Сардис : другие произведения.

Польза ближнего. Тайна исповеди

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Польза ближнего. "Тайна исповеди"
  
   Тайна исповеди.
  
   1. Осудить или обличить?
  
   Вспомните, что Бог сказал через пророка Исаию "Вот пост, который я избрал:... раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом". Для нас это стало почти стихотворением. Мы можем цитировать наизусть порой целые главы. Но Бог серьезно имел в виду разделить с малоимущим свое имение. Поделиться хлебом, рубашкой и даже кровом, территорией, на которой мы живем. Об этом мы говорили в первой главе - "Блаженнее давать".
  
   Во второй главе мы говорили о духовном единстве. О том, чтобы носить бремена друг друга. В третьей шла речь об уступках, даже если я тысячу раз прав, а он тысячу раз неправ. Моя духовность измерима тем, что я способен уступить и служить, учитывая немощи и слабые стороны ближнего.
   Сейчас я предлагаю исследовать тему: "Тайна исповеди". Когда я узнаю нечто тайное, естественно, отрицательного характера, из жизни другого человека: о каком-то определенном грехе или пороке, скажем, это открывает мне сам человек или я узнаю об этом от других, или случайно обнаружил и увидел сам, возникает вопрос - какой должна быть моя реакция? Я нахожу, по крайней мере, три общие и наиболее распространенные реакции: я могу его осудить, обличить или ходатайствовать за него. Теперь позвольте остановиться и показать вам существенную разницу между понятием "обличить" и "осудить". Библия категорически запрещает нам судить людей. Но при этом всячески поощряет обличать, если мы видим в ком-то порок или грех. "Обличить" - значит вскрыть вредное. Если я вижу, а он, возможно, не видит, не замечает или не придает этому значения, я должен указать ему на это. "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним" ( Мф.18.15), - учил Христос. Теоретически мы знаем, что судить - это плохо или вредно, но я скажу больше, это даже невозможно. Почему? Потому что суд - это вынесение приговора. Мы подводим итог: ты грешник, или еретик, или ты не прав. Когда я так говорю, я выношу приговор как финальное заключение, как итог. Но я не могу этого делать только потому, что не знаю, что действительно происходит в человеке. Судить могу только я сам о себе, и Бог может судить обо мне. Посторонний человек обо мне судить не может, и я не могу судить о другом человеке, потому что я не знаю, что происходит в душе этого человека. Библия говорит, что никто не знает, что в человеке, кроме двух личностей, кроме самого человека и кроме Бога, потому что Бог может испытывать сердце. Апостол Павел написал так: "Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?"
  
   (1 Кор.2.11). Сам же Павел говорил о себе так: "Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди". Он даже сказал: "Я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь" (1 Кор.4.4). То есть, в принципе, единственная Личность, способная быть Судьею, Личность, Которая до конца знает мое сердце даже больше меня самого, - это Бог. "Бог больше сердца нашего и знает все" (1 Ин.3.20). Таким образом, Библия категорически заявляет, что судить - это исключительное право Бога. Ибо Он - Один Законодатель и Судья, могущий спасти и погубить, то есть вынести финальное заключение - приговор. "А ты кто, который судишь другого?"
  
   Вообще, сегодня даже Сам Бог не судит никого. Если бы Он, обнаруживая наши пороки или тайные злые умыслы и коварство, в ответ судил, мир бы уже давно перестал существовать. Но в том и вся радость наша, как человеческого рода, что " не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него" (Ин.3.17). Ангел, возвещая Деве Марии о рождении Христа, сказал: "Он спасет людей Своих от грехов их" (Мф.1.21). Божья задача - спасти людей от грехов, но для этого необходимо обличить мир во грехе. Поэтому Христос учил, что, когда придет Дух Святой, Он обличит мир во грехе. Когда ко мне направлено Божественное обличение, я должен признать себя грешным и осудить в себе то, что во мне обличает Святой Дух. Только тогда вступает в силу спасительная кровь и заместительная жертва Иисуса Христа. Бог не может спасти мир без покаяния. А покаяние начинается с исповедания, то есть признания вины. А признание, в свою очередь, с обличения или просвещения сознания.
  
