Шеметев Александр Александрович : другие произведения.

Тесты как эффективный инструмент проверки знаний студентов высшей школы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Проблема выбора метода оценки качества усвоения знаний является важной и значимой при выполнении стандарта образовательной программы. В связи с этим сегодня актуален вопрос о том, как правильнее и справедливее определить это качество. Для формирования успешного и объективного подхода важно, чтобы система контроля знаний обучающихся являлась разноплановой: ориентированной на проверку навыков, знаний и умений а также на выявление творческих способностей учащихся и их целостного личностного и связанного с ним эмоционального отношения к изучаемым предметам.

  

Шеметев Александр Александрович, к.э.н., доцент

  

Тесты как эффективный инструмент проверки знаний студентов высшей школы

  Проблема выбора метода оценки качества усвоения знаний является важной и значимой при выполнении стандарта образовательной программы. В связи с этим сегодня актуален вопрос о том, как правильнее и справедливее определить это качество. Для формирования успешного и объективного подхода важно, чтобы система контроля знаний обучающихся являлась разноплановой: ориентированной на проверку навыков, знаний и умений а также на выявление творческих способностей учащихся и их целостного личностного и связанного с ним эмоционального отношения к изучаемым предметам.
  Следует отметить, что проблемы измерения уровней учебных достижений обсуждаются в трудах многих ученых - В.П. Беспалько, В.Г. Королева, В.П. Симонова, Безух К.Е., Казаковой С.С., Столярова А.Н. и др.
  В целом, педагогический тест - это система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, позволяющая качественно оценить структуру и измерить уровень знаний, умений и навыков. Чтобы выполнять функцию инструмента измерения, тест должен состоять из достаточного количества тестовых заданий, число которых определяет длину теста. По своей длине тесты могут быть короткими (10-20 заданий), средними и длинными (до 500 и более заданий) [1].
  Различают два метода контроля знаний студентов: субъективный и объективный [2].
  Субъективный метод контроля означает выявление, измерение и оценку знаний, умений, навыков, исходящую из личных представлений экзаменатора. Этот метод оценки знаний пригоден для итогового контроля, так как не обладает необходимой точностью и воспроизводимостью результатов.
  Под объективным контролем подразумевают контроль, который обладает необходимой точностью, воспроизводимостью результатов. Инструментом, который позволяет объективно оценивать качество усвоения, является тест, сочетающий в себе контрольное задание и эталон, по которому можно судить по качеству усвоения.
  Тесты можно классифицировать по различным признакам [3]:
  * по целям - информационные, диагностические, обучающие, мотивационные, аттестационные;
  * по процедуре создания - стандартизованные, не стандартизованные;
  * по способу формирования заданий - детерминированные, стохастические, динамические;
  * по технологии проведения - бумажные, в том числе бумажные с использованием оптического распознавания, натурные, с использованием специальной аппаратуры, компьютерные;
  * по форме заданий - закрытого типа, открытого типа, установление соответствия, упорядочивание последовательности;
  * по наличию обратной связи - традиционные и адаптивные
  Важно составлять тесты таким образом, чтобы свести к минимуму вероятность их угадывания студентом наугад.
  В среднем, многие исследователи полагают, что угадывающий наугад тесты студент пользуется следующим алгоритмом [например, 4]:
  * предпочитать более развернутые, более обоснованные ответы, которые учитывают частные случаи, и избегать кратких, менее развернутых. Разработчик теста знаний может этим воспользоваться и сделать верный ответ кратким;
  * если ответы образуют последовательность (например, на вопрос о дате Куликовской битвы: (1) 1200 год, (2) 1240 год, (3) 1300 год, (4) 1380 год), респондент будет стремиться дать средний ответ, предполагая, что правда в золотой середине. И ошибется, потому что Куликовская битва была в 1380 году, а автор задания позаботился о том, чтобы поставить верный ответ с краю;
  * выбирать более наукообразные ответы, содержащие малоизвестные или иностранные слова;
  * выбирать ответы, напоминающие по стилю написания что-то очень знакомое, ассоциирующееся с известной частью предметной области.
