежит, на месте падения. Проковылять пятнадцать футов на одной ноге, по острым камням, да ещё в сумерках, задача неприятная. Однако без револьвера Спиди чувствовал себя нагишом. Пригнувшись, чтобы его не увидели за скальным выступом, он начал обратный путь.
   Где же револьвер? Вот этот злополучный камень, вот дикарь, вот убитая лошадь. Все на месте, кроме такого нужного предмета. Капитан с большим трудом нагнулся и начал руками осторожно обшаривать зазор между трупом лошади и валуном. Вот кажется и рукоять....
  
   В этот самый момент на него упала сеть. Обычная ловчая сеть, с грузами на концах для ловли крупных хищников, только в качестве грузов использовались большие речные камни. Такое грузило и угодило Спиди по травмированной ноге, он вскрикнул и уже второй раз за сегодня отключился.
  
  
   Историческая справка
  
  
   Талер Марии Тере?зии -- серебряная весовая монета, постоянно использовавшаяся в мировой торговле с того времени, когда она была впервые отчеканена в виде талера в 1741 году. Монета получила своё название по имени императрицы Марии Терезии, которая правила Австрией, Венгрией и Богемией в период с 1740 по 1780 год.
   Диаметр талера -- 39,5 мм, толщина -- 2,5 мм, вес -- 28,0668 грамм. Монета имеет высокое содержание серебра: 23,3890 грамм и пробу .833.
  
   Ко времени правления императора Йасу II (1730--1755) относится первое упоминание о хождении талера Марии Терезии в Эфиопии.[1] По сведениям путешественника Джеймса Брюса, монета, чеканившаяся по неизменной стопе в отличие от других валют, преобладала в районах, которые он посетил в 1768 году.
   По оценке Йозефа Калмера (Joseph Kalmer) и Людвига Хюна (Ludwig Hyun) в книге "Abessinien" (Абиссиния)[2], свыше 20 % из 245 миллионов монет, отчеканенных до 1931 года, оказалось в Абиссинии.
   Во время британской военной экспедиции 1868 года в Магдалу, столицу императора Теодроса II, под командованием фельдмаршала Роберта Нейпира, талерами Марии Терезии оплачивались местные расходы экспедиции.
  
   В ХХ веке многие страны возобновили чеканку талера Марии-Терезии с целью международной торговли:
   Австрия (Вена) чеканила талер в 1920-37 AD и затем с 1957 AD
   Италия (Рим) -- в 1935-38 AD.
   Его чеканил Муссолини в 1936 AD, чтобы финансировать вторжение в Абиссинию
   Бельгия (Брюссель) -- в 1937-57 AD
   Франция (Париж) -- в 1935-57 AD
   Великобритания (Лондон в 1936-61 AD, Бирмингем -- в 1949-55 AD)
   Индия (Бомбей) -- в 1940-41 AD его чеканили англичане
  
   В Абиссинии в ходу почти исключительно одна монета -- серебряный талер Марии Терезии, весом немного более 27 граммов. Номинальная стоимость его равна приблизительно 4 франкам, но цена на него варьирует от 2 фр. 30 сант. до 6 фр., смотря по положению дел в Абиссинии.
   Роль мелких денег играют бруски каменной соли, длиною около 26 сантиметров, шириною и толщиною около 5 сантимов, к сожалению, ценность их также весьма неустойчивая и варьируется, как в зависимости от расстояния от месторождения соли, так и от курса талера. На один талер дают от 5 до 9 "чау или амоли" около Энтото и до 120 -- ближе к побережью. Бруски эти служат не только меновой единицей, но по мере надобности употребляются и в пищу или стравливаются животным, благодаря чему их никогда не бывает слишком много в стране.
   В горных местностях Абиссинии, где соль особенно редка и дорога, бруски принимаются гораздо охотнее, чем талеры, на которые за отсутствием или дальностью рынка ничего нельзя купить. Некоторые авторы утверждают, будто исключительное право чеканить талеры принадлежать одному банкирскому дому в Триесте. Это совершенно неверно. Право чеканки принадлежите австрийскому правительству, и они чеканятся на венском монетном дворе, банкирскому же дому в Триесте переуступлено правительством лишь право распространения их (см. Paulitschke, Etnographie Nordost Afrikas, II, Cap. 2, Anm. 83).
  