   Когда к Иоанну шли люди на Иордан креститься, они шли, исповедуя грехи свои, и он крестил их в покаяние. Вот это и есть покаяние, когда человек признает свои грехи. Но был и другой контингент людей, которые шли к Иоанну без исповедания своих грехов, которые говорили: "Отец наш есть Авраам", - пытаясь прикрыть свои пороки генетической принадлежностью к патриархам. Но Иоанн Креститель сказал им, что они должны сотворить достойный плод покаяния.
  
   В ответ на обличение у меня только один выбор из двух. Или я буду спорить с этим обличением и оправдывать себя внутри, или я буду искать оправдания у Бога. Но Бог оправдывает только, когда я сам себя сужу. Господь не судит, он обличает через Духа Святого, преломляясь в моей совести. Последнее решение за мной. "Все Писание богодухновенно и полезно" и там перечислено все то, для чего оно полезно: "для научения, для обличения, для исправления..." (2 Тим.3.16). Именно таким образом и происходит исправление - через обличение. Насильно Бог исправить не может, но Он может обличить через писания. И если я принимаю обличение, я даю возможность Богу исправить меня. "Да будет совершен Божий человек".
  
   2. Реакция на обличение.
   Частый вопрос, который задают мне люди: как может спастись мир, если многим мы не проповедовали? Библия говорит, что Христос есть Свет Истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. Свет - значит обличение, правда, которая просвещает каждого человека, который когда-либо родился. Дальше зависит от самого человека, что он будет делать с этой правдой, которая звучит в его совести. Соломон написал: "Заблуждающихся Ты мало-помалу обличаешь и, напоминая им, в чем они согрешают, вразумляешь, чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи". Я думаю, что это написано по отношению к грешному человеку, чтобы в итоге он уверовал в Бога. Я твердо верю, что самый сильный метод евангелизации - это обличения Святого Духа. Это сильнее всех наших проповедей - свет, который приходит от Бога и просвещает всякого человека, приходящего в мир. Если человек принимает это вразумление, в итоге, рано или поздно, он будет нуждаться в Спасителе. Сирах в 18-й главе пишет следующее: "Милость человека - к ближнему его, а милость Господа - на всякую плоть. Он обличает и вразумляет, и поучает и обращает, как пастырь стадо свое. Он милует принимающих вразумление". Еще раз: "Он милует принимающих вразумление". Ведь для того Господь и обличает, чтобы вразумить, и если человек принимает обличение, Господь милует его, потому что он образумился. "Он милует принимающих вразумление и усердно обращающихся к закону Его".
   Почитайте, что пишет Давид: "Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха" (Пс.31.2). По словам Давида, оказывается есть некие блаженные люди, которые грешны как и все, но Бог почему-то не вменяет им их грехов. Так вот к этому блаженству имеется ключ. Разгадка изложена дальше. Сам Давид продолжает: "Блажен человек,.. в чьем духе нет лукавства!". Это и есть ключ к блаженству - чтобы мои грехи были отпущены. В любом случае я встречусь со своими грехами в Судный день и буду за них наказан, но они могут быть отпущены сегодня, если в моем духе нет лукавства.
  
   Что значит лукавство в духе человека? Давид объясняет: "Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя". То есть, вот оно обличение - рука Божья - день и ночь тяготеет надо мной. Я же упрямо молчу. Грех, как рак, ест меня изнутри, я должен вырезать эту злокачественную опухоль, значит, признать вину, исповедать грех вслух, согласиться с обличением Божьим в сердце. Но я молчу. Наблюдайте, что происходит. Я знаю, что грех во мне. Бог знает, что грех во мне. Мы как бы в прятки играем, часто напоминая друг другу о том, что Бог все знает и я, естественно, все знаю, однако не могу признать себя грешным. Давид говорит о том, что Господь стучал, а он в ответ молчал. Приходилось ли Вам наблюдать, когда дети, шумно играя в доме, внезапно смолкают. Казалось бы, вот она желанная тишина, о которой Вы так часто напоминаете Вашим детям, но каждый родитель знает, что эта тишина - знак беды или каких-то новых приключений. Вернемся к истории с Давидом. Дело дошло до того, что "свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху, но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: "Исповедаю Господу преступления мои", - и Ты снял с меня вину греха моего". Блажен человек, кому отпущены беззакония, кому Господь не вменит греха. Кто же тот, с кого Бог снимет вину? Это тот, в чьем духе нет лукавства.
  
