Этология Человека : другие произведения.

Передача знаний молодым - врожденная потребность, взгляд на природу межпоколенной напряженности

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Старшее поколение биологически запрограммировано на передачу своих знаний и опыта молодежи. В человеке работают врожденные программы по передаче и получению знаний, накопленного жизненного опыта. Представители старшего поколения обожают учить чему-нибудь молодежь. Даже, если передаваемая информация уже не соответствует реалиям дня ...

  
  
  В каждом из нас работают врожденные установки на передачу и получение знаний, накопленного жизненного опыта. Дожившие до солидного возраста наши далекие предки пользовались уважением, их жизнь самим фактом выживания и преуспевания в опасном мире представляла собой ценность, наполнение которой важно было передать другим, особенно молодым членам племени. Молодежь нуждалась в получаемом для грамотного вхождения во взрослые иерархии, завоевания в них достойного статуса. Старшее поколение было нацелено на передачу своих знаний и опыта более молодым поколениям.
  
  Представители старшего поколения до сих пор обожают учить чему-нибудь молодежь, делиться с ней своим накопленным жизненным и профессиональным опытом. Даже, если передаваемое уже не соответствует реалиям дня. Обижаются, когда к ним не прислушиваются. Подсознательно седоволосые, пожилые учителя вызывают у молодежи почтение. В старину это замечалось и отсутствие волос, несолидный возраст компенсировались пышными париками.
  
  Содержащиеся во врожденной поведенческой программе признаки имеющего право поучать настраивают нас на реализацию следующих установок:
  - так выглядит тот, кому следует подчиняться;
  - так выглядит тот, кто должен тебя учить;
  - так выглядит твой отец.
  
  Краткая формула восприятия - это вождь, отец и учитель.
  
  Одним из признаков иерарха - человека, реализующего свое право учить, наставлять, является его окруженность детьми (иерархами в далеком будущем часто были лица весьма преклонного возраста). Для общества, массового подсознания - это показатель высокого (лидерского) социального статуса.
  
  Значительная часть молодежи склонна проявлять нетерпимость к старшему поколению. Пожилые люди, старики раздражают, к ним относятся презрительно. Межпоколенное взаимодействие начинает напоминать отношения разных этно-культурных групп.
  
  Ритуалы, нормы социального поведения, формируемые различными человеческими сообществами, с одной стороны, поддерживают сохранение ими цельности, с другой стороны, возводят невидимые границы, барьеры, отгораживающие их друг от друга. 'Свои' - речевая специфика, способ одеваться, иные поведенческие особенности, культурные пристрастия, отличаются от 'чужих', противопоставляются им, требуя поддержки, защиты.
  
  Активно-независимое развитие друг от друга таких социальных групп, как молодежь и старшее поколение, существенно увеличивает различия между ними, усиливает взаимное отторжение. Последнее вызывается работой врожденного механизма изоляции видов (подвидов). Стоит отметить, что такого рода процесс свойственен всем группам.
  
  Каждое все более независимо развивающееся сообщество сильнее замыкается, начиная воспринимать себя в качестве отдельного вида. Постепенно и неумолимо протекает процесс псевдовидообразования. Он опасен тем, что представители другого 'вида' получают статус чужаков. В отношении них снимаются запреты на насилие. Внутривидовую агрессию никто не отменял. Она будет действовать, находя новые жертвы.
  
  В рамках отношений одного псевдовида к другому, агрессия молодежи направляется на ценности, устои, которыми живут пожилые люди. Мотивировка действий бессознательная. Также эмоционально и бессознательно старшее поколение реагирует на нападки молодых. Реагирует агрессивно. Ненависть рождает ненависть, ее эскалацию.
  
  Из поколения в поколение количество приспособительных социально - культурных изменений возрастает. Жизнь быстро меняется. То, что было хорошо вчера, сегодня может уже не иметь никакого значения. Многое из социального наследия устарело, что, конечно же, весьма значительно снижает ценность пожилых людей в глазах молодости.
  
  У нее появляется соблазн выкинуть устаревшее на свалку истории и сформировать культуру, отвечающую вызовам сегодняшнего времени. Но старую культуру можно выкинуть только вместе с врожденным поведенческим наследием и старшими поколениями, что невозможно сделать по определению.
  
  
  
  Литература
  Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей
  Дольник В.Р. Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев
  Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"