Рыбаченко Олег Павлович : другие произведения.

Уже очевидно: история путинского режима - это прежде всего история репрессий и войн Сооснователь "овд-инфо" Григорий Охотин подробно рассказывает, как мы пришли к тому, к чему пришли

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Уже очевидно: история путинского режима - это прежде всего история репрессий и войн Сооснователь "ОВД-инфо" Григорий Охотин подробно рассказывает, как мы пришли к тому, к чему пришли
  07:51, 18 апреля 2023Источник: Meduza
  
  Евгений Фельдман
  С начала войны в Украине не прекращается обсуждение двух тем - мотивов Кремля и причин, почему россияне (по крайней мере, значительная их часть) не отказывают в поддержке власти. По каким причинам до сих пор не возникло массовое антивоенное протестное движение? Способны ли граждане к сопротивлению? Этот вопрос ушел на второй план. Между тем история путинизма демонстрирует: когда граждан лишают базовых прав, это ведет к тяжелейшим последствиям не только для страны, в которой это происходит, но и для окружающего региона, а порой и мира. Именно поэтому сооснователь "ОВД-инфо" Григорий Охотин в статье для рубрики "Идеи" предлагает посмотреть на истории последних десятилетий в России через призму нарушений прав человека. Это необходимо и для разрешения нынешнего кризиса, и для предотвращения будущих.
  
  Гегемония исполнительной власти - путь к репрессиям
  В январе 2000 года исполняющим обязанности президента Российской Федерации стал Владимир Путин. Произошло это во время второй Чеченской войны. Тогда же, под предлогом угроз, связанных с военными действиями и терроризмом, в России начался период подавления гражданских свобод, длящийся уже почти четверть века.
  
  Первая Чеченская война (1994-1996) много освещалась независимой прессой, и властям приходилось иметь дело с неподконтрольным потоком информации. Журналисты, правозащитники, гражданские активисты, проводившие акции протеста, сыграли свою роль в прекращении боевых действий. Это произошло накануне президентских выборов, и Кремль учел этот опыт.
  
  В январе 2000 года российские силовики похитили в Чечне журналиста "Радио Свобода" Андрея Бабицкого, что стало громким "дисциплинирующим" сигналом для журналистского сообщества. В июне того же года был арестован Владимир Гусинский, владелец холдинга "Медиа-Мост", в который входил телеканал НТВ. Проведя три дня в Бутырской тюрьме, предприниматель продал все свои медийные активы "Газпрому" - его отпустили за границу. НТВ был основным альтернативным источником информации о событиях первой Чеченской войны. Вторая война освещалась иначе - в значительной степени на основе официальных данных и позиции правительства.
  
  Предметом беспокойства Кремля стали не только медиа, но и элементы демократической конкуренции, пусть даже несовершенные. Политическая и финансовая слабость центра, с одной стороны, и проведение достаточно свободных и конкурентных выборов на всех уровнях власти, с другой, помогли сформироваться региональным элитам. Одновременно складывалось финансовое и промышленное лобби, которое представляли олигархи. На протяжении всех девяностых элиты влияли как на экономические решения, так и на политическую жизнь, в том числе - на исход парламентских и президентских выборов. Арест в 2003 году Михаила Ходорковского положил начало политики "равноудаления олигархов" - так Путин назвал негласный пакт, согласно которому бизнесу запрещалось участвовать в политической жизни за рамками проектов, согласованных с Кремлем. Региональные элиты лишились основ своего политического влияния в результате отказа от выборов в Госдуму по одномандатным округам и отмены выборности губернаторов в 2004 году.
  
  Эти действия создали предпосылки для выстраивания гегемонии исполнительной власти во главе с президентом над всеми остальными ветвями. Первые же парламентские выборы путинской эпохи в 2003 году лишили представительства продемократически настроенных граждан: либеральные партии "Союз правых сил" и "Яблоко", для которых разделение властей было самостоятельной ценностью, не прошли в Госдуму. С этого момента роль пропутинской партии "Единая Россия" только возрастала, а выборы становились все более контролируемыми. Для этого использовались манипуляции на законодательном уровне: ни одна кампания в России ни разу не проходила по одним и тем же правилам (только с 2009 года в избирательное законодательство было внесено как минимум 266 изменений). Применялись и административные методы для ограничения доступа оппозиционных кандидатов к выборам, и прямые фальсификации результатов. Постепенно оппозиция была отсечена от публичной политики федерального, регионального и (с некоторыми исключениями) муниципального уровней.
  