   Сирах пишет в 4-й главе: "Не будь лицеприятен против души твоей и не стыдись ко вреду твоему. Не удерживай слова, когда оно может помочь". Видишь, о чем он пишет. Что есть стыд ко вреду. Когда мне стыдно и я молчу, это стыд ко вреду. И потому Сирах учит, что мы не должны удерживать слово, если оно просится из души, "не будь лицеприятен против души твоей". Это и есть исповедь, признание, и оно просится из души. Не иди против себя. Библия гласит, "Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя. " (1 Ин.1.2).
  
   3. Справедливость или милость?
   Но если учитывать, что человек не может отпустить греха, ибо грех, при нашем покаянии, отпускает только Господь, тогда в чем особенность признания в своих проступках перед людьми? Господь не судит, когда обнаруживает грех. Что же происходит с нами, когда мы обнаруживаем грех? Мы почему-то не заинтересованы миловать, хотя сами грешны каждый в своем. Мы горой стоим за правду, за суд, мы справедливые, пока это не касается нас. Мы не знаем и одной миллионной доли того, что знает Бог, тайного и грешного в людях, но если мы только что-то узнаем - мы судим. Вместо того, чтобы обличать, ходатайствовать, мы сплетничаем. Таким образом, мы подвергаем суду сами себя, ибо - "суд без милости не оказавшему милости" (Иак.2.13). Писание учит: "К одним будьте милостивы, с рассмотрением..." (Иуд.1.22). Не должно быть шаблона в церковном взыскании. Суть и цель взыскания - не опозорить, не наказать, но выровнять, исправить и исцелить. Это крайний случай, когда позволено: "страхом спасать" (Иуд.1.23).
  
   Апостол Павел учит так: "Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его" (2 Фес.3.14). Если у него нет ни стыда, ни страха, ни совести, ни уважения к церкви - это крайний метод, и то "с рассмотрением". С человеком нужно поступать в зависимости от его покаяния или ожесточения. Если он пришел сам, сознавая и исповедуя свои грехи, - это и есть покаяние. В этом и есть подлинное значение исповеди друг перед другом. "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему". (Иаков.5.15). Если пресвитеры будут молиться, когда человек позовет их, потому что он болен, то одновременно Господь освободит его дух и его тело от недугов. "Если он соделал грехи, простятся ему", и дальше сразу же написано: "Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться". Вот это слово "чтобы" указывает на причину, по которой мы должны признаваться друг другу в своих проступках - чтобы молиться и в итоге исцелиться.
  
   "Носите бремена друг друга" (Гал.6.2) - призывает Библия. Иногда мы думаем, что имеется в виду бремя материальное или, возможно, бремя болезни. Это само собой, но учтите, самое тяжелое бремя - это грех. Более тяжелого бремени нет.
  
