Резникова Екатерина Евгеньевна : другие произведения.

"Oст-Россия" как продукт социального опредмечивания

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  В еще не слишком богатом современном российском обществе, где в смысле духовно-интеллектуальном во многом до сих пор "берут в долг" у сильного государства, своего рода "долг-продукт", предполагающий старт и финиш самообеспечения гражданина - и прежде всего самым необходимым, неизменно возвращается тому же государству. Последнее, как представляется, становится возможным благодаря "социальным пробам" и последующим за ними "социальным отпискам" (в смысле "отчетов" и "благодарностей" властям в виде своего рода электоральных "лайков" и интеллектуальных "подработок по специальности" со стороны личности - члена российского, мужского по характеру, а, следовательно, "читающего" общества). И сказанное выше свидетельствует о том, что "точечная", индивидуальная связь гражданина с государством слабее, чем коллективная (группы граждан) - примерно как в случае, если у индивидуума, который работает один, часто "связи нет" (нет поддержки), а у группы, работающего коллектива "связь есть". Но при указанных "социальных отписках" и при наличии хорошей связи (в первую очередь с властью) "отписываются" меньше, и это свидетельствует, как думается, о возрастании аналитических способностей всего российского современного общества, а, учитывая еще не остывшее его увлечение информационными технологиями и вследствие этого Интернетом, об его элитизации. В то же время, при описанном выше процессе личность все больше и больше способна обучать все общество с его проблемами, а необходимость в недавно построенном рыночном социуме России хорошей репутации предпринимателя (в том числе начинающего), а также традиционная для страны сильная государственная власть с ее уникальной связью диктуют необходимость благоприятной "политической внешности" государства, которое в ошибочных представлениях многих бывших советских граждан то "бандитское", то "шифруется" как люди на улице, и проч. "Уверовать политически" в сегодняшней РФ значит поверить не в свою "недоизбранность", а как раз в свою избранность, поднять себя с улицы и донести личную, но общественно значимую информацию до компетентных структур. Так, "профессора" с опытом околотридцатилетнего, уже рыночного выживания России - в целом обычные люди, которые являются изобретателями новейшего пиара.
  
  Если говорить о таком явлении, как историческая память мира, то она сегодня, в эпоху "высокой глобализации" - финансово-экономическая память мира, неизбежное явление "информационного общества". И, если принимать тот тезис, что мир - россиецентричен (Россия с ее огромными природными ресурсами - это крупнейший потенциальный источник выживания планеты), а также то, что РФ с бывшими союзными республиками влились в "информационное общество" всего мира сверхскоростными темпами, сразу после распада СССР в 1991 г., можно утверждать, что именно здесь "общество потребления" эпохи современной, для которой характерно перепроизводство, наиболее сильно зависит от информации, и в первую очередь сетевой (носителем последней может являться и "сетевая потребительская корзина времени" граждан). Но "период ученичества" РФ предполагал также, как представляется, "конспективное" понимание законов мировой экономики и политики, так что, будучи страной "информационного общества", она пока имеет в Сети разновидности своего рода "политического бланка" - и в первую очередь для утверждения среди ведущих государств мира, в которых, в свою очередь, с приходом бывшего СССР в мировую экономику целиком, произошло оживление капиталистических отношений. В самой России, встретившей "обратную связь", в экономику стали втягиваться целыми семьями, и то же потребление сегодня имеет во многом гендерный характер, а "высокая глобализация", не побоимся сказать, на территории всего бывшего СССР, принимает характер "домашний" и психологически "разгрузочный" - поскольку, в частности, здесь, в окружении традиционного капиталистического мира, царствует своего рода гуманитарная самоокупаемость населения, к тому же в целом не подвластная заграничным "центрам силы" и т.п. В то же время привлекает к себе внимание вопрос о том, является ли мир и в частности территория бывшего СССР средоточием массовой рекламы. Действительно, заставив ведущие капстраны "крутиться", вошедшая в мировую экономику "1/6 суши" таким образом породила там новое рождения индивидуальной рекламы и самовопросы типа "кто же мы?", а вот на самой указанной территории, где и сама человеческая духовность в пришедшей конкурентной борьбе - ресурс, как представляется, реклама носит в основном массовый характер и адресуется в первую очередь семейным (а также и общинным) структурам общества. Таким образом, в "информационном обществе" с Интернетом массовость РФ как структурообразующий элемент "общества потребления" как бы работает на в первую очередь западного "индивидуала", что хотя бы в шутку наводит на мысль о том, что капитализм и рынок в мире в целом в будущем будет развиваться и развиваться как раз в рамках классической буржуазной традиции! Такая "аналитическая сказка" вполне может исходить от народа России, но не от ее государственной власти, но при этом "1/6" будет оставаться подсистемой "Мир-Системы" - пока, во всяком случае, Интернет не потеряет свою социальную значимость (если не всевластие); "интенсивное погружение" современной России во всемирную (и особенно новейшую) историю, хоть и "конспективное", сможет воздействовать на смену политических состояний страны, формируя "лицо государства", и в первую очередь у глубоко затронутого "социалкой" его граждан.
  
