Фурсин Олег Павлович : другие произведения.

Камин. Из Третьяковской коллекции 010

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Камин (из неоконченной поэмы "Волшебство и безумие Врубеля" 06).
   "Третьяковская коллекция".
  
  Живой огонь в печи или камине:
  Почти языческая ныне роскошь.
  Смотрелся странно бы на ковролине,
  На ламинате стоимостью в грош...
  ***
  Иные времена, иные интерьеры.
  Наш век помелочней былых веков,
  Диктуют обстановку габарит, размеры.
  Не до каминов нам, не до шелков.
  ***
  Нет, где-нибудь за городом, на даче
  И печь встречается, и мраморный камин.
  Эпоха ж в общем обустроена - иначе.
  И в очагах огонь погас навек. Аминь!
  ***
  А в Третьяковке, в целом месту чуждый,
  Стоит камин вдоль стенки голубой...
  Во врубелевском зале. Для тепла ненужный.
  Он не горит давно. Зайди да убедись любой.
  ***
  Нам нечто греет душу, что-то - тело.
  Огонь, горевший здесь, уже погас.
  Но чтоб сегодня даже сердце пело -
  Волшебник Врубель нам огня припас.
  ***
  И ведь не сразу объяснишь, в чем дело.
  Горит камин, который не горит...
  А нужно, чтоб гудело и шумело?!
  Ведь зренье тоже что-то говорит!
  ***
  Об изразцах уж сказано немало.
  Камин-майолика, камин - услада глаз.
  Здесь время русское как будто задремало
  Там, где былины древней затевался сказ...
  ***
  Героя два, и два передних плана.
  Так не бывает, скажешь ты, изволь:
  Под грохот вьюшки или барабана
  На сцене первый появляется герой...
  ***
  Он Вольга Святославич (1) из былины,
  Он русский богатырь (конечно же, герой!).
  Неразличимы под шеломом те седины,
  Что волос тронули (сердечек женских рой) ...
  ***
  Не в этом главное. Он тот, кто знает, волх,
  Он сын таинственной змеи ползучей,
  Он птичий в небе легкий изучил полёт,
  И волка бег; путь муравья в траве на круче...
  ***
  Конечно, первый план. Конечно, лучший конь.
  И грива развивается по ветру. Конь дышит паром.
  В глазах, оттенка серого, - горит хмельной огонь,
  Да искры красные с подков летят, грозя пожаром...
  ***
  Со стороны другой уходит за свою черту Светило.
  Лошадка деревенская скосила любопытный глаз.
  И виден со спины мужик, оратай (2); светом освятила
  Сама земля-праматерь труд в вечерний этот час.
  ***
  Он вроде не герой, а просто сельский пахарь (3).
  Он в глубине, тогда как Вольга явно впереди.
  Но то ли так ярка, цветна крестьянская рубаха,
  Да то ль бросаются в глаза нам шапка, онучи...
  ***
  Тут символы вступают в бой с наглядностью,
  И всяк хотящий угадает результат:
  Что явно, с некоторой даже неприглядностью,
  Волхв будет мужиком сметён, помят!
  ***
  Все остальное: сирины, (4) драконы, виноград,
  И арки, и глазурь, и "гирька? (5) в виде шишки,
  Все это - антураж, пусть он и длинноват!
  Но вот - огонь потух, а мы всё видим вспышки...
  
  
  (1) Вольга; Святославич (также Волх Всеславьевич) - богатырь, персонаж русских былин. Основными отличительными чертами этого героя являются способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Отождествление Вольги и Волха не является общепринятым в фольклористике. Возможно, это разные лица, которые в поздний период бытования эпоса стали сливаться в сознании сказителей из-за сходства имён.
  (2) Оратай (торж. устар.) - пахарь, ратай. "Оратай жизненного поля.? Баратынский.
  (3) Встреча с чудесным пахарем, превзошедшим Вольгу в "хитростях-мудростях?. Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича, который пожаловался на сборщиков налогов города Гурчевца, которые дерут с мужика простого втридорога, и наказал их за жадность плёткой. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху. Приехав в города Гурчевец и Ореховец, дали бой и собрали подати.
  (4) Сирин (др.-русск. сиринъ, из греч. ;;;;;;;; - "сирены?) - в древнерусском искусстве и легендах райская птица с головой девы. Считается, что Сирин представляет собой христианизацию языческих русалок - вил. Часто изображается вместе с другой райской птицей, Алконостом, но голова Сирина иногда оказывается непокрытой, а вокруг неё располагается нимб.
  (5) Гирька - традиционная архитектурная деталь.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"