Рощектаев Андрей Владимирович : другие произведения.

Ключевская пустынь

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Очерк из цикла "Знаменитые монастыри Руси".


   Ключевская пустынь
  
   В современной Мордовии действуют 13 монастырей и около 300 приходов. По числу храмов на душу населения Мордовская митрополия занимает первое место среди всех епархий России. Краеведы подсчитали, что на этих землях в разное время действовали 42 монастыря, хотя век некоторых был недолог, и они часто упразднялись за бедностью, особенно в XVIII столетии.
   Знаменитые Санаксары расположены в западной части Мордовии. А в противоположном её конце, близ Ардатова, теплится средь бескрайних полей ещё одна исключительно почитаемая богомольцами святыня - Ключевская пустынь. Точная дата её основания неизвестна, но само чудо, положившее начало будущему монастырю, произошло в 1707 г.: на источнике явилась Казанская икона Божией Матери. Начались исцеления. При святом ключе возвели церковь. Через некоторое время образовалась мужская монашеская община, названная Казанской Ключевской. В XIX веке она была приписана к соседнему Троицкому Алатырскому монастырю. В то время здешние места относились к Симбирской губернии. Ключевская пустынь стала, пожалуй, одной из двух самых почитаемых в народе обителей Симбирской епархии. По удивительному совпадению -- или, скорее, промыслу Божьему? - история второй святыни, Жадовской пустыни, поразительно похожа. Там тоже явилась чудотворная Казанская икона, тоже в XVIII веке и тоже на источнике!
   В советское время Ключевская пустынь пережила разгром и была практически стёрта с лица земли. Остались лишь руины Казанского храма 1840-х годов, затерянные в полях. Подсчитано, что всего на Мордовской земле было до основания разрушено более 500 храмов из 600 существовавших, сожжено 35 тысяч икон, переплавлено 3,5 тысячи колоколов... А уж про отдалённую от населённых пунктов пустынь партийные идеологи, видимо, думали, что вскоре она вовсе исчезнет из народной памяти. Но даже в то недоброе время местные жители глубоко почитали святой источник, ходили к нему таясь, по ночам...
   Времена изменились. В 1993 г. монастырь официально возродился. К 1997 г. храм Казанской иконы Божией Матери был полностью восстановлен. Сейчас сюда приезжают сотни паломников, в том числе из Москвы (хотя до неё, как рассказывали -- целых 9 часов езды на своей машине).
  
