Скосарь Вячеслав Юрьевич : другие произведения.

Идея Воскресения и идея реинкарнации

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Кратко о происхождении идеи Всеобщего Воскресения и ее суррогата - идеи реинкарнации (переселения душ, перевоплощения). Причина популярности учения о реинкарнации. Аргументы науки в пользу Воскресения или реинкарнации.

ИДЕЯ ВОСКРЕСЕНИЯ и ИДЕЯ РЕИНКАРНАЦИИ

В.Ю.Скосарь, г.Днепр (Днепропетровск)

Введение

Все-таки, мы - народ, не ценящий свое, истинное, а склонный увлекаться чужим, и притом - не самым лучшим.

Мы не осознаем всю глубину идеи Воскресения, которая сохранялась еще от времен прародителей, Адама и Евы, а позже пришла обновленная к нам, славянам, вместе с проповедью о Христе. Мы не осознаем и не ценим эту идею, которую знало и высоко ценило все древнее человечество, и не только семиты, но и арии, и другие великие народы. Они знали и глубоко переживали истину о Воскресении, пока не утратили ее...

Вместо этого мы увлекаемся человеческим заблуждением, придуманным позже и пришедшим к нам из азиатского региона, языческим заблуждением. Заблуждением, пришедшим на смену древней богооткровенной истине о Воскресении...

А тем временем, коварный враг человеческого рода, злорадно смеясь из инфернальных глубин, продолжает покровительствовать нашим заблуждениям, нашим увлечениям переселением душ, реинкарнацией. Продолжает увлекать нас в ложные учения и в маловерную забывчивость, чтобы мы все реже вспоминали спасительный Крест Христов, и все реже вспоминали Его Воскресение...

1 Что говорит наука о возможности воскресения мертвых и реинкарнации?

Современная наука не имеет никаких особых аргументов против возможности переселения душ (реинкарнации), если она не отрицает возможности отдельного от тела существования духовной субстанции - души. Материалистически и атеистически воспитанные читатели сразу могут возразить, что наука, якобы, отрицает отдельное существование души. Но это не так. Отдельное существование души отрицается философскими учениями, такими как материализм, атеизм и др., но не наукой. Наука пока что не доказала, но и не опровергла факт отдельного существования души. Да и что такое душа: этого наука тоже толком не знает. Душа по-разному понимается в разных мировых религиях и, например, христианское понятие души и буддийское не совпадают. Сейчас же поговорим о науке. Наука - психология, обычно под душой понимает некую идеальную систему, функцию мозга, включающую различные психические проявления: чувства, мысли, желания и пр. Известны сообщения в СМИ, что каким-то ученым удалось "взвесить" душу и тем самым доказать ее отдельное от тела существование, но подобные сообщения недостоверны. Известно множество "наблюдений ауры", но и эти сообщения очень запутанные и больше напоминают фальсификации. А знаменитое кирлиан-свечение может не иметь к душе прямого отношения. Природа души для науки остается полной загадкой. Отдельные интересные факты о возможности реинкарнации получены при изучении гипноза, а также зафиксированы историческими хрониками. Так, бывали случаи, когда люди вдруг "вспоминали" свои предыдущие рождения, когда их душа "была" в другом теле, "вспоминали" спонтанно или под воздействием гипноза. Читатель может самостоятельно поискать на данную тему материалы в интернете. Поэтому наука, вроде бы как допускает реинкарнацию, и в современном обществе довольно распространено поверье в переселение душ. Причем, речь идет об обществе, где формально доминирует христианство, которое отрицает переселение душ, и тем не менее многие "христиане" допускают реинкарнацию. Но доказывают ли те отдельные вышеупомянутые факты реинкарнацию? В науке недостаточно знаний и фактов, чтобы однозначно так утверждать. Христианство же, например, учит, что кроме человека в мире существуют и другие разумные существа - духи:, конкретнее - ангелы и бесы. И вот эти бесы, всегда готовые творить зло и вводить человека в заблуждение, вполне могут навязывать человеку мысли и "память" о жизни души в предыдущем теле. Причем "память" эта будет весьма правдоподобна, т.к. бесы прекрасно осведомлены о подробностях жизни ранее умерших людей и способны эти подробности так изложить, что ныне живущий человек примет их за достоверную память своей прошлой жизни. Особенно велика опасность вторжения бесов в сознание человека, когда у человека отключена воля, как это происходит на сеансах гипноза. О том, что бесы способны на всякие гадости, знают и восточные религии, такие как буддизм, индуизм и др. Но у них не разработано учение о бесах так обстоятельно и глубоко, как в христианстве. Наука же вообще не доказывает, но и не опровергает существование бесов. Так что "факты" о реинкарнации в строгом смысле этого слова не являются фактами и ничего не доказывают. Поэтому наука может лишь допускать возможность реинкарнации.

