Соловьева Светлана Семеновна, Семкова Мария Петровна : другие произведения.

Особенности структуры семьи учащихся техникума

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Автор идеи - использования семейной социограммы - психолог Соловьева С.С. Она же собрала все использованные социограммы


ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЯХ УЧАЩИХСЯ ТЕХНИКУМА

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РЕБЕНКА

   За период работы с сентября 2013г. по май 2014г. с учащимися техникума, проживающими в общежитии, можно о характеризовать контингент, с кем была проведена психологическая работа.
   Если дать краткую общую характеристику учащихся, то она не будет объективной, так как нельзя говорить об одинаковых манерах поведения студентов в той или иной ситуации. О студентах, особенно первого курса, проживающих в общежитии, сложилось нелестное представление у воспитателей общежития и преподавательского состава. Далеко не все попадаются на контроль, но, если учащийся попался, то это может закончиться по-разному. В чём причина недопонимания между воспитателями, классными руководителями, мастерами и администрацией техникума и студентами? Чаще это зависит от того, из какой семейной ситуации попал учащийся в данный техникум. Не все студенты могут понять, что надо делать "здесь и сейчас" с этой самостоятельностью и свободой, которые все же ограничены, так как в общежитии есть свои правила, которые надо соблюдать. Ещё очень важный аспект, который надо учитывать в первую очередь: возрастные особенности учащихся. Обучение в техникуме 2 года 6 месяцев, получают среднее общее образование и плюс основную профессию, есть возможность при желании и получить одну-две специальности, если посещать платные занятия. Возраст учащихся от 15-16 лет (первый курс) до 18 лет (третий курс). На самом деле возраст бывает очень разный, так как сюда могут имеют право поступать молодые люди и в 20 лет. Учитывается только желание будущего студента. Жесткого отбора по каким-то критериям, как, например: средний балл по аттестату, личностные достижения, состояние здоровья не ведется.
   Важная проблема первого и отчасти второго курсов - выстраивание отношений с преподавателями и однокашниками. Что касается отношений с преподавателями, они могут строиться по образцу отношений с родителями и родственниками. Подростки и юноши сепарируются от семей и надеются обрести свободу в учебном заведении - и тут попадают к новым "родителям". Если подростковые конфликты в отношениях со взрослыми еще не завершены, а сепарация протекает неровно, то на новых значимых взрослых учащиеся бессознательно переносят проблемы, вынесенные ими из своих семей. Однокашники уподобляются братьям и сестрам, отношения с которыми тоже не безоблачны - перенос проблем с сиблингами на других студентов облегчается еще и тем, что всегда найдутся и учащиеся, "лучше" или "хуже" в глазах преподавателей; среди студентов есть и те, кто старше, и те, кто моложе, и девушки, и юноши.
   Чтобы выяснить, какие семейные проблемы "принесли с собой" учащиеся техникума, был проведен анализ состояния их семей. Эти семьи очень разные, в основном, сельские (значит, сельским студентам будет трудно приспосабливаться к городским представлениям), полные и неполные, родные и приемные, расширенные и ядерные, с разным количеством и полом детей.
   Для анализа использовались идеи системной семейной терапии о том, что семья функционирует как сложная система, и изменения одного из ее членов влияют на семью в целом. Для удобства понимания следует объяснить некоторые термины.
   Сиблинги - это общее обозначение братьев и сестер.
   Подсистема - несколько членов семьи, единые в глазах ребенка. В здоровых семьях выделяются прежде всего родительская, детская и прародительская подсистемы. Подсистемы в семье отграничены друг от друга.
   Триангуляция - отношения типа треугольника, где двое членов близки, а третий отвергается. Близкая пара называется коалицией, а отверженный - аутсайдером. Коалиция строится обычно по вертикали - например, отец объединяется с сестрой, отвергая мать, или мать - с бабушкой, отвергая отца.
   Иерархия - отношение к друг к другу уровней власти в семье. В здоровой семье власти больше у родителей, чем у детей и прочих родственников.
   Симбиотические отношения - чрезмерно близкие, нет границ между членами семьи.
   Структура семьи - совокупность семейных ролей, их связей и границ.
   Ядерная (нуклеарная) семья - родители и их дети.
   Расширенная семья включает в себя и других значимых родственников.
  
   Цель исследования - прояснение отношений в семьях с точки зрения ребенка с учетом структуры и полноты семей.
   Для исследования семей использовался метод семейной социограммы. Метод заключается в том, что клиент в круге диаметром 11 см, изображающем семью, клиент размещает меньшие кружки, изображающие членов его семьи, которых он счел нужным нарисовать.
   Оцениваются:
   Положение членов семьи в круге (сверху, снизу, справа или слева от центра) - они связаны с представлениями клиента о могуществе и важности этих людей
   Их размеры, означающие насыщенность чувств клиента к этим людям, как положительных, так и отрицательных, а также их важность для клиента.
   Порядок слева направо по горизонтали, отражающий, насколько значимым в семье клиент видит данного человека.
   Порядок слева направо по вертикали, отражающий, насколько доминирующим в семье клиент видит данного человека.
   Расстояние от клиента до члена семьи, обозначающий дистанцию.
   Среднее расстояние между членами семьи, отражающее степень их сплоченности вплоть до симбиоза и потери границ.
   Для оценки значимых связей использовался корреляционный анализ (r - критерий Пирсона) и построение корреляционных плеяд в программе статистического анализа SPSS 17.0. Поскольку корреляционные плеяды очень громоздки, то в данном исследовании будут приведены только выводы. полученные на основе анализа корреляционных плеяд.
   В исследовании приняли участие 42 студента в возрасте 15 - 18 лет, приехавшие учиться из сельских районах Удмуртской Республики и проживающие в общежитии техникума; среди них поровну юношей и девушек.
  

Взаимоотношения в семье в зависимости от типа семей

   Ядерные семьи
      -- В детской подсистеме эмоциональная привлекательность отношений с братом напрямую зависит от высокого статуса самого ребенка. Ребенок также заводит близкие отношения с кошкой. Чем моложе ребенок, тем доминантнее, привлекательнее и значимее кажется кошка.
      -- В родительской подсистеме эмоциональная привлекательность отношений с отцом напрямую зависит от высокого статуса, значимости и доминирования матери. Чем выше статус матери, тем эмоциональнее отношения с нею и с отцом или отчимом больше дистанция в этих отношениях. Чем больше статуса у обоих матери, тем больше дистанция и выше эмоциональность в отношениях с нею. Чем выше статус матери и доминантность, тем дальше от ребенка мать и ближе друг другу члены семьи и ниже самооценка ребенка (или он воспринимает себя менее взрослым). Чем выше статус матери, тем выше самооценка ребенка. Чем больше дистанция в отношениях с матерью, тем более эмоционально значимы отношения с обоими родителями.
      -- В женской подсистеме мать-сестра чем выше статус матери, тем больше власти у матери и сестры. Чем выше статус сестры и доминантность, тем ближе друг другу члены семьи и, тем дальше от ребенка сестра и тем эмоциональнее отношения ребенка с нею.
      -- Мужчины в семье не особенно значимы и своей подсистемы не образуют.
  
