Фомичёв Сергей : другие произведения.

Опыт электронного издания. Часть первая

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Опыты по размещению цифровых книг на торговых площадках буржуазных стран
    Upd. 21 августа 2012 Upd. 31 декабря 2012 (новая информация выделена жирным шрифтом)

Привлекательность интернет-площадок для продажи цифровых книг заключается прежде всего в том, что посредник между автором и читателем, здесь действительно является посредником, которому не жалко отдать его законный процент за услуги. Посредник не определяет вместо читателя коммерческую стоимость или литературную ценность произведения, благонадёжность автора и т.п. - то, чем увлеклись в последние годы бумажные издательства. Кроме того по мнению многих экспертов за такими площадками будущее и глупо было бы вовремя не обосноваться в нём, тем более, что это не исключает дальнейших публикаций на бумажных носителях.

Решив всерьёз исследовать рынок продаж электронных (цифровых) книг и поэкспериментировать на этих площадках со своими текстами, я подумал, что опыт этот может быть интересен и другим, а потому регулярно публикую сообщения о ходе эксперимента в блогах на ЖЖ и Фантлабе. Однако, подумал, что это будет не лишним разместить и здесь на СИ.

В первую очередь общий краткий обзор западных торговых площадок.

Smashwords

Ресурс Smashwords - это что-то вроде Самиздата, но только с возможностью продажи текстов. Авторы могут самостоятельно и бесплатно размещать там тексты любого жанра, определять цену, систему скидок и самостоятельно планировать кампанию продвижения и рекламы, выбирая интернет-магазины. Ресурс был создан писателем, который устал от произвола издателей, и был создан для писателей. Во всяком случае там серьёзное ограничение для посредников (издателей и литагентов), которые могут осуществлять публикацию лишь на условиях эксклюзивности прав.

В середине лета совокупный объём размещённых там текстов превысил 5 миллиардов слов (они всё измеряют словами). Отчисления авторам: 85% - норма, около 70% - при партнёрских продажах, 60% - если книга продаётся через ритейлеров.

Недостатки

Оплата роялти авторам за пределами США осуществляется только через систему Paypal. С этой системы, как известно, вывести средства в страны бывшего СССР сложно. При этом с вас скорее всего возьмут американский налог. Чтобы избежать двойного налогообложения, необходимо оформить справку по форме W-8 в американском МВД. 

Ещё один недостаток ресурса - книгу нужно раскручивать самому. Ну, то есть те магазины в которые она потупит, разумеется будут её раскручивать вместе со всеми остальными товарами. Но на самом Smashwords книги быстро затеряются. Слишком велик поток.

Русский язык. Это беда всех западных ресурсов. На Smashwords, правда, можно указать русский язык, как язык произведения, а также написать на нём название и имя автора - что даст преимущество в привлечении читателя через поисковые системы. Но система рубрикации на ресурсе язык игнорирует и любое произведение тонет в потоке англоязычных книг.

Достоинства

В первую очередь это выход на ведущие интернет площадки по продаже цифровых книг. Среди которых такие крупные игроки как Amazon, Barnes & Noble, Kobo и Diesel. Причём продвижение осуществляется автоматически (так как Smashwords имеет договоры с ритейлерами), а автор сам выбирает с кем он желает сотрудничать через Smashwords а с кем самостоятельно. Для этого нужно попасть в "Premium Catalog", а чтобы в него попасть нужно выполнить ряд условий при форматировании книги (вернее исходного вордовского файла). Всё это описывается в книге основателя ресурса: Smashwords Style Guide которая распространяется бесплатно. Она разумеется на английском.
Этот путь через каталог - едва ли не единственный легальный для выхода цифровой книги на русском языке на торговую площадку Амазон Киндл (о пути более распространённом но не совсем легитимном, поговорим ниже).

Возможность бесплатного распространения. Почему это достоинство? Большинство магазинов не позволяют выставлять бесплатные тексты. Между тем это может быть хорошей рекламой и стратегией раскрутки. То есть либо текст некоторое время распространяется бесплатно, набирая отзывы, известность и т.п а потом устанавливается нормальная цена. Либо например первая книга цикла распространяются бесплатно, а вторая и третья - уже за деньги. Либо некоторые книги автора распространяются бесплатно с тем, чтобы читатель покупал другие.

У Smashwords нет ограничений или отбора по авторам или языкам. Опубликоваться может каждый. Есть правда технические требования к рукописи, в том числе и такое, что она должна быть законченной. Но никто не проверяет литературность или графоманистость текста, или его коммерческие перспективы.


