Скосарь Вячеслав Юрьевич : другие произведения.

Мне - 45. Итог духовной жизни. Пасха 2011

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Так уж совпало, дорогие читатели, что Православная Пасха в этом, 2011 году совпадает с моим 45-летием. Это хороший повод подвести некоторый итог ранее прожитой жизни, жизни духовной. Я хочу поделиться с вами своими самими наболевшими вопросами. Это вечные вопросы творчества, жизни и смерти, которые рано или поздно начинают мучить человека. Это вопросы веры и знания. Я постараюсь быть максимально честным в своих рассуждениях о Евангельских событиях, Личности и действиях Иисуса Христа, особенно о сюжете воскрешения Лазаря, с привлечением известных мне научных и исторических данных. Я хочу поразмышлять о научно-философских идеях русского космиста Николая Федорова, особенно, о идее воскрешения всех предков. И под конец - поговорить о перспективах человеческого творчества, о возможном воскрешении одушевленных животных тварей.

МНЕ - 45. ИТОГ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ. ПАСХА 2011.

В.Ю.Скосарь, г. Днепропетровск

В этот необычный радостный день я постараюсь поделиться некоторыми своими самыми сокровенными мыслями. Размышлениями о творчестве, жизни и смерти, которые не дают мне покоя вот уже 7 лет.

Все эти 7 лет, как я стал христианином, я не переставал быть рационалистом, что соответствует моей профессиональной деятельности ученого, пусть и рядового ученого. И вот этот рационалист в душе моей постоянно задает мне мучительные вопросы. Вера и знание во мне активно взаимодействуют и жаждут синтеза, цельности мировоззрения, гармонии сердца и разума.

В день Воскресения Иисуса Христа, как ни странно на первый взгляд, я не буду обсуждать это событие. Я просто не готов к этому. У мыслящего человечества и верующих христиан достаточно оснований считать Воскресение Проповедника из Назарета кардинально отличающимся от всех известных случаев воскресения человека, достоверных и недостоверных, поэтому к нему могут оказаться неприменимы многие известные нашему опыту закономерности и факты. Оставим эти исследования на будущее. Я буду опираться лишь на свою уверенность в том, что Воскресение Христа есть основание для человечества надеяться на Всеобщее Воскресение мертвых и вечную жизнь. Что Сын Марии есть именно Тот, Кто воскресит всех нас в нужный час. Но есть ли у меня основания для такой уверенности?

Итак, о творчестве, жизни и смерти.

Первым стоит творчество. Давайте предположим, что мир был создан Богом Творцом из небытия, из ничего. В это можно верить или не верить. Можно говорить, что это не допускается известными законами природы. Но никто не знает пределов законов природы и их источника. Я думаю, большинство согласятся со мной, что человеку не под силу создать вселенную из ничего. Если такое и было возможно, то только Существу всемогущему, Тому, Кто Сам устанавливает законы природы. В одной мудрой книге Бог Творец спрашивает праведного Иова: "Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь" (Иов. 38: 4) и далее приводит Иову многие примеры величия, многообразия, сложности, гармоничности и красоты природы. После этих примеров Иов отвечает Богу: "вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе?" (Иов. 39: 34). Здесь отражено понимание всей сложности и величия акта творения и немощности человека для такой задачи. Святоотеческая мысль часто сравнивает чудо сотворения вселенной и живого человека с чудом воскресения мертвых. Неживой мир был сотворен из ничего. Живые организмы были сотворены из неживой материи. А воскресение мертвых - все-таки чудо меньшее, потому что не предполагает создание полностью нового, но воссоздание уже бывшего. Поэтому, если возможно сотворение Богом мира и живого человека, то тем более возможно воскресение Богом ранее жившего человека. Так тема творчества и тема жизни и воскресения связаны между собой. Откуда же взялась смерть? Можно думать, что смерть была изначально сопряжена с жизнью, что жизнь немыслима без смерти. Но как бы естественным не выглядело такое убеждение, строго говоря, нет доказательств этого положения. В одной мудрой книге сказано: "Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих..." (Прем. 1: 13). Можно сказать, что здесь отражено интуитивное ощущение того, что благое высшее Существо Творец не создавал смерти, и человек с его безграничной способностью совершенствоваться, развиваться, познавать и творить, этот человек не хочет и не должен умирать. А если говорить строго по-христиански, то смерть пришла в мир по вине человека, который свободно и сознательно противопоставил свою волю Божией воле. Но смерть биологическая все-таки будет преодолена Всеобщим Воскресением и бессмертием. И сделает это чудо над всем человечеством только один Человек, Он же - Бог, Иисус Христос, но не наука человеческая.

