Скосарь Вячеслав Юрьевич : другие произведения.

История праздника Покрова Пресвятой Богородицы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Покров на Руси. Особенности празднования в Украине

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

(14 октября - нов. стиль, 1 октября стар. стиль).

История праздника Покрова

В Православии среди церковных праздников Покров Пресвятой Богородицы занимает особое место. Он приходится на самое красивое время осени. В основу праздника легло событие из византийской истории. Событие это отражено в житии константинопольского юродивого св.Андрея, но в византийском богослужении оно следов не оставило. Византия праздника Покрова не знала, вероятно, потому что внутренние нестроения в государстве помешали установить праздник.

Принято считать, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы утвердился на Руси, в середине XII в., при благоверном князе Андрее Боголюбском, который княжил во Владимире и очень почитал своего небесного покровителя - св. Андрея юродивого. Житие св.Андрея было хорошо известно на Руси, его перевод на славянский был сделан уже в XI в. В житии рассказывается, как однажды блаженный Андрей пришел во Влахернский храм и там во время молитвы увидел Божью Матерь, Которая стояла на воздухе, держа свой мафорий (покрывало, покров) над всеми молящимися в храме. Влахерны - северо-западный район Константинополя, неподалеку от императорского дворца, здесь была знаменитая церковь Богородицы, в этой церкви хранилась риза (мафорий) и пояс Богородицы, найденные царицей Еленой во время раскопок в Св. Земле.

Византийцы очень почитали Божью Матерь, и Она по молитвам верующих не раз спасала Константинополь от вражеских нападений. Кстати, один из таких случаев связан с поражением русских дружин во времена княжения в Киеве Аскольда и Дира. В 860 г. русские дружины осадили Константинополь. Св. патриарх Фотий после всенощного бдения вынес из Влахернского храма ризу Богоматери и опустил ее в воды Босфора, тотчас поднялась буря и потопила русские корабли, город был спасен.

Вернемся к нашему повествованию. Чудо, свидетелем которого стал блаженный Андрей, произошло, вероятно, в 910 г. В ночь с пятницы на субботу, во время всенощного бдения, во Влахернах в этот день совершался особый чин богослужения. Сохранились его подробные описания в позднейших источниках: "Был некогда в Константинополе, в одной церкви, образ Святой Девы, перед которым висел покров, совершенно закрывающий его; но в пятницу, на вечерне, этот покров, без всякого содействия, сам собою и божественным чудом как бы поднимался к небу, так что все это могли ясно и вполне видеть, а в субботу покров нисходил на прежнее место и оставался до следующей пятницы". Это происходило с регулярностью и потому получило название "обычного чуда". В это время Константинополь переживал очередную осаду: город был окружен сарацинами. Народ вместе с патриархом и императором собрались во Влахернском храме, чтобы молиться Божьей Матери о заступничестве. В житии Андрея читаем: "Когда совершалось всенощное бдение в святой гробнице, находящейся во Влахернах, отправился туда и блаженный Андрей... Был там также юноша Епифаний, который всегда молился с особенным рвением. Около 11 часов увидел блаженный Андрей Пресвятую Богородицу, появившуюся со стороны Царских Ворот с грозной свитой. В ее числе были и досточтимый Предтеча, и Сыны Грома, держащие Богородицу под руки с обеих сторон, и многие другие святые, облаченные в белое, шествовали пред Нею, а иные следовали за Нею с гимнами и песнопениями духовными. И вот, когда они приблизились к амвону, подошел блаженный Андрей к Епифанию и говорит: "Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира?" Он же ответил: "Да, отец мой духовный". И они видели, как Богородица, преклонив Свои колени, долго молилась, прося за стоящих вокруг людей. И когда Она окончила молитву, сняла с Себя мафорий, и, взяв его Своими пречистыми руками, распростерла над всеми стоящими в храме. И в течение долгого времени видели Андрей и Епифаний покров Богородицы, который был распростерт над народом и излучал славу Божию".