  Для противодействия угадывания в своих тестах автор использует 6 вариантов правильного ответа, при этом, только один является верным. Таким образом, вероятность "угадать" правильный ответ составляет 1/6. Угадывая данный тест математически только каждый 1 студент из 28 430 288 029 929 700 000 студентов решит тест на 100%.
  Именно данную вероятность и призван увеличить описанный ранее алгоритм, используемый студентами при угадывании тестов.
  В целом, студентов, полагающихся при тестировании на интуицию можно условно разделить на 3 группы:
  * Везучие студенты - при данном тесте ответят на 8 и более правильных ответов из 25; Таких, в среднем, оказывается 7%.
  * Средневезучие студенты - при данном тесте ответят на 5 - 7 правильных ответов из 25; Таких, в среднем, оказывается 67%.
  * Невезучие студенты - при данном тесте ответят менее чем на 5 правильных ответов из 25; Таких, в среднем, оказывается 26%.
  На взгляд автора статьи, тесты, в которых число везучих угадывающих студентов превосходит ¼ являются недостаточно эффективными. Такие тесты следует доработать таким образом, чтобы свести названный процент в рамки нормального распределения вероятности - хотя бы в пределы 10 - 15%.
  Важной формой тестирование является компьютерное тестирование, которое, с одной стороны, способно свести к минимуму объемы используемых печатных бланков при тестировании, и, с другой стороны, привнести инновативную компоненту в деятельность вуза.
  Необходимость внедрения системы компьютерного тестирования в вузе диктуется введением с 2004г. обязательной процедуры тестирования оценки качества подготовки студентов по дисциплинам федерального компонента при Аттестационной экспертизе вузов Министерством науки и образования РФ [5].
  Существует ряд эффективных рекомендаций к составлению компьютерных тестов [6]:
  * Все ответы к данному вопросу должны выглядеть правдоподобно, заставляя учащегося анализировать каждый вариант ответа и выявлять в нем неточность или ошибку.
  * Там, где это возможно, стоит привести несколько истинных ответов, каждый из которых, являясь верным, в той или иной степени дополняет остальные правильные ответы.
  * Правильное утверждение не должно быть полностью созвучно определению, данному в учебнике, чтобы в нем сразу не угадывался правильный ответ. Для этого же допускается приводить заведомо неверные ответы, созвучные приведенным в учебниках определениям.
  * Вопросы по каждой теме стоит подбирать таким образом, чтобы они наиболее полно охватывали все разделы курса и позволяли контролировать как усвоение учащимися теоретических знаний, так и навыки применения этих знаний на практике.
  * Выбор способа оформления заданий обусловлен как возможностями применяемых тестирующих программ (в случае применения для тестирования компьютерной техники), так и психологическими особенностями учащихся.
   Процесс создания вариантов тестов всегда должен включать опытную стадию, т.е. прежде чем предложить всему потоку, целесообразно дать тест для небольшой группы учащихся. Этот метод в сочетании с разбором ответов наиболее эффективно выявляет все ошибки, допущенные при составлении тестов.
  Для анализа эффективности тестирования автор статьи отбирал группы из потоков из успевающих и активных студентов. 94% названных студентов смогли выполнить наиболее сложные задания тестов. Таким образом можно проверять сложность и выполняемость тестов в рамках ограниченного интервала времени.
  На взгляд автора, если из успевающих студентов 1/3 и более группы не смогли выполнить сложные задания тестов, то в данных условиях необходимо упрощать тест.
  Финансовые и управленческие дисциплины связаны с расчетами. Важно умение студентов правильно и адекватно проводить расчеты. Поэтому важно использовать в тестах элементы задач.
  В авторских тестах 16 теоретических вопросов и 9 задач. У задач может иметься несколько математических методов выполнения, однако правильный ответ всегда будет только 1.
  Примерно до 12% учащихся могут применять нестандартные метода решения задач, которые теоретически должны решаться стандартными для данных заданий математическими инструментами. Например, бывают студенты, которые вместо методов теории вероятностей и математической статистики для расчета портфеля по Гарри Марковицу решают задачу составлением пропорций и вычислением погрешностей. Математическая логика присутствует у обоих методов, хотя второй - нестандартный.
  Тест сглаживает все методы решения - важен сам правильный ответ.
  Таким образом, тесты позволяют добиться объективности и унифицированности проверки знаний студентов.