Ещё одно преимущество то, что автору не нужно самому заниматься многими техническими вопросами. Если он грамотно подготовит первичный файл (обязательно вордовский), то получает на выходе множество форматов HTML, Kindle он же MOBI , Epub, PDF, RTF, LRF, Palm Doc (PDB), TXT. Причём сам автор эти файлы может скачивать свободно.  

Важным достоинством Smashwords является то, что ресурс бесплатно присваивает ISBN книге в формате Epub и за небольшую плату (по желанию автора) книге во всех других форматах. (дело в том что ISBN присваивается не тексту, а изданию и потому каждый цифровой формат должен иметь собственный индекс, подобно тому, как собственный ISBN должно иметь каждое бумажное издание). Зачем это нужно? Некоторые ритейлеры требуют наличия ISBN  они работают именно с форматом Epub. Но бесплатного ISBN не бывает и получается что за автора платит Smashwords, даже если не рассчитывает получить комиссионные с продаж (например в случае бесплатного распространения книги).

Для эксперимента я разместил на этом ресурсе новую книгу "Сибирский Фронтир" 

(Эта книга как раз тот случай, который толкает авторов в объятия электронных систем продаж. Издательствам, специализирующимся на "попаданцах" в книге, видимо, не хватало экшена. А для издательств, претендующих на интеллектуальную фантастику, "попаданцы" давно стали жупелом и клеймом низкопробной писанины).

К настоящему моменту через каналы Smashwords книга поступила в магазины:
Barnes & Noble - Очень аккуратно там всё сделано. И аннотация на месте и даже сведения об авторе, взятые со странички Smashwords. Пожалуй, только обложка слишком крупно показывается. Из-за чего мелкие огрехи выплывают (я-то привык к маленьким иконкам).
Русский в атрибутах указан, но сортировка книг по нему не предусмотрена. Что печально.
Теоретически на этот ресурс можно выходить и самостоятельно, мину посредника. Но я пока не пробовал.

 Diesel eBook Store  - Там хуже. Кодировки сбиты и аннотация идёт стреказяблами. Это не у меня одного так. Русский язык в атрибутах книги не указывается вовсе. Поиска на русском нет. В общем перспектив мало. Как на Дизеле выловить книгу, кроме как вбить в поиск название - непонятно.

Книга была отправлена и в другие магазины, но на некоторых её нельзя увидеть без заточенных под ресурс устройств, а на других она ещё не появилась. Вообще на некоторых западных форумах говорят, что сведения о продажах и вообще статистика поступает к Smashwords крайне медленно и может пройти несколько месяцев пока вы узнаете, покупают вашу книгу или нет.
(То ли дело азартное отслеживание продаж в режиме реального времени на Амазон)
Книга наконец появилась и на ресурсе Kobo


XinXii

Европейский аналог Smashwords ресурс XinXii 

Отчисления авторам: 70% при цене выше $ 2.49
40% при цене от $ 0,99 и $ 2,48

Недостатки и достоинства практически те же самые. Та же сеть распространения и те же небольшие возможности самостоятельных продаж. Примерно та же ценовая политика. Однако аудитория другая и пренебрегать европейским ресурсом не стоит. Отличия небольшие, но они есть. 

XinXii позволяет вам самому заливать книгу в разных форматах. С одной стороны это плохо, так как вынуждает автора самому возиться с конверторами (некоторые, правда, используют файлы конвертированные в Smashwords, но это не приветствуется), с другой стороны у каждого формата есть свои преимущества, если их делать не из одного исходника. Так, форматы PDF, RTF, DOC дают больше возможностей для оформления текста (мелкие рисунки с обтеканием, буквицы и т.п.), но в Киндл формате буквицы и рисунки окажутся над текстом.

Здесь нет графы "русский язык", зато есть графа "другой язык". Соответственно ни поиска по языку ни сортировки произвести не удастся. С кодировками в аннотациях тоже бывают сбои. Кроме того по непонятным пока причинам ни книга Сергея Подгорных "Другая война" ни моя книга "Великий фронтир" так и не появились на первой странице ресурса в рубрике "новые поступления" и вылавливаются только через поиск (например на словах - russian edition).
Преимуществом является то, что вы сами формируете файл предварительного просмотра. Какого хотите размера.
Ещё одно преимущество - возможность загрузки аудиокниг.

