Резникова Екатерина Евгеньевна : другие произведения.

О двойственности современного российского менталитета

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Нормальна ли жизнь в России вообще или, скажем, турбулентность коснулась ее в большей степени, чем остальные страны? Возможно, что в современной РФ источник турбулентности "свой" (например, от "переобразованности" общества, наследника "читающего" населения СССР), а не "внешний", и что она сама остается в потенциале "страной революций", как и в XX в. Но, однако, надо сказать, что любовь россиян к Родине, с падением "железного занавеса" еще в перестройку, подверглась испытанию: съездили на Запад, поняли, что там никто не ждет и стали "сами себе иностранцами", что, как представляется, привело к известному раздвоению русского менталитета. Последнее сегодня находит выражение в частности в том, что при накоплении капиталов их очень часто переводят за границу, посылают учиться туда детей и т. Д. "Сами себе иностранцы" также занимают первые места в "утечке мозгов" с территории бывшего СССР, а оставшиеся "выбоины" в России (в сфере науки и образования в первую очередь) часто являются причиной разговоров, даже на научном уровне, о несравненности и совершенно особом характере России - даже в эпоху развитой глобализации во всем мире.
  
  "Мужское" общество в России "литературизировано". Следовательно, принимая во внимание возвращение в него общинности (проникновение, в частности, деревенских традиций жизни, даже в большие города), а также то, что такое общество явно "перерабатывает", а вовсе не дает себе отдыха, можно сказать, что оно глубоко принципиально - прежде всего в силу совмещения тяги к "корням" и неведомого в СССР ритма жизни и работы. Действительно, в условиях развитой мировой глобализации, где тот же Интернет словно бы "подвешивает" людей, отрывая их от земной жизни и погружая в мир виртуальный, давая тем самым и отдохнуть, умное и "перерабатывающее", принципиальное постсоветское общество - ненормально. Объяснение этого феномена за границей - часто с помощью упоминания о сохранении традиций советского общества в РФ. Но принципиальность постсоветского общества объясняет и двойственность современного русского менталитета, так как это общество снова (как и в советские времена) имеет осознанную цель своего дальнейшего развития. И если во времена СССР это было "лучшее будущее" (коммунизм), то сейчас это - достижение более реальной цели, а именно западного уровня жизни.
  
  Представляется, что при возрождении сегодня в России интереса к "живому" общению (помимо общения по Интернету) перед людьми встает вопрос: есть ли выбор, с кем общаться, или нет, раз, так сказать, пришло время завязывать те же деловые контакты? Так, при "литературизированности" сегодняшнего "мужского" постсоветского общества сам деловой контакт, особенно в "живом" общении, содержит политический подтекст, и поэтому можно сказать, что выбор партнера в общении в известной степени облегчен. При общей ненормальности жизни в России (по сравнению особенно с развитыми странами мира) политическое, таким образом, затушевывает тяготы и испытания жизни в РФ, особенно если принять во внимание то, что центральной частью этого политического является осознание людьми себя россиянами или, в более узком смысле, русскими. Но является ли такой большой вес политического в их жизни своего рода симптомом будущей революционизированности общества? Думается, что сильная власть в РФ во многом учитывает такой момент и изо всех сил старается перевести страну и ее общество именно на реформаторские "рельсы".
   Считает ли себя умное постсоветское общество самым умным в мире? В какой-то степени да, ведь оно гонится за западным уровнем жизни и таким образом, "набирая обороты", кажется самому себе все ближе и ближе к идеалу, который, впрочем, этим обществом постигается визуально. Так, та же "литературазированность" постсоветского общества возрастает, а его "мужской" характер пока сохраняется, ведь среди интеллектуальных "поступлений" с Запада есть и весьма квалифицированный тип работ, а это - своего рода "мозговой штурм", и в первую очередь для мужского населения современной России. Уровень понимания чужой культуры, и в первую очередь западной, в России определяет уровень профессионального, а, следовательно, материального успеха людей, и сам Запад чуть ли не становится "культурной метрополией" российской цивилизации. Но является ли РФ "культурной колонией" Запада? При неполной интеллектуальной обеспеченности себя самой и при полной интеллектуальной "загрузке" в условиях глобализации - все же нет, поскольку накапливающиеся трудности жизни в России все время подталкивают человека к их преодолению, и здесь рождается собственная, можно сказать, военизированная культура, которая не только в общем равняет людей, но и вменяет им в обязанность почитать западную жизнь, чуть было не "накрывшей" страну в 1990-е гг. с появлением массового Интернета
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"