  Основные задачи, согласно европейскому соглашению, которые рекомендуется выполнить до 2010 г., включают 5 условий, одним из которых является "развитие сотрудничества в сфере обеспечения качества образования с целью создания сопоставимых критериев и методологий". В этой связи создание методики объективной оценки образовательной деятельности вуза и её подсистемы оценки учебных достижений студентов приобретает исключительное значение [5].
  Система тестирования - это универсальный инструмент для определения обученности студентов на всех уровнях образовательного процесса. В современных условиях овладение методикой тестирования и создание баз тестовых заданий по учебным дисциплинам требует больших трудозатрат педагогов. В связи с этим тестирование медленно внедряется в учебный процесс [7].
  Можно выделить три уровня: тестирование для проведения оперативного и текущего контроля (темы семинаров, разделы и собственно тестирование по дисциплине); тестирование для проведения рубежного контроля (по дисциплинам любого содержательного или временного модуля, по блокам дисциплин ГСЭ, ЕН, ОПД, СД, по дисциплинам специализации или совокупности дисциплин, выделенных по любому другому основанию); тестирование для проведения итогового контроля (междисциплинарный экзамен, предварительный этап госэкзаменов) результирующее тестирование в конце обучения - проверка уровня готовности специалиста, его соответствие требованиям ГОС. Единая система тестирования позволяет комбинировать тестовые задания разных дисциплин в рамках одного блока или дисциплин одной тематической направленности [7].
  Создание тестов на высоком методологическом уровне требует от преподавателя разработки четкой понятийно-терминологической структуры курса, т.е. таблицы проверяемых в тестах понятий и тезисов, структурированных по темам и разделам программы учебной дисциплины.
   Такая разработка, наряду с программой, является самостоятельным методическим материалом обеспечения качества преподавания. Кроме того, дает возможность на макроуровне устранять дублирование тем в дисциплинах в образовательных профессиональных программах.
  Понятийно-терминологические структуры курсов - тезаурусы - основа для сопоставимости образовательных программ, образовательных уровней при разработке совместных образовательных программ с зарубежными вузами [7].
  В системе высшего образования применение тестирования знаний студентов имеет свои предпосылки. Традиционные способы контроля знаний студентов страдают рядом недостатков. Обычная практика проведения зачетов и экзаменов предполагает непосредственное общение преподавателя и студента, что вообще хорошо. Но на этом все плюсы заканчиваются, далее пошли минусы. Во-первых, готовясь к ответу на экзаменационный билет, студенты обычно активно прибегают к шпаргалкам, списыванию из конспектов и книг, обмену информацией друг с другом. Зачеты и экзамены обычно растягиваются на длительное время, что создает благоприятные возможности для указанных действий. Экзаменационные билеты обычно содержат два - три вопроса, поэтому круг проверяемых знаний небольшой. Преподаватель тратит еще время на дополнительные вопросы, чтобы полнее выяснить степень владения студентом учебного материала. Зачеты и экзамены в их традиционной опросной форме настраивают студента на "зубрежку", натаскивание на готовые ответы. Проверка способности студента к анализу связана с дополнительными усилиями преподавателя и дополнительной тратой времени. Объективная оценка результатов зачета или экзамена под силу только весьма опытному преподавателю, а у молодых преподавателей возможны конфликты со студентами при их неудовлетворенности оценкой. Субъективности трудно избежать при классической форме экзамена/зачета [8].
  К тестам же нужно готовиться. Зубрежка и "шпаргалки", а также "помощь друзей" здесь не помогут. В обычном билете 2-3 вопроса. И незнающий студент может спросить друга: как и что ответить.
  В тестах "друзья" вряд ли смогут помочь, тратя свое ограниченное время на решение, например, уже 25 вопросов, а не 2-3 как при классическом экзамене.
  К тому же, при тестовой форме контроля знаний студенты сразу же вовлечены в экзаменационный процесс: имеется возможность рассадить студентов и раздать им всем тесты сразу после официального начала экзамена либо зачета.
  В классической форме экзамена студент может за время подготовиться и начать помогать другим. Возможны списывания, шпаргалки, интернет и так далее.
  В целом, достоинства тестирования и недостатки классического метода приведены в Таблице 1.
  Таблица 1.
  Достоинства тестового метода контроля знаний и недостатки классического метода при зачетах и экзаменах
  