   В 1792 AD в США была введена собственная монетная система. Серебряный доллар весил 27 г и содержал 24,1 г чистого серебра.
  
   Полковник (впоследствии генерал) Мириуэзер (Meerewether), известный своею полезною службою в Индии, где он неоднократно имел случай выказать свои способности как администратор и, вместе с тем, заявил себя храбрым и распорядительным боевым офицером, занимавший с 1863 года место политического резидента в Адене.
  
   Наполеон Бонапарт в книге "Кампании в Египте и Сирии (1798-1799 гг.)" пишет "...город Айла или Эйлат, находящийся в 60 лье от Суэца, на пути караванов, направляющихся в Мекку. В Айле есть небольшой порт с фортом и турецким гарнизоном; там имеются колодцы, в изобилии дающие пресную воду".
  
   Город на Синае Судр (Рас Судр) - египетский город, расположенный на берегу Суэцкого пролива, в 100 км от Суэцкого канала. До Каира - 250 км. Так как по пути нет гор, дорога ровная и быстрая.
  
   До?у, или дхоу (араб. ????? [da:w] -- "да?у") -- традиционное арабское судно. Эти лёгкие, но прочные суда производят из тикового дерева, растущего в Индии, по выверенным веками технологиям. Суда типа доу были широко распространены в прибрежных водах Аравийского полуострова, Индии и восточной Африки. Они появились задолго до нашей эры, но и сейчас их можно встретить во многих странах этого региона. Термин "доу" также используется для небольших, традиционно построенных судов, используемых преимущественно для торговли в Красном море, области Персидского залива и Индийском океане от Мадагаскара до Бенгальского залива. Такие суда, как правило, весьма разнообразны, имеют длинный, тонкий профиль корпуса и водоизмещение от 30 до 350 тонн.
  
  
   Сто пятьдесят первая запись в дневнике ЕИВ Николая второго
  
  
   К описываемому мной периоду лидеры и военные Британской империи выработали определённый стереотип поведения для завоевания новых колоний.
   Вообще-то называть его британским было бы не верно, его использовали ещё римляне, когда строили свою империю. С тех давних пор существенно ничего не изменилось.
   Подход также прост как и эффективен - "Разделяй и властвуй". В начале военной компании необходимо поссорить вождей местных племён. Часть из них подкупить, используя золото, оружие и другие подарки. Тех, кого не удалось соблазнить деньгами, уничтожить силой оружия.
  
   После этих деяний заветная территория сама упадёт к вам в руки, но не стоит расслабляться. Всегда найдутся недовольные, которым при делёжке меньше досталось. Они будут кричать "на всех переулках", что те - другие, которым досталось больше, - предатели национальных интересов и взяточники.
   Дело надо поставить так, чтобы с этими разбирались те другие, которые ухитрились хапнуть раньше и больше. Собственно, это весь полный универсальный алгоритм.
  
   Эдвард Смит-Стэнли, премьер министр Британской империи, очень хорошо знал эту науку, иначе он бы не стал премьером, но при планировании операции в Абиссинии необходимо было учитывать одну её интересную особенность.
   Негус Фёдор II не имел своей валюты, банков и своего монетного двора. По Африке и Аравии ходили талеры Марии-Терезии, на которых значилась дата 1780 год.
  
   Вот почему один из родственников барона Ротшильда будет принят самим Францем Йосифом для решения возникшей проблемы. Собственно, проблемы никакой нет, британские ротшильды с австрийскими уже всё обсудили и договорились, НО требуется высочайшее разрешение для завершения всех формальностей.
  
