Савченко Дмитрий Николаевич : другие произведения.

Креатология как система знаний: наука, философия, искусство, культура (Начало введения тома 2)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


  
  

Креатология как система знаний: наука, философия, искусство, культура (Начало введения тома 2)

  
   В этой монографии читателя ждет открытие "нити Ариадны", странствование, полное открытий, странствование, которое представляется мне едва ли не самым увлекательным из всех путешествий, в какие на протяжении своей истории пускалось человечество. Целью этого странствования является поиск фундаментальных метафизических принципов, положенных в основу, как мироздания, так и самого человека и управляющих протекающими в них процессами. Мы уже на протяжении около трех тысячелетий ищем эту "нить Ариадны", этот свет во тьме, поэтому не следует удивляться, что наш поиск привел, наконец, к некоторым существенным результатам. Впрочем, путь, которым мы шли, не был легок, истинное понимание приходило через смену поворотов в философской и теологической (богословской) мысли, и иные сворачивали с пути, устремляясь в неверные направления, иные учились на опыте предыдущих мыслителей. И вот в начале XXI века, появились настолько выдающиеся открытия и откровения, - порой настолько поразительные, что многие философы и богословы во всеуслышание стали заявлять о том, что человечество, наконец, стало понимать законы мышления, управляющие природой всех фундаментальных процессов, как в метафизическом, так и физическом смыслах.
   Как уже было заявлено автором ранее в монографии "Креатология. Методологические основания и модели. Богопознание и научное знание. Том. I" - креатология - новое универсальное научное направление, исследующее глобальные вопросы взаимодействия креативной личности с существующим уровнем развития научных (или иных) представлений и парадигм (интеллектуальным потенциалом общества). Креатология отвечает на современные вызовы настоящей человеческой цивилизации, она открывает свет во тьме, ибо - это новая глобальная наука, ставящая человека во главу угла как "творца всех вещей", как "микрокосмос", связанный со всей Вселенной и с Богом гармонично и благостно. Рассматривая креатологию как систему знаний: науку, философию, искусство (а в более широком аспекте как культуру) мы видим общий исток её происхождения. Греческие мыслители исследовали таинственную гармонию Космоса, они видели её через число, свет и красоту Космоса. Величайший гений всех времен Пифагор впервые увидел в числе и красоте Космоса гармонию как единую сущность или нераздельное целое, непознаваемое до конца трансцендентное Единое, Космос живой. Однако увиденное им не является его личным достижением, ибо, как говорил Климент Александрийский в "Строматах" первым учителем земных учителей является Христос. Премудрость Божия даётся через Откровение, а Откровение есть исключительное озарение, Теофания, снисхождение Бога на избранного им. В христианстве высшее Откровение - сам Христос, который раскрывает абсолютную истину нашего бытия, логос (см. Ин. 14:6: "Я есть...Истина"). Откровение в православном христианском богословии имеет несколько ступеней иерархии: высшая ступень Откровения - Священное Писание (Ветхий Завет, Новый Завет), причем даже в пределах канонического Писания имеется приоритет: Новый Завет оценивается как Откровение высшего уровня сравнительно с Ветхим Заветом. Более "низшая" ступень Откровения - Священное Предание (тексты и учение Отцов Церкви). Помимо этих двух уровней отдельно стоит понимание Откровения как диалог Бога с людьми. Согласно этому пониманию любой человек способен, помимо Священного Писания и вне церковной иерархии (имеется ввиду земная церковная иерархия) общаться с Богом и получать от Него Откровение. У.Ф. Бальтазар рассматривает активную роль человека как "адресата и партнера Откровения" и, следовательно, знания, получаемые человеком считаются "сверхразумными" истинами. Скромный профессор Казанской Духовной Академии В.И. Несмелов в двухтомном труде "наука о человеке", изданного в 1906 г. доказал смелую мысль: научное и религиозное знание имеет один источник - Откровение. Старый тезис Фомы Аквинского о гармоническом соотношении между "сверхразумными" и "разумными" истинами, т.е. соотношение между религиозными и научными знаниями коррелирует с мыслью В.И. Несмелова. Креатология является Меганаукой, т.к. с одной стороны имеется талантливая (или креативная) личность, а с другой стороны - парадигмы (системы знаний, с которыми эта личность взаимодействует) и поэтому в любой частной науке мы видим это взаимодействие. И в этой связи креатология рассматривает богопознание и научное знание, исследует взаимоотношение православной религии и науки. В креатологии особый язык, с одной стороны это язык науки и искусства, с другой - язык православного богословия. Креатология даёт пищу для познания ученым или интеллектуалам, философам, творческим личностям в науке, культуре, образовании и искусстве, а также богословам, и просто православным христианам.
   Креатология предлагает принцип сочетания античной, византийской, раннехристианской и православной и исламской духовной мудрости с интеллектуальными достижениями Запада.
   Креатология провозглашает принцип стирания граней между наукой и искусством, между наукой, культурой, образованием, а также тесного взаимодействия между наукой и православной религией.
   Креатология действует в русле учения и традиций Православной Церкви, Священного Писания и Священного Предания и признает ведущую роль православного духовного начала в познании мира.
   Креатология исповедует принцип открытости. Этот принцип означает готовность впитать все инновации, все парадигмы, имеющие отношение к творческому потенциалу человека. Весьма интересны связи с православным богословием, западной теологией, космобиологией, мудростью ислама, биоритмологией, астроритмологией, генетикой, информатикой, экономикой, политологией, синергетикой, прогностикой, интеллектикой, науковедением, образованием, культурой.
   Креатология использует принцип синтезного изучения различных парадигм, воздействующих на творческую личность.
   Это означает, что креатология не только направлена на взаимодействие между наукой, православной религией, философией и искусством, но она объясняет дар творческих озарений и открытий ученых, творческих людей в науке, технике, медицине, философии, культуре, искусстве, других сферах знания.
   В рамках полиморфной диалектики (заявленной в соавторстве с исследователем Афлитуновым А.М. (см. 4), креатология, публикации которой отражены автором в работах (1-14), появилась как новое глобальное научное направление.
   Напомним, что креатология зиждется на постулате (расширенном по отношению к постулату Пуллахской школы неотомизма в ФРГ), постулате, сущность которого состоит в гармонизации единства духовного и рационального знания. Это означает гармоническое единство науки, искусства, культуры, образования, религии (в нашем случае православной религии) других форм общественного сознания. В рамках такого представления о научной рациональности мы пересматриваем взгляды на отношения "человек - человек" и "человек - природа", "человек - Бог". Таким образом, креатология определялась в (1-14) как новая философия, новое мировоззрение, новая парадигма, новое глобальное научное направление, исследующее вопросы взаимодействия творческой личности с различными формами общественного сознания, в том числе с религией.
   Как связана креатология с историческим прогрессом и кто является "двигателем" взрыва цивилизационных достижений?
   Мыслители прошлого, гении, оказавшие сильное влияние на парадигмы целых эпох, дают нам демонстрацию того, кто является "источником" инноваций целой эпохи. Достаточно назвать две фигуры, вместившие в себя научные, культурные направления целой эпохи: Леонардо да Винчи и Николая Кузанского. Но Николай Кузанский "впитал в себя" еще и духовное направление мысли той эпохи, когда он жил и творил.
   Кузанец -- единственный мыслитель того времени, который охватил целиком фундаментальные проблемы современности, основываясь на одном теологическом принципе и пользуясь им как инструментом описания многообразного целого окружающего мира. Мысль Кузанца вмещает в себя как единую тотальность духовный и физический космос и преодолевает границы любой обособленной индивидуальности. Кузанец -- в той же мере теоретик теологии, в какой и теоретик математики. Мощный ум его занимался не только проблемами всеобщей теории движения, астрономии и космографии, но также и проблемами всеобщей истории духа, церковной истории, политической истории, истории права. Все, что является для него объектом мысли, сводится в одно целое и все устремления этой многогранной личности, представляют собой выражение и развитие основной философской идеи, которую Кузанец обосновал в своей философской работе "Об ученом незнании" и которую сейчас, в XXI веке мы бы назвали креатологией.
   Существует один из современных взглядов на развитие науки, культуры, других систем знаний, реализация его приняла форму междисциплинарного направления, включающего в единый контекст эволюцию Вселенной (Метагалактики), Земли, биосферы, человека, культуры, мышления и морали. Это направление названо "Универсальной историей".
   Универсальная история (У.И.) - это исследовательский проект, ориентированный на интеграцию естественной и гуманитарной наук (данные 2007 года). Один из участников этого исследовательского проекта, в публикации (см. 15, с.54-70), рассмотрев исследование Панова А.Д. о том, что временные интервалы между скачками в эволюции природы и общества последовательно сокращались в соответствии с простой логарифмической формулой, утверждает, что существует некий стержневой вектор эволюции, который он обозначил как "удаление от естества". Этот вектор эволюции строится на парадигмах синергетики и кибернетической теории систем.
   В частности выдвинута гипотеза техно-гуманитарного баланса (чем выше мощь производственных и боевых технологий тем более совершенные механизмы культурной регуляции необходимы для сохранения общества).
   Эта гипотеза объясняет, по мысли её творца, факты прорыва человечества в новые культурно-исторические эпохи. Цитируем одного из авторов этого проекта:
  