 []

Воскрешение Лазаря

Многие современные "просвещенные христиане" и скептики полагают, что Христос творил невиданные дела благодаря дару внушения, или гипнозу, или особым экстрасенсорным способностям. Но это свидетельствует о нежелании людей думать. Ведь и талантливые гипнотизеры и выдающиеся экстрасенсы были во все времена. Но кто из них мог иссушить словом зеленую смоковницу, практически мгновенно исцелять многих прокаженных, сделать зрячим слепорожденного, одним коротким словом исцелять тяжело больного человека на расстоянии, воскресить троих мертвецов? Ведь смоковница не может реагировать на внушение или гипноз - у нее нет даже нервной системы, да и известные экстрасенсы ничего такого не могли делать. Лечение проказы стало возможным только в 20-м веке с изобретением специальных препаратов, и даже сейчас оно представляет собой длительный процесс, в лучшем случае, не менее нескольких месяцев. Известен ли хоть один случай исцеления инфекционной проказы гипнотизером или экстрасенсом? А случаи исцеления тяжелых болезней на расстоянии, когда сами больные никак не могли видеть Исцеляющего, ни слышать слово Его; можно ли это объяснить внушением? Возьмем случай со слепорожденным. Причин для врожденной слепоты может быть много: от врожденной глаукомы с повышенным глазным давлением и атрофией зрительного нерва; или врожденной катаракты с сильным помутнением хрусталика до врожденного микрофтальма с уменьшением размеров глаз и глубокими изменениями их тканей; или врожденного анофтальма с отсутствием глаз вообще. Мы не знаем диагноз того слепорожденного, которого исцелил Христос, но Евангелие от Иоанна посвящает этому случаю целую главу и подчеркивает: "От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному" (Ин. 9: 32). А поскольку Христос мажет глазницы слепорожденного глиной, смоченной Своей слюной, символически воспроизводя акт сотворения Адама из глины, то в Предании распространено мнение, что этот слепорожденный не имел глаз вообще, и Христос их ему сотворил, демонстрируя креативную силу Бога. А что можно сказать о трех случаях воскресения мертвецов? Первые два из них можно полагать не совсем убедительными: а вдруг это были случаи летаргического сна, комы, клинической смерти? Но воскрешение Лазаря Четверодневного стоит особняком. Так что давайте на минутку здесь остановимся.

Читая Евангелие от Иоанна, видишь, что случай с Лазарем сильно поразил народ и иудейских вождей. Многие из народа уверовали во Христа, а первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: "Что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом" (Ин. 11: 47-48) и решили Его убить. Народ же приходил увидеть воскрешенного Лазаря, так что первосвященники решили "убить и Лазаря,
потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса
" (Ин. 12: 10-11). Из-за этого Лазарю пришлось вскоре скрыться из Иудеи. Согласно Преданию Лазарь после воскрешения оставался в живых еще 30 лет, был христианским епископом на острове Кипре, где много потрудился в распространении христианства, и там же мирно скончался. Но вернемся к евангельским событиям. Через некоторое время после воскрешения Лазаря Иисус торжественно въехал в Иерусалим на молодом осле, и народ воздавал Ему царские почести, постилая пальмовые ветви и даже одежды свои перед Спасителем. Но откуда было такое воодушевление у народа? Евангелие кратко замечает: "Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо" (Ин. 12: 17-18). Необычное чудо оживления разлагающегося мертвеца воодушевило народ более всего. В этом вся горькая правда события. Некоторые богословы говорят, что праздник Вербное Воскресение (Вход Господень в Иерусалим) - это скорее праздник безбожия, как это ни парадоксально звучит, ибо он напоминает нам, что народу больше нужны были эффектные чудеса, а не Царство Божие.

