Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Карать, кара - термин, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  ґ
  Жрецов греха и лжи мы будем
  Глаголом истины карать
  А. Плещеев. Вперед! Без страха и сомненья
  1846
  
  Современные исследователи интерпретирует артефакты произвольно, не опираясь на философско-религиозную и терминологическую базу этноса - язык, лингвистика пока не может представить надежные сведения об имени и термине, вследствие чего история не может правильно объяснить общественное явление.
  
  Почему произошло тиражирование "древнеславянского" языка, как возникла группа "славянских" языков, появившаяся в одно время на обширных пространствах Восточной Европы и Балкан? Мы не можем связывать столь масштабное явление с деятельностью двух просветителей Кирилла и Мефодия или с двумя болгарскими просветительскими центрами (Охрид, Преслав) в силу их малочисленности и физической ограниченности человеческих возможностей. Можно предположить, что "славянские" просветители и болгарские школы не изобрели ничего нового, а только позаимствовали и ввели в повседневный оборот готовые формы алфавитов, грамматику, терминологию и идеологию более просвещенных народов Востока, что тоже является выдающимся культурным явлением.
  
  Лингвисты обозначают однообразие культуры на Балканах термином "Балканский языковый союз", что предполагает влияние единой идеологической системы на формирование народностей - но почему считают, что болгары получили язык от славян? Неужели у славян была общепризнанная культура, литература, философия, язык и идеология (религия - механизм тиражирования слова), разве есть тенденция к присвоению примитивных форм бытия? Как формировался язык славян и был ли вообще единый язык - нам неизвестно, от этого периода прошлого нам достались только семь слов-понятий (название порогов на Днепре?). Болгарский народ не создал своей оригинальной идеологической системы, как и все другие европейские этносы, болгары присвоили доктрину иудеохристианства.
  
  В Библии и в Талмуде взаимоотношения между Богом и еврейским народом описаны в юридических категориях (Исх. 19-24, и др.), это повлекло дальнейшее развитие правовых отношений буквально во всех областях жизни и деятельности человека в Европе. На протяжении VIII-IX вв. в Византии действовал "Корпус светского права", он представлял собой плохо согласованные нормы в разных областях права, центральным документом был кодекс "Эклога" - официальный законодательный свод от 726/741 годов. Включал в себя процессуальное, семейное, брачное право, а также статьи о положение рабов, дарение и прочее, к основному закону добавлялись приложения: Земледельческий, Военный, Морской и Моисеев закон.
  
  Моисеев закон - подлинное название: "Выборка из данных Богом израильтянам через Моисея закона"; собрание 70 положений из Септуагинты (Пятикнижия), сгруппированные в 50 глав, дословные извлечения из текста Библии и включал сформулированные в Ветхом Завете морально-религиозные предписания и нормы социального поведения. В Болгарии, в правление царя Симеона (893-927) на базе византийской "Эклоги" был создан болгарский юридический сборник "Еклога", которым пользовались на протяжении всего средневековья.
  
  Если прочитаем слово Эклога наоборот, то получим понятие, а+ГОЛКЭ = ГАЛАХА הֲלָכָה закон, законодательная часть Талмуда (закончен в VII в.); буква иврита "каф" читалась как "Х" и как "К". Таким образом, через Моисеев закон византийцы и болгары приобщались к еврейским религиозно-правовым нормам; отметим, что в Новом Завете правовые и законодательные нормы не разработаны - не было необходимости менять устоявшуюся в веках иудейскую систему.
  
