Скосарь Вячеслав Юрьевич : другие произведения.

Академик Вернадский о судьбе человечества

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Идеи выдающегося ученого-энциклопедиста В.И. Вернадского не перестают воодушевлять творческую часть человечества. Вернадский, исследовавший в своих трудах историю науки и философии, каким видел он будущее человечества? Что говорил о взаимоотношениях науки, философии и религии? Еще мы поведаем о том, как Вернадский сыграл роль организатора науки и предтечи атомного века. И расскажем об удивительном пророческом озарении ученого, находившегося три недели на грани жизни и смерти, когда он ощутил в себе "демона Сократа".

АКАДЕМИК ВЕРНАДСКИЙ О СУДЬБЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

В.Ю.Скосарь, г.Днепропетровск

Введение

Наша действительность настолько насыщена драматическими событиями и суетой, что почти не оставляет человеку шанса созерцать сущность всего происходящего неискаженным зрением. Человек, если он не святой подвижник или пророк, просвещаемый Божией благодатью, волей или неволей терзается турбулентным потоком исторических событий, социальных потрясений, политической борьбы, личных страстей, и мутные волны этого потока препятствуют его умному зрению. Даже для самого проницательного человека видение исторического прошлого во многом субъективно, понимание настоящего - весьма пристрастно, а перспектива будущего - гадательна.

Ученый и мыслитель современности может ослабить плен повседневной суеты, если отдаст все силы науке, стараясь быть объективным и избегать субъективных пристрастий. Личные добродетели ученого и мыслителя усиливают его способности духовного зрения.

 []

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945 гг.) был именно таким ученым и мыслителем. Но Вернадский не стал бы таким великим, если бы кроме подвижничества в науке, не проявлял бы всю свою жизнь деятельную заботу о ближних. Наверное, только сочетание природной гениальности в научной сфере и упорного трудолюбия с добродетелью заботы о конкретных людях - именно такое сочетание позволило Вернадскому стать той великой личностью, кем он стал. Но и великий Вернадский склонен был ошибаться...

Трудно писать об академике Вернадском и не подпасть под влияние его идей и обаяние его личности. Но я постараюсь как можно точнее изложить основные идеи В.И. Вернадского о прошлом, настоящем и будущем человечества. О взаимоотношениях науки, философии и религии. Выбор Вернадского в качестве авторитета обусловлен следующими причинами. Ученый является основоположником сразу нескольких наук: геохимии, биогеохимии, радиологии, гидрогеологии, генетической минералогии, по праву его называют гением научно-философского космизма. Вернадский не был традиционно верующим, себя он характеризовал как философа скептика. Но в зрелые годы он пережил пророческое озарение и ощутил в себе "демона Сократа", обрел чувство уверенности и правоты на пути формулирования нового учения о биосфере и ноосфере.

Родился ученый в Петербурге, но родословная Вернадского связана с Украиной. И лучшие детские годы его прошли в Украине. Вернадский принадлежал к редкому типу ученых-энциклопедистов. Он сочетал глубокий интерес к истории, с одной стороны, и к естествознанию на фундаментальном уровне, с другой стороны. В труднейшие времена социальных катастроф и смены власти Вернадский сыграл выдающуюся роль организатора науки, оставаясь при этом в оппозиции к официальному диалектическому материализму. Ученому пришлось выдержать мощный идеологический прессинг.

 []

Президиум Национальной академии наук Украины в г. Киеве (трехэтажное здание в центре). Фото с инета

Именно академик Вернадский сыграл главную роль в организации Национальной академии наук Украины (в 1918 г.) и стал первым ее президентом. Ученый был одним из первых мыслителей, кто уловил тенденции наступающего века глобализации и начал основательно разрабатывать соответствующие проблемы.

1 Пророческое прозрение Вернадского

Особое событие в духовной жизни мыслителя произошло в феврале 1920 года в Крыму, когда сыпной тиф поверг его в пограничное состояние между жизнью и смертью. Ученому тогда было 57 лет, он уже был достаточно известен в научном мире. Но только в эти 3 недели пограничного состояния Вернадский вдруг осознал, что ему суждено открыть человечеству новое и глубокое учение о биосфере, о "живом веществе". Мыслитель вдруг понял, что в этом его жизненное призвание, его "пророческая миссия". Как только он стал выздоравливать и смог начать писать, сразу взялся за перо. Процитируем записи в его дневнике. "Мне хочется записать странное состояние, пережитое мной во время болезни. В мечтах и фантазиях, в мыслях и образах мне интенсивно пришлось коснуться многих глубочайших вопросов жизни и пережить как бы картину моей будущей жизни до смерти. Это не был вещий сон, так как я не спал - не терял сознания окружающего. Это было интенсивное переживание мыслью и духом чего-то чуждого окружающему, далекого от происходящего. Это было до такой степени интенсивно и ярко, что я совершенно не помню своей болезни и выношу из своего лежания красивые образы и создания моей мысли, счастливые переживания научного вдохновения. Помню, среди физических страданий... я быстро переходил к тем мыслям и картинам, которые меня целиком охватывали. Я не только мыслил и не только слагал картины и события, я, больше того, почти что видел их (а может быть, и видел), и во всяком случае - чувствовал движение света и людей или красивые черты природы на берегу океана, приборы и людей. А вместе с тем, я бодрствовал" (цитир. по [1.С.264]). И далее: "Я хочу записать, что помню, хотя помню не все. То же советуют мне близкие... которым я кое-что рассказывал. И сам я не уверен, говоря откровенно, что все это плод моей больной фантазии, не имеющей реального основания, что в этом переживании нет чего-нибудь вещего, вроде вещих снов, о которых нам несомненно говорят исторические документы. Вероятно, есть такие подъемы человеческого духа, которые достигают того, что необычно в нашей обыденной изоднодневности [повседневности - примеч. В.Ю.Скосаря]. Кто может сказать, что нет известной логической последовательности жизни после известного поступка?" (цитир. по [1.С.265]). По мнению Г.П. Аксенова, таким поступком стало решение Вернадского еще в 1916 году здесь же, в старом имении Бакуниных "Горной Щели" (в Крыму), начать работу с обобщающих мыслей: вечности жизни и истории атомов в живом веществе, в живых организмах. "Он услышал зов и пошел ему навстречу" [1.С.265]. У Вернадского уже давно зрела идея научно исследовать интуитивное представление о Земле, как планете, в которой живые организмы (живое вещество) органично связаны с химическими процессами всей планеты, со всей геохимией. И незадолго до описываемых здесь переживаний ученый стал ставить себе самому вопрос о достигнутом в научном творчестве. "...Подошла старость, и я оценил свою работу как работу среднего ученого...". Но интенсивные размышления над своей давней идеей, драматические переживания во время гражданской войны, особое состояние духа во время тяжелой болезни - все это привело к переоценке жизненного пути мыслителя. "Эта оценка за последние месяцы претерпела коренное изменение. Я ясно стал сознавать, что мне суждено сказать человечеству новое в том учении о живом веществе, которое я создаю, и что это есть мое призвание, моя обязанность, наложенная на меня, которую я должен проводить в жизнь, - как пророк, чувствующий внутри себя голос, призывающий его к деятельности. Я почувствовал в себе демона Сократа. Сейчас я сознаю, что это учение может оказать такое же влияние, как книга Дарвина..." (цитир. по [1.С.267]).