 []

Воскрешение Лазаря (15 век)

Потому через несколько дней этот же народ яростно требует от Пилата распятия Галилейского Чудотворца, Того, Кого они только что величали своим Царем. Христос наверняка знал о маловерии людей, ведь не случайно Он в начале Своего служения рассказал притчу о богаче и некоем нищем Лазаре. Согласно притче, горевший в аду нечестивый богач попросил патриарха Авраама, блаженствующего в раю, прислать на землю к братьям богача из рая Лазаря, чтобы тот, как чудом воскресший, убедил грешников-братьев покаяться. Авраам не захотел, но сослался на то, что у людей есть Закон Божий в лице Моисея и пророков, зачем же еще какие-то чудеса? Но богач продолжал настаивать: "Нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят" (Лк. 16: 30-31). Точно также не поверили Христу большинство народа и начальников иудейских и после воскрешения Лазаря Четверодневного. Лишь на несколько дней народ был воодушевлен неслыханным событием, а потом все вернулось на круги своя...

Случаи воскресения из мертвых, сотворенные Христом, апостолами Петром и Павлом, и другими христианскими святыми всегда не давали покоя думающей части человечества. Живший в 19-м веке выдающийся русский мыслитель, философ и футуролог Николай Федоров - основатель русского космизма, так и понимал христианство, как религию воскрешения. Вся жизнь и труды Федорова пронизаны попыткой синтеза религии и науки. Для основателя русского космизма, ученого библиотекаря Федорова библиотеки и музеи были очагами духовного наследия, центрами исследования, просвещения и нравственного воспитания. Ведь в библиотеках происходит общение с великими предками, потому они должны стать храмами культуры и науки. И вот Федоров разработал футурологическое учение о воскресении всех мертвых предков средствами науки, достижении людьми бессмертия тоже средствами науки, расселение всех воскрешенных в Солнечной системе и эволюционное преобразование мира и общества в Царствие Божие. Идеи Федорова сильно повлияли на других русских космистов, куда входят такие крупные мыслители и ученые, как: К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский и др. Н.Ф.Федоров и русские космисты ратовали за сознательную эволюцию мира и общества, творческий прогресс, направляемый разумом и нравственным чувством. Они объединяли в своем учении вопросы, связанные с биосферой, ноосферой, Землей, Вселенной и связанные с творческой человеческой личностью. Рассматривали перспективы преодоления болезни и смерти, перспективы космической экспансии человечества. Многие полагают, что мировоззрение, выдвинутое Н.Ф.Федоровым и русскими космистами, претендует на мировоззрение третьего тысячелетия, в котором предполагается преемственность и связь с духовным наследием прошлого, необходимость нравственной ориентации человеческого познания и творчества, важность союза веры и знания в общем деле развития жизни на Земле. В Москве создано "Общество имени Николая Федорова", регулярно проводится научно-философский семинар, где наследие Фёдорова обсуждают физики, биологи, философы, литературоведы, политики и бизнесмены. Пишут, что в США существует ежегодная премия Николая Федорова за особый вклад в дело приближения бессмертия. По мнению некоторых философов и историков науки, федоровская идея о сборке из атомов макроскопических тел, в том числе воскресение из праха человеческих тел, по сути дела уже находит реализацию в нанотехнологиях. Только вот как ни странно, русский космизм, претендующий на связь с духовным наследием прошлого, почему-то оставляет в тени собственно Христа и русское православие, а ведь его основатель Николай Федоров был глубоко верующим православным христианином...

 []

Эволюция (художник-космист А.Маранов, 2003 г.)
Взято с сайта: http://www.tanais.info:80/art/pic/maranov17.html

Примечание - наверное, здесь иллюстрируется идея о жизнетворных потенциях материи, первобытный бульон Опарина. Но где же животворящие энергии Божии, без которых зарождение жизни невозможно?