   Расширенная семья:
      -- Чем моложе ребенок, тем выше его статус. Эта напряженность нормальна для подростковой сепарации либо реакция на нечеткие границы отдельных семейных систем и подсистем (детской и взрослой) в расширенной семье. Этот системный эффект может помешать подростку взрослеть - ради того, чтобы в семье его принимали.
      -- Чем моложе ребенок, тем важнее и ближе для него кошка. Чем менее значимым себя чувствует ребенок, тем более важным ему кажется семейный статус кошки - ребенок может и нуждаться в ней как в источнике поддержки, и конкурировать с нею за значимость и власть в расширенной семье. Это чревато жестоким обращением с животным.
      -- В родительской подсистеме значимость и власть обоих родителей, близость отношений с ними зависят от статуса как матери, так и отца (но в большей степени матери). Самооценка ребенка и оценка им отца или отчима прямо зависят от того, насколько мать и отец значимы в семье. Чем больше доминирует мать и чем она дальше, тем ниже самооценка ребенка и тем менее значимы его эмоции по отношению к обоим родителям. Чем дальше отец или отчим, тем ниже самооценка ребенка и тем менее значимы его эмоции по отношению к отцу. Чем выше статус обоих родителей, тем они дальше от ребенка. Чем больше власти у ребенка, тем эмоциональнее его отношения с отцом или отчимом: они могут быть и хорошими, и конфликтными; Самооценка ребенка напрямую зависит от того, как он оценивает отца.
      -- Кошка и тетя образуют свою подсистему: обе кажутся более властными, если возраст ребенка меньше. Чем значимее ребенок в семье, тем менее значимы тетя и кошка и тем более отдаленны отношения с животным.
      -- Имеется семья ребенка и семья родственников. Ребенок конкурирует за статус в семье со своей тетей и таким образом является гарантом достаточной жесткости границ семьи: если туда проникают родственники, ребенок статус теряетю.
      -- Детская подсистема имеет свои особенности. Чем значимее и доминантнее в семье брат (кузен?) и чем он дальше от ребенка, тем эмоционально более значимы для ребенка его брат и тетя. Чем ближе члены семьи друг к другу, тем больше размер сестры. Чем выше статус сестры (кузины?). тем выше статус тети в глазах ребенка. Значит, ребенку мужского пола делегируется ответственность за дистанцию и власть в семье, за конкуренцию внутри расширенной семьи, а девочка принимает ответственность за эмоциональное состояние и дистанцию внутри ядерной и расширенной семьи.
  

Взаимоотношения в зависимости от структурной полноты семьи

   Семьи, в которых есть мать:
      -- Ребенок конкурирует с братом за внимание матери. Чем менее значим брат, тем ближе члены семьи друг другу: это может быть связано с младенческим возрастом брата, ухаживая за которым, мать отдаляется от остальных членов семьи. Первая подсистема таких семей - мать и брат.
      -- Ребенок конкурирует с сестрой за власть в семье. Сестра и бабушка образуют свою подсистему: чем больше значит в семье и доминирует бабушка, тем меньше власть сестры. Чем больше доминирует сестра, тем меньше чувств он вносит в отношения с нею.
      -- Имеется и подсистема брат-сестра. Ребенок может быть близок или далек от нее, но воспринимает себя все-таки отдельно. Ребенок выбирает, с кем - сестрой или братом - быть ближе. Отношения с братом и сестрой компенсируют отсутствие близости к матери.
      -- Мать и отец или отчим конкурируют за власть и значимость в семье. Для того, чтобы справиться с этим, ребенок идеализирует обоих родителей. Чем важнее мать, тем важнее ребенок в семье и тем эмоциональнее его отношения с тетей. Самооценка ребенка зависит от отношения к сестре, матери и отцу.
      -- Мать образует подсистему с братом.
      -- Ребенок строит близкие отношения с кошкой. Чем он моложе, тем важнее для него кошка и ее хозяйка, тетя. Чем более значима мать (чем больше ребенок ее идеализирует), тем важнее для него кошка для близких отношений и тем большую власть в семье он ей приписывает). Чем лучше самооценка ребенка, тем более эмоциональны его отношения с кошкой. Ребенок идеализирует мать, если чувствует себя беспомощным в семье - чтобы это компенсировать, он обращается за близкими отношениями к кошке.
      -- Вторая подсистема таких семей - бабушка, тетя и кошка. Интересно, что кошка попадает в две подсистемы: кошка-ребенок (где она играет детскую роль в семье ребенка) и бабушка-тетя-кошка, где она оказывается кем-то вроде родственницы. Отношения с кошкой оказываются конкурентными: чем больше власти у кошки и тети, тем меньше значит ребенок; если он ощущает себя бессильным и отверженным, тем ближе он тете и кошке. Чем важнее и доминантнее тетя и кошка, тем менее важными ребенок считает себя и свою мать. Чем больше значит и доминирует тетя, бабушка и кошка, тем дальше ребенок от этой семейной подсистемы.
      -- Отношения с кузенами и племянниками тесно связаны с отношениями с тетей и бабушкой. Чем более значимы эти члены семьи, тем более эмоционально заряжены отношения с ними. Тетя тоже входит в две подсистемы: как дочь бабушки и как мать кузенов. Она не должна чрезмерно приближаться к ребенку - тогда отношения с ее детьми, бабушкой и кошкой потеряют эмоциональную насыщенность.
  
   Семьи, в которых нет матери:
      -- Самоуважение ребенка связано с хорошими отношениями с братьями.
      -- Сестра ребенка имеет довольно большую власть в семье: от нее зависят отношения с тетей и ее детьми (не исключено, что здесь ребенок нарушает границы своей кровной семьи и называет сестрой кузину). Чем больше влияние сестры, тем меньше эмоций вызывают отношения с братом. От доминирования и значимости сестры в новой семье зависит, насколько близкими станут отношения ребенка с сестрой, кузенами, племянниками, тетей и ее кошками.
      -- Ребенок чувствует себя изолированным в новой семье, так как тетя занимается собственными детьми, но она же является и заместительницей матери. Контакт с новой семьей поддерживается через сестру ребенка или его кузину. Чем более важной и доминирующей считает ребенок свою сестру, тем более эмоционально значимы для него тетя и ее кошки и тем больше он принимает своих кузенов и племянников. Чем меньше ребенок отдален от своей сестры и родственников в новой семье, тем эмоционально значимее для него становятся эти члены семьи и даже кошки. Чем более важным в семье считает себя ребенок, тем больше его дистанция в отношениях с кузенами и племянниками. Чем более важными и доминирующими он считает кузенов и племянников или тетю, тем меньше чувств у него вызывают тетя, сестра и тетины кошки. Чем больше доминирует сестра, тем дальше ребенок от нее и от тети. Отношения ребенка с кузенами и племянниками - конкуренция за внимание и значимость. Кузены, племянники, тетя и сестра, а также тетины кошки образуют первую подсистему в новой, расширенной, семье ребенка.
      -- Чем больше в семье доминирует бабушка и чем она значимее, тем менее эмоционально значимы брат ребенка и бабушка - бабушка и брат образуют еще одну подсистему в семье. Чем меньше ребенок отдален от бабушки и брата, тем эмоционально значимее для него становятся эти члены семьи.
      -- Чем более важным чувствует себя ребенок, тем менее принятым в новой семье он себя считает - так что его важность иллюзорна и предназначена компенсировать его самооценку.
      -- Также компенсации служат и эмоционально насыщенные отношения с кошкой в новой семье: кошка помогает пережить прерванные отношения с матерью.
      -- От эмоциональной значимости отца или отчима зависит самооценка ребенка в новой семье.
  
   Семьи, в которых есть родной отец:
      -- Самооценка ребенка и эмоциональное отношение к отцу лучше, если мать не идеализируется: идеализируют ее, если отец и ребенок находятся в положении гадких утят.
      -- Ребенок строит близкие отношения с кошкой - это более важно, если мать в семье не ценится и далека от ребенка; то же самое происходит, если ребенок и его отец не имеют реальной власти и любви в семье. Чем моложе ребенок, тем эмоциональнее его отношения с нею. Здесь кошка становится кем-то вроде брата или сестры ребенка и образует с ним свою подсистему. Отсутствие близких отношений с матерью ребенок может компенсировать в отношениях с кузенами и племянниками. Чем ниже самооценка ребенка, тем больше для него значит кошка.
      -- Важность, доминантность и значимость отца и матери прямо пропорциональны друг другу, они прямо не конкурируют за власть и значимость. Чем важнее мать (и чем больше она идеализирована), тем ближе отношения с отцом. Может иметь место скрытая конуренцичя матери (или ребенка) и отца: чем больше дистанция в отношениях с ним, тем более значимым чувствует себя ребенок. Прародительская система конкурирует с родительской за ребенка - чем меньше власти у отца и матери, тем эмоционально важнее бабушка, кузены и племянники.
      -- Самооценка ребенка прямо пропорциональна оценке родителей, особенно отца (и даже вплоть до их идеализации и идентификации с отцом) и оценке кошки. Ребенок кажется себе значимым, и в то же время считает отца, мать, самого себя бессильными и отверженными - значит, налицо явная идеализация, и мать остается эмоционально очень значимой. Это типичный подростковый конфликт.
      -- Мать и сестра образуют женскую подсистему семьи: чем больше идеализируют сестру, тем больше доминируют мать и сестра; сестра при этом ближе ребенку, чем мать.
      -- Мать и брат образуют отдельную подсистему: если ребенок ценит мать, то он принимает и брата.
      -- Братья и сестры связаны конкурентными отношениями: чем более идеализируется сестра, тем менее эмоционально важен брат.
      -- Бабушка, тетя и кошка образуют свою подсистему, монолитную в глазах ребенка. Кузены и племянники тоже входят в эту подсистему. Чем больше доминируют и чем более важными считаются члены этой подсистемы, тем ближе к ним ребенок. Тут кошка входит в другую подсистему, становясь кем-то вроде еще одного ребенка тети или бабушки, и тогда ребенок конкурирует за власть и с тетей, и с кошкой. Чем меньше власти и ценности у матери, тем тоньше связи ее семьи и бабушкой и тетей. Чем больше доминируют бабушка, тетчя и ее дети и кошка, тем дальше от них ребенок.
  
