Мал Рос Александр : другие произведения.

Адам Смит: производительный и непроизводительный труд

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:




  
   0x01 graphic
  
   Эту статью следует воспринимать, как дополнительную к ранее опубликованным ст. "Теория стоимости: как исправить ошибки Адама Смита и Карла Маркса" и "Теория стоимости А.Смита: новая интерпретация".
  
   То, что следует особо подчеркнуть в учении Адама Смита, и что следовало бы исправить.
  
   1. А.Смит большое внимание уделил анализу меркантилистической теории, для которой труд, затрачиваемый в земледелии, был единственным производительным трудом, и, говоря о том, что она "отстаивает, пожалуй, слишком узкие и ограниченные взгляды", сам оставался в узких рамках материального производства, считая труд, производящий его продукцию производительным, а другой труд непроизводительным.
  
   Стараясь подчеркнуть то, что услуги потребляются в момент оказания и ничего не создают для будущего, он упускал из вида то, что актёры и певцы в момент оказания услуг получают эквивалент их стоимости, а в будущем они также будут оказывать услуги, и будет происходить обмен по стоимости с продукцией других отраслей. К тому же при обмене они могут получать продукцию других отраслей, созданную для будущего, и если вся она не потребляется, то происходит процесс накопления. В денежном выражении всё еще проще, и услуги также создают богатство, даже если смотреть на него с точки зрения А.Смита. Надо учесть также разделение труда и кооперацию: музыкант играет, а другой под его музыку вместо него горшки обжигает, за себя и за того парня, так сказать. Без обмена на услуги не было бы и возможности значительно увеличивать производство материальных вещей.
  
   Отдельно стоит отметить тот факт, что труд купца, в отличие от К.Маркса, признаётся им производительным, и таким, который добавляет стоимость товаров, производимых в материальном производстве: "Напротив того, труд ремесленников, мануфактуристов и купцов, естественно, овеществляется или реализуется в каком-нибудь таком товаре, который может быть продан. По этой именно причине в главе, в которой я говорю о производительном труде, я отнес ремесленников, мануфактуристов и купцов к производительным работникам, а домашнюю прислугу -- к бесплодному и непроизводительному классу."
  
   2. Говоря о том, что реальное богатство и доход каждой страны состоит в стоимости годового продукта её земли и труда, А.Смит всё же, выходя за рамки, ограниченные материальным производством, заметил и другую составляющую часть богатства общества. Выделяя четыре составные части основного капитала, он пишет: "В-четвертых, из приобретенных и полезных способностей всех жителей или членов общества. Приобретение таких способностей, считая также содержание их обладателя в течение его воспитания, обучения или ученичества, всегда требует действительных издержек, которые представляют собою основной капитал, который как бы реализуется в его личности. Эти способности, являясь частью состояния такого лица, вместе с тем становятся частью богатства всего общества, к которому оно принадлежит. Большую ловкость и умение рабочего можно рассматривать с той же точки зрения, как и машины и орудия производства, которые сокращают или облегчают труд и которые хотя и требуют известных расходов, но возмещают эти расходы вместе с прибылью."
  
   Фактически речь идёт о знании, искусстве, которые создают стоимость.
  
   3. Теперь, если освободиться от ограничения, накладываемого материальным производством, и смотреть на создание стоимости вообще, то стоит отметить, что А.Смит считал, что услуги многих людей создают стоимость и, по всей видимости, обмениваются по стоимости на продукты иного вида труда. Так, перечисляя государя со всеми "судебными чиновниками и офицерами", армию и флот, священников, юристов, врачей, писателей всякого рода, актеров, музыкантов, оперных певцов, танцовщиков и пр., он пишет: "Труд самого последнего из этих людей обладает известной стоимостью, определяемой теми же правилами, которые определяют стоимость всякого иного вида труда...." Перед этим он точно также говорит о том, что труд домашних слуг "имеет свою стоимость и заслуживает вознаграждения".
  
