Савченко Дмитрий Николаевич : другие произведения.

Статья 2. О направляющей духовной роли православия и проблеме поиска и отбора гениев и талантов в науке, образовании, культуре

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Савченко Д.Н.

  

Креатология. О направляющей роли духовного начала Православия и проблеме поиска и отбора гениев и талантов в науке, образовании, культуре.

  
  
   Анализ плюралистических концепций ХХ века: экзистенциалистских, теокосмических, мистических, социологических (франкфуртская школа), логико-исторических (Кроче, Джентиле, Коллинвуд), рационалистской (Г. Башляр), мифологической (Шпенглер), метапсихологической (З.Фрейд) показал, что только в пределах новой диалектики, в пределах широкой программы исследований возможно продвижение к новой философии понимания взаимодействия творческой личности с потоком парадигм различных форм общественного сознания. Возникшая постановка новых целей привела к новой диалектике - полиморфной диалектике (1), (разработанной автором совместно с исследователем Афлитуновым), причем Кантовская "Критика чистого разума" в рамках разработанных мыслителем программ рассматривает только чистый разум, его источники и границы и предметом предложенной им науки является "рассудок, который судит о природе вещей, да и то лишь рассудок в отношении его априорных знаний", однако трансцендентальная философия Канта является наукой одного лишь чистого спекулятивного разума и не охватывает всего многообразия мира, исследуемого полиморфной диалектикой. Известно, что мы живем в плюралистическом мире, в котором можно обнаружить как детерминистские, так и стохастические явления, как обратимые, так и необратимые процессы. В этой связи обосновано существование необходимости в создании нового глобального научного направления в рамках полиморфной диалектики, направления, которое включало бы в предмет исследования не только объекты, изучаемые трансцендентальной философией Канта, но и иные объекты, явления. Это новое направление в рамках полиморфной диалектики названо Креатологией, публикации которой отражены в работах (1 - 10).
  
Приоритет нового глобального научного направления явился результатом проведённых в 1985 - 1990 годах ученым - исследователем, старшим научным сотрудником Савченко Д.Н. фундаментальных научно - исследовательских работ, которые опубликованы в серии статей и научно-исследовательских работ. Согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации (статья 138) результаты этих работ являются интеллектуальной собственностью автора и являются объектами авторского права в смысле статей (5 - 7) Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах".
   Креатология зиждется на постулате (расширенном по отношению к постулату Пуллахской школы неотомизма в ФРГ), постулате, сущность которого состоит в гармонизации единства духовного и рационального знания. Это означает гармоническое единство науки, культуры, образования, религии (в нашем случае православной религии) других форм общественного сознания. В рамках такого представления о научной рациональности мы пересматриваем взгляды на отношения "человек - человек" и "человек - природа", "человек - Бог". Итак, креатология определялась в (1 - 10, 27, 28) как новая философия, новое мировоззрение, новая парадигма, новое глобальное научное направление, исследующее вопросы взаимодействия творческой личности с различными формами общественного сознания, в том числе с религией.
   В методологии креатологии утверждается область, круг границ которой чётко очерчен. Это - совокупность познавательных средств, методов, приёмов, направленных на исследование взаимодействия потенциала творческой личности с потоком парадигм различных форм общественного сознания.
   Охарактеризуем подробнее рубеж перехода между границами двух этапов эволюции ноосферы: экологического диссонанса и креативного (см. 1). Экологический диссонанс к началу 3-го тысячелетия привел к крупнейшему кризису человеческой цивилизации, характеризуемому как антропологическая катастрофа.
   Теория прогресса - поступательного развития человечества - в связи с Чернобыльской трагедией потеряла еще одну часть претензий на предсказательную силу. Впервые современное человечество ощутило реальность обратного движения - к распаду. Ускорение научно - технического прогресса привело к страшным экологическим последствиям. Выбросы в атмосферу продуктов технологической деятельности человека ведут к образованию "парникового эффекта". Нестабильность температурного поля Земли даёт усиление природных катаклизмов: цунами, смывающие целые города, пожары, убивающие лес - "лёгкие планеты", загрязнение среды обитания, новые смертельные болезни. Экологическое заражение планеты привело к нестабильности психики многих людей, особенно молодежи. Рок и поп - музыка, появившиеся вследствие влияния модернизма и постмодернизма, воздействуют на молодёжь, так, что диссонансы и образы первобытного хаоса такой музыки приводят к массовой истерии, многие доходят до самоубийства. Доказано, что такая музыка даже на значительном расстоянии может приводить животных к заболеванию и гибели.
   Выходом из экологического диссонанса ("ухудшающим качество человеческой цивилизации") в нашей стране является творчество талантов в науке, направленное на уменьшение и даже снятие последствий такого разрушающего воздействия, а также нравственное влияние православной Церкви, направленное на формирование духовного мировоззрения талантливых ученых. Это - новое мышление, в ходе которого мы видим межрелигиозный диалог, который уже является богословской необходимостью, борьба с бедностью, коррупцией, усилия, направленные на снижение смертности и увеличения рождаемости и т.д. Современная физика выстроила новую картину мира, смысл которой сблизить позиции науки и религии, ибо "философия (т.е. знания) - как говорит Ю.С. Владимиров, цитируя Френсиса Бэкона, - если отведать её слегка, уводит от Бога, если же глубоко зачерпнуть её - приводит к Нему"(11, с.7).
   Все эти достижения - результат проявления деятельности отдельных талантов высшего уровня (гениев) в науке, ибо их интуиция является проявлением выдающихся открытий в различных областях знания. Современные представления о научном потенциале общества за последние 30 лет приобрели новые формы. На передовые позиции выдвигается человеческая составляющая потенциала; её анализ привел к выводу, что интенсификация научных исследований прямо зависит от роли человека (ученого, исследователя, студента). В.И. Вернадский говорил:
  
   Вся история науки на каждом шагу показывает, что отдельные личности были более правы в своих утверждениях, чем целые корпорации ученых или сотни и тысячи исследователей, придерживающихся господствующих взглядов. Многие научные истины, входящие в состав современного научного мировоззрения или их зародыши проповедовались в прежние века отдельными исследователями, которые находились в конфликте с современным им научным мировоззрением... Научное мировоззрение меняется с ходом эволюции - оно не есть что-нибудь неизменное. Понятно поэтому, что только часть господствующих в данное время идей может и должна перейти в научное мировоззрение будущего. Другая часть будет создана ходом эволюции, и элементы этой другой части обыкновенно вырабатываются отдельными лицами или группами, стоящими в стороне от научного мировоззрения...(12).
  
