Шестопалов Юрий : другие произведения.

Песни Криса Риа (Chris Rea)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:




Песни Криса Риа (Chris Rea)

  
   Недавно случайно наткнулся на песни Криса Риа (Chris Rea), вообще-то известного певца, но я с его творчеством не был знаком. Три из них обратили на себя внимание. С хорошими песнями, а точнее с очень хорошими и выдающимися, такая вещь (по крайней мере у меня), что обычно нужно время, чтобы их по-настоящему прочувствовать, понять истинную ценность, особенности и определить им место в своей (в данном случае моей) иерархии произведений искусства. Разумеется, о вкусах не спорят, поэтому сказанное ниже ни в коей мере не претендует на общность и конечную истину, но отражает исключительно моё восприятие этих - опять же, с моей точки зрения - выдающихся произведений. Эти три песни - The Road to Hell, Fool (if You Think it's Over), The Blue Cafe. Среди них, суммарно, на высшую ступень поставил бы The Road to Hell, затем Fool (if You Think it's Over), музыке и аранжировке которой отдал бы пальму первенства. Слушатели на YouTube, к слову сказать, дают похожий расклад в отношении песни The Road to Hell, считая её лучшей песней Криса Риа.
   Далее буду говорить о двух первых песнях, потому что The Blue Cafe стоит несколько особняком, и о ней надо вести отдельный разговор. Но это очень хорошая песня. Может, не выдающаяся, как первые две, но очень хорошая. Меня песни, можно сказать, "пробили" до глубины души - и музыкально, и (не менее!) в смысле текста песен. Это редкая, если не очень редкая, ситуация, когда и музыка, и - совсем непростые, глубокие по сути - слова песни стоят друг друга, сливаются в полной великолепной гармонии. На последнее обстоятельство прошу обратить особое внимание - в большой мере, в этом смысле песни уникальные. На вскидку на ум приходит сравнимая по гармонии музыки и слов казачья песня "Не для меня". Песня Stumblin' In в исполнении Chris Norman & Suzi Quatro тоже неплохой пример в этом отношении, но конечно она проще, в ней нет той (почти бездонной) глубины смысла, как в обсуждаемых песнях Криса Риа.
   Уверен, что подавляющее большинство слушателей пожмут плечами, скажут что да, неплохие песни, и забудут о них. И все же не думаю, что моё восприятие - это исключительно плод богатого и оторванного от действительности воображения. Такое предположение само по себе имеет право на существование, учитывая людскую психологию и способность к синтезу самых фантасмагорических измышлений на основе вообще хаотических и не связанных между собой фрагментов. Так, в случайном пятне краски почти все способны увидеть какое-то осмысленное изображение, и в основном это будут разные предметы. Но, к слову сказать, в мире существует и объективная истина, как бы не были живучи представления софистов в умах многих людей сегодня. (Софисты утверждают, что истина есть только то, что представляется истиной каждому человеку, а общей, объективной истины не существует. Одно из самых главных достижений Сократа, это то, что он противостоял софистам, и доказывал существование объективной, не зависящей от конкретного человека истины.) Думаю, что и в моем восприятии песен Криса Риа есть зерно объективной истины, пусть даже если мало кто его разглядит.
   Причина написания этой заметки - поделиться хотя бы с экраном компьютера своими впечатлениями. Окружающие заняты своими делами, неудобно приставать к ним со своими досужими рассуждениями по пустякам. А поразмышлять хочется, уж очень мне эти песни запали в душу. Ну вот и нашел возможность поговорить сам с собой таким образом.
  
   The Road to Hell by Chris Rea
   Слова песни ниже. Песня состоит из двух частей. Что было сказано выше, относится ко второй части (в первой музыка меня не впечатлила). Но сами слова первой части важны для понимания и создания общего контекста песни. Желающие могут перевести на Яндексе, но смысл такой, что автор застрял в дорожной пробке на хайвее (для лучшего понимания добавьте сильный ночной дождь промозглой осенью). На обочине увидел женщину с очень знакомым, как собственным, лицом. Она вошла в свет фар и подошла к машине. Затем очень медленно наклонилась, так что давящий страх парализовал его. Женщина спросила - "Сын, что ты тут делаешь? Страх за тебя переворачивает меня в гробу." "Мама, я иду в долину богатых продать самого себя". Она ответила - "Сынок, это дорога в ад. В своем пути через необитаемые места, из пустыни к источнику, ты сбился с дороги и забрел на хайвей ведущий в ад".
  