   С этой точки зрения трудовая теория стоимости имеет отношение ко многим видам труда и трудовой деятельности. Если у Смита труд многих людей производительный с точки зрения создания стоимости вообще, то у Маркса, по идеологическим соображениям, только труд рабочих в материальном производстве.
  
   Карл Маркс, как мастер западных единоборств, разбросал всех с площадки, оставив только капиталиста и рабочего, и сказал, что это клеточка буржуазного общества, и только рабочий создаёт стоимость, а кто против, тот реакционер. Это у него называется абстрагироваться. А то, на чём основан "Капитал", - разделение на труд абстрактный, как затраты физиологических сил вообще, создающий стоимость, и труд конкретный, который стоимости не создаёт, - это вообще глупость, и на этой глупости, как на фундаменте, основан марксистский "социализм".
  
   4. Фактически А. Смит породил теорию прибавочной стоимости, К.Марксу оставалось её оформить.
  
   "Поэтому стоимость, которую рабочие прибавляют к стоимости материалов, распадается сама в этом случае на две части, из которых одна идет на оплату их заработной платы, а другая -- на оплату прибыли их предпринимателя на весь капитал, который он авансировал в виде материалов и заработной платы."
  
   "Но могут подумать, что прибыль на капитал представляет собой лишь другое обозначение для заработной платы за особый вид труда, а именно за труд по надзору и управлению делом. Однако эта прибыль совершенно непохожа на заработную плату, она устанавливается совсем на иных началах и не стоит ни в каком соответствии с количеством, тяжестью или сложностью этого предполагаемого труда по надзору и управлению. Прибыль определяется вообще стоимостью употребленного в дело капитала и бывает больше или меньше в зависимости от размеров этого капитала."
  
   Далее он говорит о том, что в заработной плате управляющих "надлежащим образом выражается стоимость" их труда, а "работнику не всегда принадлежит весь продукт его труда. В большинстве случаев он должен делить его с владельцем капитала, который нанимает его".
  
   И еще в другом месте: "Во всех ремеслах и производствах большинство работников нуждается в хозяине, который авансировал бы им материалы для работы, а также заработную плату и средства существования до времени ее окончания. Этот хозяин получает долю продукта их труда, или долю стоимости, которую труд прибавляет к обрабатываемому им материалу; эта доля и составляет прибыль хозяина". (Это есть то, что К.Маркс назвал прибавочной стоимостью).
  
   Эта ошибка вызвана тем, что особо подчёркивая значение "искусства, умения и сообразительности", с каким применяется труд народа, А.Смит не применил это же положение к хозяину капитала, при условии производительного труда последнего.
  
   Знание (искусство) и умение - это капитал, вкладываемый собственником в производство, тот капитал, о котором сказано выше, как о четвертой части основного капитала. Они и создают стоимость, которую капиталист получает в качестве вознаграждения в виде прибыли на вложенный капитал. Чем больше вложенный капитал, тем больше знания, умения и усилий надо приложить, чтобы получить результат.
  
   Эта задача решается, если мы преодолеем ограниченность материального производства, создающего богатство общества, и производство заменим понятием искусства. (См. выше названные статьи). Богатство общества создаётся многими видами искусств, ценность услуг или продукции которых признаётся потребителями, и эти искусства создают стоимость. Искусство владения капиталом является одним из видов таких искусств и создаёт стоимость товаров и услуг.
  
   Рента и ссудный процент на капитал - также результат искусства владения. Если не считать праздность и паразитирование, а принимать во внимание владение капиталом и его использование как позитивную деятельность.
  
   Присвоение результатов чужого труда имеет место тогда, когда нарушается принцип справедливости при оценке труда работников и хозяин присваивает себе большую долю в общем доходе, чем следовало бы. По всей видимости, нарушением принципа социальной справедливости следует считать присвоение капиталистом доли общего участия, идущей на увеличение основного и оборотного капитала. Трудятся все, в т.ч. см. ниже, богатеет и увеличивает капитализацию своего бизнеса один капиталист. Устранить эту несправедливость можно только при общинной форме собственности. Предприниматель выступает фокусом коллективных сил и энергий, как в своё время Советский Союз.
  