  
   Достоинства тестового метода контроля знаний и недостатки классического метода при зачетах и экзаменах [Шеметев Александр Александрович (Alexander Shemetev)]
  
  
  При образовательных подходах в рамках тестового метода сами материалы для подготовки к тестам должны быть грамотно оформлены и адекватно представлены студентам. С этим соглашаются многие специалисты, например, Радушинский Дмитрий Александрович [9] и Пушкарева Людмила Васильевна [10].
  Для обеспечения доступа всех желающих к материалам теста, а также к материалам по предметам, к датам консультации у преподавателя и к обоснованному рейтингу студентов, Шеметевым А.А. используется облачная платформа [11, 12].
  Каждый студент имеет возможность узнать и повлиять на свой рейтинг, а работающие либо тяжело болеющие студенты могут дистанционно загружать материалы и готовиться к итоговому контролю.
  В целом, тесты мотивируют студентов учиться. По данным исследований автора, посещаемость занятий с введением тестовой формы увеличилась в 3,4 раза; активность студентов (по количеству научных публикаций и их попыток студентов; участие студентов в конференциях; выполнении студентами различных инициативных практических проектов; участии в деловых играх; общий интерес к материалам) - вырос во много раз (более подробно - в конце статьи).
  Студенты активнее ведут научную деятельность, а также активно изучают предмет. Так, только по инновационному менеджменту за осень 2013 года студентами подготовлено 217 инициативных докладов с презентациями (при базисной форме экзамена за аналогичный период выполнялось не более 5 - 8 таких докладов), исследующими различные инновации прошлого и будущего в детальном аспекте.
  По инвестиционному менеджменту за аналогичный период предложено 28 инициативных проектов инвестиций, полностью выполненных студентами со всеми расчетами, графиками, таблицами, схемами и презентациями (при базисной форме экзамена за аналогичный период выполнялось не более 1 - 2 таких докладов).
  Количество попыток публикаций студентами своих научных работ без соавторства со стороны профессорско-преподавательского состава увеличилось с 1-3 за год при классической форме экзамена (из 5 выборочных групп) до 17 за полугодие (из 5 выборочных групп).
  Рост посещаемости студентов составил 3,4 раза. Работающие студенты стали ходить на пары. Даже больные студенты стали стараться посещать все занятия.
  Проблема посещаемости студентов - одна из важных проблем современных образовательных технологий. Студенты получили возможность учиться дома, и необходимость посещения лекций сокращается. Автор сталкивался с государственным юридическим вузом, где были группы 5 курса, в которых лекции посещал 1 выбранный из группы студент с диктофоном, который передавал аудиозапись другим студентам и те все конспектировали. Однако преподавателям не всегда было удобно читать лекции одному студенту с диктофоном.....
  В авторской практике часто приходят студенты - "конспектеры", которые записывают лекции для того, чтобы выложить их в соцсети и распределить таким образом по всей группе. Причем часть студентов часто отстраненно соотносятся с образовательным процессом. Очевидно, что качество восприятия материала при личном присутствии на лекции преподавателя в разы выше, чем скачанная в группе "в Контакте" лекция.
  Относительно сложные тесты по всему материалу с задачами мотивируют студентов приходить на занятия к преподавателю "сложных предметов" для того, чтобы лично усвоить материал и, возможно, заработать баллы на получение оценки "автоматом".
  В общем, эффект от внедрения тестов по данным авторских исследований составил:
  * По показателю вовлеченности в изучение связанных тем по инновационным проектам: в 36,17 раз;
  * По показателю инициативных инвестиционных проектов студентов: в 18,67 раз;
  * По показателю инициативных попыток научных публикаций собственных исследований студентов: в 17 раз;
  * Рост посещаемости студентов: в 3,4 раза.
  Все это достигнуто наряду с очевидной эффективностью самого тестового метода как такового. Важнейшее требование - это адекватно составленные комплексные (относительно сложные) тесты для студентов с большим количеством вариантов. Студенты могут знакомиться с экзаменационными тестами заранее. Примеры тестов можно посмотреть в облачном онлайн журнале автора по ссылкам [11, 12].
  Общий эффект от внедрения тестов по совокупности показателей составил: увеличение качества образовательного процесса в 18,8 раза.
  
