Семкова Мария Петровна : другие произведения.

Алгоритм сортировки клиентов социального центра

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Алгоритм сортировки клиентов психолога для создания системы социального контроля и социальной поддержки

   Работа психолога в центрах социального обслуживания заключается, прежде всего, в краткосрочном консультировании. К сожалению, психолог часто играет роль "мусорного ведра", и к нему направляют тех, с кем не удалось эффективно работать специалистам других субъектов профилактики. Таким клиентам недостаточно только психологической помощи: им нужна система социальной поддержки и социального контроля. Сначала бросаются в глаза проблемы в мотивации клиента - это "жалобщики" и "гости", по терминологии Н. Минухиной []; работа осложняется из-за тяжелых личностных расстройств у таких клиентов [], а также тем, что они в детстве и зрелости были жертвами насилия, и у них остаются проблемы, связанные с целенаправленностью, мотивацией и умением доводить свои дела до конца.
   На первой консультации психологом оценивается мотивация и состояние личности клиента, делается прогноз эффективности психологического консультирования. Учитывается цель клиента или ее отсутствие, кем был направлен клиент, каковы его отношения с другими субъектами профилактики. Данные 97 клиентов из 43 семей были исследованы с помощью дискриминантного анализа и выделены важные для прогноза характеристики.
  

ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛИЕНТОВ И ИХ СЕМЕЙ

   Очень важно, как видит проблему сам клиент. Если клиент-родитель (чаще мать) обращается по поводу проблем ребенка - детско-родительских или школьных конфликтов, но инициатива обращения принадлежит сотрудникам органов опеки или специалистам по социальной работе, то ребенок является носителем проблем семьи. Если клиент-родитель направляется к психологу специалистами по социальной работе, комиссии по делам несовершеннолетних, то это показатель давних неразрешенных конфликтов в его семье. Если с клиентом-родителем проводилась профилактическая работа и его направляют педагоги школы, то это указывает на инфантилизацию таких клиентов. Если взрослый клиент приходит по рекомендации врача, а социальной и просветительской работы с ним не проводилось, то это указывает на психосоматические проблемы клиента.
   Исходы психологической работы зависят и от отношений, которые складываются у семей с субъектами профилактики. Если ситуация в семье осложнена супружескими и прародительскими конфликтами, "выталкивает" к психологу взрослого носителя проблем, а направляют его на консультацию сотрудники КДН или педагоги, мы видим, что тяжесть семейной дисфункции недостаточно осознается семьей и состояние выученной беспомощности семьи. Если клиент отказывается от консультирования, у ребенка имеются школьные конфликты, и специалист по социальной работе, курирующий семью, отправляет ее к психологу, это свидетельствует о расширении сферы семейного конфликта: семья втягивает в него сотрудников субъектов профилактики и последовательно обесценивает их усилия. Если клиент приходит по инициативе сотрудников органов опеки или врачей, мы можем предполагать наличие у семьи примитивных защитных механизмов, так как она вынуждает субъектов профилактики опекать себя.