 []

Главное здание Национальной библиотеки Украины им. В.И.Вернадского в г. Киеве, основанной в 1918 году по инициативе Вернадского. Фото с инета

К драматическому моменту переживаний Вернадский хорошо владел сведениями по истории науки, ведь он сам уже читал лекции на эту тему. Но в три недели переживаний - особого состояния души на пике опасной болезни - ученый переосмыслил то, что уже знал. В своих видениях мыслитель вспомнил христианских натуралистов прошлого, миссионеров и ученых, которые обращали в христианство дикие племена Южной Африки, Полинезии и Новой Зеландии. Эти люди, убежденные в ценности всего сотворенного мира, относились благоговейно ко всем проявлениям природы. Поэтому они оставили нам довольно точные и полные описания своих географических и этнографических открытий, описания новых земель, природы и населяющих народов. К добросовестному изучению природы и человека побуждало чувство долга перед Творцом. Так Вернадский открыл для себя религиозную мотивацию научных исследований [1.С.271]. Мы еще вернемся к этому ниже... Весь предыдущий опыт Вернадского в сфере народного образования, научной деятельности, работы в Комиссии по изучению естественных производительных сил царской России, все его организаторские способности - все это было преобразовано в содержание его видений во время болезни. И это преобразование в мозгу ученого породило идею создания современнейшего Института изучения живого вещества. "Основной целью моей жизни рисовалось мне создание нового института для изучения живого вещества и проведение его в жизнь, управление им. Этот институт международный по своему характеру, т.е. по темам и составу работников, должен являться типом тех новых могучих учреждений для научной исследовательской работы, которые в будущем должны совершенно изменить весь строй человеческой жизни, структуру человеческого общества" (цитир. по [1.С.271]). Но, поскольку после поражения в Первой мировой войне и по причине Гражданской войны Россия сильно пострадала и обеднела, то создать такой Институт могли лишь такие богатые страны, как Англия и Америка. Вернадский в своих видениях эмигрировал в Англию, а потом начал организовывать Институт в Америке, на берегу Атлантики. Одновременно ученый разъезжает по всему миру и читает перед специалистами разных стран резонансные доклады и печатает книгу в области геохимии и биогеохимии. В Петрограде мыслитель читает научно-философский доклад "О будущности человечества". Творческая фантазия Вернадского не только нарисовала ему организационную схему нового Института, но даже принципы функционирования основных двух приборов для разложения и химического анализа живых организмов. И все это произошло в том особом состоянии ума. Потом, после болезни, ученый продиктовал супруге оргструктуру Института и общее устройство приборов.