   Синергетическая модель включает в концепцию У.И. драматические процессы социальной и духовной эволюции, демонстрируя вселенские истоки человеческого разума и морали без обращения к мистике Божественного промысла. Биологический и социальный "прогресс" видится не как цель, но как средство сохранения неравновесной системы в фазах неустойчивости, и в целом - как цепь успешных адаптаций к последствиям собственной активности (на фоне преобладающих разрушительных эффектов неустойчивости) (15, с. 69).
  
   Как же возможно такое непонимание глубин научного и социального прогресса и современной метафизики? Как же можно убрать интуицию творческой личности, которая непостижима и является Лучом Божества или орудием Божественного Промысла? Ибо все научные открытия являются только продуктом интуиции и все прорывы человечества в новые культурно-исторические эпохи являются следствием проявления интуиции гениальных людей и эта мысль в психологии науки и культурологи является достаточно тривиальной. Как можно заменить мораль, имеющую в основе религиозные заповеди, "синергетическими моделями без обращения к мистике Божественного промысла"? И вообще как можно демонстрировать "вселенские истоки человеческого разума и морали без обращения к мистике Божественного промысла"? Выходит Промышления Божьего о каждом Его творении не существует? Если авторы "Универсальной истории" исповедуют такую науку, исключая Божественный промысел и Бога-Творца, то, как мало они понимают и как их искренно жаль.
   Для того, чтобы они что-нибудь поняли, приведем слова Нобелевского лауреата, великого физика Альберта Эйнштейна:
  
   Каждый серьезный естествоиспытатель должен быть каким-то образом человеком религиозным. Иначе он не способен себе представить, что те невероятно тонкие взаимозависимости, которые он наблюдает, выдуманы не им. В бесконечном универсуме обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума. Обычное представление обо мне как об атеисте - большое заблуждение.
  
   Ему принадлежат следующие слова:
  
   Я не представляю себе ученого без твердой веры. Это можно выразить и так: невозможно верить в науку, не основанную на религии.
   Я верю в Бога, как в Личность и по совести могу сказать, что ни одной минуты моей жизни я не был атеистом...Я не могу себе представить настоящего ученого, который не обладал бы глубокой верой. Это можно выразить и так: нельзя верить в безбожную науку.
  
   Каждый промежуточный "инсайт", каждая рождающаяся новая идея, проходящая в сознание, есть результат процесса бессознательного мышления в ходе решения проблемы, когда личность пронизывается нетварной Божественной энергией, светом. Флуктуирующие потоки выбросов зонда интуиции являются как бы "излучением идей" (14). Это "мысленное излучение идей" обладает разной интенсивностью в различные промежутки времени. Эта интенсивность - вследствие флуктуации плотности потока выбросов зонда интуиции сильно меняет новизну, оригинальность идей, приводя зачастую к кардинальному повороту в той или иной научной области. В работе (14) об этом прямо говорится:
   Эти "световые волны", это излучение мысли у разных исследователей имеют разную "силу". Сила мысли (например, для ученого исследователя или, беря более широко, для любого творческого человека в любой сфере деятельности) равна силе света. Мощь силы мысли, мысленного излучения порождает новизну открытия в науке. Чем больше "мощь мысленного излучения", тем вероятней появление новой парадигмы в науке. Большинство мыслей, оказавших самое глубокое воздействие на развитие науки, вообще появились не от влияния сложившихся парадигм и их сила не зависела от степени знания всех господствующих научных взглядов. Знание, появившееся вследствии интенсивной научной творческой работы становится новым знанием, как бы "застывшей мыслью". Оно немедленно начинает воздействовать на массу ученых и эта новая парадигма с течением времени начинает тормозить возможность появления новых открытий в данной научной области. Интуиция дает основание для появления нового "скачка" в науке. Процесс познания начинается с трансцендентного уровня, с непосредственного просвещения исследователя светом, исходящим от Отца светов. Это кажется загадочным для тех, кто не задумывался над процессом собственных открытий, кто, имея статус ученого, привык полагаться на культ разума. Гордость человеческая присуща очень интеллектуальным, но ограниченным в мудрости ученым.
  
