Орлова Наталия : другие произведения.

Город женщин

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Психологический комментарий одного сновидения


   "Город женщин": архаические страхи в сновидениях
  

Здесь птицы не поют, деревья не растут,

И только мы плечом к плечу врастаем в землю тут.

Б.Окуджава

   В конце сессии моя клиентка вспомнила сон. Она его вспоминала все это время, но он ускользал. Таня продолжала говорить, но я видела, что ее внимание захвачено поимкой сна. Когда я сказала ей об этом, она была растеряна. "Наташа, - сказала она, - я чувствую, что нарушаю некий запрет, пытаясь вспомнить этот сон, что я не должна этого делать, но меня тянет, манит, эта странная борьба занимает все мое внимание." Я ей сказала, что обычно уважаю запреты. Она усмехнулась. Замолчала. И вспомнила.
   Вот какой это был сон:
  
   ...Я стою на остановке на окраине города. Идет дождь. Холодно, темно, очень одиноко. Потом подъезжает странное сооружение, похожее на стремянку, только на колесиках. На верхней площадке стоит какая-то фигура, в плаще, но я почему-то знаю, что это женская фигура. Потом я сразу вижу себя в комнате. Там одни женщины. Они говорят все разом. Потом я понимаю, что каждая из них это как бы определенный типаж, тут есть мать троих детей и мать-одиночка, девушка-невеста, проститутка, бизнес-леди, старуха, девочка-подросток держит за руку маленькую девочку, есть верная жена и еще всякие разные. Я не понимаю, как они помещаются в этой комнате, которая кажется маленькой, но оказывается какой-то безразмерной. И вот они все хором жужжат, но потом я начинаю различать их голоса. Каждая из них доказывает свою правоту, что ее жизнь - самая правильная. Они словно на кастинге, словно я должна кого-то из них выбрать. Но мне не хочется их выбирать. Я ищу глазами мужчин, но их нет. Я спрашиваю старуху, которая рядом со мной: "Где мужчины?" "Тут их нет" - шепчет она и как-то страшно икает. Мне становится все страшнее и страшнее, они кричат все громче и громче. Мне душно, хочется выбраться на воздух. Потом я вижу, что бегу по улице, ночь хоть глаз коли, только окна домов светятся и в каждом окне - женский силуэт. Они стоят, прижавшись к стеклам окон, неподвижно, и мне от этого еще страшней. Они молча смотрят на меня, я чувствую себя совершенно беззащитной перед ними и начинаю кричать. Просыпаюсь от своего крика...
  