   Нарастающая лавина информации, предполагающая бурный прогресс современной науки предполагает взрывной характер научно - технической революции. Для серьёзной объективной оценки роста науки зарубежными учеными предпринята попытка найти некие объективные критерии её увеличения. Д. Бивер подсчитал количество эпонимических достижений в фундаментальной науке, т.е. открытий, настолько важных и значимых, что им присвоено имя первооткрывателя. Оказалось, что в фундаментальной науке прирост эпонимически важных научных совершений за столетие с 1855 по 1955 гг., был постоянным - по два в год. Количество ученых в этот период росло экспоненциально и удваивалось каждые 25 лет, так что в 1955 г. их было в 16 раз больше, чем в 1855 г. Итак "эпонимических признаний" меньше, чем Нобелевских премий.
   О чём это говорит?
   Фундаментальная научная идея обычно рождается в голове одного человека, а не является плодом коллективных усилий. Ученый не согласовывает работу многих людей, а вбирает в себя интеллектуальные веяния и потребности эпохи и на этой основе конструирует фундаментальную теорию и выдвигает принципиально новые идеи. Поэтому для развития науки нужны "гениальные умы" или, выражаясь проще, таланты высшего уровня. Ведь тысячи рядовых ученых - тружеников не могут заменить М. Планка, Н. Бора, или А. Эйнштейна. Подводя итоги, можно сделать вывод, что поток идей, порождаемый талантами или гениями (талантами высшего уровня - термин, принятый в специальной литературе), оформляемый в виде научных истин является "двигателем" эволюции научного мировоззрения. Этот вывод справедлив и в наше время. Поиск и концентрирование использования талантов - вот основа проблемы интенсификации науки. Лауреат Нобелевской премии по физике академик П. Капица отмечал, что большинство научных открытий в физике, химии, биологии, медицине, новых направлениях в технике делаются тогда, "когда в них с большим энтузиазмом работают творчески наиболее одаренные люди".
   В США, Франции, Японии делают ставку на талантливых и способных людей, на подготовку интеллектуальной элиты, что ведет к несомненным успехам в области науки, технологии, экономики.
   По данным известного советского генетика, доктора биологических наук В.П. Эфроимсона: частота зарождения потенциальных гениев и замечательных талантов почти одинакова у всех народов. Определяется она цифрой порядка 1 : 2000 - 1 : 10000. Другими словами один потенциальный гений в любой области (например, в науке или образовании) приходится на 2000 - 10000 человек населения. "Однако частота гениев, реализовавшихся и признанных выдающимися, исчисляется уже другой цифрой 1: 10000000, это означает, что с середине ХХ века примерно сто гениев приходилось на миллион жителей цивилизованного государства" (В. Эфроимсон. Загадки гениальности // Наука и религия. - М.: 1987, N8, с. 40 - 45).
   Поэтому на Западе в крупнейших университетах есть специальные факультеты "вундеркиндов" (3).
   Ведущим принципом у них провозглашается селекция по способностям (процесс: отбор в период довузовского обучения, отбор при приёме в вуз, отбор в процессе обучения в высшей школе), а также известная "перекачка умов" из всех стран, особенно из России.
   Результат: выдающиеся достижения США в области экономики, науки, техники, сельского хозяйства, других областях; число Нобелевских лауреатов больше, чем во всех странах мира вместе взятых. Все эти достижения - результат проявления деятельности отдельных талантов, ибо их интуиция является основным фактором проявления таланта или гения. Мы не берем мировой финансовый кризис - это совсем другая область.
   Вот поэтому появилась необходимость в создании нового универсального научного направления называемого Креатологией, исследующего глобальные вопросы взаимодействия креативной личности с существующим уровнем развития научных (или иных) представлений и парадигм (интеллектуальным потенциалом общества) (1 - 10).
   В нашей работе (Афлитунов А.М., Савченко Д.Н.) "Ноосфера и современность" с особой силой подчеркнута необходимость создания нового глобального научного направления, исходящего из проявления действия духовных, нравственных сил ученых (и иных творческих личностей), творящих историю человечества, исходя из Добра, Истины, Красоты в смысле заявленного богословами и святыми Дионисием Ареопагитом и Максимом Исповедником онтологического и методологического значения идеи человека (13).
   Предмет креатологии включает:
  -- исследование потенциала креативной, талантливой, гениальной личности и влияния на него существующих парадигм (или массы идей, взглядов, представлений, присущих различным формам общественного сознания - политическому и правовому сознанию, православной религии, искусству, науке, культуре и пр.),
  -- моделирование потенциала креативной, талантливой, гениальной личности и влияния на него неблагоприятных факторов или пограничных жизненных ситуаций,
  -- моделирование мышления человека - творца при взаимодействии его с потоком парадигм форм общественного сознания,
  -- исследование потоков интуиции человека - творца при взаимодействии его с потоком парадигм форм общественного сознания в процессе творчества,
  -- исследование формирования мировоззрения креативной личности под влиянием нравственного и догматического богословия православной Церкви и живого соборного опыта Православной Церкви,
  -- исследование и разработку общей теории интуиции, бессознательного психического и научного творчества личности в науке при взаимодействии исследователя с потоком парадигм различных форм общественного сознания,
  -- исследование и разработку теории поля флуктуирующей плотности потоков выбросов зонда интуиции талантливой личности в процессе научного творчества,
  -- исследование взаимодействия потенциала креативной, талантливой личности с новизной порождаемой ею интеллектуальной продукции,
  -- исследование флуктуации интенсивности новизны интеллектуальной продукции творческой личности в процессе воздействия на неё парадигм, присущих различным формам общественного сознания,
  -- исследование полей знания, образующихся в процессе творчества личности при взаимодействии этой личности с потоком парадигм, присущих различным формам общественного сознания,
  -- исследование и разработку психологической и математической модели интеллектуальной интуиции личности исследователя в научном творчестве при воздействии на личность групповых норм в науке (парадигм),
  -- исследование и разработку психологической модели мотивационной сферы творческой личности в научном творчестве при воздействии на личность групповых норм в науке (парадигм),
  -- разработку богословских, философских и психологических оснований мотивационного коллапса и "поверхности" мотивационной сферы при воздействии на творческую личность групповых норм в науке (парадигм),
  -- исследование и разработку математических моделей мотивационного коллапса и влияния изменения "поверхности" мотивационной сферы на изменение плотности потока выбросов зонда интуиции при воздействии на творческую личность исследователя групповых норм в науке (парадигм),
  -- исследование и разработку математической модели волны блуждающей плотности мотивационных плеяд в процессе творчества креативной или талантливой личности,
  -- исследование оценки новизны интеллектуальной продукции личности в научном творчестве,
  -- исследование и разработку эволюционной диагностики личности в процессе научного творчества при воздействии на личность групповых норм (систем знаний - парадигм) с целью отбора ресурсов талантов - интеллектуальной элиты.
  
