Рощектаев Андрей Владимирович : другие произведения.

Оранский монастырь

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Оранский монастырь
  
  Когда-то, без преувеличений, главной иконой всей Нижегородской земли была Владимирская Оранская. Благодаря ей, одноимённый монастырь примерно в 70 км от Нижнего и в 40 от Богородска три века оставался крупнейшим центром паломничества: началом и концом едва ли не самых больших во всей дореволюционной России крестных ходов...
   Но теперь, как ни странно, мало кто в нашей стране даже слышал о таком удивительном месте. Название знаменитого Богородицкого монастыря произошло вовсе не от "Оранты" (одного из самых распространённых греческих "имён" Богородицы!), а от Орана поля, то есть расчищенного, распаханного места. Очень символичное совпадение... вернее, созвучие! Оранский монастырь, по меркам Нижегородчины, не назовёшь ни слишком молодым, ни слишком древним. Он образовался в XVII веке, после Смутного времени, на тех землях, где русские переселенцы (уже далеко не в первом поколении) соседствовали с мордвой, всё ещё пребывавшей в язычестве.
   Предыстория обители началась с того, что Нижегородский дворянин Пётр Андреевич Глядков получил исцеление от тяжёлой болезни по молитвам пред Владимирской иконой Божьей Матери в Успенском соборе Москвы. В благодарность он решил заказать список с этой иконы. Изограф Григорий Чёрный выполнил список в 1629 году. Но, в отличии от оригинала, добавил по просьбе заказчика под образом Богоматери ещё малые изображения Святителей Московских Петра, Алексия и Ионы, мучеников Черниговских Михаила и Фёдора, царевича Дмитрия Угличского и блаженных юродивых Василия, Максима и Иоанна (Святые были тезоимениты заказчику, его сыновьям и родственникам). Пять лет икона пребывала в доме Глядкова, после чего ему явилось сонное видение с повелением основать храм Богоматери на указанном во сне месте. Через три недели, гуляя по окрестностям, он узнал это место, причём, оно было залито неземным светом. Сказание повествует, что место сие именовалось Словеновой горой... но со всей ответственностью могу сказать, что горы в нашем смысле там нет и в помине: монастырь стоит на гладкой, как стол, равнине. Судя по древности названия (сохранились аналогии в Псковской, Новгородской земле), возможно, здесь когда-то была крохотная искусственная горка, на которой в языческие времена славяне справляли свои обряды... но это только моё предположение. По крайней мере, сейчас здесь - ни "горки", ни горы!
  Гораздо чаще место называли просто Ораным полем. Так или иначе, именно тут по благословению патриарха Иосафа на средства Глядкова в 1635 г. был выстроен деревянный храм. Появилось 8 первых монахов. Одновременно начались исцеления богомольцев от перенесённой сюда иконы. Патриарх повелел провести тщательное расследование, по итогам которого зафиксировано более 500 таких чудес.
   В 1642 г. Пётр принял постриг с именем Павла, после чего управлял новооснованной обителью 23 года - отписал ей и большую часть своего имения. Господь сподобил 80-го Павла мученической кончины. На монастырь напали разбойники. Отец Павел пытался подняться на колокольню и ударить в набат, но его заметили, схватили и поволокли за ноги по крутой лестнице, от чего престарелый монах погиб. Погребён он был на территории обители, но точное место захоронения с XVII века забыто.
   Вскоре после этого, с переселением русских крестьян и основанием при монастыре села Оранки, нападения разбойников прекратились.
  Благодаря почитанию иконы обитель начала процветать. Особая слава к ней пришла после страшной всероссийской эпидемии чумы 1771 г. Нижний Новгород получил избавление от болезни только после крестного хода с Оранской иконой. В воспоминание этого чуда многодневный и многотысячный ход из Оранок в Нижний ежегодно повторялся в течение 157 лет, до 1928 г. В 1901 г. наблюдатели насчитали до 40 тысяч участников шествия. Один из таки крестных ходов описал Короленко.
   Пожалуй, ни одну чудотворную икону России не носили так много. Говорят, что в самом монастыре она пребывала только несколько недель в году. Всё остальное время - "в трудах".
  Оранский монастырь расположен как раз в середине треугольника между Нижним, Павлово и Арзамасом. И во все эти три города были установлены ежегодные крёстные ходы с конца XVIII века.
   Позже в миссионерских целях учредили ещё колоссальные по продолжительности ходы к старообрядцам (в Нижегородское Заволжье) и к язычникам в Мордву. В народе даже выделяли так называемый "мордовский осенне-зимний" "мордовский весенний" и "мордовский летний" крестный ход. При таком избытке странствий даже пришлось выполнить точную копию с иконы: разные её списки порой выходили из монастыря в один день, но в противоположных направлениях.
   Целая эпоха в истории Нижегородской губернии так или иначе прошла под знаком этих великих крестных ходов.
  Максимальный расцвет Оранская обитель пережила в XIX веке: к этой эпохе относится и весь её архитектурный ансамбль. В 1809-19 гг. Построен главный Владимирский собор, а в 1830-35 гг. храм Рождества Богородицы.
  В 1866 г. монастырь, ранее заштатный, официально возвели в самый высокий I класс. В нём насчитывалось до 200 человек братии: по меркам мужского монастыря, почти невероятный для России показатель. В августе 1918 г последний настоятель архимандрит Августин был расстрелян вместе с 15 братьями. Формально монастырь ещё существовал несколько лет как "религиозная община". В 1928 г. он был закрыт окончательно (почти точно к 300-летию чудотворной иконы!).
  