   Деликатность ситуации заключается не только в чеканке монет почти столетней давности, но и во внутриполитической ситуации, сложившейся в Австрийской империи. В той истории в 1868 году она трансформируется в Австро-Венгерскую, но в этой истории (в отсутствии Австро-Прусской войны) смена названия ещё далека, тем не менее, чтобы не допустить возможных слухов, принято решение чеканить монеты подальше от Вены.
   В Центральной Словакии в маленьком живописном городке Кремница без малого 700 лет действует один из самых старых в Европе монетных дворов.
   Сейчас его удел - чеканка памятных и прочих юбилейных медалей, но в XVIII веке при императрице Марии-Терезии объем производства монетного двора достиг пика, обойдя Пражский, Венский, Братиславский монетные дворы.
  
   Во внутренний дворик, напоминающий средневековую крепость, въехала карета с несколькими важными господами, которые привезли с собой указ- разрешение императора.
   Согласно британским планам на подкуп и другие внутренние расходы экспедиции Нейпира планировалось затратить триста тысяч монет. Это довольно много, для их чеканки понадобиться только серебра более семи тон и порядка месяца на исполнение заказа. Готовую продукцию упаковывают в кожаные мешки-кошели весом почти 14 кг., по 500 талеров в каждом.
  
   Дальнейшим планом предусматривается транспортировка особого груза в Триест, где его будет ожидать специальное судно с базы на Мальте, которое всё доставит к побережью Синайского полуострова, но со стороны Средиземного моря. Там в небольшой деревушке Эль-Ариш груз примет специальный караван и повезёт его в город Айлу на побережье залива Акаба.
  
   Дальше уже совсем просто: один из шести корветов Британского военного флота в этом регионе возьмёт на борт весь важный груз и экспедиция сэра Нейпира, точнее её группа рекогносцировки, возглавляемая полковником (чуть позже генералом) Мириуэзером (Meerewether), начнёт свою деятельность.
   Не лишённый юмора сэр Роберт Нейпир группу разведки назовёт "специальной комиссией" и поручит её руководство уже генералу Мириуэзеру.
  
   Допустить такого развития событий нам очень не хотелось. Для реализации контрдействий служба Николая Владимировича Мезенцева разработала свой сценарий, по которому сейчас нужные люди в нужном месте "играют" свои роли.
   Главные исполнители это, как вы уже догадались, курдские специальные формирования, которыми руководит по поручению Юсуфа его верный помощник Езданшер. Кроме них в операции используются зафрахтованные или почти как зафрахтованные традиционные арабские судёнышки доу. Парочку этих мореходных "скорлупок" уже переправили с западного побережья Индии, сначала конечно в сторону Борнео, а затем к месту основной операции.
   О планах и маршруте транспортировки специального груза (помимо блокнота) нам стало известно от одного нашего резидента, который уже однажды был связан с транспортировкой большой суммы денег и успешно их доставил с нашего на то согласия.
  
   Средний по размерам караван в сотню верблюдов уже сутки располагался на побережье вблизи Эль-Ариша. Зрелище это не привлекло бы к нему внимания, если бы не наличие вооружённых всадников, которые изнывали от безделья и длительного ожидания.
   Руководил этой странной группой светловолосый "купец" с явно европейской внешностью. Он заметно нервничал, хотя командир полусотни турецких всадников на плохом английском языке постоянно ему докладывал, что кроме рыбаков в деревне никого нет, а чтобы убедиться в отсутствии ещё кого-нибудь на Юге, достаточно стать на верблюда и посмотреть в ту сторону. Гладкая как ломберный стол плоскость, покрытая песком самых разнообразных оттенков, неизменно подтверждала его слова.
   Белый господин, естественно, не позволял себе взбираться на верблюда, это делал слуга, но его ответ был неизменным уже несколько часов кряду.
  