Вернадскому привиделось, что он 20 лет возглавлял Институт, получил множество фундаментальных научных результатов, на основе которых были сделаны полезнейшие прикладные разработки, после чего в возрасте 80 лет отошел от дел. В оставшийся отведенный ему срок ученый писал книгу. "...Я всецело ушел в разработку того сочинения, которое должно было выйти после моей смерти, где я в форме отдельных отрывков (maximes) пытался высказать и свои заветные мысли по поводу пережитого, передуманного и перечитанного, и свои философские и религиозные размышления... Ярко пробегали в моей голове во время болезни некоторые из этих мыслей, которые казались мне очень важными и обычно фиксировались в моем сознании краткими сентенциями и какими-то невыраженными словами, но прочувствованными моим внутренним чувством, моим "я" и очень мне тогда ясными впечатлениями. Сейчас я почти ничего из этого не помню, и мне как-то не хочется делать усилий для того, чтобы заставить себя вспомнить. К некоторым из этих закрытых мне теперь, но бывших, а может быть, и сейчас бессознательно для меня живущих мыслей у меня какое-то внутреннее не то стыдливое, не то священное чувство уважения, и мне не хочется их касаться, а хочется их ждать, ждать того нового порыва вдохновения, когда они появятся все целиком и когда они будут понемногу выявляться в моей жизни. Такие состояния в гораздо меньшей ясности мне приходилось переживать и раньше" (цитир. по [1.С.273]). Здесь можно согласиться с мнением Г.П. Аксенова, что выявление мыслей и идей, уже "виденных" ранее, справедливо можно сравнить с "демоном" Сократа, ведь Сократ полагал, что он в течение жизни припоминал уже известные его душе идеи, или ему их подсказывал его "демон" - внутренний голос. Но, продолжим читать дневник мыслителя. "...Сейчас вспомнил об одной мысли, которая ярко выливалась во мне во время болезни, но к которой я подходил еще в Киеве, во время моей работы над первой главой своей книги о живом веществе... Это мысль о возможности прекращения смерти, ее случайности, почти что бессмертия личности и будущего человечества. Меня интересовали последствия этого с геохимической точки зрения. Сейчас, во время болезни, целый рой идей, с этим связанных, прошел через мое сознание". Одна из записей рукой супруги Вернадского говорит об автотрофности человечества, т.е. о возникновении нового человека, уже не питающегося живыми организмами, а использующего напрямую солнечную энергию и минеральные вещества (как питается растение). Такой человек уже не будет умирать, не будет оставлять после себя труп (цитир. по [1.С.274]). Указанное сочинение Вернадский собирался назвать "Размышления перед смертью". Доход от издания сочинения должен пойти на адресную материальную помощь конкретным лицам, которые это заслужили и которые действительно нуждаются. Выявлением таких лиц и распределением помощи должен ведать комитет из доверенных людей, подобранных самим Вернадским. Помощь должна быть личной, избирательной, а не абстрактной - это важное условие! "Умер я между 83-85 годами, почти до конца или до конца работая над "Размышлениями"... " (цитир. по [1.С.275]).

Это написано в 1920 году, а умер Вернадский в 1945 году...

Часть пророчеств Вернадского так и не сбылась. Не был организован Институт изучения живого вещества в США, на берегу Атлантического океана; не произнесен им доклад "О будущности человечества", не написана книга "Размышления перед смертью", хотя все это являлось ему в его видениях. Но часть пророчеств сбылась! Он действительно умер практически в том возрасте, как ему привиделось, почти до конца работая над книгой "Размышления натуралиста" и над воспоминаниями "Пережитое и передуманное". Но главное, он действительно сказал человечеству новое в своем учении о биосфере, которое по глубине и важности не менее ценное, чем достижения эволюционистов, если не более... Вернадский выдвинул ряд интереснейших идей и гипотез в области науки, методологии науки и философии, не говоря уже о том, что он сыграл роль основателя ряда научных дисциплин и выдающегося организатора науки.

 []

Украинская антарктическая станция "Академик Вернадский". Фото с инета

Впрочем, нельзя категорически утверждать, что мечта Вернадского об Институте изучения живого вещества, расположенном в Америке на берегу океана, совсем не сбылась. Пророчество реализовалась несколько иначе. В 1996 году на острове вблизи Антарктиды была основана украинская антарктическая станция "Академик Вернадский" на базе британской антарктической станции "Фарадей", переданной Украине. Станцию омывает океан, а занимается она научными исследованиями: океанографическими, биологическими и биоресурсными, гидрометеорологическими, геолого-геофизическими, физикой солнечно-земных связей и др. [7]. Диапазон научных исследований у станции оказался даже шире, чем в предполагаемом Институте изучения живого вещества...

Но, вернемся к переживаниям Вернадского. Я склонен полагать, что настоящей причиной пережитых пророческих видений явилось прикосновение Духа Божия к ученому и мыслителю, который уже созрел для исполнения того главного, что Богом ему было предназначено. Дух Божий воодушевил ученого создать то, что он и создал - учение о биосфере, написать свои основные философские работы ("Размышления натуралиста"). А все то, что не сбылось - это человеческие планы и желания, которые не всегда сбываются. Когда человек воодушевлен, он строит планы, но может и сомневаться (ученый испытывал скепсис даже после ярких видений). Здесь произошло соприкосновение Бога и души человека, а затем человек был предоставлен собственным проектам. Но человек - потомок согрешившего Адама - может ошибаться, может сомневаться. Прозрение Вернадского не было тем словом святого пророка, который говорит исключительно от Бога, и ничего не добавляет от себя, и потому не ошибается. Но даже с учетом этого, сделанное В.И. Вернадским поистине велико и достойно уважения!

2 Наука, философия и религия - грани познавательно-творческой деятельности человечества

Вернадский считал, что организованная научная мысль появилась в обществе тогда, когда личность смогла свободно проявить свою волю в отвлеченной работе по поиску научной истины ради нее самой, когда научная работа явилась самоцелью [2.С.304]. Мыслитель утверждал: "только в истории научного знания существование прогресса в ходе времени является доказанным", тогда как во всех остальных областях: человеческий быт, государственный и экономический строй, качество жизни человека, степень его счастья, моральное, философское и религиозное состояние общества - длительного прогресса не обнаруживается [2.С.281]. Зато рост научного знания, если взять во внимание все общество, а не только западную цивилизацию, был непрерывным примерно с VII в. до н.э., "и, с недлительными остановками, темп его все подымался и подымался" (там же). С начала XX в. этот темп можно охарактеризовать как "взрыв научного творчества" [2.С.274]. В некоторые периоды истории в разных цивилизациях наблюдались регрессивные явления в развитии научного мышления и даже упадок науки, когда в научное мировоззрение вторгаются религиозные или философские результаты деятельности, которые не входят в рамки научно познанного, но являются весьма важными и ценными для человечества. Так было в последние века жизни Римской империи и несколько раз в Средние века в Европе; так было в исламских государствах, в Индии и Китае. Мыслитель полагал, что причины регрессивных явлений в науке глубже, чем нашествия варварских племен. Причины - в изменении психологии обществ, изменении духовных интересов личности, ослаблении воли, направленной на научное искание и научную работу [2.С.240] и обращении "творческой мысли в область философии и религии, в художественные образы и формы" [2.С.306].