   Методология креатологии - учение о методах, средствах и процедурах научной деятельности в креатологии; рассмотрена как одна из форм мировоззрения науки, поскольку объект её анализа есть творческая деятельность, заключающаяся во взаимодействии талантливой личности и существующих парадигм общественного сознания и последующей их гармонизации, в ходе которой вырабатывается новое знание. Актуальность креатологии, как нового научного направления, заключается в акценте научного анализа на исследовании "творца как меры всех вещей", как единой реальности, воздействующей на интеллектуальный потенциал общества. Если рассматривать науку и образование, то актуальность креатологии заключается в диагностике и отборе талантов или талантов высшего уровня при воздействии на них потоков парадигм, моделировании их психических структур при создании нового научного знания, исследовании новизны создаваемой личностью интеллектуальной продукции.
   С.А.Лебедев дает определение понятия "предмет методологии". Приведем его:
   Предметом методологии как части общей теории познания является исследование универсальных (присущих всем видам познавательной деятельности: обыденному сознанию, научному, художественному, чувственному, рациональному и др.) процедур, методов получения, обоснования и применения знания. К числу универсальных форм и средств познания относятся ощущения, восприятия, представления, понятия, суждения, умозаключения, наблюдения, абстрагирование, индукция, дедукция, аналогия, экстраполяция, интерпретация, продуктивное воображение, анализ, синтез, чувственная и интеллектуальная интуиция и др. (14, с.134).
  