   Часть 1
   Stood still on a highway
   I saw a woman
   By the side of the road
   With a face that I knew like my own
   Reflected in my window
   Well she walked up to my quarterlight
   And she bent down real slow
   A fearful pressure paralyzed me
   In my shadow
  
   She said "Son, what are you doing here?
   My fear for you has turned me in my grave"
   I said "Mama, I come to the valley of the rich
   Myself to sell"
   She said "Son, this is the road to Hell"
   On your journey 'cross the wilderness
   From the desert to the well
   You have strayed upon the motorway to Hell
  
   Часть 2
   Well I'm standing by a river
   But the water doesn't flow
   It boils with every poison you can think of
   And I'm underneath the streetlights
   But the light of joy I know
   Scared beyond belief way down in the shadows
   And the perverted fear of violence
   Chokes a smile on every face
   And common sense is ringing out the bells
   This ain't no technological breakdown
   Oh no, this is the road to Hell
  
   And all the roads jam up with credit
   And there's nothing you can do
   It's all just bits of paper
   Flying away from you
   Oh, look out world take a good look
   What comes down here
   You must learn this lesson fast
   And learn it well
   This ain't no upwardly mobile freeway
   Oh no, this is the road
   Said this is the road
   This is the road to Hell
  
   Написал, перечитал, и понял, что трудно передать чувства от прочтения этих слов без музыки. Как донести, как сказать, что это не набор слов, но настоящая глубокая поэзия, которой пронизана каждая строчка? Но это поэзия реальной, темной жизни, очень напоминающей сегодняшнюю своей нестабильностью, когда западные мировые игроки, закусив удила, несутся как бешеные сами не зная куда, не представляя, и даже не задумываясь о последствиях своих страшных бесчеловечных действий. Они не слушают разум, и похоже его у них нет, но повинуются только своим звериным инстинктам, среди которых доминируют страстное желание подмять всех остальных, обогатиться, всех перебить и заграбастать все ресурсы на планете. Они ненормальные. Это сумасшедшие люди, которые (как и положено сумасшедшим, впрочем) думают, что они нормальные, что они адекватно мыслят. Запад всегда был агрессором по сути (вспомните колониальные захваты и разбой во всех частях света на протяжении столетий). В двадцатом веке его немного ограничили в притязаниях, но сейчас он снова в своей обычной и такой сладкой для него роли планетарного грабителя без тормозов и отмороженного бандита.
   Песни написаны давно, в 80-ых годах, но автор каким-то удивительным чутьем, которое отличает настоящих поэтов, понял природу общества, в котором жил, увидел его звериную, в самом худшем смысле, суть и провидел его будущее - дорогу в ад; и не только для него, но и всего человечества, куда западное общество сейчас тянет всех вслед за собой. И названа одна из причин сумасшедствия этого общества, его основной, лживый до последней молекулы, идеологический стержень - неуемная жажда обогащения и безграничной власти над всеми и вся, прикрытый словоблудием и чудовищным обманом населений всех стран. И песня, её слова и музыка - об этой лжи, о бесконечном лицемерии этого общества (Oh, look out world take a good look), о бесчисленных ядах, которыми оно отравлено, о застое, безвыходности, о страхе, которым веет от него, который вползает в душу каждого нормального человека, способного ещё чувствовать. Это песня о сегодняшнем дне даже больше, чем о 80-ых годах, и поняв это, лучше понимаешь сегодняшнее общество, его бесперспективность, его тупиковую природу, которая уже принесла столько бед людям, и продолжает приносить их - во все ускоряющемся темпе. И иного быть не могло, потому что аппетиты растут, наглость растет, безумность шкалит, самомнение и самонадеянность на свою богоизбранность, исключительность только разбухают, как на дрожжах. Безнаказанность, которой так долго пользовались западные страны, развратила их в конец, так что они уверовали в своё, как им кажется, священное право вершить судьбы всех людей на планете. У-жас, до чего люди доходят, если их не ставить на место, не противодействовать им, не давать достойный отпор. И себя тогда они угробят, и других за собой утянут на дно трясины (хотя правящие клики, как обычно, выйдут сухими из воды, а расплачиваться за их безумство будет простой люд).
   Так что вот такие мысли появляются, и такие темные бездны природы человеческих сообществ открылись мне этой песней Криса Риа.
  