   О чём это говорит?
   Фундаментальная научная идея обычно рождается в голове одного человека, а не является плодом коллективных усилий. Ученый не согласовывает работу многих людей, а вбирает в себя интеллектуальные веяния и потребности эпохи и на этой основе конструирует фундаментальную теорию и выдвигает принципиально новые идеи. Поэтому для развития науки нужны "гениальные умы" или, выражаясь проще, таланты высшего уровня. Ведь тысячи рядовых ученых - тружеников не могут заменить М. Планка, Н. Бора, или А. Эйнштейна. Подводя итоги, можно сделать вывод, что поток идей, порождаемый талантами или гениями (талантами высшего уровня - термин, принятый в специальной литературе), оформляемый в виде научных истин является "двигателем" эволюции научного прогресса или, если смотреть шире, "двигателем истории".
   В нашей работе (Афлитунов А.М., Савченко Д.Н.) "Ноосфера и современность" с особой силой подчеркнута необходимость создания нового глобального научного направления, исходящего из проявления действия духовных, нравственных сил ученых, художников (и иных творческих личностей), творящих историю человечества (2).
   Свидетельство В.С. Степина, о том, что четвертая глобальная научная революция в последнюю треть ХХ века привела к рождению новой постнеклассической науки (16, с. 626) обнаружило, что новизна приоткрывшихся свойств бытия влечет за собой интенсивное применение научных знаний во всех сферах социальной жизни. Революция в средствах хранения и получения знаний (введение компьютеров в исследовательские процессы, внедрение ноу-хау в сложное научное оборудование и др.) поменяла характер научной деятельности. Изучение междисциплинарных предметных областей потребовало введение в научный тезаурус понятия "универсальные закономерности". Первые универсальные закономерности проявились вследствие рождения невиданных ранее междисциплинарных универсальных дисциплин: кибернетики, системологии, синергетики и процесс появления таких системных наук все множится и реализует новый виток масштабной интеграции научного знания. Реализация комплексных программ, в которых принимают участие специалисты различных областей знания, становится уже делом обычным, традиционным. Происходит сращивание в рамках единой комплексной программы теоретических и экспериментальных исследований, прикладных и фундаментальных знаний, наблюдается бесцеремонное вторжение идей, транслируемых из других наук. Становится очень трудным определение как самой науки, так и ее предмета, ибо поле знаний новой науки теряет свои границы и становится несколько размытым, нечетким. Сам человек (исследователь, ученый) накладывает на формирование новой междисциплинарной науки влияние своей личности, своего мировоззрения и опыта, своей научной квалификации и к сожалению это не учитывается. В этой связи назрело появление нового синтезного научного направления, исследующего глобальные вопросы взаимодействия творческой личности в науке, искусстве (и в иных областях) с интеллектуальным потенциалом общества. Человек - "мера всех вещей" становится на переднем плане своего поиска, он находится в центре исследований.
   В самом деле, талантливый ученый обладает зачастую обширными познаниями в различных областях знаний, он имеет собственное мировоззрение, культуру, философию, опыт и этот "отпечаток" личности сказывается на том открытии, которое он сотворил. Человек - живая Вселенная и по сложности он не уступает Вселенной, кроме того ученый, вообще талантливый человек зачастую имеет обширные знания в различных областях, и когда начинается процесс взаимодействия его знаний со знаниями больших систем знаний (культурой, искусством, наукой, философией т.д.), тогда возникает взрывная волна инноваций, открытий, переворотов, тогда появляются гении, формирующие новое миропонимание целых поколений. Так, например, отец Павел Флоренский, религиозный православный философ, ученый, священник и богослов, занимался обоснованием православной догматики, особенно триединства, почитания икон и аскетизма. Отец Павел Флоренский провел широкий спектр исследований в самых различных областях знаний: лингвистике, теории пространственных искусств, физике, математике. Иногда называют его "Леонардо - да - Винчи ХХ века". Лосев Алексей Федорович, философ и филолог, имел блестящие знания в области античной эстетики, открыл русскому читателю античный мир от Гомера до Платона и от Платона до..Христа. Размах его достижений огромен: философия, классическая филология, античная мифология, античный космос, эстетика, музыка, литература. Лосев был переводчиком Плотина, Прокла, Николая Кузанского. Список таких людей можно продолжать...
   Когда идет взаимодействие талантливого ученого (либо талантливого человека в других сферах знаний) с потоком парадигм (системами знаний) в науке, искусстве, философии, культуре, тогда возникает ситуация креатологическая, ибо накопленные человеком знания и опыт вступают в контакт с большими системами знаний, идет "диффузия" знаний во внутреннюю психическую сферу исследователя, и, наконец, инсайт, интуитивное прозрение свидетельствуют часто о начале новой эры в той области знаний, в которой исследователь хочет добиться нового, неизведанного результата. В любой отрасли знаний: в науке, философии, искусстве имеет место такое пересечение знаний человека с большими системами знаний. Креатология таким образом становится Меганаукой, ибо любая отрасль знаний делается объектом контакта со знаниями человека, например, физик имеет дело с современными парадигмами физики и космологии, философ - с современными представлениями философии XXI века, ученый любой отрасли знаний также реагирует на парадигмы системы знаний своей отрасли. Здесь могут быть использованы любые смелые идеи из других отраслей знаний. Что касается искусства, как "формы культуры, включающей в себя все виды художественного творчества и их результаты в качестве множества конкретных произведений" (17), то здесь вероятность встречи таланта с несколькими областями знаний (системами знаний) весьма велика.
   Человек, особенно художник, творящий в области искусства, видит красоту всего бытия, а из книги Премудрости Соломона постигает, что Бог сотворил мир согласно числу, весу и мере (космологические категории), которые представляют собой категории эстетического порядка.
   Человек - творящий в искусстве в силу понимания божественного творчества, видит вселенную как непрестанное излучение красоты, как дивное море света. Особенно сильно и мощно такое видение выражено в трактате св. Дионисия Ареопагита "О божественных именах":
  
   Сверхсущественное же Прекрасное называется Красотой потому, что от Него сообщается собственное для каждого очарование всему сущему; и потому, что Оно - Причина благоустроения и изящества всего и наподобие света излучает всем Свои делающие красивыми преподания источаемого сияния; и потому, что Оно всех к Себе привлекает, отчего и называется красотой; и потому что, Оно все во всем сводит в тождество (18, с. 313).
  
   Когда художник находится в процессе творчества, он представляет собой некий "микрокосм", сложную вселенную, внутрь психической сферы которой проникает "диффузия" идей, образов, исходящих из прошлого набора универсальных идеалов и этических принципов человеческого рода, художественных парадигм тех социальных слоев, которые прямо или бессознательно воздействуют на его творчество, разнообразные изобразительные средства. Одновременно проникает внутрь психической сферы художника то, что является идеями запредельных сфер бытия, их мы называем вслед за св. Григорием Паламой "Лучом Божества, нетварной Божественной энергией, благодатью" (19). Художественное творчество - особая форма отражения действительности, говорящая на специфическом языке, и раскрыть своеобразие языка искусства невозможно без обращения к проблеме бессознательного психического. В акте творчества художник - соучастник творческого процесса и протекает процесс творчества не только при взаимодействии сознательного и бессознательного, но также при участии всех страт психики. Для художника творчество - "средство для разряда нервной энергии", - говоря словами Л.С. Выготского, ибо в акте творчества происходят познавательные процессы, которые ведут к разрешению внутренних конфликтов и разрядке аффективной напряженности (20). Творчество служит удовлетворению сущностных потребностей человека (познавательной, потребности творчества, самовыражения и самореализации и др.), что вызывает положительные эмоции.
   Автор настоящей монографии провел содержательный анализ механизма вдохновения и интуитивного постижения истины в науке и искусстве (10, с. 62-68, 8, 9).
   В связи с наличием мощной, подкрепленной философским осмыслением и исторической практикой трактовки личности как Универсума, исповедуемой Н. Бердяевым и др. мыслителями, провозглашенной также креатологией (см. работу 9) автор выдвинул гипотезу (естественно подлежащую тщательной проверке) о единстве механизма вдохновения, интуитивного постижения истины в науке и искусстве. Эта гипотеза основана на анализе ряда направлений: теории семантической Вселенной (В. Налимов), психоанализа (С. Леклер, Г. Аммон, Ф. Дольто, Ф. Рустан, Ж. Лакан), гипноза как метода исследования бессознательного (В. Райков, Л. Шерток, Орн, Барбер, Хилгард, Рожнов, Бурно), герменевтики (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Х. Гадамер), социодинамики культуры (А. Моль, Ч. Осгуд, Жан Дювиньо), артоники (А. Афлитунов, Д. Савченко), науковедения (Т. Кун, И. Лакатос, С. Тулмин, Дж. Холтон, Л. Лаудан).
   Исследование интуиции и катарсиса как процесса показало (см.9), что изменение уровня интенсивности потенциала личности (в данном случае интуиции) происходит скрытно, в слоях бессознательного психического и заканчивается разрядкой в виде эмоционального подъема; почти то же самое можно утверждать в отношении катарсиса, который в известном смысле есть бессознательный и подсознательно протекающий процесс, заканчивающийся разрядкой на фоне эмоциональной разгрузки личности. У обоих процессов много общего:
   Подсознательное и бессознательное протекание когнитивных процессов (инкубация).
   Новизна, оригинальность продукции творческой личности, художественного произведения.
   Эмоциональная разрядка после получения результатов.
   В итоге исследования был сделан предварительный вывод, что катарсис и интуиция являются одним и тем же процессом, разница в котором лежит в сфере деятельности (наука или искусство). Наука интеллектуализирует искусство, а искусство эстетизирует науку (через взаимные влияния в сфере массовых коммуникаций). Интуиция и катарсис являются проводниками появления новизны или оригинальности создаваемых человеческим духом произведений или продукции. Катарсис и интуиция (в нашей терминологии) есть проявление процесса поведения уровня интенсивности потенциала творческой личности.
   И, наконец, дополним наше исследование вопросами влияния анатомо-физиологической базы, которая делает возможной инкубацию (период скрытого протекания творческого процесса). Были рассмотрены две ключевые точки зрения на этот вопрос (все остальные точки зрения лежат между этими двумя). По мнению Дж. Гоуэна, психолога из Калифорнии, основной инструмент творческого мышления - образы правого полушария (21). Взаимодействие образных представлений в правом полушарии происходит непрерывно, но обычно эта деятельность замаскирована преобладающей активностью левого полушария, в работе которого основную роль играют речь и логика. Нужно сознательно стремиться "притормаживать" левое полушарие - это откроет человеку доступ к образам правого полушария. Именно эти образы играют ключевую роль во многих видах творчества, в частности в техническом творчестве:
  
   Пирамиды, соборы и ракеты существуют не благодаря геометрии, строительной механике и термодинамике, а потому, что они вначале были зрительной картиной - буквально видением - в умах тех, кто построил их...Творческие замыслы создателей новой техники рождаются в несловесной форме и с трудом облекаются в слова. Их язык - язык объектов, картин или зрительных образов перед умственным взором (21).
  
