Ри Анна : другие произведения.

Гроль по имени Ладо

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Игнатенко Анна barbaris@ua.fm
  -Ладо - сказала мама, - ты уже большой гроль, пришла тебе пора устраивать свою жизнь. Зима будет долгая и снежная, еды мало. Иди к людям, Ладо.
  И я пошел. Мама смотрела мне в след и даже пошевелила на прощание ушами, но я не оглянулся. Я уже взрослый, мне совсем не страшно уходить к людям.
  Дорога впереди длинная, так что у нас есть время познакомиться. Я гроль, по имени Ладо. Мама говорит, что я ее любимый пушистый комочек, друзья считают меня забиякой, учитель Броки уверен, что меня ждет большое будущее. Сам я еще ни в чем не уверен, даже в том, что хочу жить с людьми. Конечно, маме виднее, она и сама не всегда в горах жила, но все же, все же... Я людей видел только на картинках, и совсем не знаю какие они. Да и вообще, я ни разу наши горы не покидал. Как родился здесь пятнадцать лет назад, так и жил по сей день. А теперь вот ухожу. Потому что зима скоро, дороги закроет и еще десять лет никто не сможет вниз спуститься.
  Да и не захочет. Когда приходит настоящая, горная зима, гроли ложатся спать. Хорошо, что бывает она не часто.
  А вот у людей не бывает настоящей зимы. И настоящих гор у них нет. А наши горы люди не видят. Потому что они заколдованные. Или правильно говорить волшебные? Не знаю. Но горы такие же, как и гроли. Если горы заколдованные, то и гроли заколдованные... Значит не так. Значит гроли волшебные и горы волшебные. Потому что никто гролей не заколдовывал. Некому.
  Учитель рассказывал, что в мире людей есть всякие колдуны - злые, добрые, работящие, ленивые. Но к нам в горы ни одни еще не пришел. Потому что любой колдун остается человеком, а людям в наши горы дороги нет. А вот гроли могут спуститься в мир людей, и жить с ними. Если захотят.
  За всеми этими размышлениями я не заметил, как горы закончились. Шаг, еще шаг... И вот под ногами уже не сухая примороженная тропа, а каменистая дорога. Вдалеке виднеется селение, а прямо передо мной стоит человек. И смотрит на меня. И даже, кажется, потрогать хочет.
  Гроли совсем не такие как люди. Люди умеют много такого, что гролям недоступно.
  Например, люди умеют разговаривать. А гроли нет. Гроли умеют думать.
  -Ой. - сказал человек.
  Я прислушался. Надо сказать, что уши у гролей есть. В горах много всяких звуков, и мы очень любим их слушать.
  -Ага - сказал человек.
  И потрогал мое ухо.
  -Ты кто? - спросил человек.
  И я задумался.
  На уроках нам объясняли, что люди не умеют думать, так как мы и, поэтому, понять друг друга гроль и человек не могут. Так что люди думают, что гроли - это такие зверьки. Маленькие и безобидные. Когда человек встречает гроля, он, чаще всего, берет его к себе в дом, ухаживает за ним, кормит, расчесывает. И очень любит его. Гроль тоже любит своего человека. А еще гроль помогает людям, только те об этом не догадываются.
  -Ты, наверное, не умеешь разговаривать, да? - человек растерялся.
  Тут я понял, что передо мной человеческий детеныш. И обрадовался!
  Гроли очень много знают о людях. У нас в школе есть такой предмет "Люди и их жизнь". И учитель специально указывал, что дети - маленькие люди - очень отличаются от больших. Маленькому человеку можно объяснить много такого, что большой человек не поймет.
  Например, имя. Маленькому человеку я могу показать, как меня зовут. Если он умеет читать, конечно.
  
  Через несколько минут мы с Брайаном шли по дороге в сторону его дома. Человечек бодро размахивал руками и ногами, я семенил на лапках и, иногда, подпрыгивал. Дома, в горах, я бы шел совсем не так. Там мне не пришлось бы ограничивать себя маленькими пушистыми лапками. Но здесь, рядом с детенышем, я честно старался быть маленьким зверьком.
