Финн Таня : другие произведения.

Сделать сказку былью. Рецензия на роман "Двуявь"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия на книгу В. Прягина "Двуявь".


   "Двуявь" - новый роман В. Прягина, который успел запомниться читателям по книгам "Волнолом" и "Дурман-звезда".
   Разбору новой книги и посвящена эта любительская рецензия. Ну что же, приступим!
  
   Видно, что автор тщательно продумал сюжет. Он (автор) не бросает читателя, как в холодную воду с моста, прямо в гущу событий. События развиваются неспешно, с некоей обстоятельной неторопливостью.
   Вот мы видим мир глазами героя. Обычное, ничем не примечательное утро студента-первокурсника. Немудрёный завтрак; соседка пошла выгуливать собаку; космический челнок карабкается в небесную высь - всё как всегда. Кажется, идёт нормальная, обыденная жизнь.
   Однако это кажущаяся неспешность и обыденность. На самом деле сюжет начинает закручиваться, можно сказать, с первой главы. Экспозицию автор практически совместил с завязкой: герой выходит утром на балкон, и вот - уже началось!
   В этой книге читатель найдёт много "вкусного": это фантастика, в которой смешались альтернативная история и детектив, элементы постапа и модная нынче тема реалий советского союза, для кого-то знакомых лишь понаслышке.
   К тому же здесь не одна линия с главным героем, а две. Не один герой, а два, не один мир, а два мира, что, собственно, и обыграно в названии.
   Кажется, что эти миры совершенно разные. Похоже, что это противоположности, крайности одного и того же мира - одна светлая, другая мрачная. Как будто нам хотели показать два экстремальных варианта развития событий после "точки бифуркации".
   Автор не стесняется применять фантастические элементы, чтобы усилить впечатление. Особенно ярко это проявляется в "мрачном" мире. Там не просто "всё плохо", там мир расколот на части, разобщён и полон безнадёжности. Там разрушение старой системы - географической и экономической, дополнено мистическими тонами. Все эти стебли жутких растений, лезущие из глубин земли, все эти невероятные штучки, которыми научились пользоваться озлобленные граждане, даже приколы с неубиваемым дензнаком... всё это работает на усиление гнетущего эффекта.
   В другом, "светлом", мире, тоже есть свои особенности. Он солнечный, какой-то "сказочный", и производит впечатление лёгкой нереальности. Как будто мы смотрим фильм о светлом будущем, не отягощённом злом и мрачной изнанкой обыденной жизни. Даже сиротское положение главного героя, Юры, подано без излишнего драматизма. Да, он остался без родителей, но у него нормальная, устроенная жизнь.
   Однако, несмотря на явное противопоставление, эти два мира удивительно похожи. Они не просто параллельны - они пугающе повторяют и дополняют друг друга.
   Чем дальше читаешь книгу, тем больше создаётся впечатление, что это не просто параллельные миры, которые когда-то разошлись, разбежались в разные стороны. Нет, эти миры идут рядом, они пугающе похожи. Они взаимодействуют и даже проникают друг в друга, влияя на события в каждом из них. Даже некоторые персонажи в обоих мирах - явные двойники. Скажем, эпизодический персонаж - вредный старичок-вахтёр. Если в светлом мире он довольно безобиден, то в мрачном его двойник оказался гораздо зловреднее.
   Здесь нельзя не упомянуть о некоей особенности повествования. Несмотря на то, что мир Юры - светлый по определению, есть в нём некая тень. Хотя бы упоминание о новом чуде, которое нужно стране - с чего бы такая нужда, если всё так сказочно хорошо? Или, скажем, последовательная колкая неприязнь юного студента к "комитетчику", хотя на дворе, как заметил сам "комитетчик", давно не тридцать седьмой год. Но наш юный герой ведёт себя временами, как сварливый старик...
   Вообще, постоянное упоминание в быту примет прошлого века несколько озадачивает. Например: "освежусь по-быстрому и вернусь к вам, товарищ Меньшова, совсем другим человеком, честное комсомольское". "Товарищи, командир корабля приветствует вас. Наш рейс выполняется по маршруту 'Центр-4' - Марс/Орбитальная". Одно дело пафосное собрание, где все "комсомольцы" и "товарищи", а другое - бытовые разговоры и обращение к "уважаемым пассажирам".
   Впрочем, на это есть два весьма весомых аргумента. Во-первых, это альтернативная история, и никто не может сказать, как там могло быть. Во-вторых (по порядку, а не по значению) - это придаёт тексту определённый колорит, задуманный автором. И вообще, иронизируют персонажи, подкалывают друг друга, вот и всё...
   Но вернёмся к сюжету.
   При внимательном прочтении мы обнаруживаем, что переломных точек в этой истории не одна, а две. Одна точка - это пятьдесят девятый год, когда - неожиданно для науки - был открыт секрет антигравитации. Антиргав, который оказался прорывом и спасением для страны.
   Не буду углубляться в проблемы экономики и прочее, и разбираться, на самом деле помогла бы эта техническая новинка или нет. Ведь автор сам позиционирует книгу как некую сказку.
   Вторая точка - наступление тех самых "нулевых", которых многие боялись. Автор обыграл дату, в которую некоторые предрекали конец света. Так вот, в отдельно взятой книге этот конец таки наступил. Кончилась привычная жизнь второго героя - Марка. Привычное бытие рухнуло, наступило Обнуление.
   Что интересно, второй герой старше первого, и первый, Юра, родился, судя по всему, как раз тогда, когда кончилась привычная жизнь Марка. То есть Юре как раз семнадцать - в две тысячи семнадцатом году. То есть жизнь одного - нормальная жизнь - закончилась, а жизнь другого - началась.