Вот мы и вернулись к воскресению мертвых. Самый легендарный в истории воскреситель мертвых - Иисус Христос - связывал Всеобщее Воскресение с вечной жизнью в Царствии Божием. В это Царствие человек должен войти целостной личностью - душой и телом. Но тленное тело человеческое должно вначале познать смерть, а потом быть воскрешенным в новом бессмертном состоянии. И Тот, Кого считали сыном назаретского плотника, претендовал на то, что именно Он воскресит всех мертвых в конце мира, зная веру иудеев, что всех мертвых воскресит только Бог. Перед тем, как воскресить Лазаря, Христос однозначно заявил: "Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет" (Ин. 11: 25). И здесь фактически в Его устах прозвучало священное непроизносимое имя Бога, которое почитали иудеи со времен Моисея: "Я есмь Сущий" (Исх. 3: 14). Евангелист Иоанн и в другом месте рассказывает, что на вопрос иудеев: "Кто же Ты?" Назаретянин однозначно ответил: "от начала Сущий, как и говорю вам" (Ин. 8: 25). И еще сказал им: "Я и Отец - одно" (Ин. 10: 30), после чего иудеи хотели побить Его камнями за богохульство и за то, что Он, будучи Человеком, делал Себя Богом. Христос заявил о Своем Божеском творческом достоинстве и власти над смертью. И вот в 19-м веке скромный библиотекарь-энциклопедист Николай Федоров выдвинул такую мысль, что Творец воскрешает всех погибших через научно-технологическое творчество людей, при этом человек свободно привязывается любовью к Богу через труд воскрешения. По этической мысли патриота Федорова, любовь между поколениями возможна только на условии воскрешения - сыны должны жить только для воскрешения отцов. В истории философской мысли, наверное, не известно другого такого дерзновенного вызова смерти. Может быть основатель русского космизма был прав? Может быть наука, нанотехнологии смогут в будущем осуществить эту задачу? Собрать из рассеянных атомов распавшиеся тела и обеспечить такое их сочетание, при котором биологический распад тел будет предотвращен навечно. Ведь прав оказался Федоров, когда развивал идеи освоения людьми Солнечной системы, которые впоследствии сильно повлияли на творчество К.Э.Циолковского и вдохновляли создателей русской космонавтики (по некоторым данным, труды Федорова читал знаменитый ракетный конструктор С.П.Королёв).

Сейчас мы можем лишь приблизительно оценить сложность задачи воскрешения мертвых. Давайте еще раз обратимся к Евангельскому повествованию о воскрешении Лазаря, согласно которому Лазарь был мертв четыре дня, и от его гробницы уже исходил запах тления (Ин. 11: 39). Иудеи хоронили мертвых, обернув их тело погребальными пеленами, предварительно обмазав благовониями. Это несколько приостанавливало разрушение тела, но никак не обеспечивало ни мумификации, ни других видов сохранности тела. Потому обратимся к научным данным, описывающим естественные процессы разрушения мертвого тела в первые несколько суток. Уже в первые сутки, точнее через 2 часа после наступления смерти развивается аутолиз - саморастворение живых клеток и тканей под действием их собственных гидролитических ферментов, разрушающих структурные молекулы. Эти ферменты содержатся в особых органеллах (лизосомах) клеток многих органов, особенно поджелудочной железы, печени, почек, селезенки. После смерти тела активность ферментов сильно увеличивается, что связано с повышением кислотности тканей тела (ведь кровообращение остановлено и кислотность уже не поддерживается неизменной), и быстрее всего идет аутолиз вышеуказанных внутренних органов. Известны некоторые факторы, тормозящие аутолиз, но к ним не относится действие благовоний, тем более, что благовониями тело умащали снаружи, а аутолиз в первую очередь идет во внутренних органах. Аутолиз вызывает весьма существенные структурные изменения в клетках и тканях, разрушая молекулы белков, нуклеиновых кислот и др. соединений. Затем аутолизу сопутствует процесс гниения, вызываемый ферментами определенных бактерий, который начинается через 3-4 часа после смерти. И здесь первыми вовлекаются в процесс внутренние органы, в первую очередь, толстый кишечник, населенный бактериями. Из кишечника бактерии по кровеносным сосудам распространяются почти по всему телу, гниение которого начинается через сутки-двое после смерти, о чем свидетельствует появление специфического гнилостного запаха. На этой стадии разложения в мертвом теле идут обширные процессы распада белков и нуклеиновых кислот, многие белки уже распались до составных аминокислот, а те стали подвергаться дальнейшим превращениям с выделением трупных газов. Тело мертвого Лазаря было уже в таком состоянии. Вот какого мертвеца воскресил Иисус Христос!