  Наконец мы досеменили-доскакали и мальчик - я уже успел понять, что передо мной мальчик - бросился на встречу большому человеку, выглядывающему из калитки.
  -Мама - закричал Брайан, - посмотри, кого я нашел!
  Большой человек с любопытством наклонился ко мне, а я загрустил. Мама... моя мама сейчас устраивает гнездо для маленьких, плотно закрывает окна и готовится пережить горную зиму.
  -Ты знаешь кто это? - Мама Брайана улыбалась
  -Знаю! Это Ладо! - мальчик произнес мое имя так, как я его написал палочкой на земле.
  -Нет - мама отрицательно покачала головой. - Это гроль. Это такой зверь. Они редко выходят к людям, так что тебе повезло. Как ты его назовешь?
  -Его зовут Ладо...
  Удивленный Брайан не мог решить - сказать маме, что зверь-гроль умеет писать, или... Я чуть повернул голову на бок и хитро подмигнул ему, как делал при разговоре с другими гролями. Так ли надо маме знать, какого зверя привел домой Брайан? Конечно, старших обманывать не хорошо, ну так мы и не обманем! Мы просто не скажем, да человечек? Конечно, Брайан не гроль, но он оказался очень сообразительным!
  -Я называю его Ладо!
  -Хорошо, малыш, пусть будет Ладо. - Мама повернулась ко мне - ну что гроль Ладо, добро пожаловать в дом?
  
  Так я нашел своих людей.
  Семья у Брайана, по меркам гролей, была небольшая: он, мама, папа и маленькая Алика. Маму звали Мэди, папу Фредом. Брайана - Брайаном. Вечером, мама Мэди рассказывала детям, кто такие гроли, и почему хорошо, когда гроль живет в доме.
  Во-первых, мы добрые и любим людей - правда.
  Во-вторых, если мы живем в доме, то никакие мыши-крысы-тараканы в доме не заведутся - тоже, правда: мы, гроли, считаем, что дом не для зверей.
  В-третьих, в отличие от кошек на нас не заводятся блохи. Услышав это, я чуть не поперхнулся булкой, которую жевал: если я не пускаю мышей в дом, то зачем же мне пускать блох в свою шубку?
  В-четвертых, мы очень веселые и игривые создания. Вот, например если дать нам мячик, то мы будем с ним играть, прям как люди!
  Я не выдержал и зафыркал, раскидывая крошки. Мы!!! Как люди!!!! Да я играю в мяч лучше, чем любой человек! Брайан, очень обрадованный рассказом мамы, помчался за мячиком, а Алика подползла ко мне, и погладила по шерстке. Ручки у девочки были маленькие-маленькие, глазищи синие, как горы зимой, а волосики топорщились во все стороны. Я поднял лапку, и аккуратно пригладил ей локоны. Девочка заулыбалась, и тоже погладила меня по голове. Я подогнул лапы и сел прямо на пол, окончательно став похожим на пушистый пенек. Алика засмеялась и дернула меня за ухо.
  -Али, нельзя - строго отдернула ее мама Мэди. - давай я тебя дерну за ухо. Тебе понравится?
  Растерянная девочка засунула пальчик в рот, и принялась методично его сосать. В общем, мне было не очень больно, уши у меня крепкие, но раз мама сказала, что нельзя... Я поймал себя на том, что воспринимаю маму Мэди как свою. А, впрочем, так ли это плохо - мама, она мама и есть.