   Я попросила Таню записать сон, и потом мы долго его разбирали. Медленно со дна Таниной души поднимались страхи, терзавшие ее и отравлявшие ей жизнь. Я не стану говорить о них всех, многие были личного свойства. Но были и те, которые можно назвать типичными.
   Первая смысловая линия - это тема одиночества и "перенаселенности". Часто эти две противоположности совмещаются в представлении об "одиночестве в толпе". Сновидица начинает рассказ с того, что она одна на окраине городе, ей одиноко и тоскливо. Сон заканчивается тем, что она среди множества людей, но ей еще более одиноко и страшно. За этими переживаниями строит глубинный страх потери личностного аспекта человеческих отношений, когда нас перестают воспринимать как особый целостный мир, как живую душу, когда мы становимся объектом в мире объектов. Это происходит, когда нет любящих глаз, смотрящих на нас (будь то в буквальном смысле, когда мать смотрит на любимое чадо, или фигурально, когда на нас смотрит Бог или мы знаем, что о нас помнят и нас любят другие люди).
   Для клиентки открытие этого пласта страха было откровением. До этого она не понимала, почему иногда ее очень сильно ранит какой-то взгляд или слово, которые вроде бы ничего особенного не значили. Увязав теперь все воедино, она поняла, что ее ранили отношения, в которых она переставала быть личностью, а становилась объектом чужого желания или манипулирования. Она рассказала, что в детстве ее родители часто использовали обращение к ней как последний аргумент в своих ссорах, и что в такие моменты она сильно плакала, не зная тогда, что причиняет ей такую боль. Теперь она увидела, что и мать, и отец использовали ее в своих целях, мало задумываясь в такие минуты о ней самой.
   Вторая линия - это тема власти и того, что Раскольников у Ф.Достоевского называл "право имею". Эта тема сначала пунктирно обозначилась, когда к остановке подъехало не обычное транспортное средство, в котором люди сидят, как правило, на одной высоте, горизонтально, а стремянка, где есть разные по высоте ступеньки. Стремянка и лестница часто символизируют общество, с его разными социальными слоями и нишами, разными "ступеньками", на которых находятся люди. Во сне сновидица увидела на стремянке некую фигуру, которую восприняла как женскую.
   Тут начала разыгрываться главная тема сновидения, которую можно назвать "гендерной". Если первая тема разыгрывалась между смысловыми полюсами "нет людей - множество людей", но в корне своем имела один глубокий и ранний страх "быть нелюбимой и используемой", вторая тема указывала на социальное положение и отношения власти и подчинения, то эта тема с ее полюсами "мужское - женское" тоже вскрывала некий глубинный страх.
   Этот страх усугубляется тем, что второй "полюс" так и остается вне рамок сновидения, иными словами, мужчины в сновидении так и не появляются. Кружа в своих ассоциациях вокруг отсутствия мужчин в сновидении, клиентка пришла к мысли о том, что в ее жизни мужчины тоже как бы отсутствуют. Хотя у нее были приятели мужчины и мужчины-коллеги, но, заглядывая вглубь своей души, она находила только женские образы и только женские голоса. Таня была очень растеряна, осознав этот факт своей жизни. Она увидела, что в ее душе безраздельно властвовали мама и бабушка, мама мамы. Их образы, словно прилежные суфлеры, подсказывали, что ей думать и что чувствовать, как говорить и как поступать. Услышав теперь их голоса отчетливо и перестав с ними идентифицироваться, Таня впала в состояние гнева. Она сказала, что больше не хочет слушать ИХ правду, что хочет понять сама, как жить и что делать. Она сказала мне, что хочет иметь друга, любить и быть любимой, что она не хочет больше быть марионеткой в чужих руках.
   За Таниной личной историей просвечивает общий глубинный женский страх. Он возникает как дуга напряжения между двумя страстными желаниями.
   Одно страстное желание - это желание "быть женщиной" и, тем самым, быть включенной в "клан женщин". В традиционных обществах он представлен реальной общиной женщин, помогающих и поддерживающих девочку в период ее инициации и становления женщиной, а в урбанистических обществах он представлен кругом реальных близких женщин (матери, бабушек, тетей, сестер, подруг) или виртуальными героинями (мифологическими, литературными, кинематографическими или религиозными).
   Другое страстное желание - это не быть "старой девой", то есть покинуть круг женщин, выйдя из него для общения и жизни с мужчинами. При этом "уход к мужчине (или мужчинам)" не должен нарушить глубинной связи женщины с миром женщин, потому что там (а не в мире мужчин) женщина ищет себе опору и поддержку в трудные минуты жизни.
   Если же это развитие протекает со сбоями, то возникают разного рода опасности, своеобразные "ловушки" для женской души.
   Например, женщина может потерять связь со своими глубинными "женскими" корнями. Это происходит разными способами, которые прекрасно описаны в книге К.Эстес "Бегущая с волками" (Эстес Кл. П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. - Киев: "София", М.: ИД "Гелиос", 2001). Женщина, потерявшая связь с миром женщин, теряет связь со своим телом, с глубинным ощущением жизненных ритмов, будь то сезонные ритмы или ритмы рождения и смерти. Как перекати-поле она мечется по жизни, не чувствуя ее вкуса и забыв о своих исконных способностях. Ее глубинная интуиция превращается в поверхностную "женскую логику", ее умение вчувствоваться в других людей и события мира - в мнительность, ее пластичность и эмоциональность - в нервную истеричность.
   Более того, если традиционно женщина всегда была причастна той грани, которая отделяет мир наших повседневных забот от предельно значимых событий: рождений, смертей и инициаций, то утратив это женщина утрачивает и способность соприкасаться с Вечным, будь то служение предками, служение Богу или даже рождение Бога.
   Утратив это мистическое измерение своей личности, женщина становится плоской, и тщетно тогда взывать к идолам косметологии и липосакции в желании обрести некую "тайну". Тайна женщины в ее служении Вечному, но для "заблудившейся женщины" так легко придумать обманки, и как безумная, потерявшая любимого ребенка, "заблудившаяся женщина" готова качать любую подсунутую ей куклу. Теперь ей можно внушать, что она должна служить мужчине, детям, культуре и Бог весть чему еще.
   Так Мадонна становится просто матерью, невеста Бога - невестой мужчины, божественная проститутка - обыкновенной шлюхой. Мужчина, провозгласивший смерть Бога, а потом сам назвавшийся Христом показал размах мужского соперничества. Мир мужчин вбирает женщину на свою потребу и борьба Бога и мужчины за женщину кажется уже окончательно проигранной Богом.
   Другие опасности таятся в том, что женщина, как патологически развивающийся плод, застревает в утробе мира женщин. Для такой женщины суждены две дороги - либо страх мира мужчин и вечное девичество, либо война с ним, которая может проявляться в гомосексуальной ориентации, карьерных и профессиональных притязаниях, агрессивном непринятии ценностей мужского мира, в попытках установить власть женщин (будь то в размерах семьи или государства). Женщина либо прячется в недрах мира женщин, либо, как новая амазонка, воинственно выступает от его имени.
   Моей клиентке предстояло осознанно столкнуться с этими противоречиями. И выбрать свой путь - осознанно. Как и каждой из нас.
  
   PS. Имя клиентки изменено, как и некоторые детали сновидения.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"