   В настоящей монографии проанализированы гении и таланты, определившие духовный, мистический, культурный поворот в истории человечества. Их творчество рассмотрено на фоне парадигм, сложившихся в той или иной исторической эпохи или же исторического этапа эпохи. Эти парадигмы влияли на них сознательно или бессознательно. Их имена покрыты славой и они сияют в памяти человечества. Греческие мыслители свидетельствовали о таинственной гармонии, числе, свете Космоса. Они считали Космос живым и вот сейчас, в начале XXI века мы видим, насколько они правы. Глубина прозрения Пифагора, его понимания сущности вещей обнаруживаются только сейчас и восхищенные потомки, отстоящие от него толщей веков преклоняются пред его гениальностью. Вот, например, современный философ Шилов С.Е. пишет:
  
   У "подножия" Пифагора разворачивалась мировая (европейская) история мышления. К нему сходится, собирается реальное многообразие эпох мышления. Великие основатели религий, ученые, философы, художники, государственные мужи знают Субъекта (Пифагора) в качестве своего Учителя (22, с. 85).
  
   Утверждение Пифагора "Всё есть число" разворачивается на фоне величайших открытий физики. Шилов С. считает, что энергия, собственно говоря, есть цифровая форма простого числа, числовая "простота" простого числа. Истинное квантовое измерение есть исчисление простых чисел. В этом, - пишет Шилов С., -основа решения задачи о квантовом компьютере:
  
   "Планк предположил, что при излучении или поглощении энергия испускается порциями - квантами: "Но даже если бы эта формула излучения (т.е. формула для спектральной плотности излучения абсолютно черного тела) оказалась абсолютно точной, то она имела бы очень ограниченное значение - только как счастливо отгаданная интерполяционная формула. Поэтому я со дня её нахождения был занят задачей установления её истинного физического смысла, и этот вопрос привел меня к рассмотрению связи между энтропией и вероятностью, т.е. к больцмановскому образу мыслей. После нескольких недель напряженнейшей в моей жизни работы темнота рассеялась, и наметились новые, неподозреваемые ранее дали" (22, с. 66).
  
   Истинный физический смысл данного предположения заключается в том, что физическая природа (материя) является фундаментальной интерпретацией численности. Последовательная рефлексия этого смысла ведет нас от имманентного понятия "кванта" к трансцендентальному понятию "простого числа" как фундаментальной категории всеобщей (физической) теории числа (трансцендетных = истинных чисел) (22, с 66).
   Вот к таким высотам интерпретации Пифагоровского фундаментального закона "Всё есть число" приходят многие философы и физики. Шилов С. лишь один из них.
   Через 24 столетия изучением и исследованием глубин понятий "Число", "Гармония" занялся великий русский гений А.Ф.Лосев. Размах поставленной им проблемы огромен: Космос Пифагора и пифагорейцев, Платона, Плотина, Прокла и отчасти Николая Кузанского, глубины метафизики неопифагорейцев, Филона Александрийского, теологию числа и гармонии Порфирия, Ямвлиха, Саллюстия, Юлиана. Лосев совершенно по - новому представил учение Платона, навеянного Пифагором, об идеях. Рассматривая умственные построения Плотина, который целиком исповедовал пифагорейскую теорию числа, Лосев говорит в "Истории античной эстетике. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 1, с. 513": "У Плотина ярко фиксируется и кристаллическая раздельность числа, и его континуальная текучесть, и его сущностный (а не практически-вещественный) характер, и, наконец, его чисто смысловая и в то же время творческая эманация, общность которой иерархически располагается, начиная от сверхинтеллектуальной полноты, проходя через интеллектуально построенную систему и космически-душевную самодвижность и кончая растворением и дохождением до нуля в чисто материальной области".
   Александрийский и восточный раннехристианский неоплатонизм, неоплатоники латинского Запада, эпоха синкретизма - халдаизм, герметизм, гностицизм - все эти влияния Пифагора на тысячелетнюю эволюцию философии и эстетики исследованы А. Лосевым в контексте Числа, Красоты и Гармонии. Красота живого античного Космоса, заключенная в геометрически-астрономических пропорциях, звучащая в музыке сфер, всё это изучено и дано Лосевым четко и точно в его работах.
  
   В нашей работе рассматривается очень мощное и фундаментальное направление: "Метафизика Света". Этому посвящена целая глава. Можно сказать, что культура и философия стоит на фундаменте метафизики.
   О метафизике вообще идет разговор на протяжении более 2000 лет от Аристотеля до Хайдеггера. Первоначальным предметом и проблемной областью метафизики являлось знание о всеобщей связи. В.Г. Пушкин говорит, что Кант понимал метафизику как науку, которая переходит от познания чувственного к сверхчувственному посредством разума и обсуждал вопрос о возможности и свойствах синтетических суждений a priori как предварительный вопрос к каждой будущей метафизике, которая может предстать в качестве науки (23).
   Пушкин В.Г. пишет:
   Метафизика есть мышление, становление и бытие. В этих трех ипостасях заключена её сущность, то есть то, из чего происходит и формируется самое существо метафизики. Сущность пребывает в структурных глубинах бытия. Она исполнена духовности. Она проявляет себя в знании, в коем представлено и опосредовано её содержание. Исторически она имеет своим предметом онтологию Бога и мира и онтологию человеческой экзистенции...Сущность метафизики - это сущность "божественного", которого уже нет в современной технизированной жизни (23, с.4).
  
   Внутри метафизики выделяется метафизика света (Lichtmetaphysik) - совокупность учений о внеземном происхождении света и о его значении для человека. В (24, с. 271-272) сказано, что античная философия уже начиная с Филона (Бог есть первоначальный свет, духовное солнце) почти вся была проникнута убеждением, что идеи излучают свет и что познание - прозрение под влиянием этого света. Августин в своей "Исповеди" пишет: "Слово Бога есть истинный свет, освещающий всего человека"...Августин, Бонаветура и другие учат, что для совершенного духовного познания, кроме человеческой силы познания, необходимо еще особое освещение божественно-духовным светом, благодаря которому человек достигает
вечной истины. Это так называемая теория иррадиации, или иллюминации.
   Это та тема, исследованию которой были посвящены усилия мыслителей в течении многих столетий. Это та "нить Ариадны" которая вела и ведет к Истине. Метафизика света в философской системе Платона, Плотина и Прокла и Филона Александрийского подготовили адаптацию эллинской мысли к целям христианства в третьем, четвертом и пятом веках н.э.
   Мы начнем наш анализ с Оригена, открывшем путь к свету Истины, выдающимися откровениями проложивший дорогу свету нарождающегося христианства. Ориген, величайший богослов, давший философское обоснование христианской догматики, стоявший в основании научного богословия жил и творил во времена эллинистической цивилизации. Ориген сформировал особый вид христианско-платонического синтеза, который включил в христианскую теологию многие основополагающие идеи языческой мудрости.
   В своем главном и фундаментальном сочинении "О началах" Ориген разворачивает подлинную картину метафизики света, хотя термин таковой не употребляет, но то, что исследует Ориген и есть метафизика света.
  