   Следовательно предмет методологии креатологии включает исследование универсальных процедур, присущих всем видам познавательной деятельности, связанных с глобальными вопросами взаимодействия творческой личности с монадами высшего уровня.
   По характеру получаемого знания методы креатологии относятся к методам теоретического познания.
   Методы креатологии призваны вскрывать и анализировать творческую деятельность исследователя, обретающую в знании специфические формы. Рассматривая креатологию как науку о взаимодействии системы "креативная личность - интеллектуальный потенциал общества" мы видим её как единую реальность, воздействующую на интеллектуальный потенциал общества, реальность, предвосхищающую смелые предвидения о неизбежности объединения на определенном этапе развития общества естественных и общественных наук, а также религии в единую науку о человеке.
   В работе (7) приведены две взаимосвязанные системы моделей креатологии, они описывают явления и процессы, связанные с творческой деятельностью талантливой личности или гения. Итак, первая система моделей - это модели, исследующие потенциал личности и фундаментальные параметры интеллектуальной продукции творческой личности, вторая система моделей - это математические модели структурной устойчивости-неустойчивости и динамики потенциалов, их составляющих, эволюционной диагностики перечисленных феноменов креатологии. В работах (6, 7) в разделе "о моделировании потенциала творческой личности исследователя" детально исследованы возможности этих моделей в их взаимосвязи. В отечественной и зарубежной литературе отсутствуют даже описания моделей, о которых мы только что сказали.
   Если рассматривать процесс истории появления научных идей, научного мировоззрения как взрыв научного творчества, то, очевидно, что научная мысль гениев и талантов, таких как Коперник, Ньютон, Линней, Дарвин, Пастер, П. Кюри, Эйнштейн, Планк, Бор и др., меняла мировоззрение человечества, изменяла развитие экономики, техники, технологии, культуры, философии и др. форм знаний и форм общественного сознания. Их сознательная мысль влияла на суть жизни, вызванные этим путем правильные знания (прикладные знания) создали в жизни человечества переворот, новые неожиданные источники научного знания. Весь процесс новых революций в научных областях, вызванный ими, опирался на мощный фактор личности создателей этих новых направлений - интеллектуальную интуицию (в психологической науке - интуиция есть высший психический процесс). Этот процесс характеризует поведение уровня интенсивности потенциала личности во времени под влиянием воздействий на психику человека всевозможных факторов. Интуиция - мощный фактор личности создателей новых направлений в науке, культуре, образовании, др. сферах деятельности.
   С психологической точки зрения интеллектуальная интуиция представляет собой процесс перехода подсознательно образованных мыслительных структур (ассоциаций) в сферу сознания. Это определение охватывает новые возможности изучения познавательной активности человека, уровней психической деятельности. Это определение показывает все разновидности интеллектуальной интуиции (описанные подробно М. Бунге), раскрывая основную, динамическую их сторону как бы психических процессов. Будь это акт мгновенной интерпретации ("физическая" или "геометрическая" интуиция), процесс создания метафор, или та разновидность интеллектуальной интуиции, которую М. Бунге склонен отождествлять с воображением, ускоренное умозаключение или "фронезис", - в их внутренних психологических механизмах важнейшее место занимает процесс перехода психических содержаний из подсознательной сферы психики в сферу сознания и переживание "озарения" или неожиданного мгновенного понимания.
   Итак, единственным источником новых знаний в науке является интеллектуальная интуиция.
   Что же такое интеллектуальная интуиция? Как её определить? Как её оценить?
   Существуют многочисленные определения интуиции в зависимости от мировоззренческих позиций отдельных мыслителей и научных школ. Советский исследователь А.А. Налчаджян в качестве основного методологического принципа провозгласил тезис о познаваемости, рациональности как всей психики человека, так и интуиции. Он проанализировал данные о творческом процессе Гаусса, Пуанкаре, Эйнштейна, Луи де Бройля, Д. Пойи, Г. Уолтера, Ж. Адамара, других ученых, представляющие значительный интерес для психологии. Этот анализ позволяет сделать несколько важных выводов:
      -- в научном творчестве многие результаты получаются интуитивным путем, без того, чтобы индивид осознал путь мысли, ведущий к полученной идее;
      -- следовательно в творческом процессе несомненно большую роль играют подсознательные психические процессы;
      -- творческий процесс имеет ряд этапов: подготовительный этап сознательной работы, этап инкубации, этап "озарения" и завершающий этап логического упорядочения и проверки полученных результатов;
      -- на подсознательном уровне происходит создание множества ассоциаций элементов задачи, но выбор правильного варианта и его перевод в сферу сознания происходит, как полагают Пуанкаре и Адамар, под направляющим влиянием эстетического критерия. Для того, чтобы управлять интуитивным постижением проблемы, необходимо интуицию оценить. И здесь мы сталкиваемся с процессом достаточно сложным - процессом структурирования психики. Собственно психическое состояние раскрывается через понятие "вертикальной структуры психики", т.е. вертикальной эндопсихической сферы человека: бессознательного, подсознательного, сознания и самосознания. В процессе научного творчества сознание контролирует его в целом, а бессознательное и подсознание являются его важным помощником. Принципиальным значением для решения проблемы интуиции является изучение перехода подсознательно образованных ассоциаций (например, новой идеи) в сферу сознания. Это сложный процесс, отражающий многоуровневый характер внутрипсихической сферы человека. В начале процесса перехода в сфере сознания обычно выступает эмоциональный фон, предваряющий появление предметного содержания возникшей идеи. Это можно назвать эмоциональным уровнем осознания подсознательно образованных ассоциаций, а преодолеваемый при этом порог - эмоциональным порогом. После этого, если процесс осознания не встречает непреодолимых препятствий, совершается переход через порог сознания и психическое содержание полностью осознается. Это - логический или аналитический уровень осознания, иногда называется "озарение, инсайт". Наконец, выделяется уровень самосознания "когда после полного выяснения структуры приобретенного знания актуализируются структуры самосознания, осознаются мотивы творческой активности, определяется место нового знания в структуре науки и т.п." (15).
      -- Адамар дает описание процесса интуиции в математическом творчестве, различает три стадии. Первая - накопление (инкубация), вторая - свернутое понимание (озарение, инсайт), третья - развертывание полученного понимания в тексте, который может быть воспринят математиками.
   Итак, подведем некий промежуточный итог нашим размышлениям. Поток идей порождаемых талантливыми или одаренными исследователями, оформляемых в виде научных истин научного мировоззрения является двигателем эволюции научного знания. Господствующие представления составляют групповые парадигмы в науке (устойчивая часть). Новые знания (новые знания представляют флуктуации по отношению к тенденциям устойчивой части) вступают в противоречия с групповыми парадигмами и являются источником развития. В ходе исторического развития научных идей флуктуации переходят в новую фазу - становятся господствующими представлениями, уступая место новым флуктуациям. Итак, идет постоянная борьба идей - порядок и хаос находятся в постоянном противоречии. Единственным источником идей в науке и образовании является интеллектуальная интуиция их создателей. Интуитивный поток является источником флуктуаций в научном знании, источником новизны, источником переворотов (смен парадигм). Отсюда важность этого психологического феномена, отсюда проблема измерения и управления интуицией в научном творчестве. Рассматривая введенный ранее тезис, что интуиция есть процесс изменения уровня интенсивности потенциала личности, мы опираемся на известные в науке исследования и мнения различных ученых по рассматриваемому вопросу. Так Факуару приходит к выводу, что "интуиция есть существенный элемент творческого потенциала, определяющий способность человека успешно заниматься исследовательской деятельностью" (16).
  