   Большинство клиентов и семей в целом - "жалобщики" и "гости": они настроены только на получение информации либо могут иметь рентные мотивы или не добиваться никакого эффекта в психологической работе. Во всех этих группах ребенок не является носителем проблем семьи, и это ухудшает прогноз: во-первых, страдания ребенка не мотивируют семью к изменениям; во-вторых, конфликты касаются супружеских и прародительских отношений, а это более глубокий уровень поражения. У клиентов, имеющих рентные установки, больше всего психосоматических проблем: это говорит о склонности таких клиентов к примитивным защитным механизмам. Давние неразрешимые конфликты чаще встречаются у тех, кто не добивается эффекта в работе: эти клиенты не имеют достаточных ресурсов для разрешения проблемы и не умеют получать помощь. Все эти клиенты весьма инфантильны и нуждаются в том, чтобы их контролировали специалисты по социальной работе и педагоги. Семьи, не добивающиеся эффекта, хорошо осознают (и даже преувеличивают) тяжесть дисфункции и демонстрируют выученную беспомощностью: вместо них беспомощными чувствуют себя помогающие им специалисты. Такие семьи не склонны к расширению сферы семейного конфликта, так как не умеют просить помощи и пользоваться ею. Они характеризуются более низким значением примитивных защитных механизмов: их конфликты не причиняют им особых страданий и не служат стимулом, так как проблемы семьи решает не семья, а субъекты профилактики. Семьи, которые только получают информацию, имеют средние значения по выученной беспомощности и расширению сферы семейного конфликта: гнет страдания у них невелик, и к серьезным изменениям они пока не готовы. Семьи с рентными установками имеют самые большие значения по выученной беспомощности и расширению сферы конфликта. Они боятся изменений и выбирают стабильность, прибегая к привычным и жестким защитным механизмам. Эффективно работающие семьи имеют самые низкие значения по выученной беспомощности и расширению сферы семейного конфликта. В таких условиях тенденции семьи к развитию и изменениям реализовать проще. От эффективно работающих клиентов к рентным возрастают значения и выученной беспомощности, и расширения сферы семейного конфликта: чем более распространяется конфликт и чем тяжелее дисфункции, тем больше семья заинтересована не в улучшении своего состояния, а в закреплении его таким, каково оно есть.
   Мотивированные и эффективные клиенты добиваются длительного или временного улучшения. Психосоматических проблем у них немного, что свидетельствует о достаточной личностной зрелости и умении строить дифференцированные отношения. Ребенок является носителем проблем семьи - знак того, что конфликты еще не зашли достаточно далеко и что эмпатия к переживаниям ребенка сохранена. Значение показателя давних неразрешимых конфликтов в семье клиента низкое у добившихся длительного улучшения и довольно высокое у добившихся временного улучшения - значит, семья умеет осознавать конфликты вовремя. Значение показателя инфантилизации высока у добившихся временного улучшения и крайне низка у добившихся длительного улучшения: психологическое консультирование более полезно для личностно зрелых клиентов.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ С КЛИЕНТАМИ И ИХ СЕМЬЯМИ