  Вернулся Брайан с мячом, и мы немного покидали им друг в друга. Потом мама налила детям молока. Алика тут же вручила свою чашку мне. Я никогда не такого не пил - у нас в горах нет коров - но, козы иногда делятся с нами молоком, так что я знал, чего ждать. Бережно взял чашку в лапы и немного отхлебнул. Мама Мэди очень заинтересовалась происходящим, но вручить Алике новую чашку с молоком не забыла. Подождав пока все - и я в том числе - допьют вкусную белую жидкость, мама велела отправляться спать. Мне выделили уголок в детской на полу, но не прошло и пяти минут после того, как мама ушла, пожелав всем спокойной ночи, как Брайан позвал меня.
  -Ладо? Ладо, иди спать ко мне.
  Я задумался. В принципе, это не правильно - показывать мальчику, что я понимаю человеческую речь. Но, он уже не сказал маме, что я умею писать, так что и об этом, наверное, не скажет. Я подошел к кровати и, цепляясь когтями, забрался к мальчику.
  Уснул я почти мгновенно. Снилась мне мама. Будто сидит она с мамой Мэди за столом, пьет молоко и рассказывает, что вообще-то я гроль уже большой, но, иногда, люблю пошалить и вообще, хорошо бы за мной присматривать, а то два мальчика в доме шалить много будут. Я даже обиделся немного на маму - ну почему же присматривать? Это я буду за своими людьми присматривать, и помогать им буду. Но не стал ничего говорить, а просто сидел и смотрел на нее.
  Проснулся я на рассвете, оттого, что кто-то стоял рядом с кроватью. Это мама и папа Брайана внимательно разглядывали, как спит их малыш, крепко обхватив непонятного гроля.
  -Ты уверена, что это безопасно? - обеспокоенно шептал папа. - Ведь мы не знаем, что это за зверь, может он кусается,
  -Нет - тихонько возражала Мэди, - никто не кусается. Он, конечно, любит пошалить, но вообще хороший ма... зверек. Брайану давно был нужен такой друг.
  Они немного постояли молча, и ушли, а я заснул опять. Больше мне ничего не снилось.
  
  Брайан собирался в школу, а я внимательно разглядывал, что именно он положит в свой ранец. Ручки, карандаши, тетради, две книжки... Краски для рисования. Потом Брайан начал что-то искать.
  -Алика, - спросил он - ты не брала линейку?
  Алика сонно захныкала. Брайан повторил вопрос и попытался поискать что-то у девочки под подушкой.
  Что такое линейка, я не знал. Но, явно это что-то, имеющее отношение к школе. А как пахнут школьные вещи Брайана, мне уже известно. Так что все просто! С этой мыслью я принялся вытаскивать из всех углов разные вещи, пахнущие школой.
  За следующие полчаса были найдены: коробка от перьев, полпачки печенья, маленький пупсик (Алика сразу его забрала, а я задумался, почему же он пах школой?), стопка цветных фишек - что Брайана очень обрадовало, и тетрадь по арифметике - а из-за этого он страшно расстроился и поспешил спрятать ее обратно. Потом в комнату заглянула мама, и с извинением вручила Брайану плоскую деревянную пластинку, сказав, что брала его линейку померить дочке ножку. Брайан милостиво принял извинения, и, кинув принесенное в ранец, заторопился в школу. Я остался дома, и решил обследовать свое новое жилище. Начал с уже знакомой мне детской. Две кровати, шкафчик с одеждой, тумбочки. Угол с игрушками.
  До обеда я больше ничего не обследовал. Сколько у человеческих детенышей игрушек! У гролей никогда такого не было. Наверно потому, что если маленькому гролю нужна игрушечная зверушка, он может заколдовать настоящую, и поиграть с ней. А человеческие дети так не могут. Мне самому было странно, что я так увлекся перебиранием чужого добра. Мама Мэди одела Алику и ушла с ней гулять, потом вернулась, а я так и не продвинулся никуда из заветного угла. И ведь большой уже гроль, а не мог устоять перед детскими забавами!
  -Что ты здесь устроил, негодник, - это на меня наткнулась мама Мэди - ну-ка быстро на улицу, я тут убирать буду.