  
  
  
  
   В советскую эпоху в разные годы тут размещались то детская, то женская колония, то ЛТП для алкоголиков. Во время войны - лагерь для военнопленных, где помимо 12 тысяч солдат и младших офицеров содержалось до 25 генералов, в том числе генерал - фельдмаршал Паулюс. Естественно, всё было переделано и осквернено. Старожилы вспоминают 5-ярусные железные нары в соборе...
   В полуразрушенном виде обитель вернули церкви только в 1993 г. На следующий год была возвращена главная святыня - чудотворная икона Оранской Божией Матери. Реставрация монастыря заняла в общей сложности больше четверти века. Только 8 сентября 2011 г был вновь освящён Владимирский собор, а в 2012 г. - соседний Рождества Богородицы.
  В 2013 г. - третий храм св. апостолов Петра и Павла.
  В 2016 г. новый надвратный храм во имя преп. Нектария Киево-Печерского (настоятель монастыря с 2004 г. - игумен Нектарий, и это его небесный покровитель).
   Так окончательно сложился в нынешнем виде один из самых великолепных и незабываемых церковных ансамблей Нижегородской митрополии.
  
  Мы с другом ездили в Дивеево и Нижний и на полпути между ними решили свернуть в Оранский монастырь, о котором я много читал и слышал, но ни разу не был. После длительной поездки на нас буквально обрушилась невыразимая тишина. Вся суета оборвалась. "Это" не передать словами, но ясно одно: мы попали в столп благодати, как час назад попали на машине прямо в столп ливня, спасательный после жары.
   Есть праздники календарные, а есть географические. В Праздник можно попасть вне времени. В него можно просто въехать.
  Бывает ли в богатом калейдоскопе года что-то более замечательное, чем пасмурный день в самом середине лета, после жары... Это небесное умиротворение под названием "дождь" ещё и расцветили, как ёлку игрушками, многочисленные купола. Короткая июльская пасмурность превратилась в Покров. А маленькие полузабытые людишки Оранки - в невидимо стоящую на всей земле Оранту.
  Дождь сейчас шёл где-то вдали: казалось, его нарисовали на небосклоне, как на фреске. Но в самом монастыре было пасмурно и сухо- казалось, он таинственно притих под самым красивым небом, какое только можно придумать. Иногда вырывалось солнце и фантастически ярко возжигало купола на фоне туч, делая пейзаж каким-то уж запредельно прекрасным.
  Если Бог и являет себя людям, то вот таким зримыми чудесами.
   Тихо-тихо мерцал в фиолетовом грозовом небе всеми своими золотыми лампадами то ли гигантский подсвечник, то ли малый городок. Небо - это всегда икона. Только мы обычно редко об этом задумываемся... лишь когда пред ней поставлены свечи, ошибиться уже невозможно.
  Сколько раз замечал: в таких особых местах, как Оранки, и небо особенное. Точнее, особенным становится наш взгляд на него. Небо -Нерукотворная икона и архитектурный светильник самым естественным образом стоит перед ней.
  Ласточки поселились в монастырских воротах, прямо на висящих по стенам фонарях. Арка с замечательной акустикой встречает каждого входящего своеобразной пискливо-ласковой мелодией. А первый, кто виден из длинной арки в самом монастыре... Николай II. Удивительно живой памятник практически в натуральный рост стоял за воротами у подножья колокольни (сама колокольня из-за огромной высоты, целиком, ярус за ярусом, вырастала перед тобой только тогда, когда ты уже полностью выходил из арки).
   На цоколе памятника выбита надпись: "Передайте всем, что зло, которое в мире, будет ещё сильнее, но не зло победит зло, а только любовь (Государь Николай II").