   Самая интересная математическая модель, разработанная автором, получена на пересечении таких взаимно далеких областей знаний: психологии, психоанализа и глубинной психологии, теории флуктуаций яркости Млечного пути (астрономия) и теории марковских процессов. Вот её название: "Вероятностная модель поля флуктуирующей плотности потока выбросов зонда интуиции" (опубликована в 1990 г.).
   В исследовании таких тонких и глубоких процессов, как интуиция здесь использованы достижения теории флуктуаций яркости Млечного пути (астрономия) и теории марковских процессов, и, естественно, достижения психологии, психоанализа и глубинной психологии. Рассмотрена астрофизическая задача, следуя работам Рамакришнана и Баруча-Рид, в которых теория флуктуаций развита в предположении, что вероятностный процесс, связанный с наблюдаемой астрономами яркостью звезд и туманностей, обладает марковским свойством. Автор увидел несомненную аналогию в процессах, происходящих в межзвездных туманностях и скоплениях звезд, с процессами, происходящими во время творческих исканий отдельного талантливого ученого (или любого исследователя, занимающегося решением нетривиальных проблем в науке).
   Опираясь на известные парадигмы психологии, психоанализа и глубинной психологии в креатологическом исследовании использовано интуитивное представление о том, что существует поле флуктуирующей плотности потока выбросов зонда интуиции. В самом деле современная психология творчества, когнитивная психология, а также опыт блестящих ученых, описывающих процесс интуитивного познания, говорит о том, что при четко поставленной проблеме и сильной мотивации образуется своеобразное "поле знаний", излучаемое через "инсайт" путем включения всех страт психики. Достаточно назвать такие имена тех, кто изучал интуицию в процессе собственных открытий: Р. Декарт, Г.Галилей, А. Пуанкаре, А. Гейтинг, А. Эйнштейн, Ж. Адамар и др.
   Введем фундаментальные понятия креатологии, касающиеся процесса интуиции исследователя, приведенные в работе (10) Дадим несколько определений. Под зондом интуиции понимается процесс получения новых идей (знаний) из глубинных иерархически структурированных слоев бессознательного психического, приводящий к определенной степени новизны интеллектуальной продукции талантливой или креативной личности (10). Поясним эту формулировку. В процессе бессознательного мышления в ходе решения проблемы личность "сканирует" т.е. производит поиск исследуемых вариаций комбинаций ассоциаций (поиск производится целенаправленно). Д.Т. Кемпбелл, психолог (США) описывает такой процесс, как селективный поиск и отбор (после сканирования) среди огромного числа комбинаций, слепообразованных подсознательным "Я", которые удовлетворяют двум критериям: эстетичности и полезности (25). По нашему мнению зонд интуиции "работает" как по горизонтали ("прокручивание" множества ассоциаций, слепообразованных подсознательным "Я" - в нашей терминологии - бессознательным психическим), так и по вертикали (проникновение бессознательных установок вглубь бессознательного психического в "континуальный поток" по выражению В.В. Налимова) (26).
   Весь этот процесс, совершающийся с огромной быстротой в подсознании и бессознательном психическом, концентрация личности на образе цели приводят к той или иной новизне с той или иной вероятностью успеха. Зонд интуиции характеризуется глубиной (выбросом). Под глубиной, выбросом зонда интуиции понимается степень проникновения в глубины бессознательного с целью получения новой идеи, нового знания, или как определяет В. Налимов - с целью погружения в континуальный поток мышления в процессе деавтоматизации психических структур. В процессе получения нового знания, новых идей, может быть проявлено один или множество выбросов зонда интуиции. Считая, что сама новая идея является сложным образованием, что на процесс её возникновения оказывает влияние развитие интеллектуального потенциала общества (парадигмы в науке) и личность исследователя, в креатологии выдвинута гипотеза ,заключающаяся в том, что процесс, именуемый зондом интуиции, процесс интуитивного постижения является стохастическим процессом.
   Если проблема является достаточно сложной и неподдается решению "в лоб", то исследователь решает её по частям, генерируя множество выбросов зонда интуиции. В ходе научного поиска исследователь находится в напряжении под воздействием мотивации и противоположных (по направлению) аффектов, происходит как бы селекция различного рода ассоциаций в глубинах его бессознательного психического и подсознания, врываясь в сознание в форме выбросов зонда интуиции личность "разряжается", но не надолго, далее исследователь снова попадает в состояние напряжения и т.д., таким образом получается поток интуиции, поток интуитивных актов, продуктами которого являются новые идеи, новое знание. Прежде чем определять понятие "поток интуиции", в (10) выдвинута гипотеза, появление которой связано с анализом поведения зонда интуиции под влиянием фрустрирующего давления проблемной ситуации. Гипотеза сформулирована так:
  
   Чем сильнее выброс, глубина зонда интуиции в слои, страты бессознательного психического, тем оригинальнее (обладает большей новизной) идея, приходящая в сознание (10).
  
   Математически и психологически это понимается следующим образом: чем больше по абсолютной величине амплитуда выброса зонда интуиции в слои, страты бессознательного психического, тем оригинальней идея, проходящая в сознание".
   В работе (10) введено такое определение: поток интуиции есть специфический процесс проявления интуитивных актов в ходе которых появляются новые идеи. Поток интуиции личности исследователя мы предложено описывать величиной плотности потока выбросов зонда интуиции.
   Математический аппарат вероятностной модели поля флуктуирующей плотности потока выбросов зонда интуиции создан автором на основании использования теорий (17 - 23). В рамках настоящей статьи он не приводится. Полностью с ним можно ознакомиться в монографии (28).
   Рассмотрение вероятностной модели поля флуктуирующей плотности потока выбросов зонда интуиции в креатологии (10) позволило сделать неожиданные выводы.
   1. В процессе творческой деятельности, связанной с получением новых знаний, особенно открытий в какой-либо области ученый порождает "мысленное поле знаний".
   2. Мысль есть свет, пролитый в душу ученого-исследователя. Этот свет представляет собой Луч Божества, несущий "озарение", инсайт, интуитивное прозрение, дающее открытие. Развитие научных знаний происходит не стихийно, а направляется Божественным Промыслом в нужную сторону.
   3. Каждый промежуточный "инсайт", каждая рождающаяся новая идея, проходящая в сознание, есть результат процесса бессознательного мышления в ходе решения проблемы, когда личность пронизывается нетварной Божественной энергией, светом. Флуктуирующие потоки выбросов зонда интуиции являются как бы "излучением идей. Это "мысленное излучение идей" обладает разной интенсивностью в различные промежутки времени. Эта интенсивность - вследствии флуктуации плотности потока выбросов зонда интуиции сильно меняет новизну, оригинальность идей, приводя зачастую к кардинальному повороту в той или иной научной области.
   Эти "световые волны", это излучение мысли у разных исследователей имеют разную "силу". Сила мысли (например, для ученого исследователя или, беря более широко, для любого творческого человека в любой сфере деятельности) равна силе света. Мощь силы мысли, мысленного излучения порождает новизну открытия в науке. Чем больше "мощь мысленного излучения", тем вероятней появление новой парадигмы в науке. Большинство мыслей, оказавших самое глубокое воздействие на развитие науки, вообще появились не от влияния сложившихся парадигм и их сила не зависела от степени знания всех господствующих научных взглядов. Знание, появившееся вследствие интенсивной научной творческой работы становится новым знанием, как бы "застывшей мыслью". Оно немедленно начинает воздействовать на массу ученых и эта новая парадигма с течением времени начинает тормозить возможность появления новых открытий в данной научной области. Интуиция дает основание для появления нового "скачка" в науке. Процесс познания начинается с трансцендентного уровня, с непосредственного просвещения исследователя светом, исходящим от Отца светов. Это кажется загадочным для тех, кто не задумывался над процессом собственных открытий, кто, имея статус ученого, привык полагаться на культ разума. Гордость человеческая присуща очень интеллектуальным, но ограниченным в мудрости ученым. Для того, чтобы понять не интеллект, а мудрость ученого, приведем слова Альберта Эйнштейна: "Каждый серьезный естествоиспытатель должен быть каким-то образом человеком религиозным. Иначе он не способен себе представить, что те невероятно тонкие взаимозависимости, которые он наблюдает, выдуманы не им. В бесконечном универсуме обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума. Обычное представление обо мне как об атеисте - большое заблуждение".
   4. Существует единый источник новых знаний в науке и религии. Это Божественный свет, Исхождения (Теофании) Божества в творческую личность. Этот свет непознаваем, ибо Бог непознаваем. Господь дает тем, кто ищет мудрости, этот свет, но можно ли постичь Метазакон, Код жизни?
   Ибо свет Божественный настолько прост и сложен одновременно, что невозможно объять его простоту и измерить ограниченным человеческим разумом его сложность. Различные теории дают бесчисленные приближения к пределу, но предел никто не может достигнуть. Вот поэтому смена парадигм бесконечна, пока существуют дерзновенные умы, ищущие научной истины.
  