Как и на Smashwords я разместил ради эксперимента на XinXii книгу "Сибирский Фронтир"
Пока рано говорить о каких-то результатах.
КсинКсии первым из зарубежных ресурсов, продающих электронные книги независимых авторов, ввёл русский язык. Теперь можно (и это даже рекомендуется) загружать данные о книге и авторе кириллицей, что обеспечивает читателю поиск по рубрикам, по автору, по рейтингу среди русскоязычных книг (хотя на данный момент косячит поиск по ключевым словам). На русский переведены и все справочные материалы ресурса. http://www.xinxii.com/gd_cms.php/ru?page=company_ru Вывесил на КсинКсии Нелегальное Подключение, которое так и не смог вывесить на Амазоне и Перегоночную Дальность для начала в формате pdf (хотя можно вывешивать любые форматы). Вообще сервис у них пока что довольно сырой, пришлось повозиться.

На КсинКсии замечены уже и мастера вроде Олди и Лазарчука. Но в любом случае покупок в русском секторе пока почти ни у кого нет (кроме феерической многотомной религии Гробового и пары других книг).


Amazon

Amazon достаточно известная торговая площадка, но нас интересует не сам Amazon, а его сервис Amazon's Kindle Direct Publishing, который позволяет самостоятельно выставлять на продажу тексты в интернет-магазине Amazon"s Kindle Store. (Наравне с цифровыми копиями бумажных книг, продаваемых на Amazon. 

Отчисления авторам: 70% или 35% в зависимости от выбора автора, цены (для 70% предусмотрен ценовой дипазон $2.99-$9.99), а так же страны покупателя. При 70% программе взимаются комиссия за объём произведения.

Ресурс получил известность после феноменальных продаж цифровых книг некоторых независимых авторов, когда они заработали на электронных книгах больше чем иные топовые авторы на бумаге. Особенно воодушевил авторов случай с  Джоном Локом (John Locke) который продал за 5 месяцев миллион цифровых копий своей книги.  У авторов из России успехи пока поменьше. Так наиболее известный амазонский русскоязычный автор и большой энтузиаст цифровых книг Тарас Бурмистров продаёт по сотне экземпляров в месяц своей книги "Курортный детектив". А топовый автор Сергей Лукьяненко продал в качестве эксперимента 55 копий "Нового Дозора" в мае. Но это всё чужой опыт. Что же собственный? О нём чуть позже.

Недостатки

Amazon's Kindle Direct Publishing ещё более недружелюбен к русскоязычным изданиям и авторам из России (бСССР), чем большинство западных площадок. Официально русский не значится сред языков публикации. Но публикацию на русском осуществить можно. Для этого нужно, правда, указать английский язык и иметь некоторую удачу.

Обязательным условием для регистрации на сервисе является наличие счёта в западном банке. Поэтому многие используют не собственный счёт, а счёт знакомых или родственников. Что чревато возможным осложнениями. Так что тем у кого нет такой возможности, остаётся действовать через Smashwords. 

Программа KDP Select требует эксклюзивности, а значит вы не можете размещать книгу на других ресурсах
По этому поводу очень большой нерв исходит от команды Smashwords, которая жалуется на отток авторов, что закрывают свои книги везде, кроме Amazon.

Преимущества

Главным достоинством является всё та же программа KDP Select которая заключается в двух полезных моментах: 1. Библиотечным абонементов, по которому ваши книги могут брать без ограничений, а вам будет начислена сумма, равная доле от специального фонда. 2. Возможность назначать произвольно промо-акции, выставляя книгу на бесплатную раздачу и тем самым сильно поднимая её в рейтингах.

Следует отметить, что это второе преимущество подвергается критике со стороны многих независимых авторов. По их мнению масса бесплатных раздач убивает торговлю, так как предоставляет достаточно халявы в любой момент времени и на любой вкус (иногда в бесплатных топах не хватает места). Однако для отдельного тем более малоизвестного автора таке акции являются едва ли не единственными способными вызвать первоначальный интерес к книге.


На Амазоне Киндл за первый месяц работы удалось "заработать" около 40 долларов.
(беру в кавычки, потому что между честно заработанными деньгами и мной находятся как минимум мировая финансовая система и две самых ужасных в мире налоговых службы - американская и отечественная)
(По уточнённым данным поступления за июль составили 35 долларов США и 5.9 британских фунта).
Что сказать - это хорошая сумма. Притом что в первые две недели продажи были единичны.
Кроме того - лето не самое горячее время для книжной торговли.
Кроме того - Амазон постоянно лихорадит на предмет русскоязычного сегмента, а осуществлять какую-либо внятную стратегию из-за проблем с размещением новых текстов и редактированием старых, невозможно.