   Цитата:

"Марксистская политическая экономия -- направление в экономической теории, политическая экономия, основу которой составляет трудовая теория стоимости (Адам Смит, Давид Рикардо), которую Карл Маркс расширил теорией прибавочной стоимости.

Понятие прибавочной стоимости базируется на оценке стоимости, как овеществлённом труде, которая предполагает, что стоимость товара не зависит от спроса и предложения и определяется количеством вложенного труда. В рамках этой теории Карл Маркс ввёл понятие прибавочной стоимости -- как разницы между созданной в процессе труда новой стоимостью (превышение трудовой стоимости товара над стоимостью ранее овеществлённого труда -- сырья, материалов, оборудования) и стоимостью рабочей силы (обычно выражена в форме заработной платы), которая была использована для создания этой новой стоимости."
  
К.Маркс, спионерив у А.Смита ошибочную теорию, углубил и расширил её, и поставил во главу угла своей новой религии, выдаваемой за науку, - научной религии, которая должна была заменить поповскую религию. Этим и была политэкономия в советское время.
  
   Нельзя говорить и о том, что основу марксистской политэкономии составляет трудовая теория стоимости А.Смита и Д.Рикардо. Они не занимались выдумками и не придумывали искусственного деления на труд конкретный и труд абстрактный, и количество труда у них вовсе не отделяется от его качества.
  
   5. Теперь вернёмся к государю, судебным чиновникам, офицерам, армии и флоту. Эта служба и почётна и трудна, а еще и очень ответственна. Снова придётся прибегнуть к цитате. Говоря о теориях политической экономии, А.Смит пишет: "Эти теории имели значительное влияние не только на мнения образованных людей, но и на политику государей и государственной власти. В четвертой книге я пытался возможно полнее и точнее объяснить эти различные теории и главные результаты, к которым они приводили в разные века и у различных народов."
  
   Значительное влияние другими словами означает, что учёные и политики участвуют в управлении общественным производством и в создании национального богатства, а, поскольку национальное богатство имеет стоимость, то и в создании его стоимости. Даже если считать, что богатство общества создаётся в производстве, то участвуют в нём многие люди, в т.ч. философы, учёные, политики, судьи, чиновники, силовики, деятели культуры, врачи, преподаватели вузов, учителя и т.д.
  
   Силовики в целом обеспечивают безопасность ведения бизнеса и таким образом участвуют в разделении труда и едином кооперационном процессе создания стоимости товаров и услуг. Естественно, как и в случае с государственными чиновниками, при отсутствии подавления общества и паразитирования за счет труда других.
  
  А разве можно сравнить ответственность и степень рисков рабочих с собственниками и управляющими современного бизнеса? Это тоже входит в отношения стоимости между двумя производителями товара (услуги).
  
   Современная экономическая теория признает производительным труд, создающий материальные блага и нематериальные услуги, это означает, что теории, выраженные в идеологии и политике, не будут по идеологическим соображениям тормозить развитие общественного производства в целом и отдельных видов искусств, в частности. Но далеко не во всём еще разобрались. Современная экономика очень сильно отличается от той, которая была в период жизни Адама Смита, а воз и ныне там, что свидетельствует о том, насколько же не самостоятельны современные ученые - экономисты, тянущие воз из ошибок, сделанных в 18-19 веках. Многим нужен авторитет для того, чтобы не думать самим. В таком случае служебная политэкономия еще долго не освободится от черт научной религии, которой она была в советское время.
  
   Подытоживая, можно сказать, что жизнь не стоит на месте, надо исправлять и идти дальше.
  
