Сахаревич Владимир : другие произведения.

О блудном сыне

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


О блудном сыне

  
   Евангельская притча о блудном сыне одна из самых известных. Сюжет притчи прост. У отца было два сына. Младший попросил отца выделить причитающуюся ему долю имения, и с этой долей отправился в "дальнюю сторону", где повел распутную жизнь. Когда же он потратил все что имел, в той стране наступил "великий голод", и младший сын попал в большую нужду, даже у свиней, которых он нанялся пасти, жизнь была сытнее, чем у него. Тогда младший сын решает вернуться к отцу. Не мечтая о прощении, он надеется, что отец примет его хотя бы как слугу. Отец же встречает сына с великой радостью, он одевает его в лучшие одежды и дает перстень на руку, а затем, приказав заколоть откормленного теленка, устраивает в честь возвращения сына большой пир. Но поведение отца задевает самолюбие старшего сына. Вернувшись с поля и узнав про причину пира, он даже не желает войти в дом. Отец выходит звать его, но в старшем сыне говорит только обида. Он упрекает отца за то, что тот никогда не предложил ему даже козленка, чтобы он мог повеселиться с друзьями. Отец же на этот упрек отвечает, что все вокруг и так принадлежит старшему сыну, а вот по случаю того, что младший сын "был мертв и ожил, пропадал и нашелся" надо "веселиться и радоваться". (Евангелие от Луки).
   Так как под отцом Иисус Христос подразумевает Бога, то вывод из этой притчи делается тот, что Господь Бог с радостью примет и простит каждого раскаявшегося грешника. Вывод без сомнения верный. Но к вопросу Божьей Любви вернемся немного позже, а вначале рассмотрим человеческий аспект этой притчи.
   Почему младший сын бросает службу у отца? Видимо, его соблазняет жизнь в "дальней стороне", как более беззаботная и счастливая. Но разве старший сын не знает об этой жизни, разве он не чувствует тех же соблазнов? Очень вероятно, что старший сын тайно тоже мечтает окунуться в эту жизнь удовольствий, по крайней мере, на такую мысль наводят те упреки, которые он высказывает отцу. Тем не менее, старший сын остается дома. Таким образом, достаточно очевидно, что младший брат по сравнению со старшим обладает более свободолюбивым, непокорным и смелым характером.
   Но жизнь в "дальней стороне" на поверку оказалась жестока и бездушна. Младший сын испытал и голод, и унижение, и укоры совести. К нему приходит понимание того, что, отказавшись от исполнения своего долга, он совершил грех, недостойный прощения. (Грех против неба и перед отцом). Но именно потому, что младший сын осознает истинный смысл своей жизни - служение отцу, тот с радостью прощает его. Одев сына в лучшие одежды и дав перстень на руку, отец признает его сыновние права, а, устроив праздник, возвращает младшему сыну самоуважение и человеческое достоинство.
   Притча заканчивается упреками, которые старший сын высказывает отцу. Но нетрудно представить, как будет продолжаться жизнь в отцовском доме после пира. На следующее утро младший сын пойдет служить отцу так же, как и старший, потянутся будни труда, похожие друг на друга. И все, казалось бы, вернется на круги своя, как будто ничего и не произошло. Но нет, изменилось очень многое. Младший сын духовно вырос, он стал лучше понимать цели отца, стал более надежной отцовской опорой. А старший сын? Всю оставшуюся жизнь его будет мучить зависть к своему брату, ведь тот видел и испытал то, о чем старший сын мог только мечтать. Кроме того, на всю жизнь у старшего сына останется обида на отца.
   Вернемся снова к проблеме Божьей Любви. В этом плане из притчи можно сделать два интересных вывода. Бог никогда не ограничивает свободу человека и, самое главное, не ставит праведника выше грешника. Этот последний вывод, на первый взгляд, противоречит нашим представлениям о справедливости, но это противоречие сразу исчезает, если мы поймем, что Господь Бог любит каждого человека только через любовь ко всему человечеству. Точно так же, как хороший военачальник любит каждого своего солдата, но за каждым солдатом он видит всю свою армию. И отношение Бога к человеку можно сформулировать в виде аксиом:
      -- Без воли Господа даже волос не упадет с нашей головы.
      -- Господь Бог из всех зол выбирает наименьшее.
      -- Господь Бог всегда готов помочь человеку сделать правильный выбор, но, сделав выбор, человек несет за него полную ответственность.
      -- Человек живет на свете в двух случаях: либо пока его дела нужны на земле, либо пока его душа не нужна на небе.
   А утверждение, что Бог Нового Завета - это Бог Любви, значит, что в нашем сегодняшнем мире только всеобщая любовь может открыть человечеству Путь Жизни, который ведет в будущее.
  

Сентябрь - октябрь 2000

  
   Примечание 1. И языческие боги, и Ветхозаветный Бог, и Бог Нового Завета - это все один и тот же Бог. Изменяется и духовно растет только Человек, но при каждом новом завете с Богом вступает в силу закон отрицание отрицания. Можно утверждать, что вся история человечества - это история заветов с Богом, которые всегда являлись выбором жизни под страхом смерти. Практически каждый миф, который повествует о добре и зле, хранит память об очередном договоре с Богом.
   Примечание 2. На первый взгляд, приведенные аксиомы противоречат друг другу, но эти противоречия исчезают, если учесть, что и тогда, когда мы стремимся к Богу, и когда Его отрицаем, и даже когда боремся с Ним, мы все равно так или иначе служим Ему.
   Примечание 3. Закон развития мироздания -- это стремление к всеединству, т.е. к синхронизации (гармонии) всех происходящих во вселенной процессов. Но реализация такого устройства мира возможна только на основе достаточно гибких причинно-следственных связей. Поэтому, с одной стороны, каждому человеку всегда воздается по его делам, а, с другой стороны, такое понятие как грех родилось из ощущения потери гармонии с миром, а раскаяние, искупление и прощение есть вехи жизненного пути, которые позволяют человеку обрести эту гармонию вновь.
   Примечание 4. Через всю проповедь Иисуса Христа красной нитью проходит призыв, чтобы мы не судили наших ближних, и прощали им наши обиды. Действительно, чтобы соединиться с Богом, необходимо иметь чистые помыслы, но, кроме того, необходимо понять, что как любовь, так и ненависть всегда вносят изменения в причинно-следственные связи, поэтому "не судить" и "прощать" есть единственный способ реализовать справедливое и быстрое воздаяние в нашем мире. (Научиться "не судить" относительно легко, а вот уметь "прощать" бесконечно трудно.)

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"