   - Никого и ничего нет, сэр.
  
   В очередной раз купец осмотрел в подзорную трубу морской горизонт и, убедившись, что он чист, дал команду готовить второй завтрак.
   Так прошёл ещё один день.
   - Собственно, чего волноваться? Время, отпущенное на выполнение задания, неделя, один день ничего не решит.
  
   Наконец, рано утром, на вторые сутки ожидания, на Севере был замечен парус, который ближе к завтраку превратился в долгожданный корвет. Глубины не позволяли кораблю подойти к самому берегу, поэтому заранее были наняты рыбачьи лодки, которые должны были перевезти груз с корвета на берег.
   Только вот судно подошло тогда, когда все рыбаки уже были в море. Шлюпки корабля могли бы, наверное, решить дело, но у каждого из людей, говоривших на повышенных тонах, были свои инструкции и свои амбиции. Ни первые, ни вторые не дали им возможности отклонится от них.
  
   Только под вечер тугие кожаные мешки общим числом 600 штук, неоднократно пересчитанные, уложили в специальные сумки, которые завтра будут погружены на верблюдов и караван двинется в свой не очень дальний путь. Ему предстоит преодолеть 135 миль по пескам и ущельям и сдать свой груз в древней Айле. Когда светловолосый купец получал задание, ему говорили, что миля в пустыне и миля на улице Лондона, это разные по длительности пути участки. Тогда он в это не верил, и считал это сказками старослужащих.
  
   Утром, проклиная про себя дипломатов и финансистов, которые не решились переправить груз через французскую зону влияния там, где идёт большое строительство и много людей и не так страшно и меньше этого противного песка, который попадает всюду и вызывает зуд и раздражение, британец дал команду на начало движения.
   Командир турецкой полусотни что-то прокричал своим подчинённым и вскоре достаточно длинная вереница животных и людей, растянувшаяся на добрую четверть мили, втянулась в пустынную часть Синайского полуострова.
   К середине дня вышли к колодцу, старший погонщик распорядился сделать привал, чтобы напоить животных и дать им отдых. Потом подошёл к турецкому командиру и что-то долго ему втолковывал. Когда через полчаса они оба подошли к купцу, турок выполнял функцию толмача.
   Смысл их совместного выступления сводился к тому, что двигаться по пустыне надо начинать перед закатом солнца и завершать движение утром, когда солнце уже выйдет из-за горизонта. Понимая, что они правы, британец согласился на новый график движения.
  
   Перед закатом караван снова тронулся в свой путь, постепенно приближаясь к центральному перекрёстку Синая, урочищу Бир-Хасана. Здесь пересекались караванные тропы из Аравии к Александрии, из Александрии в Багдад и благословенный порт приписки Синдбада Морехода - Басру. В помощь путешественникам на "перекрёстке" находились вырытые ещё в незапамятные времена колодцы, потому миновать его было невозможно.
   По мере приближения к названному месту то тут то там чаще стали попадаться кости, скорее всего, животных, но некоторые были похожи на что-то другое. Обстановка, весьма угнетающая, дополнилась голосами пустыни. Эти вибрации ветра и песка не способствуют оптимизму.
  
   Когда до точки возможной встречи с другими караванами оставалось по расчётам около часа, командир полусотни сам объехал и подбодрил каждого из своих бойцов, животных построили в две колонны, хотя верблюды этого не любят и часто норовят укусить один другого. Теперь отряд представлял собой компактную группу, ощетинившуюся стволами охраны во все стороны. В таком виде и продолжили движение, но никого не было на перекрёстке и никто на них не нападал.
   Начало темнеть. Верблюды, почуяв воду, пошли чуть быстрее и через полчаса были вознаграждены водой из колодца, точнее из группы колодцев, которая с помощью специального подъёмника поступала в большой каменный бассейн с выщербленными за столетия краями.
  
