Санрегрэ А. : другие произведения.

Апостол Варнава

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Год назад (почти нелегально) проник с верным спутником (за что благодарен Ему) на окупированную турками северную часть Кипра. Давно мечтал посетить могилу Варнавы, одного из самых просвещенных и при этом кротких, бескорыстных сподвижников Христа, без которого христианство как религия, возможно, стало развиваться совершенно по другому сценарию. Часовня и склеп - всегда открыты и никем не охраняются. Если вспомнить, какие величественные сооружения стоят над усыпальнями Петра и Павла - то эта маленькая часовня покажется совсем скромной, почти нищенской. Таким и был Варнава - "простой сердцем и великий духом".

  
  
  
  
  
  
  Апостол Варнава
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  В Саламисе, на Кипре, подле Фамагусты древней,
  
  Где правил некогда Отелло-командор
  
  Стоит часовня возле маленькой деревни
  
  Под нею склеп - в него подземный коридор
  
  
  
  Без стекол окна, голуби под сводом
  
  Воркуют эхом во вселенской тишине
  
  Здесь христианина, откуда б ни был родом,
  
  Коснется благость, что витает в вышине
  
  
  
  Здесь прах покоится апостола Варнавы
  
  Левит Иосия - жизнь начал с чистого листа
  
  Талант, имущество и жизнь - не ради славы
  
  Отдал он, став сподвижником Христа
  
  
  
  В Ершалаиме с Савлом[1] у Гамалиила[2]
  
  Делил он хлеб и постигал основы жития
  
  И был любим учителем, но круто изменила
  
  Его судьбу живая речь Христа, вернув из забытья
  
  
  
  Он пал у ног Спасителя, прося соизволенья
  
  Учеником быть, всюду следовать за Ним
  
  И тот душой проникся к "Сыну Утешенья"[3],
  
  Который средь семидесяти лучших - стал любим[4]
  
  
  
  По чуткости и доброте не зная равных,
  
  Он Павла после ослепления в Дамаске [5]в дом Петра привел
  
  Апостолами принят тот - не счесть деяний славных
  
  Что раннехристианский мир чрез Павла приобрёл
  
  
  
  И на вечере молвил Глас неизреченный[6]
  
  "Варнаву с Савлом в миссию мою -
  
  Направьте в Антиохию, Дамаск"[7], чтоб новообращенным
  
  Язычникам нести спасение души в раю
  
  
  
  Так жизнь распорядилась - всюду первый:
  
  И в Антиохии впервые создан был приход,
  
  На Кипре в веру обращен проконсул Рима Сергий
  
  Колдун (Бер-Иешуа) осл`еплен, но отмстит Варнаве и убъёт[8]
  
  
  
  Варнава первым возвестил о христианстве в Риме,
  
  В Милане основал епископат,
  
  Основы новой церкви заложил в Ершалаиме[9]
  
  Увековечив память кровот`очащих стигмат[10]
  
  
  
  Но в этой жизни - как в двух спаянных сосудах:
  
  Добра без худа нет; без худа нет добра
  
  Их с Павлом разошлись пути - и в пересудах
  
  Излилась желчь врагов (на выдумки хитра)
  
  
  
  Кто лгал, что Павел узурпировал ученье,
  
  Другие - Марка[11] ненавидел он
  
  Одно мы знаем из свидетельств без сомненья:
  
  Варнава с Марком прибыли на Кипр, там встретил их Тимон[12]
  
  
  
  Как странно вроде бы: на родине, но не имея дома
  
  Он проповедовал в простых одеждах, полунаг
  
  И смерть прин`яв в местечке Библиос у ипподрома[13]
  
  Он свитки сохранил рукой священной писанных бумаг[14]
  
  
  
  В Саламисе - побитый к`амнями, сожженный,
  
  Был похоронен. Ученики Марк, Тимон и Родон[15]
  
  Останки спрятали в иевусейском схроне[16]
  