  Парламент перестал быть законодательным институтом, став, по сути, частью исполнительной вертикали - органом превращения президентских и правительственных решений в законы. К примеру, лишь 11% законопроектов, рассмотренных Госдумой третьего созыва (последнего допутинского), исходили из Кремля или правительства. В Госдуме седьмого созыва (2016-2021) таких законопроектов было уже 32%, притом что доля принимаемых законопроектов в случае их поступления от исполнительной власти близится к 100%. Столь же драматически изменилась скорость и качество принимаемых законов: Госдума третьего созыва приняла 327 законов в "ускоренном порядке", шестого созыва (2011-2016) - 1182. Репрессивное законодательство, практически вводящее военную цензуру после вторжения в Украину, было принято за один день, 4 марта 2022 года, во всех чтениях обеими палатами парламента и в тот же день подписано президентом.
  
  Поправки, которые позволяют властям рассылать повестки в армию в электронном виде и закрывают границу "уклонистам", и вовсе были приняты, по-видимому, с нарушением регламента: законопроект, принятый во втором чтении еще до полномасштабной войны, неожиданно вернули на рассмотрение с другим текстом.
  
  
  "Новая система человекоориентирована и удобна" "Медуза" выяснила, как российские власти готовили поправки об "охоте на уклонистов" (и что о законопроекте будет говорить пропаганда)
  7 дней назад
  Южноосетинские намеки на будущее
  В 2000-х Кремль столкнулся уже с новыми, пост-ельцинскими, вызовами. С одной стороны, "цветные революции" в Грузии ("революция роз" 2003 года), Украине ("оранжевая революция" 2004-го) и Кыргызстане ("тюльпановая революция" 2005-го) были восприняты правящей элитой как непосредственная угроза собственной власти. С другой, выдавливание политических оппонентов из парламента и других выборных органов привело к росту и радикализации внепарламентской оппозиции и активизации гражданского общества.
  
  В ответ на эти две тенденции Кремль начал "борьбу с оранжевой чумой". В 2004-2006 годах наибольшему давлению подверглась Национал-большевистская партия Эдуарда Лимонова. Нацболы проводили акции прямого действия, в том числе захватывали правительственные здания - министерства, приемные, администрацию президента. Десятки активистов были арестованы, в 2007 году суд объявил организацию "экстремистской" и запретил. В 2006-2007 годах полиция жестоко подавляла Марши несогласных (антипутинские шествия, проходившие по всей стране), избивала и задерживала их участников. Одновременно началось ужесточение законодательства об общественных организациях, международные фонды изгонялись из страны, велись дискредитирующие кампании против правозащитников.
  
  Президентство Дмитрия Медведева (2008-2012) также началось с войны - пятидневного конфликта с Грузией, завершившийся признанием Россией Южной Осетии и Абхазии независимыми государствами. После завершения военных действий в Южной Осетии было зафиксировано множество случаев нарушения прав человека по отношению к проживавшим там грузинам (произвольные задержания, насилие, пытки и бесчеловечное обращение). Ответственность за эти преступления, согласно решению ЕСПЧ по иску Грузии, несет Россия, которая де-факто контролировала эту территорию.
  
  Между тем в Чечне начал укореняться и ужесточаться режим Рамзана Кадырова. В 2009 году там убили сотрудницу "Мемориала" Наталью Эстемирову, что значительно усложнило работу правозащитников в регионе (ранее, в 2006-м, была убита журналистка "Новой газеты" Анна Политковская, освещавшая события в Чечне). Тем не менее практики, которые формировались в закавказских республиках и Чечне, еще не имели прямого и доминирующего влияния на внутреннюю политику России. Четыре года медведевской "оттепели" были отмечены геополитической "перезагрузкой" (улучшение отношений с США) и разрядкой внутри страны. Правда, второе, в основном, сводилось к либеральной риторике президента. Проводились косметические реформы, у гражданского общества оставались ограниченные возможности влиять на политику, но ни один из существенных элементов авторитарного устройства политической системы не был отменен.
  
  Пауза в репрессивной политике Кремля закончилась "рокировкой" - возвращением Путина на президентскую должность в 2012-м и переходом Медведева на должность премьер-министра. Это решение, а также грубые фальсификации парламентских выборов в декабре 2011 года, вызвали массовые протесты. Кремль отреагировал на них имитацией политических реформ (например, возвращением выборности губернаторов) - но в действительности это был способ сохранить всю полноту власти в условиях снижающейся популярности "Единой России" и Путина. А самое главное - власть перешла от точечных к системным политическим репрессиям.
  