   Собственно здесь пустыня заканчивалась, дальше начинался холмистый район с невысокими, до тысячи ярдов пологими горушками с острыми уступами и разбросанными повсюду валунами. Дальнейший маршрут пролегал по пересохшему руслу реки Курайя на юго-восток, почти по прямой в Айлу.
   Все подкрепились, некоторые раскурили трубки, посмеиваясь над одним из погонщиков, который долго не мог раскурить свою конструкцию из обожженной глины, несколько раз прикрывая ярко тлеющий уголёк рукой, но наконец и он приступил к этой процедуре.
   Ещё через час, когда отдых закончился, прозвучала гортанная команда старшего на отправление каравана. Голос его такой громкий в начале возгласа, как-то внезапно стал хриплым, а когда светловолосый повернулся в ту сторону, то увидел, что старший погонщик почему-то лежит перед так и не поднявшимся верблюдом.
   Количество людей в караване резко увеличилось, перед каждым охранником внезапно возникало по одному или даже по два человека, после чего он, не успевший ничего предпринять, так и оставался на земле. Британец, парализованный страхом, попытался выхватить револьвер, но дрожащая рука, наткнувшаяся на перевязь вместо его рукояти, вдруг самопроизвольно дёрнулась и схватилась за рваную рану на шее, стараясь остановить кровь, которая потоком сочилась между пальцев.
   Тот самый погонщик, который так неумело раскуривал свою трубку, теперь весело переговаривался с теми, другими людьми, устроившими нападение.
  
   Пятую часть груза переложили на лошадей, которых привели с собой чужаки, трупы - на других верблюдов, снабжённых специальными корзинами; этим путь не далёк, до ближнего ущелья, а дальше о них позаботятся падальщики. Осмотру подверглись только останки светловолосого, нет ли у него каких-либо писем или записок, затем тело как мешок закинули в одну из корзин и уже два каравана продолжили дальнейший путь.
   Маршрут одного на юго-запад в Судр, а второго на восток в глубину Сирийской пустыни и дальше на Курдские земли на Азиатском континенте.
  
   К концу следующих суток под прикрытием темноты британское серебро было загружено в неприметные дхоу, которые дрейфовали недалеко от берега Суэцкого залива несколько южнее городка Рас Судр.
  
   Два рыбацких судёнышка, водоизмещением не более пятидесяти тон, быстро растворились в темноте, следуя в нескольких милях друг от друга в сторону Красного моря. Когда расстояние от деревянных корабликов до береговой линии настолько увеличилось, что уже не позволяло видеть очертания древнего городка, человек с тонким музыкальным слухом, наверное, уловил бы появившийся лёгкий стрёкот двигателя Вигриянова, но таких на пустынном ночном берегу не оказалось.
  
  
   Историческая справка
  
   Между 1841 и 1843 годом капитан лайнера компании Кунарда "Колумбия" -- Джудкинс, предложил своему боссу учредить денежный приз, который должен был бы стимулировать капитана и команду на трудовые подвиги. Приз вручался бы лайнеру, который пересек Атлантический океан за рекордное время. Будучи бизнесменом Кунард понял возможную выгоду от этой затеи, назвав приз "Голубая лента Атлантики" он надеялся, что он (приз) будет привлекать пассажиров проехаться на самом быстром рысаке моря, которыми на то время являлись суда исключительно его компании.
  
   Располагая огромными суммами, Коллинз действовал быстро и решительно. Вместо пяти оговоренных контрактом небольших пароходов он поручил фирме "Браун энд Белл" из Нью-Йорка построить четыре более крупных и мощных судна: Арктику (1854) Болтик, Адриатик и Атлантик Пасифик (1856).
  