   И наконец, когда мы говорим об исповеди и покаянии, ключевым текстом является 1 Ин. 1.6: "Если мы говорим, что имеем общение с Ним (то есть с Богом), а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине". Что имеет в виду Иоанн, когда говорит: "Ходим во тьме"? Большинство из нас, включая меня, до недавнего времени традиционно понимало - это значит, что ходим в грехе. Это отчасти так и есть, но только отчасти. Если же посмотреть глубже, "ходить во тьме" - это не столько ходить в грехе, как быть нечестным, быть лукавым, неискренним с самим собою. Ходить во тьме - это не признавать того, что я в какой-то степени грешен, это значит отрицать обличение. В Евангелии Иоанн написал, что человек "не идет к свету, чтобы не обличились дела его" (Ин.3.20). Порок человека не в грехе, но в отрицании того, что он грешит. Это и есть "хождение во тьме". Я не иду к свету. Почему? Ведь свет - это благо. Но я не иду к свету, чтобы не обличались мои дела. Смешно до предела, ведь мои дела все равно были, есть и будут темными, мы все равно грешим. И если говорим, что не грешим, обманываем самих себя. Бога же, обличающего нас в грехе, представляем лживым. То есть сам факт того, что мы грешим, - доказан: "Все мы много согрешаем" (Иак.3.2). "Если же ходим во свете"... Что значит "ходить во свете?" Опять же, это не значит быть безгрешным - это исключено. "Если же ходим во свете", то, в итоге, имеем довольно интересное и, на первый взгляд, странное обетование: "Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха". Будьте внимательны! Если утверждать, что "ходить во свете" - значит не иметь греха, тогда, позвольте, от какого греха нас должна очищать кровь Христа? Но как раз парадокс состоит в том, что "ходить во свете" - это не значит быть безгрешным, это значит быть честным и искренним и как раз признавать грех, а не отрицать. "Ходить во свете" - это значит принимать обличения Святого Духа, иметь общение друг с другом, то есть, признаваться в проступках. Это значит не иметь тайн, не показывать себя супер святым, это значит быть честным с собой. Идти к свету, чтобы обличались дела наши. Это и есть "ходить во свете". И как следствие подобной честности, признания, исповедания и покаяния - кровь Иисуса Христа, очищает нас от всякого греха. А кто ходит во тьме, того кровь Христа не может очистить, потому что человек не признает себя виновным. "Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас" (1 Ин.1.8). Если исповедуем грехи, то есть признаем их, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым и слова Его нет в нас. Кто-то из нас лжец: или Бог, или я. Если в ответ на обличение Святого Духа, я утверждаю, что не грешил, то я представляю Его обманщиком. Потому у нас одна дорога к свету - иметь общение друг с другом, признаваться в проступках, молиться друг за друга и ходатайствовать.
  
   Царь Давид молился: "Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих; не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных" (Пс.140.4). То есть он просит Бога: "Не дай мне впасть в то состояние, когда в моем духе проявится лукавство". "Блажен человек,.. в чьем духе нет лукавства", чьи слова не лукавы, чтобы извинять свои грехи. "Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их. Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей" (Пс. 140.5). Господи, если бы мы все могли помолиться такой молитвой вместе с Давидом: "Не дай уклониться устам моим, чтобы извинять свои грехи". Я иногда слушаю свою молитву - как странно я молюсь. Я говорю: ''Господи, Ты знаешь мое сердце, может быть, я в чем-то согрешил в этот день''... Смешно, правда? Конечно, Он знает, конечно, и я знаю. Тогда почему не назвать грехи своими именами?
  
   В истории встречались личности, которые удивляли Бога тем, что не отделяли себя от согрешений других, хотя сами не были виновны. Они знали, что Бог не может погубить праведного вместе с нечестивым. Они слышали, когда Бог говорил: "Отойди, и Я погублю этот народ, и от тебя произведу другой народ". Но Моисей сказал: "Нет, если Ты так решил, тогда погуби и меня, я встаю на сторону этого народа". Это были заступники, это были ходатаи. Ходатайство имеет большую силу. Как часто, если я не замешан в чем-то, я хочу стоять в стороне, я не хочу быть частью этого порочного общества или отдельного человека, мне стыдно даже, если его назовут мои братом, а Христос не стыдится называть нас Своими братьями, хотя мы все грешны. Поэтому Он есть Ходатай Нового Завета. Если бы Иисус отделил Себя от нас, Он бы, естественно, спасся в Своей правоте, а мы бы погибли в своих грехах. Но Он пришел и умер - Праведник за нечестивых. Зачем заступаться за правого? Правосудие Божье будет бороться за таковых. Мы-то как раз грешны, и Он заступается за нас перед Отцом.
   Скажите, как много сегодня верных, заинтересованных в том, чтобы помочь тебе, нет, не разгласить о тебе, не сплетничать, а спрятать твою боль, молиться и заступаться за тебя перед Богом? В книге Притчей Соломоновых написано: "Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит дело" (Пр.11.13).
  
