Резникова Екатерина Евгеньевна : другие произведения.

Дачная цивилизация в России и "радиокнижность"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  В таких густонаселенных местах, как Москва (Россия), можно говорить об особом "поле улицы", определяющем социальное сознание людей. Известный московский диалект - превалирующее филологическое явление в федеральных СМИ, и не только. Но только поговорить на московском диалекте - это как выговориться (почти что любому, часто незнакомому, человеку), а вот постоять в "поле улицы" на московской автобусной остановке, бок о бок с незнакомыми людьми, - это уже как психологический курорт, доступный каждому. Так, чем больше "психологических автопубликаций" у человека в "поле улицы" (а также и в "поле" съемки остальных людей со смартфонами), тем больше известная прозрачность интернета и тем выше социально-психологический уровень городского сообщества, его естественное поведение.
  Человек, снимающий на смартфон, действительно имеет как бы свой "ex libris" (то есть собственную библиотеку, электронную). Он вполне может не "проплачивать" такой экслибрис на улице (то есть просто не помещать снятое в социальные сети и не отвечать за это, не помещая), но он может участвовать в "экслибрис-бизнесе" остальных людей, ведущих активную социальную жизнь в "поле улицы" (в первую очередь в области гуманитарной). Озападнивание советской фундаментальной гуманитарной науки, как представляется, привело к романтизации собственной, российской цивилизации и в том числе к антирисковой "стратегии" - спрятаться на природе, а также в области родного языка (а здесь образцы сегодня дают прежде всего СМИ). Поэтому можно предположить, что обычная широкая эрудиция принимает форму образования, или ассоциируется с образованием, притом она может оказаться в текущей жизни неактуальной и ненужной. Интеллектуальная адаптация, скажем, москвича или москвички, к прежде всего общественной среде - часто фантазийная, связанная с выборочным чтением по "подтемам" (то есть более или менее мелким темам) в интернете, связанная также с природой и животными. В данном контексте даже история России (не говоря уже об истории, скажем, США и других стран Запада) - это своего рода "информация с доставкой", имея также в виду скидку на историческую ретроспективу, и этот, казалось бы, прозрачный информационный "сервис" порождает неверие - но в то же время оживляет (и уже с начала 1990-х гг.) интерес к классике историографии. Если "служба неверия", каковой представляется вся в глазах обычного человека "писанина высоколобых ученых-гуманитариев", есть проявление "двойных стандартов", то естественным образом в широкой социальной среде идет поиск родных корней, а также доверительного общения на родном языке.
  Что касается современной российской гуманитарной культуры, то можно сказать, что на фоне развала бывшей, так называемой марксистко-ленинской науки, даже просто удачная современная курсовая работа студента становится книгой. И при этом содержание той же пропаганды как бы дезархивируется, а власть все больше и больше зависит от исторического времени, которое, в свою очередь, "тянется" за счет информационной загруженности. Но при этом, имея в виду, что "вечным студентом быть приятно", информация в России все меньше и меньше отрывается он конкретного человека, что порождает сопротивление навязчивым "матрицам", привнесенным в российскую цивилизацию извне. Если тяга к общению (в первую очередь проявляющаяся в интернете) создает в сетях "семинар семинаров", то это не может не привести к все большей популяризации СМИ, их литературизации (в первую очередь радио), что порождает своего рода "радиокнижность" - как доступность информации при активной физической деятельности (на работе, в машине, и проч.). На радио, критикующем политику Запада, в первую очередь обращаются к классической гуманитарной российской науке, во многом используя классические сочетания ("перекрестного" характера), которые задуманы как теги для чтения в интернете. Это, думается, часть "протоматрицы" 1970-х гг., так как именно "семидесятники" сейчас находятся в активном политическом возрасте. К ней могу примыкать и упомянутые выше "студенты-педагоги", которые способны делать "черные работы" в интернете и при этом не обязательно порождать "черные дыры" интернета.
  Думается, что "на улице" "двойные стандарты" пока что выглядят как одна из всемирной известных версий общественного развития, а именно та, что лишает материального благополучия граждан России как страны. Но не каждый из сидящих в социальных сетях человек признает, что преодоление "двойных стандартов" подсильно именно независимому исследователю - хотя какой-нибудь так называемый обыкновенный гений может сдвинуть этот камень в социальном сознании. Другое дело, если такие научные силы можно "высидеть" - как наседка, то есть приложить капитал, господдержку, условия научной и преподавательской работы, и проч. Но тогда "сидеть-с-кем-то" - значит "быть на виду", и притом, что если власть можно описать как отношение социальной мощи к историческому времени, можно сказать, что власть возрастает по мере сокращения исторического времени - и в первую очередь усилиями и по инициативе СМИ. Издавна считалось, что в трудную минуту "прислониться к альма-матер" - это выход из тяжелого положения, и теперь, когда в России прислоняются к "уже второй альма-матер", призывают абсолютно все известные в мире научные методики, инструментарии и опытные базы, тем самым интернационализируя мир.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"