 []

В.И.Вернадский. В год женитьбы, 1886 г. [1]

Вернадский постоянно подчеркивал непрерывное взаимодействие между различными сторонами духовного творчества: наукой, философией и религией. По его мнению, даже в современном научном мировоззрении есть части, которые "были достигнуты не путем научного искания или научной мысли - они вошли в науку извне: из религиозных идей, из философии, из общественной жизни, из искусства. Но они удержались в ней только потому, что выдержали пробу научного метода. Таково происхождение даже основных наиболее характерных черт точного знания..." [2.С.200]. Например, из религиозного вдохновения и поиска музыкальной гармонии, через философию Пифагора и пифагорейцев в науку вошло число и числовые соотношения. "С тех пор искание гармонии (в широком смысле), искание числовых соотношений является основным элементом научной работы. Найдя числовые соотношения, наш ум успокаивается, так как нам кажется, что вопрос, который нас мучил, - решен. В концепциях ученых нашего века число и числовое соотношение играет такую же мистическую роль, какую они играли в древних общинах, связанных религиозным культом, в созерцании служителей храмов, откуда они проникли и охватили научное мировоззрение. Здесь еще теперь видны и живы ясные следы древней связи науки с религией. От религии же, как и все другие духовные проявления человеческой личности, произошла наука" [2.С.201]. Религиозная энергия, религиозная мотивация часто нужны для выяснения научной истины. Например, Колумб, зная о возможной шарообразности Земли, искал морской путь в Азию, в Индию не ради торговой наживы, а ради победы в борьбе с исламом. Открытие Америки стало побочным результатом религиозного энтузиазма [1.С.270]. Религиозный долг перед Творцом побуждал христианских миссионеров скрупулезно описывать геологию, географию, биологию и этнографию новых земель и стран - как творения Божьего [1.С.271]. Но, с другой стороны, известен многовековой период борьбы "людей науки с притязаниями христианских, отчасти мусульманских теологов, - борьба, в которой окончательно определилась область, подлежащая научному ведению, и в результате которой религия, несомненно, очистилась от приставших к ней исторических нарастаний, по существу ничего с ней общего не имеющих" [2.С.210]. И далее: под влиянием науки "понимание христианства начинает принимать новые формы, и религия поднимается на такие высоты и спускается в такие глубины души, куда наука не может за ней последовать" [2.С.210]. Академик Вернадский - великий гуманист и романтик науки, не относящий себя к верующим, тем не менее, не считал, что наука подменит религию. Ученый-энциклопедист указывал, что в эпоху расцвета научного мышления забывается тесная связь всех течений духовной жизни человечества: науки, философии, религии. Отсюда и возникает ошибочное мнение, что научное мировоззрение подменит собой мировоззрение философское или религиозное. Конечно, наука расширяет сферу своих исследований и даже захватывает области, которые долгие века служили уделом исключительно философии или религии, подвергая все перепроверке научным методом, но из этого не следует, что наука вытесняет философию или религию. Даже наоборот: наука "питается" идеями и понятиями, которые возникли в области религии и философии [2.С.214]. "Рост науки неизбежно вызывает в свою очередь необычайное расширение границ философского и религиозного сознания человеческого духа: религия и философия, восприняв достигнутые научным мировоззрением данные, все дальше и дальше расширяет глубокие тайники человеческого сознания" [2.С.214]. "Создания философской мысли и религиозного созерцания не теряют при этом того своеобразного характера, который свойствен почти всем созданиям человеческого духа. На них лежит, если можно так выразиться, печать бесконечности" [2.С.215]. Связано это еще и с тем, что в науке, философии и религии действуют преимущественно разные стороны человеческой способности к познанию и творчеству [2.С.220]. Глубокая мысль Вернадского, по существу, противостоит философски наивной схеме о "вытеснении" наукой достижений философии или религии. Идея Вернадского также противостоит утверждениям официальной атеистической идеологии о том, что по мере развития науки и увеличения научного знания для религиозной сферы остается лишь то, что наука не успела освоить; а по мере роста научной и философской грамотности среди верующих будут оставаться лишь малограмотные люди (см., например, [11.С.394]).

 []

В.И.Вернадский, 1905 г. [1]