А теперь давайте спросим себя. Возможно ли это было сделать внушением или гипнозом, если мозг Лазаря был несколько дней мертв, начал распадаться на клеточной уровне, и психика отсутствовала? Возможно ли это было сделать экстрасенсорными способностями, если ни один экстрасенс еще никого достоверно не воскресил, а тем более мертвеца с явными признаками разложения?

 []

Воскрешение Лазаря (Жувене Жан)

Взято с сайта: http://artspb2000.narod.ru/relidiy.html

Но может быть когда-нибудь в будущем это сможет сделать наука и нанотехнологии? Как о том мечтал Николай Федоров. Надеюсь, читатель уже приблизительно может оценить всю невероятную сложность этой задачи. Ведь даже в случае Лазаря Четверодневного нужно восстановить структурную целостность огромного числа сложных белков и нуклеиновых кислот, структурную целостность клеток и тканей. При этом восстановить так, чтобы личность воскрешенного человека была идентична личности ранее живущего не только по телесным признакам, но самое главное - по внутреннему содержанию, по душе. Но именно этот момент совершенно не учтен и не рассмотрен в учении Федорова. Более того, современная наука совершенно ничего не знает о том, как структура тела человека, например, мозга, связана с содержанием его души: сознания, памяти, ума, эмоций, воли, совести и пр. Т.е. абсолютно не ясно, что и как надо восстанавливать, чтобы получить идентичную личность. Даже клиническая смерть, длящаяся всего несколько минут и не сопровождающаяся распадом клеток в результате аутолиза или гниения, приводит к повреждениям центральной нервной системы, которая полностью так и не восстанавливается. Психически это проявляется в том, что у многих реанимированных больных ограничено сознание, частично утрачена память, нарушена ориентировка во времени, месте и окружающей обстановке, а в ряде случаев - в собственной личности, затруднено или полностью невозможно восприятие окружающего, бессвязно или утрачено мышление. Так что задача воскрешения полноценной личности пока что намного сложнее и труднее возможностей современной науки. И скорее всего, чем далее мы будем изучать феномен смерти, тем нам яснее откроется все возрастающая сложность задачи воскрешения, и все более будет отодвигаться перспектива ее решения. Наука оказывается бессильной перед феноменом Иисуса Христа, вернувшего Лазарю Четверодневному не только биологическую жизнь, но и полноценную личность.

 []

Воскрешение Лазаря (Рембрандт, ок. 1630 г.)

Взято с сайта: http://staratel.com/pictures/rembrant/2/pic15.htm

Но можно перечеркнуть все вышесказанное одним убийственным доводом: все эти Евангельские истории о Христе - мифы, вернее, искажения подлинных событий; и на самом деле никто не знает, что тогда произошло.

Ну что ж, если хотите, то можете так и считать.

Но я так не могу. Я вижу в этом защитную реакцию и попытку уйти от сложных вопросов. Ведь многие из нас подсознательно избегают прикасаться к теме смерти, углубляться в нее... А дело в том, что от них не уйти. Вопросы творчества, жизни и смерти - вечные, и рано или поздно начинают мучить человека. Так может, попробуем приложить душевные усилия и еще немного порассуждаем?

