Шишкин Анатолий Галейхайдарович : другие произведения.

Печка и прогресс

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   Древний каменный век (по-научному палеолит), начнем, так сказать, издалека.
  Чем каменный наконечник для стрелы отличается от металлического? Большей убойностью и еще хрупкостью. Стоит лишь незначительно отклонить плоскость острия наконечника от оси стрелы и наконечник лопнет в первые мгновения удара по цели, хотя должен бы пробить любую мишень насквозь, нанести глубокую резанную рану. А как проверить правильность крепления каменного наконечника к древку стрелы? Надо просто покрутить древко между пальцами и если остриё наконечника будет строго по центру, то наконечник прикреплен правильно. Если же остриё опишет кружок, то неправильно. Но сама стрела также должна быть идеально прямой, иначе наконечник окажется опять не по оси удара и тоже сломается. Опять же хрупкий наконечник на стреле еще надо сохранить до выстрела... Из-за таких сложностей наконечники часто делали из кости и твердых пород дерева. А кремневые наконечники крепили в два этапа. Сначала наконечник к древку приклеивали и пока клей застывал проверяли и исправляли правильность его крепления и лишь затем наконечник основательно привязывали. Боевые (для войны) наконечники вообще не привязывали. Любые каменные наконечники в основном одноразовые. Наконечники для охоты привязывали, был какой-то шанс, что наконечник сохранится и еще раз пригодится. А боевой так и так вместе со стрелой останется у врага, зачем лишняя работа? Боевые наконечники специально делали сложно извлекаемыми и с креплением только на клей. Чем приклеивали наконечник? Древесной смолой и камедью, глиной и животным клеем.
   Древесная смола и камедь в жаркий день плавиться, глина в сырую погоду плывет. Для длительного хранения и большей надежности животный клей надежней.
  О животном клее разговор особый. Человечеству приходилось не только пировать возле туш свежедобытых бизонов и мамонтов, но и голодать, подъедая всё, что хоть как-то съедобно. Варили старые кожи, давно обглоданные кости, рога и копыта... Не жарили и не пекли, а именно варили. Только длительная варка в воде может превратить пересохшие кожи, жилы и кости в мягкую и жидкую, относительно съедобную массу.
   Металлической и керамической посуды не было, её еще не изобрели. Для варки приспосабливали ту посуду, что была. Неглубокие, деревянные корыта и плоские коробочки из коры деревьев. Из доступных и водонепроницаемых материалов, выдерживающих длительный нагрев примерно до 200 градусов. В коробочках из коры конечно можно на раскаленных углях вскипятить воду и даже можно слегка отварить мелкие кусочки мяса и рыбы, но длительная, многочасовая варка практически невозможна. Угли быстро прогорают и температура раскаленных углей слишком высока для посуды из коры и дерева. Поэтому в качестве нагревательных устройств применяли что-то вроде современных печек по-черному. Тогда это было выкопанное в склоне оврага подобие горизонтальной норы, с узким отверстием-входом и слегка расширенной камерой для сжигания дров или сложенное на земле из камней, примерно такое же устройстве. Это была более удобная разновидность потайных костров.
   Потайные костры нужны для тех, кто хочет спрятать свет костра от посторонних наблюдателей. Игра в прятки любимое занятие всех вояк и охотников во все времена. Для изготовления потайного костра рыли неглубокую, вертикальную ямку и в этой ямке разводили огонь. Ночью не было видно ни дыма, ни света от костра. Для улучшенного потайного костра нужно делать специальное поддувало, это земляная труба для подвода свежего воздуха к ямке-камере сгорания. Когда дрова хорошо разгорятся, в такой печке, потайном костре, даже сырая древесина горит как порох. Ни какого дыма не образуется и не надо париться с поиском подходящих дров. Потайной костер еще называют индейским или "дакотский очаг", костер для высоких температур и ускоренного горения. В потайном костре быстро разогреваются стенки и прогорают дрова. Там можно не только зажарить, запечь, сварить (ворованную у москалей курицу), но и керамику по-быстрому закалить, улики сжечь...