Ученому приходилось даже отстаивать примат науки в своей, научной сфере деятельности, и отвергать диктат официального диалектического материализма. В письменной полемике с коммунистом акад. Дебориным в "Известиях АН СССР" (7-я серия, 1933, ?3) Вернадский заявлял: "Я философский скептик. Это значит, что я считаю, что ни одна философская система (в том числе и наша официальная философия) не может достигнуть той общеобязательности, которой достигает (только в некоторых определенных частях) наука. ...Я, как философский скептик, могу спокойно отбросить без вреда и с пользой для дела в ходе моей научной работы все философские системы, которые сейчас живы" [2.С.533]. И в других работах мыслитель неоднократно подчеркивал, что только научные результаты - факты и эмпирические обобщения науки - имеют общеобязательную силу, тогда как ни философия, ни религия, ни художественное творчество, ни здравый смысл не имеют такой бесспорности и общеобязательности [2.С.346]. Только наука "по существу, едина и одинакова для всех времен, социальных сред и государственных образований" [2.С.323], тогда как ни религия, ни государственные социальные образования, ни философия не смогли создать единства человечества и единого понимания смысла и цели жизни человека, и это доказано опытом тысячелетий мировой истории [2.С.324]. Очевидно, что в настоящее время религия переживает глубокий кризис и не сможет обеспечить единства человечества. Но и "маловероятно, чтобы атеистические представления, по существу тоже предмет веры, основанные на философских заключениях, могли бы стать столь сильны, чтобы дать человечеству единое представление. По существу, это те же религиозные концепции, основанные на вере. ...Еще менее может создать единство - вселенскость понимания - философская мысль. В основе ее всегда лежит сомнение и рационалистическое обоснование существующего. Никогда не существовало времени, когда бы одна какая-нибудь философия признавалась истинной" [2.С.325]. Согласно Вернадскому, типы творческих личностей всегда отвечают разным типам философии, потому типов философий всегда будет много [2.С.325]. Очевидно, что официальный "научный атеизм" ученый приравнивал к религиозной концепции. Мыслитель отмечал, что "религиозное сознание всего человечества переживает сейчас глубокий кризис, отчасти, но едва ли в основном, связанный с ростом научного знания и с несогласованностью его с научными достижениями, попытками с ним бороться" [2.С.331]. Проявляется это и в "государственных представлениях отрицания религии", но, фактически, государственный атеизм - это "социально-государственная религия" [2.С.332]. Вернадский не дает объяснения основных причин современного кризиса религии, но контекст его размышлений наводит на вывод (по аналогии с причинами прошлых регрессий в науке), что это определяется изменением психологии общества, изменением духовных интересов личности, ослаблением воли, направленной на религиозную жизнь.

3 Предтеча атомного века

С 1908 года Вернадский начал активно заниматься проблемой радиоактивности и использования атомной энергии. В 1909 году в царской России, благодаря усилиям ученого, была создана лаборатория радиологических исследований. В Российской академии наук Вернадским организована Радиевая комиссия и прочитан доклад "О необходимости исследования радиоактивных минералов в Российской империи". Ученый лично и с помощниками занимался поисками радия в Средней Азии, на Кавказе, на Урале [1.С.157,166].

 []

В.И. Вернадский и К.А. Ненадкевич в Средней Азии на поисках радиевых минералов, 1911 г. [1]

В 1914 году, перед самой войной, Вернадский и руководимые им экспедиции по поиску радиевых минералов добрались до границ Маньчжурии и Монголии, и в Забайкалье. Летом 1916 года Вернадский участвовал в экспедиции на Алтае, где вел поиск радиоактивных минералов и бокситов [1.С.187,201].

Радиевые исследования, организованные Вернадским, показали, что для освоения природных богатств страны необходимы хорошо оснащенные научные коллективы. Так возникли научно-исследовательские институты и современная организация науки, наука быстро стала мощной силой государства. Первая мировая война подтолкнула ученого запустить и реализовать программу инвентаризации природных богатств Российской империи. Так, сначала в Академии наук, а потом на общегосударственном уровне появилась и заработала Комиссия по изучению естественных производительных сил. Собранные Комиссией сведения и выпущенные печатные труды оказались полезными инженерам, промышленникам, банкирам, всему государству. Воспользовалась этими достижениями и новая советская власть [1.С.172,191].

К концу 1921 года сотрудниками Вернадского (радиохимиком В.Г. Хлопиным с супругой) впервые в России было получено несколько миллиграмм радия, этого уникального и редкого элемента. Тогда же был организован Радиевый институт, подчиненный Главнауке при Министерстве просвещения. Это случилось уже при советской власти в 1922 году [1.С.314]. Можно только представить каким трудным был этот подвиг обогащения радиевых руд в условиях разрухи и Гражданской войны...

В 1932 году Вернадский хлопочет перед Советским правительством о переоборудовании Радиевого института: "Пройдут годы - может быть, немногие, - и ожидания ученых станут жизненной действительностью. Мы действительно переживаем сейчас охват человеческим обществом новой формы огромной энергии с разнообразным жизненным приложением, новой силы аналогичной электромагнетизму..." (В.И. Вернадский. О необходимости создания научно-мощного Радиевого института в срочном порядке) (цитир. по [1.С.402]). Благодаря инициативам и трудам ученого в стране появились специалисты, умеющие проводить поиск и всестороннее изучение радиоактивных минералов [1.С.415].

Летом 1940 года Вернадский с сотрудниками инициировали исследование урановых руд в СССР для практического использования в атомной промышленности (часть урановых месторождений уже была известна, ведь именно там и находили радий). В те годы эстафета научных исследований и прикладных разработок уже перешла к более молодому поколению советских специалистов-ядерщиков. И Радиевый институт сыграл здесь важную роль (см., например, книгу П. Асташенкова: Курчатов. М.: Молодая гвардия, 1968. - 200 с.). Вернадский же сыграл роль предтечи атомного века [1.С.491].

Но вернемся в 1910-1920-е годы. Тогда Вернадский один из первых в мире ученых и мыслителей предвидел практическое использование атомной энергии. И он предупреждал, что владение атомной энергией накладывает на человечество большую ответственность. Предложим читателю слово мыслителя из "Очерков и речей, Петроград.: 1922, Вып. 1, с. 11":

"Мы подходим к великому перевороту в жизни человечества, с которым не могут сравниться все им раньше пережитые. Недалеко время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет. Это может случиться в ближайшие годы, может случиться через столетие. Но ясно, что это должно быть.

Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение?

Дорос ли он до умения использовать ту силу, которую неизбежно должна дать ему наука?

Ученые не должны закрывать глаза на возможные последствия их научной работы, научного прогресса. Они должны себя чувствовать ответственными за все последствия их открытий. Они должны связать свою работу с лучшей организацией всего человечества" (цитир. по [13]).

Увы! Мы - жители XXI века - хорошо знаем, что человечество не избежало ни атомных бомбардировок, ни экологических катастроф, связанных с мирным использованием атомной энергии. И не застраховано от них в будущем. Предупреждение Вернадского, обращенное к современным ученым, остается актуальным и по сей день. Актуальность его даже возрастает по мере роста науки и новых технологий...

4 Переход в ноосферу

Охватывая системным подходом геологические процессы, а также изменения, происходящие во всемирной истории, в частности, в развитии науки и технологии, Вернадский высказал философскую гипотезу о переходе биосферы в ноосферу - в "царство разума человеческого". Это должно определяться интенсивным ростом науки и наукоемкого человеческого труда, которые охватят все ареалы биосферы и даже ближний космос, открытием новых мощных источников энергии, отказом от войн, достижением определенного единства человечества, обеспечением разумных условий для развития личности и свободного научного творчества во всех странах [4]. Характеризуя растущую технологическую мощь человечества, Вернадский писал: "Мощь его связана... с его разумом и направленным этим разумом его трудом. В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление" [2.С.479]. И далее: "...Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера... Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой... Перед ним открываются все более и более широкие творческие возможности. И может быть, поколение моей внучки уже приблизится к их расцвету" [2.С.480]. Мыслитель полагал, что нашей цивилизации не грозит крах, несмотря на страшные явления двух мировых войн, поскольку: 1) человечество уже охватило почти всю биосферу и уже связано быстрыми видами информационной связи и транспорта, 2) интересы и благо всех людей уже становятся реальной государственной задачей, борьба с бедностью тоже вышла на научный и государственный уровень, 3) начато решение задачи сознательного регулирования рождаемости, продления жизни и ослабления болезней для всего человечества, 4) наука проникает во все человечество и становится интернациональной, а среди ученых растет сознание нравственной ответственности за использование научных результатов [2.С.283].

Одним из важнейших аспектов зарождающейся ноосферы Вернадский видел достижение человечеством автотрофного состояния. В статье "Автотрофность человечества" (1925 год) мыслитель писал: "...запасы энергии, находящиеся в распоряжении разума, неистощимы. Сила приливов и морских волн, радиоактивная, атомная энергия, теплота Солнца могут дать нужную силу в любом количестве. Введение этих форм энергии в жизнь есть вопрос времени. Он зависит от проблем, постановка и разрешение которых не являются неисполнимыми. Так добытая энергия будет практически безгранична. Пользуясь непосредственно энергией Солнца, человек овладеет источником энергии зеленых растений, той формы ее, которой он сейчас пользуется через посредство этих последних как для своей пищи, так и для топлива... Непосредственный синтез пищи, без посредничества организованных существ, как только он будет открыт, коренным образом изменит будущее человека" [14].

Впервые публично о ноосфере Вернадский доложил в 1938 году, но его почти никто не понял. Даже ближайшие ученики Вернадского с сомнением отнеслись к идее ноосферы - "сферы разума". Например, выдающийся ученый А.Ферсман (ученик Вернадского) удивлялся, обращаясь к мыслителю: "Помилуйте, Владимир Иванович, о какой разумности этой действительности можно говорить?". Многие недоумевали насчет этического аспекта "сферы разума", ведь ноосфера должна означать область порядка, правды, справедливости, чего не наблюдалось... Вернадский же ставил акцент на геологическом аспекте ноосферы, для него ноосфера - это, прежде всего, геологическая оболочка, где соединяются геологические и исторические процессы [1.С.479].

Далее я позволю себе пространный комментарий. История человечества пошла не таким путем развития, но гораздо более драматичным. Мы вступили в процесс глобализации - всевозрастающего воздействия на социальную жизнь в каждой отдельной стране множества факторов международного значения: тесных экономических связей и политических взаимоотношений стран; культурного обмена и информационного взаимодействия. В результате происходит сближение экономик и норм общественной жизни даже в тех странах, в которых они имели ярко выраженные национальные черты. Но, глобализация не привела к гармоничному порядку взаимоотношений различных стран и народов на основе, например, равномерного развития экономик стран и различных регионов мира. Наоборот, процесс глобализации поставил на повестку дня глобальные проблемы выживания всего человечества: экологического и энергетического кризисов, демографического взрыва, военной и террористической опасности. Все эти общечеловеческие проблемы являются закономерными следствиями развития современной цивилизации с ее в целом технократически ориентированной культурой [8; 12].

В частности, в сфере экономики глобализация проявляется в стремительном увеличении потока товаров, капитала, инвестиций, кредитов, обменов людьми, которые уже качественно изменили взаимодействие отдельных национальных экономик. А в области культуры глобализация проявляется во все большем распространении индивидуалистических ценностей, материалистических взглядов, ценностей экономической эффективности и успеха в любой деятельности. Колыбелью этих мировоззренческих установок является Западная цивилизация [9]. В результате человечество стремится к состоянию какого-то гигантского, чудовищного рынка, где все продается и покупается, исходя из критерия экономической эффективности. Разрастается общемировое потребительское общество, в котором человек стремится, прежде всего, обладать, потреблять, получать максимум удовольствия. Потребительский фетишизм удовлетворяет не реальные потребности человека, а его тщеславие и желание заполнить духовную пустоту своей жизни [5.С.416]. Человек стал все более озабочен удовольствием: его получением, его доставлением, а также репрезентацией состояний удовольствия [3.С.241].