Итак. Проанализируем возможность того, что Новозаветное сказание о Христе сильно исказило подлинные исторические события. Я не хочу говорить о тех скептиках 19-го века, которые вообще отрицали историчность Иисуса Христа. С ними не был согласен даже такой убежденный атеист, как Ф.Энгельс, прекрасно осознавая всю шаткость подобной гипотезы, и отмечая, что не могла религия, покорившая Римскую мировую империю и в течение 1800 лет (на тот момент) господствовавшая над значительной частью цивилизованного человечества, быть просто состряпанной обманщиками бессмыслицей; у сказаний о Христе и Его учениках вполне реальная историческая почва. Энгельс оказался мудрее библейских скептиков... В настоящее время из серьезных исследователей мало кто сомневается в историчности Галилейского Проповедника. Но то, что Его Личность могла быть приукрашена народными мифами и Церковью, на первый взгляд кажется очень вероятным. Для сравнения обратимся к двум другим мировым религиям - буддизму и исламу. В каждой из мировых религий есть свое Священное Писание, которые почитается как канон, наиболее авторитетный письменный источник. К буддистскому канону относится Трипитака (или Типитака), так называемые "Три корзины учения", сохраняемые наиболее ортодоксальными буддистами-тхеравадинами (буддизм хинаяны). Буддизм махаяны позднее расширил канон. В древнейшей Трипитаке жизнеописание Будды и его личность не занимает центрального места, не говорится, что просветленный присваивал себе Божеское и творческое достоинство. Некоторые чудеса, которые отнесены к Будде, также не занимают значительного места: это случай с бешеным слоном, которого остановил просветленный (Виная-питака), это более поздние рассказы о необычных эпизодах из прошлых перерождений (реинкарнаций) Будды, в которых часто действуют говорящие человеческим языком животные и т.п. (Сутта-питака). Но там нет ни воскрешения мертвых Буддой, ни тем более воскресения самого Будды, тело которого после смерти было кремировано, и прах хранится в ступах. В более поздних неканонических текстах явно видна тенденция к обожествлению учителя, приписывания ему многих чудес. Все эти источники сформировали веру буддистов, потому для многих буддистов просветленный как бы подменил собой Бога, он фактически стал сверхъестественным существом. Налицо то явление, на которое ссылаются скептики - мифологизация образа легендарной личности, обожествление Будды. Обратимся теперь к Корану - канонической книге ислама. Это запись изречений пророка Мухаммада, но не его жизнеописание. Жизнеописание пророка изложено в Сунне (хадисах), которая, хотя и высоко почитается мусульманами, но не является Священным Писанием от Бога, каким считается Коран. Обратимся же к Корану: творил ли Мухаммад чудеса, воскрешал ли мертвых, воскрес ли сам, претендовал ли на Божеское и творческое достоинство? Однозначно нет. В Коране ясно указано, что на аргумент неверующих Мухаммаду о его неспособности творить чудеса, Мухаммад отвечает, что он лишь посланник Аллаха, увещатель (Коран 13.7; 17:90-93 и др.). Подобные тексты есть и в Сунне. Единственное чудо Мухаммада, на которое есть косвенное указание в Коране, это - мирадж - путешествие Мухаммада по мистическим уровням неба и преисподней (Коран 17:1). Ранние предания толкуют мирадж как сон Мухаммада, поздние - как физическое путешествие пророка, впрочем и тут не Мухаммад сотворил чудо, а с ним это сделал архангел Джибрил по воле Аллаха. Итак, Мухаммад не творил чудес, никого не воскресил и сам после смерти не воскрес. Но в более поздних преданиях пророку приписываются чудеса, сотворенные им еще в детстве и позднее, что совершенно противоречит прямым словам Мухаммада, зафиксированным в Коране и Сунне. И здесь мы видим мифологизацию образа легендарной личности, приписывание Мухаммаду сверхъестественных способностей. И все это вошло в содержание веры мусульман.

Увиденные нами закономерности мифологизации выдающихся личностей, казалось бы, точно также должны относиться и к Иисусу Христу и к христианству, как мировой религии, в этом смысле подобной буддизму или исламу. Но в том то и дело, что случай с христианством особенный.

Во-первых, уже в самом христианском каноне - Священном Писании Личность Христа занимает центральное место, однозначно указывается на многочисленные чудеса Христа, воскрешение Им трех мертвецов, особенно, Лазаря Четверодневного, и главное - воскресение Самого Христа. Указывается также на Божественный и творческий статус Проповедника из Назарета. Более же поздние апокрифы, в которых Христу также приписываются необычные способности и чудеса, не признаны Церковью и не составляют веры христиан. Встает вопрос: неужели христиане оказались бOльшими лжецами или мифотворцами, чем буддисты и мусульмане? Почему наиболее достоверные и древние тексты, составляющие каноны в каждой из трех мировых религий, так резко отличают христианство, ибо только в христианстве они сразу присваивают высочайший статус своему Основателю? И вкладывают в Его уста утверждения о Своем равенстве Богу. Мог ли на такое претендовать искренне верующий человек, почитающий Бога? Думаю, ясно, что на такое мог осмелиться или гордый нечестивец или безумец или... Бог!