   В печке по-черному воздух для горения и раскаленные от горения газы входят и выходят через одно и тоже входное отверстие. Только свежий воздух входит в камеру сгорания (или в топку) понизу, а разогретые газы выходят поверху. Газы при встрече частично обменивались теплом. Входящие газы нагревались, выходящие частично охлаждались. Печки по-черному самые экономичные и простые устройства по сжиганию топлива (дрова, уголь, торф, кизяк...). Печки по черному не любят перекала, зато остывают медленно, поэтому и дожили до настоящего времени в разных модификациях, от уличных хлебопечек, до обогревательных печей в жилых помещениях. Через единственное отверстие, для входа и выхода газов закладывают дрова для горения, чистят печь, вставляют посуду с готовящейся пищей. В хорошо прогретых и закрытых камерах сгорания печек высокая температура, уже недостаточно высокая для горения древесины, но все же выше кипения воды, могла сохраняться более полусуток. Во времена изобилия в таких печах было удобно пропекать, коптить и сушить продукты. Заодно там же можно варить что-либо в деревянной посуде. Жар печи проникал в варево не через стенки посуды, а сверху. В большое корыто накладывали мяса или рыбы, съедобных корней и духмяных трав, подливали воды и ставили корыто в разогретую печь на всю ночь. Отверстие печи закрывали заслонкой, чтобы жар напрасно не уходил. За ночь все хорошо проваривалось (томилось, упаривалось), даже кости становились мягкими и съедобными. Вкусным и густым бульоном можно было поить-кормить младенцев и беззубых стариков. Если недоеденный бульон ставили в холодок, он застывал в студень. А если бульон был очень густой, то превращался в каменную массу (или в сухой бульон, бульонные кубики), когда просто остывал. Сухой бульон долго не портился и это была удобная и вкусная еда для охотников и воинов, в длительных походах. Сухой бульон можно было растворить в горячей воде или съесть так. Для приготовления "сухого" бульона специально разваривали нежирное мясо и выпаривали лишнюю воду. Заодно узнали, как в голодные времена превратить почти несъедобное в почти съедобное.
   Особо качественный животный клей получался после длительной, на грани начала кипения, варки обезжиренных кож рыб, млекопитающих и рептилий. Потом научились варить клей из костей, рогов, копыт, чешуи и прочего несъедобного материала. В металлической или керамической посуде и на открытом огне такая стряпня сложно выполнимая, требует немалого опыта, а в печке и в корыте получается запросто, и вроде как само собой.
   Чистый клей применяли редко, обычно его смешивали с различными наполнителями. Проще всего наполнитель сверхтонкого помола можно получить из угольков от костра, но подойдут и любые другие растертые в пыль материалы: труха гнилушек и порошок из перетертых листьев, песчаная или глиняная пыль, споры грибов, ватоподобный пух... Клей с наполнителем дольше нагревается, зато дольше остывает, удобнее в хранении и применение, меньше пачкает руки. Можно подумать, что в самом начале каменного века случайно изобрели клей, но на самом деле получили мощнейший толчок и кучу идей для развития новых технологий.
   Например, не раз после размешивания готовящегося клея (или сухого бульона) роняли палочки-мешалки на землю. Испачканная горячим клеем палочка, попав на песок превращалась в непонятно во что. Но когда клей застывал, такой палочкой, испачканной в песке, можно было пилить и царапать даже камни. Палочкам (и щепкам) можно было придать любую форму, потом приклеить к ним песок, мелкие и острые камешки. Вероятно, именно так появились ножи, серпы, наконечники копий и боевые мечи с кремневыми вставками. И всевозможные инструменты для сверления и формообразующего опиливания дерева, рога, кости и прочих материалов тоже. А также залив в специальную форму (или просто на кожу, лубяную плетенку, ткань, в земляную ямку...) смесь абразивного песка с горячим клеем можно было получить режущий и шлифовальный инструмент любой формы и любого размера. Стал жизненно актуальным вопрос, какой камень тверже и больше подходит для точения или пиления? Кстати, так сегодня делают абразивный инструмент: точильные бруски, фасонные головки, отрезные диски, наждачные круги, шлифовальные шкурки...
