Фукс Юрий Петрович : другие произведения.

Жили-были рыцаря, из металла - прохоря

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ироническая проза

  Юрий Фукс
  
  Lib.ru
  
  
   Жили-были рыцарЯ, из металла - прохорЯ (1)
  
   Ироническая проза
  
  
   Сословие рыцарей возникло в VIII веке и просуществовало примерно ещё восемь веков.
   Расцвет рыцарства пришёлся на XII-XIII века.
  
   Рыцари были землевладельцами и профессиональными воинами. Многие из них
  читать и писать не умели, но зато с самых малых лет непрерывно учились
   владеть оружием и верховой езде. Их предназначение - тяжёлая конница
   при крупных феодалах: что-то вроде средневековых танков на четырёх конских ногах.
  
   Рыцари напяливали на голову стальной шлем с щелями для глаз, стальные же рубашку,
   перчатки, штаны и обувь, имели при себе меч, копьё, боевой топор, щит.
   Всё это - большое и тяжёлое. Копьё - длиною до 210 см, меч - одно-, полутора-
   или двуручный - имел лезвие длиной 90-95 см, добавьте ещё боевой топор, нож...
  В XI веке минимальная масса такой экипировки составляла 25-35 кг.
   По стоимости она была эквивалентна 30 быкам, а два века спустя - втрое дороже.
  
   Рыцарь чувствовал себя в доспехах полностью защищённым, как килька
  в запаянной металлической банке. Он влезал на оседланного коня,
  частично прикрытого конскими доспехами, и, не медля, в полной боевой готовности,
  отправлялся на поиски приключений, если не было войны.
  
   Каждый рыцарь пламенно мечтал прославиться так, чтобы поэты и музыканты
  векАми воспевали его подвиг! Для этого были только три возможности:
  1) победить в честном публичном бою одного из самых прославленных рыцарей;
  2) в одиночку обратить в бегство многочисленную вражескую армию;
  3) победить какого-нибудь страшенного зверя
  или совершить другой великий подвиг во имя обожаемой дамы сердца своего
  по её просьбе, например: привезти молодильные яблоки, или золотые груши,
   или же убить какого-нибудь особенно свирепого зверя.
  
   Яснее ясного, что новичку в первом и втором случае "ловить" удачу
  было бессмысленно, а вот в третьем - уж как повезёт. Рыцари это хорошо понимали
   и жаждали поскорее обрести объект для поклонения и конкретную задачу.
  
   Спрос на невест высокого положения (дочерей королей, князей, баронов
  и богатых людей) был велик. Не отставало и предложение.
   Да и прочих невест было навалом. Ну, а где невесты - там и женихи.
  Особенно ценились в ту пору женихи-рыцари.
  
   С началом весны и до первых холодов, от рассвета и до заката солнца,
  знатная или богатая невеста сидела у открытого окна и ждала, когда появится
  рыцарь на коне, желательно белом - по моде того времени, дошедшей до наших дней.
   Под рукою, на подоконнике, держала она флакон с благовониями, веер и розы.
  
   Как только улавливала такая невеста звуки шагов тяжёлого рыцарского коня,
  она поспешно выливала на себя полфлакона дорогущих благовоний,
  раскрывала цветастый - небось, китайский - веер и усиленно гнала
  в сторону рыцаря райский запах благовоний:
   "Я не только красавица, но ещё и пахну цветочками!".
  
   Невесты победнее могли позволить себе лишь бешено махать розами, надеясь,
  что их дух долетит до рыцаря.
  
   К счастью, приближение рыцаря легко было услышать ещё издали.
  В те далёкие от нас времена мусор не собирали в специально отведенные места,
   а выбрасывали из окон на улицу, туда же и выплёскивали отходы
  жизнедеятельности и помои. Каждый шаг коня по мусору сопровождался
  характерным хрустом всей этой дряни под его ногами. Да и стены домов
  не радовали: в те времена на них раз в неделю выплёскивали горшки,
  чтобы крепкий дух их содержимого отпугивал вшей и клопов.
   Жители домов твёрдо знали, что женихов это - точно не отпугнёт!
   Потому запах стоял - скажем аккуратно - густой... Вот и старалась невеста
  как-то его перебить, чтобы привлечь внимание потенциального жениха.
  
   Рыцарь же, закрытай от макушки до подошв стальными доспехами,
  зимой дико мёрз в них, а в тёплое время на солнышке - парился
  до полуобморочного состояния. Вот и получалось, что послушный конь
  неспешно шагал в заданном ему направлении, а распаренный внутри
  стального "футляра" рыцарь, убаюканный движением, обычно дремал.
  
   Но как только конь чуял запах цветочков среди уличного смрада,
  он замирал, как вкопанный, и вертел головой туда-сюда, чтобы понять, где же
   можно цапнуть этот цветок зубами. Остановка в пути пробуждала рыцаря.
  Через щели в забрале, он тоже начинал искать глазами источних чудесного запаха.
   И в эпицентре его видел девицу. Ну как тут не влюбиться в прелесть такую
  с первого же взгляда?! Он и влюблялся! Не то, что "по уши", а по самую макушку!
   И тут же признавался в любви к первой попавшейся дивно пахучей невесте,
   объявлял её дамой своего сердца и вопрошал:
  - О, прекрасная дама сердца моего! Скажи скорее, какой подвиг мне свершить,
   чтобы завоевать сердце твоё?
  