Князь Андрей Боголюбский, почитавший блаженного Андрея, с особенным вниманием отнесся к этому видению, восприняв его как особый знак для себя и своей земли. Введением праздника Покрова, Андрей, можно сказать, поручал Богородице свой народ, свою землю, русскую Церковь Ее защите и покровительству. И с тех пор Русь осознает себя одним из земных уделов Пресвятой Богородицы, а праздник Покрова становится одним из любимейших в народе.

Начиная с XII в. на русской земле стали освящать храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Первый из них - знаменитый храм Покрова на Нерли, построенный в 1165 г. при Андрее Боголюбском. Самое древнее из сохранившихся изображений Покрова мы находим на золотых (западных) вратах Суздальского Богородицерождественского собора (1220-1233 гг.). Одно из самых ранних новгородских изображений находится на стенах церкви Феодора Стратилата (ок. 1380 г.).

Иконография Покрова изображает торжество Церкви, радость всего рода христианского, имеющего Заступницу Богородицу, покрывающую его и сберегающую от всякого зла. Исследователь иконы князь Евгений Трубецкой так пишет об образе Покрова: "мы имеем нечто большее, чем человечество, собранное под покровом Богоматери: происходит какое-то духовное слияние между покровом и собранным под ним святыми; точно весь этот собор святых в многоцветных одеждах образует собою одухотворенный покров Богоматери. Именно в таких Богородичных иконах обнаруживается радостный смысл их живописной архитектуры и симметрии... Это - симметрия одухотворенной радуги вокруг Царицы Небесной; словно исходящий от Нее свет, проходя через ангельскую и человеческую среду, является здесь во множестве многоцветных преломлений..."

Божия Матерь Покрова считалась покровительницей запорожских казаков. Пресвятую Богородицу Покрова также чествовали женщины, считая ее своей заступницей. Изображение Богоматери в виде иконы Покрова стала любимой во всей Украине, и только у нас такая икона развилась в новый вид - "казацкая Покрова". Прежде всего, это вызвано особым почитанием запорожскими казаками самой Богородицы и ее явленного чуда Покрова, избранием ее своей небесной Покровительницей. По свидетельству украинского историка Д.Яворницкого, на Запорожье было 13 церквей Покровы Богородицы. Первую церковь в ее честь казаки построили в 1659 году в Чертомлицкой Сечи и с тех пор не изменяли традиции. Церковь на Сечи всегда была Покровской, хотя немилосердная история не раз разрушала и переносила на новые места Сечевой лагерь. Даже при окончательной ликвидации Запорожской Сечи Екатериной II в 1775 году казаки взяли с собой в Задунавье святую и дорогую для себя икону Пречистой Девы. Образ Богородицы венчал казацкие хоругви и штандарты, эту икону всегда брали с собой в морские и сухопутные походы, перед битвами служили ей молебны. Обращаясь к образу Покрова Божией Матери, казаки молили: "Покрий нас чесним своїм покровом i iзбави нас вiд усякого зла". День празднования Покрова Божьей Матери был самым значимым для украинского казачества.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы глубоко укоренился в украинском народе, переплелся с традициями и приобрел особенно теплую, лирическую окраску. Покрова-праздник понималась как защитница девичьей чести, как ограждение женщин от всякого насилия. В крестьянском быту Покрова носила рубежный характер: после нее уже намечался поворот к зиме. Эти дни - словно прощание природы с летом, возвращение на несколько дней теплой погоды перед тем, как холодная осень окончательно набирала силы. В народе говорили: "Покрова покриває або листом, або снiгом", поэтому к этому дню необходимо было завершить все сельскохозяйственные работы, достроить дом или хозяйственные помещения, а главное - выдать девушек замуж. С наступлением Покровы в селах начинались сватовства и свадьбы.

 []

 []

 []

Источники:

1. Ирина ЯЗЫКОВА. Сайт-Журнал о православной жизни "Нескучный сад": http://www.nsad.ru/articles/pokrov-presvyatoj-bogorodicy-istoriya-prazdnika

2. Сайт "Рупор Одессы": Третья Пречистая или Покрова Пресвятой Богородицы http://rupor.od.ua/article/Tretya-Prechistaya-ili-Pokrova-Presvyatoj-Bogoro/


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"