   Однако главное в исследовании основного фактора творческой личности - интуиции - проблема поиска и отбора гениев и талантов в науке, образовании, культуре, искусстве, проблема прорыва той или иной страны вперед в разных сферах за счет реализации идей талантливых личностей или гениев.
   Поэтому в креатологии разработаны "Начала теории эволюционной диагностики творческой личности исследователя в науке. Принципы формирования на основе этой теории новых тестов эволюционной диагностики гениев и талантов в науке".
   Автором настоящей статьи проведены теоретические исследования по эволюционной диагностике личности в научном (и техническом) творчестве, которые были затем опубликованы. Создание новых тестов - эволюционной диагностики личности исследователя, - есть инструмент отбора гениев и талантов в науке (а также в других областях знаний): это - новая задача, её никто как в России, так и за рубежом никто не решал.
   Предложен механизм порождения новых тестов, измеряющих интуицию - тестов эволюционной диагностики (эволюционных тестов).
   Эволюционный тест интуиции - тест с гибкой перестраиваемой структурой и адаптивный к изменениям как мотивации, так и к ходу разрешения проблемной ситуации.
   Уникальный синтез, представленный автором в рамках креатологии, есть первое исследование, изучающее вопросы взаимодействия творческой личности с существующим уровнем знаний мировой цивилизации. Креатология заставляет посмотреть на человека "как на образ Божий", как "микрокосмос", связанный со всей Вселенной и с Богом гармонично и благостно. Бог в мире действует и поныне, потому все процессы в науке, культуре, религии (православной) есть реальная Теофания и мир как откровение Божества есть Теофания.
   Почему везде в креатологических исследованиях и работах определена направляющая роль духовного начала Православия?
  
   Для любого критически и ясно мыслящего ученого неоспоримым является явление чудесного нисхождения Благодатного Огня накануне Светлого Христова Воскресения в Великую субботу в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. На протяжении всего времени существования христианства это чудесное явление ежегодно наблюдается как православными христианами, так и другими, даже представителями нехристианских религий. Источник Огня трансцендентен (это Всемогущий Бог), 30 тысяч человек наблюдают трансцендентное схождение Огня, сопровождающееся уникальными феноменами (частыми необычными сполохами света; возгоранием капелек жидкости и (или) фитилей свеч и лампад; отсутствием ожогов у людей, которые омываются Благодатным Огнём. Два случая в истории были, когда пытались получить Огонь представители не православных конфессий, а других. Обе попытки закончились полным провалом, и уже более 400 лет Благодатный Огонь нисходит только по молитвам Православного Иерусалимского Патриарха. Итак, Сам Господь Вседержитель показывает - с кем Истина. Это убеждает сразу и до конца непредубежденного человека.
   Мировоззрение креативной личности должно формироваться на основе христианской православной психологии. Ещё К. Юнг, исследуя глубины бессознательного, признал, что идея всемогущего Божества присутствует везде, а если не признаётся сознательно, то присутствует бессознательно, ибо это - архетип. Бог воздействует через бессознательное,- говорил Юнг. Напомним, что развитие научных знаний (как впрочем, и любое другое развитие) происходит не по воле человека, а направляется Промыслом Божиим и Божественным Разумом в определённую сторону, известную только Богу. Благодать, незримо передаваемая падшему человеку через Иисуса Христа не действует немедленно, но постепенно проникает все органы тела и части души и освящает его во всех мыслях, чувствах, желаниях и делах. Если у творческого ученого появляются чрез интуицию хорошие идеи, ведущие к созиданию на пользу человеку, то здесь, как говорит Православное учение, видно незримое действие Святаго Духа. Если по благодатной икономии спасения возникает синергия (сотрудничество) человеческого духа и Святаго Духа, то креативный, талантливый исследователь, зачастую приходит к вере и уже растёт ростом Христовым, ибо Огонь Святаго Духа очищает и освящает сердце. Человек становится православным по вере и нравственным в делах своих. Источник знаний всегда трансцендентен. В православной гносеологии процесс познания рассматривается как один из способов достижения духовного единства с Богом. Поэтому развитие креатологии формируется на фундаменте христианского святоотеческого учения, богословия и антропологии, разработанных в лоне Православной Церкви.
   В книге игумена Иоанна Экономцева: "Православие, Византия, Россия" (24) замечательно освещается образ Бога-Творца в человеке. Здесь автор исследует трактовку творчества св. Григорием Паламой. Образ Божий в человеке, - пишет игумен Иоанн Экономцев, приводя свидетельство св. Григория Паламы, - святой видит прежде всего в способности человека творить. Дар творчества по глубокому убеждению св. Григория Паламы определяет человеку особое место в мироздании, выделяя его из Него:
  