  И больше трех веков никто не знал, где расположен он
  
  
  
  Амфемиус, архиепископ кипрский, обнаружил
  
  Варнавы склеп, посланье от Матфея в нём,
  
  Еретика Петра Кнафея тем обезоружив[17],
  
  На Кипре утвердил апостольскую церквь Зенон
  
  
  
  Марк уплывёт на корабле в Александрию,
  
  Увековечив брата в евангелии своём
  
  И будет вечно поминаться в литургиях
  
  Сын Утешенья в голосах живых над алтарём
  
  
  
  Двенадцать сотен лет пройдёт - вновь примет муки
  
  Варнавы дух, на этот раз во лжи,
  
  Что изготовили коварнейшие руки,
  
  В библиотеке Ватикана тихо положив на стеллажи
  
  Лже-евангелие[18] хранится в Вене и поныне
  
  Его исследовали всех религий мудрецы
  
  Но христианской веры не поколебал твердыни -
  
  Хоть хитро сей псевдоапокриф написали подлецы
  
  
  
  Мохаммед на апокриф сей ни разу не ссылался,
  
  Хоть знал Оба Завета, всё о Христе и о его ученике
  
  А на полях - кому-то ведь адресовался
  
  Витиеватый почерк на исковерканном арабском языке
  
  
  
  Кому войны религий хочется добиться?
  
  Стравить ислам и христиан - кому всего важней?
  
  Не может вера в бога укрепиться
  
  На унижении других религий и церквей...
  
  
  
  
  
  
  
  * * *
  
  
  
  
  
  
  
  Над полем, где покоится Варнава, в небе - благость
  
  Звон колокольчиков и блеянье овец
  
  И в воздухе сухом - вдруг разольётся сладость
  
  Пастух с улыбкой: так приходит к нам святой отец
  
  
  
  
  
  
  
  --------------------------------------------------------------------------------
  
  [1] Савл - изначальное имя апостола Павла, происходившего из знатного фарисейского рода Иерусалима в отличие от Иосии (Варнавы), который был из семьи "рассеянных" (эмигрировавших) левитов, переселившихся на Кипр.
  
  [2] Гамалиил - знаменитый раввин Иерусалима, к которому родители послали Иосию (Варнаву) обучаться Талмуду. Он давал своим воспитанникам глубокое и всестороннее образование, стараясь приобщать учеников к познанию Духа Святого через чтение книг Ветхого Завета, на воспитывать в них "начетчиков". Позднее Гамалиил уверовал в мессию Христа и был крещен.
  
  [3] Иисус нарек Иосию именем "Варнава", что означает "Сын утешения" - за его кроткий и добрый нрав.
  
  [4] Иисус причислил Варнаву к семидесяти младшим апостолам и согласно преданию, он считался "первым из семидесяти".
  
  [5] Павел до принятия христианства был одним из ярых борцов против появления назарянских общин. По собственной инициативе он был послан Кайафой с отрядом солдат в Антиохию (Сирию) для того, чтобы арестовать руководителей дамасской общины. Перед самым Дамаском с Павлом случилось чудо: появившийся огненный шар ослепил его, а неизреченный голос Иисуса сказал ему "Савл, Савл, зачем ты гонишь меня?". В течение трех дней он был ослеплен и лежал в Дамаске, осмысливая происшедшее. После этого, появившись в местной синагоге, он стал страстно проповедовать учение Христа, истинно уверовав что это был истинный бог, который может общаться с людьми даже после своей смерти и вознесения - т.е. с того света. Однако местные христиане, а также община в Иерусалиме относились к нему холодно, поскольку помнили его гонения на христиан. Только Варнава смог убедить Петра, а затем других апостолов принять Павла в свои ряды.
  
  [6] Однажды, когда апостолы собрались для совершения вечери Господней, Дух Божий возвестил им: "Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их" (Деян. 22:17-21).
  