   Семьи, в которых есть отчим:
      -- Ребенок добивается значимости в семье, претендуя на власть в ней.
      -- Самооценка ребенка прямо зависит и от того, сколько власти в семье имеет его мать.
      -- Имеется женская подсистема: мать-сестра-бабушка, и чем важнее и доминантнее сестра, тем менее эмоциональны отношения ребенка и бабушки. Эта подсистема, и особенно бабушка, конкурирует с отчимом за власть и привязанности в семье. От того, насколько влиятельна бабушка, прямо зависит власть сестры и матери в семье и то, насколько ребенок их принимает. Чем меньше у членов этой подсистемы претензий на власть и значимость в семье, тем важнее они для ребенка (как возможные союзники против властного отчима?).
      -- Мать и отчим не образуют стабильной родительской диады.
      -- Ребенок конкурирует с братом за свою значимость в семье: чем менее важен брат, тем эмоциональнее ребенок к нему относится.
      -- Ребенок чувствует себя значимым, если он близок с матерью, отчимом и братом. Можно предположить, что он и мать находятся между двух огней (с бабушкой и сестрой с одной стороны и с отчимом и братом с другой). Пока отчим не интегрируется в семью, ребенок и его мать остаются заложниками потенциального конфликта.
      -- Отчим еще не вписался в семью. ему не приписывается ни власть, ни близость, нги значимость.
  
   Семьи, в которых нет ни отца, ни отчима:
      -- Имеется подсистема мать-ребенок-брат. Ребенок значим в семье настолько, насколько значима его мать. Чем моложе ребенок, тем, с его точки зрения, больше его власть в семье. Чем важнее мать и ребенок себя чувствуют, тем лучше отношение ребенка к брату.
      -- Тетя-кузены и племянники - это еще одна подсистема, с точки зрения ребенка, монолитная. Чем больше у нее влияния и власти, тем ниже самооценка ребенка и тем больше они для него значат эмоционально.
      -- Есть подсистема брат-сестра-ребенок. Чем больше власти и влияния имеет брат, тем эмоционально более насыщенны отношения ребенка с сестрой - видимо, брат в детской подсистеме семей без отца берет на себя властные полномочия отца, а сестра остается просто партнером ребенка в отношениях.
  
   Семьи, в которых есть бабушка:
      -- Есть родительская подсистема. В ней связи матери и отца или отчима слабы, но нет и конкуренции отца и бабушки за влияние на мать.
      -- Есть важная подсистема бабушка-ее дочери. Ребенок конкурирует с тетей за внимание бабушки. Эмоциональная важность матери и бабушки для ребенка одинакова.
      -- Имеется подсистема мать-ребенок-брат. Чем больше идеализируется мать, чем больше у нее власти и влияния, тем менее эмоционально значимы отношения с братом. Чем дальше брат, тем он меньше значим эмоционально для ребенка. Кроме того, от брата зависит близость всех остальных членов семьи: чем они ближе, тем дальше от ребенка брат, и чем больше его идеализируют, тем дальше друг от друга члены семьи. Это может быть связано как с конкуренцией, так и с младенческим возрастом брата, когда внимание всей ядерной семьи направлено на него.
      -- Имеется подсистема бабушка-ребенок-брат. Чем больше доминирует брат, тем более важной кажется бабушка и более близким - брат. Можно предположить, что бабушка конкурирует (косвенно) с матерью за влияние на внуков.
      -- Имеется подсистема сестра-ребенок-кошка. Это чисто детская подсистема, где у сестры и животного поровну власти и значимости. Кроме того, на сестру возлагается ответственность за то, насколько члены семьи близки друг другу - чем лучше положение сестры в семье, тем они ближе. Чем больше влияние сестры, тем менее принятым в семье чувствует себя ребенок и тем значимее эмоциональны для него отношения с сестрой (как компенсация). Чем моложе ребенок, тем влиятельнее, ближе и симпатичнее кошка. Кроме того, сестроа становится для ребенка лицом, заменяющим мать: чем больше дистанция в отношениях с матерью, тем более эмоционально насыщенны отношения с сестрой.
      -- Имеется подсистема сестра-тетя-кошка. Чем больше власти у тети или сестры (кузины?), тем большую роль в семье играют тетя и кошка и тем более отверженным чувствует себя ребенок. Кошка попадает в две подсистемы, играя в обеих роль ребенка.
      -- Есть подсистема бабушка-ее внуки. Чем значимее бабушка, тем больше влияние кузенов и племянников и симпатия ребенка к ним. Бабушка служит тем членом семьи, которая объединяет несколько ядерных семей в расширенную. Ребенок конкурирует с кузенами и племянниками за влияние бабушки и видит в ней союзника: если у кузенов и племянников власти слишком много, то и себя, и бабушку ребенок видит бессильными. Если бабушка и ребенок имеют власть, то кузены и племянники теряют свое эмоциональное значение.
      -- Есть подсистема тетя-ее дети. Тетя значит больше и оценивается выше, чем моложе ребенок и чем значимее и доминантнее его сестра (возможно, кузина) и кошка. Эта система прямо не конкурирует с матерью ребенка. Отношение ребенка к кузенам и племянникам прямо зависят от того, насколько ему симпатична тетя и насколько велика ее власть в семье.
      -- Есть подсистема бабушка-тетя-кузены и племянники. Чем важнее и симпатичнее бабушка и тетя, тем моложе ребенок. Здесь ребенок конкурирует с тетей, кузенами и племянниками за расположение бабушки. Возможны трения между бабушкой и тетей.
  
   Семьи, в которых нет бабушки:
      -- Выделяется детская подсистема. Чем ем моложе ребенок и чем важнее он себя считает, тем более влиятельна, симпатична и близка ему кошка. Чем выше ребенок, тем больше власти он себе приписывает, тем дальше от кузенов и племянников и тем менее эмоциональны его отношения с матерью и братом; возможно, это плод фантазии - чем дальше он от матери и брата, тем больше уходит в иллюзорный мир, где у него особенное высокое положение. Или же это результат сепарации от семьи, которая является возрастной задачей юности. Чем выше ребенок оценивает себя, тем выше оценки по статусу и власти для кузенов и племянников. Кстати, кошка здесь не входит в "тетину" подсистему.
      -- В отношениях родители-ребенок чем больше статус матери и отца или отчима, тем они значимее и тем больше расстояние до них (что больше важно для отношений с отцом). Вероятно, это отражение нормальной сепарации от семьи, которая облегчается при хороших отношениях с родителями. Чем дальше от ребенка мать, тем значимее для него тетя и тем эмоциональнее отношения с ее детьми.
      -- В родительской подсистеме статус, власть и значимость матери и отца прямо зависят друг от друга.
      -- Имеется женская подсистема сестра-мать. Чем важнее для ребенка сестра, тем больше власти он приписывает ей и матери, сохраняя дистанцию в отношениях с ними.
      -- Ярко выделяются две подсистемы: своя семья и семья родственников. Чем менее влиятельна мать, тем более влиятельны кузены и племянники. Чем больше значимости и власти у матери, тем ниже статус тети и ее детей и тем больше власти у сестры ребенка.
      -- Есть подсистема тетя-ее дети. Ребенок принимает или отвергает ее как нечто целое.
  