   Невеста к вопросу была готова: она давно строила по ночам планы
  и мечтала об этом счастливом мгновении! И тут же сообщала о своей заветной мечте:
  - Убей дракона!!!
  
   Это страстно желали все невесты, считающие себя первыми красавицами,
  потому что именно таких требовали драконы себе на десерт.
  
   А другие невесты, уверенные, что дракон - любитель свежей девичьей крови -
  на них точно не позарится, просили:
  - Привезти мне молодильные яблоки!/ золотые груши!/ убей медведя-великана! -
   и тому подобное.
  
  - Жди меня с победой! - уверенно обещал рыцарь невесте. Он пришпоривал коня,
  чтобы показать, как торопится выполнить просьбу дамы сердца своего.
  И немедленно отправлялся в путь, чтобы найти и убить дракона,
  или, например, по заказу золотые груши околачивать.
  
   Конь поначалу делал вид, что скачет, но вскоре переходил на шаг:
  с такой кучей металла и рыцарем впридачу не очень-то поскачешь!
  Конь понимал, что хозяину нужно было в первый момент
   изобразить торопливость - вот оба и изобразили.
   А теперь - хватит! Нечего надрываться!
  
   Рыцарь коню не возражал, так как понятия не имел, где найти обещанное
  даме своего сердца, куда ехать. Надеяться можно было только на расспросы.
  
   Сказочные деревья с золотыми грушами или с молодильными яблоками
   не могут найти и до сегодняшнего дня. А вот драконов -спустя годы
  расспросов и блужданий - рыцари всё же находили. Но одолеть трёхголового
  огнедышащего гада мечом и копьём шансов у них не было.
   Здесь рыцарей и коней ждал печальный конец.
  А драконы снова убеждались в своей мощи и полной неуязвимости,
  от чего наглели ещё больше.
  
   Припоминая историю, невольно возникает вопрос: почему средневековые поэты
   так воспевали доблести рыцарей, которые в основной массе были ничуть не лучше,
   чем прочие разбойники того времени?
  
   Поэты воспевали рыцарей за кодекс поведения и чести, за идеал,
  к которому надо было стремиться. Кодекс включал:
  
  - мужество и отвагу;
  - верность и преданность;
  - великодушие и благоразумие;
  - учтивость и хорошие манеры в обществе;
  - незапятнаную честь;
  - защиту слабых;
  - любовь к Родине;
  - набожность и готовность отдать жизнь за веру;
  - правдивость и верность слову;
  - культ дам и истовое служение даме сердца;
  - щедрость и рассудительность;
  - стремление к свободе
   и прочее в том же духе.
  
   Это же - идеал человека! Столько добродетелей - на целую толпу хватит!
   Вот-вот, так и было! Поэты описывали лучших, собирая в образе рыцаря
   всё самое хорошее, что только им встречалось в рыцарской толпе!
   А поскольку до нашего времени дошли не сами рыцари, а только восторженные
  сказания о них, то и выстраивается в нашем сознании образ идеального Рыцаря -
   человека высшей пробы!
  
   Вопрос:
   А куда же подевались все эти прекрасные люди? Их так не хватает в нынешнем мире!
   Неужто дамы рыцарских сердец, требуя невозможного, отправляли
  всех своих обожателей вместе с лошадьми на верную гибель от драконов
   и по недомыслию сгубили целое сословие?
   Или же все рыцари погибли, сражаясь за честь, свободу и Родину?
  
   Ответ:
   Нет, конечно! Не драконы прикончили рыцарей, а прогресс.
  
   Совершенствовалось стрелковое оружие, стремительно возрастала
  его убойная сила. Стальные латы - отличная защита от стрел, копей, мечей
  и даже от первых мушкетов! - уже не способны были уберечь тело рыцаря от пуль.
  
   И тогда сбросили рыцари ненужные двухпудовые доспехи, слезли с бронеконей
  и стали неотличимы от всех прочих людей.
  
   Сохранились они только в легендах и множестве книг, воспевающих
  рыцарские доблести.
   А в наше время - к этому добавились ещё и анедоты, например:
  
   Рыцарь - Королю:
  
   - Сир, я славно потрепал ваших врагов на Западе!
   - Но у меня их там никогда не было и нет!
   - Теперь есть, Сир!
  
   *******
  
   Великий парадокс наших дней:
  
   драконов и прекрасных дам - навалом,
  
   а НАСТОЯЩИХ РЫЦАРЕЙ - КАК КОТ НАПЛАКАЛ!
  
   ВОТ ПОТОМУ - ТАК И ЖИВЁМ!
  
  
  --------------------------------------------
   Примечания:
  (1) ПрохорЯ - кирзовые сапоги с высокими голенищами (жаргон)
  (2) Фактические данные - из Интернета
  
   3.2023
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"