Рощектаев Андрей Владимирович : другие произведения.

Троицкий Островоезерский монастырь

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    После многомесячного перерыва историк и писатель А. Рощектаев разместил новые очерки "Арзамас" и "Троицкий Островоезерский монастырь", посвящённые на этот раз ярким достопримечательностям Нижегородской области. На очереди очерки, посвящённые Елабуге и другим интереснейшим местам России, а также новые художественные произведения. В ближайший месяц будет доработан и существенно дополнен цикл "Великие церкви малых городов". Ждём наших традиционных читателей!

  Троицкий Островоезерский монастырь
  (Нижегородская область)
   Островные монастыри, причем очень древние, встречаются не только в далеких северных краях, но и в средней полосе России. Например, в нижегородской земле - в широкой долине Оки, богатой живописными озёрами. На окраине крошечного городка Ворсмы, что близ Павлова, расплеснулось на два с половиной километра извилистое, изобилующее островками, заливами и плёсами озеро - настоящий маленький Валдай. И как на Валдае, на центральном островке стоит красивейший монастырь. По своему положению он так и называется - Островоезерский.
   Почему-то сейчас он малоизвестен, и даже в самом Нижнем, к моему удивлению, о нём слышали очень немногие. Точнее говоря, вообще никто из спрошенных не слышал ни разу. "Нет пророка в своем отечестве"?
   А я впервые случайно узнал про уникальное место несколько лет назад, во время одной из крупных православных ярмарок. Даже на фотографиях оно настолько поразило меня, что я чётко наметил: как только будет возможность остановиться хотя бы на два-три дня в Нижнем, один день обязательно посвящу поездке к Ворсменскому озеру и этому монастырю.
   Второе название озера - Тосканка. До сих пор не знаю, за что же его так прозвали! Явно не в честь провинции Тосканы. Значит, в честь чьей-то шибкой тоски-кручины... Только чьей? "Древнерусской тоски", о которой поёт Гребенщиков?.. Хотя очень трудно представить себе что-нибудь более противоположное тоске, чем то светлое настроение, которое вспыхивает от одного вида радостного, играющего, какого-то праздничного озера!
   В долине Оки множество стариц от частых перемен русла. Но Тосканка - не старица, а именно карстовое озеро. С чистейшими грунтовыми водами, заполнившими необыкновенно большую котловину от когда-то - много тысячелетий назад, - случившегося грандиозного обвала. До сих пор на дне бьют многочисленные мощные родники - воклюзы, как называют их гидрогеологи. Впрочем, есть у озера и наземная подпитка: сквозь него протекает маленькая речка Кишма. С постройкой запруды озеро стало еще больше. Сейчас его общая площадь превышает квадратный километр (1,26 км2), наибольшая длина и ширина составляют 2,5 и 0,8 км соответственно.
   Пожалуй, это самый необычный уголок природы Нижегородской области! В средней полосе России - великое множество живописнейших озер, больших и малых, но редко где встретишь что-то подобное Тосканке! За три года до описанного путешествия я специально ездил в Нижегородскую область, чтоб побывать на знаменитом Светлояре. Ну, что сказать... Знаменитое-то оно знаменитое - и по праву, - но если б меня спросили, где красивее, я бы не раздумываясь ни секунды, отдал абсолютное предпочтение Тосканке. Такого орнамента островков и плёсов и особого Китежа - не сокрывшегося, а, наоборот, восставшего из вод, - ни на Светлояре, ни где бы то ни было ещё, не увидишь.
  Задолго до прихода русских (то есть до XII-XIII веков) места эти казались людям необыкновенными, потому что даже само название "Ворсма" на языке мордвы означает "земля на воде". Своеобразный топоним, выражающий самую суть местности.
  Издали кажется, что это просто китайские рисовые поля - так часто, живописными полосами, чередуются вода и зелень, протоки и перешейки. Маленький водно-земляной лабиринт на дне глубокой долины. Красота - какая-то почти экзотическая, нереальная!.. Но весь парадокс в том, что каждая отдельная деталь в ней - типично русская, характерная для нашего родного пейзажа и ни для какого другого. В России есть такие "нереальные" места: они могут открыться внезапно за самым обычным поворотом самой обычной дороги.
  Едва успеваешь обрадоваться неожиданно, как в сказке, открывшемуся озеру, как уже видишь в самом его центре монастырь: из-за жарко горящей искорки купола его невозможно не заметить ещё за несколько километров. Изящная шатровая колоколенка (35 метров) - самое высокое сооружение на островке, но всё же главный его "маяк" - позолоченный купол небольшого Троицкого собора, почти утонувшего в зелени, будто обвязанного троицкими ветками. Чем ближе подъезжаешь, чем чётче становится силуэт и его отражение, тем больше понимаешь: это место вошло в твою жизнь раз и навсегда: и ты его долго искал - и оно за сотни километров тебя нашло. Встреча наконец состоялась.