   Апостол Павел спрашивает: "Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?" (2 Кор.11.25). Да зачем тебе этот немощный? Если он соблазнился, я буду его критиковать, насмехаться, бить, судить, я буду его наказывать, потому что он изнемог и грешит. Соблазнившийся человек - это упавший человек. Но Павел, "Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных" (1 Кор.9.22). Немощь... Что такое немощь? Это слабость, это порок, недостаток. И когда Павел видел немощного человека, слабого, с недостатками, он не просто его критиковал или наказывал, но был с ним, чтобы приобрести его и поднять. В этом я ищу пользы ближнего. В этом мое служение. Помочь, а не добить его. В Рим.8.26, мы читаем: "Также и Дух..." (речь идет о Божьем Духе). Какова миссия Святого Духа в нашем грешном теле? Вы думали когда-нибудь об этом? Я плотян и продан греху. Но Дух подкрепляет нас в немощах наших. Как, подкрепляет в немощах? Разве Он не судит меня? Нет. Он подкрепляет меня в моих слабостях. И дальше написано: "Сам Дух ходатайствует за нас". Видите, у Него разная миссия по отношению к Богу и ко мне, Он как Посредник между Богом и человеком. Меня Он подкрепляет, а перед Богом ходатайствует, заступаясь за меня. Меня он поддерживает, подкрепляет, вдохновляет, обличает, ведет к покаянию, а перед Богом, перед справедливостью Его заступается, ходатайствуя "за нас воздыханиями неизреченными".
  
   Мы, узнав что-то о ком-то, спешим тут же это раздуть и всем об этом поведать. Христос же "не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке" (Ин.2.25). Представьте себе на мгновение, что Ему было ведомо все, что было в каждом из людей. Но я не нахожу в Писании, чтобы Он хоть один раз кого-то опозорил, упрекнул или рассказал о чьей-то грязной истории. Чтобы хоть один раз, зная с самого начала, что Иуда предаст Его, Он намекнул или открыл эту темную тайну. До последней вечери Его отношение к Иуде было одинаково любвеобильным, как и ко всем остальным. На подобное способна только истинная любовь.
  
   Пришла блудница, упала к Его ногам на виду у многих присутствующих и стала омывать ноги Его слезами и отирать волосами. "Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница" (Лук.7.39). Вы представляете? Иисус знает, что этот человек сейчас подумал сам в себе, и Он вполне мог бы сказать: "А ты какой, или ты думаешь, что ты лучший?" Взял бы и открыл из его жизни целый ряд пороков. Но Иисус никогда этого не делал. Он никогда не мстил и не злоупотреблял тем, что знал все, что в человеке. Он сказал: "Симон! Я имею нечто сказать тебе". Он говорит: "Скажи, Учитель", и Христос приводит ему притчу, которой Он его обличает, пытается объяснить ему истину и помочь. Он ведет его к свету.
  