   "Теория стоимости: как исправить ошибки Адама Смита и Карла Маркса" http://samlib.ru/s/shumakow_a_i/a104.shtml
  
   "Теория стоимости А.Смита: новая интерпретация" http://samlib.ru/s/shumakow_a_i/a116.shtml
  
  
   Материалы к статье
  
   А.Смит: "Исследование о природе и причинах богатства народов"
  
   "Один вид труда увеличивает стоимость предмета, к которому он прилагается, другой вид труда не производит такого действия. Первый, поскольку он производит некоторую стоимость, может быть назван производительным трудом, второй -- непроизводительным* [* Некоторые французские авторы, отличающиеся большой ученостью и остроумием, употребляли эти слова в другом смысле. В последней главе четвертой книги я постараюсь доказать, что они употребляли их неправильно]. Так, труд рабочего мануфактуры обычно увеличивает стоимость материалов, которые он перерабатывает, а именно увеличивает ее на стоимость своего содержания и прибыли его хозяина. Труд домашнего слуги, напротив, ничего не добавляет к стоимости."
  
   "Напротив, расход на содержание домашнего слуги никогда не возмещается. Человек становится богатым, давая занятие большому числу мануфактурных рабочих; он беднеет, если содержит большое число домашних слуг. Тем не менее труд последних имеет свою стоимость и заслуживает вознаграждения, так же как и труд первых, но труд мануфактурного рабочего закрепляется и реализуется в каком либо отдельном предмете или товаре, который можно продать и который существует по крайней мере некоторое время после того, как закончен труд. ... Труд домашнего слуги, напротив, не закрепляется и не реализуется в каком-либо отдельном предмете или товаре, пригодном для продажи. Его услуги обычно исчезают в самый момент оказания их и редко оставляют после себя какой-либо след или какую-нибудь стоимость, за которую можно было бы впоследствии получить равное количество услуг."
  
   "Труд некоторых самых уважаемых сословий общества подобно труду домашних слуг не производит никакой стоимости и не закрепляется и не реализуется ни в каком длительно существующем предмете или товаре, могущем быть проданным, который продолжал бы существовать и по прекращении труда и за который можно было бы получить потом равное количество труда. Например, государь со всеми своими судебными чиновниками и офицерами, вся армия и флот представляют собою непроизводительных работников. Они являются слугами общества и содержатся на часть годового продукта труда остального населения. Их деятельность, как бы почетна, полезна или необходима она ни была, не производит решительно ничего, за что потом можно было бы получить равное количество услуг. Защита и охрана страны -- результат их труда в этом году -- не купят защиты и охраны ее в следующем году. К одному и тому же классу должны быть отнесены как некоторые из самых серьезных и важных, так и некоторые из самых легкомысленных профессий -- священники, юристы, врачи, писатели всякого рода, актеры, паяцы, музыканты, оперные певцы, танцовщики и пр. Труд самого последнего из этих людей обладает известной стоимостью, определяемой теми же правилами, которые определяют стоимость всякого иного вида труда, но труд даже самой благородной и самой полезной из этих профессий не производит ничего такого, на что можно было бы потом купить или достать одинаковое количество труда. Подобно декламации актера, речи оратора или мелодии музыканта труд их всех исчезает в самый момент его выполнения.
  
   Производительные и непроизводительные работники и те, кто совсем не работает, одинаково содержатся все на счет годового продукта земли и труда страны."
  
   "Представляется со всех точек зрения неправильным утверждение, что труд ремесленников, мануфактуристов и купцов не увеличивает действительный доход общества. Если даже предположить, например, как это считается, по-видимому, этой теорией, что стоимость ежедневного, месячного и годового потребления этого класса в точности равняется стоимости его ежедневного, месячного и годового производства, все-таки отсюда отнюдь не следует, что его труд ничего не добавляет к действительному доходу, к реальной действительной стоимости годового продукта земли и труда общества."
  
   Д. Рикардо "Начала политической экономии и налогообложения"
  
   "...Меновая стоимость товаров определяется количеством труда, воплощенного в них..."
  