  Я с сожалением отложил куклу, одетую в платье с десятком пуговок, и потопал на улицу. Понимаете, у нас ведь нет одежды, я только на картинках видел, что это такое - пуговицы. А тут столько сразу. И разных! Вот я и застрял.
  На улице было тепло. Где-то вдалеке кричали мальчишки, среди них и Брайан. Покрутив ушами из стороны в сторону, я отправился искать мальчиков. Через несколько минут тропинка привела меня на школьный двор. Стараясь не попасться никому на глаза, я нашел щелочку в заборе.
  Человеческая школа похожа и не похожа на нашу. Дети носятся по двору так же, как и маленькие гроли. Но есть одно отличие - они кричат. Гроли не умеют разговаривать и, поэтому, игры на школьном дворе у нас тихие. Правда, не совсем - смеяться гроли умеют. Но не так как люди, а тоже тихо. Вы бы назвали это фырканьем.
  Итак, я затаился и наблюдал как мальчики - школа была только для мальчиков - носятся по двору кругами, сталкиваются, прыгают с разбегу на лавочки, и через лавочки. Неожиданно прозвенел звонок - перемена закончилась, и ученики потянулись в здание. Пристроившись в хвосте, я зашел следом. Меня никто не заметил - гроли умеют быть незаметными.
  В классах оказалось тоже все не так, как у нас. У гролей нет парт - мы сидим на полу. У нас нет ручек и карандашей - они нужны только тогда, когда мы изучаем людей. У нас учитель молчит свой вопрос, а ученики молчат во время ответа. Только фыркают иногда - то есть смеются. А тут... эх! До чего же по-другому!
  Шел урок рисования. Два десятка мальчиков рисовали вазу с яблоками, украшающую учительский стол. Протопав тихонечко между партами, я заглянул в альбом к Брайану. То, что я увидел, меня очень удивило.
   Гроли не умеют рисовать как люди. Если мне надо показать что-то другому гролю, я нарисую волшебную картинку в уме, а он увидит. Когда учитель рассказывал нам о картинах и о художниках, я никак не мог понять, зачем люди рисуют. Мы с друзьями обсуждали это и пришли к выводу, что это такое развлечение. Игра для маленьких. Во взрослых людей, занимающихся рисованием, мы просто не поверили. А оказывается, это так серьезно! И красиво...
  Брайан рисовал очень хорошо. Конечно, изображение на бумаге ничуть не напоминало вазу, но это не важно. Он верил в то, что рисует вазу! И пусть изгибы были неправильными, а яблоки получались слишком желтыми.... Мне нравилось. Наверное, потому, что Брайан очень старался! Когда рисунок был готов, я почувствовал гордость за своего человечка!
  Но оказалось, что учитель с моим мнением не согласен. Взяв лист бумаги, он недовольно уставился на изображение.
  -Брайан - слова у него получались длинные и мокрые, как кисточка. - Брайан, посмотри на вот это.
  Он указал пальцем на вазу. Брайан послушно перевел взгляд.
  -Скажи мне, какого она цвета?
  -Синего - смущенно ответил мальчик.
  -Именно! - нехорошо обрадовался учитель - А у тебя, какого цвета?
  -Синего. - растерялся мальчик
  Учитель приподнял брови. На его лице появилась ехидная улыбка.
  -Класс, внимание - сказал учитель - посмотрите, похоже ли то, что нарисовал Брайан на то, что стоит у меня на столе?
  И начал медленно поворачивать рисунок.
  То, что произошло дальше, моя мама назвала бы шалостью, учитель Броки неоправданной оплошностью, а люди... Люди назвали бы это чудом. Поняв, что сейчас Брайану будет очень неприятно и обидно, я решил защитить своего человека, и, за мгновение до того, как изображение должно было оказаться рядом с оригиналом, изменил вазу. То есть я хотел изменить нарисованную вазу. А изменил настоящую.