   Вообще, меня удивляет, насколько добр наш Господь. Однажды к Нему привели блудницу, взятую в прелюбодеянии. Блюстители закона Моисеева готовы были совершить над ней суд. Мгновение - и град камней и пыли обрушится на ее голову. Но здесь главное шантаж: ее-то они успеют убить, но вот найти разногласия у Христа с Моисеем - это их задача. Христос поднимает глаза, смотрит на эту законопослушную толпу ревнителей закона. Он может на каждом из них остановиться и рассказать о каждом дне его жизни до мельчайших деталей, включая не только его дела, но и мысли. Он знает все, что в каждом из них, но... Он этого не делает. Он пытается взывать к их совести: "Кто из вас без греха, первый брось на нее камень". Само Его присутствие говорило о том, что Он знает все. И Библия повествует: "Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим" (Ин.8.9). Он не хотел их позорить. Да, они долго и упорно дежурили, наконец, поймали ее и сразу же стали кричать о справедливости и мести. А Иисус, зная значительно больше о ней и о них, хочет милости, а не жертвы. Он мог бы каждого из них, каждый день, ловить в чем-то так же, как они поймали ее в прелюбодеянии. Но Он этого не делает. Он хочет, чтобы они тоже искали не суда, а милости. Проникнитесь болью Его сердца. Он не судил их, суд ожесточает. Суд - это приговор. Суд не дает шансов к покаянию, но Он обличал: "Кто из вас без греха". Это обличение было принято толпой. Совесть их стала судить, и они повиновались и не убили эту женщину.
  
   4. Аргументы ''против''.
   В книге Левит написано: "Не ходи переносчиком в народе твоем" (Лев.19.16). Как мы не боимся Бога, говоря, что живем в дни благодати, когда сами порой и закона не соблюдаем? "Не ходи переносчиком в народе твоем... Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха. Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь Бог ваш" (Лев.19.17,18). Апостол Павел пишет: "Я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти... у вас клевет, ябед..." (2 Кор.12.20). В 49-м псалме мы читаем: "Грешнику же говорит Бог: что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя?.. Уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство; сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь; ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои". Если я сужу, я буду судим. "Суд без милости не оказавшему милости". Может быть, брат твой и виновен, многократно виновен. Тогда пойди и обличи его, ходатайствуй за него, а не клевещи на него, не злословь и не сплетничай коварно языком своим. "Как притворяющийся помешанным бросает огонь, стрелы и смерть, так и человек, который коварно вредит другу своему и потом говорит: "Я только пошутил". Где нет больше дров, огонь погасает, и где нет наушника (то есть ябедника, доносчика, сплетника, кляузника), раздор утихает" (Пр.26.18). Позвольте повторить вопрос в который раз: что мы делаем, когда узнаем что-то о ближнем? Мерзость перед Богом - кляузничать, ябедничать, доносить. Если такой человек убирается из общества, раздор утихает.
  
   Мы читали в книге Левит: "Не враждуй на брата твоего". Враждовать - значит питать неприязнь. Для вражды нужна пища, причина. Мне нужно в нем выискать порок, и как же я радуюсь, когда нахожу в нем что-то, какой-то повод, чтобы раздуть скандал и "законно" убить его. Мы радуемся таким находкам и, конечно, никогда не пойдем обличать такого человека, потому что вдруг он покается, и тогда у нас пропадет последний аргумент, и мы не сможем ему отомстить. Неискренний человек, который враждует со мной, никогда не придет обличить меня, он будет разносить обо мне худую молву. Он никогда не скажет: "Александр, я слышал то-то и то-то о тебе, или люди говорят о тебе такие-то вещи. Это правда или нет?" Как я благодарен людям, которые поступали так со мной. Как часто то, что они слышали обо мне, оказывалось полной клеветой, а ведь все это могло разрушить наши отношения до основания. Дух зависти и вражды приведет нас к тому, что принудит искать какой-то аргумент против ближнего , чтобы уничтожить его.
  
   Пилат знал, что первосвященники предали Христа из-за зависти, и потому спросил: "Какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят" (Мф.27.23). "Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили" (Мф.26.59). Иисус никогда тайно ничего не делал. Он говорил: "Я всегда учил в синагоге и в храме,.. и тайно не говорил ничего" (Ин.18.20). Он спрашивал, кто может обличить Его в неправде? Если же у них есть вопросы, возмущения или недоразумения, Он готов сесть и обсудить их, но эти люди хотели предать Его смерти. Это желание, этот дух вели их, и они упорно искали лжесвидетельства. "И хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но, наконец, пришли два лжесвидетеля и сказали: "Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его" (Мф.26.60). Во 2-й главе в "Деяниях апостолов" написано: "Вы взяли Христа и, пригвоздив руками беззаконных, убили". Вот мы как умеем убивать. Мы не убиваем сами, но руками других людей. Завистники Его служения настолько возбудили Иерусалим своими возмущениями и сплетнями, что убили Христа... Кто убил? Праведники, священство Израиля. Конечно же, не они сами - что вы, Боже упаси. Руками других людей. "От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху" (Ин.18.28). Они по правде законной оставались непорочны: "не убей" - и они никого не убивали.
  