Взаимоотношения в семье и нарушения иерархии и структуры

  
   Симбиотические семьи:
      -- В детской подсистеме имеется конкуренция с братом и сестрой за власть и значимость в семье. При этом чем больше у сестры и брата (особенно у сестры) реальной власти и симпатий, тем больше власти и значимости имеет и сам ребенок. От качества отношений с братом зависит, насколько важным для семьи считает себя ребенок. а от отношений с сестрой - насколько велика власть ребенка в семье. Чем моложе ребенок, тем выше его семейный статус.
      -- В родительской системе чем влиятельнее и значимее мать, тем выше ребенок оценивает свое семейное положение. Чем больше идеализируется мать, ее значение в семье, тем более отверженным и бессильным чувствует себя ребенок - такое превознесение матери может быть как реальным отражением ее положения в семье, так и компенсацией низкой самооценки ребенка. Отношения ребенка с отцом или отчимом тем ближе, чем ниже доминантность отца или отчима; и тогда ребенок начинает его идеализировать.
      -- В прародительской подсистеме чем дальше от бабушки, тем менее принятым в семье считает себя ребенок.
      -- Есть женская подсистема мать-сестра. Влияние и значимость этих членов семьи прямо зависят друг от друга. Так же прямо от власти и значимости этой подсистемы ребенок оценивает и свое положение в семье, и эмоциональную насыщенность отношений с матерью и сестрой. Чем больше идеализируется сестра, ее значение в семье, тем более отверженным и бессильным чувствует себя ребенок
      -- Имеется мужская подсистема отец или отчим-брат. Чем старше ребенок, тем более значимы и влиятельны для него члены этой подсистемы, тем эмоционально более насыщенны отношения с ними и тем больше дистанция в отношениях с отцом.
      -- Имеется подсистема брат-бабушка. Чем больше влияния и власти у этих членов семьи, тем ближе к этой подсистеме, особенно к бабушке, чувствует себя ребенок.
      -- В прародительской системе могут быть осложнены отношения ребенка с бабушкой. Чем ниже оценивается значимость брата, тем больше дистанция в отношениях с бабушкой. Возможно, что брат очень мал, и бабушка воспитывает в основном его, а не старшего внука.
  
   Нарушения иерархии:
      -- В детской подсистеме чем выше ребенок оценивает свой семейный статус, тем менее насыщенны его отношения с братом и тем симпатичнее ему сестра. Есть конкуренция с братом за внимание семьи: чем значимее брат, тем ниже самооценка ребенка и оценка им брата. Часто ребенок идентифицируется с братом, привязывается к нему, идеализируя и его, и себя. Чем моложе ребенок, тем выше его семейный статус. Ребенок может чувствовать себя и отдаленным, и близким к единой детской подсистеме, в которую входят и сестра, и брат. В детскую подсистему входит и кошка: чем больше оно идеализируется, тем моложе ребенок и тем более влиятельным и симпатичным кажется ему кошка. Чем моложе ребенок, тем эмоциональнее его отношения с кошкой.
      -- В родительской подсистеме чем больше идеализируется мать, тем ниже самооценка ребенка и тем симпатичнее для ребенка сестра (видимо, в отношениях с нею ребенок компенсирует недостающие материнские влияния). Ребенок идеализирует мать и себя, если мать одновременно сильно доминирует и при этом мало значима в семье. Есть конкуренция отца или отчима и матери за влияние в семье: чем значимее мать, тем меньше власти у отца. Чем менее значима мать, тем больше власти у отца и тем выше ребенок оценивает отца. Возможно, ребенок в таких семьях вынужден принимать сторону одного из родителей в их конфликте: при этом он становится союзником отца или отчима(он становится объектом привязанности), а мать нужна как объект идеализации. При более гармоничных отношениях в семье объектом идеализации должен быть отец, а объектом привязанности - мать: налицо явная инверсия родительских ролей в таких семьях.

Взгляд на отношения в зависимости от того, кто становится центром семьи

   Семьи, центрированные на ребенке:
      -- В детской подсистеме чем выше статус ребенка в семье, тем больше наполнены эмоциями его отношения с братом (ревность?)
      -- В родительской подсистеме эмоциональная оценка отца прямо пропорциональна статусу матери в семье. В то же время, чем ниже самооценка ребенка, тем больше он идеализирует мать. Чем более властна мать, тем дальше от нее ребенок; в то же время от наличия у нее власти в семье прямо зависит самооценка ребенка. С отцом или отчимом ребенок конкурирует за власть: чем важнее отец, тем менее доминантным себя чувствует ребенок. От отца или отчима зависит близость между собою остальных членов семьи - если он идеализирован, эмоционально недосягаем или отсутствует, то между другими членами семьи складываются отдаленные отношения; здесь семейные роли инвертированы: отец или отчим отвечает за эмоциональный микроклимат в семье, а мать - за власть. В то же время, чем более эмоционально насыщены отношения ребенка с отцом или отчимом, чем он приятнее, тем выше самооценка ребенка.
      -- В прародительской системе бабушка оказывается важным связующим звеном с кузенами и племянниками: чем выше статус бабушки, тем важнее и симпатичнее для ребенка кузены и племянники.
      -- В системе расширенной семьи отношения с тетей опосредованы отношениями с кузенами и племянниками и отчасти бабушкой: чем они симпатичнее, тем лучше отношения с тетей. Чем выше статус тети в семье, тем более отверженным чувствует себя ребенок. Здесь мы можем предположить серьезные трения между семьей ребенка и семьей его тети, но трения эти разрешаются не прямо, а через воздействия этих семей на ребенка.
      -- Ребенок конкурирует за статус со взрослыми женщинами в семье: чем он более значимым себя чувствует, чем меньшую власть приписывает матери и тете.
   Семьи, центрированные на матери:
      -- В детской подсистеме чем выше статус ребенка в семье, тем больше наполнены эмоциями его отношения с братом. Ребенок конкурирует с братом за внимание отца и матери и за власть в семье. Брату приписывается чрезвычайная важность в отношения: от его высокого статуса зависят большая власть отца или отчима и сестры в семье и большая близость членов семьи друг другу. Брат выступает в роли "эмоционального клея" для этой семьи, он очень важен, и ревность ребенка становится понятной. Сестра чуть менее важна - от не тоже зависят значимость и власть отца или отчима; ребенок довольно близок сестре, и чем выше статус сестры, тем ребенок ближе к ней. Возможно, она служит передатчиком между ребенком и остальной его семьей. Ребенок становится властным, когда отдаляется от брата и когда дистанция между членами семьи велика. Он уходит в фантазии, и тогда отец теряет свою значимость в семье, а сестра и брат - свою власть.
      -- В родительской подсистеме мать и отец или отчим конкурируют за значимость в семье, и значение отца обычно ниже, чем у матери. Чем больше значит мать в семье, тем ребенок дальше от отца или отчима - может быть, они контактируют с отцом опосредованно, через мать и сестру.
      -- В мужской подсистеме отец или отчим-брат имеется разлад: чем больше идеализирован отец, тем незначительнее брат. Возможно, маленькие и взрослые мужчины в таких семьях тоже конкурируют друг с другом за внимание матери.
      -- Имеется коалиция мать-брат, и ребенок может чувствовать себя исключенным из их отношений. Имеется коалиция отец или отчим-сестра. Ребенок выбирает, к какой из этих коалиций ему быть ближе, но полностью не может встроиться ни в одну из них.
   Семьи, центрированные на отце:
      -- В родительской подсистеме эмоциональная оценка отца и самооценка зависят от статуса матери: чем он больше, тем меньше значат ребенок и его отец или отчим и тем ближе ребенку мать (воспитание по типу доминирующей гиперпротекции). Чем больше значимость матери, тем больше у нее власти и тем выше ребенок оценивает себя и своего отца или отчима. Чем больше власти у матери, тем дальше от нее ребенок и тем выше ребенок оценивает себя и своего отца. Вероятно. все это - отражение конфликта в прародительской семье и является попыткой семьи ребенка выделить свои границы внутри расширенной семьи. Чем выше самооценка ребенка и чем выше он оценивает отца или отчима, тем больше дистанция в его отношениях с матерью.
      -- В детской подсистеме есть конкуренция с братом за значимость и власть в семье.
      -- Четко выделены подсистемы семья ребенка и семья родственников, в которую входят бабушка, тетя, кузены и племянники. Чем они важнее для ребенка, тем больше их статус и власть и тем больше дистанция в отношениях с ними. Посредником в отношениях этих подсистем становится бабушка и в меньшей степени кузены и племянники - успех ее посредничества зависит от того, насколько она важна и симпатична ребенку. В расширенной семье есть конфликт отца и бабушки (и в меньшей степени отца с тетей и ее детьми) за власть в своей собственной ядерной семье. Отец может установить границы этих подсистем и дистанцию в отношениях с семьей тети. Бабушка - тот член семьи. что стирает эти границы: ведь и отец (мать), и тетка - это ее дети. Чем больше у нее власти, тем на большей дистанции от нее и ее семьи держится ребенок.
  