   В самом деле, Мы только одни из всех созданий имеем, кроме ума и рассудка, еще и чувства. То, что естественно соединено с рассудком, открывает разнообразное множество искусств, наук и знаний: земледелие, строительство домов, творчество вещей из ничего, - разумеется, не из совершенного небытия, ибо это уже дело Божие, - но все остальное дано людям... Ничто подобное никогда не свойственно ангелам (24, с.179) .
  
   И далее игумен Экономцев говорит, что каждая личность уникальна, неповторима. Отсюда её абсолютная ценность. Её уничтожение равносильно крушению мира, космической катастрофе. Но отсюда же её трагическая обреченность на одиночество. Прорыв, выход из своей самости реализуем лишь в творчестве, устремленном к познанию и самовыражению.
   Творческое познание всегда богостремительно, оно не может удовлетвориться дурной бесконечностью относительных истин, ему нужен абсолют. Говорит игумен Иоанн Экономцев:
  
   Удивительна для эпохи, в которой жил Григорий Палама, его мысль о том, что человеческое творчество есть творение из ничего. В самом деле, истинное творчество есть созидание нового качества, не существовавшего до того в природе. Оно не сводимо к другим качествам и не может возникнуть из количественных манипуляций, которые сами по себе бесплодны. Это абсолютное прибавление к тому, что существует в мироздании. Это космический акт, продолжение божественного творения мира (24,с.180).
  
   Призванный Богом к творчеству, - продолжает игумен Иоанн Экономцев, - человек не в состоянии самостоятельно, без помощи Божией, совершить творческий подвиг, имеющий космическое значение. Об этом свидетельствуют признания всех великих художников, о вселяющейся в них необъятной сверхрассудочной силе, причем творческий процесс осуществляется в состоянии творческого экстаза, при наитии Святого Духа с необыкновенной легкостью и быстротой. И вот самое удивительное извлечение из творений св. Григория Паламы:
  
   Каждый человек является божественным избранником. Люди различаются лишь разнообразием харизматических даров, талантов, а также способностью и готовностью принять божественную благодать. Те, кто проповедуют, те, кто исцеляют, те, кто занимаются познанием, и вообще все те, кто получают благодать Божественного Духа, имеют харизматический дар, больший или меньший, каждый в своей области. Так Павел благодарит Бога за то, что знает больше иностранных языков, чем другие(1 Кор.14, 18), но и тот, кто обладает меньшим, также имеет дар от Бога... В самом деле, ...звезды отличаются между собой по сиянию(1 Кор.15, 51, но вместе с тем ни одна из звезд не лишена света... Каждый человек, который достоин этого, по-разному приобщается к великому дару Духа... Но даже те, кто имеют немного и в неясной форме, по сравнению с превосходящими их людьми, приобщаются ко всему божественному свету (24, с.181).
  
   Владимир Соловьев исследовал состояния безумия и вдохновения в зависимости от качества духовной силы, входящей в человека. Таким образом он различал положительное вдохновение (наитие свыше) и одержимость, бесноватость. Последняя творить не может (24, с.181). Истинное творение всегда от Бога, даже если сам автор не сознаёт этого.
   В заключение креатология в работах (1 - 10, 27, 28) показана с нескольких сторон.
   КРЕАТОЛОГИЯ - ЭТО СИСТЕМА ЗНАНИЙ, дающая возможность реального взаимодействия между достаточно далёкими друг от друга понятиями как наука и искусство, наука и культура, наука и образование и т.д.
   КРЕАТОЛОГИЯ - ЭТО НАУКА, новое научное направление, исследующее глобальные вопросы взаимодействия человека с монадами высшего уровня (под монадами высшего уровня понимаются системы знаний, создаваемых человеком: наука, культура, образование и т.д.). Креатология выступает как инструмент отбора креативных, талантливых личностей для использования их в различных областях знаний и творчества. Она позволяет моделировать потенциал креативной, талантливой личности и влияние на него неблагоприятных факторов и пограничных жизненных ситуаций.
   КРЕАТОЛОГИЯ - ЭТО ФИЛОСОФИЯ ТВОРЧЕСТВА. Креатология как философия занимается проблемами смысла творчества личности и творческого начала Вселенной, закономерностями действия Божественной благодати в творческих процессах Вселенной и человека (в пределах, открытых человеку Богом).
   КРЕАТОЛОГИЯ - ЭТО ИСКУССТВО, смысл которого - свободное выражение всей полноты и неповторимости открытия нового и переоценки старого; это прежде всего искусство мыслить, открывать, двигаться к истине своим неповторимым путем; это познание вложенных друг в друга сложнопереплетённых микро -, макро -, мегаритмов, спектров красок, звуков, мысли, информации под влиянием благодати Святаго Духа; это соединение строгой логики с духовной мудростью, с художественностью легенд, мифов и других культурных ценностей.
   КРЕАТОЛОГИЯ - ЭТО КУЛЬТУРА становления личностей, взаимоотношений между ними и их социальным окружением, культура их духовного и физического здоровья, мотивации и мышления, системы ценностей и интересов. Креатология как культура - это не только деятельность, заключающаяся во взаимодействии творческой личности с интеллектуальным (или иным) потенциалом общества, но и вся совокупность инновационной продукции человека - творца - от новых научных парадигм, до языка, произведений искусств, норм нравственности.
  