   Раздел "Мистика, богословие и метафизика света в священных текстах св. Дионисия Ареопагита" дают основание всему христианскому богословию, мистическому опыту подвижников, особенно исихастам.
   Корпус сочинений, надписываемых именем св. Дионисия Ареопагита, появился в Византии в VI в. оказал громадное влияние на культуру всего христианского мира, как восточного, так и западного, как в Средние века, так и в эпоху Возрождения. Тысячу лет эта книга являлась читаемой, оказывающей влияние на мысль и почитаемой. Мощь и духовная сила её оказывает воздействие на наших современников и в настоящее время. Учение о Благости св. Дионисия Ареопагита повлияло на дальнейшие поколения богословов. Дионисий сказал, что Благость имеет Меру, то есть то, что вмещает Его целостность, сообразно Мере, Которую вмещает. Почему о Нем говорят как о Мере сущего? Потому, что Он знает начало и предел всего как единственный Создатель. Дионисий Ареопагит провел параллель с солнцем. Излучение Благости даёт и жизнь всему и понимание Истины, и существование Космоса живого. Благость есть как бы духовное солнце.
  
   В нашей монографии также рассматриваются "Теология и метафизика света в трудах Блаженного Августина". Первый предмет метафизики света, анализируемый Августином - свет. Метафизика света тесным образом связана с метафизикой Имени Божьего "Свет", "Бог есть Свет", читаем мы в Евангелиях. Именно этому Имени посвящен трактат Августина "О Троице". Августин развивает мысль о неразумной твари, что составляет её бесформенность, а форму она получает тогда, когда обращается к свету Премудрости, Слову Божию. Ибо начало разумной твари есть вечная Премудрость; каковое начало, пребывая неизменным в самом себе, никогда не перестает сокровенным вдохновением призыва говорить с той тварью, для которой оно служит началом, чтобы она обращалась к Тому, от Кого происходит, потому что в противном случае она не может быть оформленной и совершенной.
   Метафизика света Августина глубоко проникает в самые сокровенные богословские основы бытия света, как основы бытия. Он (будучи Премудростью) есть "чистое излияние (manatio) славы Вседержителя" (Прем., VII, 25).
   Ибо то, что изливается (manat), и то, из чего оно изливается, имеет одну и ту же сущность. Ведь (Премудрость) изливается не как вода из отверстия в земле или камне, но как свет от света. И что еще могут обозначать слова: "Она есть сияние вечного света" (Прем., VII,26), как не то, что Она Сама есть вечный свет? Ибо, что есть сияние света, как не сам свет? Поэтому Она совечна свету, сиянием которого является. Августин вопрошает: "И что же еще есть премудрость, как не свет духовный и неизменчивый? Ибо и это солнце тоже есть свет, но телесный; и духовное творение тоже есть свет, но не неизменчивый. Следовательно, и Отец - свет, и Сын - свет, и Святой Дух - свет; однако вместе Они не три света, но единый свет. И поэтому и Отец - премудрость, и Сын - премудрость, и Святой Дух - премудрость; вместе же Они не три премудрости, но одна премудрость.
   Поскольку же для Них быть и быть премудрым - одно и тоже, постольку Отец, Сын и Святой Дух суть одна сущность".
  
   Общая концепция метафизики света Роберта Гросетеста включает в себя все влияния на автора Платона, Аристотеля, Блаженного Августина, неоплатоников, в части совокупности учений о внеземном происхождении света и о его значении для человека, а также о естественном свете и его влиянии на мироздание. Гроссетест (вслед за Августином) утверждает, что свет, который, - будучи "духовным телом, или телесным духом", - из всех тел в наибольшей степени близок бестелесности, является связующим звеном не только между телесным миром и миром чистых форм в размерах всего универсума, он оказывается посредником и в пределах микрокосма-человека: через свет высшая часть души (intelligentia), не связанная с телом, руководит и движет последним. Гроссетест говорит, что свет, который есть первая форма в первой материи сотворенная, себя самого посредством себя же самого со всех сторон бесконечно умножающий и во все стороны равномерно простирающий, распростирал в начале времен материю, которую не мог оставить, растягивая ее вместе с собой до размеров мироздания (mundi machina). И распростирание материи не могло происходить посредством конечного умножения света, ибо, как то показал Аристотель в "О Небе и Мире", нечто простое (simplex), воспроизведенное конечное число раз, не порождает величины (quantum). Бесконечно же умноженное простое с необходимостью порождает конечную величину, так как произведение от какого-либо бесконечного умножения бесконечно превосходит то, посредством умножения чего оно производится. Однако одно простое не превосходит бесконечно другое простое, но только лишь конечная величина бесконечно превосходит простое. Бесконечная же величина превосходит простое бесконечное число раз бесконечно (infinities infinite). Необходимо, следовательно, чтобы свет, который прост по природе своей (in se), будучи бесконечно умноженным, распростирал материю, точно так же простую, до размеров конечной величины (magnitudinis). Гроссетест же продолжает углублять тонкие взаимозависимости метафизики света, утверждая, что огонь же, свечение из себя порождающий и массу, под ним содержащуюся, сосредоточивающий, крайние ее области рассредоточил, однако путем рассредоточения меньшего, чем свое собственное; и таким образом воздух произвел. Воздух также из себя духовное тело, или телесный дух, порождающий и массу, в нем содержащуюся, сосредоточивающий и, сосредоточивая, края ее рассредоточивающий, произвел воду и землю. Но поскольку в воде осталось более от свойства сосредоточения, чем от свойства рассредоточения, сама вода, а также и земля, остались обладающими весом. Вот таким образом произошли тринадцать сфер этого чувственного мира, а именно: девять небесных -- неизменных, неподверженных росту, возникновению и уничтожению, ибо они совершенны; и четыре, существующих противоположным образом,-- изменчивых, подверженных росту, возникновению и уничтожению, ибо они несовершенны. И очевидно, что каждое высшее тело благодаря свечению, из него порожденному, является общим видом и совершенством следующего за ним тела. И как единица есть в возможности всякое последующее число, так же и первое тело благодаря умножению своего свечения есть всякое последующее тело.
   Комментатор поясняет космологическое понятие: "Тринадцать сфер" -- структура космоса у Р. Гроссетеста вполне традиционна. Космос состоит из четырех сфер, образованных материей элементов: сферы Земли, Воды, Воздуха, Огня и девяти сфер, образованных пятой сущностью (эфиром),- сферы Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна, неподвижных звезд (тверди) и перводвигателя.
  
   "Мистика, теология и метафизика света св. Бонаветуры" изложена в трактате Бонаветуры "Путеводитель души к Богу", где раскрывается его талант как богослова и глубокого мистика. Основная идея этого труда -- переход ("транзитус") из мира рабства в мир свободы с помощью жезла креста Господнего. Это путь духовного просветления по шести ступеням духовной иерархии. Подъем начинается с низшей -- тварного мира. Тут Бог познается через следы, оставленные в природе, т.к. мир есть образ и подобие Бога, вся Его сущность выражена в нем. Затем на следующей ступени человек должен понимать гармонию в мире вещей, виновник которых Бог. Третья ступень -- узрение Бога внутри себя, в душе с помощью благодати. На четвертой ступени душа преображается, благодаря чему на пятой ступени духовной эволюции, души практикующих созерцают Бога в Его непреходящей славе. На шестой ступени душа сливается с Ним, но при этом остается личностью.
  