   Солнечно-жёлтая колокольня похожа на дивеевскую, только, в отличии от неё, стоит на очень тонком основании, будто вырастает прямо из земли. У неё нет ни колонн, ни орнаментов - только многочисленные равноконечные кресты выложены по всем четырём фасадам. Строгая и величественная, с подчеркнутой устремлённостью в небо. Отвесный столп золотистого света.
  Позже, я узнал секрет этой колокольни. Хотя она кажется старинной, и монастырь уже невозможно себе представить без неё - на самом деле, она возведена в наше время.
  Правда, на фундаменте прежней, взорванной 1937 г. Но прежняя была вдвое ниже и состояла всего из двух ярусов. Так что "уголок Дивеево" был перенесён сюда сознательно и всего несколько лет назад. В остальном ансамбль монастыря полностью, до деталей, сохранился с XIX века. Все постройки относятся к одной эпохе, стилю и единому архитектурному замыслу. Не так уж часто подобное встретишь.
   В храмах - красота и простота того "лёгкого" провинциального классицизма, которое очень отличается от претенциозного петербургского и западноевропейского.
  Нежные, неброские, но при этом разнообразные краски сформировали "архитектурную радугу". Жёлтая, как солнце, колокольня, белый летний собор и голубой зимний, многочисленные светло-зелёные и ультрамариновые жилые корпуса.
  Мягкая, прохладная, как бы мерцающая цветовая гамма, дополнена великолепными клумбами и газонами. Бывает, в монастырях в наше время держат павлинов... а здесь весь ансамбль - "чуть-чуть павлин", как выразился один ребёнок. Если уж описывать Оранский ансамбль, то в первую очередь бросается в глаза необыкновенная гармония и соразмерность всех частей архитектурного пейзажа. Полное ощущение что это уменьшенный город: может, Петербург? может, Иерусалим?.. а может, и то, и другое. Почти все наши монастыри похожи на маленькие города... но в Оранках это чувствуется по-особому: здесь город от поля отделяет только крошечная арка с ласточками.
   Есть тут, как и в любом мегаполисе, главный "проспект" - поперечный по отношению к воротам, он соединяет оба храма, колокольню, почти все жилые корпуса и водосвятную часовню (она в самом конце проспекта). Площадь же всего "города" - около 3 с половиной га: вполне тянет на средний по размерам кремль.
   Ярче всего выделяется высотой, белизной и золотым пятиглавый Владимирский собор в самом центре. Образцом для него послужил, по всей видимости, Благовещенский собор близкого Арзамаса и очень похожий, но несохранившийся собор Саровского монастыря. Речь идёт об уменьшенной и упрощённой "копии" - но сходство общего силуэта несомненно. Это всё тот же величественный храм с 8-гранными куполами - переходный от барокко к классицизму.
  А стоящий рядом храм Рождества Богородицы - в свою очередь, значительно уменьшенный вариант Владимирского. Он составляет с ним очень живописную пару, что вообще характерно в нашем зодчестве для "летнего" и "зимнего" соборов. Один белый, другой голубой: сочетания цветов максимально близкое к облачному небу.
  В самых ключевых местах храмовые фасады украшены замечательными мозаиками с искристо-золотым "византийский" фоном: Христа, Богородицы, Николая Чудотворца. На стене из одного корпусов - большой портрет Николая II. Благодаря всем этим изображением, сам экстерьер монастыря чем-то похож на интерьер. Будто, даже выйдя из церкви, ты всё ещё продолжаешь в ней оставаться.