В принципе это один из лучших показателей в русскоязычном сегменте Амазон Киндл. Не потому что продаж больше, а потому что роялти выше. Многие продают книги по 0.99

Но это сильно меньше даже официального прожиточного минимума.
Так что есть над чем работать. Но возможно ли?

Выход на 100-200 долларов в месяц я считаю вполне реальным. Получить больше для нетопового писателя пока маловероятно.
Ёмкость амазонского русскоязычного рынка сильно ограничена. Думаю, это несколько тысяч читателей.
Ещё меньше тех, кто пользуется библиотечным абонементом - а ведь это одна из главных фишек на Амазон Киндл.
Дело усугубляется отсутствием поддержки русского языка.
Дело усугубляется трудностями провода платежа с территории России.
А так же тем, что на территории России по непонятной мне причине к цене накидывают два доллара.
И тогда 35 процентные роялти при цене 99 центов превращаются в 10 процентные, что уже ни в какие рамки.
Не удивительно, что большинство продаж происходит в странах "Золотого Миллиарда", где обитает пара миллионов русскочитающих.

Что ещё любопытно

Большую часть сборов принесли несколько книг. Из чего вероятно следует, что лучше сосредоточится на нескольких перспективных текстах, чем гнать вал. Однако никогда заранее не скажешь, что пойдёт лучше.
Например вывешенный для пробы "Конвой" в совершенно никакой обложке, сделанной за минуту в незнакомом графическом редакторе (и которую до замены стыдно было даже показывать, настолько она получилась безобразной). Так вот Конвой дал ровно половину продаж и более половины выручки. Чему я очень рад, так как считаю эту книгу сильно недооценённой в бумажном издании из-за ошибочного позиционирования её издательством.
Эта книга весь месяц провела в условной десятке русскоязычных книг по популярности. А на британском сайте висела в первой тройке. (Всё это, однако, условно, потому что этот десяток приходилось вычленять из двух сотен англоязычных текстов, отзывающихся на "русский язык" при поиске).

"Сибирский Фронтир" при нескольких продажах дал весомую часть сборов (где-то четверть) за счёт больших роялти.
Из рассказов чаще всего приобретали "Упыри", что говорит о важности названия и красивой обложки (несмотря на казус с Конвоем). Кстати, американские издатели особенно щепетильно относятся к авторским правам и поэтому крайне не рекомендуется не только не использовать в дизайне обложек фотографии или картинки, на которые кто-то может предъявить права, но и использовать обложки с бумажных изданий, которые по сути принадлежат издательствам.
Зато старые гравюры и живопись дают простор для классического оформления. 





В рамках эксперимента было вывешено несколько рассказов в отдельной упаковке каждый.

Целью было не сорвать куш с продаж (хотя продажи понемногу капают всё же). И если бы правила позволяли я бы выставил цену в девять центов на каждый. Это была бы справедливая цена для короткого рассказа. Но на Амазоне (как и на прочих западных ресурсах) установлен минимум в 99 центов (при том что автор при такой низкой цене получает только 35).

Нет, цели были другие и их было две.

Первая - расширить аудиторию за счёт того, что рассказы относятся к разным жанрам и следовательно будут мелькать в разных рубриках. Эта цель в принципе оправдалась.

Вторая - библиотечный абонемент. Дело в том, что выплаты по библиотечному абонементу производятся на Амазоне не по "толщине" книги и не по её стоимости, а поштучно. В июне это было кажется больше двух долларов, а в мае два с половиной. Таким образом, на рассказах можно было бы подработать.

Пока что статистики недостаточно для серьёзных выводов. Рассказы мелькают в рубричных топах. И иногда их берут по библиотечному абонементу.

Интересно, что судя по статистике аудитория этих рассказов не пересекается с основной аудиторией покупающих крупные книги. То есть надежда на привлечение новых читателей оправдалась, а вот то, что он начнут покупать и другие книги - нет.

К сожалению, после этих трёх рассказов Амазон прекратил свободно размещать небольшие тексты. Логика по которой действуют модераторы не вполне ясна. Её многие пытаются раскусить и пока безуспешно. Однако, если судить по сообщениям с англоязычных форумов, участились случаи возвратов коротких текстов. То есть читатель хитрит  успевает прочесть раказ за то время, когда ещё может его вернуть не заплатив. Однако на форумах ничего не слышно об ограничениях. Почему-то они коснулись только русского языка и вероятно других не поддерживаемых Амазоном.

Пришлось пойти на хитрость. Следующие два рассказа, после безуспешных попыток выставить их обычным методом, были вывешены под видом учебных пособий для изучающих русский язык. Для этого пришлось их снабдить английскими сносками и продублировать на английском основные атрибуты на обложке.