  Два одноглавых храма и шатёр, как визитная карточка XVII века - вот и весь силуэт монастыря, видный еще на подступах к озеру, когда оно только-только начинает извилисто синеть в распахнувшейся долине. Силуэт удваивается отражением - и в знойном мареве, в солнечной дымке, кажется почти невесомым. Это маленькое видение, почти мираж - собирающий центр и всего озера, и всей долины.
  От тени деревьев и живого дуновения озера даже жара спадает, и дышится здесь во всех отношениях легко. Озеро дышит, ты дышишь. И будто небо стало ближе... может оттого, что оно здесь так широко отражается?
  Я почти физически ощутил: в невыносимой жаре, как во вражеском танке, вдруг пробили броню... и огромная, спасительная для нас пробоина - именно Версма.
  На берегу стоит живописный деревянный терем, "сувенирная" мельница, подобия овинов - гостевой дом, стилизованный под уголок древней Руси... Да, место такое, что сюда так и просится что-то подобное.
  Но как ни старайся, не придумаешь ничего более красивого, чем монастырь, от которого сейчас тебя отделяет всего каких-нибудь полкилометра ярко-голубой, почти морской по цвету воды.
  Островоезерский монастырь довольно древний: XVI века - по времени основания и XVII - по сохранившейся архитектуре. Основателем его считается старец Макарий, а первым ктитором (благоукрасителем) - князь Борис Камбулатович Черкасский. Около 1580 года пришёл на это озеро (на земли князя, с его приглашения) искавший уединения старец Макарий из упразднённого Воскресенского монастыря, что на Клязьме, на Акуловой горе. Позже "подтянулись" вслед за ним и другие монахи. Первую деревянную церковь св. Бориса и Глеба князь Черкасский построил для них просто на берегу, но потом монастырь переехал на остров (как считается, около 1588г.). Сейчас на месте Борисоглебской церкви XVI века - Никольская XIX: единственный приходский храм самого городка Ворсмы. Он очень приветливо белеет напротив монастыря и серебристо-снежно отражается в воде.
  Для посещения монастыря не нужно лодок: системой пешеходных мостиков и дамб он соединён с "большой землей".
  На сотни метров тянется изящная дощатая дорожка, поразительно напоминая в уменьшенном виде туристические дороги, проложенные на далёких отсюда Кижах. Она то смело ныряет в зелёную ткань зарослей, как нитка за невидимой иголкой, то плавными виражами скользит почти прямо над водой. То тут, то там часовни и кресты, выглядывая из-под деревьев, тихо благословляют всякого прохожего.
  Мне особенно запомнилась часовенка в честь преп. Макария Великого - чуть больше человеческого роста. Она белела под березой буквально в метре от воды. Цитаты из творений древнего святого были написаны прямо на её стенах:
  +
  "Сердце - малый сосуд, но там есть змеи, там есть львы, там есть ядоносные звери, там все сокровища порока, там пропасти; но там также Бог, там Ангелы, там жизнь и царство, там свет и Апостолы, там сокровища благодати, там есть всё...
  ***
  Человеку ничто не может вредить, вредит же только живой и действенный, в сердце обитающий дух тьмы, а потому каждый должен произвести борьбу в помыслах, чтобы в сердце его воссиял Христос.
  Преподобный Макарий Великий"
  На тыльной стороне часовни - ещё одна надпись: "Святой преподобный Макарий Великий - небесный покровитель основателя Свято-Троицкого Островоезерского монастыря схимонаха Макария".
  А деревья вокруг отражались, клубились, зеленели, синели; собирались в островки и полуостровки, словно в букеты и корзинки; башенками выскакивали из камыша, маяками отмечали выступы и повороты материкового берега или омытые с трёх сторон мысы того неровного лоскутка суши, на котором "плыл" монастырь. В одном месте дорога представляла сбой зелёный туннель чуть выше человеческого роста.
  И озеро, и остров, и деревья, и часовни - всё казалось сказочным.
  Вода - такая чистая, что видно на 2-3 метра в глубину. Можно разглядеть целые подводные леса, которые очень странно сочетаются с отражениями береговых зарослей. Чаща под чащей скользит, как мираж. Будто на водной поверхности, как на большом экране - лес, но экран совсем прозрачный, и из глубины его высвечивает второй лес. Видно, как тень и лучи чёткой, косой перекладиной делят всю водную толщу до дна, и это чудо как красиво. Сама вода имеет на глубине еле уловимый серовато-серебристо-голубоватый оттенок, характерный для многих карстовых озёр и больших родников - видимо, в ней растворены минералы. Что-то немного космическое есть в этом зрелище. Меньшие водоёмы такого цвета я видел часто. Но чтобы целое огромное озеро, сопоставимое по размерам с речными водохранилищами!.. Это настоящее чудо Ворсмы. Вот уж, действительно, "земля на воде": а ещё точнее, причудливая, неповторимая аппликация из земли и воды.
  Как из множества водоёмов монахи выбрали именно это озеро, а из многих уголков суши - именно этот островок? Вечная тайна возникновения святых мест - человеческого выбора и Божьего промысла. Как-то "свет клином сошёлся" именно на этом крошечном, но красивейшем уголке. Могли бы и не заметить. Но заметили. И освятили.