   В разделе "Теология и метафизика света Дунса Скота: о познании человека-странника и озарении его несотворенным светом" Дунс Скот постулирует, что мы познаем в несотворенном свете, который содействует действующему разуму, ибо, поскольку он содействует нашему акту познания, он имеет смысл света, как и действующий разум; и о нас правильнее говорить, что мы познаем в несотворенном свете, чем говорить, что мы познаем в свете действующего разума, так как причина первая и высшая сильнее влияет, чем причина ближайшая. И таким образом, мы видим подлинную истину в истине несотворенной, которая есть Свет.
   Разум человека-странника может видеть подлинную истину в вечном свете, - продолжает Дунс, - как в познанном объекте сводя все созерцаемое к нему как к первому началу созерцаемого и сводя все практические принципы к нему (вечному свету) как к началу практическому. Ведь чем больше некий принцип сводится к нему, тем истиннее он познается; как это происходит, например, в отношении такого морального принципа: "Нужно жить честно, поэтому нужно отдавать то, что должно отдавать, и сохранять то, что должно сохранять".
  
   Раздел "Мистика, богословие и метафизика света в божественных текстах св. Симеона Нового Богослова" описывает замечательные видения божественного света, мистические переживания, богословские откровения великим византийским мистиком, аскетом, поэтом и богословом, святым Симеоном.
   В возрасте около 20 лет Симеон имел первое в своей жизни мистическое видение божественного света, наполнившее его несказанной радостью и слезами; пока видение продолжалось, юноша не ощущал ни самого себя, ни окружающий мир.
   Мистическое чувство пробуждено было Богом достаточно давно. Симеон поясняет, что задолго перед духовным видением Бога душа его много раз уже погружалась в высшую сферу, чувствуемую им, как особый неизреченный свет. Свет этот он, как видно далее, называет светом Духа Святого. Симеон говорит: "Я часто видал свет, и иной раз он являлся внутрь меня, когда душа моя имела мир и тишину". Симеон пишет, что когда человек, при повторениях этого света делается близким к совершенству, то тогда в этом высшем свете он начинает ощущать самого Бога.
   Божественные гимны Симеона Нового Богослова по форме - молитва. По содержанию одновременно проступает мистическое и метафизическое начало: Свет истинный, Свет невечерний, солнце незаходимое, всё вместе наполняющий славою Твоею.. Например, в одном из гимнов он вопрошает: "какого рода этот Божественный огонь?..." и тут же размышляет: "Если бы ты был посвящен в его тайну, то достоверно бы знал, что он неудержим, несотворен, невидим, безначален и нематериален, совершенно неизменен, равно как неописуем, неугасим, безсмертен, совершенно неуловим, будучи вне всех тварей: вещественных и невещественных, видимых и невидимых, бестелесных и телесных, земных и небесных, - вне всех их пребывает он по природе, по сущности и, разумеется, по власти".
   Всмотритесь - идет поистине глубокое мистическое проникновение в предметы метафизики света. Божественный огонь Духа поистине непознаваем и те предметы метафизики света, которые мы видим в этом гимне, одновременно широки и глубоки в смысле познания сущности этих вещей.
   Величайшая и несказанная глубина метафизики Света! Это погружение в таинственную глубину богопознания совершено святым, чей мистический опыт неповторим и чудесен. Эта связь божественного огня с душою человека приводит к таинственному погружению Творца в тварь, Творца в человека! Здесь метафизика Света встречается с богословием Света.
  
   В разделе "Богословие и метафизика света Николая Кузанского" сначала анализируется то, что предмет метафизики света есть Бог, который в свернутом виде содержит в себе всё бытие. "В едином Боге свернуто всё, поскольку всё в Нем; и Он развертывает всё, поскольку Он во всём" (25, с. 107). Здесь в своеобразной форме решается проблема соотношения конечного и бесконечного. Любая вещь связана с бесконечным единством, не совпадая полностью с последним; в конечном заключено бесконечное, а бесконечное включает в себя конечное, однако они не тождественны. Особое предпочтение к рассмотрению метафизических истин света Кузанец отдаёт человеку в связи с дарами Отца светов. Удивимся глубинному прозрению Николая Кузанского в сущности метафизических интеллигенций метафизики света. Это касается таящемуся в апостольских словах чудному свету. Апостол говорит: "Всякое даяние наилучшее..." и проч.: "Явно получается, что всякое творение есть неким образом Бог! Ведь наиболее благой, или наилучший, - один Бог, и, если творение есть наилучшее даяние - раз всякое творение "хорошо весьма", - оно оказывается как бы данным богом (dues datus"). Кузанец говорит, что наш Бог есть абсолютно бесконечная, полностью актуальная сила, которая, желая по благости своей природы явить себя, "дает нисходить из себя разнообразным светам, так называемым теофаниям, и во всех светах делает известными богатства сияния своей славы".
   Вот она, сила световой интеллигенции в метафизике света Николая Кузанского! Вот глубинная мощь проникновения в сущность вещей бесконечной вселенной! Кузанец пишет, что вся вселенная наполнена Духом Отца, Который именуется Свет Божий. Кузанец говорит, что как Отец в Слове истины порождает все, так в Духе, исходящем от Отца и Сына, все достигает совершенства зрелости. Ведь именно Дух "наполняет", то есть приводит к совершенной полноте, "Вселенную и все, также и обладающее знанием слова" (Прем. 1,7). Бог Отец есть все во всем, Бог Сын может все во всем, Бог Дух делает все во всем. Причем действование Духа исходит от этого бытия и этой возможности. Единый Дух, Бог преблагословенный, производит все это так, что каждое творение через усовершение поднимается, насколько допускает устройство его природы, к обожению, то есть к пределу своего успокоения. Темное и телесное бытие успокаивается в живом, живое - в интеллектуальном, интеллектуальное - в истине, которая есть Бог, так что все телесные сущности снова стекаются в своем начале через посредство живущих, а живущие - через посредство интеллектуальных. Интеллектуальные сущности суть те, через которые низшее проистекает от Бога и снова востекает к нему. Сама по себе интеллектуальная природа тоже имеет разные ступени нисходящего принятия, как в числе простое числовое нисхождение достигает полноты в десятке.
  