  Список источников:
  1) Олейник Н.М. Тест как инструмент измерения уровня знаний и трудности заданий в современной технологии обучения. - Донецк: Донецкий государственный университет//Учебное пособие по спецкурсу.
  2) Помякшева Н.Н. Тест, как форма контроля знании студентов 1 - 2 курсов применяемая на дисциплине "математика и информатика"// Педагогические чтения на комиссии гуманитарных социально-экономических дисциплин 2009 - 2010 учебный год. - Самара. - 2009.
  3) Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. - М., Центр тестирования, 2002.
  4) Данные проекта Использование тестов в учебном процессе (адрес доступа: testobr.narod.ru).
  5) Евдокимов В.В., Шамурова Ю.Ю., Григоричева Е.А., Празднов А.С., Михайлов Е.В.,Колесникова А.А., Беседина Н.А., Девальд И.В., Иванова Е.Л. Система компьютерного тестирования как инновационная форма обучения. - Челябинск. - 2012.
  6) Спихина И.Н., Миронова Е.Ю. Использование тестирования на уроках русского языка как форма текущего контроля знаний учащихся. - Владимир: Владимирский институт повышения квалификации работников образования// Учебные материалы для работников образования. - 2011.
  7) Артамонова М.В., Киринюк А.А., Назарова И.Б., Тягунова Т.Н. Культура компьютерного тестирования// Методические рекомендации по введению системы тестирования учебных достижений студентов в вузе. - М.: ВШЭ. 2006.
  8) Ковалев А.П., Крючкова Е.В. Тестирование - инструмент контроля знаний и активизации учебного процесса//ВЕСТНИК МГТУ СТАНКИН. - ?2 (2009). - С. 46 - 50.
  9) Радушинский Д.А. Устное выступление на научно-методической конференции Методика преподавания экономических дисциплин. - СПб: Государственная полярная академия. - 2014.
  10) Пушкарева Л.В. Устное выступление на научно-методической конференции Методика преподавания экономических дисциплин. - СПб: Государственная полярная академия. - 2014.
  11) Шеметев А.А. Пример онлайн журнала для студентов экономических специальностей: электронный ресурс. Адрес доступа: http://tinyurl.com/pmf6f8p
  12) Шеметев А.А. Пример заполненного онлайн журнала для студентов экономических специальностей: электронный ресурс. Адрес доступа: https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0AjWMqnl1lCTedFN1THoxUlN0MGFuUVNOSTRiQUVIdlE&usp=sharing#gid=0
  13) И. А. Максимцев, А. Е. Карлик, Е. А. Горин Привлечение иностранных инвестиций в инновационное развитие (шанхайский опыт)// Экономика и управление. - 2007. - ?6. - С. 114-118.
  14) Тарасевич А.Л. Устойчивость коммерческих банков, экономические и социальные последствия их банкротства: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10: СПб., 2000 251 c.
  15) Тарасевич Л.С., Курманбаева Б.Ж. Финансирование инновационной деятельности: мировой опыт и российская практика//Вестник кыргызско-российского славянского университета. - 2008. - #9. - С. 181 - 184.
  16) Ангеловская А.А. Анализ формирования денежных потоков по МСФО и российским стандартам//Международный бухгалтерский учет. - 2013. - ?3. - С.47-51.
  17) Очередько В.П., Басангова К.М. Оценка состояния республики Калмыкия с позиций обеспечения экономической безопасности//Вестник санкт-петербургского университета МВД России. - 2006. - #2. - С. 151 - 157.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"