  В общем, я добился нужного результата - ваза нарисованная и ваза фарфоровая были одинаковыми. И даже яблоки были одинаковыми. А то, что я ошибся с объектом... ну, значит, то, что нарисовал Брайан, было более настоящим. Вряд ли это я ошибся. Правда-правда.
  Люди смеются очень громко, особенно, когда это маленькие люди. Бедный учитель сейчас же убрал покореженную вазу под шкаф, а рисунок отдал Брайану. Потом он сел за стол и сделал вид, что ничего не случилось. Когда прозвенел звонок, дети с шушуканьем сложили рисунки к нему на стол, пытаясь исподтишка взглянуть на результат моего волшебства, и покинули класс. Я вышел вслед за ними и, обогнав мальчиков, встретил Брайана у ворот.
  -Ладо - закричал мальчик, - мама! Алика! Вы не поверите, что сегодня было!
  Я попытался куда-нибудь спрятаться, но потом вспомнил, что здесь нет другого гроля, который может объяснить произошедшее, и успокоился.
  
  -...а потом господин Тибор повернул мой рисунок и сказал, чтобы все сравнили его с вазой! И оказалось, что на столе стоит такая же ваза, как я нарисовал!
  -Значит, ты старался, и у тебя хорошо получилось. Учитель похвалил тебя? - мама ласково улыбалась.
  -Нет - растерялся Брайан. - Не похвалил. А вазу спрятал. Но они действительно были одинаковые!
  -Конечно, малыш. Идем обедать.
  И мы пошли обедать.
  Что сделал учитель Тибор с вазой, я не знаю.
  
  Вечером Брайан делал арифметику, а я, усевшись на краю стола, расстраивался от невозможности ему помочь. Должен сказать, что мой человек был совсем маленьким - ему еще не было десяти лет, так что все уроки, которые ему задавали на дом, я бы сделал намного быстрее. Вот только письмо... Я умею писать, но плохо, а ведь все решения и ответы надо записывать!
  -"Возьмите из корзины семь яблок", сказала госпожа Барт детям "и разделите между собой поровну". - читал Брайан условие задачи. - "сколько яблок досталось каждому, если детей у госпожи двое? А если к ним в гости пришли еще двое детей госпожи Миллер?"
  Надо сказать, что условие читалось уже третий раз, и мне порядком надоело это нудное гудение под нос. Спрыгнув со стола, я нарисовал в воздухе семь яблок и дернул Брайана за штанину.
  -Ладо, я не могу сейчас играть, мне надо уроки делать. Возьмите из корзины семь... Ой!
  Это я не выдержал, и ущипнул человека.
  -Ты что, больно же! Прям как Алика!
  Наконец Брайан оторвал взгляд от тетради и уставился на семь висящих в воздухе яблок. Я немного побаивался его реакции. Я опять поступал неправильно - показывал человеку, что именно я умею делать, но нельзя же столько времени тратить на такую простую задачку! Я не хочу, чтобы мой человек был глупым!
  Мальчик, конечно, удивился, но необходимость найти решение настолько увлекла его, что он без вопросов воспользовался предоставленной возможностью.
  -Ага. Если детей двое... Три каждому, и еще одно остается... то есть три и половина каждому! Так и напишем!
  Второе условие заняло немного больше времени, но когда я продемонстрировал, как яблоко распадается на четыре части, второе решение не заставило себя ждать. Захлопнув тетрадь, Брайан мгновенно вскочил.
  -Ура!!! Ладо, хватай мяч, и бежим!!!
  В дверях он притормозил.
  -Спасибо за яблоки.
  Я порадовался, что остался в школе невидимым, а то бы он очень быстро догадался, что ваза стала похожа на рисунок именно с моей помощью.
  
  Я проснулся среди ночи с каким-то неприятным ощущением. Не открывая глаз, принюхался. Пахло теплым молоком, которым нас поила мама Мэди, запахом костра (ах как хорошо, что люди знают огонь!), травами, сушившимися на чердаке. Обычные, домашние запахи.