   Fool (if You Think it's Over)
   by Chris Rea
  
   ... Dyin' flame, you're free again
   Who could love, do that to you
   All dressed in black, he won't be comin' back
   Look, save your tears
   Got years and years
   The pains of seventeen's
   Unreal they're only dreams
   Save your cryin' for the day
   ... Fool if you think it's over
   'Cause you said goodbye
   Fool if you think it's over
   I'll tell you why
   New born eyes always cry with pain
   At the first look at the mornin' sun
   Fool if you think it's over
   It's just begun
   ... Miss Teenage Dream, such a tragic scene
   He knocked your crown and ran away
   First wound of pride, and how you cried and cried
   But save your tears, got years and years
   ... Fool if you think it's over
   'Cause you said goodbye
   Fool if you think it's over
   I'll tell you why
   ... I'll buy you first good wine
   We'll have a real good time
   Save your cryin' for the day
   That may not come
   But anyone who had to pay
   Would laugh at you and say
   ... Fool if you think it's over
   'Cause you said goodbye
   Fool if you think it's over
   I'll tell you why
   New born eyes always cry with pain
   At the first...
  
   Это хорошая, мудрая, оптимистичная песня с прекрасной музыкой и аранжировкой, к которой мне кажется невозможно придраться (даже если бы такое желание возникло). Какая основная идея песни меня привлекает и, можно сказать, подкупает? Первое, это что "всё относительно". И если "The pains of seventeen's Unreal they're only dreams" в семнадцать лет, и это осознается в двадцать семь, то почему бы не попробовать осознать это уже в семнадцать? - появляется мысль. Но вот почему-то нельзя, если посмотреть назад на свою жизнь. Или все-таки можно? Кажется, что можно было. И даже частично осознавалось. (Вот только нового качества это не дало, не хватило количества осознанных откровений для этого.) А песня просто говорит об этом. Не учит, не призывает это понять, но только рассказывает, как оно есть и как потом будет восприниматься. И ещё как-то светло утешает. Ласково так. Да, в какой-то мере, осаживает неоправданные ожидания. Может, больше чем следует для кого-то, с высокой энергетикой, но для большинства людей принять идею о занятии своей ниши и нахождении в ней нормально - это как раз то, на что хватает сил и способностей у большинства. В конце концов, у многих к этому всё и сводится.
   Вторая идея, которая, мне кажется, тоже помогает видеть и чувствовать жизнь более гармоничной, а мир более жилым и уютным, не смотря ни на что, это что мир такой, какой он есть, что его несовершенство относительно. Ну вот такие люди, такая жизнь, и не надо воображать о них больше и приписывать им то, чего у них нет. Ещё там есть важная мысль, что надо смотреть выше, что не надо "раз и навсегда", не надо "никогда" и "навеки". Всё не так категорично и однозначно. И можно возвращаться, и можно передумывать, и пересматривать. И это нормально. Потому что жизнь именно такая, потому что в ней самой всё меняется, расплывается, потому что в ней никогда нет законченности и полной определенности, потому что в ней всегда есть и будет недоговоренность, непонятность, неясность, недосказанность. Всегда будет какое-то непонимание, неправильное толкование сказанного, всегда будут эмоции и чувства, которые затуманят видение происходящего и изменят истинное значение сказанных слов. И все эти искажения можно и нужно разгребать, пробираться и продираться сквозь них - всё время.
   В общем, замечательная песня. А Крис Риа замечательный певец, автор песен и Поэт - с большой буквы. Жаль, что мало таких песен он создал. Наверное, мог бы больше. Но так бывает, по разным причинам, что люди в молодости как-то сумели создать шедевры, а потом уже больше не поднимаются до своего высшего уровня. А у других наоборот - долго созревают, зато потом такое выдают!.. Как Гегель, например. Но не хочу рассуждать о причинах в случае Криса Риа. Спасибо ему большое за его чудесные песни, которые вызвали такие сильные чувства и подарили столько светлых эмоций.
  
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"