   В первом рейсе Адриатик, вошедший в анналы мореплавания как последний трансатлантик с деревянным корпусом, развил небывалую скорость - 15,9 уз,
   Это были красивые трехпалубные трехмачтовые лайнеры с корпусами, изготовленными из лучших пород дуба. Паровые машины развивали мощность 2000 л. с. Пар вырабатывался в четырех котлах. Для подачи угля имелись 32 топки, расположенные попарно одна над другой. Расход топлива составлял 87 т в сутки. Эти лайнеры обладали отменными мореходными качествами и в отличие от судов Кунарда не были подвержены заливанию. Каждый пароход обошелся Коллинзу в 700 тысяч долларов.
  
   В период 1866-1870 годов оба парохода принадлежали компании "Норт Америкэн Ллойд" - одной из тех бабочек-однодневок, которых так много появлялось и исчезало на Северной Атлантике. Под флагом этой компании пароходы обслуживали линию Бремен - Саутгемптон - Нью-Йорк.
  
   В 1872 году Атлантик пошел на слом, а с Болтика сняли паровую машину и еще несколько лет использовали в качестве парусного судна для перевозки зерна из Сан-Франциско в Европу.
  
   Неудачно сложилась судьба Адриатика. После разорения Коллинза лайнер долго стоял на приколе, пока его не купила одна малоизвестная компания.
  
   Кроме судов английского и бывшего бомбайского военных флотов и четырех паровых баркасов, купленных для экспедиции, правительство зафрахтовало, в разных местах, 56 паровых и 244 парусных, а всего 300 судов.
   Более 14,000 тонн угля отправлены из Ливерпуля на транспортах к мысу Доброй Надежды, да 7,000 тонн послано туда же на паровых судах.
   Издержки по этой операции, со включением [55] фрахта судов, доходили до 6 ф. 9 шил. 5 д. (40 руб. 42 коп.) на каждую тонну топлива на пароходах, и до 2 ф. 7 шил. на парусных транспортах.
   На остров Вознесения отправлено около 1,000 тонн на пароходах и около 2,600 тонн на парусных судах.
  
   Общая вместимость этого флота равнялась . 248,878 2 тоннам.
   Сумма ежемесячного расхода на морскую перевозку 433,000 фунтов. ст.
   В Адене и у Анеслейского залива заготовлено угля 82,280 тонн.
   Общий итог животных, высаженных в Зулле 36,094 гол.
   Общее число людей, участвовавших в экспедиции 62,220 чел.
   Общее число строевых чинов 13,164 чел
   Число строевых, бывших под Магдалою. 4,044 чел.
  
   Перечень боевых кораблей и кораблей охранения Британского флота в Абиссинской операции:
  
   Название судна: Число орудий: Число сил:
   Фрегат "Октавия" 35 500
   Корвет "Сателлит" 17 400
   Корвет "Спейтфуль" 6 280
   Корвет "Аргус" 6 300
   Корвет "Дафонэ" 4 300
   Корвет "Дриад" 4 300
   Корвет "Нимфа" 4 300
  
  
  
   Сто пятьдесят вторая запись в дневнике ЕИВ Николая второго
  
  
   Человечество развивается одинаково быстро и в этой и в той истории. Уже существует приз "Голубая лента Атлантики", хотя англичанин Гарольд Хейз ещё не заказал модельщику-ювелиру серебряную фигуру - кубок, который должен был символизировать сам приз.
  
   В этой гонке уже есть свои первые потери, одна из них - пароходная компания Коллинза. С помощью блокнота не трудно было проследить за этим, но меня больше интересовали судьбы его пароходов. Интерес не праздный - дриатик", "Болтик" и "Атлантик" теперь принадлежат другой компании и служат моим целям. Обошедшиеся своему первому владельцу в 700 тысяч долларов, корабли были куплены за сто двадцать тысяч и укомплектованы новыми экипажами, в основном из состава ирландских фениев.
   Они по-прежнему совершают рейсы между британскими островами и Северной Америкой, но модернизированы и переоборудованные в грузопассажирские суда делают это без привлечения к своим скромным особам ненужного внимания. Частенько им приходиться перевозить и нелегальных пассажиров. Стоимость перевозки 1 т груза на маршруте Канада - Британия обходится клиентам в 3 фунта стерлингов и 11 шиллингов.
  