Однако это паллиатив и портить книги несвойственными атрибутами ради того, чтобы просочится на площадку полагаю не стоит. Тем более, что одно дело "ломать систему" и другое - вводить в заблуждение читателей. Так что больше подобных попыток я предпринимать не буду.

Аудитория. Судя по всему, книги покупали в основном с территории развитых англоязычных капиталистических стран.
На итальянском, немецком, испанском французском Амазоне прошли первые продажи только в августе и только по одной, и есть поклёвки в виде рекламных бесплатных просмотров. Это всё от того что наши книги там значатся как книги на английском и нужно иметь изощрённый способ мышления, чтобы искать среди них русские книги.

Выглядит это примерно так:
Nr. 9 in Englische Bücher > Lernen & Nachschlagen > Fremdsprachen > Russisch
Или:
nR9 en Tienda Kindle > eBooks Kindle > eBooks en idiomas extranjeros > eBooks en inglés > Literatura y ficción > Mitos, leyendas y sagas 

(Хуже только полякам и украинцам - их книги можно встретить в разделе "русская литература" в секции "книги на английском языке" на немецком сайте)

Что дальше

Опубликованы все четыре романа Мещёрского цикла.
К трём романам, которые выходили некогда в издательстве "Крылов", добавлен новый.
"Агриков меч". 



Обложки использованы не издательские, а самопальные. Их мне помогла сделать Наташа Торопова. А фотографии использованы с нашего фольклорного фильма "Оборотень". И на двух из них я собственной персоной.

Книги удалось вывесить без проблем, но потом я долго и безуспешно пытался залить на Амазон все четыре романа в одной книге. Расчёт тут был прост (кроме обычного маркетинга со скидкой) - Амазон читателям из-за пределов США делает навесок в два доллара на каждую книгу, значит такой читатель мог бы сэкономить на покупке не пару долларов как американец, а все восемь. Но по непонятной мне причине Амазон отказывал в такой публикации (хотя известную трилогию про полста оттенков в одной книге он пропустил).
Отказал как всегда ссылаясь на языковой вопрос. Позже вроде бы удалось залить "омнибус" - два тома в одной книге. Но это паллиатив.


Повесть "Нелегальное подключение" была выложена отдельной книгой и стала неплохо продаваться, но при попытке заменить обложку, была снята с продаж (по формальному предлогу - Амазон не поддерживает русский язык):



Буду продолжать эксперимент, пока он либо не перейдёт в стадию стабильного заработка (приработка), либо всю эту лавочку не прикроют высшие космические силы. 

Итоги полугодия. В конце декабря прошла трёхсотая продажа на Амазон Киндл. (На 31 декабря - 311 продаж) Так что на вскидку получается в среднем по пятьдесят две продажи в месяц. Но тут по разному - август был нажористым, а, например, октябрь - унылым. К тому же продажи вообще падают потихоньку (книги уходят из новинок и надо срочно писать новые). Однако Амазон открывает новые рынки. Например за текущий период - японский, канадский и бразильский. Пока ни одной продажи в Канаде и Бразилии. А вот в Японии стоило кому-то одному купить книжицу (возможно случайно), как она приподнялась в топе и её начали расхватывать точно горячие пирожки. Возможно кто-то покупал не глядя, но возвратов нет - японцы вежливые, стесняются возвращать. В общем зачёте лидером продаж остался "Конвой". Бумажную версию он по тиражу или роялти пока не превзошёл, но очень стремится. К сожалению отчаялся опубликовать на Амазоне лучшую свою повесть "Нелегальное подключение". Прибегал к различным хитростям - и название менял и в сборнике с другими текстами помещал. Не идёт. Каждый раз всё заканчивается блокировкой. Невзлюбил отчего-то Амазон именно эту повесть. Так то сдался я и больше попыток делать не буду. Эту повесть размещаю на других ресурсах. Зато все остальные тексты НФ серии проходят с первого раза.



Ну то есть серия задумана с такими обложками, только со своими названиями и разными планетами на картинке. "Перегоночная дальность" публиковалась в марсианском сборнике. А вот "Марсианская крыса" нигде не публиковалась и только выложив повесть на Амазоне я вдруг понял, что и не предлагал её даже ни одному изданию. Вот что значит увлёкся.




Данный текст будет пополнятся вместе с опытом. И возможно появятся отельные статьи, посвященные отдельным аспектам цифрового книгоиздательства.
Оставайтесь на связи!



Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"