   Все клиенты. независимо от их мотивации и предполагаемого эффекта работы, посещают 1 - 2 консультации психолога. В зависимости от ее результата должна строиться схема межведомственного взаимодействия в работе с семьей.
   В тех семьях, где только психологическая работа будет неэффективна (это "визитеры" или "гости", при доверии к психологу становятся "жалобщиками"), страдания ребенка не мотивируют семью к изменениям, имеются давние конфликты, в том числе супружеские и прародительские, есть состояние выученной беспомощности и потребность во внешнем контроле. Такие семьи и клиенты склонны к примитивны защитным механизмам, строят с помогающими специалистами крайне незрелые отношения: специалист воспринимается ими или как преследователь, или как опекающий родитель; себя видят в роли или преследователя, или жертвы. В отношениях с ними специалисты переживают сильные негативные чувства, так как клиенты проецирую на них то, что не смеют прочувствовать сами. Специалисты же считают их подобными себе и не представляют себе своеобразия подобных клиентов. Работа с такими семьями не дает быстрого эффекта и требует большого труда. Глубокое психологическое консультирование здесь противопоказано, так как у клиентов имеются хронические антисоциальные тенденции, и они не способны развивать надежные длительные отношения. Психолог должен провести анализ личности таких клиентов, их семейной динамики и конфликтов и передать информацию специалистам по социальной работе и сотрудникам других субъектов профилактики. Он же должен вести просветительскую работу со специалистами об особенностях личности и семейной динамики подобных клиентов - в любой форме: лекций, бесед, деловых игр, консультаций. При наличии у специалистов проблем в работе психолог проводит с ними супервизию. Личную терапию своих сослуживцев психолог не имеет права проводить, это чревато ролевым конфликтом - он выступает лишь как посредник, рекомендуя пострадавшего специалиста своим коллегам. Согласно этим рекомендациям выстраивается система социальной поддержки клиента и внешнего контроля такой семьи. Кроме того, эти семьи нуждаются в юридическим, педагогическом и редко в психологическом просвещении. Психолог же помогает семье формулировать свои потребности и обучает навыкам обращения за помощью.
   Для семей и клиентов, которые только получают информацию ("визитеры"), типично отсутствие эмпатии к страданиям ребенка, они не умеют просить помощи и использовать ее, недостаточно хорошо осознают тяжесть проблем в семье (склонны к отрицанию). Их отношения с помогающими специалистами характеризуются закрытостью и недоверием, возможны опасные семейные секреты, связанные с домашним насилием. В том, что касается анализа ситуации и просвещения помогающих специалистов, психолог действует так же, как и с предыдущим типом семей. Поскольку эти семьи склонны "ускользать" от тех, кто пытается им помочь, то необходима ясная система требований и санкций, которые будут применяться к такой семье. Эту систему невозможно целиком реализовать в рамках центра, поэтому психолог должен будет давать обратную связь о семье другим субъектам профилактики, чтобы они могли скоординировать свои действия. Помогающие специалисты могут испытывать чувства сильной беспомощности или обиды в работе с подобными семьями, и поэтому в задачу психолога входит и работа по профилактике эмоционального выгорания (это важно и в работе с клиентами первой группы).
   Семьи и клиенты с рентными тенденциями ("жалобщики") психосоматически отягощены, не умеют дифференцировать и выражать эмоции, пребывают в состоянии выученной беспомощности и склонны вовлекать в свои конфликты посторонних, особенно помогающих специалистов. Психолог может долго работать с такими клиентами в формате поддерживающей терапии, реже - в личностно-ориентированных подходах (в индивидуальном формате либо проводить индивидуальные консультации в семейном подходе), так как гнет страдания у таких клиентов велик. Такие семьи отличаются наиболее жесткими дисфункциями, и поэтому для специалистов по социальной работе и сотрудников других субъектов профилактики важно выработать единый подход к семье и создать, с помощью психолога, систему ее сопровождения - потому что когда клиент начинает развиваться, семья сопротивляется и пытается затянуть его обратно, что чревато и социальными проблемами, и обострениями психосоматических заболеваний. И психологу, и другим помогающим специалистам важно уметь конфронтировать таких клиентов и их семьи: они используют свои проблемы и симптомы для того, чтобы получить выгоду, а специалист обязан не только избежать такого подкрепления, но и объяснить клиенту и его семье, что те, собственно, делают. Поэтому просвещение специалистов и профилактика у них выгорания и здесь входит в задачи психолога. Иногда сотрудникам может потребоваться и экстренная психологическая помощь при взаимодействии с такими клиентами.
   Семьи и клиенты добивающиеся временного улучшения, нуждаются в психологическом консультировании, чаще длительном. Оно может реализоваться как в индивидуальном, так и в семейном подходе, и ориентировано на личностный рост. Возможны периоды ухудшения, и тогда будет необходима экстренная психологическая помощь, поддерживающее консультирование. Довольно редко может понадобиться создание внешней системы поддержки для клиента на время какой-то критической ситуации. Но чаще в этих случаях клиент нуждается только в информировании и структурировании своих действий - это входит в задачи психолога, специалиста по социальной работе или юриста, в зависимости от актуальной потребности клиента.
   Семьи и клиенты, добивающиеся длительного эффекта, нуждаются в психологическом консультировании. Им может оказаться достаточно консультирования краткосрочного, и в системе внешней поддержки и контроля необходимости не бывает.

Литература:

      -- Ван дер Харт О., Нейенхэюс Э. Р. С., Стил К. Призраки прошлого: Структурная диссоциация и терапия последствий хронической психической травмы. Пер. с англ. - М.: Когито-Центр, 2013. - 496 с.
      -- Кернберг О. Ф. Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии/ Пер. с англ. М. И. Завалова - М.: Независимая фирма "Класс", 2014. - 464 с.
      -- Манухина Н. Инструменты краткосрочной практики. - М.: Независимая фирма "Класс", 2014. - 440 с.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"