   Роберт Нейпир, который упоминался в дневниках в связи с компанией в Абиссинии и Роберт Нейпир, который строил для пароходов компании Кунарда паровые машины, это разные люди, не связанные родством. Тем не менее ситуация складывается так, что некоторым из судов компании Кунарда предложено взять фрахт для перевозки угля из Ливерпуля на остров Вознесения, мыс Доброй Надежды и даже в Аден. Это, естественно, не входило в его планы, пароходы компании Инмана уже начали "наступать ему на пятки".
  
   "Совершенно случайно" в Британском Адмиралтействе узнали, что несколько кораблей бывшей компании Коллинза, превратившиеся в грузопассажирские суда Ирландской пароходной компании берут любой фрахт, и они его получили из расчёта по 6 ф. 9 шил. 5 д. (40 руб. 42 коп.) на каждую тонну топлива на пароходах и до 2 ф. 7 шиллингов на парусных транспортах.
   Так, ирландский филиал одного греческого судовладельца с большой выгодой в стоимости фрахта активно стал помогать в организации поставок для войск экспедиционного корпуса в Абиссинии.
  
   Особо пристальное внимание уделялось поставкам угля в Аден, именно там бункеровались пароходы для обратного маршрута и там забирали уголь, использовавшийся в установках для опреснения морской воды. Эта вода была необходима войскам, число которых собранных в лагере при Мулькутте увеличилось настолько, что имевшейся под рукою пресной воды не хватало. Два десятка колодцев, вырытые тотчас по прибытия комиссии к месту высадки, частью оскудели и почти все стали давать воду солоноватую, мало пригодную для питья.
   Стоявшие на рейде пароходы приготовляли ежедневно до 32,000 галлонов пресной воды, стоивших около 700 рублей. Вода эта проводилась на берег посредством особого желоба длиною в 480 футов, утвержденного на высоких подставках, и собиралась там в больших резервуарах, прикрытых навесами.
  
   Пароходы должны обеспечивать перевозки, потому позднее были поставлены два больших конденсатора-испарителя на небольшой отмели - возвышенной насыпью из камней, привезенных с близлежащих островов; эти две установки давали в сутки по 14 тонн пресной воды, причем на каждые 8 тонн воды требовалась 1 тонна антрацита.
  
   Ожидался со дня на день подход боевых кораблей и кораблей охранения Британского флота. Через несколько дней должны начать приходить транспорты с войсками из Бомбая и Калькутты. Адмиралтейство и здесь не поскупилось: 175-ть судов торгового флота зафрахтованы в Бомбае и Калькутте и ещё 69-ть мелких судов, зафрахтованы в Суэце, Адене и в Красном море.
  
   Последнее приобретение, сделанное уже на месте, это четыре баркаса доу для транспортировки грузов по Анеслейскому заливу.
  
   Всё происходит практически в строгом соответствии с данными из той истории, даже названия боевых кораблей - те же самые. При такой массе паровых судов и судёнышек взрывы котлов или подобные отказы никого особо удивлять не должны. На пароходах на одну паровую машину не менее двух котлов работают, ну, если кому не повезёт и у него на борту пожар начнётся, значит - вахта не досмотрела.
  
   Главная цель для наших умельцев - это большие опреснительные установки. Задача, поставленная им - не просто вывести их из строя, а сделать это в тот момент, когда в Зулу будет максимальное количество людей и животных, а пароходы уйдут за новыми грузами. Два доу, которые перевозят уголь с пароходов, приходящих из Адена на отмели, где стоят опреснители, на днях доставят туда несколько корзин с углём специального состава.
  

Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"