Еще сложнее обстоит дело с отношением науки к воскресению мертвых. У медицины имеются некоторые достижения по "воскрешению" людей и животных, побывавших в клинической смерти. Читатель может самостоятельно найти соответствующие материалы в интернете. Это как бы небольшой шажок в направлении действительного воскресения мертвых. Но это и углубило наше понимание феномена смерти. Стало ясно, что клиническая смерть - это еще не смерть в полном смысле этого слова, но некое краткосрочное обратимое состояние, когда организм еще можно реанимировать. Другое дело, смерть биологическая, когда в организме наступают необратимые изменения. И вот сам термин "необратимые" говорит о том, что процессы, произошедшие в организме при биологической смерти, уже нельзя обратить. Т.е. воскресить мертвого нельзя. Тем более это кажется убедительным, если тело умершего давно истлело. Но воскресить нельзя, не выходя за рамки действия естественных законов природы, известных ныне науке. А наука занимается только силами и явлениями, действующими внутри изучаемого ею материального мира. Поэтому наука ни в коем случае не отрицает воскресения мертвых, ибо она просто не занимается внешними по отношению к миру силами и их Источником. Наука пока не знает, как можно воскресить мертвого, и тем более не знает, как это сделает Господь Бог. Ибо понятие Бога тоже находится за рамками науки.

 []

Магнит собирает железные опилки и формирует "тело". Взято с инета

Вот, казалось бы и все, что можно сказать о научном видении вопросов переселения душ или воскресения мертвых. Однако, я считаю нужным дополнить этот параграф кое-каким материалом. Может ли всесильный Бог воскресить мертвого? Приведем мнение великого ученого Исаака Ньютона, который хотя и говорил, что он "гипотез не измышляет", но по вопросу воскресения мертвых имел свое особое мнение. Однажды Исаака Ньютона спросили: кто же чудесно соберет рассеявшиеся в прах тела умерших, чтобы образовать новые тела? Ученый молча взял горсть железной пыли, смешал эту пыль с пылью земляной и спросил: "Кто выберет железные опилки из этой смеси?" При общем недоумении ученый взял большой магнит и стал водить над смесью. В ней обнаружилось движение, послышался шелест, и железные опилки стали прилипать к магниту. Серьезно посмотрел Ньютон на присутствующих и сказал: "Тот, кто такую силу сообщил бездушному камню, ужели не может совершить большего чрез наши души, когда им потребно будет облечься в прежние, но обновленные тела?". Вот так великий Ньютон показал, что с использованием еще не известных сил природы возможно то, что ранее считалось невозможным - рассортировать перемешанные частицы разных веществ и нужное вещество собрать воедино. Поэтому не исключено, что действием пока не известных науке сил возможно собрать атомы истлевшего тела в единое новое тело. А уж тем более возможно воскресение мертвых при непосредственном сверхъестественном воздействии Божией силы, нетварной энергии Божества на прах умерших людей. Думаю, показательный пример Ньютона заставит задуматься тех, кто себя считает учеными и пока что не допускает возможность воскресения мертвых. И даже неважно, был ли на самом деле это Ньютон или другой известный физик, изучавший магнетизм.

Но материалисты и атеисты могут возразить: допустим, наукой не отрицается воскрешение мертвых через неизвестные пока науке силы природы, но уж чудо сверхъестественного воздействия Бога на природу точно отрицается наукой. Ибо наука доказала, что чудес не бывает. Такое мнение является заблуждением. Наука не опровергает возможность чудес, потому что на самом деле она ими просто не занимается. Наука занимается естественными закономерностями природы или общества, изучает их, воспроизводит в лабораториях или при компьютерном моделировании, но не затрагивает сверхъестественные явления, потому что они не воспроизводимы в лабораториях, и, вероятно, не вычисляемы компьютерами, т.к. на них нет математической модели. Так что наука никак не отрицает возможность чудес, она просто проходит мимо них, не зная их.

Вывод: современная наука ничего не может сказать убедительного по вопросу возможности воскресения мертвых или переселения душ. Этот предмет оказывается вне компетенции науки.