  Кажется, некоторые озёра только и ждут всю свою тысячелетнюю историю, чтоб однажды в них отразились купола, заглянул Господь...
   В таких местах чувствуешь себя, как на интерактивной карте: мысленно представляешь всё это сверху: островки, заливы, перешейки - целое море с густыми архипелагами. Монастырь - местная столица. Памятник колонизации этой островной "страны" ... колонизации, совершившейся в XVI веке - как раз (по совпадению) в эпоху Великих географических открытий. Только тут колонизация получилась совсем иного рода, чем у конкистадоров. Тут без всякой крови и завоеваний едва приметно была поставлена крохотная небесная точка на земном атласе.
   Сам монастырь - очень маленький, ну просто о-очень! Островок навеки положил предел, "запретив" ему делаться большим. Все великое редко бывает большим.
   Идешь по островным зарослям, от переизбытка впечатлений уже устав чему-либо удивляться, и вдруг из-под густой листвы сразу попадаешь на поляну, обрамлённую церквями и колокольней. Это именно поляна, потому что старую ограду монастыря давно разрушили до основания, а новую не построили: тропинка просто без всяких видимых рубежей выводит на уютный травянистый двор маленькой обители. Посреди него приветливо стоит длинный стол со скамьями - видно, для паломников (так, под открытым небом кормили когда-то в Дивеево, в первые годы после его возведения). Но сейчас здесь почему-то не было ни души. Наверное, паломники перестали ездить из-за пандемии - разве что какие-то единичные забредут, вроде меня. Тем необычней выглядела тихая обитель. Тихая в самом прямом смысле слова.
   По разные стороны поляны стоят три храма: Троицкий (главный), Михаила Малеина (под колокольней) и Казанский (чуть в стороне). Все они были возведены в конце XVII века, хотя Троицкий и Казанский после советского разорения пришлось отстраивать заново. А над Малеинским вновь складывать из кирпича по старым фотографиям изящную шатровую башню.
  +
   Про одноглавый Троицкий собор говорят, что за образец его был взят собор несохранившегося Чудова монастыря в Московском Кремле. Одна из главных святынь столицы была скопирована на маленьком островке. "Россия, отражённая в капле воды", - можно сказать про многие подобные обители. Здесь всегда находишь что-то неизмеримо большее, чем способна вместить крошечная территория.
   Под колокольней - храм в честь Михаила Малеина: небесного покровителя первого царя из династии Романовых - Михаила Фёдоровича.
   Основатели и благотворители монастыря князья Черкасские состояли в дальнем родстве с Романовыми и не раз оказывали им важные услуги. Местные жители даже сложили легенду, будто именно здесь в Смутное время прятался от врагов будущий царь Михаил Фёдорович. В отличие от Ипатьевского монастыря, Островоезерский никогда не был неприступной крепостью. Но легенды - на то и легенды, чтобы не учитывать подобные "мелочи". Разумеется, подтвердить это сказание невозможно. Но то, что Островоезерский монастырь был духовно связан с правящей династией (хотя бы в силу родства ктиторов) - несомненный факт.
   Самый красивый из трёх храмов монастыря - Казанский. На старых фотографиях видна малопримечательная одноглавая церквушка с обычной железной кровлей под малым куполком. Но реставраторы предположили, что позднейшая кровля скрыла под собой традиционную для XVII века горку кокошников, как это часто бывало. Они восстановили древний храм в наиболее вероятном первозданном виде, что безусловно, только украсило выдающийся ансамбль - один из лучших островных ансамблей на Руси.
  Сейчас над этой церквушкой - по пять кокошников на каждой стороне в первом ярусе и по четыре во втором. Надо сказать, что у храма, стоящего на воде, эти белокаменные "рыбьи" чешуйки смотрятся особенно живописно.
  На той же церкви можно увидеть и поясок интереснейшего жучкового орнамента, очень характерный для здешних краёв. В ближайших Гороховце, Вязниках, Флорищевой пустыни он представлен обильно, как визитная карточка, именно он придаёт неповторимый колорит церквушкам окско-клязьминской долины.
  А ещё та церковь - памятник главной монастырской святыни, утраченной в советское время: Казанской иконы Божией Матери. По преданию, она была написана по заказу князя Черкасского в 1580 году, то есть... уже, на следующий год после явления первообраза в самой Казани.
  Если это предание верно, то получается, что в Островоезерском монастыре до революции хранился, немного-немало, древнейший из всех известных списков Казанской иконы. Древнейший в России! Старше даже знаменитого Ярославского (1588 г.), который во всей историографии однозначно признаётся вторым по времени после самого первоявленного в Казани образа. Если же в монастырских записях неточность, и князь Черкасский прислал сюда копию образа не сразу, а спустя несколько лет после основания, то даже и в этом случае мы имеем дело со списком конца XVI века - то есть одним из древнейших. При любом варианте пример Островоезерского монастыря заставляет нас несколько скорректировать всю историю прославления Казанской иконы Божией Матери - историю "шествия" её списков по городам и весям России.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"