   Семьи, центрированные на сестре:
      -- В детской системе статус ребенка напрямую зависит от значимости его матери. Если мать идеализируется, то у ребенка складываются близкие отношения с сестрой.
      -- В родительской подсистеме есть конфликт матери и отца или отчима за значимость и в большей степени за власть в семье. Отношения ребенка с родителями тем более эмоционально насыщенны, чем больше дистанция в отношениях между всеми членами семьи.
      -- Имеется женская подсистема мать-сестра. Вероятно, сестра в какой-то мере становится для ребенка заместительницей матери, особенно в отношениях с семьей тети.
      -- Имеется коалиция отец или отчим-сестра. Чем больше статус отца в семье, тем большую власть обретает сестра - замещая мать и служа поддержкой отцу в родительском конфликте. Ребенок конкурирует с сестрой за значимость в отношениях с отцом.
      -- Имеется коалиция мать-брат. Ребенок конкурирует с братом за власть над матерью.
      -- Нечетко выделены подсистемы семья ребенка и семья родственников, в которую входят бабушка, тетя, кузены и племянники и кошка. Сестра (кузина?), бабушка и тетя служат для ребенка посредником в отношениях с расширенной семьей. Отношение к кошке напрямую зависит от того, насколько хорошие отношения складываются у ребенка с членами расширенной семьи. Ребенок конкурирует за значимость и власть в семье с бабушкой, тетей и ее кошкой. Чем более ценен ребенок в семье, тем большая дистанция складывается у него в отношениях с ними. Семью тети и бабушки ребенок видит как единое целое.

Взаимоотношения в зависимости от количества и пола детей в семье

   Ребенок единственный
      -- В детской подсистеме чем более любимым в семье чувствует себя ребенок, тем больше значимости и власти в семье он приписывает бабушке, идеализируя ее. тем бабушка ему ближе, но при этом он хочет, чтобы она была не столь эмоционально важной для него. Отношения с кузенами и племянниками (детьми расширенной семьи) - конкуренция за влияние и власть: чем больше могущества и статуса ребенок приписывает кузенам и племянникам, тем менее значимым в семье считает себя ребенок.
      -- В родительской подсистеме важен отец или отчим. Чем более важным и могущественным в семье кажется ребенку отец или отчим, тем больше влияния и власти приписывает ему ребенок, тем ближе он ребенку и тем больше власти ребенок приписывает себе.
  
   У ребенка есть только брат(ья)
      -- В родительской подсистеме очень важны отношения с матерью. Чем значимее мать в семье и чем больше власти имеет, тем выше самооценка ребенка. Чем более значимым ребенок чувствует себя в семье, тем больше власти он приписывает матери и тем он ближе к ней. Чем более важным он хочет себя чувствовать, тем больше могущества и влияния он приписывает матери, тем она ему ближе, имеет больше влияния и власти в семье, но тем ниже его самооценка. Это явная компенсация - если самооценка ребенка низкая, он низко оценивает и мать, и тогда ему во что бы то ни стало надо идеализировать ее, чтобы сохранить отношения с нею и хорошее мнение о себе самом. Ребенок склонен уходить в фантазии о собственной важности, когда его мать теряет власть и значимость в семье и при этом отдаляется от нее. Когда же он идеализирует мать, то оценивает себя в семье как незначимого, но при этом его самооценка неадекватно завышается (возможно, он таким образом изображает и отдаление от матери). Чем значимее в семье его мать, тем больше ребенок отдален от нее и тем более значимым в семье он себя чувствует. видимо, все это отражает проблемы возрастной сепарации, когда хочется и отделиться от семьи, и сохранить зависимость от матери..
      -- В детской подсистеме важны отношения с братьями - чем больше ребенок идеализирует мать, тем ниже он оценивает брата. Видимо, так проявляется ревность, и от пола ребенка она не зависит.
      -- Мы можем предположить, что в этих семьях имеется коалиция мать-брат: чем дальше ребенок от матери, тем эмоционально более заряжены его отношение к брату, например, ревность. Брат настолько важен, что от прочности этой коалиции зависит сплоченность семьи: чем дальше ребенок от брата, тем дальше друг от друга все члены семьи. Вероятно, при отчужденности в семье мать и строит особенно близкие отношения с сыном, а ребенку и другим членам семьи в таком треугольнике отводится роль аутсайдеров.
      -- Имеется мужская подсистема отец/отчим-брат. Чем больше статус брата, тем ниже эмоциональная оценка отца или отчима ребенком. Видимо, при нарушенных отношениях с отцом это компенсируется в отношениях с братьями.
      -- Имеются подсистемы своя семья и семья родственников. В нее входят тетя и ее дети. Эта система отделена от семьи самого ребенка, и отношение к ней может быть разным, но отношение зависит от того. как он оценивает не тетю, а кузенов и племянников. Отношения к семье родственников зависят и от братьев ребенка: чем значимее тетя и ее дети, тем меньше власти в семье имеет брат, и более эмоциональны отношения ребенка с кузенами и племянниками.
      -- Мы можем предположить, что в таких семьях существует расширенная детская подсисема, и напряженности в отношениях с братом ребенок избегает, выбирая отношения с кузенами и племянниками. Вероятно, и границы своей семьи и семьи тети в таких семьях развиты недостаточно: чем больше власти и значимости у двоюродных сиблингов, тем больше ребенок отдаляется от семьи тети. В таких семьях между родными братьями и двоюродными сиблингами ребенок видит конкуренцию за власть: чем больше власти у одних, тем меньше у других. Если родные братья в семье склонны доминировать, то ребенок отдаляется рот семьи тети. Возможно, что ребенок выбирает, присоединиться ли ему к родным братьям или двоюродным сиблингам, но при этом он не намерен полностью выходить из-под влияния родных братьев. Ребенок может идентифицироваться с родными братьями, приписывая себе и им примерно равный статус в семье - этот статус прямо зависит от того, сколько власти в семье имеет мать.
  