   Технологии меняются, но каменный век всё еще продолжается. Самые примитивные станки и инструменты пригодятся и сегодня, особенно когда выбор невелик или вообще выбирать не из чего. В каменном же веке это было чудесной возможностью для тех, кто хотел сотворить собственными руками что-то невозможное, но нужное. Знаете, как переводится слово "Фреза" с французского языка? Это и "ягодка", и "проститутка". Как выглядит ягодка малины? Кучка ядрышек "рубашкой" на стержне. А если кучка острых камешков-абразива наклеенных на деревянном стержне и заменить, коль сносились, на новое не сложно и не дорого. Дожили эти абразивные фрезы до сегодняшних дней, и достаточно широко используются не только на производстве, но и в медецине. С некоторыми образцами таких фрез каждый из нас лично знакомился в зубных поликлиниках. Наверное, помните эти "милые и приятные" визжащие звуки для ушей и нервов? И еще непривычный запах и вкус во рту, перед командой "сплюньте".
   Сделать абразивный инструмент практически из ничего, еще пол дела. На клею, точнее на клеевой связке можно еще и обрабатываемую деталь закрепить. Такое крепление, на первый взгляд смотрится примитивно. Это же не в быстро зажимных тисках или в токарном патроне. Закреплять и снимать с клеевого крепления детали целая проблема. Зато можно без опаски крепить хрупкие или со сложной формой изделия, и с последующей обработкой (точить, сверлить, опиливать, шлифовать...) можно почти не церемонится. Клея на основе природных смол и камедей можно размягчить при нагреве. Закрепить, опустив в смолу, остудить, обработать. Снова нагреть, заготовку вынуть или пере закрепить и снова обрабатывать, с другой стороны. С глиной немного по-другому. В сырой глине закрепить, высушить и обрабатывать. Для извлечения готового изделия глину снова надо размочить. Долго, но лучше так, чем совсем ни как.
   Кстати, именно по этой технологии сегодня, например, чуть ли не с молотком и зубилом, ажурно вырезают узоры на яичной скорлупе или чеканят на тончайшей фольге замысловатые фигуры, пробивают замысловатые отверстия... Потом выдавая полученные изделия за немысленный шедевр, очередное, невозможное чудо, а мастера начинают считать великим магом, кудесником и волшебником. Однако, это лишь заурядное повторение технологий подзабытого, каменного века, когда любой мальчишка и ученик-подсобник от нечего делать творили такие же "чудеса".
   Сегодняшние мастера, наши современники слегка зашорены и любую техническую задачу решают с современных высот технологии. Любая работа обязательно должна быть максимально механизированной, то есть изготовлена на стандартных станках или на нестандартном оборудовании, но со стандартными узлами в устройстве. Древний человек не был знаком со стандартизацией станочного парка и изготовлял свои изделия на приспособлениях и станках им же самим придуманных и сделанных для той или иной операции. В итоге, современный мастер будет думать, как сделать деталь на известном ему оборудовании (деталь, станок, инструмент) и он ограничен возможностями имеющихся станков и инструмента. Делать узкоспециализированные станки и инструменты по стандартным технологиям ради одной, сравнительно дешевой детали просто невыгодно. А древний человек любую проблему решал комплексно и с противоположной стороны. Для него изготовление нестандартных, узкоспециализированных, дешевых и простых станков и инструмента, ради одного изделия могло быть выгодным и нормой.
   На картинке каменное навершие булавы из Америки. Как классический пример неоднократного закрепления ,,на клею" для обработки на примитивном токарном станке.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"