   Раздел "Мистика, богословие и метафизика света в божественных текстах св. Григория Паламы" является отражением учения св. Григория о свете. Это учение полностью соответствует значению термина "Метафизика света". У св. Паламы - Метафизика света (Lichtmetaphysik) -учение о внеземном происхождении света и о его значении для человека. Другими словами все, что относится к познанию Бога, к пониманию Фаворского света, к Теофаниям, к Лучам Божества, к Божественному озарению является предметом метафизики света.
   Святитель Палама пишет, что совершенство бытия по подобию Божию совершается посредством Божественного озарения, (исходящего) от Бога. Святитель Палама напомнил богословскому сознанию о различении в Боге и энергии, как образов действования и проявления Св. Троицы. Св. Палама пишет: "В Боге надо различать понятия: сущность, энергии и Божественные Ипостаси Троицы". Св. Палама пишет, что поскольку божественные и обоживающие озарение и благодать есть не сущность, а энергия Божия, то она представляется не только в единственном, но и во множественном числе. Соразмерно сообщаемая тем, кто причаствует ей, она, соответственно способности воспринимающих ее посылает им большее или меньшее обоживающее осияние. Палама подчеркивает, что Сущность Св. Троицы есть понятие Бога, Сущего в Себе, Бога трансцендентного миру, но Который к этому миру, следовательно и к человеку, обращен своею энергией или силою. Эта "нераздельно разделяющаяся" мощь Божия раскрывается в мире, открывает Бога миру и проявляется то в творческой Его деятельности, то в отдельных ветхозаветных теофаниях, то в благодатном действии Промысла и управлении миром. Человеческому взору и уму доступны некоторые действия неприступного Божества и, в силу упомянутой соотносительности, из этого следует, что Божество тем самым существует во всей Своей неприступности. Этим самым не вносится никакой сложности в Божество. Единство Божие нисколько не умаляется Его Триипостасностью, равно как и тем, что Богу присуща благодать и промыслительная деятельность.
   Весь Бог всецело в энергиях - это краеугольное положение учения св. Паламы.
   Сущность является "причиной" энергий, отмечает св. Палама далее. Являя личное Божество, энергии отражают единство Божественной сущности. Все три ипостаси обладают "одной единственной энергией". Святитель Палама замечает: "Благость не есть часть Бога, а Премудрость -- другая, а Величие или Провидение -- еще одна часть, но Он весь целиком есть Благость, весь целиком -- Премудрость, весь целиком -- Провидение и весь целиком -- Величие; ибо, будучи един, Он не разделяется, но весь обладает как свойством каждой из этих энергий и являет Себя всецелый, присутствуя и действуя в каждой единенным, простым и нераздельным образом". По мнению св. Григория Паламы, возможно и оправданно рассматривать Божественную сущность как Благость, Премудрость, Величие, но, поскольку эта сущность недоступна для причастия, эти наименования фактически будут относиться к ней одной и обозначать одно и то же; а мы, действительно, отмечаем, что Бог есть также и "источник" Благости, Премудрости и реального обожения: это -- Его бытийные проявления или энергии. "Одним словом, -- заключает св. Григорий, -- нам нужно искать Бога, Который бы так или иначе был доступен для причастия, чтобы, причаствуясь Ему, каждый из нас получил, свойственным ему образом и в меру причастия, бытие, жизнь и обожение".
   Учение Паламы о довременном бытии мира, вытекает из его рассуждений о сущности и энергии в Божестве. Наряду с вечной и миру трансцендентной сущностью Божией в Боге существует Его вечная, несозданная, но к миру обращенная энергия. Вряд ли можно говорить, что энергии суть сфера идей о мире, но правильнее сказать, что этот мир идей в своей совокупности заключается в божественной энергии.
   В богословском труде "Томос агиоритикос", послужившем базой для Григория Паламы в последущих спорах, развернут мистический опыт, посвященный Свету Преображения.
   Итак, - согласно Паламе, - всюду Свет, следовательно, имеет место метафизика Света, богословие света, а причастие даёт мистический опыт. Св. Палама говорит, что невозможно даже сказать во скольких местах Богословия упоминается о том, что Бог делает нас причастниками Своей божественности (причем, слово "Богословие" употребляется св. Паламой как синоним "Писания" понимаемого расширительно, как вся совокупность богословских творений священных писателей и отцов Церкви).
  
   Венцом исследования метафизики света и вообще богопознания в нашей монографии является раздел "Метафизика, богословие света и божественный мрак. Божественный мрак - как предел (очертание) познания". Появление в Византии корпуса Ареопагитик вызвало необычайное распространение, всеобщее признание и огромное влияние на умы православных христиан.. Мысль св. Дионисия вся устремлена в мир таинственного, вся воспаряет ввысь. Она начинается уже с самых возвышенных созерцаний о высочайших совершенствах Божества, насколько они отразились в миротворении, она начинается с катафатического богословия. Здесь утверждается о причине все то, что созерцается в происшедшем от Причины и воспеваются божественные совершенства - благость, бытие, жизнь, мудрость, сила, величие и т.д. Но затем, не удовлетворяясь и самыми катафатическими утверждениями, она возносится всё выше и выше и, находя, что Божество превыше всего, что только мы можем помыслить о Нем, последними усилиями мысли стремится возвыситься над всякими мыслимыми совершенствами, над всеми положительными утверждениями о Боге и, в силу превосходства Божества, отрицает в Нем все то, что раньше утверждала, восходя, таким образом, на вершины "апофатического богословия". На высших ступенях этой отвлеченной апофатики ум удостаивается высочайшего мистического озарения, непосредственного познания Божества в "таинственно богословии" в состоянии экстаза. Это высшее состояние - состояние единения с Богом и обожения ("феосис") есть цель движений всего бытия, есть его "телейосис", конечное усовершение. Смысл жизни всех существ - стремится к единению с Богом, получая высокие таинственные озарения от Него. Потоки этих озарений вечно изливаются в мир из неиссякаемого источника божественных щедрот, нисходя от высших ступеней бытия к низшим. Они подают свои просвещения по мере восприимчивости бытия, в мире чувственном, поэтому они изливаются всегда под внешними знаками (символами). Внутреннее содержание всех этих таинственных озарений переживается, конечно, каждым непосредственно, как и во всех вообще мистических состояниях (26, с. 33-34).
   Проблема метафизики, богословия света и божественного мрака - как предела (очертания) познания развернуто в творении Дионисия Ареопагита, епископа Афинского к Тимофею, епископу Ефесскому "О мистическом богословии", а также в Посланиях св. Дионисия Ареопагита.
   Здесь он говорит о божественном мраке и незнании. И отмечает: это и значит быть под божественным мраком - посредством невидения и неведения видеть и разуметь Сущего выше созерцания и знания в самом невидении и неведении. Это ведь и есть, говорит он, по-настоящему видеть и ведать. Нигде больше он так не разъясняет, что такое ведение в неведении. Божественный Дионисий говорит так:
  
   "Божественный мрак (см. Исх. 20: 21) - это "неприступный свет", в котором, говорится, обитает Бог (1 Тим. 6: 16), - невидимый из-за чрезмерной светлости и неприступный из-за избытка сверхсущественного светоизлияния".
  
   Мы увидели основные мысли великого Дионисия о том, что божественный мрак есть некий предел познания. Но рассмотрим еще большее глубину. Составим некую сферу познания, центром которой является воля Божия. Как говорит божественный Максим Исповедник, комментируя труды св. Дионисия Ареопагита, "форма круга, начинаясь ведь из самой себя, в самой себе и завершается". Сфера - самое совершенное из всех форм. Из этой сферы благолепно преизливаясь от избыточности нисходят Лучи Премудрости Божией, Свет Божий по всем направлениям. Всякий, приближающийся к этой сфере к её пределам, к её очертаниям вступает в Божественный мрак, "неприступный свет", в котором, говорится, обитает Бог (1 Тим. 6: 16), - невидимый из-за чрезмерной светлости и неприступный из-за избытка сверхсущественного светоизлияния. Сфера эта мысленная, поэтому пределы, к которым допускается желающий мудрости, называются очертаниями, а не границами. Теперь мысленно устремите "радиус этой мысленной сферы" в бесконечность и вы получите то, о чем писал божественный Дионисий: "как мне кажется, само Богоначальное бытие, имея при этом в виду, что для Добра существовать, означает распространять благость во всё сущее" (27, с. 293).
   Устремив в бесконечность радиус шара, вы получаете бесконечный шар, который без?бразен, форму которого невозможно описать, вы получаете образ Бога, точнее некоторое приближение к образу Бога. Поэтому с чувством глубокого благоговения и с полным сознанием бессилия человеческого разума приступает человек к великой тайне бытия Божественного, используя высоты ареопагитской апофатики. Ум наш может познать только то, что есть некая Причина, а не то, чт? такое Она есть. Бог выше всего, что только мы можем о Нем помыслить. Поэтому самое истинное познание Бога по существу - есть незнание. Оно сводится к отрицанию за Ним в силу Его превосходства всяких свойств и качеств, всякой множественности и сложности, отличающей тварное бытие, всяких мыслимых категорий, а даже понятия сущности и движения. В этом суть апофатического богословия. Оно сплошь отрицательно. Положительное содержание его заключается в том невыразимом и неизреченном ощущении Бога, которое даётся в мистическом акте как результат апофатического возвышения над всем бытием. Это и есть "таинственное богословие", познание Бога по существу, то высшее осияние ума в экстатическом состоянии, которое производится премысленным соединением с Божеством. Таких неизреченных озарений удостаивались святые (26, с. 55).
   Подведем анализ возможного применения креатологии.
   В монографиях (8, 9) креатология показана с нескольких сторон.
  