  
  Декабрь 2011 года. Фотографии Это был месяц грандиозных политических надежд. Ни одна из них (до сих пор) не сбылась
  год назад
  Репрессивный перелом
  Протесты 2011-2012 годов сопровождались массовыми задержаниями их участников и уголовными делами (только в рамках "Болотного дела" десятки активистов были приговорены к реальным срокам). После официального возвращения Путина в Кремль Госдума один за другим приняла новые репрессивные законы - было существенно ужесточено законодательство о митингах, приняты законы об "иностранных агентах", "нежелательных организациях", запрете "гей-пропаганды" и множество других (из-за чего тогдашний состав Госдумы получил прозвище "взбесившегося принтера").
  
  Третий срок Путина стал переломным моментом в становлении института политических репрессий в современной России. Прежде это был тонкий, точечно используемый и централизованно управляемый инструмент контроля за политическими оппонентами. После новых законов, прямо ограничивающих гражданские права, репрессии стали институциональными: теперь их используют не против конкретных "неугодных" людей, а в качестве систематической реакции госорганов на определенные действия граждан. Из политики высшей власти репрессии превратились в инструмент многих ведомств и структур.
  
  В 2014 году произошла аннексия Крыма и начались боевые действия в Донбассе, что привело к новой волне давления со стороны властей. Ограничение свободы слова (блокировки ряда оппозиционных СМИ и увольнение редакции самого популярного и либерального онлайн-издания "Лента.ру"), массовые задержания участников антивоенных протестов, уголовные дела из-за проукраинской позиции, ужесточение законодательства и, наконец, убийство в 2015 году Бориса Немцова.
  
  О БОРИСЕ НЕМЦОВЕ
  Семь лет назад в Москве убили Немцова. Что бы он сказал о российском вторжении в Украину? Мы знаем точно "Я считаю самым настоящим преступлением войну Путина против Украины"
  С этого момента репрессии стали не только внутренней, но и экспортной технологией. С установлением "эффективного контроля" над Крымом и созданием ЛНР/ДНР местные власти начали применять все накопленные российскими силовиками методы политического контроля и подавления. Сотни украинских политзаключенных; жители исчезают и подвергаются насилию и пыткам; запрещаются общественные и политические движения, подавляется свобода совести и слова.
  
  Внеправовые, но институционализированные (введенные в законодательные и процессуальные рамки) репрессии пришли на территорию Украины с российскими чиновниками и силовиками лишь немного позже, чем они стали практиковаться в России. А вот применение внесудебного насилия (похищения, исчезновения, пытки, внесудебные казни) - давняя практика российских военных, безнаказанно проводивших "зачистку" и "фильтрацию" населения в Чечне, а потом и в Южной Осетии. Одно в России просто забылось, на другое мало кто обратил внимание.
  
  Россия - исключение из правил? Или скатывание к авторитаризму и репрессиям - это мировая тенденция?
  От сдерживания к уничтожению
  В 2016-2019 годах, по мере исчерпания "крымского консенсуса" (резкого подъема уровня поддержки Путина после аннексии Крыма), уровень репрессивности только нарастал. Это касалось и количества политически мотивированных преследований, так и сферы их применения, которая расширялась от общественно-политической до культурно-академической.
  
  Но даже в этот период репрессии были попыткой сдержать гражданскую и протестную активность. Цель - удержать ее в определенных, безопасных для власти, рамках и при этом даже оставить минимальное пространство для развития гражданского общества. Но после масштабных московских протестов 2019 года, связанных с недопуском независимых депутатов до выборов в городскую Думу, репрессивная политика властей начала резко меняться.
  
  ИТОГИ МОСКОВСКИХ ПРОТЕСТОВ
  Наш срок. Наше дело Год назад главной темой в России были московские протесты - теперь о них как будто все забыли. "Медуза" выяснила, как живут главные герои прошлого лета
  Ковид позволил практически полностью запретить митинги. Поправки в Конституцию, которые дали Путину возможность остаться у власти до 2036 года, были приняты на фоне эпидемии с использованием новых "выборных технологий" (выборы шли три дня и впервые было опробовано крайне сомнительное электронное голосование). За тем последовала попытка отравления Алексея Навального, массовые протесты и массовые же задержания в связи с его арестом, ликвидация ФБК и "Открытой России", мощная кампания наступления на НКО и свободные медиа в рамках законодательства об "иноагентах", ликвидация "Мемориала" - все это ознаменовало переход от политики сдерживания к политике уничтожения гражданского общества.
  
  Уровень репрессивности, начавший резко расти за год-полтора до вторжения в Украину, значительно ослабил как оппозиционные, так и гражданские структуры. Но еще одна волна репрессий началась сразу после вторжения РФ в Украину - два десятка тысяч человек были задержаны за антивоенную позицию, тысячи привлечены к административной ответственности за антивоенные посты в соцсетях, сотни активистов и политиков арестованы, десятки тысяч веб-ресурсов заблокированы.
  