Таким образом, мы не наблюдаем тот переход биосферы в ноосферу, который предсказывал В.И. Вернадский. Лишь отдельные аспекты глобализации проявились так, как он предвидел: технологическое воздействие человечества охватило практически всю поверхность Земли, часть недр и океанских глубин, а также часть ближнего космоса. Но к чему движется человеческое общество, не наблюдается ли тенденция реализации самого худшего, апокалиптического сценария? Сценария, когда общество за счет эксплуатации ресурсов биосферы перерастает в чудовищную "Вавилонскую блудницу"? Образ "Вавилонской блудницы" берет начало в знаменитом Апокалипсисе (гл. 17-18) и толкуется в христианской духовной литературе. Текст Апокалипсиса изображает нам весьма значительный город, разбогатевший на торговле самыми престижными товарами и даже "телами и душами человеческими", живущий в самой изощренной роскоши. Этот "Вавилон" связан многими и прочными связями с "сильными мира сего". Идеология "Вавилона" - "блудодеяние" и "волшебство", политика его - притеснение и уничтожение всех тех, кто не разделяет ценностей и образа жизни "Вавилонской блудницы". "Вавилонская блудница" восседает на "багряном звере" - духовном противнике Бога. У святых отцов, в христианской духовной литературе интерпретация образа "Вавилонской блудницы" все более уточнялась по мере того, как проявлялась историческая конкретика. Но духовная основа "Вавилона" никогда не вызывала сомнений: "багряный зверь" есть духовный противник Бога. В XX веке доктор химич. наук, проф. Н.Е. Пестов, известный более как христианский писатель, составил свое толкование на Апокалипсис. Он считал, что в образе "Вавилонской блудницы" проявится вся та масса номинальных христиан и их "христианских" правителей, которые являются христианами лишь внешне, но полны пороков и творят много зла, и всегда так поступали. "Итак, вся кровь земли ставится в вину христианским Церквам. И действительно, если бы христианские правители и их советники были действительно учениками Христа, то давно бы ужасы войны были изжиты человечеством. Но так как громадное большинство правителей были лишь номинальными христианами и покровительствовали им также мнимо-христианские представители Церкви, то войны и заливали землю кровью на протяжении всей новозаветной истории" [10.С.187]. Пестов акцентирует внимание только на грехах христианского мира, который более всех ответственен за нынешнее положение дел. Действительно, можно говорить, что в последние пятьсот лет в мире доминировала военно-технологическая мощь "христианских" стран, которые и несут максимальную ответственность за кровопролития. Но есть и не менее важное духовно-этическое обоснование тезису Н.Е.Пестова. Ученики и последователи Христа получили ясные духовно-этические заповеди. А кому больше дано, с того и больше будет спрос. Достаточно обратиться к трагическим событиям начала XXI века - конфликтам на постсоветской территории, в которых проливали кровь и продолжают ее проливать православные россияне, грузины, украинцы...

А теперь поразмышляем: каким может оказаться взаимодействие науки, философии и религии в обществе духовного "Вавилона"? Вероятно, наука будет нацелена на эксплуатацию ресурсов биосферы и окружающего космоса ради удовлетворения ненасытных аппетитов человечества, а рядом с наукой будет процветать псевдонаука. Сосуществование науки и псевдонауки будет обусловлено размыванием в обществе понятия истины, низким уровнем добросовестности и порядочности ученого мира [6.С.141]. Кроме того, в современном обществе существует спрос на псевдонауку в ущерб науке. Это связано с тем обстоятельством, что псевдонаука частично удовлетворяет потребность человека в целостном представлении о мире, обещает человеку "духовный рост" и самореализацию личности (оккультные знания). А традиционная наука - "бесчеловечна", она изучает мир так, как будто не существует человека с его свободной волей и возможностью вмешиваться в окружающие процессы. Наука часто преподносит даже социальные процессы, как полностью "объективные" и не зависящие от отдельной личности. Такая установка и традиция мышления в науке становится тягостной для современного человека [6.С.142]. Кроме того, традиционная наука очень специализирована, и уже большинство образованного человечества не в силах освоить многие специальные знания, которые, тем не менее, важны для современной думающей личности. Эта неудовлетворенность усиливает притягательность псевдонауки [6.С.151]. Уже в XX веке почти перевелись ученые-энциклопедисты, способные охватить мироздание цельным взглядом и поделиться этой картиной с людьми. Академик Вернадский был одним из последних энциклопедистов научного сообщества.

Но вернемся к нашему апокалиптическому сценарию. Философия будет оправдывать гедонистический и потребительский подход к жизни, обосновывать и воспевать диктат апокалиптического зверя над человечеством. Религия же переродится, истинно верующих останется крайне мало. Зато будут процветать различные псевдорелигии, оккультизм. Уже сегодня они притягательны для многих, потому что они "наукообразны" и не налагают на адептов аскетических ограничений, требуемых Христианством и другими традиционными религиями [6.С.145]. Зверь Апокалипсиса в новой религии заменит собой Бога. Вот как выглядит пессимистический прогноз, если человечество деградирует до состояния "Вавилонской блудницы"...

 []

В.И.Вернадский. В эвакуации в Казахстане, 1943 г. [1]

Итак, мировая история пошла не таким путем развития, как полагал Вернадский, но гораздо более драматичным. Но почему же В.И.Вернадский так ошибся в своем оптимистическом предсказании о будущем человечества, о переходе в состояние ноосферы?