   "Если мы представим себе состояние общества, в котором достигнуты большие успехи, в котором промышленность и торговля процветают, то мы по-прежнему найдем, что стоимость товаров изменяется согласно тому же принципу: определяя, например, меновую стоимость чулок, мы найдем, что их стоимость сравнительно с другими вещами зависит от всего количества труда, которое необходимо для изготовления их и доставки на рынок. Сюда войдет, во-первых, труд обработки земли, на которой разводят хлопок; во-вторых, труд доставки хлопка в страну, где будут изготовлены из него чулки, сюда же включается также часть труда, затраченного на постройку судна, на котором он перевозится и который оплачивается в фрахте товаров; в-третьих, труд прядильщика и ткача; в-четвертых, часть труда машиностроителя, кузнеца и плотника, которые строили здания и машины, с помощью которых изготовляются чулки; в-пятых, труд розничного торговца и многих других лиц, которых мы не будем перечислять. Общая сумма этих различных видов труда определяет, на какое количество других предметов будут обменены чулки, а чтобы определить, какое количество каждого из этих предметов будет дано в обмен на чулки, надо опять-таки сосчитать общую сумму различных видов труда, затраченного на них."
  
  
   К.Маркс "Капитал" т.1.
  
"Следовательно, величина стоимости товара оставалась бы постоянной, если бы было постоянным необходимое для его производства рабочее время. Но рабочее время изменяется с каждым изменением производительной силы труда. Производительная сила труда определяется разнообразными обстоятельствами, между прочим средней степенью искусства рабочего, уровнем развития науки и степенью ее технологического применения, общественной комбинацией производственного процесса, размерами и эффективностью средств производства, природными условиями." К.Маркс. "Капитал", т.1, с 35.
  
"Всякий труд есть, с одной стороны, расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле, - и в этом своем качестве одинакового, или абстрактно человеческого, труд образует стоимость товаров. Всякий труд есть, с другой стороны, расходование человеческой рабочей силы в особой целесообразной форме, и в этом своем качестве конкретного полезного труда он создает потребительные стоимости." К.Маркс. "Капитал", т.1, с 39.
    
"Если отвлечься от определенного характера производительной деятельности и, следовательно, от полезного характера труда, то в нем остается лишь одно, - что он есть расходование человеческой рабочей силы. Как портняжество, так и ткачество, несмотря на качественное различие этих видов производительной деятельности, представляют собой производительное расходование человеческого мозга, мускулов, нервов рук и т. д. и в этом смысле - один и тот же человеческий труд. Это лишь две различные формы расходования человеческой рабочей силы. Конечно, сама человеческая рабочая сила должна быть более или менее развита, чтобы затрачиваться в той или другой форме. Но в стоимости товара представлен просто человеческий труд, затрата человеческого труда вообще. Подобно тому как в буржуазном обществе генерал или банкир играют большую роль, а просто человек - очень жалкую,  точно так же обстоит здесь дело и с человеческим трудом. Он есть расходование простой рабочей силы, которой в среднем обладает телесный организм каждого обыкновенного человека, не отличающегося особым развитием. Простой средний труд,  хотя и носит различный характер в различных странах и в различные культурные эпохи, тем не менее для каждого определенного общества есть нечто данное. Сравнительно сложный труд означает только возведенный в степень  или, скорее, помноженный  простой труд, так что меньшее количество сложного труда равняется большему количеству простого. Опыт показывает, что такое сведение сложного труда к простому совершается постоянно. Товар может быть продуктом самого сложного труда, но его стоимость  делает его равным продукту простого труда, и, следовательно, сама представляет лишь определенное количество простого труда . Различные пропорции, в которых различные виды труда сводятся к простому труду как к единице их измерения, устанавливаются общественным процессом за спиной производителей и потому кажутся последним установленным обычаем. Ради простоты в дальнейшем изложении мы будем рассматривать всякий вид рабочей силы непосредственно как простую рабочую силу, - это избавит нас от необходимости сведения в каждом частном случае сложного труда к простому."  К.Маркс. "Капитал", т.1, с.38.
  
"Поэтому, если по отношению к потребительной стоимости товара имеет значение лишь качество содержащегося в нем труда, то по отношению к величине стоимости имеет значение лишь количество труда, уже сведенного к человеческому труду без всякого дальнейшего качества. В первом случае дело идет о том, как совершается труд и что он производит, во втором случае - о том, сколько труда затрачивается и сколько времени он продолжается." К.Маркс. "Капитал", т.1, с.39.
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"