 []

Воскрешение Лазаря (Илья Глазунов, 1987 г.)

Взято с сайта: http://foto.mail.ru/community/orthodox-author/16/24.html

Во-вторых. Заметьте отношение к Назаретянину большинства иудеев, которые не поверили Ему. Удивительно, но и в Евангелиях и в раввинских источниках, враждебных Христу, одинаково указывается, что иудеи не отрицали чудотворность Иешуа (Иисуса), раввины не отрицали чудес Христа. Ведь именно им, как первым Его врагам, подобало объявить чудеса Иешуа мифом для разоблачения христианства, как зловредной секты. Но вместо этого, признавая чудеса Иешуа, они пытались их негативно интерпретировать и придумали версию, что Назаретянин незаконно использовал имя Божие (Тольдот Иешу, косвенные указания в Талмуде). Какое удивительное признание того, что Христос чудотворил силой Божией! Признание невольное, сделанное врагами Христа.

А теперь, в-третьих. В первой половине 19-го века библейская наука располагала лишь новозаветными рукописями не древнее 6-го века по Р.Х. А к началу 20 века - уже рукописями 4-го века по Р.Х. с полными сводами книг. Это давало повод скептикам и библейским критикам утверждать, что со времени Евангельских событий прошло около 300 лет, прежде чем были написаны канонические тексты. А значит, они написаны не очевидцами событий и существенно искажают подлинную историю. Но в 20-м веке были найдены рукописи 3-го и 2-го веков. А отрывки Евангелия от Иоанна, написанного позже всего (на рубеже 1-2-го веков) глубоким старцем апостолом отстоят по времени от момента написания оригинала всего лет на 20-30. Ведутся дискуссии о некоторых папирусах, которые могут относиться к 1-му веку. Древние рукописи Нового Завета гораздо лучше представлены и по количеству экземпляров, и по количеству переводов, и по краткости времени отстояния от момента написания оригинала по сравнению с античными авторами. Так период отстояния от момента написания оригинала: для Вергилия - 400 лет, Горация - 700 лет, Юлия Цезаря - 900 лет, Платона - 1300 лет, Софокла - 1400 лет. Эсхила - 1500 лет, Эврипида - 1600 лет, Гомера - 2000 лет. Но мы верим этим текстам. Обратите внимание, что именно средневековые монахи сохранили и переписали для нас античных авторов. Но это не все. Святые отцы и христианские авторы 1-2-го веков много раз цитируют новозаветные книги. Все эти материалы неплохо свидетельствуют в пользу того, что Новый Завет был написан апостолами Христа, т.е. живыми очевидцами тех событий. И еще. В 5-6-м веках от единой Христианской Церкви отпали т.н. дохалкидонские церкви (армянская, коптская, сирийская), а в 11-м веке произошло разделение на Православие и Католицизм, и еще позже отделились протестанты. И каждая конфессия ревниво относилась к имеющимся книгам Нового и Ветхого Заветов. И вот, новозаветные книги по своему содержанию остались идентичными и у дохалкидонских церквей, и у православных, и у католиков, и у протестантов. О чем это говорит? О том, что средневековые переписчики не смели вносить коррективы в канон. Сравнение же многочисленных рукописей и переводов новозаветных книг обнаруживает, что все известные фрагменты 2-3-го веков и полные тексты 4-го века не были изъяты или сокращены после 4-го века. Это говорит в пользу того, что и древние переписчики не смели вносить коррективы в канон. Существуют лишь незначительные разночтения, не затрагивающие сути. Вот как обстоят дела.

Критически настроенная библеистика подводит нас к выводу, что нынешний Новый Завет, скорее всего, не претерпел серьезных изменений с момента своего написания. Сохранилось главное - уникальная Личность Иисуса Христа, необычные чудотворные и творческие Его способности (в том числе воскрешение мертвых), добровольная смерть и воскресение, высокодуховное, этическое учение и указания на Его равенство с Богом.