  Вкупе с одновременно идущим формированием военной идеологии можно говорить о переходе путинского авторитаризма в принципиальное новое качество. Не стоит думать, что это тоталитаризм, но уровень жестокости и вседозволенности режима, который легко наблюдать по новостям с фронта, пока еще не проявил себя во внутриполитическом пространстве. Новые правила призыва, которые могут загнать на фронт сотни тысяч россиян, не кажутся концом процесса.
  
  
  Краткое содержание военной реформы: повестки - электронные, границы - закрытые. Кого это коснется? (Спойлер: всех) А если все-таки не ходить в военкомат? (Спойлер: все сложно)
  8 дней назад13 карточек
  Промежуточные итоги путинизма
  За отдельными фактами и сюжетами из истории путинизма видна целенаправленная, системная и разворачивающаяся во времени политика по ограничению гражданских прав и свобод. К чему она привела?
  
  К разрушению демократических институтов: выборов всех уровней, парламентаризма и разделения властей. Сегодня влияние избирателей на политическую систему отсутствует полностью. Власть сконцентрирована в одних руках, существовавшие системы сдержек и противовесов разрушены, обратной связь с обществом не существует.
  К разрушению правовой системы: неисполнению решений наднациональных судов, подрыву принципа равенства сторон, потери независимости судов и лишению общества правовой субъектности.
  К монополизации информационного пространства: правительство контролирует, напрямую или через государственные компании, подавляющее число медиа. Репрессии, цензура и запретительное законодательство практически не оставляют возможности для работы независимых СМИ внутри страны.
  К деинституционализации гражданского общества: многочисленные политически мотивированные преследования активистов, стигматизация представителей гражданского общества как "иностранных агентов", закрытие общественных организаций, ограничения мирных собраний и объединений создали атмосферу страха, в которой граждане не могут открыто участвовать в общественной жизни без риска репрессий.
  К физическому уничтожению оппозиции: все крупные и независимые общественно-политические структуры внутри страны ликвидированы и запрещены, все узнаваемые на федеральном уровне оппозиционные лидеры находятся или в могиле, или в тюрьме, или в эмиграции.
  В совокупности подобная политика властей привела к уничтожению политической субъектности общества. Власти создали условия, при которых так называемое "общественное мнение" формируется сверху, "из кабинета", а политические решения могут приниматься узким кругом лиц (или одним человеком) в отрыве от общественных, политических и экономических интересов различных групп общества. Начав войну и продолжая ее, эта группа людей практически не сталкивалась ни с какими рисками.
  
  И все равно Кремлю не удалось уничтожить гражданское общество. Оно изменилось, адаптировалось и выжило. Все ликвидированные или запрещенные НКО и политические структуры продолжают свою работу. Более того, после начала полномасштабного вторжения появились сотни новых инициатив, которые активно помогают украинским беженцам - например, с покупкой билетов для выезда из России в Европу, россиянам - не подвергнуться репрессиям и покинуть страну, остающимся - не попасть в армию.
  
  Большинство заблокированных СМИ продолжают работу. Появляются новые медиапроекты, в том числе - освещающие войну без цензуры. Даже массовая и вынужденная эмиграция не повлияла негативно на гражданское общество - наоборот, она сделала его значительно сильнее, создав предпосылки для более эффективной и, главное, свободной работы.
  
  Сотни тысяч людей, несмотря на все риски, продолжили поддерживать общественные структуры рублем, десятки тысяч - активно участвовать в их работе волонтерским трудом. Продолжаются и протесты - если в начале войны на улицы выходили сотни тысяч человек, то после десятков тысяч задержаний и сотен уголовных дел протест видоизменился - и стал индивидуальным. Но, как свидетельствуют данные о задержаниях и уголовных делах, он никуда не исчез.
  
  Российской агрессии можно и нужно противостоять. Но этого недостаточно. С окончанием войны угроза миру и процветанию, исходящая от российского авторитарного режима, не исчезнет. Что делать - на самом деле, понятно. Украинская правозащитница Александра Матвийчук сказала об этом в своей нобелевской лекции:
  
  Это не война двух государств, это война двух систем - авторитаризма и демократии. <...> Мы должны начать реформирование международной системы для защиты людей от войн и авторитарных режимов. Нам нужны действенные гарантии безопасности и соблюдения прав человека для граждан всех государств, независимо от их участия в военных союзах, военной или экономической мощи. В основе этой новой системы должны лежать права человека.
  
  Григорий Охотин
  
  Телеграм
  Фейсбук
  Твиттер
  В закладки
  PDF Напишите нам
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"