  
  
  [7] Атиохия (Сирия) и Дамаск являются "знаковым" местом христианства и ислама: здесь прозрел Павел, призванный Христом основать новую религию - христианство, отсюда, с первой христианской общины началось её развитие по всему миру; здесь прозрел пророк Мохаммед, после поездок с караванами в Сирию, начавший проповедовать Коран. По эсхатологии (взглядам на конец света) - в этом районе Ближнего Востока должен появиться во втором воплощении Махди (двенадцатый имам), который подготовит приход Вершителя, а также начаться второе пришествие Христа.
  
  [8] Бер-Иешуа (Вариесу) - волхв из окружения Проконсула Рима Сергия Павла (на Кипре), который препятствовал встрече своего хозяина с Варнавой и Павлом, приехавшими на Кипр для ведения проповедей. Павел ослепил его на время и смог вместе с Варнавой добиться обращения проконсула Сергия Павла в христианство. В дальнейшем, когда Варнава приедет с Марком на Кипр - Бер-Иешуа подговорит иудеев в Саламисе и они убьют его.
  
  [9] В данном случае имеется ввиду, что Варнава и Павел первыми среди апостолов стали настаивать на обособлении христианства как самостоятельной религии, на том, что наследие, которое принес людям Иисус - достойно суммирования в отдельном своде евангелий (Новом Завете). Проповедническая работа среди язычников в Антиохи и других регионах требовала отказа от обрезания и других традиций иудейской религии. Но самым главным аргументом в пользу создания новой религии и церкви - христианства был сотериологический характер учения Христа, т.е. учения о спасении, а также постулат о том, что Христос был не просто сыном человеческим, но Сыном Божьим.
  
  
  
  [10] Стигматы - следы от гвоздей распятия на руках и ногах Иисуса.
  
  [11] Марк (первое имя - ) двоюродный брат Варнавы, живший в Иерусалиме, где нашел пристанище Варнава в годы обучения у Гаммалиона. В доме Марии, матери Марка, собирались первые последователи Христа. Марк сопровождал Варнаву и Павла в путешествии на Кипр, но в дальнейшем, когда нужно было идти с проповедями в Галатию ( совр. Турция) он проявил малодушие и не пошёл с апостолами, за что Павел считал его "малодушным и изнеженным". В последствие Марк возглавил в Александрии христианскую общину и написал одно из главных четырех евангелий, включенных в Новый Завет.
  
  [12] Тимон - служитель христианского храма в г. Кроммиакита (Кипр), куда корабль доставил Варнаву и Марка.
  
  [13] Подстрекаемые Вариесу иудеи и язычники схватили Варнаву около местечка, называемого Библия (Biblios), близ Саламиса и, вытащив на местный ипподром, стали забрасывать его камнями, а затем сожгли апостола.
  
  [14] Варнава повсюду носил с собой евангелие от Левия Матфея, которое тот в свое время передал Варнаве. Это был первый список с оригинала Левия Матфея. Во время обретения мощей Варнавы евангелие от Матфея было найдено на груди апостола.
  
  [15] Свидетелями гибели Варнавы были его двоюродный брат Марк, а также Тимон и Родон ( служитель христианского храма в старом Пафосе). Они схоронили его в пещере, положив на грудь евангелие от Левия Матфея, которое тот в свое время передал Варнаве. Это был первый список с оригинала Левия Матфея. Варнава постоянно использовал этот список в проповедях, сверял с ним свои работы ("Послание от Варнавы" - особенно почиталось в Александрии, по стилю и содержанию весьма сходное с "Посланием иудеям" Павла; по некоторым источникам - Варнава также принимал участие или повлиял на написание таких трудов, как Евангелие от Иоанна, Евангелие от Марка и других первичных посланий апостолов). В дальнейшем, после обретения мощей св. Варнавы архиепископом кипрским Амфемиусом в 419 г. в Саламисе ( при императоре Зеноне) - рукописный список евангелия от Матфея был передан византийскому императору.
  