  

ЛИТЕРАТУРА

  
   1. Афлитунов А.М., Савченко Д.Н. Две парадигмы в развитии диалектики. Тезисы доклада Проблемного совета по материалистической диалектике МВ и ССО РСФСР на тему "Диалектическая культура мышления: история и современность". 6-7 июня 1989.
   2. Афлитунов А.М., Савченко Д.Н., Методология исследования взаимодействия систем "Человек - искусственная среда" (основания артоники)". Доклад на XV Межрегиональном семинаре "Эргономика и эффективность систем: человек-техника". 29-31 мая 1989. - Литовская ССР, г. Игналина, 1989.- Вильнюс, 1989.
   3. Савченко Д.Н. Исследование интуитивно-одаренных студентов в научно-исследовательской деятельности методами креатологии// Разработка программ интенсификации научно-исследовательской и проектно-конструкторской работы будущих специалистов в условиях интеграции науки, производства и образования. - Отчет о НИР / НИИВШ: М., 1990.
   4. Савченко Д.Н. Концепция эволюционной диагностики личности студента в научном и техническом творчестве// Пути совершенствования форм организации научного и технического творчества студентов / Научные исследования в высш. школе: Обзор. информ. НИИВШ, вып. 5, 1987.
   5. Савченко Д.Н. Эволюционная диагностика - один из основных факторов поиска талантов в научно-исследовательской деятельности высшей школы// Пути повышения эффективности научного потенциала высшей школы. Тезисы докладов Всесоюзной конференции 18-20 октября 1988., М.: изд-во МАИ, 1988.
   6. Савченко Д.Н. Концептуальная модель эволюционной диагностики личности студента в научной деятельности// Разработка научных основ интенсификации научно-исследовательской, конструкторской и проектной работы студентов. Отчет по НИР. НИИВШ. - М., 1988 N ГР 01.8.80081553.
   7. Савченко Д.Н. Модель управления научным потенциалом исследователя// Направления совершенствования системы управления научно-исследовательской деятельностью вузов. Сб. науч. тр. - М., НИИВШ, 1989.
   8. Афлитунов А.М. Синергетический подход в теории баз знаний. - Материалы Всесоюзной конференции "эффективность человеко-машинных систем". - Тбилиси: ГПИ, 1987.
   9. Савченко Д.Н. Концепция диагностики личности студента в научном и техническом творчестве // Анализ эффективности функционирования системы научно-технического творчества студентов. Отчет по НИР НИИВШ. М.: 1987. N 018700083149, - 99 с.
   10. Савченко Д.Н. Исследование основного фактора потенциала личности - интуиции// Исследование путей интенсификации систем подготовки будущих специалистов к научно-технической деятельности в условиях ее интеграции с наукой и производством: Отчет о НИР / НИИВШ, N ГР 018900076631 - М.: 1989. - 306 с
   11. Владимиров Ю.С. На пути к единству научной и богословской картин мира / Международные рождественские образовательные чтения. В сб. "Христианство и наука", М., 2006 . - 330 с.
   12. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М.,1987.
   13. Афлитунов А.М., Савченко Д.Н. Ноосфера и современность // Русский космизм и ноосфера. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. - Часть 1., М.: 1989, с. 18-20.
   14. Лебедев С.А. Философия науки: словарь основных терминов. - М.: Академический Проект. 2006. - 320 с.
   15. Налчаджян А.А. Интуитивное познание и некоторые теоретические проблемы психологии. Автореф. дисс. на соиск. учен. степени д-ра психол. наук. - Ереван, 1974.
   16. Интуиция и научное творчество. - М., 1981.
   17. Ramakrishnan A., A Stochastic Model of a Fluctuating Densiti Field: I, II. Astrophys. J., vol. 119, pp. 443-455, 682-685, 1954.
   18. Chandrasekar S., MЭnch G. The Theory of Fluctuations in Brightness of the Milky Way. I-IV, Astrophys. J., vol. 112, pp.110-122, 1951; vol. 115, pp.94-102, 103-123, 1952/
   19. MЭnch G. The Theory of Fluctuations in Brightness of the Milky Way: VI, Astrophys. J., vol.121, pp. 291-299, 1955.
   20. MЭnch G. Stochastic Processes of Astronomical Interest, Proceedings of the Simposia in Applied Mathematics, vol.7, Applied Probability, pp. 51-66, -McGraw - Hill, 1957.
   21. Баруча-Рид А.Т. Элементы теории марковских процессов и их приложения. М., 1969.
   22. Чандрасекар С. Стохастические проблемы в физике и астрономии. - М., ИЛ, 1947.
   23. Чандрасекар С. Перенос лучистой энергии. - М., ИЛ, 1953.
   24. Экономцев Иоанн, игумен. Православие, Византия, Россия. Сб. статей: "Христианская литература", М.: 1992.
   25. Бессознательное: природа, функции, методы исследования. т.4. Тбилиси, 1985.
   26. Бессознательное: природа, функции, методы исследования. т. 2. Тбилиси, 1978.
  
   Монографии:
  
   27. Д.Н. Савченко Креатология. Методологические основания и модели. Богопознание и научное знание. Том I. Часть I. Методологические основания в креатологии. Наука и православная религия. / Савченко Д. Н.; ВИНИТИ РАН, М., 2009 - 246 с. илл. Библиограф. 168 назв. Рус. Деп. в ВИНИТИ, N 469 - В 2009 от 13.07.09
   28. Д.Н. Савченко Креатология. Методологические основания и модели. Богопознание и научное знание. Том I. Часть II. Исследование интуиции творческой личности, талантов и гениев в науке, мотивационный коллапс и Теофания / Савченко Д.Н.; ВИНИТИ РАН, М., - 301 с. илл. Библиограф. 172 назв. Рус. Деп. в ВИНИТИ, N 470 - В 2009 от 13.07.09
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

21

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"