  В маленьком Рождество - Богородском храме внутри - гигантская люстра- хорос: огромный диск византийского типа заполняет почти всё пространство под куполом. Здесь замечательные росписи молодых мастеров из Российской Академии Художеств. Несмотря на всю камерность почти двухвекового храма, под низенькими расписными сводами чувствуется глубочайший молитвенных простор, который словно "растворяет" каменное небо.
   Водосвятная часовня - самая маленькая, но самая запоминающая деталь монастырского ансамбля. Колонны, увитые тщательно прорисованным виноградом, держали маленький полусферический купол. Причем вершину каждой из них украшала пара замечательно стилизованных павлинов. Выбор росписей не случаен. Виноград - это вечный знак Церкви Христовой ("Я Лоза, а вы ветви", - говорит Господь: Ин. гл. 15), а павлины - Самого Христа (один из древнейших символов наряду с Рыбой, Агнцем, Львом и другими раннехристианскими аллегориями). Учитывая, что весь монастырь утопал в цветах, рисунки на беседке казались частью единого цветника. Потрясающий вид из-под виноградно-павлиньего навеса открывался на могучие соборы. В центре маленькой ротонды стоял большой чан для водосвятия. В Оранском монастыре нет и не было святого источника, но эта часовня его заменяет. В установленные Церковью дни здесь служатся молебны и "освящается вод естество".
  Красота церквей и красота людей непременно совмещается в подобных поездках. Точно под павлинами у нас нежданно-негаданно выдалась замечательная "духовная беседа" с детьми лет 10-12: двумя мальчиками и девочкой. Сначала, как обычно бывает, обратили на себя внимание с шумом катавшиеся на самокатах местные мальчишки, а потом они невольно подвели и взгляд, и внимание к тихой девочке, оказавшейся очень вдумчивой и как-то глубоко, не по возрасту рассуждающей о жизни. Мама у неё работает в монастыре трудницей, а папа... "а папы у меня два, но ни тот, ни другой не приходят".
   Что ж, благослови её Господь и дай всё возможное для ребёнка счастье, несмотря даже на "двух пап, которых нет". Уж один Отец Небесный есть точно. Кстати, замечу в скобках, что видимо, хорошие люди работают в монастыре, если детям можно на его территории запросто и весело кататься. В какой-нибудь такой обители, какую описала в своей знаменитой книге Мария Кикоть, подобное страшно себе даже представить!
   И по контрасту с её книгой, почему-то стало так радостно, что у нас не всё на свете запрещено. Что у нас - новозаветная Церковь любви, а не ветхозаветная религия запретов. Что не разрешён лишь грех, прогоняющий радость, но сама Божья радость не только не запрещена, а предписана и заповедана: "...Чтобы радость ваша была совершенна" (Ин, гл. 15). Вот и исполняют дети заповедь.
  
   Уезжали мы в тот же вечер, чтоб ещё успеть в сам Нижний дотемна. Первое осмысление впечатлений происходит всегда на расстоянии. Удивительное послевкусие от одной святыни, когда находишься в другой, но поблизости. Ретроспективный взгляд на Дивеево из Оранок - тоже места особого почитания Богородицы и тоже Нижегородского.
  И день - тот же самый, 21 июля только уже вечер. "И было утро, и был вечер - день один". И до сих пор я не знаю, какой монастырь произвёл на меня большее впечатление? Огромное, всегда многолюдное Дивеево или тихие, будто под Покровом спрятанные Оранки? Как писатель я часто оговариваюсь: про какое-нибудь путешествие запросто могу сказать: "это лучшая книга года". Безусловно, поездка в Дивеево - Оранки - Нижний - "одна из лучших книг" всего последнего времени.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"