  1) Существующая этимология
  
  а) Викисловарь
  Корень: -кар-; суффикс: -а; глагольное окончание: -ть. Значение - наказывать. Гипонимы (понятие, выражающее частную сущность по отношению к общему) - казнить, разорить, уничтожить.
  Этимология по Максу Фасмеру (вставка неизвестного автора)
  (От праслав. формы, от которой в числе прочего произошли: - вставка) сербск.-церк.-слав. карати "бить, наказывать", укр. карати, болг. карам "ругаю, порицаю", сербохорв. карати, карам - то же, словенск. karati, чешск. karat, словацк. karаt, польск. karac. Другая ступень: корить. Сюда же кара. Родственно латышск. karinat "дразнить, раздражать", вост.-лит. kìrinti - то же, лат. carino, -arе "издеваться, высмеивать", греч. kárni̱ ̇zi̱mía, a̔f̱tókarnos ̇ a̔f̱tozí̱mios (Гугл не переводит) κάρνη ̇ζημία, αὑτόκαρνος ̇ αὑτοζήμιος (Гесихий), др.-ирл. саirе "порицание". Следует отделять др.-перс. kara- "войско, народ", лит. karias "войско", ирл. cuire "толпа, масса", готск. harjis "войско", греч. κοίρανος koíranos "полководец" (Гугл не переводит). (???)
  
  б) Словарь русского языка XI-XVII вв. М., 1980
  
  * Карати. 1. Наказывать, карать. 1438. "або виновен кто, да будут караны". Львов. лет. 2. Корить, укорять.
  * Кара. Наказание, кара. "Не убоися кары". Есфирь, XVIII в.
  
  в) Толковый словарь В.И.Даля
  Кара ж. казнь, наказанье, строгое взысканье. Кара Божеская не людская. Худая жена - кара Господня. Карать кого, казнить, наказывать. Покарали его за дело. Докарала его судьба, искарала вконец. Накаралась над ним. В неправде Бог карает (запинает). Карать да миловать - Богу да царю. Не спеши карать, а спеши миловать.
  
  2) Обобщение и выводы
  
  Версия, выдвигаемая Викисловарём о "праславянской форме" - маловероятна, нет источников, всего лишь - предположение; мы ничего не знаем о славянской системе правосудия. Термин "карать" фиксируется в русских источниках с XV века, термин "кара" приводит прямо к древнерусскому переводу еврейской книги "Есфирь".
  
  * Электронная еврейская энциклопедия. Русская литература; http://www.eleven.co.il/article/13623
  "Языковой анализ славянского текста книги Эсфирь дает некоторые основания для гипотезы о ее переводе непосредственно с иврита в эпоху Киевской Руси (12-13 вв.)".
  
  3) Философия наказания в иудаизме и этимология иврита
  
  а) Карет
  
  Согласно Законам Моисея "карет" - вид наказания за нарушение отдельных правил, религиозного характера, без установления, в чем это наказание состоит; традиция насчитывает 36 преступлений, подлежащих "карет":
  - против единобожия (в т.ч. за чародейство) - 4, в одних текстах КАРЕТ, в других - смертная казнь;
  - сакральные преступления (нарушение ритуальной чистоты и пр.) - 9, полагается - КАРЕТ;
  - нарушение общих ритуальных запретов - 6 (употребление в пищу крови (карет), нарушение субботы (смертная казнь) и пр.);
  - нарушение целомудрия, разные виды кровосмешения и неестественного удовлетворения полового инстинкта - 15, общая санкция изложена в книге Левит, гл. 18 (Законы о браке и мерзости половых отношений): "... если кто будет делать из всех этих мерзостей, то души делающих да истреблены будут из среды народа своего"; и ряд других.
  
  В кн. Левит гл. 20 (Наказания...) приводятся почти все запреты, для 8 из них прямо назначается смертная казнь, для остальных - "истребление из среды народа своего" и наказание бездетностью.
  В Библии имеется стих, из его смысла можно заключить, что нарушение любого запрета, совершенное публично и демонстративно, влечет за собою наказание: "Если же кто из туземцев или из пришельцев сделает что дерзкою рукою, то он хулит Господа; да истребится та душа из среды народа своего. Ибо слово Господне он презрел и заповедь Его нарушил, да истребится та душа, грех ее - на ней" (Чис., 15: 30, 31).
  