Заключение

Настал момент подвести итоги. Во-первых, мысль академика Вернадского о взаимоотношениях науки, философии и религии по-другому освещала эту проблему, чем принято было в официальной идеологии. Вернадский глубже чувствовал сильную взаимосвязь между разными сторонами познавательно-творческой деятельности человечества. Он считал, что общая сфера познавательно-творческой деятельности человечества постоянно расширяется, и пока наука вытесняет религиозные представления в уже освоенных областях, философская и религиозная сферы успевают уйти дальше и охватить новые области неведомого, куда наука еще не скоро проникнет. Так что наука, философия и религия - это вечно развивающиеся направления духовной жизни человечества, которые никогда не заменят друг друга.

Во-вторых, даже наиболее проницательные представители гуманистической мысли, как академик Вернадский, всегда недооценивали степень греховной поврежденности человеческой природы: силы страстей алчности, агрессивности, властолюбия и склонности ко всяческим порокам. Гуманисты полагали, что человек только за счет ресурсов своего разума и силы воли сможет обосновать этические нормы и обустроить жизнь: рационально усовершенствовать государственные аспекты жизни, межгосударственные отношения и культурную сферу. Религиозная сфера духовной жизни, ее драматизм гуманистами недооценивались. Многие мыслители-гуманисты полагали, что секуляризация вскоре приведет к постепенному растворению религии в общем слое культуры. Христианский тезис о существовании фундаментальной духовной проблемы - греховной поврежденности человеческого естества (наряду с наличием благих качеств), склонности человека творить зло (наряду с добрыми поступками), этот христианский тезис гуманистами не признавался и не признается до сих пор. В частности, понятие ноосферы у Вернадского имеет пантеистический привкус: как будто исторический процесс в целом определяется геологическим процессом, а геологический процесс приобретает видимость рационального и осмысленного, потому что он соединен с историческим процессом. Но, вне конкретной личности нельзя говорить о планомерном, "осмысленном" трансформировании обезличенной геологической оболочки в направлении "ноосферы". Ноосферу могут создать лишь рационально мыслящие личности, придерживающиеся доброй воли, положительных этических ценностей. Но, в реальной жизни все гораздо сложнее, и злая воля в людях действует с не меньшей силой, чем добрая...

Жизнь все более ставит нас лицом к лицу с глобальными вопросами, порожденными фундаментальной духовной проблемой. Сможем ли мы избежать пессимистического сценария развития, не окажутся ли наши дети и внуки в обществе духовного "Вавилона", которому Апокалипсис угрожает страшной катастрофой? Есть ли у нас возможность хотя бы отодвинуть это время, если сценарий нельзя предотвратить? На эти вопросы ответ нужно искать в рамках христианской парадигмы, через призму Евангелия.

Список литературы

1. Аксенов Г.П. Вернадский / Геннадий Аксенов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Молодая гвардия, 2010. - 565 с.

2. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / В.И.Вернадский; предислов. Р.К.Баландина. - М.: Айри-прес, 2013. - 576 с.

3. Емельянов А.В. Проблема отражения гедонистических ценностей в постмодернистских теоретических концепциях. Материалы VI Международной научно-практической конференции "Социальная онтология в структурах теоретического знания", 30-31 мая 2014 г., г. Ижевск.

4. Казютинский В.В. Вернадский. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. Обществ.-науч. фонд; Предс. Научно-ред. совета В.С.Степин. - М.: Мысль, 2000-2001. - 2-е изд., испр. и дополн. - М.: Мысль, 2010. Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/0593.html.

5. Кондрашов П.Н., Кручинина А.В. Тотальная ориентация на обладание и потребление. Материалы VI Международной научно-практической конференции "Социальная онтология в структурах теоретического знания", 30-31 мая 2014 г., г. Ижевск.

6. Матецкая А.В. Псевдонаука и псевдорелигия в современном обществе // Свеча-2014. Том 26. Международная конференция "Религия и религиозность в локальном и глобальном измерении-II", 30.09.2014, Владимир, ВлГУ.

7. Нацiональний антарктичний науковий центр. Мiнiстерство освiти i науки України. Наукова д?iяльнiсть. Режим доступа: http://www.uac.gov.ua/SitePages/ScientificResearch/Scientific_research.aspx

8. Мунтян М.А. Глобализм. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. Обществ.-науч. фонд; Предс. Научно-ред. совета В.С.Степин. - М.: Мысль, 2000-2001. - 2-е изд., испр. и дополн. - М.: Мысль, 2010. Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/0802.html.

9. Насырова Л.Р., Литвиненко Н. Глобализация. Режим доступа: http://www.univer.omsk.ru/omsk/socstuds/glob/index.html.

10. Николай Пестов. Свет Откровения. Размышления над Апокалипсисом. М.: Братство святого апостола Иоанна Богослова, 2010. - 272 с.

11. Спекуляция религии на нерешенных вопросах науки. Настольная книга атеиста / С.Ф.Анисимов, Н.А.Аширов, М.С.Беленький и др.; под общ. ред. Сказкина. - 7-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1983. - 448 с.

12. Чумаков А.Н. Глобалистика. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. Обществ.-науч. фонд; Предс. Научно-ред. совета В.С.Степин. - М.: Мысль, 2000-2001. - 2-е изд., испр. и дополн. - М.: Мысль, 2010. Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/0803.html.

13. В.И. Вернадский. Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988. - 520 с.

14. В.И. Вернадский. Автотрофность человечества. Режим доступа: http://vernadsky.lib.ru/e-texts/archive/Vernadsky_V.I.__Avtotrofnost_Chelovechestva.html

Май 2016 г.


Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"