2. История верований в воскресение мертвых и реинкарнацию

Наука не знает точно, когда возникло верование в воскресение мертвых, но кое-что знает, когда возникла теория переселения душ. По мнению некоторых религиоведов, все древнее человечество так или иначе верило в воскресение мертвых. И многие религиоведы уверены, что знают, когда на Востоке возникла теория реинкарнации. Видимо, древнее человечество еще от Адама и Евы хранило предание о предстоящем телесном воскресении мертвых. Так, наши древние родственники - неандертальцы, возникшие в результате ответвления от homo sapiens sapiens, соблюдали культ умерших. При исследованиях части их захоронений обнаружено, что усопшего клали в могилу овальной формы, напоминающей матку, а тело усопшего было в так называемой эмбриональной позе: ноги согнуты в коленях и касаются подбородка, голова наклонена, пятки касаются ягодиц. По мнению профессора Зубова, это означает, что неандертальцы рассматривали смерть, как новое рождение - ты умер и вошел в утробу земли и должен родиться вновь телесно с тем же телом. Погребальный обряд символизировал победу над смертью.

Примерно шесть-пять тысяч лет до Р.Х. появилась культура, строившая огромные сооружения из камней - мегалиты (наиболее известный из них Стоунхендж). Каменные глыбы засыпали землей и так создавались погребальные курганы. К дольменам пристраивали длинные галереи из земли, туда сносили кремированные останки умерших. Эта культура была во многих регионах: в северо-западной Европе, Средиземноморье, Сирии, Египте, Месопотамии, Индонезии, островах Тихого Океана, на Северном Кавказе, в Абхазии. Что означают столь гигантские постройки, на которые уходили тысячи человеко-часов труда? И это в условиях суровой жизни, когда надо было трудиться от зари до зари! По мнению профессора Зубова, люди культуры мегалита все силы отдавали на религиозную цель - победу над смертью, а значит - на воскресение мертвых, ибо открытия археологов на наиболее сохранившихся курганах показали, что форма всего комплекса постройки вместе с земляными рвами изображала фигуру полной женщины. А курган с останками как бы являл собой чрево земли, из которой усопшие должны заново родиться - воскреснуть. Ориентация мегалитов на точку зимнего солнцестояния, на момент, когда солнце начинает расти, и жизнь обновляться, означает надежду, что при воскресении мертвые пойдут к Небу, Небесному Отцу, Тому, Кто дает жизнь.

И позднее человечество тратило огромное количество времени на религиозные цели - на достижение победы над смертью, на воскресение из мертвых. Речь идет о египтянах времен Древнего царства (3000-2700 гг. до Р.Х.), когда они строили гигантские гробницы и пирамиды. Первыми из подробных письменных памятников человечества до нас дошли египетские Тексты Пирамид, датируемые 2400-2200 гг. до Р.Х. В этих текстах говорится о победе над смертью и телесном воскресении умершего. Египетские мумии - образы телесного воскресения. Вера в телесное воскресение у египтян отразилась также в мифах об Осирисе. Египетские Тексты Пирамид поясняют также появление института царской власти. Царь (фараон) у египтян - некое богоподобное существо, находящееся в состоянии ритуальной чистоты и являющееся символическим отражением Бога на земле. Те, кто был верен царю, вместе с ним после своей смерти шли в вечность, и царь воскресением своей плоти воскрешал и своих верных подданных. Царь для египтян был спасителем. Спасителем он был и для народа Месопотамии, когда ежегодно вступал в ритуальный брак с верховной жрицей богини Инанны, высшей энергии Небесного Бога.

Нас учили в школе, что египтяне исповедовали многобожие, т.к. поклонялись множеству богов. Но оказалось, что эти боги - суть проявления энергий Единого Бога Творца. До нас дошло множество текстов, например, сотая станца Лейденского папируса (XIII век до Р.Х.), где говорится, что есть Единый Бог Творец. Также интересен текст на черном гранитном камне Шабаки, который обнаружен представителями Наполеона в Египте, датируемый VIII веком до Р.Х., где говорится, что Бог Творец замыслил все в сердце, произнес своим языком, и все произошло в бытие, все появилось на свет. Так что оказалось, что не греки первые создали понятие логоса - творящего слова, но они этому научились у египтян. Позднее мы увидим это понятие в Евангелии от Иоанна.