   Так что же такое лжесвидетельство? Мы так его боимся. Это страшный порок. Лжесвидетельство - это ложь, умышленное искажение какого-то факта в нашу пользу. Понимаете, как они интерпретировали некоторые высказывания Христа. Иисус говорил о храме тела Своего. Но эти люди были извращены в своих умах, они придирались к Его словам. И потому перекручивали их, умалчивали и не договаривали, преувеличивали сказанное Им. Говорить не так, как имелось в виду, - это и есть лжесвидетельство.
   Проанализируем поведение Ионы. Ниневия была столицей Ассирии. Она усиливалась, и потому Иона с двумя другими пророками предвидел и предупреждал Израиля, об угрозе со стороны Ассирии, потому что Израиль был в недостойном положении перед Богом. Именно по этой причине, узнав, что Бог разрушит Ниневию, Иона не хотел обличать врага, то есть ниневитян. Вдруг они покаются, и Бог не осудит их и не исполнит приговора, который вынес для них. Это и произошло. Ионе в тысячу раз было бы приятней рассказывать своим друзьям эту новость: "Еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!" Но говорить это врагам и обличать их - значит, дать им шанс покаяться. Четвертая глава книги Ионы начинается словами: "Иона сильно огорчился этим и был раздражен". Вы представляете, город покаялся, Бог помиловал тысячи и тысячи людей, отменил приговор, а пророк раздражен этим.
  