  Я жил с людьми уже две недели и очень скучал по своим. Мне не хватало маминого фырканья, постели из сухих листьев, укоризненной улыбки учителя... Однажды я даже решил вернуться, но вдруг представил как будет искать меня Брайан, как расстроится Алика, как мама Мэди будет стоять и смотреть в ночь, сквозь открытую дверь. И остался. Гроль не бросает своих людей, не для этого он спускается с гор.
  Окончательно вынырнув из сладкой дремы, я понял, что не так. Сквозняк. Где-то была открыта дверь или окно. И, хотя на дворе стояла ранняя осень, а для меня так вообще лето, но маленькая Алика всегда раскрывается по ночам. Так что надо вставать.
  Спрыгнув с кровати, я потопал в сторону двери, стараясь не шуметь. Вышел в коридор и пошел по пути, указываемому тоненькой струйкой прохладного воздуха.
  Открытой оказалась кухонная дверь. Может, мама Мэди плохо накинула крючок? Притянув нарушительницу к косяку, я аккуратно запер ее и отправился в спальню. Очень хотелось спать - вчера я наконец-то научил Брайана и его друзей грольской игре в мяч, и смог основательно попрыгать. Проскользнув в очередную незакрытую дверь, я остановился как вкопанный - в комнате были чужие. Двое. Один из них крепко держал спящую Алику, второй связывал вырывающегося Брайана.
  Не буду скрывать, я растерялся. Происходи такое в моем доме, приди плохие гости к моей семье, тогда бы я знал что делать... Но с людьми? Нас не учили на уроках, что можно делать со злыми людьми, а что нельзя. Может, стоит позвать родителей? А если кроме этих двоих в доме есть еще кто-то?
  Оглянувшись на меня, грабитель отвлекся, и мальчик укусил его за руку.
  -Ладо! - вскрикнул мальчик.
  Разбойник ударил его.
  
  -А потом в комнате оказалось чудище! Да-да, огромное чудище с вооот такими когтями! Оно как подцепит этого в маске, как запустит им в окно! А второй, который Алику держал начал кричать, "не подходи, не подходи!". А громадина как пнет его ногой! И Алику рукой у него так хвать! И в кроватку ее так бережно положил. А тут ты, папа, прибежал.
  Брайан, прижимал к глазу кусок сырого мяса и, в который раз, пересказывал перепуганным родителям историю неудавшегося похищения. Осталось непонятным, то ли пришедшие действительно хотели украсть детей, то ли просто забрели в первую попавшуюся комнату. Я тихонько сидел в углу, стараясь не привлекать внимание. Но не тут-то было.
  -Знаешь, мам, я думаю, этого большого лохматого Ладо позвал! Наверное, это была его мама! Или папа. Потому что он же тоже маленький и его кто-то должен защищать! Как вы нас, да?
  -Да, милый, да. - мама Мэди прижимала к себе двух детей сразу и, на мое счастье, не очень слушала, о чем говорил мальчик. Я остро позавидовал этим людям.
  Как было бы хорошо, если бы моя мама сейчас могла оказаться здесь, успокоить меня и сказать, что я все сделал правильно! Сколько бы я отдал за возможность услышать, что своих людей надо защищать так же, как и свою семью. Что нет никакой разницы, кому причиняют зло - твоему родному братишке, или твоему человеку, и, если ты взрослый гроль, то должен быть готов защищать маленьких.
  Когда я брожу по горам, я ничуть не похож на маленький пушистый пенек, абсолютно безобидный даже для малышки Алики. Чтобы хорошо держаться на скалах, у меня есть острые когти и огромные лапы. И соответствующий рост. И теплая шуба - ведь наши горы не зря называются Зимними.
  А когда кто-то нападает на моих близких - будь то люди или гроли - я обязательно их буду защищать!
  Ночью мне приснилась мама. Она чесала меня за ушком своим огромным когтем, и говорила, что я все сделал правильно.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"