   У ребенка есть только сестры:
      -- Для ребенка значимы отношения с кошкой - чем больший статус он себе приписывает, тем значимее для него кошка. Чем больше ребенок фантазирует о собственном могуществе, тем более значимыми, властными и близкими он видит тетю и кошку. и при этом мать кажется ему незначимой, а кошка - важной эмоционально.. Возможно, это уход в фантазии, потому что чем отдаленнее отношения между членами семьи, тем выше ребенок рисует себя в семейной социограмме. Чем больше ребенок доминирует, тем дальше он от матери. Отношения с матерью в таких семьях могут быть весьма сложными: ребенок идеализирует мать и в то же время отстраняется от нее, если его самооценка невысока. Самооценка ребенка напрямую зависит от того, насколько высоко ребенок оценивает мать и насколько она для него эмоционально важна.
      -- В родительской подсистеме благополучие зависит от обоих родителей, они выделены как пара. Если ребенок приписывает матери могущество в семье, то он видит отца значимым, властным и близким. Чем более могущественным и важным ребенок хочет видеть отца, тем больше в его глазах значимость и власть обоих родителей и тем они ближе ему. При этом родительская пара связана отношениями конкуренции: чем больше значимости у матери, тем меньше власти у отца или отчима и наоборот. Если ребенок идеализированно и отдаленно воспринимает мать, то и отца/отчима он тоже идеализирует, и отец становится для него эмоционально значимой фигурой. Если ребенок идеализирует отца или отчима, то мать он видит как менее значимую в семье. Чем значимее мать в семье, тем более эмоционально значимы отношения ребенка с отцом или отчимом. Чем больше мать доминирует, тем больше дистанция ребенка в отношениях с отцом или отчимом.
      -- В детской подсистеме ребенок считает сестер тем могущественнее, чем он моложе, и тогда сестры близки ему, обладают властью и значимы в семье. Чем более могущественными он видит сестер, тем могущественнее для него кошка, тем более отверженным он чувствует себя в семье и тем более эмоционально значима для него кошка.
      -- Есть женская подсистема мать-сестра. Она является своеобразным эмоциональным клеем и ядром семьи ребенка - чем дальше ребенок от них, тем больше расстояние между всеми членами семьи.
      -- Выделяются подсистемы своя семья и семья родственников, куда входят бабушка, тетя и ее кошка, и эту подсистему ребенок видит как некий монолит. Чем больший статус он приписывает им, тем большую власть и значимость они имеют и тем ближе ребенку и тем более эмоционально заряжены отношения с ними. При этом ребенок чувствует себя тем более отверженным, чем больше могущества у бабушки. От тети зависит эмоциональная насыщенность отношений: чем выше статус тети, тем эмоционально более важны она, бабушка и кошка. Близость к кошке напрямую зависит от семейного статуса тети, при этом его значимость и власть в семье достаточно велики. Кошка тем важнее для ребенка, чем он моложе: тем больше у кошки значимости и власти и тем она ближе. Отношения с кошкой могут отражать неблагополучие в отношениях с матерью: чем больше власти у кошки, тем более отверженной ребенок видит мать и чем значимее мать в семье, тем дальше ребенок от тетиной кошки. Чем выше статус кошки, тем более отверженным видит ребенок свою мать и себя и тем более эмоционально важной становится кошка. Чем более значимым чувствует себя ребенок, тем меньше значимости и власти он приписывает бабушке, тете и кошке и тем дальше он от них. Чем более отверженным чувствует себя ребенок, тем более важны для него бабушка и кошка. Чем значимее тетя, тем больше власти у нее, бабушки и кошки и тем меньшую дистанцию соблюдает ребенок в общении с ними. Чем меньше власти у бабушки, тем больше ее и у тети и тем большую дистанцию в отношениях с ними соблюдает ребенок. Чем меньше власти у тети, тем меньшее ее и у бабушки и тем ближе ребенок к тете и ее кошке. Чем меньше власти у кошки, тем меньшее ее и у тети и тем ближе ребенок к тете и ее кошке.
  
   У ребенка есть и братья, и сестры:
      -- Ребенок тем более склонен фантазировать о собственной значимости, чем ниже он оценивает мать.
      -- В родительской подсистеме отец или отчим и мать представлены как пара. Мать обретает власть, когда отец теряет значимость и власть в семье, и тогда ребенок отдаляется от него. Чем важнее мать и отец/отчим, тем больше значимости и власти у них и тем ближе они к ребенку. Отношение ребенка к матери амбивалентно: чем выше ее значимость, тем ниже его самооценка, и тогда он искажает образ матери идеализирующими фантазиями (или она компенсаторно завышена, или ребенок оценивает свою мать высоко, чтобы не чувствовать себя отверженным). Ребенок уходит в фантазии о собственном могуществе, когда значимость его матери в семье падает. Чем больше доминирует мать, тем ниже самооценка ребенка и эмоциональная оценка отца или отчима; тогда он отдаляется от обоих родителей, и для него становятся менее важными его двоюродные сиблинги. Противоречиво и отношение к отцу: чем более он значит и властвует в семье, тем ниже ребенок его оценивает. Чем более могущественным ребенок видит отца (в фантазиях), тем выше его самооценка и важнее отец/отчим. Чем меньше власти у отца, тем дальше от него ребенок и тем важнее для него кузены и племянники. Чем ближе отношения с отцом или отчимом, тем больше он важен.
      -- В детской подсистеме границы выявляются хорошо. Есть идентификация с братом: чем выше его статус, тем более значимым чувствует себя ребенок. Есть идентификация и с сестрой: чем больше власти у нее, тем более доминирующим чувствует себя ребенок Братья и сестры конкурируют за власть в семье. Чем могущественнее брат в представлении ребенка, тем важнее отношения с ним.
      -- Имеется женская подсистема мать-сестра. Чем важнее сестра, тем она влиятельнее в семье и тем ближе ребенок матери. Ребенок уходит в фантазии о собственном могуществе, когда сестра от него отдаляется. Если сестра и мать теряют значимость в семье и мать отдаляется, то более важной становится тетя (и ее дети). Чем меньше значит мать в семье, тем больше ребенок отдаляется от него и от сестры. Чем меньше значит сестра, тем дальше ребенок от матери и тем более эмоционально важны отношение ребенка с тетей.
      -- Есть коалиция отец/отчим-сестра. Чем могущественнее сестра, тем менее значим отец. Это значит, что при слабом отце или отчиме сестра может играть роль его "функциональной жены".
      -- Возможно, есть коалиция мать-брат. Чем важнее для ребенка мать как эмоциональный объект, тем дальше он держится от брата - возможно, ревнуя мать.
      -- Выделяются подсистемы своя семья и семья родственников (это тетя и ее дети). В своей системе четко выделяется мать и ее дети. Чем важнее для ребенка мать, тем эмоционально более насыщенны отношения с братьями и сестрами. Сам же ребенок идентифицируется с отцом: чем выше самооценка ребенка, тем эмоционально важнее для него отец. Одна из ролей родителей - четкое разграничение "своей" и "чужой" систем: чем могущественнее родители, тем больше у них значимости и власти, тем они ближе, и при этом меньше семейный статус тети и ее детей и тем больше дистанция ребенка в отношениях с кузенами и племянниками и их значимость в семье. Чем важнее и могущественнее мать, тем меньше значат кузены и племянники. чем выше статус кузенов и племянников, тем ниже самооценка ребенка. Сестра (кузина?) объединяет семью ребенка и семью тети: чем значимее сестра, тем эмоционально доступнее тетя. Кузены и племянники становятся важными, когда нарушаются отношения ребенка с родителями: чем больше отвергаются родители и власть матери и чем дистантнее отношения с ними, тем значимее и ближе кузены и племянники. Ребенок конкурирует с кузенами и племянниками - чем они эмоционально важнее и чем больше значат в семье, тем ниже его самооценка. Они нужны ему для поддержки и в то же время он сравнивает себя с ними и чувствует себя гораздо менее важным. Таким образом, семья тети становится для ребенка заместителем его родной семьи, если родители некомпетентны, но ребенок постоянно сравнивает семью тети со своей, и своя для него предпочтительнее.

Взаимоотношения в зависимости от роли ребенка в семье

   Ребенок чувствует себя отверженным:
      -- Четко выделены подсистемы семья ребенка и семья родственников. Прочность границ ядерной семьи ребенка зависят от матери. Если мать некомпетентна, то ребенок компенсирует недостаток ее внимания и власти в отношениях с кузенами и племянниками. чем ничтожнее статус матери в семье, тем больше ребенок отстраняется и уходит в мир фантазий; при этом ребенок идеализирует и свою мать, лишенную в семье статуса и власти - от этого прямо зависят и его самооценка, и отношение к матери.
      -- Семья родственников очень важна и тем важнее. чем моложе ребенок. Бабушка и тетя являются связующим звеном между ребенком и семьей его тети, в которую входят бабушка, тетя, кузены и племянники и кошка. Чем важнее в семье кузены и племянники, тем более ничтожной чувствует ребенок роль в семье своей матери и тем ниже его самооценка. Чем моложе ребенок, тем ближе он бабушке, тете и животному. Ребенок конкурирует за значимость и власть в семье с бабушкой, тетей и ее кошкой и чувствует себя хорошо на дистанции с ними.
      -- Имеется мужская подсистема отец/отчим-брат. Чем дальше отец или отчим, тем важнее для ребенка становятся отношения с ним и с братом.
      -- В семье, где ребенок чувствует себя отверженным, очень спутаны границы подсистем: ребенок и мать являются детьми бабушки; кузены, племянники и ребенок представляют собою единую детскую подсистему - и поэтому мать и ее племянники в семье противопоставляются друг другу в глазах ребенка. Отец/отчим и сиблинги ребенка не играют существенной роли в таких семьях.
  