  Представляется, что молодое, сверхновое "информационное общество" современной России производит не только "политическое настроение", но и даже чтение как процесс в первую очередь передачи связи с государством и налаживания "обратной связи" с ним у индивидуума и его семьи. В то же время смена "политических состояний" при сильной или даже сверхсильной государственной власти в РФ отражается на обществе, дух которого в целом не меняется (уже около двадцати лет), а скорее меняются своего рода социальные позиции людей, из числа которых выделяются общественно значимые лидеры, что при элитизации постсоветского общества и экономическом давлении заграницы не составляет слишком уж большую конкуренцию существующим в стране властным структурам. Думается, что в РФ во многом действует механизм "заказчик-исполнитель" в лице государства и общества - хотя бы в области "производства чтения" (и "производства информации" в целом), а творческое исполнение гражданского долга как пополнение гражданина интеллекта в "информационном обществе" можно в шутку назвать "государственным фри-лансом", где используются в первую очередь профессиональные навыки лица на рабочем месте. И действительно, на место "техники выживания" тех же "лихих" 1990-х гг. приходит "высокая технология выживания", причем лидером в обучении таким технологиям остается пока что российская государственная власть с ее, в частности, системой образования. Поэтому "государственное лицо", повернутое к человеку в годы принятия тезиса о "социальном государстве" в новодемократической РФ - это лицо, на которое гражданину пока что трудно смотреть - как через "мировой информационный поток", так и через известный флер духовно-религиозного подъема (в первую очередь возрожденного православия). Но при этом можно отметить и то, что люди на улицах той же Москвы одеты в приблизительно одинаковом (скорее повседневно-деловом) стиле и не очень-то смотрят друг на друга, а значит, безопасность в обществе на уровне и оно предпочитает дисциплинированное построение беспорядочному движению - скажем, за выгодой, и проч. Пресловутая "несвобода" новодемократической России, таким образом, на деле оказывается той духовно-интеллектуальной средой, в которой в стране может вполне развиваться капитализм, известный пожилому, еще советскому поколению россиян, "мир чистогана" - а, следовательно, и западный образ жизни. Однако "доросли" россияне периода своего демократического ученичества у Запада в первую очередь до стиля последнего и также не "объедает" ли россиян "государственное лицо" как средоточие, скажем, государственной репутации и политической рекламы? Однако, при исторически недавнем и массированном вхождении России в Сеть человек отсюда так быстро наполняется информацией, что приобретает навыки и его не "объешь". И "государственное лицо" в русле гуманистического политического поведения, широко распространенного в сегодняшнем мире, есть альтернатива предполагаемой "деловой книге российского народа" как некому, но вполне государственному по своему значению, своду заповедей или же кодексу, с которым постсоветское население выходило из кризисных 1990-х гг. Развивая коллективистские традиции, "добрый арбитр", государство с его социально-политическим имиджем, как представляется, является сегодня проводником российского общества, живущего по европейским канонам, к азиатской традиции, и само общество РФ поэтому способно испытывать скорее не антиглобализационные, а провосточные политические чувства и симпатии. Духовная "Ост-Россия" как составляющая "обучающей" связи "государство-общество" в РФ и есть разновидность того критерия жизни человека, по которому делится российский "социальный пирог" и строятся социально-политические структуры - методом "социальных проб" и "социальных ошибок", пока отредактированных прежде всего в "мир-системном" электронном формате.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"