   И еще одна иллюстрация на эту тему: "И пришел Давид с Авессою к людям Сауловым ночью" (1 Цар.26.6). Позвольте небольшое предисловие. Саул, президент Израиля, со своей армией ловит в горах Давида. Подлинная причина этой неравной войны - зависть. В народе Давид - любимец, а Саул отвержен Богом. И вот момент. Ночь. Саул спит в шатре, копье его воткнуто в землю в изголовье его. Авенир же и народ его лежат вокруг него. Давид пробрался в стан Саула с Авессой, и "Авесса сказал Давиду: предал Бог ныне врага твоего в руки твои; итак позволь, я пригвожду его копьем к земле одним ударом и не повторю удара. Но Давид сказал Авессе: "Не убивай его; ибо кто, подняв руку на помазанника Господня, останется ненаказанным?" О каком помазании может идти речь, когда Бог отступил от Саула? Когда злой дух к нему приходит, он беснуется. И такого человека-отступника Давид называет помазанником и щадит его? Это не с кафедры излагаются благородные нравоучения о любви к врагам, чтобы впечатлить слушателя, это говорит человек, который годами вынужден бежать от своего врага. "И сказал Давид: "Жив Господь! Пусть поразит его Господь, или придет день его, и он умрет, или пойдет на войну и погибнет; меня же да не попустит Господь поднять руку мою на помазанника Господня". Давид не поднимал руки на Саула. Мы сегодня поднимаем перст и говорим оскорбительное для царей и священников Господних. Мы говорим против ближнего. Почитайте, как Давид воспринял весть о смерти своего врага Саула. "И сказал Давид отроку, рассказывавшему ему: "Как ты знаешь, что Саул и сын его Ионафан умерли?" И сказал отрок, рассказывавший ему: "Я случайно пришел на гору Гелвуйскую, и вот, Саул пал на свое копье, колесницы же и всадники настигали его. Тогда он оглянулся назад и, увидев меня, позвал меня. И я сказал: "Вот я". Он сказал мне: "Кто ты?" И я сказал ему: "Я - Амаликитянин". Тогда он сказал мне: "Подойди ко мне и убей меня, ибо тоска смертная объяла меня, душа моя все еще во мне". И я подошел к нему и убил его, ибо знал, что он не будет жив после своего падения; и взял я царский венец, бывший на голове его, и запястье, бывшее на руке его, и принес их к господину моему сюда. Тогда схватил Давид одежды свои и разодрал их, также и все люди, бывшие с ним, разодрали одежды свои, и рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем и о доме Израилевом, что пали они от меча. И сказал Давид отроку, рассказывавшему ему: "Откуда ты?" И сказал он: "Я - сын пришельца Амаликитянина". Тогда Давид сказал ему: "Как не побоялся ты поднять руку, чтобы убить помазанника Господня?" И призвал Давид одного из отроков и сказал ему: "Подойди, убей его". И тот убил его, и он умер. И сказал к нему Давид: "Кровь твоя на голове твоей, ибо твои уста свидетельствовали на тебя, когда ты говорил: "Я убил помазанника Господня" (2 Цар.1.5-16). Дальнейшее повествование с трудом укладывается в моем сознании. "И оплакал Давид Саула и сына его Ионафана сею плачевною песнью, и повелел научить сынов Иудиных луку, как написано в книге Праведного, и сказал: "Краса твоя, о Израиль, поражена на высотах твоих! Как пали сильные!" Обратите внимание на следующий стих, я не один раз читал это повествование, но не мог видеть, что входило в слезный плач Давида. Почему именно эти слова произнес Давид: "Не рассказывайте в Гефе, не возвещайте на улицах Аскалона, чтобы не радовались дочери Филистимлян, чтобы не торжествовали дочери необрезанных". А мы рассказываем, мы всем все рассказываем. Что-то узнаем о ближнем, о родном и рассказываем. В этот момент лицемерить Давиду было не под силу. Если бы он радовался падению своего врага, (ведь он так долго ждал восхождения на престол и так давно был помазан Самуилом царствовать над Израилем) - то этого было бы невозможно скрыть. Казалось бы, в его ситуации, наоборот, нужно всех известить и рассказать, что, наконец, Бог воздал нашим врагам. Нужно везде написать об этом, провозгласить этот день днем коронации Давида. Пришло время, когда Бог узаконил царство Давида и утвердил его престол. Мне кажется, я начинаю понимать, почему Давид был мужем по сердцу Божьему, несмотря на все его пороки и недостатки. Я, кажется, начинаю понимать, что его поведение было крайне удивительно, это было очень похоже на характер Божий. Он был муж по сердцу Бога. Какое у Бога сердце, такое было сердце и у Давида. Он просит: "Не рассказывайте в Гефе, не возвещайте на улицах Аскалона, чтобы не радовались... враги Израиля. Горы Гелвуйские! Да не сойдет ни роса, ни дождь на вас, и да не будет на вас полей с плодами, ибо там повержен щит сильных, щит Саула, как бы не был он помазан елеем". Как Давид чтил помазание и боялся открыть уста и поднять руку на помазанника. "Без крови раненых, без тука сильных лук Ионафана не возвращался назад, и меч Саула не возвращался даром. Саул и Ионафан, любезные и согласные в жизни своей, не разлучились и в смерти своей; быстрее орлов, сильнее львов они были. Дочери Израильские! Плачьте о Сауле, который одевал вас в багряницу с украшениями и доставлял на одежды ваши золотые уборы. Как пали сильные на брани! Сражен Ионафан на высотах твоих. Скорблю о тебе, брат мой Ионафан; ты был очень дорог для меня; любовь твоя была для меня превыше любви женской. Как пали сильные, погибло оружие бранное!" (2 Цар. 1. 20-27).
  
   Все возвращается. Если я буду милостив к другим, если буду снисходить и поддерживать немощного, тогда Бог помилует и меня, когда я упаду. Критиковать и судить могут все. Но "блаженны милостивые, ибо они помилованы будут". (Мф.5.7).
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"