Можете верить, можете не верить...

Если же вернуться к теме воскрешения, то нужно отметить следующее. Согласно христианству, смерть допущена Богом для вразумления и воспитания грешного человечества. Святотеческая мысль говорит нам, что смертью Бог: во-первых, ограничивает возможность человека укореняться и усиливаться во зле, кладет предел греху; во-вторых, укрощает нашу гордость и самонадеянность, воспитывает необходимое смирение; в-третьих, уничтожает последствия греховного, генетического повреждения нашей телесной природы. Святые отцы говорят, что хотя смерть - трагедия, но она для нас в определенном смысле даже благо! По этой логике получается, что нам не полезна будет победа над биологической смертью и обретение возможности воскрешать предков с сообщением им бессмертия. Представьте себе на минутку, как легко человек злоупотребит такой возможностью, к каким непредсказумым последствиям для личности и общества это может привести! Уже сейчас известно множество злоупотреблений и преступлений при изъятии донорских органов и их пересадки, извлечении стволовых клеток из человеческих эмбрионов, а ведь это лишь дает некоторое продление жизни, но еще не бессмертие. Что же будет, если станет реальной перспектива бессмертия?... Видимо, Бог Творец так создал законы мира, что когда человек добровольно выбрал смерть, задача ее преодоления силами человека или силами других тварей окажется неразрешимой. Христианство однозначно утверждает, что Всеобщее Воскресение мертвых и обретение ими бессмертия произойдет лишь в конце этого мира, при Втором пришествии Христовом, силою Иисуса Христа. А из этого следует, что человеку без Христа никакими научными методами и технологиями не решить подобной задачи. Николай Федоров в этом смысле оказался утопистом.

Но кое в чем мысль Федорова, наверное, приблизилась к истине. Таково субъективное мнение автора. Ведь Христос, Глава и Основатель Церкви, послал нам от Отца животворящего Святого Духа, Который благодатью влечет нас к Богу, просвещает нас и дает нам творческие силы. На что мы их применим? Только ли в этой земной жизни мы будем творить или творчество - это наш удел и в жизни будущего века? Христианство оставляет открытым вопрос о грядущей участи одушевленных животных тварей. Священное Писание нигде не говорит о воскресении животных тварей, но содержит тексты, указывающие на будущую гармонию в животном мире и даже бессмертие животных в будущем веке (Ис. 11: 6-9; Рим. 8: 19-23). Во имя соблюдения справедливости и сохранения уникальной индивидуальности животных тварей следует допустить возможность их воскрешения. И вот это воскрешение Творец может поручить обновленному человечеству, ибо оно в будущем веке будет свободно от греха, а значит, не злоупотребит своими способностями. Вполне возможно, что в будущем веке человек сможет максимально реализовывать свой творческий потенциал, в полной мере быть образом и подобием Творца. В Царствии Божием будет другая, неведомая ныне наука и неведомые технологии, ибо то будет время нового неба и новой земли - преображенного Богом мира. Таковы предположения автора. Обоженый человек будет творить не от греховной части себя, но от себя, соединенного с Богом, в согласии с Богом, в гармонии с божественными логосами-идеями, но при этом свободно и с любовью в сердце. Такой человек будет достоин того, чтобы воскресить одушевленных животных тварей, "ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих" (Рим. 8: 19-21).

 []

Портрет Хары (П.Калугин)

Взято с сайта: http://www.kalugin.org/ru/images/animals/hara.htm

Вот на такой оптимистической ноте я заканчиваю свои размышления.

С праздником вас, уважаемые читатели, праздником светлого Воскресения Христова, который празднует наша Православная Церковь - первого в истории события, когда человеческая природа абсолютно победила смерть и достигла бессмертия, обожения, вечной жизни! Будем же надеяться и мы на жизнь и творчество с Богом, как в этой мире, так и в будущем. С верою и надеждою потерпим скорби этого мира, ибо это угодно Богу для нашего вразумления. Впереди - жизнь вечная с Богом Отцом, Сыном и Святым Духом!

24.04.2011 г.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"