   У въедливого читателя может возникнуть вопрос: а что было со страной второго героя в конце пятидесятых? Когда же произошло на самом деле разделение? Если в пятидесятых, то почему это никак не отражено в истории жизни второго героя, Марка? А если (судя по истории с одноглавым орлом), мир развалился пополам во второй точке, то как это вообще могло случиться, если до этого была сказка? И куда при этом девалась вторая половина, отвалившаяся в нулевом году? Или не было никакого разделения, а было две страны, живущие параллельно?
   Впрочем, в книге упоминается, что время в двух мирах течёт с разной скоростью, и, возможно, это многое объясняет. И на самом деле всё развалилось именно в семнадцатом (двадцать первого века!), а изобретение антиграва в пятидесятых - просто фантазия из светлой сказки...
   Вот такие мысли могут возникнуть у въедливого читателя. Впрочем, в финале выясняется нечто, но я не буду сейчас касаться финала.
   Стиль, в котором написан роман, производит приятное впечатление. Он довольно прост, доступен и лёгок в чтении. При этом заметно, что разные миры описаны немного по-разному.
   "Светлый" мир выглядит более сказочным, он проще, если можно так сказать, и язык, которым его описывает автор, кажется суховатым. Несмотря на приятный, в целом, слог и красочные зарисовки.
   "Мрачный" мир описан, на мой взгляд, гораздо интереснее. Кажется, этот мир ближе его создателю, и, как следствие, живее. Хотя это можно объяснить некоей "искусственностью" мира светлого. В линии мрачного мира жизнь, хотя и описана в тёмных тонах, вполне "живая", простите за тавтологию. Некоторые эпизоды получились особенно удачно, действие захватывает, а авторский язык весьма живописен.
   Химеры и "пустышки" - удачный образ. Хотя их свойства и роль несколько туманны (в светлом мире), сами они выглядят впечатляюще, а регулярное появление химер перед Юрой производит должный, весьма пугающий, эффект.
   Ещё стоит сказать, что при чтении (во всяком случае, у меня) возникает некое дежавю... воспоминание о книге братьев Стругацких "Пикник на обочине". Трудно сказать конкретно, но всё же чувство такое есть. Может быть, при описании пустышек, которые чем-то похожи на восставших покойников из "Пикника..." Или при разговоре о возможном инопланетном интересе к землянам, и всех этих артефактах, которые можно активировать. Даже трудные размышления студента Юры над тем, как использовать амулет напоминают известное: "Счастье для всех даром, и пусть никто не уйдёт обиженный"...
   Детективная линия применена автором весьма умело. В нужное время в нужных местах автор подбрасывает детали, намёки, которые внимательный читатель может заметить.
   Опять же, в мрачном мире детективная линия кажется более чёткой, чем в светлом.
   В светлом варианте, чтобы понять, в чём, собственно, дело, приходится напрягаться и вспоминать все туманные намёки, которые выдаёт "по чайной ложке" товарищ комитетчик. Или выуживать в потоке жизни студента Юры некие мысли, факты и соображения, которые могут помочь осознать ситуацию.
   Как рецензент (как я себя гордо называю), я прочла книгу довольно внимательно, и не один раз. При этом не могла отделаться от мысли, что каждый раз что-то упускаю. Это мучительное чувство для читателя детективов. Потом мне пришло в голову, что дело, вероятно, в мотивации. Если в мрачном варианте мира мотивация проста и груба, как железный лом (во всяком случае, с самого начала и практически до конца), то в светлом мире с этим немного по-другому. Необходимость нового чуда, прыжки к далёким звёздам - всё это как бы привнесено извне, задано, как урок. Эта необходимость умозрительная, выдаваемая порциями, а ситуация весьма туманна. Несмотря на, кажется, логичные объяснения. Возможно, это потому, что вся конструкция светлого мира довольно искусственна.
   Но всё это ничуть не мешает получать удовольствие от чтения. Несмотря на, как уже было сказано выше, кажущуюся неспешность событий, книга увлекательна, читается легко и приятно. Я прочла её как минимум два раза (первый - в виде "прод"), и каждый раз с неподдельным интересом.
   Персонажи, даже второстепенные, выглядят вполне живыми, герои не статичны, они мыслят, переживают, меняются, узнают о мире и себе что-то новое. Словом, это действительно "роман" с увлекательной сюжетной линией, завязкой, нарастанием напряжения, кульминацией, финалом и логичным развитием героев.
   Детективная линия в книге на высоте, загадки и подсказки умело расположены по тексту. Фантастический элемент тоже в меру фантастичен и загадочен.
   Не буду забегать в самый финал и лишать будущих читателей удовольствия самим ознакомиться с книгой. Развязка, к которой нас подводит автор, кажется довольно-таки закономерной. Кажется, что ты только подумал, как автор уже озвучил пришедшие на ум внимательному читателю его мысли. Это тоже плюс.
   Короче говоря, финал вполне достойный, хотя и может вызвать некоторое несогласие и недоумение у читателей, которые видят развитие сюжета по-своему. Но таков замысел автора, а против него не пойдёшь.
   Словом, что я могу сказать о новом романе "Двуявь"? Это добротное, написанное хорошим языком и увлекательное чтение для любителей интеллектуальной фантастики и альтернативной истории с элементами детектива.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"