   Ребенок чувствует, что его принимают:
      -- В детской подсистеме чем моложе ребенок, тем выше его семейный статус. Ребенок заводит близкие отношения с кошкой - чем моложе ребенок, тем нужнее ему кошка.
      -- В расширенной родительской подсистеме основным лицом является мать. Чем выше ее статус, тем позитивнее, могущественнее видит ребенок отца/отчима, мать и тетю и тем ближе его отношения с ними и с братом, тем лучше его самооценка и эмоциональная оценка отца/отчима. Чем больше дистанция в отношениях с матерью. тем менее насыщенны отношения ребенка с обоими родителями. Если мать или отец/отчим теряют свою значимость в семье, то автоматически теряется значимость и власть другого родителя, и ребенок отдаляется от обоих. Чем больше дистанция между членами семьи, тем нужнее для ребенка делается мать. От статуса отца/отчима прямо зависит, насколько значимыми, близкими и властными видит ребенок обоих родителей. Здесь нет инверсии ролей, и отец/отчим отвечает за границы своей семьи, а мать - за отношения в ядерной расширенной семьях. Родители представляют собою тесно связанную пару, они не образуют коалиций с братьями и сестрами ребенка. Мать и тетя могут конкурировать за влияние в семье или тетя становится функциональной заместительницей матери, если мать отдаляется от ребенка и теряет власть и значимость в семье. Если мать теряет значимость в семье, то ребенок отдаляется, и для него более важными становятся брат и тетя.
      -- Имеется мужская подсистема отец/отчим-брат. Если отец или отчим отдаляется, теряет власть и значимость, то ребенок компенсирует это в отношениях с братом.
      -- На сестру возлагается ответственность за эмоциональный микроклимат в семье: чем больше дистанция в отношениях между членами семьи, тем выше статус сестры.
      -- Бабушка может образовать подсистему с братом ребенка, и в ней не отвергают самого ребенка.
      -- Четко отграничены своя семья и семья родственников, в которую входят тетя и ее дети. Чем лучше отношения с ними и чем важнее эти родственники, тем меньше дистанция в общении с ними. Бабушка при этом не особо вмешивается в дела обеих семей.
  
   Ребенок чувствует себя бессильным:
      -- Чем моложе ребенок, тем важнее для него сестра.
      -- В родительской системе мать и отец/отчим делят только власть. но не значимость в семье. Если ребенок низко оценивает своего отца/отчима, то он уходит в фантазии о собственном могуществе. Ребенок конкурирует с братом за внимание матери. Мать идеализируется, и если для ребенка она могущественна, то он видит отца/отчима властным, а мать - и властной, и значимой, и близкой, так что возможна и конкуренция с отцом/отчимом за обладание матерью, но косвенная. Чем значимее в семье мать, тем выше самооценка ребенка
      -- Женскую подсистему образуют мать и бабушка. Статус бабушки в глазах ребенка прямо зависит от статуса матери. Чем менее значима в семье мать, тем больше власти у бабушки и меньше дистанция в отношениях с нею - мать и ребенок становятся как бы детьми бабушки, мать конкурирует с бабушкой за влияние на ребенка.
      -- Имеется мужская подсистема отец/отчим-брат. Если отец теряет статус в семье, то ребенок компенсирует это, выше оценивая брата.
      -- Имеется коалиция отец/отчим-сестра, что особенно выражено при низком статусе отца. Сестра становится "функциональной женой отца".
      -- Имеется коалиция мать-брат, и ребенок приходится конкурировать с ним за внимание матери.
  
Ребенок чувствует себя властным:
      -- В детской подсистеме чем моложе ребенок, тем выше его самооценка. Ребенок заводит близкие или конкурентные отношения с кошкой - чем менее отверженным он хочет себя видеть, тем значимее для него кошка. Чем более могущественным хочет видеть себя ребенок, тем значимее для него кошка и тем ближе она ему. Чем моложе ребенок, тем эмоциональнее его отношения с кошкой. Ребенок может чувствовать, что ему предпочитают кошку: чем более любимой он ее считает, тем более отверженным чувствует себя. Братья и сестры в детской подсистеме не имеют для ребенка особого значения, разве что самооценка и оценка ребенком сестры зависят от того, как он оценивает свою мать. Ребенок борется за власть и значимость за пределами своей нуклеарной семьи (см. ниже).
      -- Связи в родительской паре очень слабы. Чем более любимой в семье ребенок хочет видеть свою мать, тем выше оценивает себя и своих родителей. Матери полагается улучшать самооценку всех в ядерной семье, от отца или отчима же практически ничего не требуется.
      -- В расширенной родительской системе важны мать и тетя. Чем более могущественной и любимой в семье ему кажется мать, тем больше у нее значимости и власти, тем ближе отношения с нею и менее важна тетя. При этом кузены и племянники нравятся ребенку настолько, насколько важен в семье статус его матери. Отец в расширенной системе не особенно важен. Ребенок идеализирует себя - чем более могущественным он хочет себя видеть, идентифицируясь при этом с бабушкой. тем в реальности более отверженными он видит и себя, и мать.
      -- Бабушка участвует в коалиции бабушка-ребенок. Чем более могущественным хочет видеть себя ребенок, тем он моложе, тем значимее и доминантнее кажется ему бабушка. Бабушка является связующим звеном для подсистемы бабушка-тетя-ее дети-кошка - эту подсистему ребенок видит как единое целое. Чем более любимыми и могущественными кажутся ребенку кузены племянники, тем ниже его самооценка - он конкурирует с ними за власть и значимость в расширенной семье. Мать в глазах ребенка конкурирует за значимость в семье с кузенами и племянниками (она по сути остается ребенком бабушки), и ребенок примыкает к той или другой стороне этого противостояния. Сам ребенок конкурирует со взрослыми женщинами - бабушкой и тетей (чем ближе отношения с тетей, тем ниже самооценка ребенка) а также их кошкой - за значимость и власть в семье, стараясь отдалиться от них. Мы видим, что противоречия детей и родителей здесь решаются не напрямую между матерью и ребенком, а выносятся на территорию расширенной семьи и прослеживаются в трех поколениях - вероятно, отношения матери и ребенка, бабушки и ее дочерей (и невестки) очень осложнены. Меняются и семейные роли: мать оказывается в положении ребенка, а ребенок вынужден играть взрослую роль.
      -- Судя по положению бабушки, матери и тети, в семье имеется женская коалиция, состоящая только из взрослых женщин. Связующим звеном является тетя, так как у матери и бабушки могут быть давние скрытые противоречия.
      -- Имеется вторая женская подсистема: мать-сестра. Если мать становится менее значимой в семье, то ребенок больше нуждается в отношениях с нею и с сестрой, хочет оценивать их более высоко. по традиции, старшие сестры занимаются у нас воспитанием младших сиблингов.
      -- Властвовать в семье - не дело ребенка. Эта власть мнимая, проявляется, скорее всего, в конфликтах, агрессии по отношению к кошке, в манипуляциях. Семьи такого типа крайне дисфункциональны, и поэтому ребенок уходит в фантазии о собственном могуществе.
  