  [16] Иевусеи - еврейский род, живший на Кипре, Варнава и Марк были выходцами из этого клана. Иевусейский схрон - имеются ввиду пещеры около Саламиса, в которых ранее жили иевусеи .
  
  [17] Изначально Кипрская Церковь была самостоятельной, равноправной среди Поместных Церквей-Сестер. Однако в V веке еретик-монофизит Перт Кнафей, захватив Антиохийский патриарший престол, начал посягать на церковную власть нал Кипром. Кнафей имел влияние на императора Зенона: вот-вот должен был выйти императорский декрет о присоединении Кипрской Церкви к Антиохийскому Патриархату в качестве епархии. Тогдашний предстоятель Кипрской Церкви архиепископ Анфимиус понимал это, и постоянно думал о том, как спасти паству от влияния кнафейской ереси. Трижды Анфимиусу во сне приходил Божественный муж в светлых одеяниях, ободряя и укрепляя его мужество. На третий раз Небесный гость назвал свое имя, сказав: Я - Варнава, господа нашего Иисуса Христа. Благодаря этому видению Анфимиус безошибочно нашел место захоронения Варнавы ( вокруг которого за три столетия уже стали ходить легенды - около этого места излечивались калеки, с людьми происходили чудесные превращения...)
  
  [18] Лже-евангелие от Варнавы, в отличие от "Послания Варнавы" (реального трактата, написанного апостолом и найденного Тишендорфом в Синайском кодексе в монастыре св. Екатерины на Синайском полуострове) - является псевдоапокрифом, который на самом деле Варнава никогда не писал. Подлинника этого сочинения на греческом языке никто никогда не видел, а итальянский перевод, приобретённый правителем Пруссии Криммером в 1709 г. у библиотеки Амстердама после передачи англичанину Туланду, затем французу Эжену Савои, в 1738 г. был приобретен Венской библиотекой. Переплет книги отн. к началу XVI века, анализ текста говорит о том, что написан он был на плохом итальянском, автор, очевидно был носителем испанского языка. На страницах фолианта (дорогая флорентийская бумага) - пометки на арабском языке с ошибками, говорящими в пользу того, что для написавшего их - арабский язык не был родным. Другой экземпляр лже-евангелия от Варнавы (испанская копия) был якобы найден братом Фарамино у папы СикстаV в Ватикане. Сам оригинал утрачен, а копия, сделанная Фарамино - передавалась Хэдли, Др.Сэлу, Др. Манхузу и затем Др. Хавийату. По псевдоапокрифу Иисус является "человеком, подобным другим"; пророком и угодником Божиим, сыном Марии, слугой Божиим. Одной из главных своих целей компилятор ставил задачу доказать человеческую природу Иисуса. Псевдоапокрифический образ Иисуса ассимилировал в себе образ Иоанна Крестителя, что отвечает конечной цели "Евангелия": изначальной задачей Иисуса, является возвещение прихода Мессии, которым якобы должен стать Мухаммад. По псевдоапокрифу, вместо Иисуса был якобы распят Иуда Искариот, который в момент ареста принял облик Иисуса. Иисус же был вознесен на небо (концепция докетов, гностиков).
  
   О времени создания псевдоапокрифа можно судить, отталкиваясь от палеографических и лингвистических характеристик итальянской рукописи "Евангелия от Варнавы". Характеристики предполагаемых авторов - знание испанского, итальянского в недостаточной для профессионала-итальянца степени, влияние на язык рукописи северо-итальянского койнэ, плохое знание арабского при европейском происхождении, равно как и характеристики рукописи - переплет, изготовленный по турецкой методе, и бумага, изготовленная в Венеции, - указывают на то, что псевдоапокриф в известной науке версии появился в среде испанских евреев, возможно, маранов, преследовавшихся инквизицией.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"