 []

Египетские пирамиды. Взято с инета

Еврейский народ позднее был научен религиозным истинам существования Единого Бога Творца и предстоящего в конце мира воскресения мертвых во плоти. Господь научил еврейский народ через Своих избранных пророков. Так в богоизбранном народе были восстановлены в чистоте древние истины, сохранившиеся в человечестве со времен прародителей, но искаженные позднейшими языческими наслоениями. Основатель христианства - Иисус Христос - открыл новые истины о воскресении мертвых. Именно Он - Христос - воскресит всех мертвых в конце этого грешного мира и произведет Страшный суд над каждым человеком, жившим на земле...

По-другому процесс религиозного развития пошел в Южной Азии. В древности там тоже верили в личное телесное воскресение, участвовали в ритуалах жертвоприношения Богу. Самые древние Ведические тексты говорят нам о том, что все боги (адити - беспредельные) суть энергии Единого Бога Творца, которого именуют Аджа - "нерожденный". Они никогда не вступали в конфликтные отношения друг с другом, как у древних греков. Во время проведения Ведических ритуалов уничтожалось зло, мешающее человеку соединиться с миром богов. Захоронения древних индийцев в курганах и целый ряд заупокойных гимнов говорят о вере индийцев в победу над смертью и то, что умершие войдут в мир вечности - "запредельную даль" (парах параватах). Новые религиозные идеи, зародившиеся в лесных монастырях Индии, отбросили мысль о телесном воскресении и об уникальности земной человеческой жизни. Это произошло на фоне религиозного скепсиса, достигшего Индии. Тогда Бог Творец (Аджа) стал именоваться как Брахман. Человеческий дух - атман - стал рассматриваться как тождественный Брахману, а весь остальной мир, как иллюзия, прельщение. Был сделан вывод, что от иллюзии надо освободиться. Это учение было зафиксировано в Упанишадах. По своей сути Упанишады учили, что человек должен соединиться с Брахманом, с абсолютным Божественным бытием, отбросив себя, отказавшись от своей личности. Это прекрасно изложено в "Лесной Упанишаде". Там же говорится о реинкарнации. Ведь если тело - иллюзия, привязывающая нас к иллюзорному миру, от которого надо освободиться, то тело надо отбросить. Если же умирая и отбрасывая тело, человек не достигает соединения с Брахманом, то он вновь рождается, пока не осуществит попытку. Как пишет профессор Зубов, эти идеи, впервые появившиеся в Индии где-то около XII века до Р.Х., становятся пленительными для всей южноазиатской цивилизации. Они оказываются не только религиозными идеями, но и составной частью естественнонаучных представлений. (О том, что концепция переселения душ появилась гораздо позднее Вед, а именно - в брахманический период развития веры индусов, говорят многие исследователи.)

Еще раз подчеркнем. Если тело - иллюзия и помеха для соединения с Богом, то тело нужно отбросить! Такова логика идеи реинкарнации. В Христианстве же, как и в израильской Ветхозаветной религии, цельный человек немыслим без тела! Потому иудеи и христиане веруют в воскресение плоти. Для индуса же плоть не несет ценности, и душа может вселяться во многие тела, причем в тела животных, растений, минералов... Индусу не понятна идея Всеобщего Воскресения. А для христианина идея Воскресения очень ценна, потому что именно с телом мы предстанем Христу и Богу в конце мировой истории!

Основатель буддизма - Гаутама Будда и основатель джайнизма Махавира - в своих учениях восприняли идею реинкарнации. Будда, например, отверг святость Вед. Так концепция переселения душ вошла в буддизм и в джайнизм. Поздний индуизм унаследовал веру в реинкарнацию от брахманизма. Таким образом, вера в воскресение мертвых гораздо более древняя, чем теория переселения душ, и существовала со времен Адама и Евы.

Несколько позднее (примерно в VI веке до Р.Х.) идея реинкарнации достигла Древней Греции, здесь переселение душ стали называть "метемпсихозом". Идея метемпсихоза (переодушевления, переселения душ) стала популярна в Греции благодаря орфикам и пифагорейцам.

Нужно отметить еще один важный момент. Для индуса переселение душ - это учение о возвращающейся смерти, а жизнь - ад страданий. Индус стремится выйти за пределы этого безумного, бессмысленного колеса перерождений. Неискушенному же в этих вопросах европейцу кажется, что переселение душ - симпатичное учение, ибо позволяет в случае неудавшейся жизни повторить попытку еще и еще раз, совершенно забывая, что тем самым он продлит свои страдания и что невозможно ему достигнуть устойчивого счастья в земной жизни. Поэтому на самом деле ничего привлекательного и оптимистичного нет в теории реинкарнации, она - глубоко пессимистична. Европейцу нужно помнить, что земная жизнь дается лишь один раз и ее нужно прожить достойно, чтобы войти в Царствие Божие.