   "Эгоцентричный" ребенок:
      -- В детской подсистеме чем старше ребенок. тем более значимой в семье он видит сестру. Самооценка ребенка и оценка им сестры прямо зависят от того, насколько значимой в семье является его мать. Чем менее значимым чувствует себя ребенок, тем менее адекватно завышается его самооценка.
      -- В родительской системе на мать возлагается ответственность за близость членов семьи друг другу и самооценку ребенка. Чем больше доминирует мать, тем меньше близость и тем хуже самооценка ребенка. Ребенок идеализирует мать и имеет неадекватно завышенную самооценку, если он не считает себя достаточно значимым в семье. Отца/отчима ребенок идеализирует, если чувствует себя отверженным и не имеющим власти в семье. Эмоционально ребенку одинаково важны оба родителя.
      -- Имеется женская подсистема мать-сестра. Значимость и власть обеих, а также близость с ними зависят для ребенка от того, насколько принятыми и могущественными в семье он хочет их видеть. От близости к сестре, от того, насколько могущественной и любимой в семье он ее считает, прямо зависят и самооценка ребенка, и эмоциональная оценка им сестры. Чем менее значимы сестра и мать, тем меньше власти них и тем дальше они от ребенка. Чем меньше власти у сестры, тем ребенок дальше от нее и матери. Ребенок удаляется или приближается одновременно в отношениях и с матерью, и се строй.
      -- Есть подсистема семья тети, куда входит она, ее дети и бабушка ребенка. Члены этой системы кажутся ребенку тем более властными и влиятельными, чем большим ему кажется статус кузенов и племянников. Чем значимее тетя, тем эмоционально более важными становятся кузены и племянники, бабушка а также брат (отец племянников? кузен?) и тем ближе отношения с бабушкой и тетей. Чем выше статус тети, тем больше она значит для ребенка, хотя при этом он чувствует себя незначимым. Чем больше власти у кузенов и племянников, тем ниже эмоциональные оценки тети и бабушки ребенка. Чем выше статус кузенов и племянников, тем эмоционально важнее отношения с ними и с бабушкой. Чем менее значимым чувствует себя ребенок, тем эмоционально важнее для него отношения с кузенами и племянниками.
      -- Таким образом, здесь не идет речи о напыщенности и эгоизме ребенка. Эти потерянные дети живут в довольно холодных семьях, с отдаленной, нередко доминирующей матерью, воспитаны сестрами и могут быть переданы на воспитание в семью тетки.
  

Взаимоотношения в зависимости от пола ребенка

   Юноши:
      -- Юноша конкурирует за власть с кошкой. Чем ниже его статус и власть, чем моложе юноша, тем значимее кошка в семье и тем ближе он к кошке. Статус в семье может быть иллюзорным и означать уход (из семьи или в фантазии) - чем больше важности приписывает себе юноша, тем более отверженным чувствует себя в семье.
      -- Чем моложе юноша, тем более значимым в семье он себя воспринимает. Эта напряженность и потеря статуса нормальна в семье, где взрослые дети готовы отделиться. Но такой расклад и настораживает: семья может помешать ребенку взрослеть, чтобы он оставался угодным для семейной системы.
      -- В отношениях родители-ребенок чем больше статус матери и отца/отчима, тем они значимее и тем меньше расстояние до них (что больше важно для отношений с отцом). Чем больше семейный статус матери, тем больше юноша нуждается в эмоционально значимых отношениях с обоими родителями. Расстояние в отношениях с матерью столь же велико и в отношениях с тетей - видимо, тетя воспринимается как заместитель матери, и взрослеющий юноша естественно отдаляется от обеих. Но связь с матерью все еще важна: чем выше самооценка ребенка, тем более эмоционально значима для него мать.
      -- В родительской подсистеме статус, власть и значимость матери и отца прямо зависят друг от друга.
      -- В детской подсистеме чем меньше власти у юноши, тем меньше его дистанция в отношениях с братом. Юноша сепарируется и здесь - для него одинаково важны эмоциональные отношения и с братом, и с кузенами.
      -- Ярко выделяются две подсистемы: своя семья и семья родственников. Чем менее влиятельна мать, тем более влиятельны кузены и племянники. Чем больше значимости и власти у матери, тем ниже статус тети и ее детей, тем менее эмоционально значимы отношения с ними для юноши и тем больше дистанция. Чем больше значимости и власти у юноши, тем ниже статус у тети и ее кошки, тем больше дистанция в отношениях с ними. Семья родственников - это тетя, кузены и племянники. отчасти и бабушка. Ребенок воспринимает их как нечто единое, отвергая или принимая. Статус, власть, эмоциональная значимость тети и ее кошки для юноши совпадают. Похоже, в расширенную систему перенесен конфликт юноши и матери: сын выступает против тетки и ее кошки, а мать - против своих племянников; скорее всего, отношения матери и сына в этих семьях не проясняются прямо.
      -- Чем больше доминирует бабушка, тем более бессильным чувствует себя юноша и тем более эмоционально заряжены его отношения с бабушкой и кошкой. То ли это негативные эмоции, то ли подавленный внук чувствует себя все еще ребенком и обращается к бабушке и кошке за поддержкой.
  
   Девушки:
      -- Имеется женская подсистема мать-бабушка-сестра-дочь. Соединяющим звеном в ней служит сестра. Чем больше статус матери, тем более значимой и властной воспринимаются она и сестры, тем ближе они девушке, а самооценка дочери и оценка ею отца снижаются. Чем важнее сестра, тем более доминирующими и значимыми воспринимается и она, и мать, и бабушка, но сама девушка пока еще вне этой коалиции. В то же время влияния сестры и бабушки на девушку конкурируют. Конкурируют также мать и бабушка - в основном за власть в семье. Вероятно, девушка еще не уверена в своей женской идентичности и не готова расторгнуть инфантильную зависимость от отца.
      -- В мужской подсистеме отец/отчим-брат есть конкуренция: чем выше статус отца, тем незаметнее брат в семье. Может быть, это связано для девушки с непреодоленным комплексом Электры (обесценивает брата, чтобы превознести отца, внимание которого так нужно).
      -- В родительской подсистеме возможна конкуренция: чем больше статус матери, тем менее заметно эмоциональное присутствие отца/отчима. При этом чем больше значимость и доминирование матери, тем эмоционально более важен отец/отчим - то ли он ищет компенсации неудачам супружеских отношений в общении с дочерью, то ли отношения с отцом возможны, если девушка в хороших отношениях с матерью и идентифицируется с нею. Чем больше статус отца/отчима в семье, тем дальше он от дочери. Если ей не хватает отцовского внимания, то она компенсирует это, вступая в эмоционально насыщенные отношения с братом или с бабушкой. Если же отец/отчим слишком властен, девушка принимает поддержку сестры.
      -- В детской подсистеме девушка конкурирует с братом: чем больше его статус, тем меньше власти у нее.
      -- В прародительской подсистеме виден конфликт бабушки и отца за семейный статус: чем более значима бабушка, тем меньше власти у отца и наоборот. Кроме того, бабушка является связующим звеном между семьей девушки и семьей тети.
  

Выводы о семьях в целом:

      -- Метод семейной социограммы может применяться для анализа проблемной ситуации психологами, педагогами, специалистами по социальной работе.
      -- Проблемы взаимоотношений студентов с преподавателями и другими студентами могут зависеть от проблем в их семьях.
      -- Семьи в целом "женские", отец или отчим не имеет в семье достаточного веса. Могут быть конфликты между женщинами семьи и отцом.
      -- Мать недостаточно сепарирована от своей родительской семьи, особенно от бабушки.
      -- Подсистемы в семьях разграничены нечетко, велико вмешательство родственников в дела семьи.
      -- Самооценка ребенка хрупка и зависит от того, как семья относится к его родителям.
      -- Детская подсистема функционирует недостаточно автономно (она очень сильно зависит от отношений взрослых членов семьи), и при этом ребенок резко отличает себя от братьев и сестер.
      -- Ребенок чувствует в семье довольно беспомощным и одиноким.
      -- Кошка играет слишком много ролей в отношениях с ребенком, чем это выносимо для животного: отношение к ней может меняться от привязанности до зависти и возможности насилия.
  

Литература:

      -- Варга А. Я. Лекции по системной семейной терапии. - СПб, 2010.

Авторы:

психолог С.С. Соловьева

психолог М. П. Семкова


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"