   КРЕАТОЛОГИЯ - ЭТО СИСТЕМА ЗНАНИЙ, дающая возможность реального взаимодействия между достаточно далёкими друг от друга понятиями как наука и искусство, наука и культура, наука и образование и т.д.
   КРЕАТОЛОГИЯ - ЭТО НАУКА, новое универсальное научное направление, исследующее глобальные вопросы взаимодействия человека с монадами высшего уровня (под монадами высшего уровня понимаются системы знаний, создаваемых человеком: наука, культура, образование и т.д.). Креатология выступает как инструмент отбора креативных, талантливых личностей для использования их в различных областях знаний и творчества. Она позволяет моделировать потенциал креативной, талантливой личности и влияние на него неблагоприятных факторов и пограничных жизненных ситуаций.
   КРЕАТОЛОГИЯ - ЭТО ФИЛОСОФИЯ ТВОРЧЕСТВА. Креатология как философия занимается проблемами смысла творчества личности и творческого начала Вселенной, закономерностями действия Божественной благодати в творческих процессах Вселенной и человека (в пределах, открытых человеку Богом).
  
   КРЕАТОЛОГИЯ - ЭТО ИСКУССТВО, смысл которого - свободное выражение всей полноты и неповторимости открытия нового и переоценки старого; это прежде всего искусство мыслить, открывать, двигаться к истине своим неповторимым путем; это познание вложенных друг в друга сложнопереплетённых микро -, макро -, мегаритмов, спектров красок, звуков, мысли, информации под влиянием благодати Святаго Духа; это соединение строгой логики с духовной мудростью, с художественностью легенд, мифов и других культурных ценностей.
   КРЕАТОЛОГИЯ - ЭТО КУЛЬТУРА становления личностей, взаимоотношений между ними и их социальным окружением, культура их духовного и физического здоровья, мотивации и мышления, системы ценностей и интересов. Креатология как культура - это не только деятельность, заключающаяся во взаимодействии творческой личности с интеллектуальным (или иным) потенциалом общества, но и вся совокупность инновационной продукции человека - творца - от новых научных парадигм, до языка, произведений искусств, норм нравственности.
  

Литература

  
      -- Афлитунов А.М., Савченко Д.Н. Две парадигмы в развитии диалектики. Тезисы доклада Проблемного совета по материалистической диалектике МВ и ССО РСФСР на тему "Диалектическая культура мышления: история и современность". 6-7 июня 1989.- Л., 1989.
      -- Афлитунов А.М., Савченко Д.Н. Ноосфера и современность // Русский космизм и ноосфера. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. - Часть 1., М.: 1989, с. 18-20.
      -- Савченко Д.Н. Исследование интуитивно-одаренных студентов в научно-исследовательской деятельности методами креатологии// Разработка программ интенсификации научно-исследовательской и проектно-конструкторской работы будущих специалистов в условиях интеграции науки, производства и образования. - Отчет о НИР / НИИВШ: М., 1990.
      -- Савченко Д.Н. Исследование основного фактора потенциала личности - интуиции// Исследование путей интенсификации систем подготовки будущих специалистов к научно-технической деятельности в условиях ее интеграции с наукой и производством: Отчет о НИР / НИИВШ, N ГР 018900076631 - М.: 1989. - 306 с.
      -- Савченко Д.Н. Концептуальная модель эволюционной диагностики личности студента в научной деятельности// Разработка научных основ интенсификации научно-исследовательской, конструкторской и проектной работы студентов. Отчет по НИР. НИИВШ. - М., 1988 N ГР 01.8.80081553.
      -- Савченко Д.Н. Концепция диагностики личности студента в научном и техническом творчестве // Анализ эффективности функционирования системы научно-технического творчества студентов. Отчет по НИР НИИВШ. М.: 1987. N 018700083149, - 99 с.
      -- Савченко Д.Н. Концепция эволюционной диагностики личности студента в научном и техническом творчестве// Пути совершенствования форм организации научного и технического творчества студентов / Научн. исследования в высш. школе: Обзор. информ. НИИВШ, вып. 5, 1987.
      -- Савченко Д.Н. Креатология. Методологические основания и модели. Богопознание и научное знание. Том I. Часть I. Методологические основания в креатологии. Наука и православная религия. / Савченко Д. Н.; ВИНИТИ РАН, М., 2009 - 246 с. илл. Библиограф. 168 назв. Рус. Деп. в ВИНИТИ, N 469 - В 2009 от 13.07.09
      -- Савченко Д.Н. Креатология. Методологические основания и модели. Богопознание и научное знание. Том I. Часть II. Исследование интуиции творческой личности, талантов и гениев в науке, мотивационный коллапс и Теофания / Савченко Д.Н.; ВИНИТИ РАН, М., - 301 с. илл. Библиограф. 172 назв. Рус. Деп. в ВИНИТИ, N 470 - В 2009 от 13.07.09
      -- Савченко Д.Н. Креатология. Методологические основания и модели. Богопознание и научное знание. Т.I. М.: 2010 (в печати), - 520 с.
      -- Савченко Д.Н. Модель управления научным потенциалом исследователя// Направления совершенствования системы управления научно-исследовательской деятельностью вузов. Сб. науч. тр. - М., НИИВШ, 1989.
      -- Савченко Д.Н. Универсальная ЭВМ-программа отбора талантливых студентов с помощью эволюционной диагностики (удостоена бронзовой медали за достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР Постановлением Главного комитета ВДНХ СССР от 12.11.86. N 841 - Н).
      -- Савченко Д.Н. Эволюционная диагностика - один из основных факторов поиска талантов в научно-исследовательской деятельности высшей школы// Пути повышения эффективности научного потенциала высшей школы. Тезисы докладов Всесоюзной конференции 18-20 октября 1988., М.: изд-во МАИ, 1988.
      -- Савченко Д.Н. Креатология. Число. Гармония. Метафизика Света. Том II. / ВИНИТИ РАН, М., 2009 - 526 с. ил. Библиограф. 149 назв. Рус. Деп. в ВИНИТИ.
      -- Назаретян А.П. Универсальная история как исследовательский проект.// Универсальный эволюционизм и глобальные проблемы. М.: ИФРАН, 2007. - с. 54 - 70.
      -- Степин В.С. Теоретическое знание. М.: "Прогресс - Традиция", 2003. - 744.
      -- Бачинин В.А. Эстетика. Энциклопедический словарь. Изд-во В.А. Михайлова, СПб, 2005.-285 с.
      -- Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования. Научное издание. - СПб.: "Изд-во Алетейя", 2002., - 864 с.
      -- Святитель Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.: Канон, 1995.- 380 с.
      -- Бессознательное: природа, функции, методы исследования, т. IV, Тбилиси, 1985, с. 307-317
      -- Интуиция и научное творчество. - М., 1981.
      -- Шилов С.Е. Риторическая теория числа / С.Е. Шилов; Науч. Совет РАН "История мировой культуры". - М.: Наука, 2006. - 316 с.
      -- Пушкин В.Г. Сущность метафизики: от Фомы Аквинского через Гегеля и Ницше к Мартину Хайдеггеру. - СПб.: Издательство "Лань", 2003. -480 с.
      -- Философский словарь: основан Г. Шмидтом. - 22-е, новое, переработ. Изд. Под ред. Г. Шишкоффа / Пер. с нем. / Общ. ред. В.А. Малинина. - М.: Республика, 2003. -575 с.
      -- Кузанский Николай. Сочинения в 2-х томах. Т. 1: Перевод / Общ. ред. И вступит. статья З.А. Тажуризиной. - М.: Мысль, 1979. - 488 с., (Философ. наследие). - В надзаг.: АН СССР, Ин-т философии.
      -- Епифанович С.Л. Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. М.: Мартис, 2003. - 220 с.
      -- Экономцев Иоанн, игумен. Православие, Византия, Россия. Сб. статей: "Христианская литература", М.: 1992.
  

Автор просит всех тех, кто имеет возможность, помочь в издании этой монографии

dn756@yandex.ru

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"