3. Вместо заключения

Итак, идея реинкарнации есть суррогат идеи Воскресения. Учением о реинкарнации живет Южная Азия, и этим же учением болеет христианская Русь. Идея Всеобщего Воскресения практически не имеет смысловых вариантов в разных христианских Церквах и религиозных организациях, она - едина. Зато идея реинкарнации отличается смысловыми вариантами в индуизме и в буддизме. Почему? Это легко понять, если учение о Воскресении является истинным, а учение о реинкарнации - суррогатом, подделкой. Подделок часто бывает много. Различные варианты понимания реинкарнации в индуизме и буддизме связаны с различиями в понимании ими души человеческой. В индуизме, в индийских философских школах, опирающихся на авторитет Вед, душа понимается, как индивидуальное духовное начало "Я". А в буддизме индивидуальная душа человека считается иллюзией, потоком дхарм (неких психофизических элементов). Так что и переселение души (реинкарнация) по-разному понимаются в индуизме и буддизме. Можно даже сказать, что в буддизме утрачивается этический смысл реинкарнации, ведь душа человека не сохраняется...

Учение о реинкарнации допускает переселение души человека в животных, растения, минералы - по нисходящей лестнице; или - в демонов и богов - по восходящей лестнице. Это обусловлено этическим аспектом идеи реинкарнации, в зависимости от нравственных достоинств умершего. Но это запутывает понимание того, как сможет душа человека в теле, например, паука или гадюки вновь заработать положительные заслуги, чтобы вернуться в тело человека. Ведь неразумные твари не могут свободно-сознательно совершать добро и нести за это ответственность и быть за это награжденными...

Идея реинкарнации отражает лишь некоторую часть истины, а именно: бессмертие индивидуальной души (но не в буддизме), несмотря на смерть тела; оживление душой того тела, в которое душа вселяется; этическая ответственность человека и зависимость участи его души от образа жизни на земле. Но это лишь часть истины. Полная истина отражена в идее Воскресения. А, поскольку учение о реинкарнации отражает лишь часть истины, то оно - суррогат истины. Идея Воскресения отражает полную истину: об уникальности человека, состоящего из души и тела; о бессмертии индивидуальной души, несмотря на временную смерть тела (до Всеобщего Воскресения); о том, что душа оживляет тело, в котором находится, а тело воздействует на душу; об этической ответственности человека за свою единственную земную жизнь, ибо человек получит воздаяние на Всеобщем суде Христовом и по душе своей, и по телу своему; о том, что в конце исторического мира нас всех воскресит Христос Бог для Суда и воздаяния.

Итак, пора сделать вывод. Идея реинкарнации, как суррогат истины о Воскресении, не может быть совмещена с Христианством (без искусственных ухищрений и натяжек). Реинкарнация противоречит Всеобщему Воскресению. Идея реинкарнации расслабляет нас, маловеров, и кажется нам симпатичным учением, обещающим многократную возможность прожить земную жизнь, и приглушающим наш естественный страх перед смертью и Христовым Судом.

Реинкарнация - это опасная иллюзия, ослабляющая наш мотив страха Божия и нашу жажду Бога. Никак нельзя забывать, что земная жизнь дается лишь один раз и ее нужно прожить достойно, чтобы оправдаться на Суде и войти в Царствие Божие.

Литература

1. Зубов А.Б. Лекции по истории религий, прочитанные в Екатеринбурге. - М.: Никея, 2009. - 144 с.

2. Энциклопедия для детей. Т.6. Религии мира. Ч.1. Верования древности. Религии Ирана и Индии. Иудаизм. Буддизм. - 4-е изд., испр./ Ред. коллегия: М.Аксенова и др. М.: Аванта, 2005. - 704 с.

3. Энциклопедия для детей. Т.6. Религии мира. Ч.2. Религии Китая и Японии. Христианство. Ислам. Духовные искания человечества в конце XIX-XX веках. Религия и мир. - 5-е изд., перераб. и доп./ Глав. ред. М.Аксенова. - М.: Аванта, 2004. - 688 с.

4. Душа, Метемпсихоза. Философский энциклопедический словарь / Ред. С.С. Аверинцев и др. - 2-е изд. - М.: Сов. Энциклопедия, 1989. - 815 с., С. 186, 358.

Январь 2017 г.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"