  б) Практика наказания в Иудее в Iвеке
  
  Фарисеи, согласно Флавию (Иудейские древности, кн. XIII, 10, ј6), стремились к смягчению налагаемых Законом наказаний: "фарисеи передали народу, на основании древнего предания, множество законоположений, которые не входят в состав Моисеева законодательства. Ввиду этого-то секта саддукеев совершенно отвергает все эти наслоения, требуя обязательности лишь одного писаного закона и отнимая всякое значение у устного предания. Благодаря этому часто возникало множество споров и разногласий между обеими сектами, причем на стороне саддукеев стоял лишь зажиточный класс".
  Фарисеи выделяли "карет" не как форму земного наказания, а как небесную кару, реализацию которой Бог предоставляет Самому Себе, Он может её отменить в случае покаяния грешника и вступления его на путь добра. Выражается эта небесная кара в преждевременной и скоропостижной смерти или в смерти без потомства, или, в лишении бессмертия в загробном мире.
  
  Законоучителями была установлена следующая схема наказаний:
  * при умышленном нарушении запретов, для которых в библейском тексте одновременно имеется смертная казнь и "карет" - смертная казнь назначалась судом при наличии двух свидетелей преступления и "Гатраа" - устного предупреждения кем-либо о наказании, собиравшемуся нарушить Закон. При отсутствии этих условий, над преступником тяготеет только "карет" в виде душевного угнетения, от которого он может освободиться путем покаяния.
  * за нарушение запретов, по которым Закон угрожает одним только "истреблением" (в Библии их 21), совершенное в присутствии свидетелей и при наличности "предостережения" (ГАТРАА), преступник не остается безнаказанным; устное учение установило для этих случаев телесное наказание в виде ударов плетью - МАЛКОТ, числом не более 39.
  
  * Ряд исследователей Библии согласно выражению: "да истреблена будет та душа из среды Израиля" или "да истреблена будет та душа из среды общины израильской" (Исх., 12, 15, 19), видят в "карете" изгнание из рода. На Руси такие преступники назывались - изгоями, изгнание - равносильно истреблению, человек вне своего рода был совершенно беззащитен, всякий мог безнаказанно убить его, как на это зафиксировал Каин в своей речи к Богу: "и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня" (Бытие, 4, 14).
  
  4) Терминология иврита и библейский образ
  
  а) Терминология
  
  русск. КАРАТЬ, КАРА = ивр. КАРАТ, КАРЕТ כָּרֶת истребление, искоренение, отрубать, срубать; божья кара, преждевременная смерть как наказание за смертный грех; изгнание из племени.
  
  б) Источники
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
  Hомер Стронга: H3772. Оригинал: כּרת. Произношение: кхарат. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): 1. отрезать, обрезать, срезать, срубать; 2. вырезать, истреблять, уничтожать; 3. заключать (завет). B(ni): 1. быть отрезанным или срубленным, быть перерезанным (о воде); 2. быть истреблённым или уничтоженным, погибать, исчезать. D(pu): 1. быть срезанным; 2. быть перерезанным или отрезанным. E(hi): 1. вырезать, истреблять, уничтожать; 2. отрезать, удалять. F(ho): быть отрезанным или истреблённым.
  * См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_222.htm
  
  в) Библейский образ
  
  * Левит 17:9: "и не приведет ко входу скинии собрания, чтобы совершить ее Господу, то истребится (ив. К.Р.Т.) человек тот из народа своего".
  * Левит 23:29: "а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится (ивр. К.Р.Т.) из народа своего"; и т.д.
  
  Любое общество может существовать и развиваться только при наличии общих, всеми поддерживаемых и выполняемых Законов (идеологии), которые выражаются через речь именами и терминами (словами-понятиями). Эти законы "первокирпичики" философии, идеологии, материальной и духовной культуры народа, на них строится все то, что, мы называем национальной культурой. Обществ без идеологии не существует, разница между преуспевающими и отстающими обществами - качество (как усвоили-присвоили), научность и информационная насыщенность идеологии.
  
  Таким образом, русские термины "карать, кара", не имеют никакой логической и исторической связи с праславянским, славянским, латинским, греческим и т.д. лексиконом. Образ и термин заимствован (модель) из религиозной еврейской философии, фундаментальной программы построения нового общества - Библии. Национальная лингвистика представляет исследователям заведомо ложные материалы имеющие "политическую направленность", уводя общественное сознание в несуществующую "праславянскую" идеологию - язычество.
  
  Кишинев, 2013 г.
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"