Скосарь Вячеслав Юрьевич : другие произведения.

Этюд о природе (1). Космологическая тайна

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это о нашем солнышке и о том, как мы нуждаемся в нем. О величии нашего светила. И об особом символизме: ведь Солнце есть космологический образ Бога, образ Святой Троицы.

КОСМОЛОГИЧЕСКАЯ ТАЙНА

В.Ю.Скосарь, г. Днепропетровск

"...Он повелевает солнцу Своему

восходить над злыми и добрыми и

посылает дождь на праведных и

неправедных" (Мф. 5, 45).

Прекрасно звездное небо, показывающее нам луну, млечный путь и множество светил и отдаленных галактик. Оно напоминает нам о вечности, оно говорит нам о тайне. Но что для нас ближе и роднее, как не солнце, великое небесное светило! И пусть оно не самая большая звезда во вселенной, но оно царствует в ближайшем космосе, ибо согревает землю, заставляет моря и океаны испарять влагу, которая потом выпадает дождями и орошает сушу, питает источники вод, насыщает жажду растений, животных и человека. Лучистая энергия солнца поддерживает жизнь в земной биосфере, усваиваясь зелеными растениями и водорослями, а через них подавая пропитание животным и человеку. Без этого солнечного дара жизнь на земле, наверное, не могла бы существовать. Представим себе поток лучистой энергии от солнца, как он пронизывает космическое пространство и земную атмосферу, окрашивая ее в голубой цвет, а облака делая белыми, как он тонет в водах морей и океанов, даря им синеву, как он пробивается сквозь деревья в лесу, как он играет всеми цветами, образуя радугу после дождя. Как радуется солнцу человек и всякая земная тварь! Впечатляюще выглядит драма рассвета и заката солнца, когда земной горизонт и плотные слои атмосферы прикрывают огонь небесного светила, образуя игру света и тени, а в воздухе возгорается пожар. Много прекрасного можно увидеть в солнечном свете. Как замечательно, что у нас есть зрячие очи.

 []

Человек всегда чувствовал силу и величие солнца, интуитивно прозревая, что за ним есть некая тайна. Но помраченность человеческого ума приводила к языческому обожествлению солнца. Солнцу пелись гимны как божеству. Мы же, вооружившись ясностью ума, не будем считать его божеством, но обратимся к Священному Писанию и св.отцам, и узнаем, что солнце было сотворено после зеленой растительности (Быт. 1: 11-19), так что не оно причина возникшей жизни, чтобы не было повода к заблуждениям.

 []

Кижские деревянные церкви

Посмотрим же, чему научает нас Творец в образе сотворенного Им солнца.

Солнце многократно упоминается в Св.Писании, и как астрономический объект, и метафорически. Наверное, самыми удивительными текстами об астрономическом солнце являются сказания о чудесно остановившихся на небе солнце и луне, по слову Иисуса Навина (Нав. 10: 12-14; см. также Сир. 46: 1-5), о знамении возврата солнца против хода движения по небосводу во дни пророка Исаии (Ис. 38: 7-8; см. также Сир. 48: 26) и о помрачении солнца при распятии Господа нашего Иисуса Христа (Лк. 23: 45; см. также Мф. 27: 45; Мк. 15: 33). По пророчествам, пред наступлением дня Господня солнце померкнет (Иоил. 2: 1-10, 31; см. также Деян. 2: 20; Откр. 6: 12, 8: 12), а в Царствии Небесном, в горнем Иерусалиме уже не будет нужды в астрономическом солнце, ибо Сам Вседержитель будет сиять праведникам (Откр. 21: 23, 22: 5).

Среди метафорических текстов о солнце можно выделить следующие:

- в книге Премудрости Соломона солнце ассоциируется со светом правды (Прем. 5: 6);

- в книге сына Сирахова с солнцем сравнивается красота благочестивой жены (Сир. 26: 20);

- в псалмах Сам Господь Бог называется солнцем и щитом, как защитник праведных, дающий благодать и славу (Пс. 83: 12);

- в книге Малахии Господь именуется Солнцем правды (Мал. 4: 2);

- в книге Аввакума слава Господня сравнивается с солнечным светом (Аввак. 3: 3-4);

- в Евангелии от Матфея повествуется, что при преображении Господа лицо Его просияло как солнце (Мф. 17: 2);

- там же Сам Христос сравнивает с солнцем сияние праведников в Царстве Небесном (Мф. 13: 43);

- в Апокалипсисе Церковь Божия изображена в виде жены, облеченной в солнце, у ног которой луна, а на голове ее венец из 12-ти звезд (Откр. 12: 1);

- там же сияние лица Сына Человеческого сравнивается с солнцем (Откр. 1: 16; см. еще 10: 1).