   Я побывал в этих местах в феврале 2014 г.. За два десятилетия было построено уже так много, что посреди заснеженной степи меня встретила настоящая сказка! Я ехал от села Тургенево на такси: рейсовый транспорт в пустынь, увы, не ходит. Вроде бы, ничто вокруг не говорило о близости великого монастыря -- тянулись одинокие поля и редкие лесополосы. И вдруг над белой скатертью взошёл целый городок нарядных построек. Он не походил по архитектуре ни на один из виденных мной монастырей! В нём не было ни "кремля", ни чего-либо нарочито стилизованного под древнее. Вообще-то, честно говоря... если б не проглядывающие над строениями купола, издали его можно было запросто принять за красивый загородный санаторий с высокими красно-белыми корпусами. Хотя и в этой ассоциации, если вдуматься, нет ничего ошибочного: монастырь ведь и есть - "духовный санаторий израненных душ", как выражался о. Павел Флоренский.
   Справа от ворот белела многоярусная, но не слишком высокая колокольня. Её отделяли всего несколько метров от большого, яркого краснокирпичного братского корпуса. Но почему-то ни контраст цвета, ни явные диспропорции ансамбля нисколько не мешали целостному восприятию... Видимо, благодать здесь настолько сильна, что все земные "правильности" отступают на второй план перед парадоксальной неземной гармонией? По крайней мере, другого объяснения, почему мне вдруг с первых же секунд так горячо полюбилось это место, казалось бы, застроенное разностильным новоделом, я не найду!
   Очень красиво выглядели кованые створки ворот: сквозной узор из цветов и лоз. В арку вписываелся, заполняя её целиком, Казанский храм -- тех же очертаний: ворота как бы повторяли форму его купола.
   Сам храм -- типичный для своей эпохи: переходный от барокко к классицизму. Восьмерик на четверике венчала золочёная куполообразная кровля, сходящаяся к малой луковке. У алтаря, пред большой мозаичной Казанской иконой, стояла, как лампада, высокая двойная чаша фонтана... жалко, что сейчас не лето! Хотя и зимой тут чудо как хорошо.
   Внутри восстановленный из руин храм великолепно расписали в стиле древнерусских фресок. Мне запал в душу и огромный "Страшный Суд" во всю западную стену, и Господь в окружении семи архангелов в купольном своде... Ярко золотился роскошный иконостас.
   На аналое лежал увешанный крестиками чудотворный список Казанской иконы. Но это не тот явленный на источнике образ 1707 года. Прежнюю главную святыню Ключевской пустыни ещё в 1848 г. перенесли с соседний Алатырь по случаю свирепствовавшей тогда холеры. Сразу же после крестного хода с ней эпидемия в городе и уезде прекратилась. С тех пор явленная Казанская икона осталась в Троицком Алатырском монастыре (я уже упоминал, что пустынь в те годы считалась приписной к нему). Нынешняя икона -- дар Патриарха Кирилла, посетившего Ключевскую пустынь 22 июля 2011 года.
   Тогда же Патриарх освятил самое большое и нарядное здание пустыни -- Паломнический просветительский центр: с красивейшим храмом преп. Сергия Радонежского, гостиницей, библиотекой и огромной трапезной на 350 мест. Центр этот вытянулся к югу от главных врат. Самая запоминающаяся деталь его фасада -- многометровая мозаичная икона "Явление Божией Матери преподобному Сергию". То есть, учитывая храм Серафима Саровского при братском корпусе, сейчас в обители -- три церкви.
   От Казанского соборного храма пологая лесенка сбегает к часовне, что виднеется чуть ниже по склону -- к главному источнику Казанской Божией Матери, месту явления иконы.
   Протоптанная в снегу тропинка ведёт к двум другим святым ключам: "Слёзкам Богородицы" на краю оврага и Параскевы Пятницы в самом овражке, в нескольких метрах. Вот -- три самых известных родника. Они навек прославили место сие. Всего же до революции в пустыни и окрестностях било из земли 17 ключей -- едва верится, но это факт! Недаром обитель была названа Ключевской.
   Кстати, упомянутый фонтан перед алтарём Казанского храма имеет 17 струй -- по числу источников. И вода в него подаётся от главного святого ключа.
   Когда смотришь на монастырь с востока, со стороны подъездной дороги, кажется, что он стоит на гладкой, как стол, равнине. А при взгляде с запада, от родников, видишь, как высоко он воспарил. Склон здесь очень пологий, с еле заметным наклоном, зато высокий, как у дюны. Именно отсюда, с подножия, открывается самая замечательная панорама монастыря. Белый, златоглавый Казанский храм -- в центре, а два длинных, полуизогнутых корпуса за ним -- как расправленные крылья. Часовня над источником гораздо меньше храма, но из-за близости кажется одного с ним размера -- будто ещё один храм сошёл на ступеньку ниже. Богородичная пустынь обнимает тебя и видимыми постройками, и невидимой благодатью, и от этого становится как-то особенно покойно на душе. Здесь ты под каким-то почти зримым Покровом. Отсюда не хочется уходить. Здесь -- непередаваемо хорошо!
   Я заходил в две часовни-купальни. Внутри поражало ощущение чистоты и свежести, морозного крещенского духа. По стенам и сводам склубился роскошный мохнатый иней, похожий на вековую изморозь Кунгурской пещеры. Рассыпались искристые перья. Заиндевели и опушились иконы, словно их так специально нарядили. Вешают же летом цветочные венки на образа... а здесь зимой соткались в узоры белые лепестки. Снаружи стоял поклонный крест, тоже весь увешанный иконами.
   Места эти очень напомнили мне Аркатово под Казанью -- укромный святой уголок, где тоже в XVIII веке явилась на водах чудотворная Богородицкая икона. Где так же бьют в овражке близ храма три чтимых в народе ключа. Те же поля, те же незамерзающие ручейки от источников, та же верба и тальник над ними, те же поклонные кресты... Атмосфера святых мест вообще -- похожа!
   Я слышал в монастыре рассказы о многочисленных исцелениях на источниках в наши дни. Например, вылечилась от тяжёлой внутренней болезни инспектор Санэпидемстанции, проверявшая воду в ключах накануне приезда Патриарха в 2011 г.: ей посоветовали окунуться и она нехотя согласилась. Бывали случаи, когда люди приходили на костылях, а уходили своими ногами.
   Измученные духовными и физическими недугами, истосковавшиеся по долгожданной встрече с Богом люди искренне, чисто, не по-фарисейски ждут чуда. "Всё, чего ни попросите с верой, исполню".
   С удовольствием рассказывают в обители и о прозорливости 78-летнего архимандрита Илариона (Царёва). Люди вспоминают исповеди, на которых батюшка зачастую вдруг сам называл людям забытые ими грехи. Большую часть жизни он был строителем, дослужился до высоких должностей в Минстрое СССР, а уж потом, как сам говорит, "занялся домостроительством души". 16 лет подвизался в Почаевской лавре. Вот уже 21 год занимается восстановлением Ключевской пустыни.
   У отца Илариона множество духовных чад по всей России. К сожалению, мне самому не довелось с ним встретиться -- престарелый архимандрит в те дни болел и никого не принимал. Но я слышал, с каким почтением (можно даже сказать -- почитанием) люди отзывались о нём...
   Есть святыни сугубо "народные" - не вписанные в большую всероссийскую историю, не привлекающие искусствоведов и светских туристов, зато привлекающие богомольцев: тысячи людей, едущих именно за духовной помощью. Такова современная Ключевская пустынь. Воскресшая из небытия.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"