Подходящим комментарием к этим библейским сравнениям можно считать слова автора книги под ред. св.праведного Иоанна Кронштадтского (Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса. М. 2008): "Физические явления света относятся к духовным, как фотографический снимок к тому, что он изображает. Всякий видимый предмет имеет внешнюю окраску от своей внутренней способности отражать те или другие лучи из числа семи основных радужных цветов. Так и дух наш сам по себе мрак, и если не таков в действительности, то только потому, что одарен от Бога способностью воспринимать благодатный свет и теплоту от своего Создателя и Промыслителя. Для души человека Он есть духовное Солнце, или Солнце Правды. Без него в душе мрак, уныние, отчаяние, злоба".

Святитель Григорий Богослов так говорил о Солнце, что 'оно прекрасно, как жених, быстро и велико, как исполин..., такова его сила, что от края и до края все объемлет своей теплотой, и ничто не может не ощущать его, напротив, все им исполняется, зрение - светом, и телесное естество - теплотой, между тем как оно согревает, но не сжигает, по причине своего кроткого благорастворения и стройного движения, для всех открыто и всех равно объемлет... Солнце в чувственном то же, что Бог в мысленном, сказал один не из наших [примечание - вероятно, языческий философ]. Оно просвещает взор, как Бог ум, и всего прекраснее в видимом, как Бог в умосозерцаемом...' (Святитель Григорий Богослов. Избранные творения. 2-е изд., М.: изд-во Сретенского монастыря, 2010. - 399 с.).

Вслед за Иоганном Кеплером мы можем увидеть в солнечной системе и в законах, описывающих движения планет, математическую гармонию природы. Солнце является математическим центром всей системы, центральным физическим фактором для планетных орбит, а также метафизическим центром мира, как бы храмом Божества. Великий математик и астроном видел в солнце символ Святой Троицы: Центр солнца - Отец, Он Источник Святой Троицы; сферическая поверхность солнца - Сын, предвечно рождающийся от Отца и сотворивший весь мир; внутренний объем солнца - Святой Дух, оживотворяющий всякую тварь. Кеплер твердо верил в Бога Творца и в способность человеческого разума постигать установленные Им законы, ибо человек - образ Божий. В предисловии к своей работе "Космографическая тайна" он писал: "Блажен изучающий небо: он научается считать ничтожеством все, чему мир удивляется всего более; для него нет ничего выше созданий Божиих, и изучение их доставляет ему самую чистую радость. Отец мира! Создание, удостоенное тобою возвыситься до высоты твоей славы, становится почти подобным Богу, ибо для него понятны мысли Божии". Увидел в солнце символ Святой Троицы и св.Константин, который изложил учение о трех Лицах Божества сарацинским мудрецам: "Воззрите на солнце, от Бога в образ Святой Троицы на небе поставленное. В нем три вещи: круг, сияние и теплота. Солнечный круг есть подобие Отца, ибо как круг не имеет ни начала, ни конца, так и Бог безначален и бесконечен; и как от круга солнечного исходят сияние и теплота, так от Бога Отца рождается Сын и исходит Дух Святый. Сияние солнечное есть подобие Бога Сына, просветившего весь мир Евангелием, а теплота солнечная есть подобие Бога Духа Святого. Итак, солнце состоит из трех: одно есть круг, другое - сияние, третье - теплота, но одно солнце, а не три. Так и Пресвятая Троица, хотя имеет три Лица: Отца, Сына и Святого Духа, однако один есть Бог". Троичность Божества - великая тайна, и солнце - космологический символ этой тайны.

Но в солнце мы можем увидеть еще один символ вселенского бытия, Божия промысла о мире. Как жизнь на земле поддерживает существование, благодаря потоку солнечного излучения, так и весь тварный мир нуждается в потоке Божественных энергий для поддержания своего существования. Без потока Божественных энергий, всемогущества, благости, премудрости и любви Промыслителя, пронизывающих весь тварный мир, видимый и невидимый, вселенная прекратила бы свое существование и возвратилась в ничто. Сын Божий - зиждительная сила во вселенной: "...и Он есть прежде всего, и все Им стоит" (Кол. 1: 17). Он обеспечивает физическое бытие мира, а также его упорядоченность с помощью установленных Им же законов.

Начинается новый день, и восходит солнце, заливая землю ярким светом. И радуется солнцу человек и всякая земная тварь. Слава Богу за все!

Апрель 2007 г.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"